Экономические задачи государства

Итоги долгого развития экономической теории можно свести к двум простым утверждениям:

¨ рынок способен решать главные экономические проблемы;

¨ рынок не способен решать ряд задач, важных для общества.

Причины слабостей рынка заключаются в том, что в реальной жизни никогда не удается соблюсти все условия, которые позволяют рыночным механизмам почти идеально решать главные экономические проблемы общества.

Назовем наиболее важные из них:

¨ никто из продавцов или покупателей не должен иметь возможности влиять на формирование цен в большей мере, чем остальные участники рынка;

¨ среди продавцов, с одной стороны, или покупателей, с другой, не должно существовать сговоров с целью выторговывания для себя более выгодных условий сделок;

¨ всем участникам рынка должна быть доступна полная информация о положении дел на нем (кто, что, где, когда и по какой цене продает или покупает);

¨ государство или общественные организации не должны вмешиваться в работу рынка по политическим или религиозным мотивам.

К сожалению, полностью соблюсти все эти условия – задача совершенно нереальная для любой страны. Но если условия для безошибочной работы рыночных механизмов нарушаются, то эти механизмы неизбежно начинают давать сбои. И тогда возникает необходимость во вмешательстве государства в экономическую жизнь общества. Как правило, в условиях смешанной экономической системы государство берет на себя решение нескольких задач:

¨ устранение последствий, порождаемых слабостями (несовершенного) рынка;

¨ смягчение неравенства доходов и богатства за счет их частичного перераспределения.

Слабости (несовершенства) рынка проявляются в:

¨ возможности монополизации рынков;

¨ трудности создания общественных благ на коммерческой основе;

¨ возникновении внешних эффектов или внешних затрат.

Неравенства доходов,богатства, порождаемых рыночным механизмом, повсеместно и ежечасно. Сам этот механизм совершенно не нацелен на преодоление слишком больших различий в благосостоянии граждан.

Изменить ситуацию можно лишь путем регулирования доходов. Решить столь сложную задачу под силу только государству. Ведь это требует создания мощных систем перераспределения доходов и реализации иных форм социальной политики в масштабах всей страны.

Наглядно это можно рассмотреть на рис.34.

 

Рис. 34. Экономические функции государства

 

Пытаясь компенсировать несовершенства рынка, государство прибегает к различным способам и методам, выбирая наиболее адекватные той или иной задаче. Важнейшая из этих задач – устранение последствий, порождаемых слабостями (несовершенствами) рынка.

Для противодействия монополизации рынков и защиты конкуренции государство:

¨ разрабатывает законы, на основе которых можно выявлять и наказывать фирмы, уличенные в монополизации;

¨ создает организации, которые следят за развитием событий на рынках и выявляют случаи их монополизации (в России такую деятельность ведет Государственный антимонопольный комитете);

¨ помогает созданию новых фирм, которые могут противодействовать монополизации рынков или разрушить ее (этим в нашей стране занимается Комитет по поддержке малого предпринимательства).

Для создания общественных благ, невозможных на коммерческой основе, государство:

¨ формирует систему законов, защищающих имущественные права и интересы граждан и фирм (именно к такой категории юридических документов относится «Гражданский кодекс»);

¨ создает организации, обеспечивающие проведение законов в жизнь и наказание тех, кто их нарушает (суды, прокуратуру, милицию, следственные органы, государственный банк);

¨ осуществляет иную специализированную деятельность по созданию общественных благ (например, создает армию, пограничную и таможенную службы, «Скорую помощь» и т. д.).

Государство осуществляет свои функции по регулированию экономики

с помощью специального экономического инструментария, представленного на рис.35.

 

Рис.35. Классификация инструментов экономической политики

Решая задачу государственного регулирования проблем, связанных с возникновением внешних эффектов, государство:

1) формирует систему законов, позволяющих единообразно решать конфликты, связанные с возникновением внешних эффектов (например, законы об охране окружающей среды);

2) создает организации, которые отслеживают ситуации возникновения внешних эффектов и оперативно принимают предусмотренные законом меры (например, облагают штрафом или даже приостанавливают деятельность предприятий, загрязняющих окружающую среду);

3) стимулирует деятельность по сокращению нежелательных (негативных ) внешних эффектов (например, предоставляет различного рода льготы предприятиям, активно создающим очистные сооружения или системы замкнутого водоворота).

В целях смягчения неравенствадоходов и богатства государство создает и реализует:

¨ систему прогрессивного налогообложения доходов;

¨ механизм налогообложения имущества, находящегося в личной собственности граждан или получаемого ими по наследству;

¨ систему социальных трансфертов (пособий) гражданам за счет средств от налогообложения богатейших граждан.

Государственное регулирование в широком смысле выражается в установлении государством общих правил поведения (деятельности) участников общественных отношений и их корректировке в зависимости от меняющихся условий. Его субъектами являются органы законодательной (представительной) и исполнительной власти.

В узком смысле государственное регулирование - одна из функций государственного управления, направленная на создание благоприятных экономических, правовых и организационных условий деятельности коммерческих и некоммерческих организаций, предпринимательства без вмешательства государственных органов в их производственную и хозяйственно-финансовую деятельность, за исключением специально предусмотренных законом случаев. Сейчас данная функция является приоритетной в управлении не только экономикой, но и социально-культурной сферой.