Философия революционного демократизма в Беларуси
Во второй половине XIX в. в философской мысли в Беларуси получает развитие идеология революционного демократизма. В ходе восстания 1863 г. с позиций революционного демократизма выступают Константин Калиновский (1838-1864), Франтишек Бо-гушевич (1840-1900), а в конце XIX - начале XX века - Максим Богданович (1891-1917), Тётка (Алоиза Пашкевич, 1876-1900), Янка Купала (Иван Луцевич, 1882-1942) и ЯкубКолас (Константин Мицкевич, 1882-1956) и другие.
Мировоззрение белорусских революционных демократов формировалось по трем внутренне взаимосвязанным направлениям: социально-философскому (с идеей общего блага общества); обоснованию этико-гуманистического идеала и отражению его в системе ценностей новой эстетики, основанной на принципах реализма в искусстве; преимущественному рассмотрению проблем свободы, человека как индивидуума, народа в целом.
Таким образом, существенной особенностью белорусского революционного демократизма была его сфокусированность на проблемах освобождения народа (экономического, политического, национального и духовного). Это влекло за собой социологи -зацию познания. Как считает один из исследователей идеологии революционного демократизма в Беларуси, С. Майхрович, такая мировоззренческая определенность вынуждена была использовать наиболее развитую в национальной культуре форму выражения. В
Философская мысль Беларуси периода Российской империи
основе ее важное место занимала проблема человека, со всем кругом связанных с нею нравственно-гуманистических вопросов.
В итоге оказывается, что в мировоззрении белорусских революционных демократов отношению трех его уровней (философского, социально-философского и нравственно-эстетического) соответствует отношение проблемы бытия, жизни, проблемы народа в целом и каждого человека в отдельности [8.С.322-323].
В целом специфика философских взглядов белорусских революционных демократов заключается:
1) в фундаментальном значении таких понятий, как «бытие» и «народ»;
2) в стремлении обосновать конкретно-наличное бытие в качестве абсолютного;
3) в поиске всеобщей и универсальной социально-природной взаимозависимости;
4) во взаимопереходе представлений и понятий естественно-органического и социального планов, наиболее четко проявившихся во взаимосвязи понятий «жизнь» и «народ»;
5) в разграничении бытия настоящего, подлинного и ущербного, свободного и рабского;
6) в трактовке подлинного бытия как наличия составляющих его реальностей;
7) в тенденции понимания подлинного бытия как единства существования и сущности (духовности, имеющей социально-нравственный характер) [8.С.327].
Характерной особенностью идеологии революционного демократизма в Беларуси является его взаимосвязь с проблемой национального возрождения. Наиболее отчетливо это выразилось в творчестве Ф. Богушевича и М. Богдановича, а затем у Я. Купа-лы и Я. Коласа.
Ф. Богушевич выступал за равноправие белорусского народа (и его языка) с другими народами. В предисловии к сборнику «Дудка белорусская» он писал: «Братья милые, дети Земли - матери моей! Вам посвящая труд свой, хочу поговорить с вами не-
Раздел IV
много о нашей доле-недоле, о нашем отцовском извечном языке, которые мы сами, да не одни мы, а все люди темные «мужицким» называют, а называется он «белорусским». Я сам когда-то думал, что язык наш — «мужицкий» язык и не более! Но дай Бог здоровья людям, как научили меня читать, писать, с той поры я много где был, много что видел и читал, и убедился, что язык наш такой же человеческий и панский, как и французский или немецкий, или другой какой» [2.С.16].
Проблема языка, таким образом, выдвигалась Ф. Богушеви-чем как основная проблема национальной жизни. В конце XIX в. Ф. Богушевич стал едва ли не первым проповедником всестороннего национального возрождения белорусов, доказывая, что они представляют отдельный, самостоятельный народ.
В развитие" национального самосознания белорусского народа большой вклад внес М. Богданович. Мы больше знаем его как поэта, прозаика, переводчика с других языков на белорусский. Однако М. Богданович был и ученым-философом, историком белорусского языка и литературы. В 1914 г. он написал статью «Белорусское Возрождение», в которой на большом историческом материале доказывал и показывал самостоятельность белорусской культуры и языка. Особенно высоко ценил М. Богданович эпоху Возрождения в Беларуси: «Ключом забила тут жизнь, шла, причудливо переплетаясь, горячая, религиозная, национальная и классовая борьба, организовывались братства, бывшие оплотом белорусской народности, закладывались типографии, учреждались школы, возникали высшие учебные заведения» [1.С.15].
Резко негативно оценивает он Люблинскую унию 1569 г., в результате которой высший и средний слои белорусского дворянства денационализировались, исчезла и белорусская печатная книга.
М. Богданович пишет, что «лишенный классов, крепких экономически и культурно, придавленный крепостной зависимостью белорусский народ не только не мог продолжать развивать свою культуру, но не был в состоянии даже просто сберечь уже добытое раньше. Лишь основные, первоначальные элементы культу-
Философская мысль Беларуси периода Российской империи
ры (вроде языка, обычаев и т. п.) удержал он за собою, а все остальное, представлявшее собою, так сказать, «сливки» его предыдущего развития, было ассимилировано, вобрано в себя польской культурой и с тех пор фигурирует под польской этикеткой, будучи по существу белорусским» [1.С.16].
М. Богданович отмечал, что вехой в белорусском Возрождении стал 1905 г. Необходимость освещения политических событий привела к мысли обратиться к белорусскому языку, понятному для большинства сельского населения Беларуси.
Велика была роль первой легальной белорусской газеты «Наша доля» (затем - «Наша шва»). После закрытия «Нашай долЬ «Наша шва» призывала к необходимости чтить права каждого народа, ценить всякую культуру, развивая свою национальную, пользоваться достижениями культур других народов.
Революционно-демократические идеи К. Калиновского, Ф. Богушевича, Тётки, М. Богдановича, Я. Купалы и Я. Коласа сопряжены с идеей права белорусов не только на национально-культурное, но и на государственное самоопределение.
Так, в творчестве Я. Купалыпреобладают гражданские мотивы - идеология возрождения белорусской культуры и белорусской нации. Это составляет ядро его мировоззрения. Соединив слова «мужик» и «белорус», он показал и путь национального возрождения — формирование в простом народе чувства культурного равенства с другими народами, развитие его национального самосознания и преодоление социального неустройства (А хто там щзе?, Аб мужыцкай дол1 и др.). Рассматривая микрокосм белорусского мужика, он постоянно в рамках социально-нравственных антиномий «доля - нядоля», «воля - няволя», «прауда - няпрау-да», «плач — радасць», «дабро — зло», высказывает надежду, что: ...Кожны народ сам сабе пан. I белорус можа змясцщца У сям 7 нял1чанай славян. (Ворагам беларушчыны. 1907).
Социальное бытие белоруса у него неотделимо от национального, что выражается в надежде поэта на белорусское возрождение:
Раздел IV
Працай усё зможам, новы быт зложым, Гора затопчам сшьнай нагой, Зможам нядолю, зможам няволю, I ; Светач запалгм шчасця свайго
(Чаго вам трэба. 1905 - 1907).
Такое, по сути народно-крестьянское, мировоззрение у Ку-палы .затем эволюционирует к индивидуализированному поиску ответов на извечные вопросы человеческого бытия, уже с позиций сознательно принятых им общефилософских идей. Особенно эти изменения проявились в поэме «Адвечная песня», глубоко философичной по замыслу и содержанию. Мироздание в этом произведении явно антропоцентрично. Несмотря на то, что и здесь мужик-белорус — главный герой, социально-бытийные рамки его существования расширены до такой степени, что он уже претендует на всебелорусское социально-национальное представительство.
Мировоззрение Якуба Коласа, как и Янки Купалы, первоначально формировалось в русле революционного демократизма, в котором доминировал национальный вопрос. С одной стороны, любовь к родному краю, а с другой, социальное и национальное недовольство белорусом существующим положением, вызывали у Я. Коласа печально-экзистенциальные мировоззренческие установки:
Не пытайце, не прасще
Светлых песень у мяне,
Бо як песню заспяваю
Жаль усю душу скалыхне.
В своих «песнях жальбы» поэт показывает природную и социально-национальную дисгармонию индивидуального и общебелорусского бытия. Не порвавший своих связей с землей предков, поэт тонко чувствовал связь человека и природы, которая, по его мнению, всегда реагирует на социальные непорядки.
Говоря о духовных особенностях белоруса, он фиксировал внимание на его способностях к высоким душевным состояниям. Описывая же его склонность к перманентному покаянию, несме-
Философская мысль Беларуси периода Российской империи
лости и непрактичности, обращает внимание на духовные, а не на материально-практические ориентации белоруса. Подлинную философию народной жизни поэт создал в поэме «Новая зямля», в которой раскрывается всю драматическая сущность человеческого существования. Однако несмотря на драматизм и трагизм человеческой жизни, он, как и другие национальные мыслители, говорит о необходимости поддержания в человеке веры в «лучшую долю». Для чего, по Я. Коласу, необходимо строить жизнь в обществе на принципах любви и согласия.
Самоочевидно, что главной заслугой общественной мысли рассмотренного периода, ее итогом является постановка вопроса о возрождении белорусской национальной культуры, о праве белорусского народа на свою государственность.
Вопросы для самоконтроля
1. Каковы основные особенности белорусского Просвещения?
2. Почему в Беларуси широкое распространение получило учение физиократов?
3. Какие идеи развивались в тайных студенческих обществах филоматов, филаретов и «променистых»?
4. Какова роль западнорусизма в культурно-политической истории Беларуси?
5. Почему в конце XIX — нач. XX вв. проблема белорусского языка стала проблемой национальной жизни?
Литература к IV разделу
1. Цитируемая:
1.Багданов1ч М. Беларускае адраджэнне: Ллтаратурныя арты-кулы. Мн., 1994.
2. Багушэв1ч Ф. Творы. Мн., 1967.
I
Раздел IV
3. Вержбовский Ф. К истории тайных обществ и кружков среди литовско-польской молодежи 1819-1823 (Рапорт сенатора Новосельцева). Варшава, 1898.
4. Дакументы i матэрыялы па псторьп Беларуа. Т.2. Мн., 1934.
5. Исторические записки. Т.60. М., 1957.
6. Коялович М.О. Чтения по истории Западной России. СПб, 1864.
7.Мохнач Н.Н. От просвещения к революционному демократизму. Мн., 1976.
8.Философская и общественно-политическая мысль Белоруссии и Литвы. Мн., 1987.
9. Цьвкев1ч А. «Западно-русизм». Нарысы з псторьп грамадз-кай мысыи на Беларуа у XIX i пачатку XX в. Мн., 1993.
10. Чебодько П.Я. К характеристике русско-польских отношений в первой половине XIX-го века. Киев, 1910.
И. Используемая:
1. Коялович М.О. Записки Иосифа, митрополита Литовского, изданные Императорскою Академиею наук по завещанию автора. ВIII т. СПб, 1883.
2. Лушчыцю I.H. Нарысы па псторьй грамадска-палпычнай i фшасофскай думю у Беларуа у другой палове XIX веку. Мн., 1958.
3. Майхрович А.С. Янка Купала и Якуб Колас: вопросы мировоззрения. Мн., 1982.
4. Мохнач Н.Н. Идейная борьба в Белоруссии в 30-40 годы XIX века. Мн., 1971.
5. Мыслщел1 i асветнш Беларуси: X — XIX ст. Энцыкл.давед. Мн., 1995.
6. Очерки истории философской и социологической мысли Белоруссии. Мн., 1973.
7.Тарасау К.У. Памяць пра легенды: Постащ беларускай мшуушчыны. Мн., 1990.
Философская мысль Беларуси периода Российской империи
Хрестоматийное приложение к IV разделу