Нарушение правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного, воздушного или водного транспорта (ст. 263 УК).

Основным непосредственным объектом преступления являются общественные отношения, обеспечивающие безопасность движения и эксплуатации железнодорожного, воздушного или водного транспорта.

Дополнительным объектом преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 263 УК, является здоровье человека, а ч. 2 и ч. 3 - жизнь другого человека.

Предметомпреступления является:

железнодорожный транспорт – рельсовый подвижной состав, находящийся в ведении Министерства путей сообщения (электровозы, локомотивы, вагоны, электропоезда);

воздушный транспорт – летательные аппараты гражданской авиации (самолеты, вертолеты, планеры и пр.);

морской транспорт – самоходные плавсредства, предназначенные для морской эксплуатации (грузовые, пассажирские, нефтеналивные, буксирные и др.);

речной транспорт – самоходные суда, предназначенные для внутреннего плавания (в том числе прогулочные или спортивные).

Объективная сторонапреступления состоит в одном из двух деяний:

нарушение правил безопасности движения железнодорожного, воздушного, морского или речного транспорта;

нарушение правил эксплуатации железнодорожного, воздушного, морского или речного транспорта.

Диспозиция статьи сформулирована законодателем по типу бланкетных, поэтому для уяснения содержания указанных правил необходимо обращаться к правилам безопасности движения и эксплуатации указанных видов транспорта, которые содержатся в ведомственных нормативных правовых актах, регулирующих функционирование железнодорожного, воздушного или водного транспорта,

Объективная сторона рассматриваемого преступления включает в себя: деяние (как действие, так и бездействие) в виде нарушения правил безопасности движения и эксплуатации одного из указанных видов транспорта, а равно в отказе от исполнения трудовых обязанностей в случае, когда такой отказ запрещен законом; последствие, выражающееся в причинении тяжкого вреда здоровью человека; причинную связь между деянием и последствием.

Нарушение правил может быть допущено как действием, так и бездействием. Нарушение правил безопасности движения означает различного рода отступления от установленного порядка управления транспортом - проезд на запрещающий сигнал, несоблюдение пилотом маршрута и т.п. Нарушение правил эксплуатации включает несоблюдение установленных требований, обеспечивающих безопасное использование железнодорожного, воздушного и водного транспорта, метрополитена: допуск к управлению транспортным средством посторонних лиц, выпуск в рейс воздушного судна в нелетную погоду и т.п.

Нарушение безопасности движения железнодорожного транспорта может выражаться в превышении установленной скорости движения, самовольном занятии перегона, проезде на запрещающий сигнал семафора и пр.

Нарушение правил безопасности движения воздушного транспорта может состоять в нарушении метеоминимумов, невыполнении схемы полетов, несоблюдении техники пилотирования и пр.

Правила безопасности движения морского и речного транспорта установлены Кодексом торгового мореплавания РФ, Кодексом внутреннего водного транспорта РФ, Правилами плавания по внутренним водным путям РФ и др.

Нарушение правил безопасности движения морского или речного транспорта может состоять в превышении скорости движения, нарушении правил встречного разъезда, швартования и др.

Нарушение правил эксплуатации железнодорожного, воздушного, морского или речного транспорта подразумевает использование технически неисправных объектов транспорта, нарушение правил перевозки грузов и пассажиров, допуск к управлению лиц, не имеющих такого права, и др.

Правила эксплуатации железнодорожного, воздушного, морского или речного транспорта устанавливаются в различных ведомственных, не публикуемых официально документах.

Лицу, привлеченному к уголовной ответственности, должно быть вменено нарушение конкретных правил безопасности движения и эксплуатации транспорта. Например, проезд на запрещающий сигнал, превышение скорости судном, входящим в акваторию порта, несанкционированное изменение воздушным судном маршрута или высоты полета.

Следует различать правила безопасности движения и правила безопасности эксплуатации транспортных средств. Нарушением правил движения транспортных средств является неисполнение или ненадлежащее исполнение правил управления (вождения) транспортным средством. Нарушением правил безопасности эксплуатации транспорта является несоблюдение порядка, обеспечивающего его безопасное использование.

Состав преступления материальный, поскольку наступление уголовной ответственности диспозиция ч. 1 ст. 263 связывает с причинением тяжкого вреда здоровью человека. Следовательно, причинение легкого или средней тяжести вреда здоровью при нарушении правил безопасности движения и эксплуатации транспорта уголовной ответственности по ч. 1 ст. 263 УК не влечет. Преступление считается оконченным с момента наступления этих последствий.

Субъективная сторона рассматриваемого преступления характеризуется неосторожной формой вины в виде легкомыслия или небрежности.

Субъект специальный (с 18 лет)- лицо, в силу выполняемой работы или занимаемой должности обязанное соблюдать правила безопасности движения и эксплуатации одного из указанных в ст. 263 УК видов транспорта, т.е. работник определенного вида транспорта, осуществляющий движение транспортного средства, или иной работник, отвечающий за функционирование транспорта. К этим лицам относятся: машинист поезда, капитан судна, пилот, штурман, механик, диспетчер, лоцман и т.п.

В ч. 2 ст. 263 УК предусмотрен квалифицированный состав преступления - деяние, повлекшее по неосторожности смерть человека. Признаком, особо квалифицирующим деяние, признается причинение по неосторожности смерти двум или более лицам (ч. 3 ст. 263 УК).

Нередко нарушение правил влечет наступление нескольких последствий, предусмотренных разными частями ст. 263 УК, например причинение тяжкого вреда здоровью одного человека и смерти другого человека. Если такое нарушение представляет собой единое преступление, оно квалифицируется по той части статьи, которая предусматривает наиболее тяжкое последствие, но во всех процессуальных актах указываются все последствия.