Василий Тяпинский

Василий Николаевич Тяпинский-Омельянович (ок.30—40 гг. XVI в. — ок. 1604 г.), современник и соратник С.Будного по анти-тринитаризму, родился в родовом местечке Тяпино (недале­ко от г. Лепеля). Сведений о том, где он учился, не сохранилось. Можно предположить, что первоначальное образование полу­чил в своих краях, возможно, он учился и в «Мекке» белорус­ской молодежи — Краковском университете.

На его мировоззрение и жизнь большое влияние оказала Дружба с С. Будным и просветительско-издательская деятельность Ф. Скорины, продолжателем которой он и стал. Ф. Скорина по из-

Раздел II

вестным нам причинам не завершил издание Библии. Остались нена­печатанными четыре книги Евангелия: от Матфея, Марка, Луки и Иоанна. В. Тяпинский принял решение перевести на старобело­русский язык и издать эти главные книги Нового Завета.

Чтобы не быть обвиненным в отступлении от канонического текста (скорининская Библия не принималась ни православным, ни католическим духовенством за слишком явное «присутствие» в переводах образа автора), В. Тяпинский в своем издании поме­стил параллельно с переводом и оригинальный источник.

Задуманное, однако, осуществить до конца ему не удалось. Ограниченные материальные возможности В. Тяпинского позво­лили ему напечатать только Евангелие от Матфея, Марка и час­тично — от Луки. Время издания, к сожалению, неизвестно. Исследователи предполагают, что оно отпечатано не ранее 70-х годов XVI в. [5.С. 129].

Свой перевод В. Тяпинский, как и Ф. Скорина, сопроводил предисловием, из содержания которого следует, что перевод и издание, кроме материальных средств, большого труда, требова­ло и немалого гражданского мужества. Как и скорининские пе­реводы, издание В. Тяпинского встретило явное недовольство католического и православного духовенства, которое вместо того, чтобы «фалити и радоватсе, же з их з посредку русин их им своей Руси услугуючий... невдячностью, взгардою, а некоторые, вместо помочи, або дяки, и зазростью платити хотели» [4.С.88].

Один экземпляр Евангелия, отпечатанного автором, хранит­ся в Государственной публичной библиотеке имени М. Е. Салты­кова-Щедрина в Санкт-Петербурге.

О праве народа на развитие своей культуры и языка.Усвоив идею свободы личности, отечественная философская мысль фо­кусирует внимание на необходимости духовного и культурного развития народа как условия личностного духовного и интел­лектуально-нравственного самосовершенствования. Мыслители ренессансной эпохи в Беларуси по этой причине неустанно про­пагандируют любовь к своей отчизне, народу и его культуре.

Период Великого княжества Литовского, Русского и Жемайтского В. Тяпинский в «Предисловии» выступает страстным защит­ником народной культуры и родного языка. Свой народ он не ставит выше других народов, но и не считает хуже их. А поэтому имеет право слушать слово Божье, читать, писать и учиться на родном языке, который, как никакой другой, формирует челове­ческий разум, развивает способности к наукам.

Видя, что страна находится в культурном «занепаде», забывает родной язык и пренебрегает им, автор обвиняет в этом высшие слои шляхты, которые, окатоличившись и полонизировавшись, стыдятся своего письма, языка, без смущения отправляют детей в польские школы, а свои закрывают. В. Тяпинский обращает вни­мание читателя на то, что только благодаря своему родному язы­ку «народ русский» давно в прошлом уже был «достойным и учоным». Он указывает на два обстоятельства, которые могут спо­собствовать возрождению родного языка. Это - память о далеких предках, их пример и развитие национального образования.

Являясь одним из активных идеологов Реформации в Бела­руси, В. Тяпинский тем не менее свои религиозные пристрастия не ставит выше той бедственной языково-культурной ситуации, которая сложилась на родине в конце XVI в. в связи с ее поло­низацией, а выступает с идеей веротерпимости, предоставления возможностей человеку лично разобраться в вопросах веры.

Исторической заслугой В. Тяпинского является, таким обра­зом, решительная и смелая защита и пропаганда родного языка, культуры своего народа.

Такова панорама отечественной ренессанской мысли в эпоху ВКЛ. Она, получив развитие из двух истоков — христианской фи­лософии средних веков и идей европейского гуманизма, транс­формировала христианский антропоцентризм Евфросиньи Полоцкой, Климента Смолятича, Кирилла Туровского и европей­ский гуманизм в возрожденческий антропоцентризм Франциска Скорины, Николая Гусовского, Михалона Литвина, Андрея Во­лана, Льва Сапеги и в идеологию и практику Реформации Сымо-на Будного, Василия Тяпинского, Мартина Чаховица, Петра из Гонендза, Якуба из Калиновки.

Раздел II

Идея общего блага, социально-классовой гармонии, на осно­ве права-справедливости, нравственного роста человека, патрио­тизма, миролюбия доминировали в отечественном Ренессансе, формируя ментальные основы белорусского этноса.

Таков золотой век отечественной философской и обще­ственно-политической мысли. После Люблинской унии (1569 г.) белорусские земли входят в состав Речи Посполитой, что нахо­дит своеобразное отражение и в философии той эпохи.

Вопросы для самоконтроля

1. Как проявилась в эпоху Возрождения взаимосвязь куль­турной истории Европы и Беларуси?

2. В чем специфика отечественной философской мысли эпохи Возрождения?

3. Почему Ф. Скорина рассматривает мораль и право во взаимосвязи и единстве?

4. В чем различие средневековой и ренессансной концеп­ций человека?

5. Какие течения противоборствовали в реформационном движении в Беларуси?

6. Кто из отечественных мыслителей эпохи Возрождения развивал идеи юридического мировоззрения?

7. Почему идея права как универсального социального ре­гулятора доминировала в отчественной философии эпохи Возрождения?

8. В чем актуальность социально-правовых взглядов Ф. Скорины, С.Будного, А. Волана и Л. Сапеги?

9. В чем состоит историческая заслуга В.Тяпинского?

Период Великого княжества Литовского, Русского и Жемайтского

Литература ко II разделу

I. Цитируемая:

1. Будный Сымон. Катехизис. Несвиж, 1562. -

2. Гусоусю М. Песня пра зубра: на лацшскай, беларускай, рускай мовах. Мн., 1980.

3. Замалеев А.Ф., Зоц В.А. Отечественные мыслители поздне­го Средневековья, конец XIV— перв. треть XVII в. Киев., 1990.

4. Из истории философской и общественно-политической мысли Белоруссии. Избранные произведения XVI — начала XIX в. Мн., 1962.

5. История белорусской дооктябрьской литературы. Мн., 1977.

6. Литвин Михалон. О нравах татар, литовцев и московитян. М., 1994.

7. Любавский М.К. Кто был Михайло Литвин, написавший в первой половине XVI в. трактат «О нравах татар, литовцев и мос­ковитян»// Российская ассоциация научно-исследовательских институтов общественных наук: Ученые записки Института исто­рии. T.IV. М., 1929.

8. Охманьский Е. Михалон Литвин и его трактат «О нравах та­тар, литовцев и московитян» середины XVI в.// Россия, Польша и Причерноморье в XV - XVIII вв. М., 1979.

9. Памятники философской мысли Белоруссии XVII — перв. пол. XVIII в. Мн., 1991.

10. Подокшин С.А. Реформация и общественная мысль Бело­руссии и Литвы (втор, половина XVI — нач. XVII в.). Мн., 1970.

11. Порецкий Я.И. «На жертвоприношение черного быка», «Пес­ня к божественному Севастьяну» и «Победа над турками» Н. Гусов-ского// Вопросы филологии. Вып. 3. Мн., 1973.

12. Саверчанка I.B. Сымон Будны. Гумашст i рэфарматар. Мн., 1993.

13. Скарына Францыск. Творы. Мн., 1990.

14. Статут Вял1кага княства Лггоускага. Мн., 1989.

15. Францыск Скарына. Зборшк дакументау i матэрыялау. Мн., 1988.

Раздел II

II. Используемая:

1. ArieBi4 У.У. 1мя i справа Скарыны: У чьнх руках спадчына. Мн., 2002.

2. Алексютсгач М.А. Скарына, яго дзейнасць i светапогляд. Мн., 1958.

3. Галенчанка Г.Я. Францыск Скарына - беларусю i усход-неславянсю першадрукар. Мн., 1993.

4. Голенченко Г.Я. Студенты Великого княжества Литовского в Краковском университете в XV—XVI вв.// Культурные связи народов Восточной Европы в XVI в. М., 1976.

5. Горфункель А.Х. Философия эпохи Возрождения. М., 1980.

6. Идеи гуманизма в общественно-политической и философ­ской мысли Белоруссии. Мн., 1977.

7. Кирвель Ч.С., Бородич А.А., Розенфельд У.Д. и др. Исто­рия философии. Мн., 2001.

8. Кодер Д. Мой Франциск Скорина. Мн., 2000.

9. Козел А.А. Право и закон как справедливость // Общество, экономика, право. Сб. науч. трудов. Мн., 2002.

10. Козел А.А. Идея права и справедливости в общественной мысли Беларуси в прошлом и настоящем // Власть и жизнь. Мн., 1998.

11. Конан У.М. Боская i людская мудрасць. Мн., 1990.

12. Куняев С, Шкляревский И. Голос из шестнадцатого века // Альманах «Поэзия 5». М., 1971.

13. Лабынцау' Ю. Скарынаусю каляндар. Мн., 1990.

14. Любович Н. История Реформации в Польше. Кальвинисты и антитринитарии (по неизданным источникам). Варшава. 1883.

15. Культура эпохи Возрождения и Реформации. М., 1981.

16. Майхрович А.С. и др. Философская и общественно-поли­тическая мысль Белоруссии и Литвы. Мн., 1987.

17. Мыслщет i асветнш Беларуси X — XIX ст. Энцыкл. давед. Мн., 1995.

 

-

Период Великого княжества Литовского, Русского и Жемайтского

18. Немировский С.Л. Франциск Скорина: Жизнь и деятель­ность белорусского просветителя. Мн., 1990.

19. Очерки истории философской и социологической мысли Белоруссии. Мн., 1993.

20. ПарэцюЯЛ. Сымон Будны. Мн., 1975.

21. Падокшын С.А. Фшасофская думка anoxi Адраджэння. Мн., 1990.

22. Подокшин С.А. Скорина и Будный: Очерк философских взглядов. Мн., 1974.

23. Подокшин С.А. Франциск Скорина. Мн., 1981.

24. Сокол С.Ф. Социологическая и политическая мысль в Бе­лоруссии во второй половине XVI века. Мн., 1974.

25. Сокол С.Ф. Политическая и правовая мысль в Белоруссии во второй половине XVI — первой половине XVII в. Мн., 1984.

26. Спадчына Скарыны. Мн., 1989.

27. Франциск Скорина — белорусский гуманист, просвети­тель, первопечатник. Сб. научн. трудов. Мн., 1989.

28. Францыск Скарына i яго час: Энцыкл. давед. Мн., 1988.

29. Цветаев Д. Памятники к истории протестанства в Росии. 4.1. М., 1888.

30. Шалькев4ч В. Псторыя паштычная i прававой думка Бела­русь Мн., 1999.

31. Шалькев1ч В. Скарына i наш час. Мн., 1979.

32. Шалькев1ч В. Фшасофская думка у Беларусь Мн., 1976.

33. Шатон У.К., Падокшын С.А. Андрэй Волан i яго трактат «Пра шчаойвае жыццё, або Найвышэйшае чалавечае дабро»// Весщ АН БССР. Сер. грамад. навук. 1981, № 1.

34. Юхо И.А Правовое положение населения в Беларуси в XVI в. Мн., 1978.

Раздел II

Хрестоматийное приложение ко II разделу