Василий Тяпинский
Василий Николаевич Тяпинский-Омельянович (ок.30—40 гг. XVI в. — ок. 1604 г.), современник и соратник С.Будного по анти-тринитаризму, родился в родовом местечке Тяпино (недалеко от г. Лепеля). Сведений о том, где он учился, не сохранилось. Можно предположить, что первоначальное образование получил в своих краях, возможно, он учился и в «Мекке» белорусской молодежи — Краковском университете.
На его мировоззрение и жизнь большое влияние оказала Дружба с С. Будным и просветительско-издательская деятельность Ф. Скорины, продолжателем которой он и стал. Ф. Скорина по из-
Раздел II
вестным нам причинам не завершил издание Библии. Остались ненапечатанными четыре книги Евангелия: от Матфея, Марка, Луки и Иоанна. В. Тяпинский принял решение перевести на старобелорусский язык и издать эти главные книги Нового Завета.
Чтобы не быть обвиненным в отступлении от канонического текста (скорининская Библия не принималась ни православным, ни католическим духовенством за слишком явное «присутствие» в переводах образа автора), В. Тяпинский в своем издании поместил параллельно с переводом и оригинальный источник.
Задуманное, однако, осуществить до конца ему не удалось. Ограниченные материальные возможности В. Тяпинского позволили ему напечатать только Евангелие от Матфея, Марка и частично — от Луки. Время издания, к сожалению, неизвестно. Исследователи предполагают, что оно отпечатано не ранее 70-х годов XVI в. [5.С. 129].
Свой перевод В. Тяпинский, как и Ф. Скорина, сопроводил предисловием, из содержания которого следует, что перевод и издание, кроме материальных средств, большого труда, требовало и немалого гражданского мужества. Как и скорининские переводы, издание В. Тяпинского встретило явное недовольство католического и православного духовенства, которое вместо того, чтобы «фалити и радоватсе, же з их з посредку русин их им своей Руси услугуючий... невдячностью, взгардою, а некоторые, вместо помочи, або дяки, и зазростью платити хотели» [4.С.88].
Один экземпляр Евангелия, отпечатанного автором, хранится в Государственной публичной библиотеке имени М. Е. Салтыкова-Щедрина в Санкт-Петербурге.
О праве народа на развитие своей культуры и языка.Усвоив идею свободы личности, отечественная философская мысль фокусирует внимание на необходимости духовного и культурного развития народа как условия личностного духовного и интеллектуально-нравственного самосовершенствования. Мыслители ренессансной эпохи в Беларуси по этой причине неустанно пропагандируют любовь к своей отчизне, народу и его культуре.
Период Великого княжества Литовского, Русского и Жемайтского В. Тяпинский в «Предисловии» выступает страстным защитником народной культуры и родного языка. Свой народ он не ставит выше других народов, но и не считает хуже их. А поэтому имеет право слушать слово Божье, читать, писать и учиться на родном языке, который, как никакой другой, формирует человеческий разум, развивает способности к наукам.
Видя, что страна находится в культурном «занепаде», забывает родной язык и пренебрегает им, автор обвиняет в этом высшие слои шляхты, которые, окатоличившись и полонизировавшись, стыдятся своего письма, языка, без смущения отправляют детей в польские школы, а свои закрывают. В. Тяпинский обращает внимание читателя на то, что только благодаря своему родному языку «народ русский» давно в прошлом уже был «достойным и учоным». Он указывает на два обстоятельства, которые могут способствовать возрождению родного языка. Это - память о далеких предках, их пример и развитие национального образования.
Являясь одним из активных идеологов Реформации в Беларуси, В. Тяпинский тем не менее свои религиозные пристрастия не ставит выше той бедственной языково-культурной ситуации, которая сложилась на родине в конце XVI в. в связи с ее полонизацией, а выступает с идеей веротерпимости, предоставления возможностей человеку лично разобраться в вопросах веры.
Исторической заслугой В. Тяпинского является, таким образом, решительная и смелая защита и пропаганда родного языка, культуры своего народа.
Такова панорама отечественной ренессанской мысли в эпоху ВКЛ. Она, получив развитие из двух истоков — христианской философии средних веков и идей европейского гуманизма, трансформировала христианский антропоцентризм Евфросиньи Полоцкой, Климента Смолятича, Кирилла Туровского и европейский гуманизм в возрожденческий антропоцентризм Франциска Скорины, Николая Гусовского, Михалона Литвина, Андрея Волана, Льва Сапеги и в идеологию и практику Реформации Сымо-на Будного, Василия Тяпинского, Мартина Чаховица, Петра из Гонендза, Якуба из Калиновки.
Раздел II
Идея общего блага, социально-классовой гармонии, на основе права-справедливости, нравственного роста человека, патриотизма, миролюбия доминировали в отечественном Ренессансе, формируя ментальные основы белорусского этноса.
Таков золотой век отечественной философской и общественно-политической мысли. После Люблинской унии (1569 г.) белорусские земли входят в состав Речи Посполитой, что находит своеобразное отражение и в философии той эпохи.
Вопросы для самоконтроля
1. Как проявилась в эпоху Возрождения взаимосвязь культурной истории Европы и Беларуси?
2. В чем специфика отечественной философской мысли эпохи Возрождения?
3. Почему Ф. Скорина рассматривает мораль и право во взаимосвязи и единстве?
4. В чем различие средневековой и ренессансной концепций человека?
5. Какие течения противоборствовали в реформационном движении в Беларуси?
6. Кто из отечественных мыслителей эпохи Возрождения развивал идеи юридического мировоззрения?
7. Почему идея права как универсального социального регулятора доминировала в отчественной философии эпохи Возрождения?
8. В чем актуальность социально-правовых взглядов Ф. Скорины, С.Будного, А. Волана и Л. Сапеги?
9. В чем состоит историческая заслуга В.Тяпинского?
Период Великого княжества Литовского, Русского и Жемайтского
Литература ко II разделу
I. Цитируемая:
1. Будный Сымон. Катехизис. Несвиж, 1562. -
2. Гусоусю М. Песня пра зубра: на лацшскай, беларускай, рускай мовах. Мн., 1980.
3. Замалеев А.Ф., Зоц В.А. Отечественные мыслители позднего Средневековья, конец XIV— перв. треть XVII в. Киев., 1990.
4. Из истории философской и общественно-политической мысли Белоруссии. Избранные произведения XVI — начала XIX в. Мн., 1962.
5. История белорусской дооктябрьской литературы. Мн., 1977.
6. Литвин Михалон. О нравах татар, литовцев и московитян. М., 1994.
7. Любавский М.К. Кто был Михайло Литвин, написавший в первой половине XVI в. трактат «О нравах татар, литовцев и московитян»// Российская ассоциация научно-исследовательских институтов общественных наук: Ученые записки Института истории. T.IV. М., 1929.
8. Охманьский Е. Михалон Литвин и его трактат «О нравах татар, литовцев и московитян» середины XVI в.// Россия, Польша и Причерноморье в XV - XVIII вв. М., 1979.
9. Памятники философской мысли Белоруссии XVII — перв. пол. XVIII в. Мн., 1991.
10. Подокшин С.А. Реформация и общественная мысль Белоруссии и Литвы (втор, половина XVI — нач. XVII в.). Мн., 1970.
11. Порецкий Я.И. «На жертвоприношение черного быка», «Песня к божественному Севастьяну» и «Победа над турками» Н. Гусов-ского// Вопросы филологии. Вып. 3. Мн., 1973.
12. Саверчанка I.B. Сымон Будны. Гумашст i рэфарматар. Мн., 1993.
13. Скарына Францыск. Творы. Мн., 1990.
14. Статут Вял1кага княства Лггоускага. Мн., 1989.
15. Францыск Скарына. Зборшк дакументау i матэрыялау. Мн., 1988.
Раздел II
II. Используемая:
1. ArieBi4 У.У. 1мя i справа Скарыны: У чьнх руках спадчына. Мн., 2002.
2. Алексютсгач М.А. Скарына, яго дзейнасць i светапогляд. Мн., 1958.
3. Галенчанка Г.Я. Францыск Скарына - беларусю i усход-неславянсю першадрукар. Мн., 1993.
4. Голенченко Г.Я. Студенты Великого княжества Литовского в Краковском университете в XV—XVI вв.// Культурные связи народов Восточной Европы в XVI в. М., 1976.
5. Горфункель А.Х. Философия эпохи Возрождения. М., 1980.
6. Идеи гуманизма в общественно-политической и философской мысли Белоруссии. Мн., 1977.
7. Кирвель Ч.С., Бородич А.А., Розенфельд У.Д. и др. История философии. Мн., 2001.
8. Кодер Д. Мой Франциск Скорина. Мн., 2000.
9. Козел А.А. Право и закон как справедливость // Общество, экономика, право. Сб. науч. трудов. Мн., 2002.
10. Козел А.А. Идея права и справедливости в общественной мысли Беларуси в прошлом и настоящем // Власть и жизнь. Мн., 1998.
11. Конан У.М. Боская i людская мудрасць. Мн., 1990.
12. Куняев С, Шкляревский И. Голос из шестнадцатого века // Альманах «Поэзия 5». М., 1971.
13. Лабынцау' Ю. Скарынаусю каляндар. Мн., 1990.
14. Любович Н. История Реформации в Польше. Кальвинисты и антитринитарии (по неизданным источникам). Варшава. 1883.
15. Культура эпохи Возрождения и Реформации. М., 1981.
16. Майхрович А.С. и др. Философская и общественно-политическая мысль Белоруссии и Литвы. Мн., 1987.
17. Мыслщет i асветнш Беларуси X — XIX ст. Энцыкл. давед. Мн., 1995.
-
Период Великого княжества Литовского, Русского и Жемайтского
18. Немировский С.Л. Франциск Скорина: Жизнь и деятельность белорусского просветителя. Мн., 1990.
19. Очерки истории философской и социологической мысли Белоруссии. Мн., 1993.
20. ПарэцюЯЛ. Сымон Будны. Мн., 1975.
21. Падокшын С.А. Фшасофская думка anoxi Адраджэння. Мн., 1990.
22. Подокшин С.А. Скорина и Будный: Очерк философских взглядов. Мн., 1974.
23. Подокшин С.А. Франциск Скорина. Мн., 1981.
24. Сокол С.Ф. Социологическая и политическая мысль в Белоруссии во второй половине XVI века. Мн., 1974.
25. Сокол С.Ф. Политическая и правовая мысль в Белоруссии во второй половине XVI — первой половине XVII в. Мн., 1984.
26. Спадчына Скарыны. Мн., 1989.
27. Франциск Скорина — белорусский гуманист, просветитель, первопечатник. Сб. научн. трудов. Мн., 1989.
28. Францыск Скарына i яго час: Энцыкл. давед. Мн., 1988.
29. Цветаев Д. Памятники к истории протестанства в Росии. 4.1. М., 1888.
30. Шалькев4ч В. Псторыя паштычная i прававой думка Беларусь Мн., 1999.
31. Шалькев1ч В. Скарына i наш час. Мн., 1979.
32. Шалькев1ч В. Фшасофская думка у Беларусь Мн., 1976.
33. Шатон У.К., Падокшын С.А. Андрэй Волан i яго трактат «Пра шчаойвае жыццё, або Найвышэйшае чалавечае дабро»// Весщ АН БССР. Сер. грамад. навук. 1981, № 1.
34. Юхо И.А Правовое положение населения в Беларуси в XVI в. Мн., 1978.
Раздел II
Хрестоматийное приложение ко II разделу