Мысли Беларуси

В 40-е годы XIX в. в Беларуси возрос интерес к гегелевской философии, к ее идее развития. В 1838 г. выпускник Виленского университета И. Быховец (1778—1845) для утверждения идеи за­кономерности общественного развития издал «Идеи к филосо­фии истории человека». Для подтверждения этой мысли И. Быховец в оригинальный текст немецкого философа Гердера вводил выдержки из сочинений современных ему авторов, под­тверждавших, на его взгляд, концепции немецкого философа.

И. Быховец делает попытку рассмотреть развитие природы и человека как естественный исторический процесс. Человеческая

Раздел IV

история движется к гуманности как к своей цели. Это движение может замедляться или ускоряться (в зависимости от движущих причин). Он говорит о взаимовлиянии различных культур и наро­дов друг на друга, признает самоценность и значение истории каждого народа.

Подобные идеи в середине XIX в. развивал и Ф. Бохвиц (1799 — 1856). Являясь сторонником идеи развития, он доказывал наличие социального прогресса во всех главных сферах обще­ственной жизни: технике, науке, морали, истории, философии, политике и праве. Закон бытия, по Ф. Бохвицу, — поступатель­ное усовершенствование самых различных его сторон. Поэтому в развитии как духовного, так и материального мира велика роль преемственности, связи с прошлым. Все науки взаимосвязаны, представляют собой своеобразное древо познания, они являются одинаково важными для человека.

Решая вопрос о детерминантах социального прогресса, он, как и И. Быховец, представлял их телеологически. Прогресс за­дан свыше как движение к своей цели. Однако это не простое по­ступательное движение, а сложный диалектический процесс, включающий в себя в определенные моменты и регресс. Посколь­ку прогресс универсальный и всеобшный — в природе он прояв­ляется в закономерном вызревании условий возникновения разумной жизни, а в обществе он проявит себя в будущей соци­альной гармонии. Ф. Бохвиц, как и большинство отечественных мыслителей, не принимал идею революции, видя в ней главный дестабилизирующий фактор общественной жизни.

Прогресс Ф. Бохвиц видел в постоянном совершенствовании орудий производства, росте связей между людьми, личностью и обществом. Цивилизационные процессы в этой связи будут зако­номерно проявляться в росте культурных, экономических и по­литических связей между народами. Это приведет к созданию единого культурно-политического и социально-экономического организма. Кроме того, это будет условием долговременное™ и жизнеспособности европейской цивилизации, которая, в отличие от древних цивилизаций, в силу всеобщности и широты распростране­ния представляет собой устойчивую развивающуюся систему. 252

Философская мысль Беларуси периода Российской империи

В стремлении обосновать идею бесконечного прогресса Ф. Бохвиц отрицательно относился к другим концепциям развития. Особенно критически оценивал он представления о цикличности общественного развития, хотя и не отрицал саму идею цикла. Од­нако цикл в истории общества, считал Ф Бохвиц, может характе­ризовать только историю одного народа. История же человечества охватывает всевозможные циклы. Поэтому идея циклического развития общества не должна сводиться к простому повторению.

Определенный интерес представляют взгляды на философию ис­тории А. Марцинковского. Подобно Гегелю, он определял мировую историю как развитие сознания духа о его свободе. Качественное от­личие ступеней исторического процесса, на его взгляд, зависит от духовных принципов, доминирующих на том или ином этапе исто­рии. Он высоко ценил славянский мир, видел в нем особый дух. По А. Марцинковскому, Всемирная история берет свое начало на Вос­токе и обнаруживает себя как прогресс в постижении свободы, объективируемой в государственно-правовых нормах.

На основе гегелевской философии развивал свои взгляды и Э. Желиговский. Объект его философствования — жизнь как беско­нечный поток преобразований, смерти и возрождения. ЮЛ1

^