Раздел 2. Методика проведения аналитических процедур при комплексной диагностике хозяйственной деятельности предприятия сервиса 5 страница

Этапы анализа:

- проводится общий анализ типологии рынка;

- проводится анализ динамики положения каждого вида товара на каждом рынке за несколько лет;

- анализируется структура рынков сбыта и уровень доходности каждого рынка;

- товары делят по категориям и этапам жизненного цикла;

- проводится анализ показателей деятельности, сильных и слабых сторон конкурентов, прогноз их поведения на рынке

Важная компонента системы показателей исследования рынка — оценки уровня монополизации и конкуренции. В систему оценки уровня монополизации и конкуренции входит характеристика масштабов и типов рынков:

- число фирм выступающих на рынке каждого товара, их распределение по формам собственности, организационным формам и специализации;

- общий объем реализации товаров (продуктов и услуг) на рынке и распределение фирм по размеру (объему сбыта и продажи);

- раздел рынка (группировка фирм по доле, занятой ими в общем объеме сбыта и продажи);

- долю малых, средних и крупных фирм в общем объеме рынка.

То есть размер рынка определяется объемом продажи товаров (работ, услуг), а также числом и размером предприятий, выступающих на рынке в качестве продавцов, как первичных (производителей), так и торговых посредников. При этом характеризуется функциональная специализация фирм: сбыт, оптово-посредническая торговля, розничная торговля, услуги. Составляется группировка фирм по формам собственности и по доле, которую они занимают на рынке. С помощью специальных обследований даются ориентировочные (косвенные) оценки масштабов неорганизованного и «теневого» рынков. Оценки числа и размера фирм, занимающихся торговлей одноименными и взаимозаменяемыми товарами, их распределение по доле, занимаемой в общем объеме товарооборота, отражают масштабы и степень распространенности конкуренции. В целях характеристики типологии рынков по признаку конкуренции и монополизации строится матрица (Таблица 40), в которой два столбца заполняются на основе статистических данных, третий -положений, регулируемых извне), а четвертый на основе экспертных оценок.

Уровень монополизации рынка измеряют также с помощью трех показателей:

1. Коэффициент концентрации отражает сумму долей наиболее крупных организаций: CR=∑Di, где

Di — доля i-ой крупной организаций на рынке; Di = Ni / Ns ,

Ni — объем продаж i-й организации, участвующей в расчете;

Ns - общий объем продажи данного товара на рынке за период.

При CR < 0,45 рынок слабоконцентрированный;

0,45 < CR< 0,70 — рынок умеренно концентрированный;

CR > 0,70 — рынок концентрированный.

2. Уровень Гершмана — Герфиндаля равен сумме квадратов долей всех хозяйствующих субъектов и определяется выражением: Г— Г=∑ Di2,

При Г— Г> 2000 — рынок монопольный;

1000 < Г— Г< 2000 — умеренно концентрированный;

Г — Г < 1000 — рынок близок к совершенной конкуренции.

3. С помощью индекса Линда определяют количество предприятий, составляющих олигополию.

Таблица 42 - Матрица типологии рынков

Типы рынков Число фирм Вид товара Контроль цен Неценовая конкурен-ция
А
Чистая конкуренция Очень много Стандартизи-рованный Нет Нет
Монополистичес-кая конкуренция Много Дифференци-рованный В узких рамках Реклама и т.п.
Олигополия Несколь-ко Стандартизи-рованный или дифференци-рованный Ограниченный Различные формы
Чистая монополия Одна Уникальный Значи-тельный Консю-меризм*

* -Консюмеризм (от англ. consumerism) — организованное движение граждан и государственных органов за расширение прав и влияния покупателей в отношении продавцов.

При переходе от анализа общеэкономического состояния рынка на уровень тактико-оперативного анализа в первую очередь следует обратить внимание на анализ клиентской базы предприятия, которая может быть диверсифицирована по разным стратегическим зонам деятельности (СЗД), сегментам рынка и группам покупателей. Далее важно проанализировать и выявить тенденцию развития самого рынка, СЗД, отдельных сегментов и спроса покупателей:

1. На основе фактических данных составляется схема структуры клиентской базы предприятия по СЗД, районам, сегментам и группам покупателей

2. Проводится сегментация покупателей по социальному положению, возрасту, полу и покупательскому спросу; определяется эффективность каналов товародвижения, способов продаж, наличие претензий покупателей; товары классифицируются по уровню спроса.

3. По каждой группе покупателей составляется шкала ценностей покупателей, фиксирующая потребности в количестве и качестве конкретных продуктов, условия и сроки их поставки.

4. Проводят сравнительный анализ доходности сегментов и групп покупателей по разным СЗД и по времени. Этот этап заканчивается выяснением причин изменений и разработкой мероприятий по улучшению позиций дилеров на сегментах рынка и по группам покупателей, а также возможному увеличению доходов и прибыли за счет планируемых улучшений.

Анализ и отбор целевых или базовых рынков, конкретных групп покупателей товаров является весьма важным элементом в процессе анализа. Анализ и отбор целевых или базовых рынков производится двумя альтернативными методами исследования рынка: методом тотального маркетинга и методом сегментирования региона рынка. Метод тотального маркетинга эффективен при массовом производстве одного продукта или узкой номенклатуры продукции, которая необходима широкому кругу покупателей (например, хлебобулочная продукция).

Метод сегментирования региона рынка предполагает разделение рыночного пространства на отдельные сегменты и выбор наиболее привлекательных из них с точки зрения доходов, прибыли и других маркетинговых целей и задач. В них содержатся разные группы наиболее привлекательных клиентов со сходными характеристиками, но разными потребностями в товарах предприятия.

Простыми и в то же время эффективными методами маркетингового анализа являются метод матричного анализа «товар — рынок», бостонская Матрица, анализ стратегий по прибыли и модель Портера.

Метод матричного анализа «товар — рынок» предполагает анализ матрицы состояния по четырем позициям (Рисунок 19).

Анализ товарных групп по разным сегментам рынка позволяет определить конкретную стратегию и тактику по производству и сбыту продукции. Первая ситуация характеризуется тем, что старые товары реализуются на старом рынке за счет постоянного улучшения каналов их реализации и проведения рекламных кампаний. Рынок еще не насыщен данными видами товаров, новые покупатели их приобретают в связи с открытием новых торговых точек в местах их проживания. Рано или поздно насыщенность рынка продаваемыми товарами достигнет максимума. Непрерывная конкуренция между товаропроизводителями, борьба за увеличение продаж требуют реализации новой рыночной стратегии. В противном случае длительное существование в одной и той же рыночной нише сопряжено с такой опасностью, как превращение в основном устоявшегося рынка в застойный.

Вторая ситуация характеризуется экстенсивным расширением рынков сбыта, когда в дополнение к старым рынкам предприятие овладевает новыми сегментами или же новыми географическими рынками. Увеличивается количество покупателей, а значит, и продаж. Предприятие увеличивает производственные мощности и численность персонала. Товары хорошо зарекомендовали себя на старых рынках и благодаря проведенной активной рекламной кампании они легко находят новых покупателей на новых рынках.

Третья ситуация характеризуется предложением новых товаров на старых рынках или технологическим рывком в освоении новых моделей товара или модификации старых. Предприятие имеет хорошую репутацию по продаваемым старым товарам и достаточный капитал для проведения инноваций по созданию или продвижению новых товаров.

При четвертой ситуации новому товару тесно в рамках старых рынков сбыта, и предприятие стремится проникнуть да новые рынки. Здесь требуется особенно тщательно разработать маркетинговые планы, так как речь идет не только о новых продуктах, продвигаемых на рынок, но и о новом рынке. В случае хорошо подготовленного и реализованного маркетинга полученные дополнительные доходы могут существенно перекрыть высокие расходы по выходу на новый рынок.

Товар   Рынок
  Старый Новый
Старый 1. Устоявшийся рынок 2. Овладение новыми рынками
Новый 2.Технологический рывок 4. Диверсификация

Рисунок 19 - Матрица состояния «товар-рынок»

Метод бостонской матрицы позволяет предприятию провести классификацию зон сбытовой деятельности в сравнении со стратегическими зонами деятельности (СЗД) основных конкурентов, а также сравнить темпы роста производства своей продукции с темпами роста соответствующей отрасли. При этом все зоны сбытовой деятельности делятся как минимум на три группы:

1) высокоприбыльные зоны, которые имеют доходы, прибыль и рентабельность выше среднестатистических показателей по предприятию;

2) зоны, имеющие примерно одинаковые показатели в сравнении со среднестатистическими показателями по всем зонам;

3) убыточные зоны, по которым рассматриваемые показатели ниже среднестатистических или даже могут принести прямые финансовые убытки.

Особое внимание, конечно, уделяется зонам третьей группы. Согласно эффекту масштаба производства, чем выше удельный вес зоны сбыта предприятия относительно конкурентов, тем ниже постоянные затраты предприятия по реализации продукции относительно этих конкурентов. Такая ситуация способствует увеличению затрат на проведение разработок по выпуску новой продукции.

Согласно методу бостонской матрицы выделяются четыре типа зон деятельности:

1. «ЗВЕЗДЫ» - приносят основную прибыль, способствуют экономическому росту;

2. «ДОЙНЫЕ КОРОВЫ» - переживают период зрелости, не нуждаются в инвестициях, приносят прибыль для финансирования «трудных детей»;

3. «ТРУДНЫЕ ДЕТИ» - новые товары, нуждающиеся в продвижении, потенциальные «звезды»;

4. «МЕРТВЫЙ ГРУЗ» или «СОБАКИ» - неудачники.

Зоны сбытовой деятельности типа «звезды» характеризуются высоким уровнем квалификации персонала, дохода и прибыли, а также лидирующим положением предприятия относительно конкурентов. Предприятие сознательно идет на большие затраты, поддерживая высокую долю сбыта, осуществляя рекламные кампании и развернутую диверсификацию реализуемой продукции. После наступления порога насыщения товарами «звезды» переходят в стадию «дойных коров», которые характеризуются высокими долями рынка сбыта и относительно низкими затратами на единицу реализуемого товара. Получаемые от «дойных коров» высокие дохода позволяют поддерживать убыточные, однако стратегически важные зоны сбыта. Здесь возникают широкие возможности по таким нововведениям, как торговые скидки, предоставление постоянным клиентам, франчайзинг товара и т.д.

Зоны деятельности типа «трудных детей» отличаются большой непредсказуемостью рыночных ситуаций, управляемость которыми близка к нулю (например, поведение покупателей и предприятий-конкурентов непредсказуемы). Например, на рынке сбыта появились более сильные конкуренты, которые предложили более качественные, многофункциональные и разнообразные товары, а также более комфортные условия обслуживания. Если зоны сбытовой деятельности предприятия перешли в разряд «трудных детей», целесообразно оценить свои производственно-финансовые возможности относительно конкурентов и принять решение: либо резко усилить конкурентоспособность и не отдавать ранее завоеванные рынки и клиентов, либо уйти с этого рынка.

Зоны деятельности типа «собаки» — это зоны с небольшой долей рынка, низкой конкурентоспособностью реализуемых товаров и высокими издержками реализации. Здесь возможна детальная и глубокая сегментация своей зоны рынка по таким параметрам, как целевой рынок - с выбором одного или нескольких массивов покупателей, товара или услуги - по одной марке товаров или услуг для конкретного массива покупателей или по модифицированным маркам товаров и услуг для определенных нескольких групп покупателей. Аналогично может быть проведена сегментация по таким параметрам, как цена, каналы товародвижения, реклама и планы маркетинга.

При отнесении товара к той или иной группе необходимо учитывать - на какой стадии жизненного цикла находится товар.

Для проведения оценки рынков, их отдельных сегментов и покупателей можно также использовать метод ABC-анализа, суть которого сводится к построению зависимости между выручкой от продаж и маржинальной прибылью. Размер маржинальной прибыли определяется разностью между показателями выручки и переменными затратами. Сегменты рынка или группы покупателей разбиваются на три сектора, которые могут образовать три класса: А, В и С. Сегменты рынка или группы покупателей класса А являются наиболее ценными для предприятия, так как при больших количествах продаж товаров образуется относительно большая прибыль. Класс В характеризуется средними показателями как по продажам, так и по размерам маржинальной прибыли. И, наконец, класс С образует сегменты рынка или группы покупателей, имеющих низкие показатели продаж и прибыли. Основная идея ABC-анализа — выявить те сегменты или группы покупателей, увеличение объема прироста продаж по которым даст наибольшие приросты прибыли.

В процессе анализа необходимо также выявить реальных и потенциальных конкурентов, провести анализ показателей их деятельности, определить сильные и слабые стороны их бизнеса, финансовые возможности, цели и стратегию в области экспансии на рынке, технологии производства, качества продукции и ценовой политики. Это позволит предугадать образ их поведения и выбрать наиболее приемлемые способы борьбы по завоеванию ниши на рынке.

Существенной частью анализа конъюнктуры является изучение спроса на продукцию и формирование портфеля заказов. От портфеля заказов зависят производственная мощность предприятия и степень ее использования в процессе дальнейшей деятельности. Поэтому анализ спроса на профильную продукцию предприятия имеет большое значение. Это один из наиболее важных и ответственных этапов исследования рынка.

Спрос — понятие массовое, складывающееся под воздействием множества самых различных причин, в силу чего процесс его формирования носит в значительной степени вероятностный, случайный характер. Поэтому в маркетинговом анализе находят применение методы корреляционно-регрессионного анализа, позволяющие изучать стохастические зависимости, адекватные самой природе рыночных отношений. С помощью методов корреляции изучают колебания потребительского спроса в зависимости от изменения цен на товары, доходов населения, издержек, расходов на рекламу и других факторов. (см. п.4.4)

Спрос как экономическая категория характеризует объем товаров, которые потребитель желает и в состоянии приобрести по определенной цене на протяжении определенного периода времени на определенном рынке. На уровень спроса влияют многие факторы: цены на предлагаемый товар, его качество, доходы покупателей, потребительские предпочтения, цены на сопряженные (взаимозаменяемые) товары, ожидание потребителями изменения их доходов и цен на товары, насыщенность рынка, процентные ставки по вкладам и т.д.

Степень чувствительности спроса измеряется при помощи коэффициентов эластичности. Эластичностью называется мера реагирования одной переменной величины на изменение другой, т.е. это число, которое показывает процентное изменение одной переменной в результате однопроцентного изменения другой.

Фактор эластичности спроса по цене:

Еp= Процентное изменение количества спроса данного товара
Процентное изменение цен на товар

Коэффициент эластичности спроса по доходу:

Eq= Процентное изменение количества спроса на данный товар
Процентное изменение доходов покупателей

Спрос эластичный, если величина этих коэффициентов больше единицы, и неэластичный - если меньше единицы. При значении коэффициента эластичности равном нулю, спрос абсолютно неэластичен: никакое изменение цены не влечет за собой изменение спроса на продукцию. Если коэффициент эластичности равен единице, то это значит, что темп роста спроса равен темпу снижения цены. Спрос бывает еще абсолютно эластичным, когда при неизменной цене или ее росте спрос на продукцию увеличивается до предела покупательских возможностей, что чаще всего бывает в условиях инфляции.

Необходимо учитывать, что показатели эластичности не являются постоянными и их необходимо отслеживать регулярно. Коммерческий риск, связанный со спросом на некоторые товары, испытывает также влияние цен других товаров. Например, масло и маргарин легко взаимозаменяемы, поэтому спрос на один из них зависит от цены на другой. В этом случае мы имеем дело с факторами, связанными перекрестной эластичностью спроса от цен, которая означает процентное изменение спрашиваемого количества товара при 1 %-ном увеличении цен на другие товары. В данном примере перекрестная эластичность спроса от цен положительна, потому что это товары-заменители. Они конкурируют на рынке, рост цены маргарина ведет к увеличению спроса на масло. Для сопутствующих товаров, используемых совместно, перекрестная эластичность отрицательная, поэтому увеличение цен на один из них снижает потребление другого. Например, если цена бензина идет вверх, потребление его снижается, так как водители ездят меньше, соответственно падает и спрос на масло для двигателей.

При анализе ценовой политики можно использовать также показатель эластичности предложения по отношению к таким переменным, как ставка (норма) процента, уровень заработной плат цены на сырье и полуфабрикаты, используемые для произведет нужного товара. Например, для большинства промышленных товаров эластичность предложения по отношению к ценам на сырье отрицательна.

Спрос, предложение и их эластичность также связаны с фактором времени и различаются в долговременном и краткосрочном периодах. Для большинства изделий в долгосрочном периоде предложение значительно эластичнее от цены, чем в краткосрочном, потому что фирмы сталкиваются с ограничениями производственных возможностей на коротком временном отрезке и нуждаются во времени, чтобы расширить свои производственные возможности путем строительства новых мощностей и найма рабочих для работы в новом производстве.

Зависимость эластичности от времени во многом зависит также от вида товара. Для одних товаров спрос более эластичен от цены для длительного периода. Такие случаи наблюдаются, когда людям требуется время, чтобы изменить свои потребительские привычки (например, спрос на кофе), или когда спрос на один товар может быть связан с запасом другого товара у потребителей (например, спрос на бензин связан с запасом автомобилей у потребителей), который изменяется медленно, поэтому изменение величины риска в небольшом временном интервале будет незначительным и возрастет с течением времени.

Для других товаров спрос более эластичен для кратковременного периода. Например, товары длительного пользования, суммарный запас которых у потребителей велик по сравнению с ежегодным объемом их производства. В результате долговременное изменение спроса значительно ниже и меньше влияет на риск, чем кратковременное (приобретение можно отложить, но все равно замена потребуется).

С точки зрения спроса на продукцию предприятия товары можно классифицировать на следующие группы:

- товары, имеющие постоянно высокий спрос;

- товары, имеющие растущий спрос;

- товары, имеющие падающий спрос.

Особое внимание должно быть уделено выяснению причин падения спроса по последней группе товаров. Для этого анализируются в первую очередь управляемые показатели, проводится сравнительный анализ продажных цен на аналогичные товары, реализуемые предприятиями-конкурентами, показателей эффективности производства (производительности труда, фондоотдачи используемых фондов, рентабельности изделий). Далее проводится анализ слабо управляемых или неуправляемых показателей, таких, как изменение доли рынка, количества покупателей, количества заказов и т.п.

В случае, когда в номенклатуре выпускаемой продукции увеличивается доля товаров с падающим спросом, целесообразно провести матричный анализ вариантов товарной номенклатуры и выбрать стратегию развития товарного ассортимента. Для предотвращения падения спроса на определенную продукцию предприятие может разработать три направления развития номенклатуры:

1) экстенсивное развитие, когда осуществляется переход с одного вида номенклатуры на другой;

2) интенсивное развитие, когда осуществляется переход с производства одной модели на другую в рамках одной номенклатурной группы;

3) синтез обоих вариантов.

Для анализа номенклатурной и ассортиментной стратегии широко используются эвристические методы анализа, которые рассматривались в п. 3.7.

Существуют две основные номенклатурные стратегии предприятия: продажа товаров с широкой и узкой номенклатурой. Во втором случае предприятие определилось на конкретных сегментах рыночного пространства. Изменение широты номенклатуры выпускаемой продукции зависит от многих факторов и, в частности, от конкурентоспособности товаров, качества и ценовой политики. Если размер доходов предприятия при уменьшении номенклатуры товаров не снижается или, напротив, даже увеличивается, то такая номенклатура товаров слишком широкая. Предприятие должно определить тот оптимальный размер номенклатуры производства, ниже которого начнут снижаться доходы и прибыль предприятия.

7.5. Анализ ценовой политики

Одним из наиболее существенных направлений маркетингового анализа является ценовая политика предприятия на товарных рынках. Цены обеспечивают предприятию запланированную прибыль, конкурентоспособность продукции, спрос на нее. Через цены реализуются конечные коммерческие цели, определяется эффективность деятельности всех звеньев производственно-сбытовой структуры предприятия. Ценовая политика состоит в том, что предприятие устанавливает цены на таком уровне и так изменяет их в зависимости от ситуации на рынке, чтобы обеспечить достижение краткосрочных и долгосрочных целей (овладение определенной долей рынка, завоевание лидерства на рынке, получение запланированной суммы прибыли, максимизация прибыли и т.д.).

Задачи анализа обоснованности цен на товар:

- анализ соответствия уровня цен уровню издержек;

- анализ соответствия ценовой политики этапу жизненного цикла;

- анализ изменения спроса в зависимости от выбранной ценовой стратегии на основе коэффициентов эластичности;

- сравнение ценовой политики предприятия с ценовой политикой конкурентов;

- анализ эффективности реакции предприятия при изменении ценовой политики конкурентов;

- сравнение цен со среднеотраслевыми;

- анализ государственной политики в области ценообразования на данном рынке.

Рассмотрим пример анализа ценовой политики (Таблица 39). Он показывает, что анализируемое предприятие проводит более гибкую ценовую политику на внутреннем рынке, быстро отреагировало на уменьшение спроса на первые два вида товара, снизив уровень цены по сравнению с ценой конкурирующего предприятия, одновременно подняв цены на товары, которые пользуются повышенным спросом.

Ценовая политика предприятия должна корректироваться с учетом стадии жизненного цикла товаров. На стадии проникновения товара на рынок обычно применяют политику "снятия сливок". На стадии роста политика ценообразования должна ориентироваться на долгосрочную перспективу. На стадии зрелости ценовая политика, как правило, нацелена на получение краткосрочной прибыли, а на стадии спада следует применять скидки, пока не появится новый товар.

Таблица 43 - Сравнительный анализ уровня цен на товар

Вид продукции Уровень цены за 1 шт, тыс. руб.
на внутреннем рынке в стране-импортере
анализи-руемого предприятия в сред-нем по отрасли конкури-рующего предпри-ятия анализи-руемого предпри- ятия средняя на рынке
A 5.0 5.0 5.5 7.7 10.0
B 6.1 6.0 6.4 - -
C 7.0 6.7 6.8 8.4 12.0
D 7.2 7.0 7.0 8.3 12.0

Как отмечалось, спрос на товар и предложение как значимые факторы, изменяющие финансовый результат, зависят от цен, доходов потребителей. Чтобы обосновать целесообразность изменения, цен и определить эффект от такого изменения, нужны данные об интенсивности роста или снижении предложения и спроса в зависимости от изменения цен и доходов населения.

Ценообразование складывается из звеньев длинной цепи сбытовой деятельности предприятия. При этом следует выделять по отношению к предприятию управляемые и неуправляемые факторы, воздействующие на общую величин цены товара. Для разных групп покупателей, находящихся в одном и том же рыночном сегменте или для одних и тех же типов покупателей, но расположенных в разных рыночных сегментах, нужны дифференцированные цены. Классический принцип позиционирования ценами на реализуемые товары состоит в том, что общий доход может быть получен большей величины при уменьшении цен единицы изделия, но за счет более быстрого роста количества продаж.

При расчете цены на изделие необходимо учитывать тип рынка. Когда продавцов большое количество, конкуренция между ними достаточно высокая и покупатель может свободно выбирать товар. Если же на рынке продавцов ограниченное количество и их товары имеют отличительные качества, то здесь ценами в основном управляют продавцы.

В зависимости от ситуаций на рынке предприятие может выбирать разные позиции. Например, для проникновения и овладения новыми рынками или новыми сегментами старых рынков предприятие может снизить цену, за счет чего оно получит увеличение количества покупателей или продаж. В следующий период времени предприятие, утвердившись на рынке, где его продукция получила признание покупателей, может вновь поднять цену сократив продажи. При этом размер дохода может не только сохраниться на прежнем уровне, но и увеличиться.

В процессе анализа должны быть сформированы рекомендации по выбору наиболее эффективной ценовой политики для каждого рынка и типа товара (уровень цен, система скидок, сезонное изменение цен).

Вопросы для проверки

1. Что такое конкурентоспособность? Перечислите основные виды конкурентных преимуществ.

2. Как количественно определить уровень конкурентоспособности товара (продукта, услуги)?

3. Как формируется показатель интегральной оценки конкурентоспособности?

4. Как проводится анализ соответствия товара интересам рынка?

5. Перечислите факторы, определяющие конкурентоспособность организации.

6. Перечислите основные стратегии повышения конкурентоспособности

7. Объясните суть и технологию проведения SWOT-анализа

8. Опишите методы анализа микро- и макро- конкурентной среды организации.

9. Что означает понятие «конъюнктура рынка»? Чем она характеризуется?

10. Как измерить уровень монополизации рынка?

11. Что такое «метод бостонской матрицы» и для чего он используется?

12. Как можно использовать коэффициенты эластичности спроса по цене и доходу?

Тема 8. Методика проведения анализа использования трудовых ресурсов и результатов социального развития

Понятие «трудовые ресурсы» было введено в систему планирования в 20-х годах XX века и применялось как планово-учетный показатель для характеристики количества ресурсов труда, под которым понимается часть населения страны, обладающая физическим развитием, умственными способностями и знаниями, которые необходимы для работы в народном хозяйстве

Та часть трудовых ресурсов, которая уже работает на данном предприятии, составляет персонал предприятия. Персонал предприятия – это совокупность работников, имеющих определенные знания, квалификацию, практический опыт, заключивших договор или контракт и участвующих в производстве продукции, работ, услуг. Персонал предприятия имеет потенциальную и кинетическую характеристики. Потенциальная характеристика – кадровый потенциал – определяет способность персонала к трудовой деятельности, обеспечивающей эффективность их коллективной работы. Кинетическая характеристика – определяет фактическую реализацию потенциальных показателей.

Основная цель анализа использования трудовых ресурсов – выявление резервов рационального использования персонала предприятия, так как это непременное условие, обеспечивающее бесперебойность производственного процесса и успешное выполнение производственных планов.

Достаточная обеспеченность предприятий нужными трудовыми ресурсами, их рациональное использование, высокий уровень производительности труда имеют большое значение для эффективности производственного процесса. Необходимо выяснить, какие изменения в использовании труда произошли в процессе производства и как они повлияли на результаты трудовой деятельности. Правильная оценка трудовой деятельности позволяет установить наиболее действенное, соответствующее затраченному труду материальное вознаграждение.