Виды, структуры и функции культурологии
Виды культуры определяются предметной деятельностью человека. Деятельность человека приложима к природе, обществу и человеку. Следовательно, можно выделить виды культуры в соответствии с основными направлениями человеческой деятельности.
Виды культуры по отношению к природе достаточно многообразны. Выделяют культуру земледелия, природопользования, селекцию, а также другие способы воздействия человека на природную среду.
Виды культурной деятельности в обществе включают в себя культуру материального производства. На базе материального производства возникают общественные виды культурной деятельности: культура непосредственной производительной деятельности, культура управления производством и т.д.
Понятие "культура" в данном аспекте употребляется при характеристике исторических эпох (средневековая культура) или памятников (археологическая культура), при характеристике обществ и регионов (европейская культура), при характеристике народов (русская культура).
Применяют это понятие и по отношению к отдельным сферам деятельности и жизни (культура быта, музыкальная культура и т.д.).
Понятие культуры по отношению к отдельному человеку применяют к каждой человеческой способности. Это воспитанность, нравственность, образованность и т.д.
Культуру как многоуровневую систему принято подразделять по ее носителю. В зависимости от этого выделяют мировую культуру и национальные культуры.
Мировая культура - это синтез лучших достижений всех национальных культур различных народов в их историческом развитии.
Национальная культура выступает синтезом культур различных классов, социальных слоев и групп соответствующего общества. В духовной сфере это выражено в языке, литературе, музыке, религии и т.д. В материальной - в особенностях экономического уклада и других сферах жизни и деятельности человека.
В соответствии с конкретными носителями выделяют культуры социальных особенностей (классовая, городская, сельская, профессиональная, молодежная, семьи и т.д.).
По содержанию человеческой деятельности культуру подразделяют на материальную и духовную.
В материальную входят средства производства, орудия труда, средства потребления, способы практической деятельности, производственные отношения. В образном смысле, материальная культура – это «Культура, одетая в вещь».
Предметно-продуктивная грань материальной культуры - производственно-техническая культура, а технологическая грань - культура производства.
Материальная культура характеризует производство с точки зрения создания условий для жизни человека, его развития, реализации способностей человека в процессе материальной деятельности.
В качестве элементов материальной культуры выделяют орудия труда, технику и сооружения, производство, транспорт, предметы быта. Ведущая роль здесь принадлежит орудиям трудам. Каждая культурная эпоха отличается от другой не тем что производят, а какими орудиями труда производят.
К элементам материальной культуры относят навыки и приемы производственной деятельности.
Духовная культура – это деятельность, направленная на духовное развитие человека и общества. Ее результаты – язык, новые идеи, знания, духовные ценности, а также отношения с людьми, возникающие в процессе духовного производства. Духовная культура находит свое выражение в науке, религии, искусстве, морали, праве и т.п.
Материальная и духовная культуры существуют в единстве: все материальное выступает как реализация духовного, а все духовное облачено в материальную оболочку. Материальная культура, являясь фундаментом жизни общества, играет основную роль.
Вместе с тем материальная и духовная культуры отличаются предметом, характером, средствами и результатом деятельности.
В современной научной литературе высказывается мнение о необходимости социальной культуры, характеризующей такие виды деятельности и ценности, как семья, общество, государство, развитие форм, общественного существования человека.
Выделяют физическую культуру. Это воспроизводство человека как биологического существа, развитие его тела и забота о здоровье.
Способ организации культуры как единого целого обусловлен её структурой. Выделим основные структурные элементы культуры. Основанием выделения является взаимосвязь культуры с уровнями сущности человека.
Первым структурным элементом является культура жизненных потребностей и способов их удовлетворения и воспроизводства. Этот элемент культуры охватывает весь спектр непосредственной жизнедеятельности человека. Этот уровень культуры выступает, с одной стороны, как результат процесса становления и развития человеческой сущности, а с другой стороны – как предпосылка и условие осуществления и продолжения своей жизнедеятельности.
Вторым структурным элементом культуры является культура процесса производства, в котором изготовление орудий труда приобретает значение особой социальной потребности.
В историческом процессе развития культуры производства выделяют специфические исторические эпохи, которые характеризуются определёнными типами орудий труда и материалов, из которых они изготавливаются (палеолит, неолит, бронза и т.д.). По этим орудиям труда и характеру трудовой деятельности стало возможным восстановить облик человека этих эпох и его целостность.
Третьим структурным элементом культуры является культура общественных отношений. Данный элемент культуры является сферой и показателем, характеризующим специфику производства и воспроизводства человека. Это система способов, средств и результатов становления и развития человека.
Четвертым структурным элементом культуры является культура общественного сознания, проявляющаяся в духовной жизни общества, в духовном мире знаний, культуре языка, мышления, общественно-психологических установок, в культуре идеологического осмысления человеком своего места в жизни и т.д. Это духовная культура общества.
Пятым структурным элементом культуры является сфера творчества и свободы. Свобода есть высший уровень сущности человека. А способом ее существования является творчество. Свобода и творчество стали обобщенным показателем и критерием уровня развития культуры.
Сложная и многоуровневая структура культуры определяет и разнообразие ее функций в жизни общества и человека.
Важнейшей функцией культуры можно назвать творческую деятельность человека. Действительное содержание культуры составляет человек. Культура выступает способом деятельности человека. Этим объясняется приоритетное значение этой функции. Данная функция является синтезирующей. В ней находят свое выражение все последующие.
Не менее важной является функция трансляции социального опыта. Это историческая преемственность, передача (трансляция) социальной наследственности из поколения в поколение. Кроме культуры общество практически не располагает никакими иными механизмами трансляции всего богатейшего опыта, накопленного человечеством. Культура - есть историческая, социальная память человечества. Разрыв культурной преемственности означает потерю социальной памяти. Такой феномен называется манкуртизм.
Познавательная функция культуры выражается в трансляции социального опыта множества поколения людей, в способности накапливать богатейшие знания о мире и тем самым создавать благоприятные возможности для его познания и освоения. Результаты познания передаются в виде опыта и житейской мудрости посредством знаков, символов от поколения к поколению, от одного народа к другому. Следовательно, познавательная функция переходит в информативную. В этой функции культура связывает поколения, обогащая каждое последующее опытом предыдущих. Чтобы быть культурным, человеку необходимо пройти, по словам Гете, "через все эпохи мировой культуры".
Обогащение культур происходит благодаря информативной функции.
Наряду с указанными, выделяют регулятивную (нормативную) функцию культуры. Она связана с регулированием различных сторон, видов деятельности людей. Средством реализации этой функции культуры являются нормативные системы морали и права.
Различают нормы-регламентации и нормы-ориентации, или нормы целеполагания. Эти нормы связаны с оценочной (аксиологической) функцией. Когда в обществе утрачивается представление о ценностях, то иссякает творческий импульс культуры. Культура, как система ценностей, формирует у человека определенные потребности и ориентации. По их уровню и качеству люди судят о степени культурности общества и человека.
Наконец, выделяют семиотическую, или знаковую функцию культуры. Эта функция действует в сфере языка, устной и письменной речи, искусственных языков, а также в специфических языках науки, техники, искусства, религии и т.д.
4. Главные подходы к изучению культуры,
цивилизация и культура
Культурология выработала три основных подхода в изучении культуры: антропологический, социологический и философский.
Суть антропологического понимания культуры состоит в признании самоценности культуры каждого народа, а также в признании равноценности всех культур на земле. В соответствии с этим подходом любая культура, как и любой человек, уникальна и неповторима, являясь образом жизни отдельного человека или общества.
Наиболее характерные определения антропологического понимания культуры следующие:[4]
Культура - это "способ существования человечества, подобно тому, как жизнь есть способ существования протоплазмы" ("Германский философский словарь");
- "все, что создано человеком, будь то материальные предметы, внешнее поведение, символическое поведение или социальная организация" (Л. Бернард);
- "общий образ жизни, специфический способ приспособления человека к его естественному окружению и экономическим потребностям" (К. Даусон);
- "вся полнота деятельности общественного человека" (А. Кребер).
При антропологическом подходе культура понимается очень широко и по содержанию совпадает со всей жизнью общества в его истории.
Социологический подход старается выявить специфические признаки понимания культуры. Культура здесь понимается как фактор организации и образования жизни какого-либо общества. Культура рассматривается с точки зрения ее функционирования в конкретной системе общественных отношении и институтов, определяющих роли и нормы поведения людей в обществе. При социологическом подходе культура рассматривается так же, как механизм передачи социального опыта.
Вот некоторые определения культуры, характерные для социологического ее понимания[5].
Культура - это:
- "прочные верования, ценности и нормы поведения, которые организуют социальные связи и делают возможной общую интерпретацию жизненного опыта" (У. Бекет);
- "наследуемые изобретения, вещи, технические процессы, идеи, обычаи и ценности" (В. Малиновский);
- "общий и принятый способ мышления" (К. Юнг).
Специфика философскогоподхода к культуре заключается в том, что при нем делаются попытки дойти до самой сути. Для этого используется философский анализ, т.е. мыслительная процедура, которая состоит в том, чтобы выразить изучаемый предмет в понятиях.
Философский подход позволяет путем анализа в жизни общества выделить некоторые черты, характеристики, закономерности, представляющие основание культуры.
Философия имеет дело с пониманием. Поэтому философский подход к культуре не ограничивается описанием или перечислением явлений культуры. Он предполагает проникновение в их сущность. Культура при этом понимается как содержание или способ бытия общества.
Наряду с указанными выделяют аксиологический (ценностный) подход. Культура здесь выступает итогом всего многообразия деятельности человека, как совокупность материальных и духовных ценностей. Согласно ценностному подходу, культура есть не что иное, как реализация ценностных целей. При аксиологическом подходе внимание акцентируется на понимании природы ценностей, их происхождении и значимости.
При семиотическом подходе фиксируется в качестве ее сущностной характеристики внебиологический знаковый механизм передачи опыта.
Поскольку культура является общественным образованием, принципиально важно для ее понимания роль знаковых систем. Считается, что символы, знаки являются теми средствами реализации ценностей и смыслов культуры, которые наиболее доступны для изучения. Тем самым подчеркивается, что культура имеет символически коммуникативную природу.
Культура не существует вне своего живого носителя - человека. Степень его приобщения к культуре определяет меру его общественного развития, меру человеческого в человеке. Важнейшую роль в этом процессе играет социальное наследование. В обществе каждое поколение получает наследие в виде опыта предшествующих эпох. Передача и сохранение социального и культурного опыта от поколения к поколению называется традицией.
Человечество в своей истории создало и накопило общественное богатство. Способы овладения этим богатством характеризуют процесс культивизирования человека. А в этом процессе на первый план выходит воспроизведение деятельности по исторически заданным основаниям.
Процесс усвоения накопленного выражается в соответствующих понятиях: "схема", "алгоритм", "код", "матрица", "эталон", "стереотип", "норма" и "традиция". Все эти понятия выражают момент устойчивости.
В качестве традиций выступают определенные ценности, нормы поведения, обычаи, обряды, идеи. Традиции могут иногда восприниматься как пережитки и препятствия на пути дальнейшего развития культуры. Они могут исчезать, а затем вновь возрождаться.
Традиции могут быть позитивными и негативными. Время производит отбор традиций и вечные из них, как, например, почтительное отношение к родителям, к женщине, являются всегда современными.
Культурная традиция есть то, что стабилизирует общество, обеспечивает воспроизводство прошлого в настоящем, дает возможность ныне живущим и действующим поколениям опереться на опыт прошлого.
Передающаяся от поколения к поколению система последовательных правил деятельности является сущностью культуры.
Итак, устойчивая сторона культуры - это культурная традиция, благодаря которой происходит накопление и трансляция человеческого опыта в истории.
Но у культуры, как у всякого диалектически развивающегося процесса, наряду с устойчивостью имеется новаторская сторона.
Единство традиции и обновления - единственная характеристика любой культуры. В современном обществе базисной ценностью является обновление, новаторство.
Новаторство и обновление всегда связаны с творчеством. В творчестве культуры всеобщее органически связано с уникальностью. Каждая культурная ценность неповторима. Творчество культуры предполагает включение нового в процесс исторического развития. Культуросозидающая деятельность является источником инноваций.
Но так как не всякое новаторство есть явление культуры, не все новое, включающееся в культурный процесс, является передовым, прогрессивным, отвечающим гуманистическим идеалам культуры. В культуре существуют и прогрессивные тенденции. За утверждение передового и прогрессивного в культуре надо бороться.
Вне культуры, представляющей собой целостную систему норм, смыслов, символов и ценностей, творчество хаотично и бесспорно. Но и культура вне творчества, вне созидательной активности немыслима.
Важнейшее значение в изучении культуры играют сочетание понятий «цивилизация» и «культура».
Понятие "цивилизация", как установил французский языковед Э. Бенвенист, возникает в европейских языках в период с 1757 по 1772 год. Оно содержало в себе представление о новом образе жизни, сущностью которого были урбанизация и возрастание роли материально-технической культуры. Возрастание роли предметной культуры в жизни общества связано с его цивилизационным развитием.
Понятие «цивилизация» появилось в тесной связи с понятием «культура». Вокруг определения понятий "культура" и "цивилизация" в мировой литературе по философии, этнографии, социологии, антропологии продолжают идти дискуссии. Ряд авторов в содержание культуры включают то, что у других входит в содержание цивилизации. Не следует выпускать из виду и то, что в разных национальных языках они несут различную нагрузку. Например, в немецком языке принято называть культурой то, что во французском означает цивилизация.
Кстати, очень явственно можно наблюдать это различие и в бытовой лексике. Например, в том смысле, в каком по-русски используется слово "культурный" (культурное поведение, культурный отдых и т.д.) во многих других языках (романских) используется слово "цивилизованный".
Несмотря на сходство и даже тождество понятий «культура» и «цивилизация», они существенно отличаются по своей функциональной нагрузке.
В XVIII веке, когда понятие "цивилизация" стало входить в повседневный оборот, оно означало разумность, прогрессивность.
Понятие "цивилизация" происходит от латинского термина civitas, означающего город, горожане, городская община, государство. В контексте с такими понятиями, как общежитие, общественное благо, общественный договор, просвещение, культура, оно обрело новый смысл, характеризующий общественное состояние, противоположное "естественному состоянию" и определяющее состояние общественного прогресса. В качестве критерия цивилизации утверждается идея общественного блага и совершенствование общественного состояния. Руководствуясь разумом, индивиды посредством общественного договора вступают в гражданское состояние для обеспечения и защиты своих интересов, к которым просветители в духе своего времени относят жизнь, безопасность, свободу, собственность. Однако общественное состояние требует отчуждения естественных суверенных прав индивидов в пользу гражданского общества.
Объединение в гражданское общество, цивилизацию, дает, по словам Руссо, роду человеческому недосягаемые преимущества по сравнению с другими "тварями" - индустрию, просвещение, культуру, способные обеспечить его процветание, счастье и прогресс. Но Руссо вскрывает и противоречия в развитии цивилизации. Он приходит к выводу, что вопреки логике Разума гражданский союз в лице государств закрепил экономическое неравенство и политическое насилие. Цивилизация из условия благоденствия превратилась в бич народов, оковы тирании и рабства. И тем не менее Руссо обнаруживает не столько социальное неравенство, сколько усматривает в этом противоречии внутренний источник развития цивилизации.
Руссо принадлежит заслуга в разведении понятий "цивилизация" и "культура". Дух, согласно Руссо, имеет свои потребности, как и тело. Потребности тела, составляющие основание общества, обеспечиваются цивилизацией посредством законодательства, государственного устройства, системы безопасности. Потребности духа в самосовершенствовании призвана удовлетворять культура посредством искусств и наук.
Проблема соотношения цивилизации и культуры просматривается в трудах И. Канта. Культура, по Канту, есть цель, которую природа ставит себе в человеческом роде, но которую он достигает посредством цивилизации. Цивилизация рассматривается как социальные условия реализации культуры.
Итак, французские философы-просветители, представители немецкой философской классики называли цивилизованным общество, основанное на началах разума, общественного блага, справедливости, связывая, таким образом, представление о цивильности с правом, воспитанностью в противовес грубому, дикому состоянию.
Близкий смысл (к описанному) вкладывали в понятие цивилизации основоположники марксизма, обозначая им следующую за варварством ступень общественного развития. В частности, Энгельс отмечал, что причина перехода к цивилизованному обществу коренится в разделении труда, вытекающем из него обмене между отдельными лицами и объединяющем оба эти процесса в товарном производстве.
Одновременно понятие «цивилизация» стало употребляться для обозначения материального аппарата культуры, при этом к культуре относят сферу духовности (идей), а к цивилизации - область результатов материальной деятельности людей (вещей).
Развивая марксистское положение об определяющей роли способа производства в развертывании социальных, политических и духовных процессов, В.И. Ленин выдвинул и обосновал положение о материальных основаниях культуры. Смысл этого положения состоит в том, что он ориентирует на необходимость анализа объективных предпосылок культурной деятельности, без которых нельзя понять функционирования и развития культуры в условиях любого типа цивилизации.
Другой подход к пониманию цивилизации связан с ее отождествлением с высоким (в сравнении с "туземными" народами) развитием материальной культуры на основе технического прогресса, уровнем культуры потребления материальных благ.
Здесь происходит разведение понятий «цивилизация» (материальная культура) и собственно «культура», т.е. духовное развитие человека. При таком подходе цивилизация отличается от культуры, как ум и тело от души.
Классический способ понимания цивилизации (определенная ступень общественного развития) получил наибольшее освещение в советской философской литературе, в то время как рассмотрение цивилизации в качестве своеобразного "тела" культуры стало доминирующим в немарксистской культурологии (Н. Бердяев, О. Шпенглер, А. Тойнби, П. Сорокин и др.).
Согласно Шпенглеру, например, каждому культурному "организму" заранее отмерен определенный жизненный срок. Умирая, культура перерождается в цивилизацию.
С взглядами Шпенглера перекликаются идеи А. Тойнби, который положил начало пониманию цивилизаций как исторически ограниченных социально-культурных комплексов. Тойнби рассматривает историю как "мозаику", составленную из отдельных цивилизаций. Каждая цивилизация проходит в своем развитии стадии возникновения, роста, надлома и разложения, после чего гибнет, уступая место другой. До настоящего времени, по Тойнби, сохранилось пять основных цивилизаций - китайская, индийская, исламская, русская и западная. Последовательная смена замкнутых социокультурных образований приводит, в конечном итоге, к некоторому духовному прогрессу во всей истории человечества, который выражается в религиозной эволюции от примитивных анимистических верований через мировые религии к единой религии будущего.
Для некоторых направлений современной западной философии характерно возрождение традиции, заложенной еще Ж.-Ж. Руссо. Так, французский антрополог Ж. Леви-Строс утверждает, что человеческая жизнь с развитием цивилизации не улучшается, а осложняется, привнося с собой массу негативных последствий для человека. Он считает, что изобретение письменности, усложнение социальных структур, создание символических "оков культуры", связывающих свободные проявления человеческого "я", привели к отчуждению человека не только от природы и общества, но и от самого себя. Человечество должно суметь вернуться к естественным формам психического соприкосновения с миром, иначе его ждет гибель не только от неуправляемых технических изобретений, но и от психической напряженности, от "культурной шизофрении", т.е. от смерти духовной.
С точки зрения марксизма, человек во многом находится в неосознанной зависимости от установившихся в обществе культурных (и других) стереотипов. Однако, степень этой зависимости исторически не возрастает, а падает. Исторический оптимизм марксизма основывается на его социально-философском учении, видящем единственную возможность прорыва человека к своему истинному "я" в установлении соответствующих общественных отношений.
Итак, подытожим. Цивилизация - необходимая ступень развития почти у всех обществ. На этой ступени становятся видимыми и получают самостоятельное развитие плоды или результаты культурной деятельности.
Цивилизация - это преобладающее развитие и воздействие предметной культуры на общее развитие культуры в целом и на человека в частности.
Цивилизация, как синоним материальной культуры, выражается как достаточно высокая ступень овладения силами природы, которая несет в себе мощный заряд технического прогресса и способствует достижению материальных благ. Благотворное влияние, которое оказало на общественную жизнь распространение науки и технических изобретений, не вызывает сомнения.
Но вместе с тем наука, техника, материальное изобилие сами по себе еще не означают собственно культурного, духовного расцвета. Они не могут быть оценены как безусловно нравственные или как безусловно безнравственные; они нейтральны. Культурная значимость научных и технических достижений зависит от того, в каком ценностном контексте они используются. Понятие «цивилизация» поэтому чаще всего связывается именно с этим культурно-нейтральным по своей внутренней природе развитием техники, производства, которые можно использовать в самых разнообразных целях. Понятие «культура», наоборот, максимально сблизилось с понятием «духовный прогресс».
Цивилизация - это преобразованный человеком мир материальных объектов, а культура - внутреннее достояние самого человека, оценка его духовного развития.
Подводя общий итог сказанному, отметим, цивилизация представляет собой социокультурное образование. Если понятие "культура" характеризует человека, определяет меру его развития, способы самовыражения в деятельности, творчестве, то понятие "цивилизация" характеризует социальное бытие самой культуры.[6]
Выводы
Культурология исследует результаты, способ усвоения и структуру культуротворческой деятельности людей.
Важнейшей задачей культурологии является анализ процессов и тенденций развития мировой культуры. Культурология дает понимание того, что любая материально-практическая, научная и иная деятельность человека вне культуры невозможна так же, как невозможна без культуры и сама жизнь человека.
Дадим определение:
Культура – это общественное явление, совокупности материальных и духовных ценностей, созданных человечеством, принципов и способов освоения и использования их другими людьми.
Культура развивается в двух основных формах – в личностно-деятельной и в предметной.
Виды культуры определяются предметной деятельностью человека.
Структура культуры:
1) культура жизненных потребностей способов их удовлетворения и воспроизводства;
2) культура процесса производства;
3) культура общественных отношений;
4) культура общественного сознания;
5) сфера творчества и свободы.
Функции культуры: 1) творческая деятельность человека; 2) трансляции социального опыта; 3) познавательная; 4) информативная; 5) регулятивная (нормативная); 6) семиотическая или знаковая.
Культурология выработала три основных подхода в изучении культуры: антропологический, социологический и философский.
Важнейшее значение в изучении культуры играют сочетание понятий «цивилизация» и «культура».
Цивилизация – это преобразованный человеком мир материальных объектов, а культура – внутреннее достояние самого человека, оценка его духовного развития.
вопросы для самоконтроля.
1. Является ли культурология наукой?
2. Существует более 1000 определений понятия «культура». Какое из них наиболее точно характеризует понятие «культура»?
3. Каковы виды и структура культуры?
4. Назовите основные функции культуры.
5. Каковы главные подходы в изучении культуры?
Лекция 2
План
1. Культура первобытного общества.
2. Культура Древнего Египта.
3. Культура Древней Месопотамии (Двуречье)
Об этой культуре мы можем судить лишь на основании сохранившихся памятников. Мы никогда не узнаем, как люди называли друг друга, предметы, явления природы, действия.
Понять этот период помогает изучение культуры различных племен Африки, Австралии, Океании, как бы "застрявших" на начальных ступенях развития человечества: их обряды, верования, орудия труда, виды хозяйственной деятельности приближенно соответствуют первобытному периоду. Культуру этих народов называют "традиционной". В этом смысле можно сказать, что первобытная культура является исторически первым ее типом. Вопрос о прародине человечества еще не решен. Последние открытия указывают на Африку, Южную Азию и даже Якутию. Накопление знаний об ископаемом человеке свидетельствует, что древнейшее человечество с самого начала существовало во множестве локальных форм в различных регионах земного шара и что все народы прошли через первобытный период. В пользу этого говорит удивительное совпадение мифологических представлений, сказок, легенд и других явлений фольклора.
1. Культура первобытного общества
Характерные черты первобытного общества:
- крайне низкий уровень производительных сил (исключает возможность получения прибавочного продукта);
- общинный тип собственности, присваивающий характер экономики (коллективный труд, уравнительное распределение);
- отсутствие организованной власти, опирающейся на силу принуждения;
- преобладание родовых связей.
По социальному устройству первобытную культуру разделяют на эпоху первобытного стада, эпоху родового строя (матриархат и патриархат), эпоху военной демократии, т.е. идет движение от первобытного стада к соседской общине.
Познавательная деятельность человека развивалась от частного к общему, от простейшего к более сложному и носила прикладной характер (развитие орудий труда и сфер деятельности).
Принято также разделение первобытного общества по материалу, из которого преимущественно изготавливались орудия труда и оружие.
Каменный век:
1. Палеолит (до 10 тыс. до н.э.):
- орудия из камня, дерева, кости; овладение огнем, при неумении пока добывать его; основной способ пропитания - охота и собирательство, позднее - рыболовство;
- появление жилища;
- предпосылки появления членораздельной речи, элементов ритуальной обрядности,
2. Мезолит (10 - 5 тыс. до н.э.):
- появление лука и стрел;
- приручение собаки;
3. Неолит (8-5 тыс. до н.э.):
- переход от присваивающего хозяйства к производящему ("неолитическая революция"), земледелие и скотоводство;
- начало изготовления предметов потребления;
- возникновение оседлого образа жизни, изобретение способов добычи огня.
Медно-бронзовый век (конец 4 - начало 1 тыс. до н.э.):
- распространение орудий труда и оружия из меди и, далее, бронзы;
- появление кочевого скотоводства и поливного земледелия;
- возникновение письменности и первых государств (Египет).
Железный (1 тыс. до н.э.):
- распространение металлургии железа, изготовление железных орудий труда и оружия;
- вытеснение меди железом, рост производительности труда.
Существуют и другие периодизации первобытного общества. В частности, американский историк и этнограф Морган в первобытном обществе выделил периоды дикости, варварства и цивилизации.
Начиная с первобытного стада, формировались коллективная воля и мораль. Сначала - целесообразная взаимопомощь, затем - забота о слабых. Важно было сознание собственной общности - " мы" (групповое самосознание). Постоянно осуществлялись инициации (посвящения) - крайне жестокие обряды-пытки, которым подвергались юноши (реже и девушки), достигшие половой зрелости. Инициации выполняли не только роль естественного отбора, но и социализирующую, воспитательную функцию.
Первобытная культура - синкретична (нерасчленена): обряд, ритуал, обычай играли решающую роль в культурном процессе, охватывая всех людей без разделения их на исполнителей и потребителей.
Универсальной формой духовной жизни первобытных людей являлась мифология как проявление языческого мировоззрения.
Все явления природной и социальной жизни имели свою персонификацию (свой образ). Божественные персоны были объединены общностью кровных уз. Это кровное родство и лежало в основе целостности представлений о мире для мифологического сознания.
Через общение с божеством человек строил свои отношения с миром. Поклонение божеству, а значит и соответствующее природное и социальное действие, регламентировалось, становилось священной нормой.
Типы мифов: этнологические, космогонические, антропологические и другие. В мифологии синкретично были слиты культурные функции, разделённые впоследствии в более развитых обществах между религией, наукой, моралью, искусством, политикой и т.д.
Первые примитивные религиозные верования существовали в форме анимизма, тотемизма, фетишизма, а также магии, которая выступала средством общения с потусторонними силами и впоследствии стала монополией определенных лиц: магов, колдунов, шаманов и т.д.
Когда мы слышим слово "магия", оно ассоциируется у нас с чем-то таинственным, мистическим. Но для первобытного человека всё было иначе. Для него не было резкой границы между естественным и сверхъестественным. Мир был един и силы видимые переплетались в нём неразрывно с невидимыми.
По определению в современной литературе, магией называются различные действия, цель которых повлиять воображаемым сверхъестественным путём на окружающий мир.
Между тем, в полном смысле слова, сверхъестественным в мире ничего назвать нельзя. Одному плану бытия свойственны одни законы, другому - другие. Физики показали нам, что микромир сильно отличается от макромира и мегамира. Так что в определении магии ясно одно: магия, действительно, имеет целью повлиять на окружающий мир.
С того момента, когда человек стал обладать сознанием, он уловил наличие в мире причинных связей. Главной задачей магии было использование открытых человеком закономерностей для своих повседневных нужд и целей.
Возникновение искусства связано со способностью к абстрагированию, с трудовой деятельностью и необходимостью общения.
Первые памятники изобразительной деятельности - гравированные узоры на камне, роспись пещер, рельефы и круглая пластика. Почти все сюжеты посвящены животным (зооморфизм), реже - человеку (антропоморфизм).
От палеолита к неолиту идет эволюция художественных стилей (Ориньяк, Соллютре, Мадлен, Альта-мира и др.). Первые архитектурные сооружения первобытного общества - мегалиты (сооружения культового характера из огромных камней) - появились в эпоху бронзы. Существуют различные виды мегалитов: дольмены, менгиры, кромлехи.
Для первобытной культуры характерно отсутствие более или менее ясного представления о специфике человека, его качественного отличия от животных
(оборотни-полулюди-полузвери) и полное отсутствие представлений о личности отдельного человека.
Художественно-образное мышление являлось единственным средством духовного освоения мира.
2. Культура Древнего Египта
Заселение территории Египта восходит к эпохе палеолита. Из смешения разных племен к 4-му тыс. до н.э. образовался египетский народ. С постепенным переходом к ирригационному земледелию и скотоводству и с отступлением охоты на второй план поселения в долине Нила становились более постоянными и долговременными, этнический состав - более стабильным. Использование подневольного труда, расслоение общины привело к выделению родовой знати и превращению вождей в царьков. Возникали примитивные государственные образования (номы), между которыми постоянно шла борьба за землю, скот и рабов. Основные этапы развития истории Египта: додинастический период (4-е тыс. до н.э.); Древнее царство (32 - 24 вв. до н.э.); Среднее царство (21 в. - нач. 19 в. до н.э.); Новое царство (16 - 12 вв. до н.э.); Позднее время (Ив. -341 г. до н.э.).
В додинастический период организация управления Египтом была простой - фараон был единственным правителем государства. Он был верховным судьёй в мирное время и верховным главнокомандующим во время войны, одновременно являясь казначеем и верховным жрецом всех храмов. При жизни фараон почитался живым Богом; все представители правящей династии считались потомками Бога Солнца. По мере развития и усложнения социальной структуры общества (имущественная дифференциация, социальная иерархия, появление городского населения) фараон стал назначать должностных лиц, на которых он возлагал часть государственных дел.
С объединения Нижнего и Верхнего Египта (3-е тыс. до н.э.) началась, так называемая, династическая эпоха (30 династий) до завоевания его в середине 1-го тыс. до н.э. персами. Страна превратилась в централизованную восточную деспотию (фараон - залог крепости государства, отсюда его обожествление). Ведущая роль в социально-политической жизни принадлежала знати и жрецам. Рано возникшая письменность (иероглифы) вызвала появление особого сословия - писцов, которые играли немалую роль (занимали государственные и храмовые должности) в государстве.
Удачное географическое положение, относительная замкнутость (узкая долина Нила, окруженная с запада и востока пустыней) наложили отпечаток на египетскую культуру, обусловив ее высокую стабильность и изолированность от иных цивилизаций того времени.
Экономической основой выступало земледелие (главным образом, возделывание пшеницы), животноводство, садоводство и пчеловодство, а также судоходство (морское и речное), различные ремесла (изобретен гончарный круг), строительство (основной материал - обожжённый кирпич, а для монументальных сооружений - камень).
В глубокой древности в Египте были изобретены папирус и иероглифы (священное письмо). Религиозно-магические, медицинские, научные, литературные тексты, хроники и летописи, гимны и молитвы составлялись и хранились в скрипториях ("домах жизни") при храмах или записывались на стенах пирамид и гробниц ("Тексты пирамид", "Книга мертвых", "Тексты саркофагов", "Мемфисский богословский трактат", "Речения Ипувера" и др.). Для литературных текстов, дошедших до нас, характерна анонимность, как и для других древневосточных литературных произведений.
Весьма значительными были достижения египтян в области математики и астрономии, (например, уравнения с двумя неизвестными); впервые появились дробные числа и десятичная система исчисления; были известны арифметические и геометрические прогрессии; определены площадь круга и поверхности полушария; вычислен объем усеченной пирамиды; составлен солнечный календарь и знаки зодиака, сутки разделены на 24 часа. Возникновение математических и астрономических знаний было связано с потребностями земледелия и строительства. Источники дают сведения о развитии медицины, знаний по анатомии (установление роли кровеносной системы и мозга в организме человека) и географии.
За свою долгую историю Египет прошел через древнейшие виды религиозных представлений, бытовавших в Древнем мире. В египетской религии, как в никакой другой, был развит заупокойный культ. Мумифицирование покойников было распространено во всех слоях свободного населения и превратилось в своего рода отрасль промышленности. Характерной чертой религии выступает также культ животных, особенно коровы и быка. Многие животные считались живым воплощением богов и богинь. Изображения божеств зачастую приобретали антропо- и зооморфные черты. В классовом обществе политеизм (переплетение различных культов - многобожие) сменился монотеизмом (выделение одного главного божества). Главным богом пантеона стал Ра - бог Солнца, рожденный из хаоса и победивший мрак. По древнеегипетской мифологии, он создал мир людей (из своих слез) и многих богов. Атон - бог - борец, его отождествляли с Ра, он стал воплощением заходящего солнца. Почётное место в египетском пантеоне занимал Осирис, как бог, обеспечивающий возрождение человека после смерти и вечную жизнь в загробном царстве, его жена (и сестра) Исида и сын Гор. Другие боги возвышались в зависимости от политической обстановки. Основные боги Древнего Египта: Амон - покровитель умерших; Анубис - бог умерших, покровитель некрополей; Бес - бог семьи и дома, веселья, одежды (особенно женского туалета); Тот - бог мудрости и счета; Нут - богиня неба; Сет - бог пустыни и грозы. Пантеон богов отражает земную иерархическую систему.
Необычайна и сложна мифология древних египтян. Они видели в мифах символическое описание сверхъестественных, потусторонних событий. В мифах объяснялись явления природы и смысл человеческого существования.
Они были тесно связаны с религиозными представлениями, в них верили и считали, что от мифологических персонажей - богов - зависит судьба человека. Мифологические представления египтян запечатлены в разнообразных религиозных текстах: в гимнах и молитвах богам, записи погребальных обрядов на стенах гробниц.
В Египте искусство находилось на службе у фараона, выражая идею незыблемости власти обожествленного правителя, что особенно ярко демонстрирует архитектура - ведущий для Египта вид искусства. Практически неограниченные ресурсы дешевой рабочей силы (рабы) и наличие материала (камень) позволяли воплотить сложную систему религиозных представлений и политической организации страны в грандиозные сооружения - гробницы и храмы, построенные по заказу фараона и высшей знати, чиновников и жрецов. Самые знаменитые архитектурные памятники 1 - пирамиды (Джосера, Хеопса, Хефрена, Микерина), заупокойные храмы (Аменемхета III – «Лабиринт», Хатшепсут, Аменхотепа III), культовые храмы (Карнакский - храм Амона-Ра - главное святилище страны; Луксорский - второй по значению в стране). На возведение пирамид затрачивались огромные средства. Так, самую большую пирамиду Хеопса в Гизе (146,6 м высотой, зодчий Химиун) строили одновременно 200 тысяч человек в течение 30 лет. Пирамиды воплотили в себе дух египетской культуры и явились ее своеобразным символом, средоточием достижений древних египтян в области строительной техники и архитектуры, математики и астрономии, мифологии и религии. Форма пирамиды означала вечность, а соотношение граней олицетворяло Божественную гармонию Вселенной. Вокруг пирамиды располагался погребальный комплекс - заупокойные храмы. Египетская архитектура психологически подавляет человека, вызывая благоговение перед властью фараона. Стиль выступает как средство увековечения всей системы духовного и экономического порабощения народа.
Архитектуре подчинены и скульптура, и живопись. В зависимости от заупокойного культа развивается удивительное явление Древнего Египта - скульптурный реалистический портрет (статуи царевича Рахотепа и его жены Нафрет, портреты Эхнатона, Нефертити, Тутанхамона и др.). Наивысший расцвет египетского портрета, рельефа, декоративно-прикладного искусства приходится на "амарнский" период (правление Эхнатона). Прекрасное представление об искусстве этого периода дают памятники, найденные в 1922 году английским археологом Говардом Картером в единственной не разграбленной гробнице фараона Тутанхамона.
В позднее время в результате междоусобиц и нападений извне Египет то распадается на отдельные номы, то объединяется, и тогда возникают краткие периоды расцвета культуры.
Когда Александр Македонский в 332 году до н.э. вступает в Египет, это воспринимается как освобождение от персов, хотя именно вторжение греков означало конец культуры Египта и начало эллинистического периода. В 30-е гг. до н.э. Египет был присоединен к Риму. Несмотря на романизацию народ Египта сумел сохранить свой язык, обряды и обычаи. Однако дни языческой культуры Египта были сочтены.
Культурное наследие Египта чрезвычайно многообразно. Оно поражает своей неповторимостью, художественным совершенством, глубиной содержания. В Египте были накоплены важнейшие практические знания в области математики и астрономии. Сокровища египетской мысли оказались притягательными для многих греческих ученых, философов, государственных деятелей, которые посещали Египет, чтобы приобщиться к этим знаниям и сделать их достоянием своей культуры.
Египетская культура оказала большое влияние и на древних римлян. Многие библейские сюжеты непосредственно связаны с древним Египтом.
Древнегреческая культура и цивилизация заложили основу для последующего культурного развития многих народов, в том числе и европейских.
3. Культура Древней Месопотамии
(Двуречье)
Месопотамская цивилизация - одна из древнейших в мире. Две реки (Тигр и Евфрат) дали жизнь жарким равнинам Двуречья. Здесь на протяжении трех тысяч лет, сменяя друг друга, создавались и распадались различные государства: Шумер и Аккад (4-3 тыс. до н.э.), Ассирия и Вавилония (2-е тыс. до н.э.) и др. Месопотамия развивалась параллельно с Египтом, но во многом непохожа на него. В отличие от естественно замкнутого пространства Египта, территория ее открыта для перемещения племен, вторжений и завоеваний. Поэтому культура этой обширной области Древнего Востока отличается многообразием своих проявлений.
Основной отраслью экономики Шумера было земледелие, основанное на развитой оросительной системе. Развивалось ремесло (строительство, гончарное производство, металлургия, ткачество). Каменные орудия вышли окончательно из употребления в начале 3-го тыс. до н.э. В общегосударственном масштабе была введена единая система мер и весов, развита торговля. Месопотамия становится центром караванных путей.
Долгое время здесь не было политического единства, централизованной власти и единой религии, а существовало много городов - государств (Ур, Лагаш, Урук и др.) со своими правителями, законами и божествами. Постепенно царская власть приобретает деспотический характер. Царь становится верховным судьей, главой всего государственного аппарата, он же решает вопросы войны и мира (Ассирия, Вавилония).
В эту эпоху идет становление государственности и "гражданского общества", появляются новые виды деятельности, особенно в сфере управления и обучения. Не случайны высокие достижения Месопотамии в области теории и практики, государственного права (законы Шульги и Хаммураппи; административное деление страны на провинции; разделение гражданской и военной власти в провинциях); в области военного дела и историографии. Эти достижения потом усвоили не только страны Востока, но и эллинские правители, и римские кесари.
Глубокий след в современной культуре оставили шумеро - вавилонская математика и астрономия (позиционная система цифр, шестидесятеричный счет, система определения лунных фаз, установление продолжительности года). Жители Древней Месопотамии умели определять точное время, ориентировать стены городов и башен на четыре стороны света, соединили судоходными каналами Тигр и Евфрат точно по 30-й параллели. Были развиты изготовление бронзы, многокрасочных поливов на керамике, лекарств; медицина (хирургические операции, систематизация некоторых болезней). Древняя цивилизация Двуречья оставила разработанный и довольно совершенный календарь.
Но самым важным открытием в Древней Месопотамии была письменность: клинопись шумеров в нашем сознании связана с Двуречьем так же, как пирамиды с Египтом. Месопотамская письменность появляется на рубеже IV-II тыс. до н.э. Вечными памятниками месопотамской культуры стали бесчисленные клинописные тексты на глиняных табличках, иногда - на камне: документы хозяйственной отчётности, строительные или закладные надписи, культовые тексты, списки знаков, сборники пословиц, многочисленные "школьные" или научные тексты, списки названий гор, стран, растений, профессий и должностей, первые двуязычные словари. Клинопись оказала сильное влияние на финикийское письмо, от которого берут начало греческий и более поздние алфавиты. При школах, крупных храмах и дворцах создавались библиотеки (самая известная из них - библиотека ассирийского царя Ашшурбанапала).
Древнемесопотамская литература включает в себя фольклорные поэмы, сказки, авторские произведения ("Эпос о Гильгамеше", "Поэма об Этане", "Разговор господина с рабом", "Поэма об Атрахасисе" и др.). Древнемесопотамская словесность, ее тематика, поэтика, самовидение мира и человека оказали значительное воздействие на литературу соседних народов, на Библию и через неё - на литературу Европы.
Религия в Древней Месопотамии не составляла стойкой системы, а складывалась из отдельных местных культов. В верованиях шумеров (3-е тыс. до н.э.) преобладали культы богов и богинь - покровителей отдельных общин; они обычно были также богами растительности и ирригационного земледелия.
Верховными божествами считались бог неба Ан и богиня земли Ки. Богом воздуха был Энлиль, воды - Энки, Луны - Наниа, войнами "заведовал" Нергал, богиня любви и плодородия называлась Иштар (она же являлась покровительницей города Уруки).
Большое значение имел культ умирающих и воскресающих божеств растительности, скотоводства (Таммуз). В конце 3-го тыс. до н.э. в связи с укреплением единого деспотического государства местные культы соединились в общий для всей страны пантеон. В период возвышения Вавилона (18 в. до н.э.) верховным божеством был объявлен бог - покровитель этого города - Мардук. Наряду с верховным божеством признавались семь главных богов, составлявших совет старейшин в обществе богов - пантеоне. Для шумероаккадского общества, исповедующего политеизм, характерно было то, что духовная жизнь не подавлялась религией, допускалась относительная веротерпимость, даже атеистические взгляды. Жреческая каста была довольно могущественной. Благодаря их усилиям человечество значительно продвинулось вперед в области математических знаний и астрономии. Роль людей в религиозной системе была сведена к роли рабов, подносящих богам свои жертвы, а царская власть объявлена божественной силой.
Мифология Междуречья отражает, в основном, представления народов, живших ирригационным земледелием, а также оседлых охотников и скотоводов (космогонические мифы). До нас дошли, главным образом, записи официальных версий мифов, подчинённых идее о бессилии человека перед богами.
Удивительны достижения обитателей Междуречья в строительном деле (регулярная сеть улиц, канализация, двойные стены, арки и своды). Основным строительным материалом служила необожженная глина, поэтому строения постепенно разрушались, и сегодня от прежних архитектурных памятников остались лишь огромные кучи глины. В Месопотамии строили культовые сооружения - зиккураты (Вавилонская башня - зиккурат Этеменанки; "Белый" и "Красный" храмы в Уруке, зиккурат в Уре - этот храм служил также жрецам как обсерватория для астрономических наблюдений) и светские здания - дворцы (дворцовые комплексы Ашшунасирпала II, Саргона II; дворец Навуходоносора и его жены Семирамиды со знаменитыми "висячими садами" и др.). Стены дворцов и храмов украшали рельефы. Своеобразными памятниками культуры являются каменные печати в виде цилиндра, палетки (пластины) и стелы (палетка Нармера, стела Нарамсина). В странах Междуречья создавались произведения круглой пластики - скульптуры (статуи правителей, статуэтки молящихся людей - адорантов, грозные изваяния фантастических зверей - шеду).
Декоративно-прикладное искусство представлено замечательными произведениями художественного ремесла из "Царской гробницы" в Уре (оружие, шлем, фигурки животных, арфы и прочие изделия).
Наивысшего расцвета месопотамская культура достигла в Вавилоне в IV в до н.э. В том же столетии Вавилон был завоеван персидским царем Киром II и присоединен к Иранскому государству Ахеменидов, но сохранил значение одного из величайших городов мира. Затем вследствие завоеваний Александра Македонского оригинальная восточная культура Месопотамии приобрела многие черты культуры Греции. Начался новый период ее развития - период эллинизма.
Выводы
Первобытная культура – синкретична (нерасчленена): обряд, ритуал, обычай играли решающую роль в культурном процессе.
Универсальной формой духовной жизни первобытных людей являлась мифология. Типы мифов: этнологические, космогонические, антропологические и др.
Первые примитивные религиозные верования существовали в форме анимизма, тотемизма, фетишизма, а также магии.
В первобытном обществе возникли зачатки всех видов искусства.
Египетская культура оказала большое влияние на культуру древних греков и римлян.
Накоплены важнейшие практические знания в области математики, астрономии, медицины, архитектуры, скульптуры, философии и др.
В Древнем Египте искусство находилось на службе у фараонов. В религии был развит заупокойный культ, мумифицирование – всего свободного населения, культ животных.
Необычна и сложна мифология древних египтян. В мифах они видели символическое описание сверхъестественных, потусторонних событий, в них объяснялись явления природы и смысл человеческого существования.
Месопотамская цивилизация развивалась параллельно с Египтом, но она во многом непохожа на него. Основной отраслью экономики было оросительное земледелие, ремесла (строительство, гончарное производство, металлургия, ткачество). У шумеров была введена единая система мер и весов, развита торговля.
В эпоху шумеров идет становление государственности и «гражданского общества (законы Шульги и Хаммураппи; административное деление страны на провинции; разделение гражданской и военной власти в провинциях)».
Глубокий след в современной культуре оставили шумеро-вавилонская математика и астрономия, библиотеки (позиционная система цифр, шестидесятеричный счет, система определения лунных фаз, установление продолжительности года, довольно совершенный календарь и др.).
Религия складывалась из отдельных местных культов.
Удивительны достижения в строительном деле, художественном ремесле – регулярная сеть улиц, канализация, двойные стены, арки и своды, зиккураты, рельефы на стенах дворцов и храмов, фигурки животных, арфы и др.
вопросы для самоконтроля
1. Охарактеризуйте культуру Каменного, Медно-бронзового и Железного веков.
2. Какова роль мифов в развитии культуры древнего мира?
3. Каковы достижения египтян в областях: математики, астрономии, медицины и архитектуры?
4. Чем характеризуется шумерская культура?
5. Каковы достижения вавилонской культуры?
Лекция 3
План
1. Культура Древней Греции.
2. Культура Древнего Рима.
Понятие «античность» появилось в эпоху Возрождения, когда итальянские гуманисты ввели термин «античный» (от лат. antiguus – древний) для определения греко-римской культуры, древнейшей из известных в то время. Культурное население античных государств оказало огромное влияние на все народы Европы, их литературу, искусство, философию, религиозное мышление, политические и юридические взгляды.
Эллинские государства, возникшие в IV в. до н.э., существовали сравнительно недолго. Уже во II – I вв. до н.э. большинство из них было завоевано Римом. С этого времени центром античной культуры становится территория современной Италии.
1. Культура Древней Греции