КИЕВСКОЙ РУСИ
Одной из исторических предпосылок возникновения философии является отделение умственного труда от физического. Поэтому как особый вид умственной деятельности философия появляется только в развитых классовых обществах. Произошло это в VII—VI вв. до н.э. почти одновременно в Древней Греции, Древней Индии и Древнем Китае на довольно высокой ступени их цивилизационного развития. В этих регионах к тому времени уже сложились государственные образования, а в Древней Греции сформировались и зачатки науки как системы рационалистического знания.
С начала зарождения философия стремилась к объяснению мира естественными причинами. Это постепенно сужало сферу господствовавшей в тот период мифологии (от греч. mythos — миф: пересказ, предание, слово) - мировоззрения, основывавшегося на образно-чувственных, синкретических представлениях о явлени-
Раздел I
ях природы и общественной жизни, а также на их всеобщем обожествлении, одушевлении и религии (от лат. religio — благочестие, набожность, святыня, предмет культа) — мировоззрения, основывавшегося на вере в существование одного или нескольких богов, т.е. в ту или иную разновидность сверхъестественного.
Что касается белорусов, то мы — народ молодой не только по сравнению с греками, индусами и китайцами, но и с другими народами. Наши предки — кривичи, дреговичи, радимичи — вступили в эпоху государственности только в IX-X вв.
Мировоззрение древних славян в догосударственную эпоху составляло цельную систему, основанную на языческих верованиях — мифах, культе и нравственном кодексе поведения. Византийский писатель Прокопий Кесарийский, живший в VI в., так описывает их мировоззрение: «Они считают, что только один бог, творец молний, является владыкой над всеми, и ему приносят в жертву быков и совершают другие священные обряды. Судьбы они не знают и вообще не признают, что она по отношению к людям имеет какую-либо силу, и когда им вот-вот грозит смерть, схваченным или болезнью, или на войне попавшим в опасное положение, то они дают обещание, если спасутся, тотчас же принести богу жертву за свою душу; избегнув смерти, они приносят в жертву то, что обещали, и думают, что спасение ими куплено ценой этой жертвы. Они почитают реки и нимф, и всякие другие божества, приносят жертвы всем им и при помощи этих жертв производят гадания» [ 11. С.297]1.
К последней четверти X в. в Киевской Руси складывается целая система богов и мифологических образов, которым поклонялись наши предки. Например, мужским божествам: Велесу (Волосу) — покровителю скотоводства и богатства, Сварогу, Сварожичу, Дажбогу и Хорсу - божествам огня и солнца, Стри-богу — богу ветров, Роду — покровителю семьи и дома; женским: Ладе и Леле — покровительницам брака и веселья, Мокоши — бо-
1 Здесь и далее в квадратных скобках первая цифра обозначает номер цитируемого источника в списках литературы, помещенных в конце каждой главы. Вторая — страницу в издании, приведенном в списке. 6
Философская мысль Беларуси периода Киевской Руси
гине женского рукоделия. Главным же божеством, как указывают и археологические, и письменные источники, считался Перун — громовержец, бог воинской славы [З.С.68-142]. Недаром киевский князь Владимир своей религиозной реформой сделал его главным богом.
Кроме этих «главных богов» для славянской мифологии характерен целый ряд других божеств. Купала, главный персонаж праздника летнего солнцестояния, и Купальница - древние Перун и богиня Зоря. По сохранившемуся до наших дней у болгар поверию, солнце (Перун) сбивается в эти летние дни со своего пути, а богиня Зоря приходит ему на помощь, она не только ведет Перуна по небесной дороге, но и каждое утро умывает его росою. День Зори-Купальницы и сегодня посвящается собиранию трав, имеющих, по народной молве, особую целебную силу. Из собираемых в канун Купалы трав особенным уважением пользуется в народе купаленка (желтоголов) и иван-да-марья. С последней связано стародавнее белорусское предание о купавшихся под дождем Перуне-громовнике и Зоре:
Иван-да-Марья
На горе купалыся;
Дзе Иван купався —
Берег колыхався,
Дзе Марья купалась —
Трава расцилалась...
Кроме целебных трав в ночь на Ивана Купалу белорусское народное поверие советует искать цветок, который принесет счастье — «папараць-кветку». Лето охраняла богиня «Цёця» — дородная красавица, убранная в яркие наряды, с венком из колосьев на голове и с яблоками-грушами в руках. За ней на землю приходил трехглазый «Жицень» (осень) — мужчина с всклокоченной бородою и косматой головой. Функция Жиценя состояла в том, чтобы проверить, убран ли урожай. Если же он замечал неубранное поле, то жди на следующий год на этом поле неурожай. Ходит он по полям до тех пор, пока не встретит «Зюзю» (бога зимы).
Раздел I
Таким образом, мировоззрение славян в дохристианскую эпоху представляло собой сочетание обыденных знаний, получаемых в результате повседневной практической деятельности, с религиозно-мифологическими, фантастическими понятиями о причинах и силах, определяющих жизнь природы и общества. Древний язычник видел мир как единый живой космос, выделял в нем добрые и злые силы, верил в различные магические действия, гадания и жертвоприношения. В «Слове о полку Игореве» рассказывается о знаменитом полоцком князе Всеславе-Чародее, который побеждал врагов не столько силой, сколько клюками (чародейством). Днем он князь, ночью же - волк: Всеашв-князь людям суд правил, Князьям города рядил, а сам в ночи волком рыскал: из Киева дорыскивал до петухов Тмутороканя, великому Хорсу волком путь перерыскивал. Для него в Полоцке позвонили к заутрене рано у святой Софии в колокола, а он в Киеве звон тот слышал'.
Мы знаем, что в Древней Греции философии предшествовали мифология и религия. Можно допустить, что если бы древнерусскому языческому мировоззрению история предоставила длительный период развития в изоляции от других культур и религий, то его эволюция, может быть, и привела бы, как в Греции, к философии. Однако в силу известных культурно-исторических причин Киевская Русь со своеобразным мифологическим сознанием и религией вступила в контакт с более развитыми религиями и, что называется, «готовой философией». Поэтому процесс возникновения философской мысли в Киевской Руси начался не с мифологическо-языческого мировоззрения, а с появления на Руси христианства. И хотя языческая мифология не исчезла, на формирование философии она влияния не оказала. Можно согласиться с мнением ряда авторов, которые квалифицируют языческую мифологию наших предков как «народную философию». 1 Перевод с древнерусского Д.С. Лихачева [5. С.63].
Философская мысль Беларуси периода Киевской Руси
С крещением Киевской Руси в 988 г. (Полоцка — в 992) в мировоззрении восточных славян происходят изменения. После установившихся контактов с Византией из нее привозят много литературы, преимущественно богословско-философского характера. Появляется (пусть и небольшой) слой образованных людей, которые знакомятся с византийской ученостью, философией.
Огромную роль в культурно-политическом и духовном развитии в Беларуси в то время играют Полоцкое, Смоленское, Туров-ское и Пинское княжества, которые в конце IX — начале X века становятся центрами распространения христианства. Таким образом, начальный период становления философской мысли на древ-небелорусских землях корнями уходит в глубокую старину и тесно взаимосвязан с принятием христианства.
Христианство же — книжная религия. Вместе с ним утверждалась и письменная культура. Одно из первых известных древнесла-вянских стихотворений — Проглас к Евангелию:
Как предрекли пророки, жившие прежде, Христос грядет, чтобы собрать народы, Ибо есть Он свет миру всему. Предсказали они: «Слепые прозреют, Глухие же услышат слово книжное И познают Бога, как и достоит. Потому услышьте, славяне, Дар этот от Бога дан нам... Слушай, славянский народ! Слушайте Слово, ибо оно — от Бога. Слово, что питает души человеческие, Слово, что готовит всех к познанию Бога, Как без света не будет радости Оку, глядящему на Божьи творенья, Но не видящему красоты их, Так и всякая душа без грамоты Закона Божьего ясно не видит. Закона писаного, духовного,
Раздел I
Закона, рай Божий открывающего...
И тем, кто изучит буквы,
Мудрость Христос дарует,
И души ваши укрепят
Апостолы со всеми пророками... [12.С. 142 — 144]. Естественно, что становление философской мысли на древ-небелорусских землях тесно соприкасается с византийским хри-' стианским богословием и философией, которое усвоили образованные и просвещенные люди того времени или, как их тогда называли, «книжники» и «философы». Известно, что ученики, окончившие Высшую Магнаврскую школу в Византии, получали право преподавания и звание «философ», которые было равнозначным званию учителя [4.С.25].
В сочинениях видных представителей византийской патристики Григория Богослова, Василия Великого, Иоанна Златоуста возникло, а затем и оформилось выделение христианской философии (q которой они пишут как о нашей философии), и светской, языческой (читай - античной) философии (внешней, не нашей философии). Из этого обстоятельства следовало, что звания философа, премудрого книжника, великого учителя удостаивались не просто грамотные люди, а только те, которые умели вести разговор и писать «по тонку» (изящным языком), могли истолковать «темные слова» (трудные для понимания места из Библии).
Эта древнерусская богословско-философская экзегетика, а именно так можно обозначить данный тип отечественной средневековой философской рефлексии, совпадала содержательно с европейской философской культурой Раннего Средневековья, являлась изначальной формой ее философствования. Отсюда вытекает главный для той эпохи - аскетическо-духовный смысл философии, в соответствии с которым формируется образ философа-монаха, а само слово «философия» всегда пишется с эпитетом «духовная», т.е. монашеская духовная жизнь. Поэтому Нил Синайский, живший на рубеже IV-V вв., называл монашеский образ жизни духовной философией и считал обязанностью каждого христианина философствовать во Христе. 10.
Философская мысль Беларуси периода Киевской Руси
Таким образом, сам факт принятия христианства означал выбор не только основных моделей отношения к философии, но и выбор моделей философствования, получивших распространение в христианстве вообще, и в византийском христианстве в особенности.
Приняв душой, сердцем и разумом Священное Писание, которым, по святому Кириллу, говорит Мудрость -Христос, Евфро-синья Полоцкая, Климент Смолятич и Кирилл Туровский своим подвижничеством предстают перед нами великими духовными пастырями своего народа. Во главу угла ими ставится такая личностная бытийная ориентация, которая совпадает с фундаментальным онтологическим вектором от человека к Богу.
В богословско-философских рассуждениях отечественных просветителей преобладает нравственная проблематика. В форме притч-аллегорий, повествований и молитв они излагают сложные богословско-философские понятия добра и зла, свободы и смирения, духовного и материального смысла жизни человека и смысла вселенской истории, раскрывают причины и цели существования мира. Поэтому не только приобщение народа к книжному слову, а наставление его на христианский путь преодоления личностного зла и духовно-нравственного совершенствования — таков главный лейтмотив их трудов.
Раздел I
1.1. Евфросинья Полоикая
к
В те далекие времена люди взрослели рано как физиологически, так и нравственно. Причин тому было много. Среди них -тяжелый труд, болезни, войны, голод, ранние браки, многодетные семьи и т.п. Может, поэтому взросление наступало очень рано - в те годы, которые сегодня мы считаем еще детством.
Свидетельство тому - жизнь Евфросиньи Полоцкой (1110-1173). Родилась она в семье князя Святослава-Георгия, младшего сына знаменитого полоцкого князя Всеслава-Чародея. Родители назвали княжну красивым славянским именем Предслава.
Она рано научилась грамоте, любила читать. Чтение было не простым времяпрепровождением юной княжны, а чем-то большим. В древности в книге искали не наслаждение, а мудрость. Князь Святослав-Георгий удивлялся прилежанию дочери и ее любви к наукам. Вскоре слава о ее мудрости, способностях к наукам и о девичьей красоте вышла далеко за пределы Полоцкого княжества. Знатные князья стали присылать сватов к красавице-княжне. И как только Предславе исполнилось двенадцать лет, князь Святослав-Георгий дал согласие вьщать ее замуж за сына одного из известных в то время князей.
Но двенадцатилетняя Предслава сознательно делает неожиданный выбор, прямо противоположный надеждам родителей, — решает посвятить всю жизнь служению Богу. Тайно от родителей она просит свою тетку, вдову князя Романа Всеволодовича, игуменью Полоцкого монастыря, принять ее к себе инокиней. Княгиня, боясь гнева князя Святослава-Георгия, пыталась отговорить ее, но никакие доводы не смогли поколебать нравственный выбор Предславы. Приняв постриг, Предслава стала Евфросиньей.
В «Житии» святой Евфросиньи говорится, что ее отец князь Святослав-Георгий, узнав об этом, рвал на себе волосы, целовал дочку, просил и умолял ее:
«Горе мне, чадо мое! Почто ми сице сотворила еси, и печаль души моей принесе? Почто ми преже сего мысли сея не явила еси? Люте мне, чадо мое сладкое, жалости сердца моего! О горе 12
Философская мысль Беларуси периода Киевской Руси
мне, чадо мое сладкое, жалости сердца моего! О горе мне, чадо мое милое! Како гоньзнет доброта твоя вражые пронырьство? Уже достоит ми плакатися оструплению душею к Господу Богу моему, да внидеши в чрьтог Царствия Его» [7. С.29].
Несмотря на просьбы князя Святослава-Георгия, решение Евфросиньи осталось непреклонным. Более того, через какое-то время ее примеру последовали родная и двоюродная сестры Градислава и Звенислава. Так началась монастырская жизнь Евфросиньи, которая принесла ей церковную и мирскую славу. Организация и попечение монастырской школы, переписывание книг, моление-чтение денно и нощно — становятся основными занятиями молодой инокини.
В. А. Орлов, исследователь истории древнего Полоцкого княжества, считает, что в Европе XII в. не найти другой такой женщины, которая по образованности и трудам на ниве просвещения своего народа смогла бы сравниться с Евфросиньей [1. С.74].
Образованность сама по себе, безусловно, не была самоцелью Евфросиньи. Обучение грамоте и переписывание книг, перевод их на родной язык считались высшим христианским и человеческим подвигом.
«В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог. Оно было в начале у Бога. Все чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть. В нем была жизнь, и жизнь была свет человеков. И свет во тьме светит, и тьма не объяла его» — так говорится в Евангелии от Иоанна [2.С.1127].
Слово, таким образом — не только основа всего сущего — оно генетически входит в структуру бытия каждого человека. В том же Прогласе, упомянутом выше, говорится, что бескнижная душа превращает человека в мертвеца. Слово же питает души человеческие, укрепляет сердца и умы. Отсюда у молодой монахини Евфросиньи такое благоволение к написанному Слову.
Что читала, переписывала Евфросинья? Несомненно, Священное Писание, жития святых, книги византийских богословов-философов: Григория Богослова, Василия Великого, Иоанна Да-
Раздел I
маскина, Иоанна Златоуста, а также труды создателей славянской письменности Кирилла и Мефодия.
Поэтому религиозно-философские взгляды Евфросиньи формировались как на основе Священного Писания, так и на основе богословско-философской литературы. Переписывала Ев-фросинья и знаменитый «Шестоднев», где, наряду с традиционной религиозной трактовкой мира, давались и светские знания. В"«Шестодневе» Иоанна Экзарха, объем которого — одиннадцать страниц, более семи отведено описанию человеческого тела. И. Экзарх впервые на церковнославянском языке изложил систему христианского миропонимания в единстве онтологических, гносеологических, антропологических, естественнонаучных, этических и эстетических представлений на основе синтеза антично-византийских знаний того времени.
В этом произведении вполне современно ставятся вопросы о механизме познания окружающего мира. Признавая роль чувств в познании, большое значение придается рациональному познанию — уму, интеллекту, искусству логического мышления. Причем автор, ссылаясь на Платона, считает рассудок мыслящей, деятельной силой.
Вся жизнь Евфросиньи и представляет собой деятельное мо-ление-мысление. История не сохранила авторских писаний Евфросиньи, хотя таковые, безусловно, были. По ним можно было бы более полно судить о ее мировоззрении. Может, сказалась специфика начального этапа славянско-православной культуры, где самым страшным грехом считалась гордыня, а образ жизни предписывался - смиренномудрие.
Автор «Жития» Евфросиньи пишет, что ежедневно наставляла она: «Старыя учаше терпению и въздержанию, уныя же учаше душевной чистоте и безстрастию телесному, говеянию образну, ступанию кротку, гласу смиренну, слову благочинну, ядению и питью безмолвну; при старейшей молчати, мудрейших послуша-ти, к старейшим покорение, к точным и меньшим любовь без лицемерна; мало вещати, а многое разумети» [7.С.36].
Философская мысль Беларуси периода Киевской Руси
В обучении книжной грамоте юных полочан Евфросинья, по-, видимому, использовала знаменитую «Азбучную молитву» — стихотворное произведение, написанное в виде акростиха (стихотворение, в котором начальные буквы строк составляют какое-либо слово или фразу). Особенность акростиха заключалась в том, что каждый новый стих начинался буквами, следующими в алфавитном порядке, благодаря чему «Азбучная молитва» легко запоминалась:
Аз словом сим взываю к Богу:
Боже, всего сущего Создатель,
Видимого и невидимого!
Господня Духа живого ниспошли мне,
Дабы вложил Он в сердце мое Слово.
Есть оно благо для всех нас,
Живущих по заповедям Твоим.
Закона Твоего, как света, взыскую,
Ибо он — светоч жизни тех,
Кто алчет евангельского Слова,
моля о ниспослании даров Твоих.
Летит ибо ныне и славянское племя,
целиком обратясь к крещению,
желая называться людьми Твоими.
Милости Твоей испрашивают горячо.
Но мне даруй еще и красноречие,
Отец, Сын и Святой Дух,
Просящему о помощи Твоей!
Руки свои к небу воздеваю,
Силы и мудрости хочу набраться от Тебя.
Ты ведь даешь силу достойным,
Убогих же всех исцеляешь.
Фараонову злобу уничтожь во мне,
Херувимовыми разумом и силой одарив.
О честная пресвятая Троица!
Преврати печаль мою в радость,
Целомудренно чтобы смог я описать
Раздел i
Чудеса Твои, сверх всякой меры дивные.
Шестикрылую мощь восприму я,
Шествуя вслед за Учителями, ■
Слову их и делу следуя,
Ясным сделаю евангельское Слово,
Щедрую хвалу воздам Божественной Троице.
Это Ей, что питает любой возраст,
Юных и старых, своим разумом,
Язык еще один воздаст хвалу —
Отцу, Сыну, и Святому Духу — тем,
Кому принадлежат почет и слава, власть
Над всем живым и неживым во все века.
Во веки веков. Аминь [12.С.144 — 145].
Евфросинья жила в непростое время — постоянные междоусобицы обессиливали Полоцкую землю. Полоцкое вече, спасая государство от опустошения, в 1129 г. выдало Киеву князей Ростислава, Василия, Ивана, Давида, отца Евфросиньи Святослава-Георгия. Все они были сосланы в Византию.
Кровавые события больно отозвались в сердце Евфросиньи. Она активно выступала против междоусобиц. Автор «Жития» Евфросиньи пишет, что «хотела она мира князя с князем, боярина с боярином».
В конце жизни Евфросинья принимает решение совершить паломничество в Иерусалим. Родственники, все полочане просили ее не оставлять их в столь непростое время. Она утешала всех, обещая, что будет молиться там за них и за мир на родной земле. Евфросинья выехала из Полоцка в 1173 г. после Рождества, чтобы уже весной быть в Византии. В Иерусалим паломница прибыла в апреле. Посетив святые места, она вскоре заболела и через 24 дня здесь же, в Иерусалиме, умерла. В 1187 г. ее останки были перенесены монахами из Палестины в Киев.
В «Житии» Евфросинья сравнивается с орлом, пролетевшим с запада на восток, словно солнечным лучом осветив Полоцкую землю. За свой духовный подвиг Евфросинья Полоцкая канонизирована церковью, 23 мая 1910 г. по решению Священного Си-16
Философская мысль Беларуси периода Киевской Руси
нода Русской православной церкви мощи святой Евфросиньи обрели покой в Полоцком Спасо-Евфросиньевском монастыре. Это первая в восточнославянских землях женщина-святая. Святая Евфросинья — покровительница Беларуси.
1.2. Климент Смолятич
«...И был книжник и философ, каких в Русской земле не бывало и больше не будет», — так пишет о Клименте Смолятиче летописец.
Родился Климент в Смоленске (отсюда и Смолятич). Учился в монастырской школе. Уже в ранние годы, как и Евфросинья По- лоцкая, принял монашеский постриг и получил известность за свои способности к наукам и литературе. Ряд исследователей -<> считают, что Климент Смолятич продолжил свое образование в ^О^Константинополе. Там он основательно познакомился не только с византийской богословско-философской литературой, но и с античной философией.
Климент активно выступал за независимость русской церкви Византии. В те годы существовало правило: Киевского митрополита назначал Константинопольский патриарх. В 1147 г. Великий киевский князь Изяслав созвал Собор иерархов русской церкви, на котором, несмотря на отдельные возражения (двух из семи иерархов: Новгородского Нифонта и Смоленского Мануи-ла), Климент Смолятич был избран главой русской церкви. Так он стал вторым в истории русской церкви (после Иллариона) митрополитом из русинов.
Руководство церковью проходило на фоне непрерывной борьбы за киевский престол. Поскольку Климент был ставленником Великого князя Изяслава, то и длительность его пребывания митрополитом зависела от прочности позиций Великого князя. Как только в 1149 г. Изяслав был лишен Великого княжения, с ним ушел и Климент Смолятич. Только в 1151 г., когда Изяслав вернулся на Великое княжение, Климент снова стал митрополитом. Возглавлял русскую церковь он до 1154 г. — до смерти Изяс-I Городская централи- | )?
лблиотечд. те"?' г. Бреста
Раздел I
лава. Прибывший из Константинополя митрополит Константин упразднил все, что внес в церковную жизнь Климент Смолятич. С этого времени теряются данные о его дальнейшей судьбе.
До наших дней дошло только одно произведение Климента Смолятича «Послание пресвитеру Фоме», где он обосновывает свое право на руководство русской церковью. По этому произведению можно судить о его богословско-философских позициях.
Онтология.В своем учении о бытии Климент Смолятич в целом не отходит от средневекового мировоззрения, т.е. понимает мир как результат творения Всевышнего; упорядоченную иерархию живого и неживого, природы и человека — как совершенство.
Креационизм (от лат. creatio — сотворение, религиозное учение о сотворении мира Богом из ничего) Климента Смолятича тесно взаимосвязан с провиденциализмом (от лат. providentia — провидение, религиозное учение, объясняющее ход исторических событий волей провидения (Бога). В мире не только «все устраивается, поддерживается и преуспевает силой Божьей..,» [6.С.186], но и «...ничто не презренно у Господа: все видит его бессонное око, все наблюдает, при всем стоит..., он премудро управляет нами и устраивает наше спасение и каждому повелевает так, как хочет» [6.C.187J.
Таким образом, онтология Климента Смолятича основывается на креационизме и провиденциализме. Бог не только создал этот совершенный мир, утверждает автор, но и управляет им. С учением о бытии тесно взаимосвязаны его гносеологические воззрения.
Гносеология. Вера и разум.Можно ли познать этот божественный мир? На поставленный вопрос старался ответить каждый средневековый философ. Смолятич считал, что имеет право на тщательное вникание в Священное Писание: «...Изложил я шестнадцать рассказов удивительных и похвалы достойных, которые не даются в церковном чтении из-за величия мысли и глубины, за сокровенный смысл и глубокий» [ 10.С.289]. Отводя большую роль разуму в обосновании веры, Смолятич значительно рационализирует теологию, а иногда и выходит за ее рамки. 18
Философская мысль Беларуси периода Киевской Руси Рационализация теологии ярко проявляется уже в методе аллегорического (от греч. allegoria — иносказание) толкования Библии, которым пользовался Смолятич. Метод аллегорий заключался в том, что библейские сюжеты, по мнению Смолятича, надо понимать не дословно. Истина Библии не находится на поверхности. Читая ее, надо исходить не из буквального понимания, а суметь постичь скрытый тайный смысл. Раскрыть его можно только с помощью аллегорий-сравнений, иносказательно, т.е. с помощью разума. Поэтому постижение истины зависит от человека, его ума, способностей к рассуждению.
Однако это не западноевропейская рационализация христианской веры. Свою задачу Смолятич видит в другом - оправдании самого разума. Христос открыл тайны только апостолам, простым же людям рассказал о них в притчах. Познать Бога они могут только через тварный мир. Познавая же тварный мир, природу, человек познает Бога.
Посмотри, пишет Смолятич Фоме, на гребцов корабельных: они, прежде чем узнать о погоде, испытывают силу ветра. Также и астрологи предсказывают события. Не приличествует ли и нам, признавая величие Бога, обращать ум свой на рассмотрение дел его. Признавая роль чувств в познании, Смолятич решающую роль отводит разуму. Чувства являются опорой души, а ум - руководителем. В разуме человеческая душа обретает своё земное бытие и устремляется к познанию мудрости Бога, сокрытой в твари.
Климент Смолятич приводит пример, как морской ехион (фантастическое морское животное, описанное в «Шестодневе» Иоанна Экзарха) предсказывает бурю: «Не ехион морской останавливает шествие корабля, в котором спит «тревечерний странник». Но ехион, малое и невзрачное морское животное, часто наставляет плавающих в том, когда бывает буря, а когда - спокойная погода. И когда он наперед узнает о предстоящем волнении ветра, то, взлезши на твердый камень, сильно качается так, что и волны морские его не могут сбросить. А когда увидят это предзнаменование корабельщики, то и догадываются, что будет буря.
Раздел 1
Никакой не астролог и не халдей, наблюдающий для предсказания погоды за восходом небесных звезд, научил этого ехиона. Но тот, кто Господь морей и ветров, он дал этому невзрачному животному истинное понимание своей великой премудрости» [6.С. 186—187].
Таким образом, познание, начинаясь с известной ступени, получает свое завершение в разуме. Подобная диалектическая трактовка процесса познания, синтезировавшая языческий сенсуализм (от лат. sensus — восприятие, чувство, ощущение) и созерцательное богословие, я-влялось серьезным философским достижением и открывала путь будущей науке.
Человек и его история. В«Послании Фоме» Климент Смоля-тич отстаивает право человека на активную мирскую жизнь, которой не чужды ни вечный поиск истины, ни простые человеческие слабости. На одно из главных обвинений, выдвинутых против него Фомой, — ^стремление к славе, он смело отвечает: «Богатство презрели многие, славу — никто». Это открытый протест против византийско-христианской установки смиренномудрия и заявка на свободомыслие.
Смолятич выступает как представитель христианской идеологии нестяжательства, противник незаконного богатства. Он против тех, кто присоединяет дом к дому, села к селам, закабаляет крестьян, приобретает борти и пожни. У самого Смолятича, как пишет он, только четыре локтя земли на могилу. Идеал Климента Смолятича — не аскетический монах (аскеза — образ жизни, основанный на всевозможных суровых ограничениях в еде и питье, строгом распорядке дня, большая часть которого посвящалась непрестанной молитве), а образованный, деятельный человек, который знает «20 и 4 словес» грамоты (греческий алфавит), Альфу и Биту (высший курс греческой грамматики, который преподавался в византийских учебных заведениях).
Средневековый богослов-философ неминуемо должен был решать проблему свободы человека. Казалось бы, поскольку человек живет в этом наисовершеннейшем мире, где все так разумно сконструировано и в котором все предопределено, нет места свободе. 20
Философская мысль Беларуси периода Киевской Руси
Однако такой вывод противоречил бы сути христианского учения о свободе воли и идейным и жизненным установкам Климента Смолятича. Свобода человека, по Клименту Смолятичу, заключается в его возможности разумно распоряжаться всем, что есть в божественном мире. Человек занимает в нем особое место в силу своей двойственной природы: он - и тварное существо, — и венец тварного мира. Лик Божий запечатлен в человеке и это должно заставлять его всегда помнить о своем особом назначении на Земле.
С проблемой человека тесно взаимосвязана и историософия Смолятича. Общество в своем развитии проходит три последовательно сменяющиеся стадии — «Завет», «Закон» и «Благодать». «Завет» как первый этап в истории человечества и «Закон» как второй, отличаются друг от друга незначительно. Они единосущностны в том, что не знают и отрицают «Благодать», утвердившуюся с приходом в земной мир Иисуса Христа. Более того, Климент Смолятич отдает предпочтение язычникам, жившим вне «Завета» и «Закона», но в будущем уверовавшим в Христа (Благодать).
В целом его взгляды на человека и общество можно охарактеризовать как христианский антропоцентризм, в соответствии с которым человек может выполнить свое земное назначение; если будет следовать нравственным заповедям Благодати.