Философия революционного демократизма в Беларуси

Во второй половине XIX в. в философской мысли в Беларуси получает развитие идеология революционного демократизма. В ходе восстания 1863 г. с позиций революционного демократизма выступают Константин Калиновский (1838-1864), Франтишек Бо-гушевич (1840-1900), а в конце XIX - начале XX века - Максим Богданович (1891-1917), Тётка (Алоиза Пашкевич, 1876-1900), Янка Купала (Иван Луцевич, 1882-1942) и ЯкубКолас (Констан­тин Мицкевич, 1882-1956) и другие.

Мировоззрение белорусских революционных демократов формировалось по трем внутренне взаимосвязанным направле­ниям: социально-философскому (с идеей общего блага обще­ства); обоснованию этико-гуманистического идеала и отражению его в системе ценностей новой эстетики, основанной на принци­пах реализма в искусстве; преимущественному рассмотрению проблем свободы, человека как индивидуума, народа в целом.

Таким образом, существенной особенностью белорусского революционного демократизма была его сфокусированность на проблемах освобождения народа (экономического, политическо­го, национального и духовного). Это влекло за собой социологи -зацию познания. Как считает один из исследователей идеологии революционного демократизма в Беларуси, С. Майхрович, такая мировоззренческая определенность вынуждена была использовать наиболее развитую в национальной культуре форму выражения. В

Философская мысль Беларуси периода Российской империи

основе ее важное место занимала проблема человека, со всем кру­гом связанных с нею нравственно-гуманистических вопросов.

В итоге оказывается, что в мировоззрении белорусских рево­люционных демократов отношению трех его уровней (философ­ского, социально-философского и нравственно-эстетического) соответствует отношение проблемы бытия, жизни, проблемы на­рода в целом и каждого человека в отдельности [8.С.322-323].

В целом специфика философских взглядов белорусских рево­люционных демократов заключается:

1) в фундаментальном значении таких понятий, как «бытие» и «народ»;

2) в стремлении обосновать конкретно-наличное бытие в качестве абсолютного;

3) в поиске всеобщей и универсальной социально-природ­ной взаимозависимости;

4) во взаимопереходе представлений и понятий естественно-органического и социального планов, наиболее четко про­явившихся во взаимосвязи понятий «жизнь» и «народ»;

5) в разграничении бытия настоящего, подлинного и ущерб­ного, свободного и рабского;

6) в трактовке подлинного бытия как наличия составляю­щих его реальностей;

7) в тенденции понимания подлинного бытия как единства существования и сущности (духовности, имеющей соци­ально-нравственный характер) [8.С.327].

Характерной особенностью идеологии революционного де­мократизма в Беларуси является его взаимосвязь с проблемой на­ционального возрождения. Наиболее отчетливо это выразилось в творчестве Ф. Богушевича и М. Богдановича, а затем у Я. Купа-лы и Я. Коласа.

Ф. Богушевич выступал за равноправие белорусского наро­да (и его языка) с другими народами. В предисловии к сборнику «Дудка белорусская» он писал: «Братья милые, дети Земли - ма­тери моей! Вам посвящая труд свой, хочу поговорить с вами не-

Раздел IV

много о нашей доле-недоле, о нашем отцовском извечном язы­ке, которые мы сами, да не одни мы, а все люди темные «мужиц­ким» называют, а называется он «белорусским». Я сам когда-то думал, что язык наш — «мужицкий» язык и не более! Но дай Бог здоровья людям, как научили меня читать, писать, с той поры я много где был, много что видел и читал, и убедился, что язык наш такой же человеческий и панский, как и французский или не­мецкий, или другой какой» [2.С.16].

Проблема языка, таким образом, выдвигалась Ф. Богушеви-чем как основная проблема национальной жизни. В конце XIX в. Ф. Богушевич стал едва ли не первым проповедником всесто­роннего национального возрождения белорусов, доказывая, что они представляют отдельный, самостоятельный народ.

В развитие" национального самосознания белорусского наро­да большой вклад внес М. Богданович. Мы больше знаем его как поэта, прозаика, переводчика с других языков на белорусский. Однако М. Богданович был и ученым-философом, историком бе­лорусского языка и литературы. В 1914 г. он написал статью «Бе­лорусское Возрождение», в которой на большом историческом материале доказывал и показывал самостоятельность белорус­ской культуры и языка. Особенно высоко ценил М. Богданович эпоху Возрождения в Беларуси: «Ключом забила тут жизнь, шла, причудливо переплетаясь, горячая, религиозная, национальная и классовая борьба, организовывались братства, бывшие оплотом белорусской народности, закладывались типографии, учрежда­лись школы, возникали высшие учебные заведения» [1.С.15].

Резко негативно оценивает он Люблинскую унию 1569 г., в ре­зультате которой высший и средний слои белорусского дворянства денационализировались, исчезла и белорусская печатная книга.

М. Богданович пишет, что «лишенный классов, крепких эко­номически и культурно, придавленный крепостной зависимостью белорусский народ не только не мог продолжать развивать свою культуру, но не был в состоянии даже просто сберечь уже добы­тое раньше. Лишь основные, первоначальные элементы культу-

Философская мысль Беларуси периода Российской империи

ры (вроде языка, обычаев и т. п.) удержал он за собою, а все остальное, представлявшее собою, так сказать, «сливки» его пре­дыдущего развития, было ассимилировано, вобрано в себя польской культурой и с тех пор фигурирует под польской этикет­кой, будучи по существу белорусским» [1.С.16].

М. Богданович отмечал, что вехой в белорусском Возрождении стал 1905 г. Необходимость освещения политических событий при­вела к мысли обратиться к белорусскому языку, понятному для большинства сельского населения Беларуси.

Велика была роль первой легальной белорусской газеты «Наша доля» (затем - «Наша шва»). После закрытия «Нашай долЬ «Наша шва» призывала к необходимости чтить права каж­дого народа, ценить всякую культуру, развивая свою нацио­нальную, пользоваться достижениями культур других народов.

Революционно-демократические идеи К. Калиновского, Ф. Богушевича, Тётки, М. Богдановича, Я. Купалы и Я. Коласа сопряжены с идеей права белорусов не только на национально-культурное, но и на государственное самоопределение.

Так, в творчестве Я. Купалыпреобладают гражданские моти­вы - идеология возрождения белорусской культуры и белорус­ской нации. Это составляет ядро его мировоззрения. Соединив слова «мужик» и «белорус», он показал и путь национального возрождения — формирование в простом народе чувства культур­ного равенства с другими народами, развитие его национального самосознания и преодоление социального неустройства (А хто там щзе?, Аб мужыцкай дол1 и др.). Рассматривая микрокосм белорус­ского мужика, он постоянно в рамках социально-нравственных антиномий «доля - нядоля», «воля - няволя», «прауда - няпрау-да», «плач — радасць», «дабро — зло», высказывает надежду, что: ...Кожны народ сам сабе пан. I белорус можа змясцщца У сям 7 нял1чанай славян. (Ворагам беларушчыны. 1907).

Социальное бытие белоруса у него неотделимо от национально­го, что выражается в надежде поэта на белорусское возрождение:

Раздел IV

Працай усё зможам, новы быт зложым, Гора затопчам сшьнай нагой, Зможам нядолю, зможам няволю, I ; Светач запалгм шчасця свайго

(Чаго вам трэба. 1905 - 1907).

Такое, по сути народно-крестьянское, мировоззрение у Ку-палы .затем эволюционирует к индивидуализированному поиску ответов на извечные вопросы человеческого бытия, уже с пози­ций сознательно принятых им общефилософских идей. Особен­но эти изменения проявились в поэме «Адвечная песня», глубоко философичной по замыслу и содержанию. Мироздание в этом произведении явно антропоцентрично. Несмотря на то, что и здесь мужик-белорус — главный герой, социально-бытийные рам­ки его существования расширены до такой степени, что он уже претендует на всебелорусское социально-национальное предста­вительство.

Мировоззрение Якуба Коласа, как и Янки Купалы, первона­чально формировалось в русле революционного демократизма, в котором доминировал национальный вопрос. С одной стороны, лю­бовь к родному краю, а с другой, социальное и национальное недо­вольство белорусом существующим положением, вызывали у Я. Ко­ласа печально-экзистенциальные мировоззренческие установки:

Не пытайце, не прасще

Светлых песень у мяне,

Бо як песню заспяваю

Жаль усю душу скалыхне.

В своих «песнях жальбы» поэт показывает природную и со­циально-национальную дисгармонию индивидуального и общебе­лорусского бытия. Не порвавший своих связей с землей предков, поэт тонко чувствовал связь человека и природы, которая, по его мнению, всегда реагирует на социальные непорядки.

Говоря о духовных особенностях белоруса, он фиксировал внимание на его способностях к высоким душевным состояниям. Описывая же его склонность к перманентному покаянию, несме-

Философская мысль Беларуси периода Российской империи

лости и непрактичности, обращает внимание на духовные, а не на материально-практические ориентации белоруса. Подлинную фи­лософию народной жизни поэт создал в поэме «Новая зямля», в которой раскрывается всю драматическая сущность человеческо­го существования. Однако несмотря на драматизм и трагизм чело­веческой жизни, он, как и другие национальные мыслители, говорит о необходимости поддержания в человеке веры в «луч­шую долю». Для чего, по Я. Коласу, необходимо строить жизнь в обществе на принципах любви и согласия.

Самоочевидно, что главной заслугой общественной мысли рассмотренного периода, ее итогом является постановка вопроса о возрождении белорусской национальной культуры, о праве бе­лорусского народа на свою государственность.

Вопросы для самоконтроля

1. Каковы основные особенности белорусского Просвеще­ния?

2. Почему в Беларуси широкое распространение получило учение физиократов?

3. Какие идеи развивались в тайных студенческих обще­ствах филоматов, филаретов и «променистых»?

4. Какова роль западнорусизма в культурно-политической истории Беларуси?

5. Почему в конце XIX — нач. XX вв. проблема белорус­ского языка стала проблемой национальной жизни?

Литература к IV разделу

1. Цитируемая:

1.Багданов1ч М. Беларускае адраджэнне: Ллтаратурныя арты-кулы. Мн., 1994.

2. Багушэв1ч Ф. Творы. Мн., 1967.

I

Раздел IV

3. Вержбовский Ф. К истории тайных обществ и кружков сре­ди литовско-польской молодежи 1819-1823 (Рапорт сенатора Но­восельцева). Варшава, 1898.

4. Дакументы i матэрыялы па псторьп Беларуа. Т.2. Мн., 1934.

5. Исторические записки. Т.60. М., 1957.

6. Коялович М.О. Чтения по истории Западной России. СПб, 1864.

7.Мохнач Н.Н. От просвещения к революционному демокра­тизму. Мн., 1976.

8.Философская и общественно-политическая мысль Белорус­сии и Литвы. Мн., 1987.

9. Цьвкев1ч А. «Западно-русизм». Нарысы з псторьп грамадз-кай мысыи на Беларуа у XIX i пачатку XX в. Мн., 1993.

10. Чебодько П.Я. К характеристике русско-польских отно­шений в первой половине XIX-го века. Киев, 1910.

И. Используемая:

1. Коялович М.О. Записки Иосифа, митрополита Литовского, изданные Императорскою Академиею наук по завещанию авто­ра. ВIII т. СПб, 1883.

2. Лушчыцю I.H. Нарысы па псторьй грамадска-палпычнай i фшасофскай думю у Беларуа у другой палове XIX веку. Мн., 1958.

3. Майхрович А.С. Янка Купала и Якуб Колас: вопросы ми­ровоззрения. Мн., 1982.

4. Мохнач Н.Н. Идейная борьба в Белоруссии в 30-40 годы XIX века. Мн., 1971.

5. Мыслщел1 i асветнш Беларуси: X — XIX ст. Энцыкл.давед. Мн., 1995.

6. Очерки истории философской и социологической мысли Белоруссии. Мн., 1973.

7.Тарасау К.У. Памяць пра легенды: Постащ беларускай мшуушчыны. Мн., 1990.

Философская мысль Беларуси периода Российской империи

Хрестоматийное приложение к IV разделу