Михалон Литвин

Михалон Литвин (конец XV — вторая половина XVI в.) — имя и фамилия вымышленные. О его национальной принадлежности и вероисповедании в научной литературе приводятся две точки зрения. Одни считают его православным-русином, другие — като­ликом-литовцем.

Первыми доказывается, что за именем Михалона Литвина стоит известный деятель Великого княжества Литовского Миха­ил Тышкевич [7.С.49 - 54], другие считают, что это Венцеслав Ми-колаевич, секретарь ВКЛ [8.С. 97 - 117].

М. Литвин обрел известность в 1550 г., когда подал Великому князю Литовскому и королю польскому Сигизмунду II Августу написанный им трактат «О нравах татар, литовцев и московитян». Спустя более полувека, в 1615 г., трактат был опубликован в Швейцарии под редакцией известного историка, поэта и кальви­ниста Й. А. Грассера. Это издание Грассер посвятил покровите­лю кальвинистской церкви в Великом княжестве Литовском князю Октавиану Александру Пронскому.

Трактат был написан на латыни. Однако в нем органично со­седствуют и литовский, и старобелорусский, и польский языки.

Ознакомившись с трактатом, можно предположить, что по со­циальному происхождению М. Литвин — выходец из небогатой шляхты, получивший высшее юридическое образование. Деятель­ность его была связана, по-видимому, с дипломатией, так как он хорошо знал соседние государства - Польшу, Крым, Московское царство и канцелярию Великого княжества Литовского, о работе которой он высказывал ряд критических суждений.

Гуманизм Михалона Литвина.В своих взглядах мыслитель придерживался принципов гуманизма эпохи Возрождения и сим­патизировал идеям Реформации. Это выражается в характерном для идеологии Реформации обращении к Ветхому завету с куль­тивированием его нравственных ценностей, резко критическим отношением к католическому духовенству. Он призывал читателя 84

Период Великого княжества Литовского, Русского и Жемайтского

к активной деятельности по исправлению положения, сложив­шегося в общественно-политической и духовно-нравственной сферах жизни Великого княжества Литовского.

С нравственно-христианских и гуманистических позиций М. Литвин осуждает рабство и крепостничество1. Социальный идеал для него — раннехристианское равенство, которое он на­ходил у татар, где «ни один богач не задыхается от алчности, а бед­няк не умирает от голода и не страдает от холода, и никто, при такой бедности и нужде не побирается» [6.С.69].

М. Литвин высказывает мысль, что причиной социального неравенства является неравенство имущественное, положительно отзывается о жизни татар, потому что «они не владеют никаким недвижимым имуществом, кроме колодцев» [6.С.69]. В качестве меры по преодолению неравенства он предлагает ввести про­грессивный подоходный налог. Смысл такой: чем больше земли, тем больше налог, так как «до сих пор мы берем налоги на защиту государства от одних подвластных нам бедных горожан и бед­нейших землевладельцев» [6.С.89].

Как и другие отечественные мыслители, М. Литвин большое внимание уделял вопросам политико-правового регулирования, справедливого судопроизводства. Отстаивая интересы небогатой шляхты, он осуждает высшую знать княжества, приспосабливаю­щую законы к своим выгодам. Несправедливо, доказывает мысли­тель, когда богатые и бедные имеют разные подсудности. Как представитель мелких и средних слоев шляхты, он ратует за рас­ширение социальной базы власти, так как, на его взгляд, в Литве один человек занимает десять должностей, тогда как все осталь­ные отстранены от их исполнения. Нормой же должно быть такое состояние, когда вожди и народ живут по одному закону. Чи­новник, обвиненный во взяточничестве, должен привлекаться к суду, даже если это обвинение исходит от плебея [6.С.94].

1 По Статуту 1529 г. в ВКЛ источниками рабства были: происхожде­ние от родителей-рабов, плен, замена рабством смертной казни с согласия противной стороны и брак свободного человека с невольницей. Рабство было ограничено Статутом 1566 г. и упразднено, за исключением плен­ных, по Статуту 1588 г.

Раздел II

Серьезные претензии М. Литвин предъявлял ко всей систе­ме судопроизводства в Великом княжестве Литовском, где, на его взгляд, правит крючкотворство и формализм, а судьи безнрав­ственны и несведущи в юриспруденции.

Особенно развращает судей право изъятия в их пользу деся­тины (единица земельной площади в 1,09 га.). М. Литвин предъяв­ляет высокие нравственно-правовые требования не только к судьям, но и к истцам, и свидетелям. Им не место в суде, если они не знают законов, уличены в пьянстве или других пороках.

Как ренессансный мыслитель, М. Литвин доказывает, что жизнь общества, государства и личности должны подчиняться не только правовым законам, но и отвечать правилам морали. От со­стояния нравственности, по М. Литвину, зависит и могущество государства. Человек должен быть трудолюбивым, храбрым, уме­ренным в еде и «питии», любить порядок, избегать излишеств и роскоши — все это усиливает государство.

Величайшим нравственным пороком в жизни населения Ве­ликого княжества Литовского М. Литвин считает пьянство: «Кре­стьяне, забросив сельские работы, сходятся в кабаках. Там они кутят дни и ночи, заставляя ученых медведей увеселять своих товарищей по попойке плясками под звуки волынки. Вот поче­му случается, что, когда, прокутив имущество, люди начинают голодать, то вступают на путь грабежа и разбоя, так что в любой литовской земле за один месяц за это преступление платят голо­вой больше людей, чем за сто или двести лет во всех землях татар и московитян, где пьянство запрещено» [6.С.77]. В свойственной ему манере преувеличения недостатков М. Литвин пишет, что «ныне наших воинов погибает в безделье по кабакам и в драках друг с другом больше, чем врагов» [6.С.93].

Как и для Н. Гусовского, образцом государя для него являлся воинственный князь Витовт, при котором княжество было могу­щественным и нравственно здоровым.

Все мужское население, считал М. Литвин, должно проходить воинскую службу: «Но не разумеют наши начальники, что и госу-

Период Великого княжества Литовского, Русского и Жемайтского

дарство стареет в праздности, и тела юношей более укрепляются на воинской службе, чем дома» [6.С.93]. В этой связи он резко выс­тупал против использования в воинских действиях наемников.

Разрушают государство и представители духовенства, кото­рые «предаются удовольствиям и праздности, как трутни поеда­ют пчелиный мед, так они — труд народа, пируют и роскошно одеваются» [6.С. 105].

Критика религии по форме и содержанию совпадает с идеоло­гией периода Реформации, но Литвин дальше высказываний не идет и как истинный католик пишет, что не хочет навлечь на себя гнев священников, которым все люди должны повиноваться.

Таким образом, Литвин, как деятель эпохи Ренессанса, с гу­манистических позиций выступал за прогрессивные реформы в светской и церковной жизни Великого княжества Литовского.