Несовершенная конкуренция и ее модели (формы)

 

Вместе с тем хотелось бы отметить, что в реальной экономической жизни рынок совершенной конкуренции в чистом виде практически отсутствует (за исключением специфических рынков сельхозпродукции, отдельных видов сырья и т.д.), так как указанные выше условия нарушаются.

Вследствие этого возникает рынок несовершенной конкуренции. Одни ее определяют как конкуренцию, при которой несколько фирм сосредоточивают в своих руках производство отдельных видов товаров или услуг. Другие – как разновидность рынков, на которых продавцы обладают большей свободой в установлении цен, чем при совершенной конкуренции, но меньшей, чем при монополии, она - противоположный вариант совершенной конкуренции и возникает в условиях, когда лишь несколько предприятий способны предложить особый товар по существующей цене.

Другие считают, что и рынок единственного продавца – т.е. чистая монополия, тоже есть разновидность несовершенной конкуренции. В любом случае появление рынка несовершенной конкуренции связано с возникновением монополий. Объективность их появления связана с тем, что конкуренция неизбежно приводит к централизации капитала и производства. В конце Х1Х - начале ХХ веков концентрация достигла высших размеров, что привело к образованию монополий. Почему? Дело в том, что в этот период произошло бурное развитие производительных сил. Человечество, накапливая знания именно в этот период, разрешилось многими научными открытиями и изобретениями: появились твердые сплавы, металлообрабатывающие станки, двигатели внутреннего сгорания и т.д. Эти технические достижения вызвали структурные изменения в промышленности. Они были дорогостоящими вначале, но давали большой рост эффективности производства, производительности труда. Их внедрение было не под силу мелким фирмам. Это объективно вызвало резкий рост концентрации и централизации капитала и производства.

Вместе с тем экономические кризисы продолжали действовать. В условиях высокого уровня концентрации и централизации производства они действовали более губительно. Труднее было выйти из кризиса крупным фирмам. Поэтому, чтобы застраховаться от более губительного действия кризисов, образовывались монополии. Вторая причина образования монополий – это возможность получать более высокую прибыль за счет установления монопольных цен.

Современные монополии развитых стран – это крупнейшие хозяйственные объединения (картели, синдикаты, тресты, консорциумы, концерны), находящиеся в частной собственности (индивидуальной, групповой или акционерной) и осуществляющие власть над отраслями, рынками и экономикой в целом на основе высокой степени концентрации производств и капитала с целью установления монопольных цен и увеличения монопольных прибылей.

Монополия есть прямая противоположность свободной конкуренции.

Картели – это такая форма монополистического союза в отрасли, при которой предполагается ограничение (квотирование) производства компаний-участников, установление единых сбытовых цен, расширение рынков сбыта.

Компании-участники сохраняют полностью производственную, снабженческую и управленческую независимость. По существу те же функции лишь с большей степенью централизации выполняет и синдикат. Сейчас, несмотря на то, что в современных условиях картели в ряде стран - США, Канада, Англия - защищены законом, они существуют в виде тайных соглашений.

Отраслевые объединения, основанные на системе участия, получили названия трестов. На основе системы участия в развитых странах развились специальные держательские компании (holding companies) – холдинговые компании, которыми являются либо финансовые институты (банки, инвестиционные компании), либо крупные промышленные, строительные, торговые корпорации. Дальнейший рост монополий связан с увеличением роста производства. Развитие комбинатов одновременно вело к росту как горизонтальной, так и вертикальной концентрации. На этой основе получила развитие новая форма монополий – концерны. Концерн – это многоотраслевые объединения, связанные единством собственности и контроля.

Сейчас практически все крупнейшие компании развитых стран являются, по существу, концернами. Их появление и развитие объективно обусловлено необходимостью четкой кооперации различных производств, что требовало введения более централизованного контроля. Следствием стало наращивание эффективности производства, снижение его издержек, рост прибыли (кроме того, и за счет установления высоких монопольных цен).

Консорциумы – это временное договорное объединение фирм, банков, компаний для осуществления определенных конкретных экономических проектов. При заключении соглашения предусматривается доля каждого члена консорциума в затратах и ожидаемой прибыли, а также форма участия в реализации проекта или мероприятия. Все его участники сохраняют свою экономическую самостоятельность.

В дальнейшем в силу бурного развития науки и техники, технологии, управления, профессионализма и на этой основе роста концентрации и централизации капитала и производства, неравномерности развития отраслей народного хозяйства и т. д. в развитых странах широко стала осуществляться диверсификация производства. Она в свою очередь вызвала необходимость создания новых форм монополистических объединений – конгломератов. В них объединены различные виды производств не связанных между собой ни технически, ни технологически, ни организационно, то есть отсутствуют, в сущности, всякие производственные связи. Это давало возможность корпорациям сгладить негативные последствия неравномерности отраслевого развития, уйти от антитрестового законодательства, эффективно использовать достижения современной науки, увеличить эффективность своего производства.

Следует отметить, что монополии возникают в силу:

¨ естественных (природных) условий;

¨ победы над конкурентами (путем добровольного слияния, или принудительного поглощения, или уничтожения их);

¨ владения исключительным (монопольным) правом на какой-либо вид деятельности, предоставленным им государством.

Кроме отмеченного нами выше монополизма, возникающего из конкуренции, на основе роста концентрации и централизации капитала и производства, существует монополизм, обусловленный особенностями технологии (ж/д транспорт, энергетика, газовая промышленность, металлургия), которые объективно предполагают создание крупных, централизованных производств (объединенные корпорации). Выделяют монополизм, связанный с дифференциацией продукта – наделением продукта торговой маркой фирмы, пользующейся хорошей репутацией, с упаковкой товара, снижением цен, качеством реализуемого товара, сервисным обслуживанием. Вместе с тем, следует подчеркнуть, что полная монополизация производства не возможна в силу следующих причин:

1. Постоянно возникают новые отрасли и виды производств, которые полностью подчинить себе монополии не в состоянии, нет свободного капитала и других условий.

2. Есть очень капиталоемкие отрасли, которые полностью себе подчинить монополии не в состоянии. Их спонсирует государство (например атомная отрасль).

3. Монополисты иногда экономически не заинтересованы в полной монополизации производства, оставляя мелким и средним фирмам роль амортизатора в случае действия экономических кризисов; в целях экономии издержек производства – отдают им заказы на производство отдельных запчастей и деталей.

Монополия не устраняет свободную конкуренцию, а существует рядом с ней. И формы конкурентной борьбы в условиях монополий следующие:

¨ между монополиями;

¨ внутри монополий;

¨ между монополиями и немонополизированными фирмами (аутсайдерами).

Однако степень господства монополий или каждой отдельно взятой из них может быть различна. И в этой связи можно выделить также следующие рыночные структуры (модели несовершенной конкуренции):

¨ монополистическая конкуренция;

¨ олигополия;

¨ монополия (чистая монополия).

 



in/footer.php"; ?>