Основание Римской Церкви. Рост авторитета Римской кафедры.
М.Э.Поснов об Основании Римской Церкви. М.Э.Поснов об Основании Римской Церкви пишет следующее: ”Основатель Римской общины остался неизвестным христианству. Апостол Павел не мог бы о таком умолчать (ср. Рим. 1:6 – 7,16:17). Об основании римской церкви апостолом Петром не может быть и речи. Также римские иудеи и прозелиты, которые уверовали в день Пятидесятницы (Деян. 2:10) – не могли скоро быть проповедниками в Риме. Ибо они оказались не праздными посетителями Иерусалима, а людьми, которые задержались в Иерусалиме и оставили зерно первоначальной Иерусалимской Церкви. ( В Климентинах Recognitiones – содержатся сведения, что Варнава распространял христианство в Италии. Этому сообщению ровно не придается никакого исторического значения). Из содержания послания к Рим. Отнюдь не следует, чтобы римская община была недавно обращенною. Наоборот, из Рим. 13:11можно заключать, что, по крайней мере, зерно общины составляли уверовавшие во Христа одновременно с самим Павлом, т.е. в 30 – ых годах. При живом взаимообщении между римским иудейством и метрополией (Палестинской Иудеей) нет ничего невероятного, что также без деятельного участия призванных миссионеров в Риме, подобно тому, как ранее в Антиохи, через иудейских христиан, которые переселялись туда из Палестины (Деян. 11:20; 13:1; Рим. 16:13; Мк.15:21), христианская вера нашла ближайшим образом в тамошнем иудействе свою начальную почву и распространение не исключая потом прозелитов и язычников. Первое упоминание о римской общине встречается у Светония, по поводу его речи об известном указе императора Клавдия, относящегося к 52г. об изгнании иудеев. После смерти Клавдия (54г.) иудеи быстро возвратились в Рим. Тогда по–видимому, христиане отделились в Богослужебном отношении от синагог (ср. Цан). Тацит знает христиан как уже отдельно живущих, обособленных (Annal.,XV,44). Это относится к 64 – му году”.
Рост авторитета Римской кафедры.В апостольские времена первенствующее положение во Вселенской Церкви принадлежало Иерусалимской кафедре‚ первым епископом которой был Иаков Праведный, брат Господень. После первое место занял Рим. Он был естественным центром древнего мира и древней Церкви, поскольку это была столица империи.
IV канон I Вселенского собора утверждал высокие права римского епископа наряду с другими тремя митрополитами – Александрийским, Антиохийским и Иерусалимским.
28 правило IV Вселенского собора говорит, что отцы дали преимущества престолу древнего Рима ”поелику то был царствующий град“. Во времена так называемого “Великого переселения народов” в развитии своего влияния и власти на Западе Римская церковь находилась в условиях более благоприятных, чем Восточная. И этому способствовало и отсутствие сильной императорской власти, и потеря Римом статуса столицы империи. В середине V – го века, во время нашествия на Италию бродивших народов, папы выступили защитниками населения, как это делал Лев I во время нашествия Аттилы, и водворяли в нем порядок, так как оно часто оставалось без власти.
После 476 года, со времени падения западной римской империи, папство на западе начинает развиваться в средневековом смысле этого слова. Германские народы, покорившие империю‚ принесли с собою новый могущественный элемент цивилизации – национальный принцип личных прав и автономных общин. Покоренные римляне были оставлены жить по собственному римскому праву. И Церковь, вследствие этого, получила полную самостоятельность. Такое положение Церкви даст себя знать в живой жизни через несколько лет после завоевания остготами Италии.
Римский собор 502 года постановил: ”не следует чтобы мирянин (в данном случае король Теодорих), помимо римского папы распоряжался чем–либо в Церкви: ему остается здесь лишь повиноваться, а не властно повелевать“. Это отношение не изменилось и после того, как Рим, при Юстиниане I, снова вошел в состав империи.
Кроме западных церквей (некоторое сопротивление в наступательном движении Римской церкви на западе оказались лишь Равенна и Аквилея), папа подчинил своему влиянию Иллирик, главным городом которого с некоторых времен стала Фессалоника. Лишь византийский император Лев III Исаврянин в 723г. заставил Фессалонийский экзархат присоединиться в восточной системе Церквей. До этого представители Фессалонийской иерархии стремились показать свою принадлежность к западным церквям.
Укреплению власти римского папы на Западе и распространению его влияния на востоке сильно помогли следующие факторы:
- расположение кафедры в древнем Риме – столице всемирной империи;
- постепенный перенос столицы государства на Восток и ослабление императорской власти на Западе;
- сознание, что Рим – место кончины и погребения двух Великих апостолов;
- теория о примате апостола Петра в Церкви, унаследованном от него Римским епископом.
О епископах Рима первых III веков мало что известно. Мы знаем их имена и то, что 2 из них окончили жизнь в ссылке, а остальные 30 стали мучениками за Христа. Это известно из Книги первосвященников (“Liber pontificalis”). Апостол. Пётр стоит в ней на 1-м месте. После него до папы Сильвестра I (314-335) насчитывается 32 епископа.
Первым епископом, который вмешался в дела другой церкви, был св. Климент. Коринфские христиане попросили его примирить враждующие партии и уврачевать возникший там раскол. Для этого он пишет в Коринф ряд посланий. Писал чужой общине и епископ Сотир (166-174) обращаясь с увещаниями.
Первый же раскол в самом Риме возник при выборах епископа, на которых обнаружилось два претендента. ВыигралПий (140-154\155) и выступил против другого, еретичествующего кандидата. Был раскол и при епископе Корнилии (251-253) и анти-папе Новациане по поводу принятия отпадших христиан. Последний отличался своим ригоризмом в этом вопросе, но Римская церковь избрала средний путь, и Новациан был низложен.
Первое длительное пустование Римской кафедры пришлось на годы правления императора Деция. Жертвой его гонений стал епископ Фабиан (236-250), 14 месяцев общиной управляли пресвитеры и диаконы.
Гонения на христиан начались при императоре. Нероне, когда он в поисках литературного вдохновения поджёг Рим, а вину возложил на христиан. Гонения носили локальный характер. Время от времени они вспыхивали с новой силой в разных частях Империи, но не были продолжительными и тотальными. Отступники от веры, вернувшиеся назад в общину и раскаявшиеся, получали свидетельства об этом – libelli pacis.
Несмотря на гонения, церковь росла и крепла. К концу III в. на 30 тыс. верующих приходилось 46 пресвитеров, 7 диаконов, 7 суб-диаконов, 42 алтарных служки, 52 экзорциста и один привратник. Римская церковь стала “Matrix et radix ecclessiae catholica”
Римская церковь и поместные церкви Запада.На Западе веками существовали независимые от Рима поместные христианские церкви.
Медиоланская церковь: весьма раннего происхождения и прославлена епископством св. Амвросия. В IV веке Медиолан (Милан) был столицей империи, а в 381 г. тут состоялся собор и все его постановления вступили в силу без какого-либо утверждения в Риме, что говорит нам о независимости этой церкви. В споре “о 3-х главах” в VI в. Медиоланская Церковь формально отделилась от Рима и ее вхождение под римскую юрисдикцию произошло лишь при папе Григории Двоеслове в VII веке в связи с просьбой о помощи при нашествии лангобардов.
Аквилейская Церковь: Её по преданию основал апостол. Марк в Аквилее (теперь Венеции) в I веке. Во главе церкви стоял митрополит, и ему подчинялось 14 епископов. Одно время митрополит носил титул патриарха и сейчас так именуется католический архиепископ города. Присоединение к Риму произошло по той же причине, что и у Милана в 698 году.
Равеннская Церковь. Её расцвет приходится на IV-V вв., а история подчинения Риму схожа с предыдущими церквями.
Фессалоникийская Церковь. Изначально ориентировалась на Рим. В IV в. архиепископы Фессалоники получают от папы титул викария и подчёркивают свою лояльность к Риму. При возвышении Константинополя Фессалонийская Церковь постепенно теряет свою независимость и при императоре Льве Исаврянине насильно присоединяется к Константинопольскому патриархату в 732 г.
Иберийская или Испанская Церковь. Быстро входит в ареал римского влияния т. к. Рим был духовной и материальной поддержкой против вестготов. В 385 г. Испанская Церковь оказалась под римской юрисдикцией.
Галльская или Французская Церковь. Изначально стремилась к независимости. Между 346-444 гг. известно 8 случаев низложения епископов соборами, но, ни один не аппелировал к папе. Влияние Рима здесь проявилось во 2 половине V века при папе Льве Великом, назначившем в г. Арль своего викария. Подчинение Риму приходится на VII век.
В Африке христианство имело свои порядки, независимые от Рима. Епископы имелись почти в каждом городе, а председательствовал еп. Карфагена. В н. V в. снова происходят конфликты с Римом. В 418 г. Пресвитер Апиарий был низложен еп. Урбаном за аморальное поведение. По 5 пр. Никейского собора он мог апеллировать к вселенскому собору, но он обратился к папе Зосиме (417-418), который и принял его под покровительство по сардикийским канонам. Зосима отправил в Африку 3-х легатов с целью низложить Урбана и доставить в Рим, а Апиария оправдать. Собор в Карфагене начался с того, что легаты зачитали сардикийские правила, уже присоединённые к правилам Никейского собора, но отцы не нашли ничего подобного в своих кодексах. Возникло недоумение. В Константинополь, Антиохию и Александрию отправились гонцы для сличения правил Никейского собора. Пока они ездили, папа Зосима умер и его преемник Бонифаций (418-422) подтвердил полномочия легатов. Послы с Востока тем временем вернулись и привезли правила без всяких дополнений. Урбан остался на месте, покаявшегося Апиария послали на другой приход, а легаты уехали ни с чем. Вскоре Апиарий снова низлагается за распутство и снова апеллирует в Рим. Следующий папа - Целестин (422-432) снова шлёт 1 легата, которому в Карфагене доказали преступления Апиария и он отказался от его защиты. Легат привёз папе послание из Африки, где ему советуют не принимать часто апелляции и что “интересы справедливости достаточно подтверждаются тем, что осуждённый может апеллировать к поместному или вселенскому собору и что Афр. Ц. сама в праве решать свои внутренние дела”. Выражается надежда, что больше не будут приезжать легаты для исполнения римских приговоров, а клирик, прибегнувший к заморскому суду, не может отныне быть восстановлен в своём достоинстве. В 429 г. В Африку хлынули вандалы и стёрли цивилизацию с лица земли. Христиане подчинились Риму при папе Льве Великом.