Вопрос 13. Раскрыть особенности игры как ведущей деятельности в дошкольном возрасте, структуру сюжетно-ролевой игры

Взаимодействие человека с окружающей средой осуществляется в процессе разных видов деятельности. Игра как особый вид деятельности человека является важным условием психического развития человека. Игра также выступает в роли средства обучения и воспитания.

Широка роль игра в развитии психики ребенка:

1) в игре ребенок учится полноценному общению со сверстниками;

2) ребёнок учиться подчинять свои импульсивные желания правилам игры. Появляется соподчинение мотивов – «хочу» начинает подчиняться «нельзя» или «надо»;

3) в игре интенсивно развиваются все психические процессы, формируются первые нравственные чувства

4) формируются новые мотивы и потребности (соревновательные, игровые мотивы, потребность в самостоятельности).

5) в игре зарождаются новые виды продуктивной деятельности (рисование, лепка, аппликация).

Сюжетно-ролевые игры были предметом изучения известных психологов (Л.С. Выготского, А.В.Запорожца, А.Н. Леонтьева, С.Л.Рубинштейна, Д.Б..Эльконина и др.)

Эволюция игры в онтогенезе личности содержит несколько этапов.

I. В раннем возрасте – игра предметная,когда ребенка увлекает перенос действия с предметом в новые условия. Предмету придают различные несвойственные действия-функции. Начало игры – игровое отношение к предметам (палочка используется как ложка, расческа, ручка, градусник, арбузная корка - лодочка, утюг, качели для кукол). От действия, однозначно определяемого предметом, через разнообразное использование предмета подходят к действиям, логически связанным между собой: изображают, как в чашечку наливают чай, помешивают сахар и пьют.

II. Около 3 лет начинается игра сюжетно-отобразителъная.Роль в действии, в репликах. Ребенок при этом играет один с разными игрушками. Уигрушек появляются мамы и дети, доктора и больные, хотя ребенок еще не выделяет отношения между ними. Игрушки в такой игре уже начинают выражать особенности реального поведения людей. Ребенок показывает, как они капризничают, спорят, боятся, просят сладости, – игра все полнее передает отношения.

Игровые действия для ребенка становятся способом выражения впечатлений. Ребенок моделирует свои представления действиями кукол и собственным поведением.

III. Сюжетно-ролеваяигра– самая сложная форма игры. Она сложна тем, что играют несколько детей, каждый в своей роли. Отношения между играющими развертываются как в сюжетном, воображаемом, так и в реальном плане.

В сюжетно-ролевой игре как творческой самостоятельно деятельности выделяются следующие компоненты: воображаемая или мнимая ситуация, сюжет, роль, содержание, игровые правила, игровые действия, игровое употребление игрушек и предметов.

1. Основой игры дошкольника является мнимая, или воображаемая, ситуация. Волшебные слова «понарошку», «как будто» позволяют создать мнимую ситуацию.

2. Главным компонентом сюжетно-ролевой игры является сюжет (содержательная канва игры) – эта сфера действительности, которая отражается в игре. Дети играют в человеческий быт («в магазин», «в дочки-матери», «детский сад»), в профессии, которые их привлекают (в «пожарных», «строителей», «врачей», «учителей», «спасателей» и др.), искусство (в "цирк", «театр», «кино»), в путешествия, войну, сказку. Развитие сюжетов идет от бытовых тем к производственным, и, наконец, к играм на общественную тематику.

Игра на один и тот же сюжет постепенно становится более устойчивой, длительной. Если в 3–4 года ребенок может посвятить ей только 10–15 минут, а затем ему нужно переключиться на что-то другое, то в 4–5 лет одна игра уже может продолжаться 40–50 минут. Старшие дошкольники способны играть в одно и то же по несколько часов подряд, а некоторые игры у них растягиваются на несколько дней.

3. Содержание игры – то, что отображается ребенком, как характерный момент деятельности и отношениями между взрослыми (предметная деятельность; отношения между людьми; поведение людей)

4. Стержнем сюжетно-ролевой игры является роль – это изображение в игре того или иного конкретного реально существующего или обобщенного лица в типичных для него проявлениях (моряка, продавца, мамы, волшебника). Роли различают по содержанию (дочка, матрос, продавец) и по значимости (главные, второстепенные). При выборе ребенком роли проявляются не только его интересы к той или иной сферы деятельности, но и процессы половой социализации, когда мальчик не хочет исполнять женскую роль

5. Любая роль связана с правилами, которые в сюжетно-ролевой игре не проговариваются специально и скорее чувствуются, чем осознаются ребенком. У каждой роли есть свои правила. Но все они взяты из окружающей жизни, заимствованы из взаимоотношений в мире взрослых. Осознанное отношение к правилам – показатель высокого уровня развития игры.

6. В сюжетно-ролевой игре выделяют два плана взаимоотношений – игровые и реальные. Игровые взаимоотношения отражают отношения по сюжету и роли. Реальные взаимоотношения – это взаимоотношения детей как партнеров, выполняющих общее дело. Они могут договариваться о сюжете, распределении ролей, обсуждать возникающие в ходе игры вопросы и недоразумения, учитывая или не учитывая интересы партнера, справедливо или несправедливо решать возникающие споры и конфликты.

7. Игровые действия являются обязательным компонентом сюжетно-ролевой игры. Игровые действия носят условный характер, поскольку действительность в сюжетно-ролевой игре представлена «не взаправду», а «понарошку». Дети «как будто» тушат пожар, «как будто» водят машину и т.п.

8. Очень важным компонентом игры является игровое употребление предметов. Игровое употребление предметов может быть реализовано как в форме изобразительных игрушек (предметов, представляющих собой уменьшенную, стилизованную копию реальных вещей, специально созданных обществом для организации игры ребенка), так и форме замещения одних предметов другими.

Все структурные компоненты игры подвижны. Они изменяются вместе с развитием сюжетно-ролевой игры и обеспечивают позитивное развитие ребенка

Таким образом, игра – это очень важный элемент в развитии психики ребёнка. Спомощью игры взрослые могут научить ребёнка правилам и нормам, вовремя скорректировать его поведение, привить жизненно важные ценности, воспитать полноценного члена общества.