ЧТО ТЫ ЗНАЕШЬ О РАСТЕНИЯХ?

Какое дерево имеет белую кору? На каких деревьях растут желуди? Из чего вырастает лист? Как называются плоды ели и сосны?

2. Ответы запиши. Подчеркни парные звонкие и глухиесогласные.

дневник

 


Упражнение 13. 1. Прочитай слово в рамке. Произнеси слово чётко по слогам. Назови гласные и согласные буквы. Поставь предложение по схеме.

|В _____ _____ _____ _____ .

2. Назови нарисованные предметы.

Вставить кртинку

 

3. Вставь эти названия в предложения. Предложения запиши. Подчеркни парные звонкие и глухие согласные в названиях картинок.

Не забудь положить ... в ... .

Весь ... сложили в ....

На ... положили спелые ....

Упражнение 14. 1. Прочитай. Вставь пропущенные буквы.

Мес.ц, н...деля, кла..., т...варищ, дн...вник.

2. Вставь эти слова в предложения. Запиши их.

В году три зимних ....

... — это семь дней.

У нас дружный ....

Сам погибай, а ... выручай.

Правильно заполняй свой ....

3. Подчеркни парные звонкие и глухие согласные.
Упражнение 15. 1. Прочитай.

В нашем классе учится Юра Лебедев. Он умеет многое делать. Юра хорошо рисует, лепит, чисто убирает класс. Вчера Юра сделал змея. Весь клас. запускал его. Ребята говорят, что у Юры золотые руки.

2. Скажи, кто в твоём классе похож на Юру. Объясни, что значат слова «золотые руки».

3. Напиши такой же рассказ о своём товарище или подруге. В словах первого предложения назови парные звонкие и глухие согласные.

ЗВОНКИЕ И ГЛУХИЕ СОГЛАСНЫЕ НА КОНЦЕ СЛОВА

Упражнение 1. 1. Рассмотри картинки. Назови каждый предмет. Произнеси последний звук в слове. Какой это звук, звонкий или глухой?

 






 

2. Спиши названия этих предметов. Подчеркни последнюю букву.

Гриб — укроп, завод — халат, рукав — шкаф, утюг — рак, арбуз — колос.

3. Назови слова, на конце которых пишутся и произ
носятся глухие согласные.

4. Назови слова, на конце которых пишутся звонкие
согласные, а произносятся глухие.

На конце слов звонкие согласные произносятся как глухие.

Упражнение 2. 1. Спиши слова.

Клуб, обрыв, пирог, народ, груз, сторож.

2. Подчеркни звонкие согласные на конце слов. Как они произносятся? А как пишутся?

Упражнение 3. 1. Рассмотри картинки. Прочитай подписи под ними.


 

Флаг — флаги Жук — жуки

2. Спиши пары слов. Подчеркни выделенные согласные.

Как произносится согласный звук на конце слова флаг? Какая буква написана?

Как произносится согласный звук перед и в слове флаги? Какая буква написана?

3. Вторую пару слов разбери так же.

Упражнение 4. 1.Спиши пары слов. Подчеркни выделенные согласные.

Дуб — дубы. Пруд — пруды. Глаз — глаза.

Суп — супы. Крот — кроты. Голос — голоса.

2. Скажи, как выделенные согласные произносятся на конце слов. Как они произносятся перед гласными?

Какие буквы написаны в парах слов? (Одинаковые или нет?)

Согласные на конце слова пишутся так же, как перед гласными: дуб дубы, суп супы.

Упражнение 5.1. Прочитай слова. Измени их по образцу.

Этажи этаж. Ландыши — ....

Морозы — .... Матросы — ....

Плоды — .... Буфеты — ....

2. Скажи, какие согласные надо писать на конце этих слов. Объясни почему.

3. Запиши пары слов. Подчеркни звонкие и глухие со
гласные по образцу.

Упражнение 6.1. Прочитай слова. Измени их по образцу.

Хлеба хлеб. Годы — ... .

Острова — .... Вальсы — ... .

Уроки — .... Призы — ....

Бинты —_____________ . Сапоги — ....

2. Скажи, какие согласные надо писать на конце слов.
Объясни почему.

3. Напиши пары слов. Подчеркни согласные по образцу.

Для проверки парной звонкой или глухой согласной на конце слова надо изменить слово так, чтобы после согласной стоял гласный: луг луга, лук луки.

Упражнение 7. 1. Прочитай. Подбери проверочные слова по образцу.


Зуб — зубы. Клюв — .... Бинт — ....

Поезду поезда. Снег — .... Лес ... .

2. Запиши пары слов. Подчеркни звонкие и глухие согласные по образцу.

Упражнение 8. 1. Назови картинки парами.

2. Скажи, в каких словах надо проверить согласную на конце слова. Какие слова будут проверочными?

3. Запиши названия предметов парами по образцу: Таз тазы.




 


Упражнение 9. Начерти таблицу и заполни её. Гласную конце слова пиши красным карандашом.

Произнеси Проверь гласными Напиши
Хле.. Голо… Остро.. Ле… Хледа     …   ….     …. Хлеб

 

 

Упражнение 10. 1. Прочитай предложения. Подбери проверочные слова.

Образец. Собака взяла (следы) след. За окном намело большой (...) сугро...

 

 

Я подарю маме пышный (...) буке... .

На берегу сидел (...) рыба... .

2. Спиши. Вставь пропущенные буквы и проверочные слова.

Упражнение 11.1. Прочитай слова и подбери к ним проверочные. Сначала называй проверочное слово, а потом согласную, которая пропущена.

Дру..., тру..., гудо..., прика..., наря... .

2. Прочитай предложения. Выделенные слова замениблизкими по смыслу.

1) Мой товарищхорошо играет в футбол. 2) Уважай работудругих людей. 3) Я услышал сигнали побежал. 4) Собака выполнил командуправильно. 5) Мне купили праздничный костюм.

3. Предложения запиши.

Запомни: чтобы не сделать ошибки, надо сначала подобрать проверочное слово, а потом написать пропущенную букву.

 

Упражнение 12.1. Прочитай.

Без чего не может жить человек?

Без воздуха. Без воды. Без хлеба.

И ещё человек не может жить без труда. Посмотри вокруг. Всё сделано руками человека. Тру... нужен человеку, как воздух, как вода, как хле... .

 

2. Найди слова с пропущенной буквой. Подбери из текста проверочные слова.

3. Запиши последнее предложение. Вставь пропущенные буквы.

Упражнение 13. 1.Прочитай слова в левом столбике. Скажи,какие согласные надо писать на конце слов. Подбери к ним слова, противоположные по значению, из пра-зого столбика.

Трю… север
Моро… безделье
Ю… баба
Де… тепло
Холо… жара
Гря…ь враг
Дру… чистота

 

2. Запиши слова парами по образцу: Юг север.

завод

Упражнение 14.1. Прочитай слово в рамке. Произнеси чётко по слогам. Назови гласные и согласные буквы, Состаавь два предложения со словами завод, заводской.

2. Прочитай и отгадай загадки.

Лежал, лежал, а солнышко пригрело — в речку убежал.

Здесь варят сталь, металл куют, здесь уважают всякий труд.

Мост, как синее стекло: скользко, весело, светло.

Тёмной он покрыт корой, лист красивый, вырезной, а на кончике ветвей много-много желудей.

3. Отгадки запиши. Объясни, как надо проверять звонкиe согласные на конце слов.

Учись объяснять. Яне знаю, какую согласную надо писать в слове сне..., г или к. Я изменю слово так, чтобы после согласного стоял гласный звук. Проверочное слово снега. Звук г слышится чётко. В слове снег напишу букву г.

Упражнение 15. 1. Закончи загадки. Отгадай их.

Далеко мой стук Мы кормушки смастерили.

Слышится вокруг. Мы столовую открыли.

Червякам я враг, Воробей, снегирь-сосед,

а деревьям .... будет вам зимой ....
(Б. Тимофеев.) (Н. Саконская.)

То я в клетку, то в линейку,
написать на мне сумей-ка,
можешь и нарисовать.
Что такое я? .... -

(А. Б а е в а.)

Отворилась тихо дверь, и вошёл усатый зверь. Берегись, мышиный род! На охоту вышел ....

(Ю. Могутин.)

2. Запиши отгадки вместе с проверочными словами.

3. Найди в загадках другие слова на это же правило.

Упражнение16. Прочитай текст. Вставь пропущенные слова.

Выпал пушистый .... У забора намело большой .... Утром ударил сильный .... На пруду крепкий .... Ребята вышли на ... . Весело бежать на коньках по льду.

2. Спиши. Вставь пропущенные слова. Объясни их написание.

Упражнение 17.1. Прочитай пословицы. Какие из них учат трудолюбию, какая — дружбе?

Старый дру... лучше новых двух. Чтобы мё... есть, надо в улей лезть. Тру... человека кормит, а лень портит.

2. Объясни написание слов с пропущенной буквой.

3. Пословицы спиши. Вставь пропущенные буквы.

Упражнение 18. 1.Прочитай вопросы и ответь на них.

Какой зверёк живёт глубоко под землёй? Какой зверёк защищается острыми иголками? Какой зверь похож на собаку? Какой зверь спит зимой в берлоге?

2. Ответы запиши. Объясни написание слов с парной звонкой и глухой согласной на конце.

рассказ

Упражнение 19. 1. Прочитай слово в рамке. Произнеси его чётко по слогам. Назови гласные и согласные буквы.

2. Прочитай слова. Чем они похожи? Чем отличаются?

Рассказ, рассказал, пересказал, подсказал.

3. Составь и запиши одно предложение с любым из этих слов.

Упражнение20. 1. Прочитай текст и рассмотри картинку. Учитель велел детям написать рассказ о животных. Дима написал:

Рассказ о зверях.

Звери живут в лесу дружно. Они часто собираются вместе.

2. Запиши заглавие и рассказ Димы. Закончи его по картинке. Проверь, правильно ли написаны названия животных.

3. Скажи, что у тебя получилось — рассказ или сказка.
Почему?

Упражнение 21. 1.Прочитай слова. Скажи, в каком порядке они написаны. Выпиши слова, в которых нужно проверить согласные на конце слова. Проверь их по образцу: Арбуз арбузы.

Арбуз, берег, билет, вагон, вокзал, глаз, клуб, утюг, комбайн, костюм, магазин, град, пирог, полёт, пример, рассказ, рекорд.

2. Скажи, какие согласные на конце слова проверять не нужно. Почему?

Упражнение 22.1. Выпиши в алфавитном порядке слова, в которых нужно проверить согласные на конце. Проверь их.

Тетрадь, дневник, ручка, пенал, карандаш, нож, доска, гвоздь, молоток, клещи, портфель, круг, этаж, топор, завод.

2. Скажи, какие буквы на конце слов проверять не нужно. Почему?

город

Упражнение 23.1. Прочитай слово в рамке. Произнеси его по слогам. Назови гласные и согласные буквы.

2. Приставь к большому кубику маленькие так, чтобы получились новые слова. Объясни их значение.

Вставить картинку

 


 

 

3. Напиши рассказ «Мой город» по вопросам.

В каком городе ты живёшь? (Какой город тебе нравится?)

Какие улицы в этом городе? (большие, широкие, узкие)

Какие в нём дома? (каменные, деревянные)

Что находится в центре города?

Упражнение 24.Выпиши из словарика в конце учебника слова со звонкой или глухой согласной, которую нужно проверить. Рядом напиши проверочные слова.

Упражнение 25. Допиши примеры по образцу.

Звонкие и глухие согласные на конце слова: дуб, ........

Мягкий знак на конце слова: конь, ...

Мягкий знак в середине слова: пальто,

Слова из словаря: рассказ, ..., ... .

Слоги жи ши: мыши, ..., ... .

Слоги чу щу: щука, ........

Упражнение 26. 1. Прочитай предложения. Назови пропущенные буквы.

Р...бята бегали по л...ду. Они стали крич...ть. А лё... был тонкий. Р...бята оказались в воде. Он треснул. На бере... выбежал р...бочий. Он спас р...-бят.

2. Запиши предложения в таком порядке, чтобы получился рассказ. Вставь пропущенные буквы.

Упражнение 27. 1. Прочитай стихотворение. Го... прошёл, как день вчерашний. Над ...осквою в этот ч...с бьют часы Кремлёвской башни свой салю... двенадцать раз.

(С. Марша к.)

2. Спиши. Вставь пропущенные буквы. Объясни их написание.

праздник

Упражнение 28. 1. Прочитай слово в рамке. Произнеси его чётко по слогам. Назови гласные и согласные буквы. Составь два предложения со словами праздник и праздничный.

2. Спиши стихотворение.

Возле ёлки в Новый год водим, водим хоровод. Елочка-красавица всем нам очень нравится.

(С. Вышеславцева.)

3. Выучи две первые строчки наизусть. Приготовься пи
сать их в классе по памяти.

Упражнение 29. 1. Составь предложения с данными словами так, чтобы получился рассказ.

Новый год. Пушистая ёлка. В школе праздник. Начало в 10 часов. Подарки первому классу.

2. Рассказ запиши. Подчеркни слова на знакомые тебе правила.

Упражнение 30. 1. Расскажи, что ты знаешь о жизни птиц зимой. Прочитай слова.

Снег, сад, дуб, кормушка, хлеб, зёрна.

2. Составь предложения с данными словами так, что
бы получился рассказ.

3. Озаглавь рассказ и запиши его. Подчеркни слова
на знакомые тебе правила.

Упражнение 31. 1. Прочитай текст.

МОИ ДРУГ.

У меня есть друг. Его зовут Коля. Ему десять лет. Мы учимся в третьем классе. Летом я и Коля ходили в поход^ В походе мы помогали друг другу.

2.Напиши рассказ о своём друге (своей подруге) по
вопросам.

Есть ли у тебя друг?

Как его зовут?

Сколько ему лет?

Где он учится?

Как вы помогаете друг другу?

3. Подчеркни слова на знакомые правила.

Упражнение 32. 1. Рассмотри картинку и расскажи, что на ней изображено.



T


2. Ответь на вопросы.

Что изображено на картинке? Какие дома? Много ли машин? Где переходят улицу пешеходы? (По пешеходной дорожке.)

На какой свет светофора они идут?

О чём предупреждает жёлтый свет?

Что обозначает красный?

Почему нельзя на этот свет переходить улицу?

3. Запиши ответы на 1, 2, 3 вопросы. Подчеркни слова на знакомые тебе правила.


разделительный мягкий знак

Упражнение 1.1. Рассмотри картинку и прочитай подпись.

2. Объясни значение выделенных
слов.

3. Произнеси слоги ля и лья. В каком
из них лия произносятся слитно, а в
каком раздельно? Какая буква написана
между л и я в слове колья?

4. Запиши предложение.

Мальчик Коля несёт колья.

Упражнение 2. 1. Спиши слова. Подчеркни слоги с мягким знаком, как показано в образце.

Братья, деревья, пью, лью, счастье, бельё, ружьё, воробьи, соловьи.

2. Скажи, как произносятся согласные и гласные в подчёркнутых слогах (слитно или раздельно). Какой знак обозначает это на письме?

Разделительный ь показывает, что согласный и гласный звуки произносятся раздельно.

Упражнение 3.1. Прочитай предложения.

1) Я полюсорную траву. Я польюогурцы
тёплой водой.

2) Олениживут на Севере. Оленьирога вет
висты.

3) Я учу читать маленького брата Костю.Рыбу
ешь осторожно, а то подавишься костью.

 

2. Выпиши выделенные слова по образцу: Полью
полю.

3. Определи сходство и различие этих слов.

Сходство:

Одинаковые буквы (назови их).

Различие:

Значение слов (объясни их). Разное произношение последнего слога (произнеси его). Разное количество букв (посчитай).

Упражнение 4.1. Прочитай.

1) Оля польёткомнатные растения. Мы наблюдаем полётптиц. 2) Ольга и Игорь — дети из одной семьи.Ольге ещё нет семилет. 3) Я солюогурцы. Сварю картофель, а потом сольюводу.

2. Выпиши выделенные слова. Объясни их сходство и различие по плану в упражнении 3.


Упражнение 5.1. Измени предложения по образцу.

Ползёт муравей.— Ползут муравьи.

Журчит ручей. —..............................

Летит воробей. —...........................

Поёт соловей. —.............................

2. Прочитай слоги, где согласный и гласный произ
носятся раздельно.

3. Запиши предложения. Подчеркни слоги с раздели
тельным ь.

Упражнение 6.1. Измени предложения по образцу. Прочитай слоги с разделительным ь.

Приехал брат.Приехали братья.

Опал лист. —.............................

Стоял стул. — ........................

Росло дерево. —.........................

2. Предложения запиши. Подчеркни слоги с разделительным ь.

Упражнение 7.1. Измени слово лить по образцу.

Я пью …

Ты пьёшь …

Он пьёт ...

Мы пьём

Вы пьёте

Они пьют

2. Запиши так: Лью, льёшь, ....

Какая буква обозначает, что согласный и гласный произносятся раздельно? Подчеркни эту букву.

Упражнение 8. 1. Прочитай слова по слогам.

Кры-лья, ру-чьи, вью-га, пе-че-нье, му-ра-вьи, у-льи, ко-ло-сья, о-бе-зья-на, здо-ро-вье, о-се-нью.

2. Вспомни правила переноса. Какое слово нельзя пе
ренести?

3. Спиши слова. Раздели их для переноса.

Слова с разделительным ь переносятся так: бе-лъё, обе-зъя-на.  

 

Упражнение 9. 1. Прочитай предложения.

1) Птичница Дарьякормит кур. 2) Сестра Татьяна работает на заводе. 3) В деревне все уважают пастуха Илью.4) Натальяухаживает за больными.

2. Скажи, что общего в выделенных словах.

3. Спиши. Выделенные слова дели для переноса.

Упражнение 10. 1. Спиши предложения. Выделенные слова дели для переноса.

Береги своё здоровье.Борись с пыльюи грязью.Чаще чисти платьеи обувь. Сам стирай нижнее бельё. Помни: чистота — половина здоровья.

2. Слоги с разделительным ь подчеркни.

3. Подумай, от чего ещё зависит здоровье.

Упражнение 11. 1. Прочитай предложения. Слова в скобках изменяй по смыслу. Произноси их отчётливо, по слогам.

1) Замолкли в саду (птицы) голоса. 2) На снегу хорошо видны (волки) следы. 3) (Лиса) нора имела два выхода. 4) Охотник отлично знал все (кабаны) тропы.

2. Запиши предложения. Слова с разделительным ь дели для переноса.

Упражнение 12. 1. Прочитай предложения. Слова в скобках изменяй по смыслу. Произноси их отчётливо, по слогам. Какие из этих слов нельзя переносить? Почему?

1) Заяц спрятался под (ель). 2) Не хлопай (дверь). 3) Рыбу ловят удочкой и (сеть). 4) Щенок играл (кость). 5) Стебли трав покрыты (пыль). 6) За (тень) не гонись, всё равно не поймаешь.

2. Спиши предложения. Слова с разделительным ь дели для переноса.

Учись объяснять. В слове платье пишется разделительный мягкий знак, потому что ть и е произносятся раздельно.


Упражнение 13. 1. Назови предметы, изображённые на картинках. Объясни написание слов.

 


2. Дополни предложения пропущенными словами.

1) Старый охотник метко стрелял из ... . 2) Я выбрала нарядное летнее ... . 3) У дуба красивые

вырезные .... 4) В сухой хвое под сосной копошились ....

 

3. Предложения запиши.

погода

Упражнение 14.1. Прочитай слово в рамке. Произнеси его чётко по слогам. Назови гласные и согласные буквы.

2.Прочитай предложение. Начерти к нему схему.

По радио сообщили о погоде на завтра.

3.Прочитай слова. Объясни их значение, пользуясь словами для справок.

Мурав...и, в...юга, Тат...яна, ненаст...е, ул...и.

Слова для справок: сильная метель, насекомые, плохая погода, женское имя, домики для пчёл.

4. Запиши предложения по образцу.
Муравьи это насекомые.

5. Объясни написание слов с разделительным ь.

Упражнение 15. 1.Прочитай. Какая буква пропущена в словах первой строчки? Объясни написание этих слов.

1) Бездел...е, весел...е, ноч...ю, здоров...е, друз...я.

2) Днём, скука, труд, болезнь, враги.

2. Подбери пары слов, противоположные по смыслу, запиши их.

Образец. Безделье труд.

Упражнение 16. 1. Прочитай. Скажи, какие буквы надо вставить и почему.

Наступила зима. А снега мало. Голые стоят дерев...я. Лист...ев нет. Снежных шапок нет. Надела Тат...яна зелёное пальто. Пошла в лес. Обрадовались дерев...я. Подумали, что лето вернулось.

2. Запиши ответы на вопросы. Подчеркни слоги с разделительным ъ. Чётко произнеси их.

Какие стоят деревья? Есть ли на них листья? Какое пальто надела Татьяна? Что подумали деревья?

3. Подумай, что в этом рассказе сказочного.

сапоги

Упражнение 17. 1. Прочитай слово в рамке. Произнеси его чётко по слогам. Назови гласные и согласные буквы. Составь два предложения со словами сапоги и сапожная.

2. Прочитай. Вставь вместо точек слово сапоги.
Какая удобная обувь — .... Тепло. Сухо.

... бывают разные. Льёт дождь — надевай резиновые .... Снег и мороз — надевай кожаные, на меху. Правильно ухаживай за ....

3. Спиши. Вставь пропущенные слова.
Расскажи, как ухаживать за сапогами.

Упражнение 18. 1. Прочитай слова. Подумай и скажи, почему в них пишется ь.

Бельё, коньки, стулья, пальто, вьюга, просьба, колосья, друзья, васильки, веселье, бурьян, хлопья, льдина, сыновья, мельница.

2. Сначала выпиши слова с разделительным ь, затем — слова, в которых ь обозначает мягкость согласных.

Упражнение 19. 1. Прочитай загадки. Отгадай их.

Падают с ветки золотые монетки.

Полюбуйся, посмотри — полюс северный внутри. Навсегда нам эту зиму привезли из магазина. _ Одной ручкой всех встречает, а другой провожает.

У двух матерей по пяти сыновей.

Лежит — молчит, возьмёшь — гром загремит.

Отгадки: пал...цы, холодильник, deep..., лист...я, руж...ё.

2. Запиши отгадки в порядке загадок. Вставь пропущенные буквы. Объясни, почему в этих словах пишется ь.

Упражнение 20. 1. Прочитай. Объясни написание слов с пропущенной буквой.

Летом Ил...я и Андрей поехали в лагер... . Вокруг лагеря был бол...шой лес. Друз...я часто бывали в лесу. Они любили наблюдат... за жизн...ю лесных обитателей.

Вот под сосной ползут мурав...и. Белка прыгает по дерев...ям. Вечером в кустах поют солов...и.

2. Спиши первую часть рассказа. Вставь пропущенные буквы.

Упражнение 21. 1. Прочитай. Вставь пропущенные слова.

Наступил ... . Начались морозы и .... Собрался Андрей в школу. Вышел на улицу. А там его ждёт ... . Побежали они бегом. А ... за ними. Хотел их заморозить, да напрасно старался. Тепло и весело ... вместе.

Слова для справок: феврал..., т...варищ, в...юги, моро..., друз...ям.

2. Запиши рассказ. Объясни, на какие правила вставленные тобою слова.

валенки

Упражнение 22. 1. Прочитай слово в рамке. Произнеси его по слогам. Назови гласные и согласные буквы. Составь с этим словом предложение.

 

2. Спиши. Вставь пропущенные буквы. Объясни их написание.

Этот чистит вал...нки,

моет сам калош... .

Он хотя и мален...кий,

но вполне хороший. (В. Маяковский.)



Упражнение 23.1. Прочитай рассказ. Какие буквы вставишь? Объясни почему.