Глава 3. Исследование культуры отношений в коллективе

Проводится по трем направлениям:

1) исследование культуры управления, т. е. стиля руководства, профессионального гуманизма, восприятия персонала как достояния фирмы, осознания миссии организации, повышения уровня удовлетворенности трудом, применяемые методы стимулирования и т. д.;

2) исследование культуры межличностных отношений (коммуникации), т. е. социально-психологического климата, наличие чувства коллективизма, взаимопонимания, наличия и разделения всеми работниками ценностей и убеждений компании и др.;

3) исследование культуры работника – его поведения, ценностей ориентации, убеждения, культуры чувств, профессиональных, деловых и личностных качеств и т. д.

Исследования проводятся при помощи специальных тестов для опроса мнения сотрудников и клиентов фирмы.

Культура управления:

-определение стиля руководства трудовым коллективом;

-выявление истинного имиджа корпорации;

-вопросы для определения миссии организации.

Культура межличностных отношений:

-исследование социально-психологического климата (экспресс-диагностика);

-исследование психологической атмосферы в группе (по Фидлеру).

Культура работника:

-исследование тенденций поведения личности в коллективе (тест Томаса);

-методика оценки личностных ценностей;

-исследование этики корпоративного поведения (внутренней этики).

При оформлении работы в пояснительной записке по каждому виду тестирования указывается название теста, сколько человек, из каких отделов и кто по должности участвовали в анкетировании, дается итоговая таблица обработки анкет и делаются выводы. В конце каждого направления подводятся общие итоги. ( Все обработанные анкеты должны быть размещены в приложении ).

Культура управления.

Тест «Определение стиля руководства трудовым коллективом»

Инструкция по проведению исследования:

Студентами проводится опрос сотрудников предприятия для определения преобладающего стиля руководства в исследуемой организации. Необходимо размножить инструкцию по заполнению теста и непосредственно тест (таблица 2) и раздать каждому сотруднику изучаемого предприятия/ отдела нижеприведенную анкету, через 20 минут заполненные анкеты должны быть собраны, после чего студент проводит их обработку.

В пояснительной записке ответы из таблицы 2 должны быть сведены в общую та блицу, значения которой сверяются с ключом теста (таблица 3). Затем подсчитывается, какая из букв оказалась наиболее применяемой. Она и указывает на преобладающий стиль руководства:

Таблица 3. Опросный лист Ключ к тесту

абв   абв   дкп   дкп  
абв   абв   дкп   дкп  
абв   абв   дкп   дкп  
абв   абв   дкп   дкп  
абв абв дкп   дкп  
абв   абв   дкп   дкп  
абв   абв   дкп   дкп  
абв   абв   дкп   дкп  

Директивный компонент — Д. Ориентация на собственное мнение и оценки. Стремление к власти, уверенность в себе, склонность к жесткой формальной дисциплине, большая дистанция с подчиненными, нежелание признавать свои ошибки. Игнорирование инициативы, творческой активности людей. Единоличное принятие решений. Контроль над действиями подчиненных.

Попустительский компонент (пассивное невмешательство) − П. Снисходительность к работникам. Отсутствие требовательности и строгой дисциплины, контроля, либеральность, панибратство с подчиненными. Склонность перекладывать ответственность в принятии решений.

Коллегиальный стиль — К. Требовательность и контроль сочетаются с инициативным и творческим подходом к выполняемой работе и сознательным соблюдением дисциплины. Стремление делегировать полномочия и разделить ответственность. Демократичность в принятии решений.

Выводы проведенного тестирования сотрудников должны быть обобщены на основе «таблицы обработки данных», а затем сформулировано обоснованное заключение о стиле руководства в организации.

Инструкция по заполнению теста:

Уважаемый сотрудник! Для совершенствования работы коллектива просим Вас принять участие в определении стиля руководства вашей организации. Вашему вниманию предлагается 16 групп утверждений(табл.2.2). Пожалуйста, прочитайте утверждения в составе каждой группы (столбцы А, Б, В), характеризующие деловые качества руководителя и знаком «V» отметьте одно, которое в наибольшей степени соответствует вашему мнению о руководителе.

Таблица 2.2

А Б В
1. Центральное руководство требует, чтобы обо всех делах докладывали именно ему Старается решать все вместе с подчиненными, единолично решает только самые срочные и оперативные вопросы Некоторые важные дела решаются фактически без участия руководителя, его функции выполняют другие
2. Всегда что-нибудь при­казывает, распоряжается, настаивает, но никогда не просит Приказывает так, что хочется выполнить   Приказывать не умеет  
3. Старается, чтобы его заместители были квалифицированными специалистами Руководителю безразлично, кто работает у него заместителем, помощником Он добивается безотказного исполнения и подчинения заместителей и помощников
4. Его интересует только выполнение плана, а не отношение людей друг к другу В работе не заинтересован, подходит к делу формально   Решая производственные задачи, старается создать хорошие отношения между людьми в коллективе
5.Наверно, он консервативен, так как боится нового Инициатива подчиненных руководителем не принимается Способствует тому, чтобы подчиненные работали самостоятельно
6.На критику руководства обычно не обижается, прислушивается к ней Не любит, когда его критикуют, и не старается скрыть это Критику выслушивает, даже собирается принять меры, но ничего не предпринимает
7. Складывается впечатление, что руководитель боится отвечать за свои действия, желает уменьшить ответственность Ответственность распределяет между собой и подчиненными   Руководитель единолично принимает решения и отменяет их
  Продолжение таблицы 2.2
8. Регулярно советуется с подчиненными, особенно с опытными работниками Подчиненные не только советуют, но могут давать указания своему руководителю   Не допускает, чтобы подчиненные ему советовали, а тем более возражали  
9. Обычно советуется с заместителями и нижестоящими руководителями, но не с рядовыми подчиненными   Регулярно общается с подчиненными, говорит о положении дел в коллективе, о трудностях, которые надо преодолеть   Для выполнения какой-либо работы ему нередко приходится уговаривать своих подчиненных    
10. Всегда общается со своими подчиненными вежливо, доброжелательно В общении с подчиненными часто проявляет равнодушие   По отношению к подчиненным часто бывает нетактичными и даже грубым  
11.В критических ситуациях руководитель плохо справляется со своими обязанностями В критических ситуациях руководитель, как правило, переходит на более жесткие методы руководства Критические ситуации не изменяют способа его руководства  
12. Сам решает даже те вопросы, с которыми не совсем хорошо знаком Если что-то не знает, то не боится этого показать и обращается за помощью к другим Он не может действовать сам, а ждет «подталкивания» со стороны
13. Пожалуй, он не очень требовательный человек Он требователен, но одновременно и справедлив О нем можно сказать, что он бывает слишком строгим и даже придирчивым
14.Контролируя результаты, всегда замечает положительную сторону, хвалит подчиненных Всегда очень строго контролирует работу подчиненных и коллектива в целом Контролирует работу от случая к случаю  
15. Руководитель умеет поддерживать дисциплину и порядок   Часто делает подчиненным замечания, выговоры.   Не может влиять на дисцип­лину  
16. В присутствии руководителя подчиненным все время приходится работать в напряжении С руководителем работать интересно   Подчиненные предоставлены самим себе