Византийское богословие в 10-15 стт.

Римо-католическому богослову Оксену Гаму принадлежит заявление: «Греческая церковь с этого времени (после эпохи Вселенских соборов)застыла и окаменела.Иоанн Дамаскин был ее последним богословом”. На это несправедливое замечание протоиерей Петр Гнедич ответил: «Трудно решить чего здесь больше: конфессиональной предвзятости или простой неосведомленности”.

Протоиерей Иоанн Мейендорф пишет: «Как православный богослов‚великую традицию неразделенной церкви я вижу продолжающейся в Византии и через Византию сообщающуюся до наших дней”. В 10-15 столетиях православная церковь в Византийской империи жила памятью об ученом-энциклопедисте святителе Фотии. Это – эпоха святых равноапостольных братьев Кирилла и Мефодия. Это – время Симеона Нового Богослова‚ а позже и великих поздневизантийских богословов и святителей Григория Паламы и Николая Кавасилы. Среди богословских вопросов‚ которые волновали церковь в этот период‚ следует выделить вопросы о Евхаристии, о “Славе Христовой”‚о природе Благодати‚ освящающей человека.

Преподобный Симеон Новый Богослов (949-1022 гг.).Преподобный Симеон Новый Богослов родился в Пафлогонии – малоазиатской феме Византийской империи – в семье знатных родителей. Получил начальное образование и очень скоро поступил на придворную службу. В раннем возрасте‚ во время молитвы‚ Симеон Новый Богослов сподобился внутреннего озарения. Да и в последствии Симеон нередко удостаивался внутреннего света. У преподобного Симеона был наставник – святой Симеон Благоговейный‚ монах Студийского монастыря.

В 976 году‚ в возрасте 27 лет‚ преподобный Симеон Новый Богослов поступает в студийский монастырь‚ где становится самым строгим подвижником. Вскоре он оставляет Студийский монастырь и переходит в монастырь святого Маманта‚ где становится настоятелем. Из-за собственной строгости у преподобного начинаются неприятности. Тогда Симеон основывает новый монастырь в окрестностях Константинополя‚ где завершает свой жизненный путь 12 марта 1022 года. Через тридцать лет его мощи были обретены нетленными.

Только три человека‚ за всю историю богословской мысли‚ были награждены Церковью эпитетом Богослов. В древности областью богословия считался вопрос о Святой Троице. Не случайно в богослужебных текстах Божественная Троица именуется “ Истиннейшим предметом Богословия”. Только святой Иоанн Богослов‚ святитель Григорий Назианзин и преподобный Симеон Новый Богослов именуются Церковью Богословами. Первый яснее других евангелистов изложил учение о Святой Троице и Божестве Сына. Второй ревностно защищал и проповедовал Троичный догмат. Третий воспел соединение человека с Триединым Божеством.

Константинопольский собор 1156-1157 гг.В середине двенадцатого столетия в Византии возник ученый спор‚ инициатором которого явился Сотерих Пантевген - архидиакон‚ нареченный патриарх Антиохийский. Поводом для споров явилось различное понимание места из молитвы перед Херувимской песнью (“Никтоже достоин”): “Ты бо еси приносяй и приносимый‚ Приемляй и раздаваемый Христе Боже наш…”и столкновения между представителями высшей богословской школы: Михаила из Солуни‚ Никифора Василиаки и диакона Василия.

Главным деятелем‚ подготовившим соборные решения‚ был Николай Мефонский. Было решено‚что Евхаристия – это бескровная‚ действительная жертва‚ единая с принесенной на Голгофе:“ Животворящая жертва‚ как она была первоначально совершена Христом‚ так и после и доныне приносится не только Безначальному Отцу‚ но и Самому вочеловечевшемуся Слову. Также не лишен этой чести и Святой Дух”.

Участники собора ссылались на Предание‚ в том числе и предание литургическое‚ читали отдельные места из Святоотеческих творений.“ Таким образом‚ – пишет иерей Олег Давыденков – было окончательно сформулировано учение о принесении крестной жертвы: Крестная жертва приносится Христом по Его человеческой природе (никак не по Божеству)‚ а приемлется всей Пресвятой Троицей – Отцом Сыном и Святым Духом”.