МЯГКИЙ ЗНАК НА КОНЦЕ И В СЕРЕДИНЕ СЛОВА

Упражнение 1. 1.Назови предметы. Прочитай подписи год ними.






л

 


Гусь Снегирь Рояль Олень Кровать

2. Чётко прочитай выделенные согласные. Как они про
износятся, мягко или твёрдо? Какая буква обозначает мяг
кость согласного?

3. Спиши. Подчеркни двумя чертами согласную с ь.

Упражнение 2.1. Рассмотри картинки и прочитай подписи под ними. Произнеси чётко выделенные согласные.




 


 


Хор Хорь



 



 

Шест Шесть

2. Запиши слова парами. Подчеркни мягкие согласные двумя чертами.

3. Сравни каждую пару слов.

                   
   
   
 
 
   
 
     
 
 

ССходство. Оодинаковые буквы (нназови их).

Различие.

Значение слов (докажи). Количество букв (посчитай).

Разные звуки (произнеси их).

Упражнение 3. 1.Прочитай предложения.

1) Старший брат— мой лучший друг. Я всегда буду братьс него пример. 2) Возьми мели пиши на доске. Лодка села на мель.3) Барсик елтолько сырую рыбу. Ельи сосна — хвойные деревья. 4) Для прыжков в высоту нужен шест.У насекомых шестьлапок.

2. Выпиши выделенные слова парами. Подчеркни мягкие согласные на конце слов.

3. Сравни пары слов так же, как в упражнении 2.

 

Упражнение 4. 1. Прочитай предложения. Вставь подходящие по смыслу слова.

Много песен о детстве спел ... хорь

мальчиков.

Чёрный ... живёт в лесу, а белый — в степи. хор

У квадрата каждый ... прямой. угол

Шахтёры добывают .... уголь

2. Запиши два предложения. Подчеркни твёрдые согласные на конце слова одной чертой, мягкие — двумя чертами.

картофель

. Упражнение 5. 1. Прочитай слово в рамке. Назови твёрдые и мягкие согласные. Составь предложение по схеме.

| Какой?суп .

Чем похожи слова картофель и картофельный!

2. Прочитай названия растений. Скажи, в каких словах на конце произносится твёрдый согласный, в каких —мягкий.

Сире..., шиповни..., морко..., клё..., топо..., жартофе..., крыжовни..., помидо... .

3. Запиши слова так:

Деревья — это ........

Кусты — это ............

Овощи — это ..., ..., ... .

Упражнение 6. 1.Прочитай части текста. Объясни написание слов с пропущенными буквами.

Р...бята рады. Много ...вощей они заготовили

на зиму.

Вес... сентябр... р...ботали ребята на пришкольном участке. Мальчики носили в м...шину м...рков.... Девочки собирали к...ртофел... .

Тепер... там пусто. Кончается осен... .

2. Запиши части текста так, чтобы получился рассказ.

Упражнение 7.1. Рассмотри картинки и прочитай подписи.



 


 


Это вкусная булка Это собака Булька.

2. Скажи, в каком слове звук л произносится твёрдо. Произнеси этот звук.

3. Прочитай слово, в котором звук л произносится мягко. Произнеси этот звук. Какая буква написана после л?

Упражнение 8.1. Прочитай слова, объясни их значение.

Полка — полька. Удар — ударь.

Уголки — угольки. Жар — жарь.

2. Произнеси выделенные согласные в каждой паре слов. Скажи, в каких словах они произносятся твёрдо, а в каких — мягко. Как обозначена мягкость согласного на письме?

3. Спиши пары слов. Подчеркни мягкие согласные мя чертами.

Мягкий знак (ь) на конце и в середине слова обозначает мягкость согласного на письме: конь, альбом.

Упражнение 9.1. Прочитай предложения.

1) Дети съехали с горки.Многие лекарства горьки.2) На полке банкаваренья. Жарко натоплена банька.3) На забор села галка.Весь берег покрываетмелкий камень — галька.

2. Выпиши выделенные слова парами. Подчеркни мягкие согласные двумя чертами, твёрдые — одной. Произнеси эти согласные.

3. Сравни пары слов.


Сходство,

сходные буквы

(назови их).

Количество звуков

(сосчитай).

Различие.

Значение (объясни смысл каждого слова).

Количество букв (сосчитай). Разные звуки (произнеси их


 

Упражнение 10.1. Прочитай.

1) Я люблю пенкив молоке. От деревьев остались пеньки.2) У нас на огороде растёт редька. Редкосветит в ноябре солнце. 3) Над столом висит . Полька— быстрый, весёлый танец.

2. Выпиши выделенные слова парами. Подчеркни согласные с ь двумя чертами. Произнеси их.


       
   
 
 


Упражнение 11. 1.Прочитай слова. Произнеси чётко мягкий согласный звук в каждом слове.

Пальто, альбом, метель, вальс, крыльцо, пальцы, гость, соль, ливень, бульвар, тополь.

2. Спиши. Подчеркни согласные вместе с ь двумя чер
тами.

3. Учись объяснять написание слов с мягким знаком.

В слове пальто после л пишется ъ, потому что звук ль мягкий.

Упражнение12. 1. Прочитай. Скажи, чей ответ тебе понравился больше. Почему?

Пришла в класс новенькая. Учительница посадила её вместе с Вовой. Вова сказал девочке: «Я умею петухом кукарекать. Собаку Пальму учить через палку прыгать. На руках ходить. А ты что?» — «А я умею учительницу слушать»,— ответила девочка.

2. Выпиши слова с ь. Объясни их написание. Подчеркни согласные вместе с ь двумя чертами.

Упражнение 13. 1.Прочитай.

Мыши-полёвки роют зимние норы. К норе ведёт пять или шесть дорожек. Под землёй — спальня и несколько кладовых.

Зимой полёвки спят только в сильные морозы. Поэтому они делают большие запасы зерна.

Надо оберегать урожай от маленьких грызунов.

 

2. Найди слова с ь. Выпиши их. Что обозначает ь на письме?

3. Объясни написание слов с мягким знаком.

Портфель

Упражнение 14.1. Прочитай слово в рамке. Произне-ж его по слогам. Назови твёрдые и мягкие согласные. Составь предложение с данным словом.

2. Закончи предложения, замени картинки словами.


 

— это

— это

— это

3. Запиши предложения. Подчеркни мягкие согласные наконцеслов. Объясни их написание.

Упражнение15. 1. Назови пропущенные буквы.

Ма...чик бо...шой

Кораб... го...кий

Перец мы...ный

Пузы... бо...ной

2. подбери слова из правого столбика к словам из левого и запиши по образцу: Мальчик больной

3.Объясни написание слов с ь.

Упражнение 16.1. Прочитай слова. Объясни их написание.

Нел...зя, ран...ше, правил...но, сил...ный.

2. Прочитай предложения. Выделенные слова замени близкими по смыслу.

Ученик должен писать слова грамотно. Проливнойдождь размыл дороги. Не надообижать младших. Сначалаподумай, а потом скажи.

мебель

3. Запиши предложения. Объясни написание слов с мягким знаком.

Упражнение 17. 1.Прочитай слово в рамке. Произнеси его по слогам. Назови твёрдые и мягкие согласные. Прочитай предложение. Составь к нему схему.

Около школы мебельный магазин.

Составь ещё одно предложение к этой схеме.

2. Замени выделенные слова одним словом. Предложения запиши.

На машину погрузили диван, шкаф, стол.Чистить ботинки, сапоги, туфлинужно каждый

день.

3. Подчеркни согласные с ь.

Упражнение18. 1. Спиши. Подчеркни мягкие согласные двумя чертами. Произнеси их.

Дождь, дождь целый день

барабанит в стёкла.

Вся земля, вся земля от воды размокла.

(Я. А к и м.)

2. Скажи, какие буквы в словах обозначают мягкость
согласных.

3. Выучи две первые строчки стихотворения наизусть.
Приготовься писать их в классе по памяти.

Запомни:мягкость согласных на письме обозначается буквами: я, ю, е, ё, и, ь.

Упражнение 19. 1. Спиши. Вставь названия месяцев.

Первый зимний месяц — ....

За ним идёт ..., а потом ....

Весенние месяцы: март, ..., май.

Летние месяцы: ..., ..., август.

2. Объясни написание пропущенных слов.

3. Подчеркни в названиях месяцев все мягкие согласные.

Упражнение 20. 1. Прочитай. Закончи предложения.

Острые, блестящие, стальные ....

Тёплое, нарядное, зимнее ....

Смелый, честный, весёлый ....

2. Предложения запиши.

Упражнение 21. 1. Отгадай загадки.

Никого она не обижает, а все её толкают.

 

Ей бродить ничуть не лень рядом с вами целый день.

В воде купался, а сухим остался. Привинтил сталь, покатил вдаль.

Одну меня не съешь никогда, а без меня не вкусна еда.

Отгадки: соль, гусь, дверь, тень, коньки.

2. Запиши отгадки в порядке загадок.

3. Объясни, что означает.

Упражнение 22.1. Прочитай предложения. Объясни: написание слов с пропущенной буквой.

Наступил ноябр... . Травы пожухли. Голь: б...рёзы стынут на в...тру. Солнце тол...ко светит, но не греет. Вороны ходят у самого крыл...ца, ищу корм. По утрам лужи затянуты л...дом.

2. Составь рассказ так:

О погоде. О растениях. О птицах.

3. Рассказ озаглавь и запиши. Вставь пропущенные буквы.

Упражнение 23.1. Прочитай. Какие буквы пропущены?

Домашний гус... мало похож на дикого. Летат он не может. Целый ден... щиплет траву. Наступит осен… . Полетят на юг дикие гуси. Домашние загогочут, затоскуют о вол...ной жизни.

2. Рассказ озаглавь и запиши.

3. Скажи, чем домашний гусь отличается от дикого.
Упражнение 24.1. Прочитай текст.

Это школьная парта. Она сделана из дерева. Зартыбывают маленькие и большие. Младшие школьники сидят за маленькими партами. Старшие — за большими. Сидеть за партой нужно всегда прямо.

2. Ответь на вопросы. Ответы запиши.
Из чего сделана парта?

Какие они бывают по размеру? Как надо сидеть за партой?

3. Подчеркни мягкие согласные.

Упражнение 25.1. Прочитай стихотворение.

Парта — это не кровать,

и нельзя на ней лежать.

Ты сиди за партой стройно

и веди себя достойно.

(С. Марша к.)

2. Выучи стихотворение наизусть. Приготовься писать -1лассе первые две строчки по памяти.

ГЛАСНЫЕ ПОСЛЕ ШИПЯЩИХ

жи — ши

Упражнение 1. 1. Рассмотри картинки. Прочитай подписи под ними.




 


 


Лыжи Ножи

 




    Мыши машина

 



Назови в словах выделенные слоги. Какая гласная написана после шипящих ж и ш?

2. Спиши слова. Подчеркни жи, ши.

жи и ши пишутся всегда с буквой и

Упражнение 2. l. Прочитай.


He дыши, охотник!

Собака, не шурши!

Уточка с утятами

плывёт сквозь камыши.

До чего ж пугливые!

До чего ж счастливые!

Не стреляй, охотник!

Собака, не спеши.

(В. Берестов.)


2. Объясни, почему нельзя стрелять в утку.

3. Выпиши слова со слогом ши. Объясни написание этих
слов.

Упражнение 3. 1. Объясни написание слов с пропущенной буквой.

На Земле живут дети разных народов. У детей различный цвет кож... . Дети говорят на разных языках. Но все дети хотят мира. Наш... дети хотят друж...ть с детьми всей Земли.

2. Слово дети замени, где нужно, словами они, ребята.

3. Рассказ запиши. Вставь пропущенные буквы.

Упражнение 4. 1. Прочитай загадки. Найди картинку-отгадку.

 





 

 

Пьёт бензин, как молоко. Может бегать далеко.

(А. Б а е в а.)

Маленькие зверьки, серенькие шубки, чёрненькие глазки, остренькие зубки.

В дождь лежим, в мороз бежим: уж такой у нас режим.

Покружилась звёздочка в воздухе немножко. Села и растаяла на моей ладошке.

(А. Рождественская.)

2. Запиши отгадки в порядке загадок.

3. Составь и запиши своё предложение с любым из слов.

Упражнение5. 1.Прочитай пословицы. Подбери к ним объяснения из правого столбика.

Поспешишь — людей Много читай. Тебе будет
насмешишь. интереснее жить.

С книгой дружить — Кто торопится, делает
век не тужить. много ошибок.

2. Пословицы спиши. Подчеркни жи, ши.

Упражнение 6.1. Читай, изменяя слова в скобках.

КТО КАК ЗИМУ ПРОВОДИТ.

Первыми на юг улетели (стриж). Зарылись в сухие листья (ёж). Спрятались в норки (мышь). В глубокие подводные ямы ушли (ёрш). Заползли под корни (уж).

2. Запиши предложения. Подчеркни жи, ши.

Упражнение 7.1. Спиши. Подчеркни жи, ши.

Белый снег пушистый и на землю тихо в воздухе кружится падает, ложится.

(И. Суриков.)

2. Выучи стихотворение наизусть. Приготовься писать его в классе по памяти.

Упражнение 8. 1.Прочитай части текста. Объясни на-нсание слов с пропущенной буквой.

А это пуш...стый за...ц. Стал на задние лапки и мотрит.

Тетёрка гуляла с дет...ми на опушке. Вдруг шорох в кустах. Насторож...лась птица.

2. Запиши части в таком порядке, чтобы получился рассаз «Встреча». Вставь пропущенные буквы.

3. Придумай конец рассказа.

Картина

 

Упражнение 9. 1.Прочитай слово в рамке. Произнеси словопо слогам. Назови гласные и согласные буквы. Составь предложение с этим словом.

2. Рассмотри картинку. Ответь на вопросы.

Вставить картинку

Что это?

Кто живёт здесь?

Кто пришёл к животным? Что они делают?

3. Напиши рассказ «В живом уголке». Найди слова на накомые правила.

ча ща

Упражнение 10. 1. Рассмотри картинки. Прочитай подписи под ними.

 

 

 

 

Зайчата Туча Щавель Роща

 

2. Прочитай выделенные слоги. Какая гласная пишется после шипящих ч и щ?

3. Спиши слова. Подчеркни ча, ща.

ча и ща пишутся всегда с буквой а.

Упражнение 11. 1. Составь предложения по образцу.

Крик журавлей.Журавли кричат.

Стук дятлов.—..................

Писк мышат.—..................

Треск кузнечиков.— .......

2. Запиши составленные предложения. Подчеркни ча, ща.

Упражнение 12. 1. Измени слова в скобках и прочитай предложения.

1) У реки густая (рощи). 2) Там наша (дачи). 3) Нависла свинцовая (тучи). 4) Решена трудная (задачи). 5) Догорела последняя (свечи).

2. Объясни, какую гласную напишешь после шипящих.

3. Предложения запиши. Подчеркни ча, ща.

Упражнение 13. 1. Измени слова в скобках и прочитай предложения.

1) К больному вызвали (врач). 2) Впереди отряда шли два (трубач). 3) Я не могу открыть дверь без (ключ). 4) Рыбак поймал жирного (лещ).

2. Запиши предложения. Подчеркни гласные после шипящих.

товарищ

Упражнение 14. 1. Прочитай слово в рамке. Произнеси его по слогам. Назови гласные и согласные буквы. Составь с этим словом предложение. Начерти к нему схему.

2. Дополни предложения словами для справок. Назови
слова, противоположные по смыслу.

Я люблю говорить, а товарищ .... У меня конец рассказа, а у товарища .... Я пою редко, а товарищ ....

3. Запиши предложения. Подчеркни ча, ща.

Слова для справок: часто, молчать, начало.

Упражнение 15. 1.Рассмотри картинки. Расскажи, что на них нарисовано.


 

I

 

2. Прочитай части рассказа. Расположи их в порядке
картинок.

Сегодня мы прощ...емся. Мой брат увозит ов-ч...рку в воинскую часть.

У меня был щенок овч...рки. Я друж...л с ним. Они будут служ...ть на границе.

3. Рассказ озаглавь и запиши. Вставь пропущенные
буквы.

чу — щу

Упражнение 16.1. Рассмотри картинки. Прочитай подписи под ними.

 

Чулки

2. Прочитай выделенные слоги. Какая гласная пишется после ч и щ?

3. Составь предложения с этими словами и запиши их.

чу ищу пишутся всегда с буквой у.

Упражнение17. 1. Измени предложения по образцу.

Они кричат.Я кричу. Надо чистить.— Я чищу.

Онимолчат.— ................. Надо искать.—................

Онистучат.—............................ Надо тащить.—.............

2. Запиши составленные предложения. Подчеркни слоги ЧУ- ЩУ-

Упражнение 18. 1.Прочитай слова в правом столбике. Объясни их значение. Дополни предложения словами из правого столбика.

Взял вещь — не забудь вернуть. Чучело

Она .... чужая

Воробьи не ходят, а ....

В музее я видел ... крокодила. скачут

2. Предложения запиши.

Упражнение 19. 1. Прочитай слова. Какая гласная пропущена?

Ч...мазый, ч...ткий, ч...десная.

2. Вставь эти слова в предложения вместо выделенных
слов.

1) Грязный, неумытыйребёнок боится воды имыла. 2) Витя хоть и маленький, но заботливый и добрыймальчик. 3) Стояла тихая, солнечнаяпогода.

3. Предложения запиши.

Упражнение 20. 1. Ответь на вопросы. Для ответов используй слова из правого столбика.

Кому нужна скрипка? ткач

Кому нужна пряжа? товарищ

Кому я передал книгу? скрипач

К кому пошёл больной? врач

2. Ответы запиши.

Упражнение 21. 1. Прочитай. Объясни написание слов с пропущенной буквой.

Я тащ... сеть. Я сеть вытащ... . Поймаю окуня. Поймаю лещ... . Поймаю и щ...ку. Я уху сварю, пирог испеку, товарищ... угощ... .

2. Спиши. Вставь пропущенные буквы.

родина

Упражнение 22. 1. Прочитай слово в рамке. Раздели его на слоги. Назови гласные и согласные буквы.

 

2. Прочитай слова. Выбери среди них похожие на слово родина. Чем они похожи? Какая буква пишется в этих словах после р?

Родная, любимая, родители, дедушка, родился.

3. Прочитай. Объясни написание слов с пропущенной буквой.

Наша страна бол...шая. В ней я живу, уч...сь. Этастрана — моя род...на. Она называется Россия. Я оконч... школу и пойду работат... .

4. Спиши. Вставь пропущенные буквы.

Запомни,как пишутся слоги жи-ши, ча-ща, цу-щу.

Упражнение 23. 1. Спиши. Вставь пропущенные буквы.

С чего начинается Род...на? С к...ртинки в твоём букваре, с хороших и верных товарищей, живущих в соседнем дворе.

(М. Матусовский.)

2. Скажи, как ты понимаешь слово родина.

Упражнение 24. 1. Прочитай.

Так хочется утром поспать подольше,но надо идти в школу. Иты бежишьумываться. Хочется на катке побыть ещё полчаса. Но надо помочь товарищурешить задачу. Обещал— и ты снимаешь коньки.

Слово «надо» строгое. Как частооно спорит с капризным «хочется». «Надо» — взрослое слово. Чем охотнее с ним дружишь,тем скорее растёшь.

2. Объясни значение последнего предложения.

3. Выпиши выделенные слова. Объясни их написание.

Упражнение 25.Спиши. Вставь пропущенные буквы. Объясни их написание.

За осен... м...дведь нагуливает много ж...ра. Ведь он без пищи пролеж...т всю зиму. Для берлоги м...дведь выбирает место в глуш... . Когда падают первые снеж...нки, м...дведь уже в берлоге. Снаружи метел..., а в берлоге тепло.

Упражнение 26. 1.Прочитайте по ролям разговор двух товарищей.

— Саша, у тебя есть щенок?

— Есть.

— Расскажи, какой он.

— Бим вес... чёрный. Тол...ко хвост белый.
Шерст... у него пуш...стая. Уш... болып...е. Лапы у
него тоже болып...е. Щенок ещё мален...кий. Но я
уч... его служ...ть.

 

2. Скажи, какие буквы пропущены в словах.

3. Запиши четыре предложения про свою собаку или
кошку.