Рисование гипсовой головы с античного образца

Изучение пластики головы начинается с рисования гипсовых моделей головы не случайно. Гипсовая голова — хорошая модель, так как она однородна по фактуре и неподвижна, что облегчает процесс рисования, передачу пропорций и построения формы головы.

Рисование гипсовых голов целесообразно еще и потому, что в произведениях великих мастеров уже найдены и обобщены взятые из действительности формы. Это упрощает задачу для начинающего, давая ему возможность сосредоточить все внимание на построении основных частей модели.

Приступая к рисованию гипсовой головы, целесообразно провести общий анализ ее формы, познакомиться со схемой основных плоскостей, образующих объем головы (рис. 26).

Если есть выбор гипсовых слепков античных голов, то лучше начинать рисовать с более обобщенных моделей, таких, как Дорифор, Антиной, Апоксиомен и др.

Приступая к рисованию гипсовой головы, необходимо позаботиться о ее постановке и освещении.

Образующие голову поверхности и ее объем лучше всего выявляет искусственный источник света, освещающий голову сверху под углом 45°. Слишком темные тени на голове модели следует смягчить, поместив вблизи белую бумагу или драпировку, дающие необходимые рефлексы.

Для первых рисунков голову следует поместить на такой высоте, чтобы уровень глаз рисующего находился на уровне глаз гипсовой модели.

Еще одним важным условием работы является сохранение в процессе рисования положения натуры и постоянной точки зрения на нее. Не следует садиться не слишком близко, ни слишком далеко от модели. Расстояние от рисующего до модели должно быть равно тройной ее величине по вертикали, что позволит хорошо видеть детали и следить за общим построением.

 

Рис. 26. Схема основных плоскостей, образующих объем головы

 

Прежде чем приступить к выполнению рисунка, необходимо хорошо рассмотреть натуру со всех сторон, отметить особенности формы, наклон, поворот головы. Надо выбрать точку зрения на натуру и определить величину рисунка (обычно немного меньше натуры).

На плоскости листа голову размещают по-разному, в зависимости от ее наклона и поворота. На рисунке форма головы размещается несколько выше середины листа, так как нижняя часть лица по количеству и выразительности деталей превышает лобную часть, от чего рисунок не будет казаться сдвинутым вниз. Профильное изображение головы надо располагать, оставляя больше свободного пространства перед лицевой частью, чтобы лицо не казалось «уткнувшимся» в срез листа.

 

 

 

Рис. 27. Последовательность рисования гипсовой головы в прямом положении

 

 

Рассмотрим последовательность рисования гипсовой головы (рис.27).

Первый этап (рис. 27, а). Определяем общее композиционное размещение рисунка на листе. Легкими линиями намечаем общую массу головы и ее движение по отношению к шее. Проводя серединные осевые линии вдоль овала головы и шеи, уточняем наклон и поворот головы. Наносим горизонтальную линию, проходящую через слезники глазной щели. Профильная линия делит голову пополам. Пересечение серединной и горизонтальной линий — «крестовина» дает положение головы в пространстве и ясное деление на лицевой и мозговой отделы.

Второй этап (рис. 27, б). Делим лицевую часть на три равные части: лобную, носовую и губно-подбородочную. В верхней трети намечаем объем лба и конфигурацию волос. В средней — расположение глаз, носа, линии бровей, скул. В нижней трети намечаем ротовую щель и борозду между нижней губой и подбородком.

Ведя работу, выверяем парные плоскости, выявляем форму и объем головы (височные линии, лобные бугры, глазницы, скулы, подбородочное возвышение, ширина верхней и нижней губы). Уточняем границы перехода с передней на боковые поверхности объема головы.

Третий этап (рис. 27, в). Продолжаем линейно-конструктивное построение формы головы. Переходим к проработке форм более мелких деталей: век, глаз, ноздрей, губ, волос и т.д. При этом следует помнить о взаимосвязи деталей и о законах перспективного сокращения.

Четвертый этап (рис. 27, г). Для придания рисунку объема начинаем светотеневую моделировку формы. Определяем самое светлое и самое темное место и тональные переходы. Освещенные поверхности вначале лучше оставлять нетронутыми штрихами. Мягко и постепенно прорабатываем полутона при переходе от света к тени, обращаем внимание на рефлексы в тени.

В процессе рисования необходимо стремиться к целостности рисунка, избегать тональной пестроты.

Мы рассмотрели последовательность рисования гипсовой головы в положении фас.

Рис. 28. Этапы рисования гипсовой головы в повороте

 

На рис. 28 изображены этапы рисования гипсовой головы в повороте. В этом случае сохраняется та же последовательность, только необходимо учитывать перспективные сокращения поверхностей головы и ее деталей: носа, глаз, лба, скул, рта.