Информационная акмеология

План

1. Сущность информационной акмеологии и ее связь с процессом информатизации общества.

2. Виды информационной деятельности.

3. Содержание профессиональной компетентности в информационной деятельности.

4. Пути и способы достижения профессионализма в информационной деятельности.

Ключевые слова: информационная деятельность, информационная акмеология, профессионализм в информационной деятельности, информатика, информационная технология, информационное общество, акмеограмма пользователя информационных технологий.

– информационная деятельность – активность человека, направленная на создание и использование информационных технологий;

информационная акмеология – наука о путях достижения профессионализма и компетентности в информационной деятельности;

профессионализм в информационной деятельности – это интегральная психологическая характеристика личности специалиста – пользователя информационными технологиями, включающая владение им необходимыми видами профессиональной деятельности и сочетание личностных профессионально важных качеств, обеспечивающих эффективное решение его профессиональных задач по поиску, хранению и эффективной обработке информации, а также задач профессионального самосовершенствования в области информатики;

информатика – наука, изучающая все аспекты разработки, проектирования, создания, оценки и функционирования различных систем переработки информации, их применения и воздействия на различные области социальной практики;

информационная технология – это системно организованная для решения профессиональных задач совокупность методов и средств реализации операций сбора, регистрации, передачи, накопления, поиска, обработки и защиты информации на базе применения развитого программного обеспечения и различных средств вычислительной и телекоммуникационной техники;

- информационное общество информационных технологий – это глобальное общество, в котором обмен информацией не имеет ни временных, ни пространственных, ни политических границ, а обработкой информации занято больше людей, чем обработкой сырья и материалов;

акмеограмма пользователя информационными технологиями – это программы, включающие систему задач и способов продвижения специалиста к вершинам профессиональной и личностной зрелости в ходе использования информационных технологий.

 

Сущность информационной акмеологии и ее связь с процессом информатизации общества

 

Информационная акмеология – наука о путях достижения профессионализма и компетентности в решении задач по поиску, хранению, эффективной обработке, использованию и защите информации.

С формирующимся информационным обществом в последнее десятилетие связываются большие ожидания. Считается, что информационное общество обладает гигантским потенциалом для улучшения качества жизни всего человеческого сообщества и каждого человека в отдельности. Возникновение глобальных информационных сетей и систем впервые в истории нашей планеты открывает возможность связать буквально каждого с каждым, обеспечить доступ к информационным ресурсам человеческой цивилизации любому жителю земли.

Сегодня четко обозначилась тесная связь между образованием, обучением и развитием, поэтому ключевым фактором для любой отрасли, организации или компании становится эффективный доступ к образованию и непрерывное обучение. Во многих странах реальностью становится развертывание массовой системы качественного обучения на расстоянии и образования, не ограниченного ни возрастными рамками, ни физическим состоянием. Еще одна возможность, представляемая информационным обществом – качественное улучшение системы охраны здоровья – новые информационные технологии.

 

Виды информационной деятельности

 

Профессионализм пользователя информационными технологиями – это интегральная характеристика личности специалиста, включающая владение им видами профессиональной деятельности и наличие сочетания профессионально важных психологических качеств, обеспечивающих эффективное решение профессиональных информационных задач по поиску, систематизации и обработке информации, ее защите, использованию ее в разных социальных сферах.

Информационная акмеология возникает в условиях информатизации общества, состоящей в организации и совершенствовании способов работы с информацией в условиях широкой компьютеризации и информатизации жизни российского общества.

В России за последние 7–10 лет процессы информатизации, компьютеризации и развития телекоммуникаций позволили создать серьезные предпосылки и условия перехода к информационному обществу, интеграции страны в мировое информационное сообщество.

В современном быстро меняющемся мире возрастает необходимость в наличии большого объема информации. Информация становится важным ресурсом социально-экономического и культурного развития, масштабы ее использования стали сопоставимыми с масштабами использования традиционных ресурсов (энергия, сырье, и т.п.). Величина суммарных затрат на информацию уже имеет макроэкономическую значимость. В стране насчитывается более 400 тысяч оригинальных, постоянно обновляемых баз данных. Быстро растет количество российских сайтов в глобальной информационной сети Интернет. Информация представляет собой специфический информационный ресурс, обладающий свойствами товара, так как для его получения затрачивается труд людей и оборудования. Информация имеет социальную значимость, которая зависит от того, насколько она отвечает потребностям людей, а также от сроков ее поступления.

Еще одна возможность, предоставляемая информационным обществом, - качественное улучшение системы охраны здоровья. Новые информационные технологии делают широкодоступной профилактическую информацию, создают основу для получения любым пациентом, где бы он ни жил, регулярных врачебных консультаций. Они превращают в реальность "телемедицину", опирающуюся на национальные и мировые информационные ресурсы.

В информационном обществе обычным явлением становится "телеработа", которая в состоянии кардинально решить проблему занятости, в том числе для людей с ограниченными физическими возможностями, что может помочь решению одной из самых сложных социальных проблем. Кроме того, с массовым распространением телеработы связываются надежды на решение таких острых проблем больших городов, как перегрузка транспортной системы и загрязнение воздуха выхлопными газами.

Информация становится реальным социальным ресурсом – ведь фактически только она способна помочь человеку адаптироваться к жизни в условиях неопределенности, приспособиться к постоянным изменениям, выработать новые стереотипы поведения, соответствующие новым обстоятельствам.

Для человека информационного века единство мира оказывается уже не теоретической или идеологической абстракцией, а фактом его повседневной жизни. "Сжимая пространство", информационное общество резко расширяет возможности человека выбирать, где и на каких условиях работать, у кого и по каким ценам покупать те или иные товары и услуги, делает продавцов более зависимыми от потребителей, существенно усложняет жизнь монополистам, недобросовестным работодателям и производителям.

Процесс информатизации и создание информационной среды, охватывая материальное производство, социальную сферу, а также услуги, включают в себя:

– создание информационных техник и технологий, обеспечивающих производство, обработку и распространение информации;

– разработку инфраструктуры, обеспечивающей применение и развитие средств и процессов информатизации;

– производство самой информации, информационных продуктов и услуг.

Объектами процессов информатизации являются:

– машинообрабатываемая информация, существующая в виде сообщений, документов или массивов баз данных в устройствах памяти любой конструкции;

- информационные технологии;

– программные средства;

– информационно-вычислительные системы и сети.

Субъектами взаимодействия и отношений в области информатизации являются физические и юридические лица, государственные органы и административно-территориальные образования, являющиеся авторами, накопителями, владельцами или потребителями машинообрабатываемой информации, программных средств, информационных систем, технологий или услуг.

Субъектами информационной деятельности являются пользователи средств вычислительной техники, специалисты в области информационных технологий, участвующие в разработке, сопровождении, приемке и эксплуатации программного обеспечения, в защите информации. Выделяют группы участников информационной деятельности: начинающие неподготовленные пользователи (но занимающиеся подготовкой исходящих данных, оценкой полученных результатов), неопытные пользователи (использующие отдельные прикладные программы, но не понимающие их принципов), опытные пользователи (свободно владеющие рядом программ, интересующиеся смыслами, приемами использования пакетов программ).

Инфраструктура информатизации включает себя:

– систему коммуникаций, вычислительных средств и сетей, обеспечивающих взаимодействие между собой информационных объектов и технологий;

– программные средства, поддерживающие функционирование комплексов аппаратуры;

– информационные средства и базы данных;

– систему подготовки кадров, способных эффективно эксплуатировать эти технологии;

– экономические правовые механизмы, способствующие эффективному развитию процесса информатизации.

Создание современной инфраструктуры информатизации должно обеспечивать пользователям широкий набор информационно-вычислительных услуг с доступом к локальным и удаленным машинным ресурсам, технологиям и базам данных.

Информационными ресурсами являются формализованные идеи и знания, различные данные, методы и средства их накопления, хранения и обмена между источниками и потребителями информации. При этом под информацией понимаются сведения об объективно существующих объектах и процессах, а также их связях и взаимодействии, доступные для практического использования в деятельности людей. Задача информатизации состоит в сокращении различных видов материальных, энергетических, финансовых и других потоков за счет их частичной замены и компенсации информационными потоками. Для этих целей применяются информационные системы, реализующие соответствующие информационные технологии.

Информационная технология – это совокупность методов, производственных процессов и программно-технических средств, объединенных в технологическую цепочку, обеспечивающую сбор, обработку, хранение, распространение (транспортировку) и отображение информации с целью снижения трудоемкости процессов использования информационного ресурса, а также повышения их надежности и оперативности. Эффективное применение информационных технологий во многом определяется уровнем квалификации субъектов процессов информатизации при условии, что предлагаемые рынком технологии максимально доступны потребителю. Соответственно должна постоянно совершенствоваться система подготовки и переподготовки кадров специалистов, создающих и использующих информационные технологии в своей практической деятельности.

Экономические цели информатизации состоят в получении, обработке и применении информационного ресурса для повышения эффективности использования всех видов народно-хозяйственных ресурсов: трудовых, материальных, энергетических, финансовых, производственных.

Социальные цели информатизации состоят в улучшении качества и расширении ассортимента социальных услуг, представляемых гражданам, благодаря информационным технологиям в социальной сфере: интеллектуализации досуга и увеличении доли свободного времени в общем времени жизнедеятельности человека, обеспечении реализации демократических свобод для широких слоев населения, в том числе повышении качества образования и уровня медицинского обслуживания; укреплении социальной защиты; смягчении издержек социальных преобразований; развитие демократизации и гласности; обеспечении и обоснованности политических и экономических решений.

Психологические цели информатизации состоят в создании таких условий для профессиональной деятельности, при которых информационные технологии наиболее эффектно внедряются в их реальную деятельность, обеспечивая при этом профессиональное и личностное развитие граждан, повышение комфортности и привлекательности труда.

В процессе использования информационных технологий человек осуществляет разные виды деятельности, в каждом из которых работник может достигать высшие уровни:

– поиск, хранение, переработка, перемещение, потребление информации;

– использование информационных технологий как средства повышения эффективности разных видов практической профессиональной деятельности (связь, СМИ, бизнес, автоматизация производства и т. д.);

– применение информационных технологий в обучении;

– защита информационных ресурсов, обеспечение безопасности информации;

– использование информационных технологий как средства информационного противодействия, борьбы;

– применение информационных технологий в аналитических исследованиях, упорядочивание информационных коммуникативных процессов в обществе;

– создание информационных систем поддержки принятия управленческих (государственных) решений, обеспечения эффективного менеджмента;

– консультирование новых информационных технологий;

– оценивание эффективности использования информационных технологий;

– изучение потребностей и возможностей пользователей информационных технологий, адаптации людей к новым технологиям, а также приспособление техники к меняющимся потребностям человека;

– рефлексивная самоорганизация системы в условиях дефицита информации;

– изучение психологических последствий введения новых информационных технологий, выявление новых возможностей для улучшения жизни людей вследствие их введения;

– осуществление эффективного взаимодействия человека и машины, взаимного резервирования возможностей человека и машины.

"Пики", оптимумы, вершины могут достигаться пользователями информационных технологий в разных видах информационной деятельности, соответственно информационная акмеология охватывает эти многообразные проявления высокого профессионализма пользователей информационных средств.

 

Содержание профессиональной компетентности в информационной деятельности

 

Профессиональная информационная компетентность включает в себя совокупность профессиональных знаний, умений, профессионально важных качеств личности пользователей информационных технологий:

– знания специальной терминологии, знание программирования, знания о компьютерной графике, о технической сфере устройства ЭВМ, знания об эталонной модели специалиста – пользователя информационных технологий;

– умение пользоваться информационными технологиями для повышения продуктивности профессиональной деятельности, увеличение объема и скорости обработки материала, расширения вычислительных возможностей человека, приемов оптимального диалогового режима общения с ЭВМ;

– наличие психических процессов: "компьютерного" мышления, мышления формализованными структурами и свернутыми формами как условия перехода от одного языка программирования к другому, моделирования, воображения, распределения внимания, вербальной памяти;

– наличие качеств личности: мотивационной направленности на использование информационных технологий, доверия к компьютеру, установки на соблюдение этикета электронного общения и др.

Компетентность в информационной деятельности выражается также в способности преодолевать негативные последствия информационных технологий – отрыв от реальности, компьютерефобия, дегуманизация труда за счет снижения общения, деперсонализация партнера по общению и сведение его к набору сообщений и др.

Разные виды информационной деятельности требуют включения различных компонентов компетентности.

Так, деятельность по сбору, анализу и хранению информации требует владения эффективными методиками и программным обеспечением для поиска информации, ее первичной и вторичной переработки (обзоры, рефераты), приема и передачи информации по разным каналам, оценки информации, а также наличия у работника личностных качеств ответственного отношения к сбору и обработке информации, аналитических способностей, концентрации внимания, системного мышления.

Деятельность по использованию информационных технологий в профессиональном обучении опирается на осведомленность о сторонах информационной подготовки (изучение ключевых понятий и сущности информационных процессов и технологий, методов обработки информации в автономных системах, приемов применения информационных технологий в конкретных видах деятельности и устойчивых навыков работы с автоматизированными системами), владение методами обучения и их использованию и т. д.

Деятельность по обеспечению безопасности информации и защите субъектов информационной деятельности от манипулятивных негативных воздействий требует координированных действий по преодолению несанкционированного проникновения в информационные ресурсы, действий по обеспечению информационно-психологической безопасности, недопущения манипулирования информационными потоками в профессиональной деятельности, а также личностных качеств социальной ответственности, соблюдения этических норм в работе с информацией, высокой информационной культуры.

Деятельность по осуществлению информационной борьбы требует знаний о роли информационных технологий в жизни общества, о формах и методах информационного воздействия и информационного подавления, знаний по потенциальным угрозам безопасности информации, защиты информационных ресурсов от непреднамеренных воздействий, от несанкционированного доступа к информационным ресурсам, от побочных электромагнитных излучений; знаний о методах информационной борьбы (дезинформация, модельное психологическое воздействие, разведка и контрразведка), приемами обеспечения информационной безопасности государства, организации, человека, а также качеств личности – мотивов долга, способности мобилизоваться, сконцентрироваться на задаче.

Использование информационных технологий в поддержке управленческих решений требует действий оперирования информационными ресурсами организации, обеспечения точности, доступности и сохранности этих ресурсов, их использования в интересах перспектив развития организации, а также качеств гибкости мышления, способности к согласованным действиям с другими людьми, социальной ответственности.

Информационная акмеология изучает условия и способы продвижения к внешним уровням профессионализма в названных видах деятельности.

Акмеограмма пользователя информационными технологиями – это документ, в котором отражены направления и этапы возможного продвижения человека к вершинам профессиональной информационной деятельности. Она включает в усложняющемся порядке необходимые для профессионализма профессиональные знания, умения, качества личности.

 

Пути достижения профессионализма в информационной деятельности

 

Достижение специалистом "акме" в профессиональной деятельности возможно при последовательном и систематическом овладении человеком видов и уровней информационной деятельности для обеспечения задач надежного хранения, эффективной передачи информации, обеспечения ее безопасности и использования информации как ресурса общественного прогресса. Это, в свою очередь, предполагает наличие компьютерной грамотности, информационной культуры, гуманистической направленности в использовании новых информационных технологий.

Резюме

Информационная акмеология как одно из направлений прикладной акмеологии разрабатывает пути достижения специалистом высоких уровней информационной деятельности, способствуя человеку в его активной жизнедеятельности в современном информационном обществе, в овладении человеком приемов сбора, хранения, переработки, доставки, защиты информации, способов обитания в новой информационной среде. Информационная акмеология выявляет условия достижения человеком разных видов компетентности, включающих сочетание специфических профессиональных знаний, умений, качеств личности.

Список литературы

Бабаева Ю.Д., Войскунский А.Е. Психологические последствия информатизации // Психологический журнал. 1998. № 1.

Блэкнер Ф. Информационные технологии и организации: уроки 80-х и перспективы 90-х. // Психология труда и организационная психология / Под ред. А.К. Леоновой, О.Н.Чернышевой. М., 1995.

Лепский В.Е. Проблемы информационно-психологической безопасности. //Психологический журнал. 1996. № 3.

Поляков В.П., Буров С.П., Ефимов A.M. Информационная подготовка и проблемы защиты информации: Применение информационных технологий в военном деле. Вып. 4. 1995.

Райков А.Н. Информационные системы поддержки государственных решений // НТИ. Сер. 2. 1995. № 10.

© Беспалов П.В., 2002