Подписи сторон
От Продавца__________________ От Покупателя
(должность, (должность,
наименование организации) наименование организации)
________________ И. О.Фамилия __________^_ И.О.Фамилия
(подпись) (подпись)
Печать Печать
После заключения договора оптовой купли-продажи товаров предприятие-продавец должно организовать четкий контроль за его выполнением, что также является одним из важных элементов коммерческой работы по оптовой продаже товаров. Четко налаженный контроль за выпол-. нением договоров оптовой купли-продажи позволяет тор-
говому предприятию своевременно исполнять свои обязательства, что очень важно для поддержания долговременных коммерческих отношений со своими клиентами.
5.3. Методы оптовой продажи товаров
Операции, связанные с оптовой продажей товаров, составляют значительную часть коммерческой работы оптовых предприятий, которая направлена на выполнение ими одной из основных функций оптовой торговли — организацию товароснабжения розничной торговой сети. При этом важное значение имеет выбор наиболее рациональной формы товародвижения.
При складской форме товародвижения оптовая продажа товаров осуществляется со складов, что позволяет производить предварительную подсортировку товаров и в нужном ассортименте предлагать их оптовым покупателям (в основном розничным торговым предприятиям).
Наиболее распространенными методами оптовой продажи товаров со складов является продажа товаров:
• с личной отборкой;
• по письменным, телеграфным, телефонным и другим заявкам;
• через передвижные склады и разъездных товароведов;
• через передвижные комнаты товарных образцов.
Продажа товаров с личной отборкой представителем
розничной торговой организации или предприятия практикуется по товарам сложного ассортимента. Отборка товаров осуществляется в залах товарных образцов. Здесь представляется возможность детально ознакомиться с имеющимся на базе ассортиментом товаров путем осмотра товарных образцов, изучения каталогов. В залах товарных
образцов выставляются швейные и трикотажные изделия, ткани, головные уборы и многие другие непродовольственные и продовольственные товары. Товары размещают по группам и подгруппам. Хорошо известные, а также крупногабаритные товары в зале товарных образцов не) демонстрируют, на них должны быть списки о наличии Щ каталоги.
Для размещения товаров в зале товарных образцов используют пристенные и островные горки, демонстрационные стенды, прилавки-витрины. Выложенные на них образцы товаров должны быть снабжены ярлыками с указа-*) нием названия изделия, цены, артикула, а также наимено-1 вания предприятия-изготовителя.
В зале товарных образцов размещаются и рабочие места коммерсантов, занимающихся оптовой реализацией товаров. Они консультируют покупателей, принимают от них, заявки на завоз товаров, оформляют отборочные листы или1 счета-фактуры, изучают спрос оптовых покупателей.
Иногда покупатели знакомятся с образцами товаров не! посредственно на складах. Однако такая форма личной отборки товаров не всегда оправдывает себя, так как соз-| даются неудобства в работе складского персонала и за-| трудняется процесс отборки товаров покупателем.
Продажа товаров по письменным, телеграфным,, тёк лефонным и другим заявкам применяется в том случае,] когда личное знакомство с образцами товаров не требует-1 ся. Этот метод оптовой продажи товаров особенно удобен при широком использовании централизованной доставки товаров в розничную торговую сеть.
Для облегчения работы по составлению в магазинах]
заявок на завоз товаров и упрощения их обработки на оп
товых предприятиях базы осуществляют предварительную
рассылку бланков заявок. |
Коммерсанты, занимающиеся оптовой продажей това-| ров, регистрируют заявки покупателей в специальном жур~ |
нале, проверяют их с точки зрения соответствия заключенному договору, уточняют и оформляют отборочный лист и счет-фактуру. Если на базе отсутствуют заказываемые товары, то она должна известить об этом покупателя и предложить ему взаимозаменяемые товары.
В телеграфных, телефонных и телефаксных заявках содержатся те же реквизиты, что и в письменных. На них распространяется такой же порядок приема и исполнения, что и на письменные заявки.
Продажа товаров может производиться и через передвижные склады и разъездных товароведов.
Передвижные склады оборудуются на базе крытых автомашин. Их загружают товарами в соответствии с товарным ассортиментом магазинов, в которые осуществляется завоз товаров. Работники магазинов знакомятся с предлагаемым ассортиментом товаров, определяют потребность в них. Кладовщик, сопровождающий склад, оформляет счет-фактуру и отпускает выписанные товары. Используют передвижные склады при товароснабжении отдаленных небольших розничных торговых предприятий, освобождая при этом работников магазинов от необходимости поездок на оптовые базы и значительно ускоряя доставку товаров на предприятия розничной торговли. Завоз товаров в магазины производится в соответствии с заранее разработанными графиками.
С помощью разъездных товароведов (коммивояжеров) можно предложить магазинам многие непродовольственные и продовольственные товары. Для этого разъездные товаро-ВеДЬ1 направляются на розничные торговые предприятия, гДе они знакомятся с ассортиментом товаров, выявляют недостающие и принимают на них заявки. Товароведы обеспечиваются альбомами, каталогами и проспектами на то-aPbi, имеющиеся на складе.
Передвижные комнаты товарных образцов — специально оборудованные автомашины, укомплектованные не-
обходимыми товарными образцами, каталогами, альбомами. За комнатой товарных образцов закрепляется товаровед, в обязанности которого входят знакомство работников магазинов с образцами товаров, оказание им помощи в подборе необходимых товаров, прием заявок на их завоз.
Наряду с продажей товаров оптовые предприятия ока-j зывают своим клиентам оптовые торговые услуги, которые по своему назначению подразделяются на технологические (хранение, подсортировка товаров, их транспортировка и т. д.), коммерческие (помощь в рекламе товаров и услуг, предоставление информации и т. д.) и организационно-консультативные (консультации по вопросам проведения маркетинговых исследований и т. д.).
В последние годы все большее развитие получает про-*, дажа товаров на оптовых рынках.
Ежегодно расширяется сеть оптовых продовольственны» рынков, где в качестве продавцов выступают товаропроизводители и оптовые коммерческие структуры, в качестве покупателей — предприятия розничной торговли, мелкооптовые коммерческие структуры и другие покупатели.
Оптовый рынок позволяет решать следующие задачи:
1. Ускоряется и упрощается процесс продвижения то-; варов к потребителям, так как они концентрируются в одном месте.
2. Всем товаровладельцам и оптовым покупателям предоставляется право равного и свободного доступа на конкурентный рынок. Наличие объективной информации о спросе и предложении товаров позволяет сформировать реальные рыночные цены на них с тенденцией на их общее снижение.
3. Осуществление экспертизы и сертификации продук-: ции способствует повышению безопасности и качества реализуемого сельскохозяйственного сырья и продовольственных товаров.
4. Он является удобным местом для организации товар-Hbix интервенций и стабилизационных закупок, размещения на конкурсной основе заказов на закупку и поставку продовольствия среди хозяйствующих субъектов для формирования продовольственных фондов. Это дает возможность развивать систему поддержки товаропроизводителей при реализации товаров, применяя гарантированные минимальные цены.
В целом все это будет способствовать развитию малого и среднего предпринимательства как в сфере производства, так и в сфере розничной торговли.
При размещении оптовых рынков учитывают следующие основные факторы:
размер зоны обслуживания, в границах которой находится достаточное количество потенциальных пользователей услугами рынка;
наличие развитой транспортной инфраструктуры (автодороги, железные дороги и т. д.);
возможность расширения земельного участка в связи с ростом торговой активности рынка.
Оптовые рынки, в зависимости от ассортимента реализуемых товаров, могут быть специализирован-н ы е, реализующие товары отдельных групп, и универсальные, реализующие товары нескольких товарных групп.
Для обеспечения функционирования оптовых рынков на них создаются общесистемные службы, основными задачами которых является транспортное обслуживание, информационное обеспечение, сертификация и контроль качества продукции.
Торги на оптовом рынке осуществляются в торговом зале, который разделен на товарные секции. Каждая товарная секция предоставляется одному оптовому торговцу.
Для хранения товарных запасов оптовые рынки располагают специально оборудованными помещениями.
Взаимоотношения между продавцами и покупателями на оптовом рынке регулируются гражданским законода-^ тельством. При этом признается равенство участников хозяйственных отношений, неприкосновенность их собст-3 венности, свобода заключения договора купли-продажи. Не допускается вмешательство администрации оптового рынка в коммерческую деятельность операторов. В ее обязанность входит обеспечение соблюдения установленного порядка ведения оптовых торгов и идентификации их участников. Работники оптового рынка, обслуживающие торговый процесс, не имеют права осуществлять торговые сделки.
Оптовый рынок предоставляет возможность осуществ! лять сделки на основе:
долгосрочного договора аренды торгового места;
краткосрочного договора аренды;
ежедневной оптовой торговли с ежедневной оплатой том гового места.
На оптовом рынке имеют право осуществлять торговлю: оптовые продавцы, зарегистрированные на нем и имеющие лицензию на ведение торговой деятельности, сертификаты качества на реализуемые товары, а также документы, подтверждающие медицинское освидетельствование продавцов.
Оптовый торговец обязан выполнять установленные правила торговли и распорядок работы рынка, а также санитарные и противопожарные требования. Он должен иметь торговую марку и хорошо оформленную витрину.
Подбор формы торгов на оптовом рынке определяете^ собственником товара, если иное не предусмотрено законом.
Экономическая эффективность функционирования оптовых рынков обеспечивается за счет снижения потерь # расходов в системе распределения сельскохозяйственного сырья и продовольствия, сокращения разницы между от-
грускной ценой производителя продукции и ее розничной пеной. При этом важное значение имеет повышение эффективности общей системы снабжения и распределения Продовольствия в крупных городах, промышленных центрах и отдельных регионах страны.
Вместе с тем, как показывает мировой опыт, создание оптовых рынков — это лишь первый и необходимый этап структурной перестройки каналов товародвижения. Дальнейшее их развитие идет в направлении углубления специализации и укрупнения. Затем следует переход к торговле по образцам и к совершению сделок со стандартизированной продукцией.
На мелкооптовых покупателей (розничных торговцев, владельцев мелкорозничных торговых предприятий и т. д.) рассчитаны мелкооптовые магазины «cash & carry».
Можно назвать четыре следующих основных взаимосвязанных принципа функционирования этих магазинов:
1) прямой доступ клиента к товару;
2) оплата только наличными;
3) оптовые цены на мелкооптовые партии товаров;
4) самостоятельная погрузка товара клиентом.
В магазинах «cash & carry» товары разложены на стеллажах. К ним имеется свободный доступ покупателей. Это позволяет покупателю самостоятельно ознакомиться с товарами, имеющимися в продаже.
Оплата за приобретенный товар наличными ускоряет процесс его продажи и позволяет продавцу без задержки использовать выручку.
Очень важным принципом функционирования мелкооптового магазина этого типа является установление оптовых цен на мелкооптовые партии товаров. Это обеспечивается за счет того, что такие магазины не размещают в престижных районах с дорогой арендной платой за помещения, а также за счет минимальных накладных расходов.
Тесно связан с предыдущим и принцип — самостоятельная погрузка товара клиентом, что также позволяет магазину обеспечить соответствующую экономию и поддержание цен на сравнительно низком уровне.
Естественно, что к магазину должны вести хорошие подъ-| ездные пути. Он должен располагать достаточным местом для бесплатной парковки автомобилей покупателей. Необходимо, чтобы такой магазин работал без выходных дней и имел как можно большую продолжительность рабочего дня. Он должен иметь зал или отдел, где покупатель мог бы произвести розничную покупку товаров.
Чаще всего мелкооптовые магазины торгуют продоволь-] ственными товарами. Вместе с тем, уже встречаются магазины «cash & carry», торгующие компьютерной техникой, парфюмерно-косметическими товарами, бытовой химией и галантереей.
5.4. Содержание коммерческой работы при розничной продаже товаров
Как уже отмечалось, коммерческая деятельность на пред-) приятиях розничной торговли имеет свою специфику, которая проявляется на всех ее этапах. Это связано прежде всего с тем, что розничный рынок — это потребительский рынок, где покупатели приобретают товары и услуги для личного потребления. Здесь представлено огромное количество отличающихся друг от друга по уровню доходов и потребления, социальному положению, образованию и другим признакам покупателей.
Естественно, что эти обстоятельства должны учитывать работники розничных торговых предприятий в своей коммерческой деятельности, так как именно в магазинах И других пунктах розничной продажи осуществляется при"
знание или непризнание товара или услуги конечным потребителем.
Успех коммерческой деятельности в розничной торговле во многом зависит от того, насколько квалифицированно и своевременно работники смогут разобраться в требованиях покупателей и удовлетворить их, от применяемых методов продажи, состояния и размещения розничной торговой сети и других факторов.
Для того чтобы обеспечить успешную реализацию товаров конечным потребителям, на розничных торговых предприятиях должна проводиться повседневная работа по изучению и прогнозированию покупательского спроса населения. С этой целью в магазинах должен быть организован учет продажи и запасов товаров в ассортиментном разрезе, а также регистрация неудовлетворенного спроса и требований покупателей к качеству отдельных видов и разновидностей товаров. Учитывая, что эта работа достаточно сложная и трудоемкая, учет движения товаров широкого ассортимента возможен лишь на основе использования современной компьютерной техники (кассовых терминалов и т. п.).
Для стимулирования сбыта товаров должны широко использоваться различные виды и средства рекламы.
Наиболее ответственным является завершающий этап коммерческой работы, который осуществляется на стадии розничной купли-продажи товаров. При этом розничное торговое предприятие по договору розничной купли-продажи обязуется передать покупателю товар, предназначенный для личного, семейного, домашнего пользования, не связанного с предпринимательской деятельностью.
Договор розничной купли-продажи является публичным договором. Это означает, что розничное торговое предприятие обязано продавать товары каждому, Не оказывая предпочтения одному покупателю перед другим. Он считается заключенным в надлежащей форме с
момента выдачи продавцом покупателю кассового либо товарного чека, либо иного документа, подтверждающего оплату товара. В то же время, отсутствие у покупателя указанных документов не лишает его возможности ссылаться на свидетельские показания в подтверждение заключения договора и его условий.
Публичной офертой заключения договора розничной купли-продажи является реклама товаров в различных ее формах. Выложенные в месте продажи (на прилавках, в витринах и т. д.) товары, другие способы демонстрации образцов рекламируемых товаров, предоставление сведений о продаваемых товарах (описаний, каталогов и т. п.) в месте их продажи — все это признается публичной офертой, независимо от того, указаны ли цена и другие существенные условия договора розничной купли-продажи, за исключением случая, когда продавец явно определил, что соответствующие товары не предназначены для продажи.
Розничное торговое предприятие обязано предоставить покупателю необходимую достоверную информацию о товаре, предлагаемом к продаже. Покупатель вправе до покупки осмотреть товар, потребовать проведения в его присутствии проверки свойств товара или демонстрации его использования, если это не исключено ввиду характера товара и не противоречит правилам, принятым в розничной торговле. Продавец, не предоставивший покупателю возможность получить соответствующую информацию о товаре, несет ответственность за недостатки товара, переданного покупателю, если покупатель докажет, что они возникли в связи с отсутствием у него такой информации.
Покупатель с продавцом вправе определить срок, в течение которого товар не может быть продан другому покупателю.
Договор розничной купли-продажи может быть заключен на основании ознакомления покупателя с образцом товара, предложенным продавцам. В этом случае он счи-
тается исполненным с момента доставки товара по месту жительства покупателя.
Если продажа товаров производится через автоматы, то владелец автоматов должен донести до покупателя сведения о продавце товаров (фирменном наименовании продавца, месте его нахождения, режиме работы), а также о действиях, которые необходимо совершить покупателю для получения этих товаров. Эти сведения должны быть нанесены на автоматы или вывешены в месте, где расположены автоматы.
Розничная купля-продажа может осуществляться с условием о доставке товаров покупателям. В этом случае договор считается исполненным с момента вручения товара покупателю или любому лицу, предъявившему квитанцию либо иной документ, свидетельствующий о заключении договора или об оформлении доставки товара.
Покупатель обязан оплатить товар по цене, объявленной продавцом в момент заключения договора розничной купли-продажи. Если договором предусмотрена предварительная оплата товара, отказ от оплаты покупателем товара в установленный договором срок признается отказом покупателя от договора.
Договором розничной купли-продажи может быть предусмотрена оплата товара через определенное время после его передачи покупателю (продажа товаров в кредит).
Покупатель вправе в течение четырнадцати дней с момента передачи ему непродовольственного товара, если более длительный срок не объявлен продавцом, обменять купленный товар в месте покупки и иных местах, объявленных продавцом, на аналогичный товар других размеров, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации, произведя в случае разницы в цене соответствующий Перерасчет с продавцом.
При отсутствии у продавца необходимого для обмена т°вара покупатель вправе возвратить продавцу приобре-
тенный товар и получить уплаченную за него денежную сумму.
Требование покупателя об обмене либо о возврате товара подлежит удовлетворению, если товар не был в употреблении, сохранены его потребительские свойства и имеются доказательства приобретения его у данного продавца.
Следует также иметь в виду, что отношения по договору розничной купли-продажи с участием покупателя-гражданина регулируются не только Гражданским кодексом Российской Федерации, но и Законом Российской Федерации «О защите прав потребителей» и иными правовыми актами, о которых речь идет в специальных главах учебника.
Одной из важных задач коммерческой деятельности! розничных торговых предприятий является обеспечение ими своей конкурентоспособности. Основным способом достижения этой задачи является предложение покупателям товаров и услуг надлежащего качества, в нужном ассортименте, в необходимые сроки и на более выгодных условиях, чем у конкурентов.
Поэтому, оценивая свою конкурентоспособность и кон-J курентные позиции на розничном рынке, торговое предприятие должно выявить, сколько реальных и потенциальных конкурентов оно имеет, информацию о них, их позицию на рынке и т. д.
Для того чтобы обеспечить высокую эффективность работы торгового предприятия, а также увеличение объемов продажи товаров, необходимо использовать различные формы активизации и стимулирования сбыта. В частности, активизации продажи товаров во многом способствует торговля через мелкорозничные предприятия, автомагазины, суда-магазины, магазины-вагоны, а также организация и проведение ярмарок, выставок-продаж.
В розничной торговле можно выделить ценовые и неценовые средства стимулирования продажи товаров.
К ценовым средствам стимулирования относят распродажу по сниженным ценам, систему премий, продажу товаров в кредит на льготных условиях.
К неценовым средствам увеличения продажи необходимо отнести высококачественную упаковку и рекламное оформление, рациональное размещение и выкладку товаров в торговом зале магазина, предложение разнообразных дополнительных услуг покупателям.
ГЛАВА б
ОРГАНИЗАЦИЯ БИРЖЕВОЙ ТОРГОВЛИ
6.1. Роль бирж
в развитии рыночной экономики,
их классификация
Товарная биржа является организованным рынком, так как представляет собой форму организации торговли товарами по заранее установленным правилам. Основными ее характеристиками являются:
• регулярность торговли в строго определенном месте;
• унификация основных требований к качеству товара, условиям и срокам поставки;
• ведение торговли на основе встречных предложений покупателей и продавцов;
• заключение сделок с поставкой товаров как со склада, так и в будущем;
• котировка цен;
• арбитражное урегулирование споров;
• информационная деятельность и др.
Товарная биржа связывает свободно хозяйствующих предпринимателей с производством. Самостоятельно хозяйствующие субъекты встречаются здесь для того, чтобы, с одной стороны, реализовать свою продукцию и, с другой стороны, чтобы удовлетворить свой спрос. Процесс купли-продажи на бирже осуществляется через посредников по
ценам, зависящим от спроса и предложения. Она служит местом урегулирования рыночных цен, коммерческой информации о состоянии рынка и способствует ускоренному продвижению товара из сферы материального производства в сферу потребления.
Товарная биржа сама не осуществляет торгово-посред-ническую деятельность. Она создает для посреднической деятельности необходимые условия, а торговлю ведут брокерские конторы и брокеры.
Правовым документом, регламентирующим деятельность товарных бирж в Российской Федерации, является Закон Российской Федерации «О товарных биржах и биржевой торговле», введенный в действие с 1 марта 1992 года.
Для осуществления государственного регулирования и контроля деятельности товарных бирж при Министерстве по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства создана Комиссия по товарным биржам. В ее состав включены представители государственных органов, деятельность которых связана с регулированием товарных рынков, а также представители биржевых союзов и других общественных объединений предпринимателей, эксперты. Основными функциями Комиссии по товарным биржам являются :
• выдача лицензий на организацию биржевой торговли;
• осуществление лицензирования биржевых посредников и биржевых брокеров;
• контроль над соблюдением законодательства о биржах;
• организация изучения деятельности и развития бирж;
• разработка методических рекомендаций по подготовке биржевых документов;
• рассмотрение жалоб участников биржевой торговли;
• разработка и представление в законодательные органы предложений по совершенствованию законодательства о товарных биржах.
Комиссия по товарным биржам имеет право приостановить или аннулировать действие лицензии, если биржа нарушает законодательство, а также применить к ней или биржевому посреднику санкции. Она вправе назначать Государственного комиссара на биржу, организовывать аудиторские проверки деятельности бирж, требовать от биржи представления учетной документации.
Выдача лицензии осуществляется на основе следующих документов, представляемых в Комиссию по товарным биржам: заполненного по установленной форме заявления; устава биржи; учредительного договора; свидетельства о государственной регистрации; правил торговли на бирже; документа, подтверждающего перечисление требуемого минимального размера уставного капитала биржи в соответствии с порядком, предусмотренным для ее организационно-правовой формы; ордера на помещение для проведения торгов или соответствующего договора аренды на это помещение; списка учредителей и распределения между ними долей (в процентах) в уставном капитале биржи с указанием для физических лиц их должностей.
Решение о выдаче лицензии должно быть принято в течение двух месяцев. Если комиссия отказывает в выдаче лицензии, то при повторном обращении решение о выдаче лицензии должно быть принято в течение месяца со дня получения повторного заявления.
Функционирование товарных бирж осуществляется на основе устава, в котором, в соответствии с законом «О товарных биржах и биржевой торговле», должны быть определены:
• структура управления и органы контроля биржи, их функции и правомочия, порядок принятия решений;
• размер уставного капитала;
• перечейь и порядок формирования постоянных фондов;
• максимальное количество членов биржи;
134
• порядок приема в члены биржи, приостановки и прекращения членства;
• права и обязанности членов биржи и других участников биржевой торговли;
• порядок разрешения споров между участниками биржевой торговли по биржевым сделкам, деятельности биржи, ее филиалов и других обособленных подразделений.
Одним из важных внутрибиржевых нормативных актов являются правила биржевой торговли. В них должны быть определены:
порядок проведения биржевых торгов;
виды биржевых сделок;
наименования товарных секций;
перечень основных структурных подразделений биржи;
порядок информирования участников биржевой торговли о предстоящих биржевых торгах;
порядок регистрации и учета биржевых сделок;
порядок котировки цен биржевых товаров;
порядок информирования участников биржевой торговли о биржевых сделках на существующих биржевых торгах, в том числе о ценах биржевых сделок и о котировке биржевых цен;
порядок информирования членов биржи и других участников биржевой торговли о товарных рынках и рыночной конъюнктуре биржевых товаров;
меры по контролю над процессом ценообразования на бирже в целях недопущения резкого повышения или занижения цен, сговора или распространения ложных слухов с Целью воздействия на цены;
перечень нарушений, за которые биржей взыскиваются Штрафы с участников биржевой торговли, а также размера штрафов и порядок их взимания;
размеры отчислений, сборов, тарифов и других платежей и порядок их взимания биржей.
В правилах биржевой торговли находят отражение ц другие вопросы.
Классифицируются биржи по следующим основным признакам:
• организационно-правовому статусу;
• месту и роли в мировой торговле;
• виду биржевых товаров;
• масштабу действия;
• характеру деятельности;
• характеру биржевых операций;
• степени участия посетителей в биржевых торгах;
• форме биржевой торговли.
В зависимости от организационно-правового статуса биржи подразделяются на государственные, частные, смешанные, акционерные общества, общества с ограниченной ответственностью и ассоциации.
Государственные, или публично-пра-1 в о в ы е, биржи функционируют под государственным контролем, их членом может стать любой предприниматель, включенный в национальный торговый реестр и имеющий определенный размер товарооборота. Совершать операции на такой бирже можно также, приобретая разовые билеты.
На частных биржах действуют только члены биржевой корпорации. Высшим управленческим органом здесь является совет директоров.
Смешанные биржи являются биржами полу-1 закрытого типа. Их деятельность всесторонне регламентируется государством. Участники биржевой торговли объединены в корпорацию. Из числа участников биржевой торговли избирается биржевой комитет, который строго подчиняется правительственному органу.
Созданные в виде акционерных обществ биржи могут быть зарегистрированы как акционерные общества или общества с ограниченной ответственностью. |
Ассоциации представляют собой добровольное объединение биржи и физических лиц в области биржевой торговли.
По месту и роли в мировой торговле различают международные, национальные (федеральные) и региональные биржи.
По виду биржевых товаров товарные биржи подразделяют на биржи реального товара и фьючерсные биржи (см. деление бирж по характеру биржевых операций).
По масштабу действия биржи делятся на центральные, межрегиональные и локальные (региональные и местные), которые обслуживают соответствующий круг участников.
В зависимости от характера деятельности различают специализированные и универсальные биржи, организующие торговлю соответственно узким или более широким кругом товаров.
С учетом характера биржевых операций принято выделять биржи реального товара, фьючерсные и смешанные (в том числе электронные).
На биржах реального товара продажа контрактов сопровождается, как правило, последующей поставкой товаров.
На фьючерсных биржах в основном продают контракты о реализации товаров, которые будут произведены в будущем периоде.
На смешанных биржах осуществляются сделки с реальным товаром с немедленной поставкой, сделки на реальный товар с поставкой в будущем. К этой группе бирж: относят и электронные биржи, на которых для подбора покупателей и продавцов применяют алгоритм «цена/время».
По степени участия в биржевых торгах биржи подразделяют на открытые и закрытые. В торгах на о т к р ы -Tbix биржах помимо посредников участвуют и посе-тители. На закрытых биржах в торгах участвуют тОлько биржевые посредники (брокеры, дилеры и т. д.).
В зависимости от формы биржевой торговли различают коммерческие и некоммерческие биржи.
Обычно биржи создаются учредителями и членами бирж для облегчения проведения коммерческих операций, для обслуживания потребностей учредителей и членов бирж, занимающихся торговлей.
В Российской Федерации появилась необходимость в| коммерческой деятельности бирж:, с тем чтобы обеспечивать дивиденды своим членам. Особенно это было характерно для начала 1990-х годов.
6.2. Органы управления
и структурные подразделения
товарных бирж
Органами управления товарной биржи являются:
общее собрание членов биржи (пайщиков) и учредите-] лей;
биржевой комитет (совет директоров);
исполнительная дирекция.
Общее собрание членов биржи и учредителей является] высшим органом управления биржи. Оно утверждает устав биржи, положение о страховании сделок на бирже и другие документы, а также вносит в них изменения и дополнения. В его компетенцию также входит:
рассмотрение и утверждение правил, периодичности и регламента проведения общего собрания и других биржевых собраний;
рассмотрение и утверждение положений, правил, инструкций и других документов, регламентирующих деятельность подразделений биржи;
рассмотрение жалоб и заявлений, касающихся работы совета директоров, генерального директора биржи и др.;
установление размеров вступительного и ежегодных членских взносов, уплачиваемых членами биржи, размера биржевого сбора со сделок, входной платы с посетителей, платы за услуги, оказываемые биржей, а также порядка взимания штрафных санкций за нарушение правил биржевой торговли;
выборы членов биржевого комитета и его председателя, членов ревизионной комиссии и ее председателя, арбитражной комиссии и ее председателя, а также установление срока действия перечисленных органов и освобождение их членов от выполняемых обязанностей;
рассмотрение и решение вопросов об исключении и принятии членов биржи;
рассмотрение заявлений о нарушении биржевым комитетом решений и правил, установленных биржей;
одобрение или отмена решений биржевого комитета;
внесение предложений об изменениях и дополнениях в документы, регламентирующие деятельность бирж;
рассмотрение и утверждение годовых отчетов биржевого комитета о хозяйственно-финансовой деятельности биржи, отчетов ревизионной комиссии, а также отчетов о деятельности подразделений биржи.
Для принятия решения общего собрания необходимо, чтобы за него проголосовало квалифицированное большинство учредителей и простое большинство присутствующих членов биржи.
Руководство биржей в период между общими собраниями ее членов осуществляет биржевой комитет (совет Директоров, биржевой совет). Он избирается на срок, устанавливаемый общим собранием членов биржи. Члены биржевого комитета, а также председатель и его заместители избираются на основе персонального обсуждения каждой Кандидатуры. В его состав могут быть избраны полномочные представители организаций и граждане, не являющиеся членами биржи, на которых возлагается выполнение
функций, требующих специальных знаний. Члены биржевого комитета работают на общественных началах.
Биржевой комитет контролирует деятельность правления биржи, а также распоряжается финансовыми средствами и прочим ее имуществом. Он осуществляет представительство в государственных и иных организациях по всем делам биржи. В его компетенцию также входит: приостановление деятельности членов биржи, нарушивших ее правила, прием в качестве временных (до утверждения общим собранием) новых членов; создание необходимых подразделений биржи, функционирующих на общественных началах; реализация решений и постановлений общего собрания учредителей и членов биржи; осуществление контроля за соблюдением правил биржевой торговли его участниками и другие функции.
Для принятия решения необходимо, чтобы за него прого-| лосовало простое большинство членов биржевого комитета.
В период между заседаниями биржевого комитета общее руководство деятельностью биржи осуществляют председатель биржевого комитета и его заместители, права и ответственность которых определяются общим собранием учредителей и членов биржи.
В качестве исполнительного органа биржевой комитет создает исполнительную дирекцию, исполняющую функции, не вошедшие в компетенцию общего собрания пайщиков и биржевого комитета. Управляющий и сотрудники этого органа управления не являются членами биржи й| работают по найму.
К числу важнейших функций исполнительной дирекций] относятся:
текущее руководство комиссиями (отделами) биржи;
организация и ведение учета и отчетности, а также хозяйственно-финансовое обеспечение деятельности биржи;
организация публикаций биржевой коммерческой *иИ формации, рекламы деятельности биржи;
распоряжение финансовыми средствами и прочим имуществом биржи;
организация проверки соответствия стандартам образцов продукции, реализуемой или обмениваемой на бирже, проведение экспертизы, а в необходимых случаях — лабораторных анализов и контрольных испытаний;
организация оказания участникам биржевых торгов информационно-коммерческих, рекламных и консультационных услуг, обеспечение их необходимыми средствами оргтехники и связи;
осуществление контроля за соблюдением участниками биржевых торгов, посетителями и гостями установленных биржей правил и другие функции.
Функционирование биржи осуществляется с помощью ее структурных подразделений (комиссий, комитетов, отделов) .
Так, заявки на принятие в члены биржи рассматривает комиссия по приему в члены биржи. Она также осуществляет анализ хозяйственно-финансового положения предприятий или организаций, изъявивших желание вступить в члены биржи, готовит предложения о приеме новых членов биржи.
Арбитражная комиссия занимается оформлением контрактов по сделкам, контролирует правильность оформления сделок. Она заслушивает, расследует и урегулирует спорные вопросы, возникающие между членами биржи, а также между клиентами в процессе заключения и исполнения сделок. В ее компетенцию входит также рассмотрение споров по качеству, срокам исполнения приказов клиентов, срокам поставки и др. Однако она не наделена Правом принимать решения, обязательные к исполнению сторонами конфликта.
Главная задача контрольной комиссии состоит в подготовке к публикации биржевых котировок и анализе движения цен. В ее состав кроме членов биржи входят эксперты.
Ревизионная комиссия осуществляет ревизию финансовой деятельности биржи, готовит материалы о результатах ревизий для заслушивания на общем собрании учредителей и членов биржи. Она также анализирует административно-хозяйственную деятельность биржи и вносит предложения по ее совершенствованию.
Очень важную функцию выполняет комиссия по деловым операциям, которая расследует случаи манипулирования ценами, придерживания товаров и др.
Комиссия по торговой (деловой) этике контролирует соблюдение участниками биржевых торгов, сотрудниками, членами и посетителями биржи правил биржевой торговли и других правил, установленных биржей.
В компетенцию наблюдательного комитета входит рассмотрение споров и вынесение решений по дисциплинарным вопросам, передаваемым ему комиссией по торговой этике.
Потенциальные возможности торговли новыми товарами на бирже изучает комитет по новым товарам.
Комитет по торговому залу следит за работой брокеров при заключении сделок в биржевом кольце. Он может наказать члена биржи за нарушение правил поведения в биржевом кольце.
Основными функциями отдела биржевых товаров и его товарных секций являются: изучение и анализ материалов изучения спроса и конъюнктуры рынка товаров, реализуемых через биржу; контроль за качеством реализуемых товаров; анализ потребительских свойств новых видов товаров и возможного рынка их сбыта; консультирование покупателей о свойствах товаров и т. д.
Отдел регистрации и контроля за исполнением биржевых сделок занимается регистрацией биржевых сделок по купле-продаже и обмену продукции производственно-технического назначения и контролирует ход их исполнения. Он также готовит для котировальной комиссии материалы по заключенным биржевым сделкам.
Проведение взаимных расчетов между брокерскими фирмами и биржей обеспечивает отдел расчетов по биржевым сделкам или расчетная палата. Сюда поступают сведения обо всех заключенных сделках. Он взимает комиссионные за совершенные сделки, собирает с клиентов страховые платежи, регистрирует закрытие сделок клиентом.
Транспортно-тарифный отдел оформляет расчеты за доставку грузов, организует и обеспечивает доставку купленных на бирже товаров до места нахождения покупателя.
Основными функциями отдела организации и обеспечения биржевой торговли являются: содержание биржевого зала в надлежащем состоянии; обеспечение членов биржи и посетителей всем необходимым для заключения сделок.
Изысканием путей повышения эффективности и качества работы биржи занимается отдел совершенствования биржевой торговли.
К числу других структурных подразделений товарной биржи относятся административно-хозяйственный отдел складского хозяйства и биржевой музей.
Биржевые торги осуществляются в биржевом зале, который разделен на секции, в каждой из которых ведется торговля только соответствующим товаром.
Место, где разрешено заключать биржевые сделки, называется биржевой ямой. Эта часть торгового зала биржи находится на более низком уровне, чем пол всего зала.
Работу по информационному обслуживанию членов и посетителей биржи осуществляет информационно-справочный центр.
Оперативная работа биржи обеспечивается с помощью Электронно-вычислительной системы, информационного табло, а также телефонной и других видов связи.
6.3. Организация торговых операций на бирже
Торговые операции по приобретению, продаже или обмену биржевого товара осуществляются через биржевых посредников — брокеров, дилеров, трейдеров, маклеров, операторов, клерков.
Брокеры — официальные посредники, члены биржи. Они заключают контракты на продажу и покупку товаров от своего имени по поручению и за счет клиентов, получая при этом за свою работу комиссионное вознаграждение.
Дилеры также обладают местом на бирже и осуществляют биржевое или торговое посредничество за свой счет и от своего имени. Их доходы образуются за счет разницы между покупной и продажной ценой биржевого товара.
Трейдеры или биржевые спекулянты являются членами биржи. Торгуют для себя.
Маклеры, в отличие от брокеров, осуществляют сделки от своего имени и за свой счет. Они также обладают местом на бирже.
Операторы фиксируют заключение сделок в своем кру-1 ге и являются помощниками маклера.
Для выполнения различных обязанностей, связанных с приемом заказов от клиентов, доставкой их к брокеру и т. д., используются клерки. Как и другие служащие (работники юридического отдела, расчетной группы и др.) они являются физическими лицами, участвующими в деятельности бирж на основе контракта. Им запрещается участвовать в биржевых сделках и создавать собственные брокерские фирмы, а также использовать служебную информацию в собственных интересах.
Контроль за соблюдением законодательства биржей и биржевыми посредниками осуществляет государственный комиссар, который в соответствии с законом «О товарных биржах и биржевой торговле» вправе:
присутствовать на биржевых торгах;
участвовать в общих собраниях членов биржи и в общих собраниях членов секций (отделов, отделений) биржи с правом совещательного голоса;
знакомиться с информацией о деятельности биржи, включая все протоколы собраний и заседаний органов управления биржей и их решения, в том числе конфиденциального характера;
вносить предложения и делать представления руководству биржи;
вносить предложения в Комиссию по товарным биржам;
осуществлять контроль за исполнением решений Комиссии по товарным биржам.
Государственный комиссар не вправе принимать самостоятельные решения, обязательные к исполнению.
Ход биржевых торгов могут также контролировать члены биржевого комитета (совета), члены ревизионной комиссии.
Посетители биржевых торгов могут быть постоянными (брокерские конторы и независимые брокеры) и разовыми (с правом на совершение сделок на реальный товар от своего имени и за свой счет).
Биржевые торги осуществляются в биржевом зале, где каждому участнику торга создаются условия, необходимые Для совершения купли-продажи.
Законом Российской Федерации «О товарных биржах и биржевой торговле» установлено, что под биржевым товаром следует понимать неизъятый из оборота товар определенного рода и качества, в том числе стандартный контракт и коносамент на указанный товар, допущенный в Установленном порядке биржей к биржевой торговле.
На биржах сам товар непосредственно в торгах не участвует. Цена на него свободно устанавливается в зависимости от конъюнктуры рынка, а также социальных, эко-
номических и других факторов. Представленный для биржевой торговли товар должен быть однородным по качеству и определенным по количеству (числу, размеру или весу). Взаимоотношения клиентов и брокерских фирм складываются на основе заключенных между ними договоров или соглашений. С клиентом может быть заключен договор на брокерское обслуживание, договор о представительстве или совместной деятельности и др.
Клиент выдает брокеру поручение на проведение сделок. Это может быть поручение купить или продать товар по текущей биржевой цене, купить или продать товар по усмотрению брокера и т. д. Поручение оформляется в письменном виде, брокер при этом должен иметь доверенность на право действия от имени продавца.
Каждый находящийся в торговом зале биржи брокер должен иметь при себе информационный листок, содержащий перечень товаров с указанием их цены и количества предложений, номер брокерской конторы и место ее на-'1 хождения, условия расчета и срок поставки товара. Торг в секции торгового зала ведет биржевой маклер. Участники биржевых торгов обязаны иметь при себе соответствующие их статусу пропуска, доступные для визуального наблюдения лицом, ответственным за проведение торгов.
Основанием для заключения биржевых сделок служите устное согласие брокеров, достигнутое в результате гласно проведенных торгов и зафиксированное биржевым макле-1 ром. Если брокер отсутствует в секции в момент объявле- 1 ния маклером его предложения, то это расценивается как его неявка на торг, а преложенный им товар снимается с торгов, проводимых в данный биржевой день. При этом к брокеру применяются санкции, предусмотренные прави- I лами биржевой торговли.
В ходе биржевых торгов их участники пользуются языком, состоящим из специальных жестов и особого бирже- , вого лексикона.
6.4. Виды биржевых сделок, их регистрация и оформление
Биржевая сделка определена в Законе Российской Федерации «О товарных биржах и биржевой торговле» как зарегистрированный биржевой договор, заключенный участниками биржевой торговли в отношении биржевого товара в ходе биржевых торгов. Для признания ее биржевой она должна обладать совокупностью определенных признаков:
• предметом биржевой сделки должен быть биржевой товар;
• она должна быть заключена между участниками биржевой торговли;
• она должна быть заключена в ходе биржевых торгов и зарегистрирована на бирже.
Участниками биржевой торговли на российских биржах могут совершаться сделки, связанные с:
• взаимной передачей прав и обязанностей в отношении реального товара (сделки на наличный товар с немедленной поставкой);
• взаимной передачей прав и обязанностей в отношении реального товара с отсроченным сроком его поставки (форвардные сделки);
• взаимной передачей прав и обязанностей в отношении стандартных контрактов на поставку биржевого товара (фьючерсные сделки);
• уступкой прав на будущую передачу прав и обязан
ностей в отношении биржевого товара или контракта
на поставку биржевого товара (опционные сделки).
Могут совершаться и другие сделки в отношении биржевого товара, контрактов или прав, установленные правилами биржевой торговли.
Таким образом, биржевые сделки можно разделить на сДелки, совершенные с реальным товаром, и сделки на
срок без реального товара. Сделки с реальным товаром могут быть с коротким сроком поставки (сделки «спот») или сделки с отсроченным сроком поставки реального товара (сделки «форвард» или форвардные сделки).
Цель сделок «спот» — действительное приобретение или отчуждение товара. По своей правовой природе такие сделки являются договором купли-продажи.
Форвардные сделки заключаются на поставку товаров в' определенный договором срок в будущем и являются договорами поставки. Главными отличительными чертами таких сделок является то, что момент заключения сделок не совпадает с моментом их выполнения, и объектом таких сделок может выступать как наличный товар, так и товар, который будет произведен к сроку, установленному договором.
В настоящее время на российских биржах преобладают сделки с немедленной поставкой товаров, по мере развития рыночных отношений форвардные сделки должны стать основным видом сделок.
На определенном этапе своего развития рынок наличного товара перестает соответствовать нуждам экономики, И> тогда начинает развиваться фьючерсная торговля.
Фьючерсные сделки осуществляются с товарами, которых в момент заключения сделки в наличии нет. Объектом сделки здесь является биржевой контракт с унифицированными условиями по количеству, качеству, срокам по-ставки. .Цель таких сделок — получение доходов от разницы между ценой контракта в момент его заключения И ценой в день истечения контракта. Фьючерсные сделки обязательно регистрируются в расчетной палате.
В качестве самостоятельных биржевых сделок выступают опционные сделки (или сделки с премиями), связанные с уступкой прав на будущую передачу прав и обязанностей в отношении биржевого товара или контракта на поставку биржевого товара. Опцион предоставляется за определен-
ное вознаграждение. Можно выделить три вида опциона:
• опцион с правом покупки — дает право, но не обязывает покупать определенный фьючерсный контракт, товар или нетоварную ценность по данной цене;
• опцион с правом продажи — дает право, но не обязывает продавать определенный фьючерсный контракт, товар или нетоварную ценность по данной цене;
• двойной опцион — дает право купить либо продать (но не купить и продать одновременно) контракт или другой вид ценностей по базисной цене. Он используется в условиях чрезвычайно неустойчивой рыночной конъюнктуры.
При заключении сделки брокер-продавец выписывает билет (карточку-заказ), который подписывается покупателем и передается в отдел регистрации и контроля за исполнением биржевых сделок для подготовки договора (контракта). При этом брокер-продавец предоставляет гарантию поставки товара, а брокер-покупатель — гарантию оплаты товара. В установленный срок брокеры-участники сделки обязаны оплатить бирже за услуги по заключению договора взнос, величина которого определяется в процентах от суммы сделки. При оформлении и регистрации договоров брокеры подписывают три экземпляра документа, по одному из которых выдаются сторонам сделки, а третий экземпляр остается на бирже. Договору присваивается регистрационный номер, и на всех его экземплярах проставляется штамп отдела регистрации биржевых сделок. Договор поставки может быть оформлен брокерами вне биржи, но при этом он обязательно должен быть зарегистрирован в установленный срок в отделе регистрации биржевых сделок.
Оформленная в регистрационной книге или карточке сделка имеет юридическую силу. Она может быть расторг-нУта в порядке, установленном биржей. При этом не допускается расторжение сделок в одностороннем порядке.
Признание сделки недействительной осуществляется на] основании действующего законодательства и правил ведения торгов на бирже.
Если в процессе заключения и исполнения сделок между брокерами возникают споры, то они разрешаются через арбитражную комиссию, которая для этого формирует арбитражную коллегию (третейский суд).
6.5. Роль торговых домов в биржевой торговле
Торговый дом — многопрофильное торговое предприятие, интегрированное в производственную, финансовую и внешнеэкономическую сферы.
Обычно торговые дома представляют собой крупные1 коммерческие структуры, созданные преимущественно в форме холдинговых компаний, в состав которых могут входить производственные, транспортные, закупочные, сбытовые, сервисные и другие фирмы.
За рубежом большинство торговых домов представляют собой транснациональные корпорации. Они специализируются на широкой номенклатуре преимущественно потребительских товаров, приобретая и сбывая их, зарабатывая на разнице цен.
В начале прошлого столетия в России функционировало несколько тысяч торговых домов, основателями которых были известные предприниматели и торговцы. Они имели распространение на рынках продовольствия, текстиля и других товаров.
Развитие рыночных отношений в России, укрепление национальных финансово-промышленных групп и развитие в них современного экспортного производства позволяет создать сеть современных торговых домов на внутреннем и внешнем рынках, способных организовать производство и сбыт конкурентоспособных товаров, а также активно воз-150
действовать на структуру производства, в том числе путем инвестирования торгового капитала в производство.
Торговые дома могут представлять собой крупные торговые фирмы, торгующие за свой счет и на свой собственный риск.
В качестве торговых домов могут выступать крупные брокерские фирмы, сочетающие эпизодические торговые операции на свой счет с традиционным для них посредничеством. Это брокерские фирмы особого рода, ведущие оптовую, мелкооптовую и розничную торговлю как биржевым, так и небиржевым товаром.
И, наконец, к торговым домам относятся дочерние образования сильных бирж с участием брокерских контор. Они могут осуществлять самостоятельную торговую деятельность, а также организовывать торги по номенклатурным товарам. Это своего рода биржа небиржевых товаров.
Торговые дома могут иметь различный организационно-правовой статус. Чаще всего это акционерные общества открытого или закрытого типа. Они могут выполнять кассовые, встречные, бартерные сделки, сделки с реальным товаром и др.
Кассовые сделки совершают с товарами с условием немедленной оплаты и поставкой товара в максимально короткий срок.
Сделки с реальным товаром совершаются за собственный счет или за счет производителей, потребителей или Других лиц, занятых торговлей данным товаром.
При встречных сделках продажа определенных видов товаров (услуг) является условием приобретения других видов товаров (услуг).
Бартерные сделки основаны на взаимном обмене продукцией без денежной оплаты.
К числу важнейших функций торговых домов следует отнести:
• организацию торговли продукцией производственно-технического назначения, сельхозпродукцией и товарами народного потребления, в том числе через свою товаропроводящую сеть;
• оказание посреднических услуг по заключению контрактов по закупкам, сбыту или обмену продукции, в том числе через товарные биржи;
• организацию ярмарок и аукционов;
• маркетинговые исследования и оказание информационных, рекламных и других видов услуг;
• инвестирование производства конкурентоспособной или новой продукции.
В торговых домах, являющихся акционерными обществами, высшим органом управления является общее собрание акционеров, которое избирает наблюдательный совет и ревизионную комиссию. Наблюдательному совету подчиняется генеральная дирекция, которую возглавляет генеральный директор. Он несет персональную ответственность за текущую финансово-хозяйственную деятельность торгового дома. В состав генеральной дирекции входят дирекции по направлениям деятельности (по финансам и инвестициям, по торгово-посредническим операциям, по информации, по филиальной сети) и отделы (планирования и развития, юридический и т. д.).
Цели, функции и задачи центрального аппарата торгового дома и его дирекций определены в положениях, утверждаемых генеральным директором.
ГЛАВА 7
ОРГАНИЗАЦИЯ ТОРГОВЛИ НА АУКЦИОНАХ
7.1. Сущность и виды аукционов
Аукционы являются особой разновидностью посреднических организаций, способствующих обращению товаров. Торговля здесь ведется методом открытых торгов. Продаже подлежат реальные товары, обладающие индивидуальными свойствами.
Продавцами на аукционе могут выступать предприятия, организации или физические лица, являющиеся владельцами товаров (имущества).
Объектами торгов могут быть предметы личного потребления, имеющие индивидуальные особенности (антиквариат, высокохудожественные авторские работы и т. д.), пушнина, немытая шерсть, крупный рогатый скот и лошади, табак, чай и т. д.
В качестве покупателей товаров на аукционах могут быть предприятия, организации или отдельные граждане.
На аукционе продавец назначает стартовую цену товара, Которая увеличивается в ходе торгов до своего предельного Уровня. На окончательную аукционную цену оказывает влияние сложившийся на данный товар спрос (в том числе в Римках самого аукциона), а также популярность аукциона и Реклама представленных на нем товаров.
Аукционы — коммерческие организации, располагающие необходимыми помещениями, оборудованием и соответствующим персоналом. Чаще всего распространены аукционы, организованные в форме акционерных обществ. Аукционная торговля может осуществляться и организациями, для которых торги не являются основным видом деятельности, однако уставом предусмотрено право на их проведение. Сюда относятся аукционы, проводимые биржами, постоянно действующими выставками, художественными салонами и т. д.
По масштабу деятельности аукционы делятся на нацио-\ налъные и международные.
Широкую известность не только в России, но и за рубежом получили пушной аукцион в Санкт-Петербурге и аукцион по торговле племенными лошадьми в Москве. В роли покупателей на них выступают крупные оптовые фирмы зарубежных стран.
Различают несколько видов аукционов. Так, в зависимости от порядка организации аукционы делят на добровольные и принудительные, а с учетом технологии проведения — на согласные аукционы и аукционы с понижением цен.
Добровольные аукционы проводятся по инициативе владельцев товаров или имущества с целью наиболее выгодной их продажи.
Принудительные аукционы могут проводиться государственными организациями с целью продажи конфискованных, невостребованных и неоплаченных товаров, заложенного и невыкупленного имущества и т. п.
Согласный аукцион (с повышением цен) на-j чинается с объявления минимальной цены, установленной продавцом. К этой цене покупатели делают надбавки (наддачи). Величина надбавки должна быть не ниже минимальной надбавки, установленной в правилах проведения торга. В случае если очередное повышение цены покупатели не предлагают, то товар считается проданным последнему покупателю, предложившему наивысшую цену. Такой способ
ведения аукциона называется гласным. Если же после объявления аукционистом минимальной надбавки покупатели дают согласие поднять цену на установленную величину надбавки с помощью условных знаков, а аукционист, объявляя новую цену, не называет покупателя, то такой способ проведения аукциона принято называть негласным или немым. При этом способе торга сохраняется в тайне имя покупателя. Чаще такой порядок аукционного торга применяется при продаже предметов искусства и драгоценностей.
На аукционах с понижением цен сначала называется явно завышенная стартовая цена, которая в процессе торгов постепенно понижается до получения согласия одного из покупателей на покупку товара. Понижение цены проводится на заранее установленные скидки.
При организации работы аукциона руководствуются Положением об аукционе, утвержденным общим собранием акционеров и т. п. Подготовкой и проведением торгов руководит аукционный комитет, в состав которого входят: директор аукциона, коммерсант, эксперт, юрисконсульт, специалист по маркетингу, бухгалтер и аукционист. Каждый из перечисленных членов аукционного комитета выполняет функции, определенные его должностными обязанностями.
7.2. Организация и техника аукционной торговли
Все торгово-технологические операции, совершаемые на аукционах, можно разделить на три этапа:
• подготовительные операции;
• операции, непосредственно связанные с проведением торгов;
• операции, связанные с взаимными расчетами между организаторами и участниками торгов (оформление аукционных сделок).
Основными операциями на первом этапе являются подготовка аукциона к торгам и подготовка товаров к продаже.
Подготовка аукциона к торгам начинается с анализа предложений, поступающих от владельцев товаров, в предложениях указывают: полное наименование товаров и их краткое описание; характеристику потребительских свойств и качества; сведения о количестве экземпляров и основные реквизиты владельца. Полученные предложения анализируются. Затем владельцам товаров направляются приглашения для оформления аукционных соглашений.
К операциям по подготовке аукциона к торгам относят^ ся также: подготовка помещений для хранения и предпродажной подготовки товаров; определение сроков проведения торгов; выпуск и продажа входных билетов; изготовление сигнальных табличек; информационно-рекламная работа.
Одной из операций, связанных с подготовкой товаров к продаже с аукциона, является их экспертиза, которая завершается установлением стартовой цены товара. Все условия аукционной продажи товара фиксируются в аукционном соглашении, которое визируется юрисконсультом, экспертом, аукционистом, директором аукциона и владельцем товара. Оно оформляется в двух экземплярах.
Товары, принятые от владельцев, в случае необходимости проходят дополнительную предпродажную подготовку, а затем сортируются в зависимости от качества по партиям (лотам). Из каждого лота отбирается образец. Количество товаров в лоте зависит от традиций торговли данным видом товара. Каждому лоту присваивается номер, по которому он будет продаваться с аукциона.
Для информации покупателей о предлагаемых к продаже товарах аукцион выпускает каталог, в котором указаны составы и номера лотов. Каталоги с указанием начала работы аукциона и правил проведения торга рассылают традиционным покупателям.
Покупателям предоставляется возможность заблаговременно ознакомиться с выставленными товарами и пометить в каталогах интересующие их номера лотов. При продаже продовольственных товаров для покупателей могут быть устроены дегустации.
Важнейшей стадией аукциона является торг, который начинается в заранее определенный день и час. Для его проведения обычно используют специальный аукционный зал.
Открывает торги аукционист, который дает краткую характеристику товара, выставленного под первым номером. Характеристика товара содержится в информационной карте. В ней указывается полное наименование товара, характеристика его потребительских свойств и качества, стартовая цена. Назвав начальную цену, аукционист спрашивает: «Кто больше?».
Покупатель, желающий приобрести товар, с помощью сигнальной таблички объявляет цену, превышающую стартовую.
Аукционист повторяет каждую предложенную покупателями цену и называет место, откуда поступило предложение о цене. Если очередное повышение цены не предлагается, аукционист после троекратного повторения вопроса «Кто больше?» — ударяет молотком, подтверждая, что данный лот продан последнему покупателю, предложившему наивысшую цену.
Ассистенты аукциониста помечают, какому покупателю и по какой цене продан соответствующий товар.
Аукционист имеет право снять лот с продажи и через некоторое время выставить его еще раз, если из-за отсутствия интереса к данному товару не удается достичь намеченной аукционом продажной цены.
На аукционах с понижением первоначально установ-ленной цены на заранее определенные скидки лот приобретает тот, кто первым из покупателей скажет: «Да», а при проведении автоматизированных торгов — первым на-
жмет электрическую кнопку, останавливающую смену чисел на табло.