Знание – это то, что дается тебе на хранение (аманат), и ответственность

 

Искатель знания! Не забывай, что знание – это аманат, и ты будешь отвечать за него перед Великим и Всемогущим Аллахом. В хадисе говорится:

 

لا تَزُولُ قَدَمَا عَبْدٍ يَوْمَ الْقِيَامَةِ حَتَّى يُسْأَلَ عَنْ عُمُرِهِ فِيمَا أَفْنَاهُ ، وَعَنْ عِلْمِهِ فِيمَ فَعَلَ ...

 

«В День воскресения раб (Аллаха) не сдвинется с места, пока не будет спрошен о жизни его – как он провел ее?; и о знании его – как он его использовал?…».[31]

Ибн Джама‘а, говоря о том, в каких отношениях должен быть ученый с самим собой, сказал: «Первое качество: постоянная боязнь Аллаха в душе и на людях и страх перед ним при каждом движении и в состоянии покоя, в своих словах и поступках, ведь он – хранитель вверенных ему знаний и дарованных ему органов чувств и разума. Всевышний Аллах сказал:

Не предавайте Аллаха и (Его) посланника, и не нарушайте (обязательств, касающихся того,) что доверено вам, зная об этом («Добыча», 27).

Ас-Саффарини в «Гиза аль-альбаб» после слов поэта «и вверено мне знание о хадисах на хранение» сказал: «Он, да смилостивится над ним Аллах, хотел сказать, что знание ученого – это то, что вверяется ему на хранение, и всем известно, что человек обязан хранить то, что ему доверено.

Хранить знание, доверенное Аллахом его обладателю, означает еще и выполнять заповеди Аллаха в отношении этого… Знай, что нельзя обеспечить сохранность аманата, (вверенного на хранение), нарушая заповеди или бесцельно расточая его. Нарушать заповеди (Аллаха) относительно знания означает скрывать его от того, кто его достоин, и Аллах наденет на человека, (скрывшего знание), огненную узду. Это также означает использовать знание ради достижения радостей этой жизни или как сеть для охоты за мирскими благами. Это также означает отсутствие искренности в приобретении знания».[32]