Сокрытие денежных средств либо имущества организации или индивидуального предпринимателя, за счет которых должно производиться взыскание налогов и (или) сборов (ст. 199.2 УК).

Предметом сокрытия денежных средств либо имущества организации или индивидуального предпринимателя, за счет которых должно производиться взыскание налогов и (или) сборов являются денежные средства в валюте Российской Федерации и (или) иностранной валюте (ст. 140 ГК), принадлежащие организации или индивидуальному предпринимателю и находящиеся на счетах в банках, или наличные денежные средства, принадлежащие индивидуальному предпринимателю, а также иное имущество организации или индивидуального предпринимателя (ст. 128 ГК)(предмет преступления).

Объективная сторона характеризуется действием (бездействием), заключающимся в сокрытии денежных средств либо имущества организации или индивидуального предпринимателя, за счет которых в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, должно быть произведено взыскание недоимки по налогам и (или) сборам. В соответствии с налоговым законодательством при образовании недоимки, т.е. суммы налога или суммы сбора, не уплаченной в установленный законодательством о налогах и сборах срок (п. 2 ст. 11 НК), налоговые органы вправе прибегнуть к принудительному исполнению обязанности по уплате налога или сбора посредством обращения взыскания на денежные средства или иное имущество налогоплательщика (плательщика сбора) или налогового агента. В случае с юридическими лицами взыскание последовательно обращается на денежные средства на счетах в банках (ст. 46 НК) и на иное имущество (ст. 47 НК). В случае с физическими лицами взыскание последовательно обращается на денежные средства на счетах в банках, наличные денежные средства и иное имущество (ст. 48 НК). Соответственно уголовно наказуемым является сокрытие денежных средств и (или) имущества, принадлежащих организации или индивидуальному предпринимателю, являющимся налогоплательщиками (плательщиками сборов) или налоговыми агентами, за счет которых в порядке, предусмотренном законодательством, должно быть произведено взыскание недоимки по налогам и (или) сборам. Следует обратить внимание на то, что сокрытие денежных средств и (или) имущества, за счет которых должно быть произведено взыскание пени за несвоевременную уплату налога или сбора (п. 9 ст. 46, п. 7 ст. 47, п. 11 ст. 48 НК), не является уголовно наказуемым.

Под сокрытием следует понимать действия по фактическому утаиванию денежных средств или имущества, утаиванию информации о них и документов, их удостоверяющих (в том числе бухгалтерских и иных учетных документов), утаиванию носителей любой информации о денежных средствах или имуществе (в том числе бухгалтерских и иных учетных документов) либо бездействие в форме несообщения такой информации, когда ее носителем выступает человек. Сокрытие информации возможно и в форме действия - сообщения заведомо ложных сведений о денежных средствах или имуществе, - поскольку тем самым утаивается истинная информация. Сокрытие образует также передача имущества в иное владение, т.е. сопряженная с утаиванием и основанная на обоюдном согласии сторон передача имущества как в законное (титульное), так и в незаконное владение другого лица. Сокрытие возможно и в форме отчуждения денежных средств или имущества, под которым с учетом положений п. 1 ст. 235 ГК понимается не связанное с исполнением правовой обязанности безвозмездное, неэквивалентное или бесхозяйственное добровольное отчуждение имущества либо безвозмездная, неэквивалентная или бесхозяйственная растрата денежных средств, влекущие прекращение права собственности. Отказ от права собственности (п. 1 ст. 235, ст. 236 ГК) состава преступления не образует.

Обязательным признаком объективной стороны деяния является крупный размер сокрытого, под которым понимается сокрытие денежных средств или имущества, стоимость которых превышает 250 тыс. рублей (примечание к ст. 169 УК). При оценке размера сокрытого допускается сложение стоимости сокрытых одновременно денежных средств и иного имущества.

Обязательным признаком объективной стороны является время совершения преступления: сокрытие должно иметь место после образования недоимки по налогам и (или) сборам.

Состав преступления формальный, и преступление признается оконченным с момента совершения действий по сокрытию.

Субъективная сторона характеризуется только прямым умыслом.

Субъект преступления специальный. Им является собственник либо руководитель организации-налогоплательщика (плательщика сбора) или организации - налогового агента, либо иное лицо, выполняющее управленческие функции в такой организации, либо индивидуальный предприниматель-налогоплательщик (плательщик сбора) или индивидуальный предприниматель - налоговый агент. Последние три понятия раскрываются применительно к ст. ст. 195 - 196 УК и к примечанию 1 к ст. 201 УК. Что касается собственника организации (точнее - собственника имущества организации), то по ст. 199.2 УК уголовную ответственность могут нести только физические лица, создавшие финансируемое собственником учреждение (п. 2 ст. 48, ст. 120 ГК). Собственниками государственных и муниципальных предприятий (точнее - собственниками их имущества) выступают Российская Федерация, субъекты Российской Федерации и муниципальные образования, не являющиеся субъектами уголовной ответственности (ст. 19 УК).

 

 

Вопрос 51. Уголовно-правовая характеристика злоупотребления полномочиями.

Объектом преступления, предусмотренного ст. 201 УК, являются взаимоотношения управленческого характера в негосударственных организациях.

Объективную сторону составляют три элемента: 1) использование лицом своих полномочий вопреки законным интересам организации; 2) последствия в виде существенного вреда правам и законным интересам граждан или организаций либо охраняемым законом интересам общества и государства; 3) причинная связь между поведением служащего и этими последствиями.

Управленческие функции, в соответствии с Примечанием к ст. 201, могут носить организационно‑распорядительный или административно‑хозяйственный характер.

Организационно‑распорядительные полномочия состоят в руководстве организацией или ее подразделением, возможности принимать решения правового характера, связанные с внутренним распорядком (прием на работу и пр.) либо с управлением организацией (решение об открытии филиала, реорганизация, ликвидация и пр.), осуществлением контроля за деятельностью организации или ее подразделения.

Административно‑хозяйственные полномочия подразумевают возможность лица от имени организации совершать сделки и представлять ее во взаимоотношениях с другими организациями и государством.

Преступления, предусмотренные ст. 201–204 УК, могут быть совершены только лицом, имеющим определенное служебное положение в негосударственной организации (в том числе функции единоличного исполнительного органа, члена совета директоров либо иного коллегиального исполнительного органа), поскольку злоупотребления лиц, занимающих должности на государственной службе, наказываются в соответствии с нормами гл. 30 УК.

Злоупотребления полномочиями лицом, выполняющим управленческие функции в негосударственных организациях, могут выражаться в заключении этим лицом от имени организации сделок, заведомо убыточных для нее, сокращении производства и количества рабочих мест при отсутствии к тому оснований и пр.

Обязательным условием наступления ответственности по ч. 1 ст. 201 является причинение существенного вреда законным правам и интересам граждан или организаций либо охраняемым законом интересам общества и государства. При этом необходимо установить наличие причинной связи между действиями виновного и наступившими последствиями.

Вред законным правам и интересам граждан может быть причинен в результате безосновательного сокращения количества рабочих мест, невыплаты заработной платы работникам предприятия в течение длительного времени и др.

Вред правам и законным интересам других организаций состоит, например, в вытеснении их с рынка товаров демпинговой политикой или с помощью иных видов недобросовестной конкуренции.

Вред, причиняемый законным интересам общества или государства, состоит в снижении налогооблагаемой базы и пр.

Существенность вреда определяется трудностями по его устранению и связывается с крупным размером убытков, понесенных организацией в результате действий виновного, и иными последствиями, ведущими значительные материальные затраты.

Преступление является оконченным с момента наступления последствий в виде причинения существенного вреда интересам других организаций, граждан, общества или государства.

Субъективная сторонапреступления характеризуется прямым умыслом. В диспозиции ч. 1 ст. 201 указаны специальные цели преступления:

извлечение выгод и преимуществ для виновного или других лиц;

нанесение вреда другим лицам.

В умысел виновного входит осознание того факта, что с помощью предоставленных ему управленческих полномочий он сможет реализовать соответствующую преступную цель.

Субъектомпреступления может быть только лицо, постоянно, временно либо по специальному полномочию выполняющее организационно‑распорядительные или административно‑хозяйственные обязанности в коммерческой организации независимо от формы собственности, а также в некоммерческой организации, не являющейся государственным органом, органом местного самоуправления, государственным или муниципальным учреждением, либо лицо, выполняющее функции единоличного исполнительного органа, члена совета директоров или иного коллегиального исполнительного органа (п. 1 Примечания к ст. 201 УК).

Часть 2 ст. 201 в качестве квалифицированного вида преступления называет злоупотребление полномочиями, повлекшее тяжкие последствия. К тяжким последствиям можно отнести банкротство или ликвидацию юридического лица в результате действий виновного и пр. Причинная связь между действиями виновного и наступившими последствиями входит в предмет доказывания по делам о таких преступлениях.