ПАРНЫЕ ЗВОНКИЕ И ГЛУХИЕ СОГЛАСНЫЕ

Упражнение 1. 1.Рассмотри картинки на следующей странице и прочитай подписи.

Вставить картинки

На ветке почки. Всарае бочки.

2. Сравни выделенные слова. Скажи, чем они похожи
жчем отличаются.

3. Произнеси первые звуки в выделенных словах. Ка
кой
звук звонкий, а какой — глухой?

4. Спиши предложения.

Упражнение 2.1. Прочитай. Объясни значение каждого слова.


Балка — палка.

Ветка — конфетка.

Гора — кора.

Дина — тина.

Сажа — Саша.

Зуб — суп.


 

2. Назови отдельно каждую выделенную букву. Скажи, какие звуки произносятся звонко, с голосом, а какие звуки— глухо, без голоса.

3. Выпиши парами выделенные согласные: б п, ... .

  Согласные звуки бывают звонкие и глухие. Звонкие и глухие согласные образуют пары. Звонкие: б, в, г, д, ж, з. Глухие: п, ф, к, т, ш, с.

 

Упражнение 3. 1. Прочитай пары слов. Скажи, что обозначает каждое слово.

 

Бочка- почка День- тень
Веня- Феня Жар- шар
Голос- колос Коза- коса

 

2. Какая разница в написании этих слов и в произношении? Сравни их по плану.

Сходство. Различие.

Одинаковые буквы (на- Разные буквы (прочи-
зови их). тай их, укажи среди

них звонкие и глухие согласные).

Значение слова (объясни).

3. Спиши слова. Подчеркни выделенные звонкие и глухие согласные.

Упражнение 4. 1. Прочитай слова. Назови выделенные согласные. Какие они, звонкие или глухие?

Пашни — ... . Роса — .... Луша — ....

2. Подбери слова с парными звонкими согласными.
Сравни пары слов, как в упражнении 3.

3. Вставь эти слова в предложения. Предложения запиши.

1) За селом широкие .... Кремлёвские ... очень красивы. 2) По утрам на траве .... Мой любимый цветок — ... . 3) Эту девочку зовут .покрылась льдом.

Упражнение 5. 1. Прочитай слова. Назови выделенные согласные. Какие они, звонкие или глухие?

Лиза — .... Горка — .... Дело—....

2. Подбери слова с парными глухими согласными.

3. Вставь эти слова в предложения. Предложения запиши.

1) Приехала сестра.............................. запутала след. 2) На

столе осталась только хлебная........................ стала скольз
кой. 3) Сделал ... — гуляй смело. ... птицы покры
то перьями.

РАЗЛИЧАЙ ПАРНЫЕ СОГЛАСНЫЕ

П-б Т-д Ф-в К-г Ш-ж С-з

Упражнение 6. 1. Прочитай отчётливо буквы парами.

2. Объясни, какая разница в произношении звуков.

3. Продолжи запись слов с каждой парной согласной
образцу: парк, брат, ....

Упражнение 7. 1. Запиши слова парами по образцу.

Сима зима.

Сима, дом, икра, режу, том, бил, пил, зима, решу, игра.

2. Сравни каждую пару слов по буквам. Подчеркни буквы, которыми отличаются пары слов.

3. Составь предложения с любой парой слов и запиши их.

 


Упражнение 8.1. Прочитай слово в рамке. Чётко произнеси его. Назови гласные и согласные буквы.

2. Составь и запиши рассказ о своём классе по плану.

  Класс

В каком классе ты учишься? (В третьем.)

Дружный ли ваш класс?

Сколько в нём мальчиков и девочек?

Часто ли вы ходите вместе в кино, в театр?

Упражнение 9.1. Спиши предложения. Вставь в предложения слова из правого столбика.

Я учусь ... фартук. жить

Летом хорошо ... в деревне. шить

На лугу пасутся .... козы

У Тамары длинные .... косы

2. Парные согласные подчеркни.

Упражнение 10.1. Закончи предложения словами из правого столбика.

В конце предложения ставится .... кости

В семье есть сын и .... гости

К ребятам пришли .... точка

В рыбе острые .... дочка

2. Запиши предложения. Подчеркни парные согласные.

Упражнение 11.1. Ответь на вопросы. Пользуйся словами для справок.

Какое сейчас время года?

Какой месяц?

Какое небо в декабре?

Когда встаёт солнце? Какой дует ветер?

2. Ответы запиши. Подчеркни парные звонкие и глухие согласные.

Слова для справок: поздно, низкое, хмурое, резкий, холодный.

Упражнение 12. 1.Ответь на вопросы.