Предмет и содержание курса «Коммерция и технология торговли»

ББК 65.9(2)

ISBN 5-94798-019-3 ©Дашков Л. П., 2002,

с изменениями

© Памбухчнянц В. К., 2002, с изменениями


В в еде н и е .............................................................................................................. 9

Глава 1. Основы коммерции и технологии торговли............................................. 11

1.1. Предмет и содержание курса «Коммерция и технология торговли»..... 11

1.2. Понятие и сущность процесса товародвижения....................................... 13

1.3. Принципы и условия рационального построения процес­са товародвижения 17

1.4. Влияние научно-технического прогресса на развитие торговли............. ..... 19

Глава2. Сущность и содержание коммерческой деятельности в

торговле.................................................................................................. 25

2.1. Сущность и задачи коммерческой деятельности..................................... ..... 25

2.2. Содержание коммерческой деятельности................................................. 28

2.3. Информационное обеспечение коммерческой деятельности 32

2.4. Коммерческая тайна и ее защита............................................................... ..... 36

2.5. Риски в коммерческой деятельности........................................................ 39

2.6. Организационно-правовые формы юридических лиц, осу­ществляющих коммерческую деятельность 42

Глава 3. Договоры в торговле.................................................................................. ..... 57

3.1. Понятие и правовое регулирование договоров........................................ 57

3.2. Классификация договоров. Договоры, применяемые в торговле.......... ..... 61

3.3. Порядок заключения и исполнения договоров........................................ 66

3.4. Ответственность за нарушение договорных обязательств 74

3.5. Изменение и расторжение договора.......................................................... 76

Глава 4. Коммерческая работа по оптовым закупкам товаров.............................. 84

4.1. Значение и содержание закупочной работы.............................................. 84

4.2. Особенности договора поставки, его содержание.................................... 88


4.3. Закупка товаров на оптовых ярмарках........................................... 101

4.4. Контроль исполнения договоров и хода поставки товаров 104 Глава 5.Коммерческая работа по продаже товаров 109

 

5.1. Сущность коммерческой работы по продаже товаров............... 109

5.2. Коммерческая работа по оптовой продаже товаров.................. 111

5.3. Методы оптовой продажи товаров.................................................. 119

5.4. Содержание коммерческой работы при розничной про­даже товаров 126

Глава 6.Организация биржевой торговли..................................................... 132

6.1. Роль бирж в развитии рыночной экономики, их классифи­кация 132

6.2. Органы управления и структурные подразделения то­варных бирж 138

6.3. Организация торговых операций на бирже.................................... 144

6.4. Виды биржевых сделок, их регистрация и оформление .... 147

6.5. Роль торговых домов в биржевой торговле.................................... 150

Глава 7.Организация торговли на аукционах............................................. 153

7.1. Сущность и виды аукционов............................................................... 153

7.2. Организация и техника аукционной торговли............................... 155

Глава 8.Формирование ассортимента и управление товарными

запасами на предприятиях торговли........................................... 159

8.1. Понятие об ассортименте товаров и их классификация.... 159

8.2. Порядок формирования ассортимента товаров на пред­приятиях оптовой торговли 163

8.3. Порядок формирования ассортимента товаров в магазинах 166

8.4. Управление товарными запасами на предприятиях торговли 172
Глава 9.Реклама в коммерческой деятельности.......................................... 176

9.1. Реклама в коммерческой деятельности, ее правовое ре­
гулирование и государственный контроль.................................... 176

9.2. Средства современной рекламы и их характеристика............... 181

9. 3. Особенности рекламы отдельных видов товаров......................... 190

9.4. Определение эффективности рекламной деятельности................ 193

Глава 10.Лизинговые операции. Франчайзинг............................................ 196

10.1. Сущность лизинга, его формы, типы и виды................................. 196


 

10.2. Правовые и экономические основы лизинга............................... 200

10.3. Франчайзинг......................................................................................... 207

10.4. Некоторые особенности коммерческой деятельности при внешнеторговых операциях 212

Глава 11.Оптовые торговые предприятия, их функции, типы и

виды.................................................................................................... 216

11.1. Роль и функции оптовой торговли в системе хозяйст­венных отношений 216

11.2. Типы и виды оптовых предприятий и их роль в про-

• цессе товародвижения.................................................................... 218

Глава 12.Товарные склады, их устройство и планировка...................... 222

12.1. Назначение и функции складов, их классификация.................. 222

12.2. Технологические и общетехнические требования к уст­ройству складов 227

12.3. Виды складских помещений и их планировка............................ 231

12.4. Определение потребности в складской площади и ем­кости складов 236

Глава 13.Технологическое оборудование складов................................... 240

13.1. Оборудование для хранения товаров........................................... 240

13.2. Подъемно-транспортное оборудование....................................... 244

13.3. Весоизмерительное и фасовочное оборудование..................... 251

Глава 14.Организация и технология складских операций...................... 257

14.1. Складской технологический процесс и принципы его организации 257

14.2. Организация и технология операций по поступлению и приемке товаров 260

14.3. Технология размещения, укладки и хранения товаров.... 271

14.4. Организация и технология отпуска товаров со склада .... 280

14.5. Технико-экономические показатели работы складов.............. 283

Глава 15.Управление торгово-технологическим процессом и

организация труда на складах................................................. 286

15.1. Организация управления торгово-технологическим про­цессом на складе 286

15.2. Структура аппарата склада и функции его работников 293


 




15.3. Организация труда складских работников................................... 296

Глава 16.Тара и тарные операции в торговле............................................ 302

16.1. Роль упаковки и тары в торгово-технологическом процессе 302

16.2. Классификация и характеристика основных видов тары 304

16.3. Унификация, стандартизация и качество тары.......................... 310

16.4. Организация тарного хозяйства в торговле................................. 316

Глава 17.Организация перевозки товаров.................................................... 320

17.1. Роль транспорта в торговле и характеристика основ­ных транспортных средств 320

17.2. Организация перевозок товаров железнодорожным транспортом Г 323

17.3. Организация перевозок товаров автомобильным тран­спортом 331

17.4. Особенности перевозки товаров водным и воздушным транспортом 337

Глава 18.Организация и технология товароснабжения рознич­
ных торговых предприятий.......................................................... 341

18.1. Сущность и основные требования, предъявляемые к ор­ганизации товароснабжения 341

18.2. Формы товароснабжения и схемы завоза товаров в роз­ничную торговую сеть 345

18.3. Организация и технология завоза товаров на рознич­ные торговые предприятия 348

Глава 19.Классификация, функции и принципы размещения

предприятий розничной торговли............................................ 355

19.1. Классификация и функции розничных торговых пред­приятий 355

19.2. Специализация и типизация магазинов........................................ 358

19.3. Основные принципы размещения розничной торговой сети.. 365

Глава 20.Устройство и основы технологических планировок

магазинов......................................................................................... 370

20.1. Требования к устройству магазинов............................................. 370

20.2. Состав и взаимосвязь помешений магазина................................ 374


20.3. Устройство и планировка торгового зала и помещений
для приемки, хранения и подготовки товаров к про­
даже......................................................................................................... 377

20.4. Санитарно-технические устройства магазина........................... 385

Глава 21.Торгово-технологическое оборудование магазинов............... 389

21.1. Мебель для торговых залов магазинов.......................................... 389

21.2. Торговый инвентарь............................................................................ 398

21.3. Торговое холодильное оборудование........................................... 421

21.4. Торговое измерительное оборудование........................................ 427

21.5. Контрольно-кассовое оборудование............................................. 432

21.6. Выбор торгового оборудования для оснащения магази­нов .. 435

Глава 22.Интерьер и рекламно-информационное оформление

магазина............................................................................................ 440

22.1. Фирменный стиль и интерьер магазина........................................ 440

22.2. Рекламно-информационное оформление магазина................... 446'

Глава 23.Организация торгово-технологического процесса в

магазине и обслуживания покупателей.................................. 453

23.1. Содержание торгово-технологического процесса в ма­газине 453

23.2. Организация и технология операций по поступлению и приемке товаров в магазине 457

23.3. Организация и технология хранения и подготовки то­варов к продаже 465

23.4. Размещение и выкладка товаров в торговом зале...................... 474

23.5. Организация и технология розничной продажи товаров 479

23.6. Услуги, оказываемые покупателям магазинами........................ 489

23.7. Внемагазинные формы продажи товаров.................................... 493

Глава 24.Защита прав потребителей и государственный кон­
троль торговли................................................................................. 499

24.1. Защита прав потребителей.............................................................. 499

24.2. Организация государственного контроля торговли.................. 506

Глава 25.Основные правила розничной торговли и эксплуата­
ции контрольно-кассовых машин.............................................. 510

25.1. Правила продажи отдельных видов товаров................................ 510



25.2. Правила продажи алкогольной продукции................................. 522

25.3. Правила работы предприятий розничной торговли.................. 526

25.4. Правила эксплуатации контрольно-кассовых машин.............. 531

25.5. Санитарные правила торговых предприятий.............................. 538

Глава 26.Правила особых видов торговли................................................... 542

26.1. Правила продажи гражданам товаров длительного поль­
зования в кредит................................................................................... 542

26.2. Правила комиссионной торговли непродовольствен­
ными товарами.................................................................................... 546

26.3. Правила продажи товаров по образцам....................................... 552

Глава 27.Управление торгово-технологическим процессом и

организация труда в магазине................................................... 557

27.1. Организация управления торгово-технологическим про­цессом в магазине 557

27.2. Организация труда работников магазина.................................... 561

27.3. Режим работы и условия труда в магазине.................................. 570

27.4. Организация материальной ответственности в магазине 574
Глава 28.Проектирование предприятий торговли..................................... 578

28.1. Принципы и нормы проектирования.............................................. 578

28.2. Организация строительного проектирования............................. 581

28.3. Особенности типового проектирования предприятий торговли 586

Глава 29.Организация капитального строительства и ремонта

предприятий торговли.................................................................... 588

29.1. Организация строительства предприятий торговли................. 588

29.2. Реконструкция и ремонт предприятий торговли......................... 592


ВВЕДЕНИЕ

Переход к рыночной экономике, появление большого разнообразия организационно-правовых форм предпри­ятий, вовлечение в сферу торговой деятельности значи­тельной части населения, развитие конкуренции, необхо­димость широкого внедрения современного оборудования и прогрессивных технологий обусловили потребность в но­вых подходах к организации коммерческой деятельности и технологических процессов на предприятиях торговли, в широком развитии частной инициативы и предпринима­тельства. Все это предъявляет новые требования к подго­товке специалистов, профессиональная деятельность кото­рых связана с товарным обращением.

В связи с этим в сфере высшего образования появились новые специальности, по которым ведется подготовка кад­ров для различных областей торговой деятельности.

В учебные планы высших учебных заведений, готовя­щих коммерсантов и других специалистов в области тор­говли, включены новые учебные дисциплины, такие как «Коммерческая деятельность», «Организация, технология и проектирование коммерческих предприятий», «Организа­ция и технология коммерческой деятельности», «Коммер­ция и технология торговли», «Организация и технология торговых процессов» и др.

С учетом этого читателю предлагается третье издание учебника «Коммерция и технология торговли», с помощью которого студенты высших учебных заведений могут полу-



чить теоретические и прикладные знания в области ком­мерческой деятельности, а также организации и техноло­гии операций, совершаемых в различных звеньях торгов­ли, о путях повышения их интенсификации на всех ста­диях процесса доведения товаров от места производства до потребителей.


ГЛАВА I

ОСНОВЫ КОММЕРЦИИ И ТЕХНОЛОГИИ ТОРГОВЛИ


 



Предмет и содержание курса «Коммерция и технология торговли»

Предметом курса «Коммерция и технология торговли» яв­ляются коммерческие и технологические операции, совер­шаемые на различных стадиях процесса товародвижения, рассматриваемого как процесс доведения товаров от произ­водственных предприятий до потребителей. При этом под коммерцией понимается деятельность юридических, а также физических лиц по осуществлению операций купли-продажи товаров и оказанию услуг с целью удовлетворения спроса и получения прибыли. Под технологией понимается учение о каком-то ремесле, в данном случае — об операциях, связан­ных с движением товара и являющихся продолжением про­цесса производства в сфере обращения (транспортирование, хранение, упаковка, фасовка, продажа и т. д.).

Следовательно, под коммерцией и технологией торговли нужно понимать совокупность знаний о рациональной ор­ганизации торгово-технологического процесса, способах и методах наиболее эффективного выполнения торгово-технологических операций на всех его стадиях.

Вопросы коммерческой деятельности и технологии тор­говли освещены в данном курсе на основе общетеоретиче-



ских и методологических положений рациональной орга­низации процесса товародвижения, совершенствования деятельности торговых предприятий. При этом широко ис­пользованы законодательные и другие нормативные акты, регламентирующие коммерческую деятельность, а также регулирующие вопросы организации и технологии торго­вых процессов, применения торговой техники и т. д.

Торгово-технологический процесс товародвижения рас­сматривается в данном курсе в последовательности, соот­ветствующей реальному движению товаров от производ­ства до потребителей.

Первая часть учебной дисциплины охватывает вопросы коммерческой деятельности на предприятиях оптовой и розничной торговли. Здесь значительное внимание уделено сущности и содержанию коммерческой деятельности, роли договоров в торговле, их правовому регулированию, по­рядку заключения и исполнения. Рассматривается специ­фика коммерческой деятельности торговых предприятий при выполнении закупочных операций и операций по продаже товаров. Уделено значительное внимание органи­зации биржевой и аукционной торговли, формированию ассортимента товаров на предприятиях оптовой и рознич­ной торговли, а также роли рекламы и информации в коммерческой деятельности и особенностям коммерческой деятельности при совершении внешнеторговых операций.

На каждом этапе товародвижения (транспортировка товаров от производства до складов оптовой торговли, их внутрискладское перемещение, приемка и хранение, това-роснабжение розничной торговой сети, внутримагазинные операции, отпуск товаров покупателям и оказание им до­полнительных услуг) применяются различные средства и орудия труда. Проходя через звенья торговли, товарные потоки претерпевают различные количественные и каче­ственные преобразования, связанные с выполнением мно­гочисленных общих операций.


Так, приемка товаров по количеству и качеству, их хра­нение, фасовка, подготовка к продаже и продажа осуще­ствляются в звеньях как оптовой, так и розничной торгов­ли. Однако перечисленные операции, несмотря на их общ­ность, во многом различны в зависимости от того, в каком из звеньев торговли они выполняются. В связи с этим в данном курсе предусмотрено отдельное изучение торгово-технологических процессов на предприятиях оптовой и розничной торговли.

Специальные темы курса посвящены таре и тарным операциям в торговле, организации перевозки товаров, а также организации проектирования и капитального строи­тельства предприятий торговли.

Курс «Коммерция и технология торговли» тесно связан с другими учебными дисциплинами: «Менеджмент», «Маркетинг», «Коммерческое товароведение», «Экономика предприятия», «Право» и т. д. Наряду с этими учебными дисциплинами он способствует всесторонней подготовке будущих коммерсантов и других специалистов в области торговли.