Состав и взаимосвязь помещений магазина
Магазин должен располагать комплексом помещений, необходимых для рационального функционирования тор-гово-технологического процесса.
Состав и размеры помещений зависят от типа магазина и его общей площади.
Совокупность помещений магазина в соответствующей их взаимосвязи составляет его технологическую планировку. По функциональному назначению помещения подразделяют на следующие группы:
• торговые;
• для приемки, хранения и подготовки товаров к продаже;
• подсобные;
• административно-бытовые;
• технические.
Торговые помещения занимают важнейшее место в общей совокупности помещений магазина. К ним относят торговые залы, помещения приема и выдачи заказов, зал кафетерия, зал демонстрации новых товаров, помещения (зоны) для оказания дополнительных услуг покупателям (раскрой тканей, подгонка платья по фигуре покупателя, комната матери и ребенка и др.). Все эти помещения несут основную функциональную нагрузку в магазине. Площади, формы и пропорции торговых помещений в значительной степени обусловливают качество обслуживания покупателей, оказывают влияние на построение торгово-техноло-гического процесса в магазине, на экономические показатели его работы.
К помещениям для приемки, хранения и подготовки товаров к продаже относят приемочные, разгрузочные, кладовые для хранения товаров, охлаждаемые камеры для хранения скоропортящихся продуктов, помещения для подготовки товаров к продаже, фасовочные, комплектовочные и экспедиции отдела заказов.
Подсобные помещения включают помещения для хранения тары и контейнеров, экспедиции по доставке товаров на дом, мастерские по ремонту оборудования и инвентаря, рекламно-оформительские мастерские, помещения для приема посуды, моечные, коридоры, тамбуры, вестибюли.
К административно-бытовым помещениям, относят служебные помещения аппарата управления, пункты питания персонала, здравпункт, санитарно-бытовые помещения. Технические помещения — вентиляционные камеры, машинные отделения холодильных установок и лифтов, телефонный коммутатор, электрощитовая, помещение теплового узла или котельной, радиоузел, камеры кондиционирования воздуха.
Все помещения магазина должны быть расположены с учетом обеспечения рациональной взаимосвязи между ними. Так, планировка торговых помещений, а также помещений (зон) для приемки, хранения и подготовки товаров к продаже, подсобных и административно-бытовых помещений должна отвечать следующим основным требованиям:
V торговые помещения должны быть непосредственно связаны с помещениями для хранения и подготовки товаров к продаже, чтобы можно было обеспечить оперативное пополнение товарных запасов в торговом зале, используя кратчайшие пути движения товаров;
• оптимальным является решение, когда торговый зал и кладовые расположены на одном уровне;
• торговый зал должен быть связан с помещениями для приемки товаров по возможности кратчайшим путем, что особенно важно при поступлении в магазин товаров в таре-оборудовании;
• помещения для хранения товаров должны быть непроходными, с максимально приближенными к ним помещениями для приемки и подготовки товаров к продаже;
• помещения для хранения тары, обменного фонда контейнеров, упаковочных материалов и инвентаря желательно располагать непосредственно у приемочной или разгрузочной рампы;
• пункт приема посуды от населения должен иметь отдельный вход и быть соединен с разгрузочной платформой для перегрузки стеклопосуды из кладовой на автотранспорт;
• административно-бытовые помещения должны быть связаны с торговыми помещениями, а также с помещениями для приемки, хранения и подготовки товаров к продаже. В свою очередь, между помещениями этой группы должна быть обеспечена должная взаимосвязь. Например, необходимо планировочное объединение помещений для отдыха и буфета. Гардеробные помещения, санузлы, моечные должны быть связаны со всеми группами помещений магазина.
Размещение помещений и их планировка должны быть направлены на обеспечение максимальных удобств для покупателей при отборе и покупке ими товаров, рациональное осуществление всех торгово-технологических операций на основе широкого внедрения современного торгово-техноло-гического оборудования. Планировка помещений магазина должна обеспечивать нормальные условия работы персонала, высокий уровень производительности труда работников. Устройство и размещение помещений должны быть подчинены требованиям сохранности товарно-материальных ценностей на торговых предприятиях. 376
20.3. Устройство и планировка торгового зала
и помещений для приемки, хранения
и подготовки товаров к продаже
Основным торговым помещением является торговый зал, который, как правило, занимает большую долю в общей площади магазина. Он служит для размещения рабочего и выставочного запаса товаров, здесь производится отбор товаров покупателями, осуществляются расчетные операции за отобранные товары, оказываются различные дополнительные услуги покупателям. В торговом зале организованы рабочие места продавцов, кассиров, продавцов-консультантов, кассиров-контролеров и других работников магазина. Поэтому устройство и планировка торгового зала должны отвечать требованиям рациональной организации совершаемых здесь операций. Важнейшими из этих требований являются: свободное движение покупательского потока; обеспечение кратчайших путей движения товаров из зон хранения и подготовки товаров к продаже к местам их выкладки и размещения; создание условий хорошей просматриваемости и удобств для ориентации покупателей.
Рациональное планировочное решение торгового зала легче всего обеспечивается при соотношении его сторон 1:1 при максимальном шаге колонн. Торговый зал должен иметь по возможности больший периметр глухих стен и перегородок, что очень важно для расширения возможности установки торгового оборудования.
Торговый зал молено разделить на следующие зоны или площади: установочную, проходов для покупателей, рабочих мест продавцов и площадь зоны контрольно-кассового узла.
Установочная тглощадъ магазина — это часть площади торгового зала, занятая оборудованием, предназначенным
для выкладки, демонстрации товаров, проведения денежных расчетов и обслуживания покупателей. В нее включается и площадь, занятая основаниями крупногабаритных товаров, размещенных на полу. Обычно для этих целей отводится 27-30% площади торгового зала.
Степень эффективности использования площади торгового зала можно определить путем расчета коэффициента установочной площади по следующей формуле:
где Ку — коэффициент установочной площади;
Sy — установочная площадь, м2;
■S-г.з — площадь торгового зала, м2.
Однако эффективность использования площади торгового зала определяется не только степенью использования ее под установку оборудования. Важно еще и то, чтобы установочная площадь была эффективно использована под выкладку товаров, что может быть достигнуто при оснащении торгового зала оборудованием, имеющим достаточно большую площадь выкладки.
Площадь выкладки (экспозиционная) исчисляется как суммарная площадь горизонтальных, вертикальных и наклонных плоскостей торгового оборудования, используемого для показа и демонстрации товаров в торговом зале. Сюда же включается и площадь, занятая под установку крупногабаритных товаров.
Для островных и пристенных универсальных горок экспозиционная площадь определяется путем суммирования площади всех полок оборудования; перфорированных щитов с кронштейнами — как произведение длины кронштейна на его условную ширину и на их общее количество; вешал — как произведение длины кронштейна на высоту;
подиумов, лотков, столов — как произведение длины на ширину; контейнеров — путем умножения площади их основания на количество полок; для корзин или других това-роносителей, имеющих круглое сечение, экспозиционная площадь рассчитывается как площадь круга по среднему диаметру.
Показателем, характеризующим степень использования площади торгового зала под выкладку товаров, является коэффициент экспозиционной площади. Он определяется как отношение экспозиционной площади (площади выкладки товаров) к площади торгового зала:
^т.з
где Кэ — коэффициент использования экспозиционной площади (площади выкладки);
S3 — экспозиционная площадь, м2;
ST3 — площадь торгового зала, м2.
Этот показатель не может беспредельно увеличиваться, так как от его завышения может пострадать рациональная организация технологических процессов, ухудшиться обозримость товаров. Считается, что наиболее приемлемыми отношениями между экспозиционной площадью и площадью торгового зала в магазинах самообслуживания являются 0,7-0,75, или 70-75%. Значение этого показателя зависит от типа используемого оборудования, его высоты, количества полок, кронштейнов и других элементов, используемых для выкладки товаров.
Часть площади торгового зала отводится под зоны для проходов покупателей. Ширина проходов устанавливается строительными нормами и правилами. Однако при определении ширины проходов в каждом конкретном магазине следует учитывать плотность покупательского потока, т. е.
число покупателей, приходящихся на единицу площади. Для создания комфортных условий перемещения покупателей необходимо от 4 до 10 м2 торговой площади на покупателя.
Проходы для покупателей подразделяют на магистральные (основные) и боковые. Магистральные проходы связывают все зоны торгового зала и идут вдоль стен. Их ширина должна обеспечивать беспрепятственное перемещение основных покупательских потоков.
В магазинах, где торговля ведется через прилавок обслуживания, выделяется площадь для организации рабочих мест продавцов. Ее размер определяется умножением длины фронта прилавка на глубину рабочего места. При этом глубина рабочего места включает ширину прилавка, ширину прохода между прилавком и торговым оборудованием для выкладки и размещения рабочего запаса товаров и глубину этого оборудования.
Площадь зоны контрольно-кассового узла магазина включает площадь, занятую кабинами контролеров-кассиров, площадь проходов между кабинами и площадь, необходимую для оказания дополнительных услуг покупателям в процессе расчетных операций.
Для расчета числа рабочих мест контролеров-кассиров используют формулу
п•3600•и '
где К — количество рабочих мест контролеров-кассиров;
П — площадь торгового зала, м2;
в — среднее время расчета с одним покупателем;
п — площадь торгового зала, приходящаяся на одного покупателя, м2;
3600 — количество секунд в 1 ч;
и — коэффициент использования рабочего времени контролером-кассиром.
Различают следующие основные варианты технологических планировок торгового зала:
• линейную;
• боксовую;
• смешанную.
Выбор соответствующего варианта технологической планировки осуществляется с учетом размеров и конфигурации торгового зала, ассортимента реализуемых товаров и методов их продажи.
Линейная планировка торгового зала является наиболее рациональной для продажи товаров с помощью самообслуживания. При такой планировке зона размещения товаров и проходов для покупателей спланирована в виде параллельных линий торгового оборудования, расположенных перпендикулярно линии контрольно-кассового узла, что дает возможность организовать централизованные кассовые операции в едином узле расчета. Она удобна для покупателей, так как позволяет им свободно передвигаться по всему торговому залу и рассчитываться за все отобранные товары в одном месте.
При линейной планировке создаются благоприятные условия и для рациональной технологии работы магазина: наиболее оптимально используется площадь торгового зала; имеются условия для создания одной бригады материально ответственных лиц и взаимозаменяемости работников магазина.
В свою очередь, линейная планировка может быть трех вариантов: продольная, поперечная и смешанная (рис. 11).
При боксовой планировке всю площадь торгового зала разбивают на изолированные друг от друга боксы (отделы). Каждый бокс имеет самостоятельный узел расчета.
Обычно боксовая планировка применяется в крупных магазинах с большой торговой площадью. По сравнению с линейной она менее удобна, так как при комплексной покупке покупатель вынужден обращаться в различные отделы и производить оплату за отобранные товары в нескольких узлах расчета.
Выделение отдельных боксов может быть оправдано при продаже специфических товаров, требующих специального выбора (ювелирных изделий и т. п.).
Смешанная планировка предусматривает расстановку оборудования в торговом зале с использованием комбинаций линейной и боксовой планировок.
Планировка рабочих мест продавцов в магазинах, применяющих традиционный метод обслуживания покупателей (через прилавок обслуживания), зависит от ассортимента реализуемых товаров, типа предприятия. Например, в магазинах по торговле продовольственными товарами ширина фронта рабочего места продавца должна быть не менее 2 м, а в магазинах, торгующих непродовольственными товарами, — не менее 3 м. Между пристенным оборудованием и прилавком должен быть проход шириной не менее 0,9 м. Глубина рабочего места продавца может быть различной в зависимости от ширины прилавка и пристенного оборудования. Размещают рабочие места продавцов ближе к помещениям, в которых осуществляются хранение и подготовка к продаже товаров.
Планировка контрольно-кассового узла должна обеспечивать беспрепятственное направление движения покупательских потоков, исключать встречные потоки. Кассовые кабины должны располагаться таким образом, чтобы поток покупателей проходил слева от рабочих мест контролеров-кассиров. При организации единого контрольно-кассового узла необходимо предусматривать применение совмещенной системы «вход — выход». Помимо кассовых кабин, для устройства контрольно-кассовых узлов используют также столы для упаковки товаров покупателями, оборудование для хранения личных вещей покупателей.
При разработке схемы технологической планировки для конкретного магазина следует учитывать его тип, размер торговой площади, конфигурацию торгового зала и т. д.
Технологическая схема должна отвечать следующим основным требованиям:
• создавать для покупателей условия беспрепятственного выбора товаров в минимально короткий срок;
• обеспечивать применение самообслуживания при продаже большинства товаров;
• оптимально использовать торговые площади;
• создавать необходимые условия работникам магазина для рациональной организации торгово-технологического процесса.
Важную роль в организации бесперебойного торгово-технологического процесса магазина играют помещения для приемки, хранения и подготовки товаров к продаже. Состав и размеры этой группы помещений зависят от типа и размера магазина, характера выполняемых технологических операций.
Для разгрузки транспортных средств в магазинах должны быть оборудованы специальные места. В крупных магазинах для этих целей устраиваются рампы или дебаркадеры.
Помещение (зона) для приемки товаров по количеству и качеству должно примыкать к месту разгрузки. В магазине может быть также выделена специальная зона для товаров, прибывших во внерабочее время. Зона для приемки товаров должна быть связана с помещениями для хранения и подготовки товаров к продаже. Кроме того, помещения для приемки товаров должны иметь по возможности кратчайшую связь с торговым залом для доставки товаров, поступивших в таре-оборудовании, непосредственно в зал.
Помещения для хранения товаров по своему устройству должны отвечать требованиям рационального хранения необходимых запасов товаров. Размер площади этих помещений, их состав (для охлаждаемых и неохлаждаемых товаров) зависят от ассортимента реализуемых товаров и устанавливаются по строительным нормам и правилам. Охлаждаемые камеры должны устраиваться в виде единого
блока. Зоны хранения товаров могут размещаться в подвальных помещениях или в помещениях, находящихся на уровне торгового зала. Реже такие помещения располагаются над торговым залом (на верхних этажах здания). Помещения для хранения оснащаются соответствующим технологическим оборудованием — стеллажами, подтоварниками и т. д.
Размеры помещений для подготовки товаров к продаже также устанавливаются в соответствии со строительными нормами и правилами. Эти помещения должны иметь хорошую связь как с зоной приемки и хранения товаров, так и с торговым залом. Помещения для подготовки товаров к продаже должны оснащаться приспособлениями для фасовки, нарезки, этикетирования товаров, а также другими устройствами в зависимости от характера подготовительных операций.
20.4. Санитарно-технические устройства магазина
В качестве источников теплоснабжения зданий магазинов могут быть использованы городские теплофикационные сети от ТЭЦ или районных котельных, пар низкого или среднего давления, местные котельные или квартальные сети. Теплофикационная вода обычно принимается с параметрами 150-70°С, горячая вода для систем горячего водоснабжения — с температурой 65°С.
В зданиях магазинов могут применяться различные системы отопления: водяное; воздушное, совмещенное с приточной вентиляцией; электрическое; комбинированное — водяное и воздушное; паровое низкого давления.
Не допускается применение систем с инфракрасными и высокотемпературными газовыми или электрическими излучателями.
По действующим строительным нормам и правилам принимаются расчетные внутренние температуры и кратность обмена воздуха в помещениях магазина.
В магазинах, размещаемых в жилых или общественных зданиях, системы отопления рекомендуется присоединять в виде отдельных ветвей. Для того чтобы обеспечить отключение системы отопления торговых залов в период максимальных тепловыделений, их также рекомендуется выделять на отдельные ветви.
Для магазинов с общей площадью от 40 до 250 м2 могут применяться системы электрического отопления с использованием нагревательных приборов в виде электрорадиаторов.
В случае устройства в здании магазина воздушного отопления, совмещенного с приточной вентиляцией, необходимо предусматривать специальное отопление в нерабочее время, рассчитанное на поддержание температуры в торговых залах на уровне 10°С.
В мелких магазинах в исключительных случаях может быть использовано печное отопление.
В магазинах может применяться естественная и механическая вентиляция.
Естественная вентиляция предусматривается в магазинах с торговой площадью не более 150 м2. Она обеспечивает воздухообмен в помещениях в результате действия ветрового и теплового напоров, получаемых вследствие разной плотности воздуха снаружи и внутри помещений.
Механическая вентиляция осуществляется с помощью вентиляторов или эжекторов. Она может быть приточной, вытяжной и приточно-вытяжной.
Различают общеобменную (для всего помещения) и местную (для отдельных рабочих мест) вентиляцию.
При размещении магазинов в первых этажах жилых домов или общественных зданий системы вентиляции магазинов должны устраиваться раздельно от вентиляции зданий, а приточные камеры, как правило, необходимо размещать в помещениях, находящихся ниже магазина или на одном уровне с ним.
Для расчета воздухообмена в помещении магазина можно использовать следующую формулу:
где Кв — коэффициент воздухообмена, указывающий на количество раз замены воздуха в помещении наружным воздухом;
Qy.B — объем удаляемого из помещения воздуха, м3/ч;
Qu — объем помещения, м3.
Этот показатель для торговых залов должен составлять не менее 1,5, для кладовых — не менее 1,0, а помещений с резким запахом товаров — не менее 2,0.
С помощью специальных технических средств в помещениях может осуществляться кондиционирование воздуха, которое является наиболее совершенным видом вентиляции и отопления помещений. Кондиционеры служат для приготовления, перемещения, распределения воздуха и автоматического регулирования его параметров. Их подразделяют на местные (для отдельных помещений) и центральные (для всех помещений магазина).
При расчете воздухообмена необходимо учитывать, что источниками тепловыделения являются покупатели (75ккал/ч от одного покупателя) и работающие (100ккал/ч). Кроме того, в среднем один покупатель выделяет 23 л/ч углекислоты, один продавец — 30 л/ч. Допустимое содержание углекислоты — 2л/м3.
В охлаждаемых камерах для хранения овощей и фруктов должна быть предусмотрена автономная, не связанная с другими помещениями, приточно-вытяжная вентиляция.
Не допускается присоединять к общим вентиляционным системам помещения складов сгораемых материалов и изделий из несгораемых материалов в сгораемой упаковке.
Все приточные системы вентиляции должны быть автоматизированы. В случае возникновения пожара в зданиях магазинов должно сработать централизованное отключение систем механической вентиляции, кондиционирования и воздушного отопления.
Водоснабжение магазина должно обеспечивать его потребность в воде для хозяйственно-гигиенических и противопожарных целей, а также в питьевой воде, удовлетворяющей требованиям действующего стандарта.
В магазинах с объемом здания 5000 м3 и более обязательно должен быть внутренний противопожарный водопровод.
На одного работника магазина принимается норма во-допотребления 25 л в смену при коэффициенте часовой неравномерности потребления — 2,5.
Согласно санитарным правилам и нормам все магазины должны иметь канализационные сооружения, предназначенные для отвода сточных вод. Канализационная сеть бывает внутренняя и наружная. Внутренняя канализация устраивается в виде трубопровода, идущего от санитарных приемников и других мест приема сточных вод до наружных каналов или коллекторов.
Объединение канализации магазинов с общедомовыми канализационными сетями не допускается. Нельзя прокладывать трубы канализации под потолками торговых помещений и помещений для приема, хранения и подготовки к продаже продовольственных и ценных непродовольственных товаров. Не допускается также установка санитарных приборов в подвальных помещениях, сообщающихся со складскими помещениями для хранения этих же товаров.
Магазины должны быть также оснащены противопожарными устройствами. К ним относят противопожарные водопроводы или специальные резервуары для воды, пожарные лестницы и спуски для перемещения грузов в многоэтажных зданиях, а также средства противопожарной автоматики и сигнализации.
ГЛАВА 2!
ТОРГОВО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЕ ОБОРУДОВАНИЕ МАГАЗИНОВ
21.1. Мебель для торговых залов магазинов
Мебель для торговых предприятий играет важную роль в рациональной организации торгово-технологического процесса. Она широко применяется при выполнении различных операций, связанных с приемкой, хранением и продажей товаров.
Мебель для торговых предприятий принято классифицировать по следующим наиболее важным признакам:
• месту применения;
• назначению;
• товарному профилю;
• конструкции.
По месту применения торговую мебель подразделяют: для торговых залов, подсобных помещений и мелкорозничных предприятий.
По назначению торговая мебель подразделяется на следующие виды: для приемки товаров по качеству (столы для бракеража); подготовки товаров к продаже (столы для фасовки товаров); показа товаров (витрины); выкладки и продажи товаров (горки, прилавки, прилавки-витрины, вешала); транспортировки и продажи товаров (тара-оборудование); расчетов с покупателями (кассовые
кабины); для обслуживания покупателей (примерочные кабины, банкетки и подставки для примерки обуви, корзины и тележки для отборки товаров).
По товарному профилю различают универсальную и специализированную торговую мебель.
По конструкции торговую мебель изготовляют неразборную и сборно-разборную. Магазины оснащаются преимущественно сборно-разборной торговой мебелью, что позволяет быстро и без дополнительных затрат изменять планировку магазина или отдельных его секций.
Размеры и конструкция торговой мебели должны быть тесно увязаны с параметрами помещений магазинов, чему в значительной степени способствуют ее типизация, унификация и стандартизация.
Под типизацией понимают систему мероприятий, направленных на устранение излишнего многообразия и отбор наиболее рациональных типов торговой мебели. Она позволяет свести количество конструкций к небольшому числу технически совершенных и экономически эффективных, отвечающих современным требованиям и подлежащих массовому распространению типов.
Мебель для торговых предприятий делится на следующие основные типы:
• пристенные и островные горки;
• секции замкнутых зон внутри торгового зала;
• прочие товароносители;
• прилавки;
• немеханические кассовые кабины для магазинов самообслуживания ;
• механические кассовые кабины для магазинов самообслуживания;
• корзины для покупок;
• тележки для покупок;
• вешала для одежды.
Для оснащения магазинов также применяются: примерочные кабины, банкетки и подставки для примерки обуви, столы для выписки чеков и упаковки товаров, столы для тканей и крупногабаритных товаров, столы передвижные для телевизоров, подиумы, столы-подиумы и т. д.
Наиболее распространенными типами торговой мебели являются пристенные и островные горки, которые могут устанавливаться в торговом зале отдельными секциями или сплошным фронтом (рис. 12).
Рис.12. Горки пристенные и островные: 1 — горка пристенная универсальная; 2 — горка пристенная для парфюмерии, галантереи, канцелярских и других товаров; 3 — горка пристенная для одежды; 4 — горка островная для обуви; 5 — горка островная для головных уборов.
Различают горки универсальные, предназначенные для выкладки и продажи различных продовольственных инепродовольственных товаров, и специализированные (для обуви, головных уборов и т. д.). Устанавливают пристенные горки вдоль стен, островные — в средней части торгового зала.
Выложенные на привитринных горках товары можно осматривать как со стороны торгового зала, так и с улицы. Размещают их вдоль оконных витрин.
Прилавки (рис. 13) используют для отпуска различных товаров, размещения отборочных корзин и сумок покупателей, а также для упаковки товаров.
Рис.14. Прилавки-витрины
Рис.13. Прилавки
Прилавки-витрины (рис. 14), в отличие от прилавков, имеют частично или полностью застекленную
верхнюю часть.
Вешала (рис. 15) служат для показа и продажи готового платья. Они бывают одно- и двухъярусные, стационарные и передвижные.
Кассовые кабины (рис. 16) являются рабочим местом контролера-кассира. Они оснащаются вращающимся стулом с подъемным сиденьем и проволочной корзиной для мелких товаров. 392
Рис.15. Вешало Рис.16. Кабина
двухъярусное кассовая
Для оснащения подсобных помещений применяют стеллажи, подтоварники, поддоны, вешала для одежды, лари для хранения сыпучих товаров, а также оборудование для бракеража и подготовки товаров к продаже.
Унификация — приведение к единообразию форм, конструкций и размеров деталей, из которых производится сборка торговой мебели. В процессе унификации сокращается многообразие деталей, имеющих одинаковое функциональное назначение.
Мебель, изготовленная из унифицированных деталей, легко монтируется как в виде отдельных секций, так и сплошным фронтом, что приводит к экономии средств за счет сокращения числа стоек и других элементов. Для оценки уровня унификации торговой мебели может быть использована следующая формула
где Q\ — количество унифицированных элементов, входящих в изделие;
Q2 — общее количество элементов, входящих в изделие.
Стандартизация торговой мебели предусматривает установление нормативных требований к размерам, материалам, качеству изготовления, правилам приемки и маркировки, упаковке, транспортировке и хранению торговой мебели.
Мебель для торговых помещений должна быть удобной в эксплуатации, обеспечивать широкий показ товаров и создавать максимум удобств при отборке товаров покупателями. Она должна отвечать эксплуатационно-техническим, экономическим, эргономическим, эстетическим и санитарно-гигиеническим требованиям.
Эксплуатационно-технические требования. Они прежде всего предусматривают, чтобы торговая мебель имела стандартные размеры, что позволяет производить ее сборку из отдельных элементов методом агрегатирования. Длина, высота и ширина изделий должны отвечать параметрам помещений магазина и соответствовать различным свойствам товаров и стандартизированным размерам упаковки.
Наиболее высокими эксплуатационно-техническими характеристиками обладает универсальная торговая мебель, собранная из ограниченного количества взаимозаменяе-
мых унифицированных деталей и узлов. Универсальность мебели предусматривает широкое ее применение для разнообразных групп товаров в различных типах магазинов.
Кроме того, торговая мебель должна обеспечивать рациональное использование площади торгового зала, быть пригодной для оперативного пополнения запасов товаров, обеспечивать наглядность показа и удобства отборки их покупателями. Это достигается за счет применения более емкой мебели, имеющей большую площадь экспозиции товаров, укомплектованную наполочными и навесными корзинами, другими приспособлениями для выкладки товаров, различными типами тары-оборудования.
Важным эксплуатационно-техническим требованием торговой мебели является ее прочность и устойчивость, а также надежность соединений отдельных деталей.
Экономические требования. При проектировании мебели для торговых залов магазинов стремятся к тому, чтобы она была недорогой и экономичной в эксплуатации. Она должна изготовляться простой и облегченной конструкции из недорогих строительных и отделочных материалов с использованием современной технологии производства. Важными условиями снижения стоимости торговой мебели и повышения ее экономичности является организация массового индустриального производства, простота технологического процесса, возможность замены отдельных деталей и узлов в процессе ее ремонта, а также реконструкции и перепланировки магазина. Она должна занимать возможно меньшую площадь торгового зала и подсобных помещений, но быть достаточно емкой, обеспечивающей выкладку и хранение необходимого количества товаров.
Эргономические требования. Они предусматривают, что основные размерные соотношения мебели, т. е. ее высота, ширина и длина, высота расположения полок и других элементов для выкладки товаров, должны устанавливаться с учетом роста и пропорций фигуры человека и обеспечи-
вать минимальную утомляемость обслуживающего персонала, а также хорошую обозримость товаров и свободный доступ к ним покупателей.
Эстетические требования. Форма, пропорции и цвет торговой мебели должны соответствовать ее функциональному назначению и архитектурно-художественному оформлению интерьера торгового зала магазина. Она должна подчеркивать единство ансамбля интерьера магазина. Иначе говоря, устройство торговой мебели не должно играть самостоятельной роли.
Поэтому архитектурно-конструктивное решение торговой мебели должно отвечать ряду эстетических требований.
В цветовой отделке необходимо максимально использовать декоративные свойства материалов (дерева, пластических масс и др.). Отделка торговой мебели должна быть увязана с общим решением оборудования, т. е. с ее формой, конструкцией. Окрашивают мебель в нейтральные спокойные тона или в тона контрастные цвету товара, чтобы выявить и подчеркнуть его основные свойства. Цвет мебели должен гармонировать с интерьером магазина и выявлять цветовые свойства экспонируемых товаров. При этом источники света следует располагать так, чтобы выделить товар, обратить на него внимание покупателей.
Цвет мебели должен подбираться с учетом некоторых особенностей композиции ее формы. Например, чем больше предмет и более громоздки его формы, тем светлее должна быть его окраска. И наоборот, чем меньше предмет, тем насыщеннее должна быть его окраска. Предметы с четкими и строгими формами окрашиваются в малонасыщенные и светлые цвета, со сглаженными формами и нечеткими гранями — в относительно более насыщенные цвета. Для окраски несущих элементов мебели (стоек, кронштейнов и т. д.) используют краски более темных цветов, чем для других поверхностей. Нецелесообразным считается введение в отделку многоцветной окраски, что мо-
жет нарушить целостность формы мебели. На цветовую схему существенное влияние оказывает фактура поверхности мебели. Так, матовая фактура наиболее приемлема для спокойных приглушенных цветов, глянцевые поверхности — для интенсивных цветов.
Кроме перечисленных, к мебели торговых залов магазинов предъявляются и другие эстетические требования, основные из которых сводятся к следующему:
при конструировании торговой мебели должны быть учтены возможности широкого применения современных материалов и отделки;
при монтаже пристенных и островных горок в линию не должно возникать зрительного впечатления провисания полок. При этом все вертикальные членения мебели должны быть малозаметны, а горизонтальные — подчеркнуты;
для придания торговой мебели композиционной законченности необходимо, чтобы ее собранные секции имели декоративное оформление. С этой целью устраиваются боковые стенки, карнизы для подсвета, плинтуса в основании горок. Декоративная отделка может иметь самостоятельный цвет, однако желательно, чтобы он повторялся на отдельно стоящих изделиях, так как это придает всей мебели единый характер.
Санитарно-гигиенические требования. Устройство торговой мебели, а также материалы, используемые для изготовления этой мебели, не должны затруднять ее чистку в процессе эксплуатации и уборки помещений. В связи с этим мебель должна иметь доброкачественную отделку, с гладкой поверхностью, без излишних углублений, зазоров и выступов.
Рабочие поверхности мебели, соприкасающиеся с пищевыми продуктами, должны изготовляться из материалов, допущенных к применению в продовольственном машиностроении.
Поверхности, покрытые пластиком, протираются влажным тампоном. Мыть мебель обильно смоченным тампоном нельзя,
так как жидкость, затекая в щели между деталями, приводит к разбуханию деревянных и ржавлению металлических частей. Удаление загрязнений с окрашенных поверхностей мебели рекомендуется производить только путем сухой уборки.
21.2. Торговый инвентарь
Важным дополнением торгово-технологического оборудования магазинов является торговый инвентарь, который представляет собой приспособления, инструменты и приборы, применяемые для показа и обработки товаров в процессе обслуживания покупателей, а также для различных вспомогательных и хозяйственных операций. Рациональное использование инвентаря способствует ускорению торгово-технологического процесса, повышению культуры обслуживания покупателей, улучшению условий и увеличению производительности труда торговых работников, сокращению издержек обращения.
Материалом для изготовления инвентаря служат: металл, дерево, стекло, пластические массы. Он должен быть простым, прочным, не громоздким, дешевым, удобным в эксплуатации, отвечать эстетическим и санитарно-гигиеническим требованиям.
По месту использования различают инвентарь для складских и подсобных помещений, инвентарь торговых залов продовольственных магазинов и инвентарь для торговых залов магазинов, торгующих непродовольственными товарами, а также инвентарь общего пользования.
В зависимости от назначения торговый инвентарь делится на следующие основные группы: для вскрытия тары и упаковки, проверки размеров и качества товаров, подготовки товаров к продаже и отпуска их покупателям, выкладки и рекламы товаров, отбора товаров покупателями. Наряду с перечисленным, магазины должны оснащаться
счетным, вспомогательным, санитарно-гигиеническим и противопожарным инвентарем.
Инвентарь для складских и подсобных помещений магазинов представляет собой широкое разнообразие различных приспособлений. Рассмотрим их краткую характеристику.
Инвентарь для вскрытия тары и упаковки. В эту группу входит инвентарь для вскрытия деревянной, металлической и мягкой тары (рис. 17). Для вскрытия деревянной тары используются съемники обручей, набойки бондарные, различные гвоздодеры, хозяйственные топоры, молотки и клещи.
Рис.17. Инвентарь для вскрытия тары:
1,2 — гвоздодеры обыкновенные; 3 — гвоздодер ударный; 4 — молоток-гвоздодер-ножницы; 5 — гвоздодер-молоток; 6 — топорик-гвоздодер-молоток; 7 — гвоздодер-ножницы; 8 — съемник обручей бочек; 9 — рычаг для вскрытия бочек; 10 — нож для вскрытия мягкой тары
Съемник обручей используется для съема с бочек верхнего уторного обруча. Ручка съемника изготовлена из древесины твердолиственных пород, остальные части — из стали. Конструкция съемника позволяет использовать его и в качестве бондарной набойки, для чего нерабочий Конец ручки имеет стальное кольцо — боек.
Фигурный рычаг-гвоздодер предназначен для выемки доньев из утора бочек после съема верхнего уторного обруча. Для этих целей используется заостренный фигурный конец рычага. Противоположный конец рычага приспособлен для выдергивания гвоздей. Изготовлен рычаг-гвоздодер из конструкционной стали с термообработкой рабочих частей.
Бондарная набойка служит для насадки и снятия обручей с деревянных бочек. Набойка представляет собой стальную насадку с деревянной ручкой, заканчивающейся металлическим кольцом-бойком, предохраняющим ее от раскалывания при ударах. Ручка изготовляется из древесины твердолиственных пород. Для изготовления насадки и бойка используется инструментальная сталь.
Гвоздодер-ножницы является комбинированным цельнометаллическим инструментом, используемым для выдергивания гвоздей и резки упаковочной ленты и проволоки. Рабочие части изготовляются из инструментальной стали. Ручки штампуются из листового материала и в свободном состоянии разведены стальной пружиной.
Молоток-гвоздодер-ножницы состоит из молотка с прорезью для выдергивания гвоздей, ножниц для резки упаковочной ленты или проволоки и имеет прорезь на ручке для выдергивания мелких гвоздей. Используется для бесполомочного вскрытия деревянной, картонной и другой тары. Молоток и губки ножниц изготовлены из инструментальной стали, ручки — из листовой обыкновенной стали, с накладками из винипласта.
Молоток-топорик-гвоздодер служит для вскрытия крупногабаритных ящиков, контейнеров, решетчатой и другой тары. Состоит из молотка, топорика и двух прорезей для выдергивания гвоздей. Для изготовления бойка молотка и топорика применяют инструментальную сталь, а черенка — конструкционную сталь. Ручка может быть изготовлена из пластмассы или древесины.
Гвоздодер-молоток состоит из молотка с прорезью для выдергивания гвоздей и металлической или деревянной ручки. На металлической ручке также делается прорезь для гвоздей. Металлические части изготовляются из конструкционной или инструментальной стали.
Гвоздодер ударный используется для выдергивания гвоздей и шурупов, головки которых не выступают над поверхностью. Имеет две губки, сидящие на оси, одна из которых жестко соединена с корпусом, другая — с фигурной ручкой. В корпусе имеется шток с укрепленным на нем грузом, который служит для забивания губок гвоздодера в поверхность тары. Ударный гвоздодер изготовляется из инструментальной стали (губки), обыкновенной стали (корпус, ручка, ось) и из чугуна (груз).
Гвоздодеры обыкновенные на одном или обоих концах имеют прорезь для выдергивания гвоздей. Изготовляются из инструментальной или конструкционной стали круглого сечения. Их рабочая поверхность термообработана.
Топоры хозяйственные, молотки и к л е -щ и применяются в подсобных помещениях магазинов и на складах как вспомогательный инвентарь.
В качестве инструмента для вскрытия металлической тары служит ключ для металлических бочек, при помощи которого открывают резьбовые металлические пробки. Ключ устроен в виде металлического стержня, концы которого отогнуты под прямым углом и имеют форму квадрата.
Для вскрытия льняных и бумажных мешков, картонной тары, товаров в паковочной ткани применяют нож для вскрытия мягкой тары. Нож; изготовлен из стали. Ручка выполнена в виде деревянных накладок из древесины твердолиственных пород.
Инвентарь для проверки размеров и качества товаров. Сюда относятся шаблоны, пробоотборники, овоскопы-вино-скопы.
Шаблоны представляют собой прямоугольные пластмассовые или металлические пластины с отверстиями диаметром 42, 45, 51, 60 и 70 мм. Применяются для сортировки лимонов по размерам.
Пробоотборники используются для взятия проб товаров.
Пробоотборники для сыпучих продуктов представляют собой желобок, изготовленный из металлической пластины, с конусным полым наконечником и с деревянной ручкой. Хранится пробоотборник для сыпучих продуктов в деревянном футляре.
Для арбузов и дынь применяется пробоотборник из листовой нержавеющей стали толщиной 1-1,2 мм. Изготовлен в виде желоба с заточенными краями. Внутри желоба устроен ограничитель, препятствующий чрезмерному продвижению пробоотборника при взятии пробы. Имеет ручку из древесины твердолиственных пород.
Пробоотборник для масла и сыра имеет металлическое лезвие в виде желобка и приваренную к нему крестообразную ручку. Материалом для изготовления пробоотборника служит листовая нержавеющая или обыкновенная сталь с последующим никелированием.
Проверка качества яиц и вин на просвет производится при помощи овоскопа-виноскопа, который состоит из корпуса полусферической формы и двух съемных крышек с отверстиями для просвета яиц и вина, расфасованного в бутылки. В нижней части прибора вмонтирован патрон с электролампой. Количество отверстий в крышках рассчитано на одновременный просвет 20 штук яиц или двух бутылок с вином. Корпус и крышки овоскопа-виноскопа изготовлены из листового алюминия толщиной 1,5 мм. Мощность электролампы составляет 40 Вт.
Для приемки некоторых культтоваров, а также товаров строительного и хозяйственного назначения используют мерительные инструменты. Это кронциркули для сравнительного измерения наружных размеров, нут-
ромеры для определения внутренних размеров, штангенциркули для точных наружных и внутренних измерений, микрометры для определения толщины или диаметра некоторых предметов (листового железа, проволоки и т. п.).
Инвентарь для подготовки товаров к продаже (рис. 18). К этой группе инвентаря относят приспособления для разруба, разделки и нарезки мяса, субпродуктов и рыбы, утюги и гладильные доски, щетки для чистки одежды и обуви, а также инвентарь для фасовки товаров.
Топоры мясорубные применяют для разруба туш мяса, рыбы и птицы. Выпускаются цельнокованными и с приварным стальным лезвием. Рабочая часть топора подвергается термической обработке и шлифовке. Насаживаются топоры на топорища из древесины твердолиственных пород.
Пилы-ножовки необходимы для распиливания крупных костей и туш мороженого мяса. Составными частями пилы являются ножовочное полотно из углеродистой стали, основание, винт-барашек для натяжения полотна и фигурная ручка из пластмассы. Полотно ножовки термообрабатывается, основание и барашек винта покрываются молотковой эмалью. Для распиливания четвертин туш мяса, рыбы служат ленточные малогабаритные электропилы, состоящие из ленточного полотна, надетого на два шкива и приводимого в движение от электродвигателя. Один шкив является ведущим и расположен в опорной части литой из алюминиевого сплава станины. Электродвигатель смонтирован в станине. Малогабаритная электропила имеет платформу для подачи кусков мяса и рыбы на распиливание. Для установки толщины реза продукта предусмотрен фиксирующий упор. Подключается ленточная электропила к сети напряжением 220 В. Ножи производственные представляют обширную группу режущих инструментов, используемых как в подсобных помещениях, так и на рабочих местах продавцов. Подразделяют их в зависимости от назначения. Они имеют различную конфигурацию лезвия, ручки и разные размеры.
Рис. 18. Инвентарь для подготовки товаров к продаже:
1 — топор мясорубный; 2 — нож-секач; 3 — нож для разрубания мяса; 4 — нож для ветчины; 5 — нож для колбас; 6 — ножи для сыра; 7 — нож для хлеба; 8 — нож рычажный для хлеба; 9 —пила; 10 — струны для масла, сыра; 11 — ножницы; 12 — стеклорез; 13 — вилка гастрономическая; 14 — вилка со сбрасывателем; 15 — вилка для капусты; 16 — лопатка кондитерская; 17 — щипцы кондитерские; 18 — ложка разливательная; 19 — совок; 20 — доска разделочная; 21 — колода для разрубания мяса и рыбы
Материалом для изготовления лезвий ножей служит инструментальная термообработанная или нержавеющая сталь. Ручки изготовляются из дуба, бука или из древесины других твердолиственных пород в виде накладок, крепящихся при помощи заклепок и шайб из нержавеющей стали или из цветных металлов.
Ручки ножей могут быть изготовлены также из термостойкой пластмассы. Лезвия и ручки ножей шлифуют.
Ножи производственные подразделяют на три группы: для разделки мяса, птицы, рыбы; гастрономические и хлеборезные.
Ножи для разделки мяса, птицы и рыбы включают большие мясницкие нолей, ножи-секачи, ножи-рубаки, ножи обвалочные для выемки костей и рыборазделочные.
Большие мясницкие ножи предназначены для разруба крупных костей, хрящей, сухожилий, туш баранины, птицы и т. п.
Ножи-секачи используют для разруба крупных кусков мяса и рыбы.
Ножи-рубаки применяют для разруба мелких костей и разрезания крупных мускульных частей мяса и рыбы.
Ножи обвалочные необходимы для удаления костей и сухожилий. Имеют короткое лезвие с заостренным концом и фигурную ручку.
Нож для выемки костей имеет узкое лезвие. При его помощи производится удаление крупных костей из окороков и больших кусков мяса без значительной разрезки мякоти.
Нож-телятник служит для нарезки телячьих шницелей.
Ножи рыборазделочные бывают для потрошения и разделки рыбы. Ножи для потрошения рыбы имеют серпообразную форму. При помощи их производится вскрытие брюшка рыбы для удаления внутренностей. Снятие филе и резка свежей и свежемороженой рыбы осуществляется ножом для разделки рыбы, имеющим короткое с двухсторонней заточкой лезвие.
Нарезка и разделка гастрономических товаров производятся при помощи специальных ножей, имеющих различную конструкцию. Ножи выпускаются, преимущественно,
с длинными и узкими лезвиями. В эту группу ножей включают гастрономический, филейные и кухонные ножи, а также ножи для резки ветчины, сыра и масла, комплекты ножей-струн для резки монолитов масла.
Гастрономический (колбасный) нож необходим в основном для резки колбас и твердых гастрономических изделий. Имеет длинное широкое заостренное
лезвие.
Ножи филейные используются для резки рулетов, окороков, грудинки, филе рыбы и других гастрономических изделий. Лезвие филейных ножей слегка суженное. Производятся они трех размеров — большой, средний и малый.
Ножи кухонные применяют для резки полуфабрикатов и готовой мясной и рыбной продукции, теста и овощей. Выпускаются трех размеров — большие, средние и малые. Кухонные ножи имеют слегка выгнутое лезвие.
Нож для резки ветчины имеет длинное, слегка суженное лезвие. Может быть также использован для резки рыбы холодного и горячего копчения.
Ножи для резки сыра имасла выпускаются прямые (с кривым коленом) и с зигзагообразной режущей частью лезвия для фигурной резки масла и сыра.
Нож-струна для резки монолитов масла состоит из рояльной струны диаметром от 0,2 до 0,5 мм длиной 600 мм и двух ручек из древесины твердолиственных пород. Кроме ножа-струны в его комплект входят две рогатки для резки длинных брусков масла. Основание рогаток изготовляется из никелированной проволоки диаметром около 6 мм.
Для резки хлеба, хлебобулочных и кондитерских изделий применяют хлеборезные ножи, включающие нож хлеборезный рычажный, нож калачный и нож-пилу.
Хлеборезный рычажный нож состоит из основания с прорезью и установленной на нем рамы, лезвия и рукоятки. Основание ножа крепится к столу или
прилавку. Используют рычажные хлеборезные ножи в магазинах с большим объемом реализации хлеба. Основание ножа изготовляется из древесины, лезвие — из холоднока-танной стали, рама — из полосовой стали, планки для прорезей из нержавеющей или обычной тонколистовой стали с защитным покрытием.
Нож: калачный имеет широкое лезвие с округленной режущей частью. Выпускается с деревянной круглой ручкой, утолщенной в месте крепления лезвия.
Нож-пила выпускается с волнообразно заточенным лезвием, что облегчает резку хлеба.
Разруб и разделка туш. и полутуш мяса, рыбы и птицы производится на стульях-колодах. Они изготовляются из дуба, бука и древесины других твердолиственных пород и имеют деревянные или металлические ножки. Перемещение их осуществляется при помощи ручек. Стулья-колоды представляют собой набор брусков, скрепленных обручами из нержавеющей стали. Они бывают квадратными и круглыми, их поверхность шлифуется. Для пластования и разруба крупной рыбы используют топчаны, которые отличаются от обычных стульев-колод несколько увеличенной длиной и изготовляются из монолитной древесины.
Для разруба и разделки крупных кусков мяса, тушек птицы и рыбы используют разделочные доски овальной и прямоугольной формы, склеенные из брусков или монолитные. Изготовляются из твердолиственных пород дерева. Поверхность досок шлифуется. Выпускаются разных размеров.
Для подготовки к продаже непродовольственных товаров применяют утюги, столы и доски гладильные, щетки одежные и для чистки обуви, ножницы портновские.
Инвентарь для фасовки товаров включает кружку-дозатор для сыпучих товаров, электроприспособление для фасовки гвоздей и шурупов, приспособление для сварки полимерной пленки.
Кружка-дозатор для сыпучих товаров состоит из алюминиевого цилиндрического корпуса с передвижным регулируемым поршнем. На дне корпуса устроен поворотный диск, при помощи которого производится установка поршня по высоте корпуса. Объем продукта, соответствующий определенному его весу, устанавливается поворотным диском путем перемещения поршня по высоте. На поворотном диске обозначены коэффициенты пересчета объема в вес для различных сыпучих товаров. Точность дозирования проверяется путем контрольного взвешивания. Поверхность насыпанного продукта выравнивается вручную при помощи поворотного ножа, установленного шар-нирно на рукоятке кружки-дозатора. Изменение объема кружки осуществляется в пределах от 0,5 до 1 л.
Электропри спо с о б ление для фасовки гвоздей и шурупов состоит из электромагнита и автотрансформатора мощностью 500 Вт. Электромагнит выполнен в виде цилиндра с пластмассовой ручкой и кнопкой-выключателем. На автотрансформаторе установлен переключатель с четырьмя положениями, соответствующими весу 0,2, 0,3, 0,4 и 0,5 кг товара. Необходимое количество гвоздей или шурупов отделяется от основной массы и переносится на весы с помощью электромагнита. Окончательное взвешивание товара производится на настольных весах.
Приспособление для сварки полиэтиленовой пленки применяется для герметизации пакетов из полимерной пленки. Имеет настольное исполнение. Действие прибора основано на термоимпульсной сварке пленок. Сваривает полиэтиленовую пленку толщиной от 40 до 100 мк, сложенную вдвое. Работает от сети переменного тока напряжением 220 и 127 В частотой 50 Гц. Потребляемая мощность 100 Вт. Может быть использован не только в подсобном помещении, но и на рабочем месте продавца.
Вспомогательный инвентарь. Сюда относят приспособления для точки, правки и хранения ножей, совки, воронки, насос для перекачки жидкостей, лестницы (стремянки), лопаты роликовые для картофеля.
Точка и правка производственных ножей производится при помощи м у с а т а, представляющего собой круглый шлифованный металлический стержень с деревянной ручкой. Стержень изготовляется из термически обработанной инструментальной стали, ручка из древесины твердолист-венных пород или капрона.
Кроме мусатов, для точки производственных ножей используют специальные приспособления с наждачными кругами и электроприводом.
Для хранения производственных ножей в подсобном помещении или на рабочем месте продавца служат держатели для ножей, состоящие из двух алюминиевых уголков. Уголки соединены между собой двумя болтами с таким расчетом, что между ними образован паз для укладки ножей.
Совки применяют при расфасовке и продаже сыпучих товаров, ягод, кондитерских и других товаров. Изготовляются из листового алюминия толщиной около 1,5 мм (цельноштампованные или составные) или алюминиевого сплава (литые). Бывают также литые пластмассовые совки из гранулированного полипропилена.
Воронки используют для наливания жидкостей в емкости с узким горлом. Выпускаются разных размеров из пластмассы, алюминия или из белой жести.
Перекачка растительного масла в подсобном помещении магазина производится при помощи насоса. Состоит насос из корпуса, патрубка, воронки и отводной трубки.
Лестницы (стремянки) применяют на складах, в подсобных помещениях и торговых залах магазинов при эксплуатации высоких стеллажей, горок и других видов торгового оборудования. Бывают складные лестницы и лестницы-подставки.
Основными элементами складных лестниц являются трубчатые основание и подкос, соединительные трубки, деревянные ступеньки и площадка.
Лестница-подставка состоит из трубчатого каркаса, ступенек и площадки, устроенной в верхней части лестницы. Ступеньки и площадка окантованы алюминиевым профилем.
Роликовую лопату используют для перевалки и затаривания картофеля и овощей. К корпусу лопаты приварена рама с расположенными на ней вращающимися роликами. Рама представляет собой вогнутую решетку и служит для принятия груза. В корпусе рамы имеется черенок для деревянной ручки. Изготовляется лопата из стальных листа и прутка, окрашивается нитроэмалью.
Пломбир необходим для пломбирования свинцовыми, пластмассовыми или мастичными пломбами. Ручной рычажный пломбир состоит из стального корпуса, стальной рукоятки и рычага с пружиной. Изготовляется из стали обыкновенного качества с последующими никелированием или блестящим цинкованием.
Инвентарь торговых залов продовольственных магазинов включает следующие группы: для проверки качества товаров, подготовки товаров к продаже и отпуска их покупателям, выкладки и рекламы товаров, отбора товаров покупателями.
Приспособлением для проверки качества продовольственных товаров, используемым не только в подсобном помещении, но и в торговых залах магазинов, является описанный выше овоскоп-виноскоп.
Инвентарь для подготовки продовольственных товаров к продаже и отпуска их покупателям. Наряду с приспособлениями для разруба, разделки и нарезки мяса, субпродуктов и рыбы, о которых шла речь ранее, к этой группе инвентаря относят также вилки, щипцы и лопатки торговые, ложки и ковши для солений, мутовки,
посуду для продажи растительного масла, сачки для живой рыбы.
Вилки торговые служат для раскладки и отпуска покупателю различных продовольственных товаров. В зависимости от назначения бывают гастрономические, со сбрасывателем (для пирожков, булочек, котлет и т. п.), капустные и для хлеба.
Основание гастрономических вилок изготовляется из нержавеющей стали и имеет два заостренных рожка. Гастрономические вилки выпускаются с деревянными, пластмассовыми или цельноштампованными металлическими ручками.
Вилка со сбрасывателем представляет собой двухрож-ковую вилку с приспособлением для сбрасывания. Используется для отпуска различных готовых изделий.
Вилка капустная необходима для взрыхления, выемки из бочек, раскладки и отпуска квашеной капусты. Имеет пять заостренных зубцов. Изготовляется из нержавеющей стали толщиной около 3 мм. Выпускается с деревянной или пластмассовой ручкой.
Для проверки покупателями качества хлеба в магазинах самообслуживания используют вилки для хлеба. Бывают цельнометаллические или с ручкой из полипропилена. Основание вилки изготовляется из нержавеющей стали толщиной около 2,5 мм.
Лопатки торговые применяют для отпуска полуфабрикатов, кулинарных, кондитерских и других изделий. Основание и черенок лопатки, к которому крепится ручка, изготовлены из листовой нержавеющей стали. Материалом для изготовления ручки может быть использована древесина твердолиственных пород или пластмасса.
Щипцы торговые подразделяются на универсальные, кондитерские, для продажи рыбы, для продажи капусты.
Универсальные щипцы имеют широкие лапки, которые соединены с ручками при помощи шарниров. Изготовляются из листового алюминиевого сплава.
Щипцы кондитерские могут быть изготовлены из нержавеющей стали или пластических масс. Бывают с гофрированными и прямыми лапками.
У щипцов для рыбы широкие со щелевидными прорезями лапки, изготовленные из нержавеющей стали и укрепленные в двух проволочных держателях-ручках.
Для продажи капусты используют цельноштампованные щипцы. Захват капусты осуществляется лапками, каждая из которых состоит из семи загнутых внутрь рожков.
Ложка для солений представляет собой круглую лопасть диаметром около 100 мм и глубиной 40 мм с полуовальным черенком. Ложка изготовляется из целого куска древесины, шлифуется и покрывается масляной краской.
Ковши для солений изготовляются из нержавеющей стали или листового алюминия. Состоят из полусферы с отверстиями, металлической ручки и деревянной
рукоятки.
Мутовка предназначена для перемешивания молока и молочных продуктов в бидонах и флягах. Состоит из стального луженого стержня с ручкой на одном конце и алюминиевого диска с отверстиями на другом.
Посуда для продажи растительного масла выпускается в виде комплекта, который включает бачок емкостью 30 л, кувшин с ручкой, кружку с вертикальной ручкой, поддон с решеткой и воронку. Бачок служит для хранения рабочего запаса масла растительного, кувшин — для разлива масла в посуду покупателя. Кружка используется для долива масла, поддон — в качестве подставки для кувшина и кружки. Изготовляется посуда цель-ноштампованной из листового алюминия.
Сачок для живой рыбы состоит из обода из нержавеющей проволоки диаметром около 8 мм, к которому крепится сетка из капроновой нити, и деревянной рукоятки.
Инвентарь для выкладки и рекламы продовольственных товаров. В продовольственных магазинах для этих целей
используют лотки для полуфабрикатов и готовых продовольственных товаров, окорята витринные, подставки, кронштейны и корзинки для показа сыпучих бакалейных товаров, кондитерских изделий, консервов, фруктов, овощей и т. п.
Лотки для выкладки товаров имеют прямоугольную форму, выпускаются из алюминия пищевых марок, пластмасс, нержавеющей или качественной листовой стали с последующим покрытием светлой стеклоэма-лью. Используют для хранения, выкладки и рекламы пирожных, мясных и рыбных изделий. Пластмассовые лотки применяют, преимущественно, для выкладки продуктов, влажность которых не превышает 15 процентов.
Окорята витринные изготовляются цельноштампованные из листовой декапированной или другой качественной стали с последующим покрытием светлой стекло-эмалью. Обычно стальные эмалированные окорята имеют овальную форму. Предназначены для выкладки рыбы, солений, салатов, винегретов и других продуктов.
Для показа сыпучих бакалейных товаров и кондитерских изделий используют прозрачные подставки из органического или силикатного стекла. Они могут быть одно- или многосекционными различной формы.
Корзины или лотки из проволоки, лозы, пластмассы применяют для выкладки фруктов и овощей.
Товары, расфасованные в бутылки, а также консервы выкладывают на стационарных кассетных подставках или вращающихся многоярусных стендах.
Инвентарь для отбора товаров покупателями. Сюда относят корзины и тележки для отбора товаров покупателями в магазинах самообслуживания.
Корзины для отбора товаров покупателями. Выпускают из проволоки и пластмассы. Проволочные корзины имеют одну или две откидывающиеся ручки. Их можно укладывать в штабель и поэтому для их хранения требуется немного места. Проволочные корзины
покрывают пластическими массами, оцинковывают или никелируют. Пластмассовые корзины отличаются увеличенной высотой и выпускаются с двумя боковыми ручками. Корзины имеют различные вместимость и размеры.
Для перевозки пустых корзин в магазинах самообслуживания применяют специальные тележки на четырех поворотных колесах, покрытых резиной. Каркас тележки изготовляется из труб круглого сечения диаметром 20 мм и окрашивается молотковой эмалью.
Тележки для отбора товаров покупателями используют в крупных магазинах самообслуживания при покупке значительного количества товаров. Основными составными частями тележки являются каркас из стального прутка, проволочная корзина с откидывающейся задней стенкой, четыре поворотных колеса и ручка для перевозки. Корзина навешивается на каркас, в нижней части которого имеются колеса, покрытые резиной. Каркас и корзину тележки никелируют, оцинковывают или покрывают нитроэмалью. Откидывающаяся внутрь снизу вверх задняя стенка позволяет компактно хранить большое количество свободных тележек.
Инвентарь для торговых залов непродовольственных магазинов включает разнообразные приспособления, необходимые для проверки качества непродовольственных товаров, инвентарь для отпуска товаров покупателям и рекламно-выставочный инвентарь.
Инвентарь для проверки качества непродовольственных' товаров. К инвентарю этого назначения относят приспособления для проверки электроприборов и электроламп, батареек, точности хода часов, антенные устройства для проверки работы телевизионных приемников, измерительные линейки.
Приспособление для проверки электроприборов и электроламп представляет со-