Регистрационные производства

 

Регистрационные производства имеют большое значение для эффективного функционирования многих институтов и субъектов гражданского и административного права, для ведения статистики, учетов и реестров, применения процессуального законодательства. Государственная регистрация во многих случаях является юридическим фактом, в результате которого возникают, изменяются и прекращаются правоотношения.

Гражданское законодательство предусматривает государственную регистрацию:

· прав на имущество;

· результатов интеллектуальной деятельности и средств индивидуализации;

· сделок;

· субъектов гражданских правоотношений;

· актов гражданского состояния.

Кроме того, в случаях, предусмотренных законом, наряду с государственной регистрацией могут осуществляться специальная регистрация или учет отдельных видов недвижимого имущества (кадастровый учет, учет федерального имущества, государственный учет жилищного фонда, государственный технический учет и т.д.).

Административное законодательство содержит требования о необходимости государственной регистрации субъектов, объектов и предметов отдельных правоотношений:

· граждан, иностранных лиц и лиц без гражданства;

· избирателей и участников референдума;

· нормативных правовых актов;

· юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в качестве резидентов особой экономической зоны;

· аварийно-спасательных служб;

· систем добровольной сертификации;

· транспортных средств;

· радиоэлектронных средств и высокочастотных устройств;

· средств связи;

· актов гражданского состояния;

· результатов интеллектуальной собственности и средств индивидуализации;

· потенциально опасных для человека химических, биологических веществ и отдельных видов продукции и т.д.

Участниками процессуальных правоотношений, возникающих в сфере государственной регистрации, являются органы государственной власти, органы местного самоуправления, государственные и муниципальные учреждения, а также граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства, российские и иностранные юридические лица.

Порядок государственной регистрации, как правило, предполагает упрощенные административные процедуры и включает следующие стадии: 1) прием от заявителей документов, необходимых для государственной регистрации; 2) совершение регистрационных (учетных) действий; 3) выдача заявителю соответствующих документов.

Рассмотрим основные административные производства в сфере государственной регистрации (рис. 2.6).

Рис. 2.6. Основные административные производства

2.4.1. Регистрационный учет граждан по месту пребывания и месту жительства

Регистрационный учет граждан (рис. 2.7) по месту пребывания и месту жительства был введен Законом РФ от 25.06.1993 № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации».

 

Регистрационный учет заменил собой институт прописки. Введенная в 1933 г. прописка граждан по месту жительства осуществлялась в разрешительном порядке и предполагала оценку целесообразности предоставления гражданам права проживания в том или ином месте.

 

Целями регистрационного учета является обеспечение необходимых условий для реализации гражданами их прав и свобод, а также исполнения ими обязанностей перед другими лицами, обществом и государством.

Статья 27 Конституции РФ закрепила право граждан на свободу передвижения и выбора места жительства. Регистрация по месту пребывания и месту жительства является предусмотренным федеральным законом способом учета граждан в пределах Российской Федерации и отражает факт нахождения гражданина по месту пребывания или жительства. Органы регистрационного учета уполномочены лишь зафиксировать акт свободного волеизъявления гражданина при выборе им места пребывания и жительства. В связи с этим регистрационный учет граждан по месту их пребывания и жительства имеет уведомительный характер и не нарушает конституционных прав граждан.

Уведомление гражданином Российской Федерации органов регистрационного учета о месте своего пребывания и жительства в соответствии с установленным законом порядком является не только правом, но и обязанностью гражданина. Вместе с тем сам по себе факт регистрации или отсутствие таковой не порождает для гражданина каких-либо прав и обязанностей и не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией РФ, федеральными законами и законодательными актами субъектов РФ. Так, права гражданина на труд и трудоустройство, образование, медицинскую помощь не могут быть ограничены ввиду отсутствия у него регистрации в том или ином регионе.

Органами регистрационного учета являются территориальные органы ФМС России.

Ответственными за регистрацию граждан по месту пребывания и по месту жительства являются должностные лица, занимающие постоянно или временно должности, связанные с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных обязанностей по контролю за соблюдением правил пользования жилыми помещениями и помещениями социального назначения (так называемые «обслуживающие организации», «эксплуатирующие организации», «дирекции единого заказчика» и т.п.).

Местом жительства является жилой дом, квартира, комната, служебное жилое помещение, жилое помещение в общежитии, жилое помещение маневренного фонда, жилое помещение в доме системы социального обслуживания населения либо иное жилое помещение, в которых гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору найма специализированного жилого помещения либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, и в которых он зарегистрирован по месту жительства[34].

Жилищный кодекс Российской Федерации от 29.12.2004 № 188-ФЗ определяет, что жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства).

Гражданин, изменивший место жительства, обязан не позднее семи дней со дня прибытия на новое место жительства обратиться к должностному лицу, ответственному за регистрацию, с заявлением по установленной форме и представить:

· заявление о регистрации по месту жительства[35];

· паспорт или иной заменяющий его документ, удостоверяющий личность гражданина;

· документ, являющийся основанием для вселения в жилое помещение (договор купли-продажи недвижимости, договор социального найма, решение общего собрания членов жилищного кооператива и т.п.) или его надлежаще заверенная копия.

Указанный перечень документов является закрытым и не подлежит расширительному толкованию.

Следует также иметь в виду, что гражданин вправе не предъявлять документ, являющийся основанием для вселения в жилое помещение, если сведения, содержащиеся в таком документе, находятся в распоряжении государственных органов или органов местного самоуправления. В этом случае орган регистрационного учета самостоятельно запрашивает соответствующий документ или информацию у государственных органов или органов местного самоуправления.

Заявление и копии указанных документов могут быть направлены в орган регистрационного учета в электронной форме через информационно-телекоммуникационные сети, в том числе через федеральную государственную информационную систему «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)».

Регистрация граждан по месту жительства с 2004 г. является бесплатной, в связи с этим отменена необходимость предоставлять документ, подтверждающий уплату государственной пошлины.

Органы регистрационного учета регистрируют граждан по месту жительства в трехдневный срок со дня поступления документов, проставляя отметку в паспорте гражданина либо выдавая свидетельство о регистрации по месту жительства лица, не достигшего 14-летнего возраста.

Регистрация по месту жительства осуществляется на неограниченный срок, если иное не предусмотрено в документе, являющимся основанием для вселения в жилое помещение.

Снятие гражданина Российской Федерации с регистрационного учета по месту жительства производится органом регистрационного учета в следующих случаях:

· изменение места жительства - на основании заявления гражданина в письменной форме или в форме электронного документа о регистрации по новому месту жительства;

· призыв на военную службу - на основании сообщения военного комиссариата;

· осуждение к лишению свободы или принудительным работам - на основании вступившего в законную силу приговора суда;

· признание безвестно отсутствующим - на основании вступившего в законную силу решения суда;

· смерть или объявление решением суда умершим - на основании свидетельства о смерти, оформленного в установленном законодательством порядке;

· выселение из занимаемого жилого помещения или признание утратившим право пользования жилым помещением - на основании вступившего в законную силу решения суда;

· обнаружение не соответствующих действительности сведений или документов, послуживших основанием для регистрации, или неправомерные действия должностных лиц при решении вопроса о регистрации - на основании вступившего в законную силу решения суда;

· изменение гражданином, указанным в статье 6.1 ФЗ «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» № 5242-1, маршрутов кочевий, в результате которого такие маршруты стали проходить за границами муниципального района, по адресу местной администрации поселения которого он зарегистрирован по месту жительства, - на основании заявления гражданина в письменной форме с приложением документа, указанного в абзаце четвертом части второй статьи 6.1 Федерального закона;

· прекращение гражданином, указанным в статье 6.1 ФЗ № 5242-1, кочевого и (или) полукочевого образа жизни - на основании заявления гражданина в письменной форме;

· выявление факта фиктивной регистрации гражданина Российской Федерации по месту жительства, т.е. регистрации гражданина по месту пребывания или по месту жительства на основании представления заведомо недостоверных сведений или документов для такой регистрации, либо регистрации в жилом помещении без намерения пребывать (проживать) в этом помещении, либо регистрации гражданина по месту пребывания или по месту жительства без намерения нанимателя (собственника) жилого помещения предоставить это жилое помещение для пребывания (проживания) указанного лица, - на основании решения органа регистрационного учета, принятого в установленном порядке.

Регистрация по месту пребывания необходима тогда, когда гражданин Российской Федерации временно (свыше 90 дней) проживает в жилом помещении, не являющимся его местом жительства.

При этом гражданин вправе не регистрироваться по месту пребывания в жилом помещении, если жилое помещение, в котором он зарегистрирован по месту жительства, находится в том же или ином населенном пункте того же субъекта РФ.

Кроме того, гражданин вправе не регистрироваться по месту пребывания в жилом помещении, находящемся в городе федерального значения Москве или в одном из населенных пунктов Московской области, если он зарегистрирован по месту жительства в жилом помещении, находящемся в городе федерального значения Москве или в одном из населенных пунктов Московской области. Также гражданин вправе не регистрироваться по месту пребывания в жилом помещении, находящемся в городе федерального значения Санкт-Петербурге или в одном из населенных пунктов Ленинградской области, если он зарегистрирован по месту жительства в жилом помещении, находящемся в городе федерального значения Санкт-Петербурге или в одном из населенных пунктов Ленинградской области.

В течение указанного срока гражданин обязан обратиться к должностным лицам, ответственным за регистрацию, и представить:

· документ, удостоверяющий личность;

· заявление установленной формы о регистрации по месту пребывания;

· документ, являющийся основанием для временного проживания гражданина в указанном жилом помещении (договоры найма (поднайма), социального найма жилого помещения или заявление лица, предоставляющего гражданину жилое помещение).

Перечень документов, необходимых для регистрации по месту пребывания, также является закрытым, а сама регистрация осуществляется бесплатно.

Граждане вправе уведомить орган регистрационного учета о сроке и месте своего пребывания по почте или в электронной формес использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего доступа, в том числе сети Интернет, включая федеральную государственную информационную систему «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)».

Регистрация граждан по месту пребывания в жилых помещениях, не являющихся местом их жительства, осуществляется на срок, определенный по взаимному соглашению:

· с нанимателями и всеми совместно проживающими с ними членами их семей, в том числе с временно отсутствующими членами их семей, при условии проживания в домах государственного или муниципального жилого фонда;

· с собственниками, предоставляющими жилые помещения;

· с правлениями жилищно-строительных или жилищных кооперативов, если члены кооперативов не являются собственниками данных жилых помещений.

Срок нахождения в том или ином месте временного пребывания нормативными актами не ограничен и должен определяться самим гражданином.

Органы регистрационного учета в трехдневный срок со дня поступления документов регистрируют в установленном порядке граждан по месту пребывания в жилых помещениях, не являющихся местом их жительства, и выдают им свидетельство о регистрации по месту пребывания.

По желанию гражданина свидетельство о регистрации по месту пребывания может быть направлено органом регистрационного учета по почте по адресу жилого помещения, указанного в заявлении о регистрации по месту пребывания. Собственнику (нанимателю) жилого помещения направляется в трехдневный срок уведомление о регистрации этого гражданина.

Регистрация несовершеннолетних детей производится, как правило, по месту пребывания родителей (усыновителей, опекунов) и при этом независимо от согласия иных лиц.

Регистрация граждан, обучающихся по очной форме обучения в образовательных учреждениях среднего профессионального и высшего профессионального образования, по месту пребывания в общежитиях производится органами регистрационного учета на основании заявления установленной формы о регистрации по месту пребывания, заверенного должностными лицами образовательного учреждения, и документа, удостоверяющего личность заявителя. Документы в органы регистрационного учета представляются должностными лицами образовательных учреждений, ответственными за регистрацию, в течение 3 дней со дня предоставления гражданину места в общежитии.

Регистрация гражданина по месту пребывания и снятие гражданина с регистрационного учета по месту пребывания в гостинице, санатории, доме отдыха, пансионате, кемпинге, на туристской базе, в медицинской организации или другом подобном учреждении, учреждении уголовно-исполнительной системы, исполняющем наказания в виде лишения свободы или принудительных работ, производятся соответственно по его прибытии и выбытии администрацией соответствующего учреждения.

Регистрация граждан по месту пребывания осуществляется, как правило, без их снятия с регистрационного учета по месту жительства.

Регистрация гражданина по месту пребывания в учреждении уголовно-исполнительной системы, исполняющем наказания в виде лишения свободы или принудительных работ, осуществляется после его снятия с регистрационного учета по месту жительства.

Рассматривая порядок регистрации граждан по месту пребывания и месту жительства, следует отметить имеющее большое значение Постановление Конституционного Суда РФ от 02.02.1998 № 4-П «По делу о проверке конституционности пунктов 10, 12 и 21 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 1995 г. № 713». Конституционным Судом РФ признаны не соответствующими Конституции РФ п. 10, 12 и 21 указанных Правил, предусматривающие основания отказа в регистрации по месту пребывания и по месту жительства. Отмена всех оснований для отказа в регистрации по месту пребывания и месту жительства была мотивирована недопустимостью установления системы контроля за законностью реализации прав и обязанностей граждан в различных сферах, при том что отказ в регистрации служил бы средством предупреждения и выступал в качестве меры ответственности в связи с незаконной реализацией прав, что Законом не установлено и не соответствует конституционному смыслу института регистрации. Таким образом, Конституционный Суд РФ подтвердил обязанность органов регистрационного учета производить регистрацию при предоставлении гражданами указанного в постановлении Правительства РФ от 17 июля 1995 г. № 713 комплекта документов.

Вместе с тем, Закон предусматривает, что в случае выявления факта фиктивной регистрации гражданина по месту пребывания органами регистрационного учета в установленном порядке производится снятие этого гражданина с регистрационного учета по месту пребывания.

 

 

 

Рис. 2.7. Регистрационный учет граждан по месту пребывания и по месту жительства

 

Федеральными законами может быть предусмотрена дополнительная к общему порядку регистрация отдельных категорий граждан. Так, Федеральным законом от 06.04.2011 № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» установлена возможность обязания лица, освобожденного из мест лишения свободы, являться от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации. Такая мера применяется при осуществлении административного надзора, под которым понимается осуществляемое органами внутренних дел наблюдение за соблюдением лицом, освобожденным из мест лишения свободы, установленных судом временных ограничений его прав и свобод, а также за выполнением им обязанностей, предусмотренных Законом.

 

2.4.2. Государственная регистрация юридических лиц и индивидуальных предпринимателей

Как известно, правоспособность и дееспособность юридического лица возникает с момента его создания. В соответствии с ГК РФ юридическое лицо считается созданным со дня внесения соответствующей записи в Единый государственный реестр юридических лиц.

Юридическое лицо подлежит государственной регистрации в уполномоченном государственном органе, как правило, в порядке, определяемом Федеральным законом от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (рис. 2.8).

Государственная регистрация юридических лиц и индивидуальных предпринимателей — это деятельность уполномоченного федерального органа исполнительной власти, связанная с внесением в государственные реестры сведений о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, приобретении физическими лицами статуса индивидуального предпринимателя, прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, иных сведений о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях.

Законодательно определен порядок осуществления каждого из перечисленных действий с указанием сроков, правил подачи документов, порядка принятия решений и выдачи подтверждающих документов.

В качестве примера рассмотрим административные процедуры, связанные сгосударственной регистрацией юридических лиц при их создании.

Государственная регистрация индивидуальных предпринимателей и большинства видов организационно-правовых форм юридических лиц осуществляется ФНС России и ее территориальными органами в соответствии с постановлением Правительства РФ от 30.09.2004 № 506 «Об утверждении Положения о Федеральной налоговой службе».

Государственная регистрация юридических лиц при их создании осуществляется регистрирующими органами по месту нахождения органа или лица, имеющих право действовать без доверенности от имени юридического лица. Государственная регистрация индивидуального предпринимателя осуществляется по месту его жительства.

При государственной регистрации создаваемого юридического лица в регистрирующий орган представляются:

· заявление о государственной регистрации;

· решение о создании юридического лица в виде протокола, договора или иного документа в соответствии с законодательством РФ;

· учредительные документы юридического лица (подлинники или засвидетельствованные в нотариальном порядке копии);

· выписка из реестра иностранных юридических лиц соответствующей страны происхождения или иное равное по юридической силе доказательство юридического статуса иностранного юридического лица — учредителя;

· документ об уплате государственной пошлины.

Регистрирующий орган не вправе требовать представление других документов кроме документов, установленных Федеральным законом от 08.08.2001 № 129-ФЗ.

Формы документов, а также требования к их оформлению установлены приказом ФНС России от 25.01.2012 № ММБ-7-6/25 @ «Об утверждении форм и требований к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган при государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств». [DDS1] Утратил силу. Некоторые формы утверждены приказом от 10.11.2011 № ММВ-7-3/760@ - Нет, сейчас приказ действует в полном объеме.

Документы могут быть направлены в регистрирующий орган почтовым отправлениемс объявленной ценностью при его пересылке и описью вложения, представлены непосредственно или направлены в форме электронных документов с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет, включая единый портал государственных и муниципальных услуг. Нотариальное удостоверение документов, представляемых при государственной регистрации, необходимо только в случаях, предусмотренных федеральными законами.

Заявителю выдается расписка в получении документов с указанием перечня и даты их получения регистрирующим органом.

Государственная регистрация осуществляется в срок не более пяти рабочих дней со дня представления документов в регистрирующий орган.

Регистрирующий орган не проверяет ни содержание, ни форму представленных документов на предмет соответствия федеральным законам или иным нормативным правовым актам РФ (за исключением заявления о государственной регистрации).

Решение об отказе в государственной регистрации допускается при наличии одного из оснований, предусмотренных в ст. 23 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ, в том числе:

· непредставление заявителем определенных Законом необходимых для государственной регистрации документов;

· представление документов в ненадлежащий регистрирующий орган;

· подписание заявления о государственной регистрации неуполномоченным лицом;

· несоответствие наименования юридического лица требованиям федерального закона;

· поступление в регистрирующий орган в течение срока, установленного для государственной регистрации, судебного акта или акта судебного пристава-исполнителя, содержащих запрет на совершение регистрирующим органом определенных регистрационных действий;

· наличие у регистрирующего органа подтвержденной информации о недостоверности содержащихся в представленных в регистрирующий орган документах сведений.

Решение о государственной регистрации, принятое регистрирующим органом, является основанием внесения соответствующей записи в соответствующий государственный реестр. Юридическое лицо считается зарегистрированным с момента внесения регистрирующим органом записи в Единый государственный реестр юридических лиц, открытый для всеобщего ознакомления.

Регистрирующий орган не позднее одного рабочего дня с момента государственной регистрации выдает (направляет) заявителю документ, подтверждающий факт внесения записи в соответствующий государственный реестр.

Регистрирующий орган в целях реализации принципа «одного окна» в срок не более пяти рабочих дней с момента государственной регистрации направляет сведения о зарегистрированном юридическом лице или индивидуальном предпринимателе в государственные внебюджетные фонды для регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей в качестве страхователей, а также в иные государственные органы.

Рис. 2.8. Государственная регистрация юридических лиц и индивидуальных предпринимателей

 

Для некоторых организационно-правовых форм юридических лиц законодательством определены иной порядок регистрации и уполномоченные органы. В частности, в особом порядке осуществляется государственная регистрация:

— общественных объединений (Федеральный закон от 19.05.1995 № 82-ФЗ «Об общественных объединениях»);

— кредитных организаций (Федеральный закон от 02.12.1990 № 395-1 «О банках и банковской деятельности»);

— торгово-промышленных палат (Закон РФ от 07.07.1993 № 5340-1 «О торгово-промышленных палатах в Российской Федерации»).

 

2.4.3. Государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним

Порядок государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним предусмотрен Федеральным законом от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».

Государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с нимюридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с ГК РФ.

Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.

Государственной регистрации подлежат:

1) вещные права на недвижимое имущество (земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, т.е. объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства, на предприятия как имущественные комплексы):

· право собственности;

· право хозяйственного ведения;

· право оперативного управления;

· право пожизненного наследуемого владения;

· право постоянного пользования, а также иные права в случаях, предусмотренных гражданским законодательством;

2) ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество, в том числе сервитут, ипотека, доверительное управление, аренда, иные ограничения прав на недвижимое имущество, возникающие на основании договора либо акта органа государственной власти или акта органа местного самоуправления;

3) сделки с недвижимым имуществом.

Участниками отношений, возникающих при государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, являются, с одной стороны, собственники недвижимого имущества и обладатели иных подлежащих государственной регистрации прав на него, в том числе граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства, российские и иностранные юридические лица, международные организации, иностранные государства, Российская Федерация, субъекты РФ и муниципальные образования, а с другой — органы, осуществляющие государственную регистрацию прав.

В случае государственной регистрации прав на недвижимое имущество, принадлежащее Российской Федерации, субъектам РФ или муниципальным образованиям, от их имени вправе выступать органы государственной власти, органы местного самоуправления, а также юридические лица и граждане.

Государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним осуществляют Росреестр и ее территориальные органы, подведомственные Минэкономразвития России.

Основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним признаются:

· акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания;

· договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения объектов недвижимого имущества на момент совершения сделки;

· акты (свидетельства) о приватизации жилых помещений, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте осуществления приватизации на момент ее совершения;

· свидетельства о праве на наследство;

· вступившие в законную силу судебные акты;

· акты (свидетельства) о правах на недвижимое имущество, выданные уполномоченными органами государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания;

· иные акты передачи прав на недвижимое имущество и сделок с ним в соответствии с законодательством, действовавшим в месте передачи на момент ее совершения;

· иные документы, которые в соответствии с законодательством РФ подтверждают наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав.

Федеральный закон установил следующий порядок проведения государственной регистрации прав (рис. 2.9):

1) прием документов, представленных для государственной регистрации прав, регистрация таких документов;

2) правовая экспертиза документов и проверка законности сделки;

3) установление отсутствия противоречий между заявляемыми правами и уже зарегистрированными правами на данный объект недвижимого имущества, а также других оснований для отказа или приостановления государственной регистрации прав;

4) внесение записей в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество при отсутствии указанных противоречий и других оснований для отказа или приостановления государственной регистрации прав;

5) совершение надписей на правоустанавливающих документах и выдача удостоверений о произведенной государственной регистрации прав.

Прием регистрирующим органом документов. Государственная регистрация прав проводится на основании заявления правообладателя, сторон договора или уполномоченного им (ими) на то лица при наличии у него нотариально удостоверенной доверенности, по требованию судебного пристава-исполнителя или на основании заявления органа государственной власти, органа местного самоуправления или организации.

К заявлению о государственной регистрации прав должны быть приложены документы, необходимые для ее проведения, а также, если иное не указано Законом, документ об уплате государственной пошлины. Не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, за исключением предусмотренных Законом. Заявление о государственной регистрации прав и иные документы, необходимые для государственной регистрации прав, могут быть представлены одновременно с заявлением о государственном кадастровом учете.

Документы, необходимые для государственной регистрации прав, представляются в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, заявителем лично или посредством почтового отправления с объявленной ценностью при его пересылке, описью вложения и уведомлением о вручении.

При личном обращении в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, физическое лицо предъявляет документ, удостоверяющий его личность, а представитель физического лица — также нотариально удостоверенную доверенность, подтверждающую его полномочия, если иное не установлено федеральным законом.

При получении правоустанавливающих документов на государственную регистрацию прав должностное лицо органа, осуществляющего государственную регистрацию прав, вносит соответствующую запись в книгу учета документов с указанием даты и времени получения таких документов с точностью до минуты.

Заявителю выдается расписка в получении документов на государственную регистрацию прав с их перечнем, а также с указанием даты и времени их представления с точностью до минуты. Расписка подтверждает получение документов на государственную регистрацию прав.

Отказ в приеме документов, представленных для государственной регистрации прав, не допускается.

Если документы, необходимые для государственной регистрации прав, представлены в компетентный орган посредством почтового отправления, то расписка в получении указанных документов при наличии соответствующего указания в таком заявлении направляется по указанному в этом заявлении почтовому адресу в течение рабочего дня, следующего за днем получения данным органом указанных документов.

Регистрационные действия начинаются со дня приема документов на государственную регистрацию прав.

 

Рис. 2.9.Государственная регистрация прав на недвижимое имущество

и сделок с ним

 

Сделка считается зарегистрированной, а правовые последствия — наступившими со дня внесения записи о сделке или праве в Единый государственный реестр прав.

Государственная регистрация прав проводится не позднее чем в месячный срок со дня приема заявления и документов, необходимых для государственной регистрации, если иные сроки не установлены Законом, а ипотеки жилых помещений — не позднее чем в течение пяти рабочих дней с указанного дня.

Проведенная государственная регистрация возникновения и перехода прав на недвижимое имущество удостоверяется по выбору правообладателя свидетельством о государственной регистрации прав или выпиской из Единого государственного реестра прав.

Проведенная государственная регистрация договоров и иных сделок удостоверяется посредством совершения специальной регистрационной надписи на документе, выражающем содержание сделки, и подписывается усиленной квалифицированной электронной подписью государственного регистратора.

При наличии установленных Законом оснований государственная регистрация может быть приостановлена, прекращена или в государственной регистрации может быть отказано.

Тесная связь административно-правовых норм в сфере государственной регистрации с гражданским и отраслевым законодательством определяет особенности государственной регистрации:

· права общей собственности на недвижимое имущество;

· права на земельные участки;

· прав на гидротехнические и иные сооружения, расположенные на водных объектах;

· ипотеки;

· права собственности на создаваемый объект недвижимого имущества;

· прав участников долевого строительства на объекты долевого строительства и т.д.

Для отдельных прав предусматривается упрощенный порядок государственной регистрации, как, например, при регистрации права собственности гражданина на земельный участок, предоставленный для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства.

2.4.4. Государственная регистрация нормативных правовых актов органов исполнительной власти

Государственная регистрация нормативных правовых актов представляет собой пример административных процедур, в которых субъектами правоотношенийвыступают только органы публичной власти (рис. 2.10). Такие правоотношения, как правило, являются горизонтальными и не предполагают подчинения одних субъектов другим (например, федеральный орган исполнительной власти, с одной стороны, и Минюст России, с другой).

 

Вертикальные правоотношения — между вышестоящим органом власти и подчиненными органами — складываются в связи с государственной регистрацией административных регламентов проведения проверок при осуществлении федерального, регионального и муниципального контроля (надзора) и административных регламентов взаимодействия.

Эти регламенты разрабатываются органами контроля (надзора) в соответствии с положениями ч. 2 ст. 4 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», постановлением Правительства РФ от 16.05.2011 № 373 «О разработке и утверждении административных регламентов исполнения государственных функций и административных регламентов предоставления государственных услуг».

В таких случаях правоотношения по государственной регистрации складываются между Минюстом России, с одной стороны, и подчиненной ему ФССП России или ФСИН России, с другой.

 

Нормативные правовые акты, подготовленные федеральными органами исполнительной власти в соответствии с постановлением Правительства РФ от 13.08.1997 № 1009 «Об утверждении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации», подлежат государственной регистрации в Минюсте России, которое ведет соответствующий Государственный реестр.

Государственной регистрации подлежатнормативные правовые акты:

· затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина;

· устанавливающие правовой статус организаций;

· имеющие межведомственный характер;

· независимо от срока их действия, в том числе акты, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, сведения конфиденциального характера.

Нормативные правовые акты подлежат обязательному исполнению только после их государственной регистрации и официального опубликования. При нарушении указанных требований нормативные правовые акты считаются не вступившими в силу, не могут служить основанием для регулирования соответствующих правоотношений, применения санкций к гражданам, должностным лицам и организациям за невыполнение содержащихся в них предписаний. На указанные акты нельзя ссылаться при разрешении споров.

Предусмотренный постановлением Правительства РФ от 13.08.1997 № 1009 порядок государственной регистрации может распространяться также и на акты некоторых организаций, не являющихся федеральными органами исполнительной власти, но осуществляющих нормативное регулирование. В частности, в соответствии с Указом Президента РФ от 20.03.2001 № 318 Минюстом России осуществляется государственная регистрация актов, издаваемых Пенсионным фондом РФ, Федеральным фондом обязательного медицинского страхования и Фондом социального страхования РФ.

 

Рис. 2.10. Субъекты правоотношений по государственной регистрации

нормативных правовых актов органов исполнительной власти

 

Государственная регистрация нормативного правового акта включает в себя следующиестадии:

1) представление нормативного правового акта на государственную регистрацию;

2) правовая экспертиза соответствия нормативного правового акта законодательству РФ и антикоррупционная экспертиза нормативного правового акта;

3) принятие решения о государственной регистрации нормативного правового акта и присвоение ему регистрационного номера;

4) направление зарегистрированного нормативного правового акта в издавший его федеральный орган исполнительной власти и официальная публикация.

Представление нормативного правового акта на государственную регистрацию. Подлежащие государственной регистрации нормативные правовые акты не позднее 10 дней со дня их подписания (утверждения) представляются в Минюст России на бумажном носителе или в форме электронных документов. При этом нормативные правовые акты, созданные на бумажном носителе, представляются в 6 экземплярах (подлинник и 5 копий, одна из которых может быть представлена на электронном носителе). Нормативные правовые акты, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера, представляются в двух экземплярах (подлинник и одна копия).

Представление на государственную регистрацию нормативного правового акта, изданного совместно несколькими федеральными органами исполнительной власти, возлагается на орган, который указан первым в числе подписавших (утвердивших) акт.

Представленный на государственную регистрацию нормативный правовой акт должен быть подписан (утвержден) руководителем федерального органа исполнительной власти, а прилагаемая к нормативному правовому акту справка, созданная на бумажном носителе, должна быть подписана руководителем юридической службы федерального органа исполнительной власти, издающего указанный акт. На обороте каждого листа оригинала нормативного правового акта проставляется виза руководителя юридической службы федерального органа исполнительной власти. Документы, созданные в электронном виде, подписываются усиленной квалифицированной электронной подписью.

Правовая экспертиза соответствия нормативного правового акта законодательству РФ. Правовая экспертиза акта заключается в оценке Минюстом России соответствия представленного акта Конституции РФ и законодательству, договорам о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти ее субъектов.

Антикоррупционная экспертиза нормативного правового актазаключается в оценке Минюстом России правового акта на предмет отсутствия в нем коррупциогенных факторов[36].

Коррупциогенными факторами являются положения нормативных правовых актов, устанавливающие для правоприменителя необоснованно широкие пределы усмотрения или возможность необоснованного применения исключений из общих правил, а также положения, содержащие неопределенные, трудновыполнимые и (или) обременительные требования к гражданам и организациям и тем самым создающие условия для проявления коррупции.

Результаты антикоррупционной экспертизы, проведенной Минюстом России, отражаются в заключении.

Принятие решения о государственной регистрации нормативного правового акта и присвоение ему регистрационного номера.Принятие решения о государственной регистрации нормативных правовых актов производится Минюстом России в срок до 15 рабочих днейс даты получения акта. В случае необходимости срок регистрации может быть продлен Минюстом России, но не более чем на 10 рабочих дней, а в исключительных случаях — до 30 рабочих дней.

При принятии решения о государственной регистрации нормативный правовой акт заносится в Государственный реестр нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти с присвоением ему регистрационного номера.

Направление зарегистрированного нормативного правового акта в издавший его федеральный орган исполнительной власти и официальная публикация.В течение суток после государственной регистрации подлинник нормативного правового акта с присвоенным ему регистрационным номером и соответствующим штампом направляется Минюстом России в федеральный орган власти, его издавший.

Нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус организаций или имеющие межведомственный характер, подлежат официальному опубликованию, кроме актов или отдельных их положений, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера.

Копии актов, подлежащих официальному опубликованию, в течение дня после государственной регистрации направляются Минюстом России в Российскую газету, в Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти.

В регистрации нормативного правового акта может быть отказано, если при проведении правовой экспертизы будет установлено несоответствие этого акта законодательству РФ или наличие в этом акте положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции.

Нормативные правовые акты, в государственной регистрации которых отказано, возвращаются Минюстом России издавшему их органу с указанием причин отказа.

В течение 10 дней со дня получения отказа в государственной регистрации руководитель федерального органа исполнительной власти или лицо, исполняющее его обязанности, издает соответствующий документ об отмене нормативного правового акта, в регистрации которого отказано, и направляет его копию в Минюст России.

Нормативный правовой акт может быть возвращен Минюстом России федеральному органу исполнительной власти без регистрации по просьбе федерального органа исполнительной власти, представившего этот акт на государственную регистрацию, а также если был нарушен установленный порядок представления акта на государственную регистрацию.

В случае возвращения нормативного правового акта без государственной регистрации при нарушении установленного порядка представления на государственную регистрацию нарушения должны быть устранены, а акт — повторно представлен на государственную регистрацию в течение месяца, либо в Минюст России должна быть направлена копия документа об отмене нормативного правового акта.

Акт может быть признан Минюстом России не нуждающимся в государственной регистрации, если отсутствуют основания для его регистрации. В таком случае акт подлежит опубликованию в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти, утвердившим акт. При этом порядок вступления данного акта в силу также определяется федеральным органом исполнительной власти, издавшим акт[37].

Любые изменения и дополнения, вносимые в нормативные правовые акты, прошедшие государственную регистрацию, подлежат регистрации в установленном порядке.

Задача обеспечения единого правового пространства Российской Федерации в целях обеспечения верховенства Конституции РФ и федеральных законов в Российской Федерации, реализации конституционного права граждан на получение достоверной информации о нормативных правовых актах обеспечивается также созданием единого порядка ведения банка нормативных правовых актов субъектов РФ.

Указом Президента РФ от 10.08.2000 № 1486 «О дополнительных мерах по обеспечению единства правового пространства Российской Федерации», постановлением Правительства РФ от 29.11.2000 № 904 «Об утверждении Положения о порядке ведения федерального регистра нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации»[38] был создан федеральный банк нормативных правовых актов субъектов РФ — Федеральный регистр нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации и определен порядок его ведения. Приказом Минюста России от 20.08.2013 № 144 утверждены разъяснения по применению Положения о порядке ведения федерального регистра нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

Федеральный регистр представляет собой базу данных, содержащую в электронном и документальном виде правовые акты и сведения о них. В федеральный регистр включаются как опубликованные, так и неопубликованные правовые акты. Подлежащему включению в федеральный регистр правовому акту присваивается номер государственной регистрации.

В Федеральный регистр включаются конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты органов законодательной (представительной) власти субъектов РФ, нормативные правовые акты высших должностных лиц субъектов РФ (руководителей высших органов исполнительной власти субъектов РФ), органов исполнительной власти субъектов РФ (государственных советов, правительств, кабинетов министров, администраций, мэрий, министерств и иных органов), затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус организаций или имеющие межведомственный характер.

Федеральный регистр нормативных правовых актов субъектов РФ ведет Минюст России через систему своих территориальных органов.

Изданные и подписанные акты направляются высшими должностными лицами субъектов РФ (руководителями высших органов исполнительной власти субъектов РФ) в Минюст России через его территориальные органы в семидневный срок после их принятия.

Следует отметить, что легитимность актов субъектов РФ и их вступление в силу не связаны с фактом их включения в федеральный регистр и присвоением номера государственной регистрации. Подобная регистрация носит учетный характер.

Помимо федеральных и региональных актов государственной регистрации подлежат муниципальные нормативные правовые акты.

Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» указывает, что муниципальные нормативные правовые акты, в том числе оформленные в виде правовых актов решения, принятые на местном референдуме (сходе граждан), подлежат включению в регистр муниципальных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации, организация и ведение которого осуществляются органами государственной власти субъекта РФ в порядке, установленном законом субъекта РФ.

Сводный федеральный регистр муниципальных нормативных правовых актов состоит из регистров муниципальных нормативных правовых актов субъектов РФ.

Ведение Сводного федерального регистра муниципальных нормативных правовых актовосуществляется Минюстом России в порядке, установленном постановлением Правительства РФ от 10.09.2008 № 657.

Кроме того, для отдельных видов нормативных актов может быть установлен специальный порядок государственной регистрации. Так, постановлением Правительства РФ от 01.12.2012 № 1238 утвержден порядок государственной регистрации Министерством финансов Российской Федерации нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации и правовых актов местных администраций, содержащих условия эмиссии и обращения ценных бумаг.



r.php"; ?>