Кирилл Туровский
Кирилл Туровский (ок. ИЗО — ок. 1193) — третий великий подвижник-просветитель древнебелорусских земель. Неизвестны точные даты его рождения, смерти. Можно предположить, что родился он на рубеже 30—40 гг. XII в., так как Кирилл стал епископом Турова не позже 1169—1170 гг. А по сложившейся традиции в русской церкви епископом назначали в возрасте 35—40 лет.
Первоначальную грамоту он постигал дома. Богатые родители имели возможность содержать домашнего учителя (скорее всего, ученого грека). Затем, как и все дети княжеско-боярского
чиг-
Раздел I
рода, учился в школе при монастыре. Скорее всего — при Борисоглебском, славившемся богатой библиотекой. Некоторые исследователи считают, что он мог учиться и в Киеве — духовном центре Руси того времени. Одно несомненно — Кирилл Туровский имел глубокое духовное образование.
В его творчестве можно выделить четыре периода: ранний монастырский, столпнический, епископский и поздний монастырский. Эти периоды позволяют проследить становление Кирилла Туровского как богослова, философа, литератора и оратора-проповедника.
Любовь к просвещению, неприятие мирской суеты стали причинами его решения связать свою жизнь с монастырем. Уже в монастыре он, как один из наиболее образованных монахов, привлекается игуменом к учительствованию. Молодой монах отличался не только богословской ученостью, но и особой любовью к уединенному духовному самообразованию, что в условиях роста его известности делать было все труднее. И он решается на редкую в древнерусских землях и крайнюю монашескую аскезу — столпничество (от слова столб, столп - высокий каменный столп с открытой площадкой наверху, где монахи проводили в молитвах многие годы).
Столпничество было распространенной формой особого монашеского духовного подвига в Византии и Сирии. Наиболее известные столпники - Симеон Столпник (V в.) и Симеон Дивногорец (VI в.), которые провели на столпах более десятка лет. Избирая такой способ служения Богу, столпники вступали, как ни странно, в активные отношения со значительно большим кругом лиц, чем если бы оставались в монастыре. В итоге они производили на народ более сильное воздействие, чем даже князья.
У Кирилла Туровского был пример монахов Киево-Печер-ской лавры. Знал он из книг и о духовных подвигах сирийских столпников. Кирилл выбрал столпничество именно как возможность более результативного воздействия на мир.
Его столпом, по-видимому, стала небольшая деревянная башенка на берегу Припяти. Летописец так отмечает это событие: «Стремясь к большему подвигу, блаженный Кирилл вошел в столп и затворился в нем. Здесь он пребывал некоторое время, 22
Философская мысль Беларуси периода Киевской Руси
отдаваясь посту, молитве и изложению писаний божественных» [9.С.88]. Сюда Кирилл принес и свои любимые книги, здесь и расцвел его литературно-проповеднический талант. Далее летописец говорит: «И славен сделался он во всей стране той (в Туровской области), а потому, умоленный от князя и народа, возведен был на епископский престол и посвящен митрополитом Киевским во епископа города Турова, что близ Киева» [9.С.88 ].
По просьбе князя и народа Кирилл занимает кафедру Туровской епархии (основана в 1005 году), в которую территориально входили такие крупные города, как Брест, Пинск, Слоним, Новогрудок, Волковыск, Слуцк — почти половина современной Беларуси.
Епископский период в творчестве Кирилла потребовал несколько иных мировоззренческих установок. Задача духовного пастыря виделась ему уже не в прославлении аскетического монашества как единственного способа приобщения человека к Богу, а в поиске путей к Богу для простых мирских людей. Для этого же необязательно уходить из мирской жизни. Эту земную сферу греховного надо преодолевать своими ежедневными и ежечасными делами.
После ухода от епископства, где-то около 1182 г., начинается четвертый период в творчестве Кирилла. История умалчивает об этом факте его жизни. Можно предположить, что это было самостоятельное решение, связанное с непринятием церковной политики стяжательства, стремлением духовенства кч богатству. В летописях нет описания этого периода, хотя и исчисляется он целым десятилетием.
Предположительно именно в эти годы Кирилл Туровский создает свои лучшие произведения — молитвы, которые с первых веков существования христианства осознавались в качестве главного духовного содержания жизни человека. Христианские подвижники показывали, что молитва наряду с чтением Священного Писания дисциплинирует разум человека, прекращает бессмысленные блуждания ума, вводит его в содружество с Богом.
Кирилл Туровский оставил нам богатое богословско-фило-софское наследие. Всего подвижник написал 36 молитв. Он — ав-
Раздел
тор 12 торжественных поучительных слов на религиозные праздники, наказов, сказаний, воззваний-обращений к князьям, притчей, повестей.
Известны несколько его притч: «Притча о человеческой душе и теле» — ее краткое изложение, «Притча о слепце и хромце», «Повесть о белоризице-человеке и о монашестве».
По количеству написанного и известности ему не было равных в XII в. на территории Древней Руси. Литературное мастерство и ораторское искусство восхищали его современников, которые назвали Туровского «Златоустом, паче всех воссиявшим нам на Руси».
Сам Кирилл Туровский свое творчество оценивал сдержанно: «Молю вся Христианы и благоверныя черноризца и преподобныя иерея, и всякого взрасту христианского роду: отци и братие и гос-подие, елико вас увидите сие мое написание, не пореците мене грубости ради, но помолитеся о мне и всех Владыце и Богу, да приму отпуст многих ми зол, грешен бо есмь человек, и многих молитв требую в правду, да Владыку миластиваго обращу» [8.С.90].
За свой духовный подвиг Кирилл Туровский, как и Евфро-синья Полоцкая, канонизирован (причислен к святым Русской православной церкви).
В 1993 г. Белорусская православная церковь, весь белорусский народ торжественно отметили 800-летие со дня смерти Кирилла Туровского. В Турове, на Замковой горе, где он когда-то жил, был открыт памятник - на фоне четырехконечного креста фигура Кирилла с Библией в левой руке.
В своих произведениях Туровский довел до совершенства символико-аллегорический метод толкования Священного Писания. Для него одна строка Библии разворачивалась в целое повествование. Примечательно, что такой метод используется и современными литераторами, — например, описание суда и казни Иисуса Христа в романе М. Булгакова «Мастер и Маргарита».
Для Кирилла характерно не буквальное цитирование источников. В каждом предложении чувствуется глубокая мысль автора, особенно это касается такого жанра еготворений, как «Прит-24
Философская мысль Беларуси периода Киевской Руси
ча». Перед ним был великий пример Спасителя, который учил притчами и простой народ, и своих учеников: «Потому говорю им притчами, что они видя не видят, и слыша не слышат и не разумеют» [2.С. 1027]. В «Притче о человеческой душе и теле» он пишет: «Давайте не просто поговорим языком, написанное произнеся, но с рассуждением вчитываясь, постараемся делом исполнить это» [10.С.291].
По своей структуре «Притча» состояла из введения (общих богословско-философских рассуждений), начала (сюжета из Священного Писания), истолкований и толкований (богословско-философских рассуждений применительно к рассматриваемому сюжету), сравнений-сопоставлений (богословско-философских рассуждений) и обличения грехов (богословско-философских рассуждений).
Такое «чтение-рассуждение» и позволило ему создавать литературные шедевры.
Онтология.Философские взгляды Кирилла Туровского носят явно выраженный теоцентрический характер. Его понимание бытия основывается на Бытии Священного Писания. Мир, как творение Божье — аксиома для средневекового христианского мыслителя.
Кирилл в своих взглядах на мир и человека близок к патристике Августина Блаженного, у которого человек и мир выступают как единство микро- и макрокосмоса. Особенно четко это единство прослеживается в учении Кирилла Туровского о природе.
Согласно ему, природа носит в себе одушевленное выражение творческой мысли своего Творца. Человек, постигая природу, находит в ней родственное своей душе. Природа и человек развиваются не стихийно, а по воле Божьей и в этой связи имеют единые, одинаково проявляющиеся законы.
Только в конце XXв. мы начинали понимать всю трагичность человеческого господства над природой, следствие которого — экологический кризис, переживаеемый человечеством.
В XIIв. Кирилл Туровский говорил о необходимости гармонии природы и человека, как вытекающей из единой Божествен-
Раздел 1
ной сущности. Он призывал любить природу, что соответствует Божественному замыслу. Природа может исцелить «телесные недуги» человека и обеспечить его земное существование. Все явления природы не только символизируют, но и раскрывают содержание Священного Писания, помогают человеку глубже понять его смысл.
Гносеология. Вера и разум. Воснове гносеологии Кирилла находится аллегория. С ее помощью он устанавливает соответствие между божественной и человеческой истиной, богословием и философией.
В вопросе соотношения веры и разума предпочтение отдается вере. В подтверждение этому Кирилл Туровский приводит пример из «Слова о расслабленном» Иоанна Златоуста. Больному является Бог и спрашивает его, хочет ли он выздороветь и верит ли, что Бог может его излечить. Больной же думает, что только врач способен это сделать. Богу удается убедить больного отказаться от мирской мудрости и во всем полагаться только на свою веру.
Вместе с тем Туровский , отдавая предпочтение вере, не порывает с разумом. Божественные слова имеют тайный смысл и трудно понять их. Для того и необходим разум, знания: «Ибо сладко — медвяный сот и хорошо — сахар, обоих же лучше книжное знание: потому что оно сокровище вечной жизни» [10.С.291].
Разум нуждается в строгом контроле, сознательном руководстве. Предоставленный сам себе, человеческий разум легко забывает «о разуме истинном» и покоряется телесным чувствам. Устами он объедается, а руками ненасытно прибирает богатства. Избежать этого можно, только уравновесив свой разум Богоот-кровенной истиной, верой. Разум, дополненный верой, превращается в «стройный разум».
Следовательно, ни разум, ни вера сами по себе не в состоянии познать истину.
Преобразовав разум в «стройный разум» и объединив его с верой, философ одновременно отдает предпочтение вере, которая должна направлять разум. В этом он тоже близок к Августину Блаженному с его формулой: верю, чтобы понимать. У Туровского такая мысль: познавай, веруя. Поскольку разум способен 26
Философская мысль Беларуси периода Киевской Руси двигаться в противоположном направлении от истины, то вера и удерживает его в границах богооткровенной нормы.
Решая проблему богопознания, Кирилл Туровский, таким образом, продолжает традиции ранней патристики, в которой Бог непознаваем в логических понятиях. Бог как трансцендентный (находящийся за пределами сознания и познания) дух выступает в качестве абсолютного субъекта и познать его можно через познание сотворенного им совершенного мира.
Учение о человеке. Втворчестве Кирилла Туровского, как и у всякого средневекового богослова-философа, центральное место занимает проблема спасения человека, освобождение его от греха. В своих притчах, поучительных словах и молитвах он выступает с позиций последовательного христианского антропоцентризма. Согласно этому учению, человек — центр вселенной, венец творения. Однако человек, будучи созданным самовластным и свободным, впал в грехи: «Нет места чистого в нем, все скверна». Кирилл Туровский страстно призывает стать на путь избавления: «Доколе тебе, бедная душа, быть в узах, объятой страстями, обидами, немилосердием, гордостью и пьянством».
Человек, по мнению философа, состоит из противоречивого единства тела и души. Душа является основой человека. «Тело без души хромо и не зовется человеком, но трупом» — утверждает он. В притче «О слепце и хромце» автор в свойственной ему манере аллегорий-сравнений мастерски показывает это. Хромец — тело человека, слепец — его душа. Этот союз слепого и хромого символизирует собой несовершенство и человека, и общества.
Греху в одинаковой степени подвержены и тело, и душа. Но только душа может и должна с помощью молитвы вывести себя и тело из состояния греховности. Молитва у Кирилла Туровского выступает подлинной внутренней жизнью души, утверждая онтологическое значение личностного начала в человеке. Только в молитве человек, находясь в «пограничной ситуации» между земным, мирским и высоким, духовным, «горним» бытием, способен переживать свою жизнь при помощи таких понятий, как «растление», «падкость до греха», «бездуховность», «страх», «отчаяние», «безысход-
Раздел I
ность», «решимость», «раскаяние», «вера», «надежда». Казалось бы, такой взгляд носит несомненный экзистенциально-пессимистический характер. Однако философ призывает человека мобилизовать с Божьей помощью свои душевные силы на преодоление безысходности. Он надеется и верит, что человек через молитву-сопереживание, через путь веры и надежды на Бога преодолеет в себе неверие-пессимизм и станет на праведный путь.
Туровский утверждает, что Бог невидим. Однако внимательно вчитываясь в его труды, возникает незримое ощущение, что Бог для него где-то всегда рядом и только искренняя молитва является единственно возможным средством преодоления отпадения от Него человека.Такое преодоление возможно благодаря не только всесилию и всемогуществу Бога.
Не менее важным обстоятельством является то, что Иисус Христос, по словам Кирилла Туровского, «по плоти нашия общинник». Поэтому Он знает как никто другой человеческую греховную природу, и, не взирая на все ее несовершенства, остается «человеколюбцем». Поскольку в человеке происходит постоянная внутренняя борьба между божественным началом и греховным состоянием, сохранить божественное в человеке возможно лишь при постоянстве человеческого единения-общения с Богом. Несмотря на то, что «тело хромо, а душа слепа», а именно так мыслитель характеризует человеческое несовершенство — только душа с помощью молитвы способна вывести человека на праведный путь сопряжения его с высшей духовной субстанцией — Богом.
У Кирилла Туровского вырисовывается, таким образом, трехмерная характеристика человека. Двухмерность всегда толкает его на грех. Только третье измерение — духовное, реализующееся в молитвенной устремленности человека к Богу, способно приблизить его к Всевышнему. Молитва, таким образом, отчетливо раскрывает смысл жизни человека. Ставя целью спасение индивидуальной души, молитва приводит человека к необходимости преодоления личностного зла.
Человек свободен в выборе между злом и добром. Бог ориентирует человека только на добро, а за зло отвечает сам человек. Только с помощью Бога он в состоянии его победить. 28
Философская мысль Беларуси периода Киевской Руси
Кирилл Туровский реагирует и на страшную беду, обрушившуюся на Русскую землю - междоусобицы, он призывает князей к миру и согласию.
Между тем междоусобицы постепенно, но неуклонно ослабляли культурно-духовный потенциал Полоцкого, Турово-Пинс-кого и Смоленского княжеств.
Это явилось, по-видимому, одной из причин последующего трехвекового молчания. Но уже в XIY в. все громче заявляло о себе Великое княжество Литовское. Шел трудный процесс становления белорусского этноса. И уже в XVI в. творческий дух народа предстал целым созвездием имен.
Вопросы для самоконтроля
1. Какое мировоззрение господствовало у древних славян в дохристианскую эпоху?
2. Какова роль христианства в распространении письменности на древнебелорусских землях?
3. В чем особенности становления философского знания в Беларуси в эпоху Киевской Руси?
4. Назовите основные этапы развития отечественной философской мысли.
5. Что такое «стройный разум» в гносеологии Кирилла Туровского?
6. В чем состоит «трехмерность» человека по Кириллу Туровскому?
7. Как решают проблему преодоления личностного зла Ев-фросинья Полоцкая, Климент Смолятич и Кирилл Туровский?
8. Почему философская мысль в Беларуси имеет ярко выраженный нравственный характер?
9. В чем проявилась патриотическая традиция в трудах Климента Смолятича и Кирилла Туровского?
Раздел I
Литература к I разделу
I. Цитируемая:
1. Арлоу У. А. Таямнщы полацкай псторьи. Мн., 1994.
2. Библия. М., 1988.
3. Волошина Т.А., Астапов С.Н. Языческая мифология славян. Р-н-Д., 1996.
4. Гранстрем Е.Г. Почему Климента Смолятича называли «философом» // Памятники русской литературы X-XVII вв. Л., 1970.
5. Злато слово. Век XII. М., 1986.
6. Златоструй. Древняя Русь. Х-ХШ вв. М., 1990.
7. Кшгажыщй i хаджэнняу. Мн., 1994.
8. Лабынцау Ю. «Напой росою благодати...». Малпгоуная паэ-з1я Клрыла Тураускага. Мн., 1992.
9. Памятники древнерусской церковно-учительской литературы. Вып. 1. СПб, 1892.
10. Памятники литературы Древней Руси XII века. М., 1980.
11. Прокопий Кесарийский. Война с готами. М., 1950.
12. Родник златоструйный: Памятники болгарской литературы XI-XVIII веков. М., 1990.
II. Используемая:
1. Арлоу У. А. Ефрасшня Полацкая. Мн., 1992.
2. Галактионов А.А., Никандров П.Ф. Русская философия IX-XIX вв. Л., 1989.
3. Замалеев А.Ф. Философская мысль в средневековой Руси (Х1-ХУ1вв.).Л., 1987.
4. Замалеев АФ., Зоц ВА Мыслители Киевской Руси. Киев, 1987.
5. Иванов К.А. Средневековый монастырь и его обитатели. СПб, 1910.
6. Иоанн Златоуст. Слова и беседы на разные случаи. СПб, 1864.
Философская мысль Беларуси периода Киевской Руси
7. Клевченя А.С. У истоков белорусской культуры (Кирилл Туровский) // BecHiK Бел. ун-та. Сер. 3.1984. № 3.
8. Козел А.А. «Грешный ибо я человек и многих молитв нуждаюсь воистину...» // Тураушчына: мшулае, сучаснасць, будучы-ня. Вып. 2. Турау-Мшск, 2001.
9. Конан У. «Паче всех воссиявший»//Крынща. 1994. № 7. С. 14-18.
10. Коринфский А.А. Народная русь. М., 1995.
11. Майоров Г. Г. Формирование средневековой философии. М., 1979.
12. Мельшкау А.А. Кдрыл, епюкап Тураусю. Мн., 1997.
13. Мыошцел! i асветнш Беларуа: X - XIX ст. Энцыкл. давед. Мн., 1995.
14. Наследие Кирилла Туровского и современная общественно-культурная жизнь. Гом., 1994.
15. Оргиш В.П. Древняя Русь: Образование Киевского государства и введение христианства. Мн., 1980.
16. Очерки истории философской и социологической мысли Белоруссии. Мн., 1973.
17. Палама Григорий. Триады в защиту священно-безмолству-ющих. М., 1995.
18. Поболь Л.Д. Славянские древности Белоруссии: Т. 1—3. Мн., 1971-1974.
19. Полное собрание творений св. Иоанна Дамаскина. СПб, 1913.
20. Раппов О.М. Русская церковь в IX - перв. трети XII в. Принятие христианства. М., 1988.
21. Рогалев А.Ф. Белая Русь и белорусы: (В поисках истоков). Гом., 1994.
22. Рыбаков Б.А. Язычество древних славян. М., 1981.
23. Словарь книжников и книжности Древней Руси. Вып. 1. (XI- перв. пол. XIY в.), Л., 1987.
24. Соколов В.В. Средневековая философия. М., 1979.
Раздел I
25. Становление философской мысли в Киевской Руси. М., 1984.
26. Тарасау K.I. Памяць пра легенды: Постащ беларускай мшуушчыны. Мн., 1990.
27. Творения святого отца нашего Кирилла епископа Туровского. Киев, 1880.
28. Филист Г.М. Введение христианства на Руси: Предпосылки, обстоятельства и последствия. Мн., 1988.
29. Хоружий С.С. Неопатристический синтез и русская философия //■ Вопросы философии. 1994. № 5.
30. Чанышев А.Н. Курс лекций по древней и средневековой философии. М., 1991.
31.ЧаропкаВ. 1мяулетатсе. Мн., 1994.
32. Чыгрынау П.Г. Грамадская думка у Беларуси пал1тычна-пстарычны аспект X - пач. XX ст. Мн., 1996.
33. Шалькев1ч В.Ф. Фшасофская думка у Беларусь Мн., 1976.
Философская мысль Беларуси периода Киевской Руси
Хрестоматийное приложение к I разделу
Месяца майя в 24 денъ. Повестьжытия и преставлениясвятыя иблаженный ипреподобный Еуфросинии, игуменьи