Вопрос 23. Раскрыть сущность понятий «человек», «индивид», «индивидуальность», «личность». Охарактеризовать психологическую структуру личности
Понятие «личность» соотносится с такими понятиями «индивид», «индивидуальность», «человек». Содержательно эти понятия переплетены между собой.
Понятие человекявляется самым широким. Это принятое классическое научно обобщенное название особого вида живого существа – “человека разумного”, или homo sapiens. В это понятие объединено все: природное, биохимическое, социальное, медицинское и др.
Индивид – категория, указывающая на принадлежность к человеческому роду. В этом понятии выражена родовая принадлежность человека, т.е. любой человек – это индивид. Индивид акцентирует в человеке биологическое, но и не исключает социальных составляющих, присущих человеческому роду. Человек рождается конкретным индивидом, но, став личностью, не перестает одновременно быть индивидом.
Индивидуальность – категория, подчеркивающая уникальность, неповторимость и самостоятельность каждой психики (личности, индивида, человека).
Личность — человек, развивающийся в обществе и вступающий во взаимодействие и общение с другими людьми с помощью языка.
Это человек как член общества, результат формирования, развития и социализации. Но сказанное не означает, что личность – это существо только социальное, лишенное биологических характеристик. В психологии личности социальное и биологическое существуют в единстве.
В отечественной психологической науке чаще всего в качестве основных признаков личности выделяются:
- включённость в общественные отношения;
- участие в совместной деятельности;
- развитое самосознание.
Личность как психологическое образование характеризуется следующими свойствами:
- активностью (проявляется в творчестве, волевых актах, активной жизненной позиции);
- единством (взаимосвязь и взаимозависимость всех сторон личности);
- устойчивостью (относительное постоянство свойств).
Разные исследователи рассматривают структуру личности по-разному. Большинство из них выделяют в личности две составляющие – биологическое и социальное. Биологическое(эндопсихика) отождествляется с нервно-психической организацией человека, включает в себя анатомические и психофизиологические особенности человека. Социальное(экзопсихика) определяет отношение человека к внешнему миру в его социальном опыте. Природное и социальное в структуре личности образуют единство и не могут быть механически противопоставлены друг другу.
Наиболее обоснованную и развернутую структуру личности, названную функционально-динамической, предложил Константин Константинович Платонов.
Платонов выделял четыре подструктуры в структуре личности. Ее основу (первая подструктура) составляет направленность личности – это совокупность устойчивых мотивов, определяющих ее поведение и деятельность, и относительно независимых от наличных условий ситуации. Она включает желания, влечения, интересы, стремления, склонности, идеалы, убеждения, мировоззрения. Мировоззрение и убеждение человека определяют его моральные качества. Эта подструктура формируется путем воспитания.
Вторую подструктуру составляет социальный опыт человека, проявляющийся в знаниях, умениях, навыках и привычках. Эту подструктуру иногда называют индивидуальной культурой, или подготовленностью. Она формируется в процессе обучения.
Третья подструктура − особенности развития психических процессов (ощущения, восприятия, памяти, мышления, эмоций, воли, воображения). Эта подструктура формируется в процессе упражнений.
Четвертая – биопсихическая подструктура. Она объединяет свойства темперамента, половые и возрастные свойства личности. Активность этой подструктуры определяется основными свойствами нервной системы и мало поддаётся коррекции.
Подструктуры организованы иерархически и находятся в соподчиненной зависимости. На эти четыре подструктуры накладываются еще две общие подструктуры: характер и способности. Характер и способности представляют собой не самостоятельные подструктуры, а общие качества личности, включающие особенности каждой из четырех иерархических подструктур.