Предмет и содержание курса «Коммерция и технология торговли»
ББК 65.9(2)
ISBN 5-94798-019-3 ©Дашков Л. П., 2002,
с изменениями
© Памбухчнянц В. К., 2002, с изменениями
В в еде н и е .............................................................................................................. 9
Глава 1. Основы коммерции и технологии торговли............................................. 11
1.1. Предмет и содержание курса «Коммерция и технология торговли»..... 11
1.2. Понятие и сущность процесса товародвижения....................................... 13
1.3. Принципы и условия рационального построения процесса товародвижения 17
1.4. Влияние научно-технического прогресса на развитие торговли............. ..... 19
Глава2. Сущность и содержание коммерческой деятельности в
торговле.................................................................................................. 25
2.1. Сущность и задачи коммерческой деятельности..................................... ..... 25
2.2. Содержание коммерческой деятельности................................................. 28
2.3. Информационное обеспечение коммерческой деятельности 32
2.4. Коммерческая тайна и ее защита............................................................... ..... 36
2.5. Риски в коммерческой деятельности........................................................ 39
2.6. Организационно-правовые формы юридических лиц, осуществляющих коммерческую деятельность 42
Глава 3. Договоры в торговле.................................................................................. ..... 57
3.1. Понятие и правовое регулирование договоров........................................ 57
3.2. Классификация договоров. Договоры, применяемые в торговле.......... ..... 61
3.3. Порядок заключения и исполнения договоров........................................ 66
3.4. Ответственность за нарушение договорных обязательств 74
3.5. Изменение и расторжение договора.......................................................... 76
Глава 4. Коммерческая работа по оптовым закупкам товаров.............................. 84
4.1. Значение и содержание закупочной работы.............................................. 84
4.2. Особенности договора поставки, его содержание.................................... 88
4.3. Закупка товаров на оптовых ярмарках........................................... 101
4.4. Контроль исполнения договоров и хода поставки товаров 104 Глава 5.Коммерческая работа по продаже товаров 109
5.1. Сущность коммерческой работы по продаже товаров............... 109
5.2. Коммерческая работа по оптовой продаже товаров.................. 111
5.3. Методы оптовой продажи товаров.................................................. 119
5.4. Содержание коммерческой работы при розничной продаже товаров 126
Глава 6.Организация биржевой торговли..................................................... 132
6.1. Роль бирж в развитии рыночной экономики, их классификация 132
6.2. Органы управления и структурные подразделения товарных бирж 138
6.3. Организация торговых операций на бирже.................................... 144
6.4. Виды биржевых сделок, их регистрация и оформление .... 147
6.5. Роль торговых домов в биржевой торговле.................................... 150
Глава 7.Организация торговли на аукционах............................................. 153
7.1. Сущность и виды аукционов............................................................... 153
7.2. Организация и техника аукционной торговли............................... 155
Глава 8.Формирование ассортимента и управление товарными
запасами на предприятиях торговли........................................... 159
8.1. Понятие об ассортименте товаров и их классификация.... 159
8.2. Порядок формирования ассортимента товаров на предприятиях оптовой торговли 163
8.3. Порядок формирования ассортимента товаров в магазинах 166
8.4. Управление товарными запасами на предприятиях торговли 172
Глава 9.Реклама в коммерческой деятельности.......................................... 176
9.1. Реклама в коммерческой деятельности, ее правовое ре
гулирование и государственный контроль.................................... 176
9.2. Средства современной рекламы и их характеристика............... 181
9. 3. Особенности рекламы отдельных видов товаров......................... 190
9.4. Определение эффективности рекламной деятельности................ 193
Глава 10.Лизинговые операции. Франчайзинг............................................ 196
10.1. Сущность лизинга, его формы, типы и виды................................. 196
10.2. Правовые и экономические основы лизинга............................... 200
10.3. Франчайзинг......................................................................................... 207
10.4. Некоторые особенности коммерческой деятельности при внешнеторговых операциях 212
Глава 11.Оптовые торговые предприятия, их функции, типы и
виды.................................................................................................... 216
11.1. Роль и функции оптовой торговли в системе хозяйственных отношений 216
11.2. Типы и виды оптовых предприятий и их роль в про-
• цессе товародвижения.................................................................... 218
Глава 12.Товарные склады, их устройство и планировка...................... 222
12.1. Назначение и функции складов, их классификация.................. 222
12.2. Технологические и общетехнические требования к устройству складов 227
12.3. Виды складских помещений и их планировка............................ 231
12.4. Определение потребности в складской площади и емкости складов 236
Глава 13.Технологическое оборудование складов................................... 240
13.1. Оборудование для хранения товаров........................................... 240
13.2. Подъемно-транспортное оборудование....................................... 244
13.3. Весоизмерительное и фасовочное оборудование..................... 251
Глава 14.Организация и технология складских операций...................... 257
14.1. Складской технологический процесс и принципы его организации 257
14.2. Организация и технология операций по поступлению и приемке товаров 260
14.3. Технология размещения, укладки и хранения товаров.... 271
14.4. Организация и технология отпуска товаров со склада .... 280
14.5. Технико-экономические показатели работы складов.............. 283
Глава 15.Управление торгово-технологическим процессом и
организация труда на складах................................................. 286
15.1. Организация управления торгово-технологическим процессом на складе 286
15.2. Структура аппарата склада и функции его работников 293
15.3. Организация труда складских работников................................... 296
Глава 16.Тара и тарные операции в торговле............................................ 302
16.1. Роль упаковки и тары в торгово-технологическом процессе 302
16.2. Классификация и характеристика основных видов тары 304
16.3. Унификация, стандартизация и качество тары.......................... 310
16.4. Организация тарного хозяйства в торговле................................. 316
Глава 17.Организация перевозки товаров.................................................... 320
17.1. Роль транспорта в торговле и характеристика основных транспортных средств 320
17.2. Организация перевозок товаров железнодорожным транспортом Г 323
17.3. Организация перевозок товаров автомобильным транспортом 331
17.4. Особенности перевозки товаров водным и воздушным транспортом 337
Глава 18.Организация и технология товароснабжения рознич
ных торговых предприятий.......................................................... 341
18.1. Сущность и основные требования, предъявляемые к организации товароснабжения 341
18.2. Формы товароснабжения и схемы завоза товаров в розничную торговую сеть 345
18.3. Организация и технология завоза товаров на розничные торговые предприятия 348
Глава 19.Классификация, функции и принципы размещения
предприятий розничной торговли............................................ 355
19.1. Классификация и функции розничных торговых предприятий 355
19.2. Специализация и типизация магазинов........................................ 358
19.3. Основные принципы размещения розничной торговой сети.. 365
Глава 20.Устройство и основы технологических планировок
магазинов......................................................................................... 370
20.1. Требования к устройству магазинов............................................. 370
20.2. Состав и взаимосвязь помешений магазина................................ 374
20.3. Устройство и планировка торгового зала и помещений
для приемки, хранения и подготовки товаров к про
даже......................................................................................................... 377
20.4. Санитарно-технические устройства магазина........................... 385
Глава 21.Торгово-технологическое оборудование магазинов............... 389
21.1. Мебель для торговых залов магазинов.......................................... 389
21.2. Торговый инвентарь............................................................................ 398
21.3. Торговое холодильное оборудование........................................... 421
21.4. Торговое измерительное оборудование........................................ 427
21.5. Контрольно-кассовое оборудование............................................. 432
21.6. Выбор торгового оборудования для оснащения магазинов .. 435
Глава 22.Интерьер и рекламно-информационное оформление
магазина............................................................................................ 440
22.1. Фирменный стиль и интерьер магазина........................................ 440
22.2. Рекламно-информационное оформление магазина................... 446'
Глава 23.Организация торгово-технологического процесса в
магазине и обслуживания покупателей.................................. 453
23.1. Содержание торгово-технологического процесса в магазине 453
23.2. Организация и технология операций по поступлению и приемке товаров в магазине 457
23.3. Организация и технология хранения и подготовки товаров к продаже 465
23.4. Размещение и выкладка товаров в торговом зале...................... 474
23.5. Организация и технология розничной продажи товаров 479
23.6. Услуги, оказываемые покупателям магазинами........................ 489
23.7. Внемагазинные формы продажи товаров.................................... 493
Глава 24.Защита прав потребителей и государственный кон
троль торговли................................................................................. 499
24.1. Защита прав потребителей.............................................................. 499
24.2. Организация государственного контроля торговли.................. 506
Глава 25.Основные правила розничной торговли и эксплуата
ции контрольно-кассовых машин.............................................. 510
25.1. Правила продажи отдельных видов товаров................................ 510
25.2. Правила продажи алкогольной продукции................................. 522
25.3. Правила работы предприятий розничной торговли.................. 526
25.4. Правила эксплуатации контрольно-кассовых машин.............. 531
25.5. Санитарные правила торговых предприятий.............................. 538
Глава 26.Правила особых видов торговли................................................... 542
26.1. Правила продажи гражданам товаров длительного поль
зования в кредит................................................................................... 542
26.2. Правила комиссионной торговли непродовольствен
ными товарами.................................................................................... 546
26.3. Правила продажи товаров по образцам....................................... 552
Глава 27.Управление торгово-технологическим процессом и
организация труда в магазине................................................... 557
27.1. Организация управления торгово-технологическим процессом в магазине 557
27.2. Организация труда работников магазина.................................... 561
27.3. Режим работы и условия труда в магазине.................................. 570
27.4. Организация материальной ответственности в магазине 574
Глава 28.Проектирование предприятий торговли..................................... 578
28.1. Принципы и нормы проектирования.............................................. 578
28.2. Организация строительного проектирования............................. 581
28.3. Особенности типового проектирования предприятий торговли 586
Глава 29.Организация капитального строительства и ремонта
предприятий торговли.................................................................... 588
29.1. Организация строительства предприятий торговли................. 588
29.2. Реконструкция и ремонт предприятий торговли......................... 592
ВВЕДЕНИЕ
Переход к рыночной экономике, появление большого разнообразия организационно-правовых форм предприятий, вовлечение в сферу торговой деятельности значительной части населения, развитие конкуренции, необходимость широкого внедрения современного оборудования и прогрессивных технологий обусловили потребность в новых подходах к организации коммерческой деятельности и технологических процессов на предприятиях торговли, в широком развитии частной инициативы и предпринимательства. Все это предъявляет новые требования к подготовке специалистов, профессиональная деятельность которых связана с товарным обращением.
В связи с этим в сфере высшего образования появились новые специальности, по которым ведется подготовка кадров для различных областей торговой деятельности.
В учебные планы высших учебных заведений, готовящих коммерсантов и других специалистов в области торговли, включены новые учебные дисциплины, такие как «Коммерческая деятельность», «Организация, технология и проектирование коммерческих предприятий», «Организация и технология коммерческой деятельности», «Коммерция и технология торговли», «Организация и технология торговых процессов» и др.
С учетом этого читателю предлагается третье издание учебника «Коммерция и технология торговли», с помощью которого студенты высших учебных заведений могут полу-
чить теоретические и прикладные знания в области коммерческой деятельности, а также организации и технологии операций, совершаемых в различных звеньях торговли, о путях повышения их интенсификации на всех стадиях процесса доведения товаров от места производства до потребителей.
ГЛАВА I
ОСНОВЫ КОММЕРЦИИ И ТЕХНОЛОГИИ ТОРГОВЛИ
■
Предмет и содержание курса «Коммерция и технология торговли»
Предметом курса «Коммерция и технология торговли» являются коммерческие и технологические операции, совершаемые на различных стадиях процесса товародвижения, рассматриваемого как процесс доведения товаров от производственных предприятий до потребителей. При этом под коммерцией понимается деятельность юридических, а также физических лиц по осуществлению операций купли-продажи товаров и оказанию услуг с целью удовлетворения спроса и получения прибыли. Под технологией понимается учение о каком-то ремесле, в данном случае — об операциях, связанных с движением товара и являющихся продолжением процесса производства в сфере обращения (транспортирование, хранение, упаковка, фасовка, продажа и т. д.).
Следовательно, под коммерцией и технологией торговли нужно понимать совокупность знаний о рациональной организации торгово-технологического процесса, способах и методах наиболее эффективного выполнения торгово-технологических операций на всех его стадиях.
Вопросы коммерческой деятельности и технологии торговли освещены в данном курсе на основе общетеоретиче-
ских и методологических положений рациональной организации процесса товародвижения, совершенствования деятельности торговых предприятий. При этом широко использованы законодательные и другие нормативные акты, регламентирующие коммерческую деятельность, а также регулирующие вопросы организации и технологии торговых процессов, применения торговой техники и т. д.
Торгово-технологический процесс товародвижения рассматривается в данном курсе в последовательности, соответствующей реальному движению товаров от производства до потребителей.
Первая часть учебной дисциплины охватывает вопросы коммерческой деятельности на предприятиях оптовой и розничной торговли. Здесь значительное внимание уделено сущности и содержанию коммерческой деятельности, роли договоров в торговле, их правовому регулированию, порядку заключения и исполнения. Рассматривается специфика коммерческой деятельности торговых предприятий при выполнении закупочных операций и операций по продаже товаров. Уделено значительное внимание организации биржевой и аукционной торговли, формированию ассортимента товаров на предприятиях оптовой и розничной торговли, а также роли рекламы и информации в коммерческой деятельности и особенностям коммерческой деятельности при совершении внешнеторговых операций.
На каждом этапе товародвижения (транспортировка товаров от производства до складов оптовой торговли, их внутрискладское перемещение, приемка и хранение, това-роснабжение розничной торговой сети, внутримагазинные операции, отпуск товаров покупателям и оказание им дополнительных услуг) применяются различные средства и орудия труда. Проходя через звенья торговли, товарные потоки претерпевают различные количественные и качественные преобразования, связанные с выполнением многочисленных общих операций.
Так, приемка товаров по количеству и качеству, их хранение, фасовка, подготовка к продаже и продажа осуществляются в звеньях как оптовой, так и розничной торговли. Однако перечисленные операции, несмотря на их общность, во многом различны в зависимости от того, в каком из звеньев торговли они выполняются. В связи с этим в данном курсе предусмотрено отдельное изучение торгово-технологических процессов на предприятиях оптовой и розничной торговли.
Специальные темы курса посвящены таре и тарным операциям в торговле, организации перевозки товаров, а также организации проектирования и капитального строительства предприятий торговли.
Курс «Коммерция и технология торговли» тесно связан с другими учебными дисциплинами: «Менеджмент», «Маркетинг», «Коммерческое товароведение», «Экономика предприятия», «Право» и т. д. Наряду с этими учебными дисциплинами он способствует всесторонней подготовке будущих коммерсантов и других специалистов в области торговли.