Вредные привычки
Кроме объективных моментов, указанных выше, есть и субъективные моменты, мешающие слушать: пассивное, безвольное слушание - расслабленная поза, манера сидеть, откинувшись на спинку стула, мягкое сидение.
Очень мешает попытка делать несколько дел сразу. В частности, у некоторых есть привычка машинально рисовать что-то, штриховать, чертить во время слушания. Это привычка, вредная, так как отвлекает от процесса слушания: человек быстро устает, теряет нить рассуждения и начинает думать о чем-то другом.
Трудности, стоящие на пути понимания, проистекают из следующих причин:
- предубеждение (часто мы слышим то, что хотели бы услышать, а иное воспринимаем с трудом);
- многозначность большинства слов (их можно понять по-разному в зависимости от предварительного ожидания или установки);
- неумение точно сформулировать мысль;
- "закодированность" значения некоторых сообщений: мы тщательно выбираем слова, чтобы кого-то не обидеть или чтобы они были понятны только тому, кому они адресованы; в результате и адресат не понимает истинного смысла сообщения;
- говорящий далеко не всегда начинает с главного, "ходит вокруг, да около"; когда же приходит к главному - слушатель уже потерял интерес к сообщению.
Эффективно слушать для многих из нас представляет значительную трудность, которую еще более усугубляют различные помехи, часто возникающие между собеседниками или докладчиком и аудиторией. К таким помехам можно отнести, например, температуру воздуха в помещении. Если там холодно или жарко, то мысли нашего собеседника или аудитории будут, вероятнее всего, заняты этим неудобством, нежели тем, что вы им говорите. Шум в помещении, разговоры, приходы и уходы сотрудников, опоздания на совещание − все это сильно отвлекает внимание аудитории.
Усталость также мешает человеку внимательно слушать, а это заставляет нас подумать об эффективности вообще всех мероприятий, которые мы проводим во второй половинеили в конце рабочего дня.
Надежность контактов между собеседниками (или выступающего с аудиторией) зависит и от психологических факторов. Человек имеющий предубеждение к теме выступления или какой-то ее части, отключает свое внимание полностью и начинает следить за недостатками речи говорящего. Часто озабоченность личными проблемами не дает нам возможность сосредоточить внимание на высказываниях собеседника, а непонятный, запутанный стиль изложения вызывает ненужное напряжение, ослабляющее внимание.
У большинства людей укоренились отрицательные привычки, мешающие им слушать. К таким привычкам относятся:
Повышенное внимание к наружности и недостаткам речи говорящего.
Привычка слушать, не глядя на человека.
Реакция на любое отвлекающее действие.
Поспешная оценка и выводы по еще недослушанному материалу.
Быстрый отказ от усилия слушать говорящего.
Неумение сдерживать отрицательные эмоции.
Проявление показного внимания, в то время как голова занята личными заботами.
Попытки подробно конспектировать речь собеседника, что мешает внимательно прослушать и осмыслить сказанное.