УДАРЕНИЕ В СЛОВЕ
Упражнение 1.1. Рассмотри картинки и прочитай слова под ними.
Кружки Кружки
2. Сравни слова на слух и скажи, какой гласный звук произносится громче в каждом слове.
3. Посмотри, как обозначен ударный звук.
Упражнение2. 1. Прочитай слова. Выделяй голосом ударный гласный.
Слива, яблоко, огурец, малина, помидор, морковь, клубника, черника, груша, смородина, капуста, апельсин.
2. Выпиши слова по образцу.
Овощи: огурец, ...
Фрукты: яблоко, ...
Ягоды: малина, ...
3. Подчеркни гласные. Поставь знак ударения.
Упражнение3. 1. Прочитай слова. Выделяй голосом ударный гласный.
Грибница, корень, соломина, шляпка, листья, колосья, ножка, зёрна.
Выпиши слова по образцу.
Части гриба: грибница, ...
Части полевых растений: колосья, ...
2. Подчеркни гласные. Поставь знак ударения.
Упражнение 4. 1.Прочитай слова. Что они обозначают? Бегония, фиалка, герань, фикус, кактус.
2. Выпиши сначала слова с ударением на первом гласном звуке, затем — на втором.
3. Поставь ударения.
Упражнение5. 1.Прочитай слова. Скажи, что они обозначают.
Почтальон, продавец, врач, кассир, билетёр, сапожник, шофёр, дворник, сторож, швея, столяр, слесарь.
2. Выпиши сначала слова с ударением на первом глас-звуке, затем — на втором, потом — на третьем. Поставь ударения.
Упражнение 6. 1.Прочитай слово в рамке. Произнеси по слогам. Назови гласные и согласные буквы. 2. Рассмотри схему и прочитай предложения.
Медведь |
Бурый медведь живёт в лесу.
Зимой он спит в берлоге.
Медведь любит мёд.
Подбери предложения к данной схеме.
______ ______ ______ __ _____ .
3. Спиши стихотворение, вставь пропущенное слово.
Под корягой в буреломе
спит ... в уютном доме,
положил он лапу в рот
и, как маленький, сосёт.
(Г. Л а д о н щ и к о в.)
Упражнение 7. 1.Прочитай правильно пары слов.
Кружки — кружки.
Стоит — стоит.
Село — село.
2. Вставь эти слова в предложения.
1) Компот разлили в ... . 2) Маленькие ... вырезаны из картона. 3) Ученик ... у доски. 4) Вся покупка ... восемь тысяч рублей. 5) Солнце уже .... 6) К нам в ... приехал цирк.
3. Запиши четыре предложения. Отметь ударение во вставленных словах. Подчеркни в них гласные буквы.
Упражнение 8.1- Прочитай правильно пары слов.
Стрелки — стрелки.
Замок — замок.
Хлопок — хлопок.
2. Вставь эти слова в предложения. Запиши четыре предложения.
1) Я переставил ... часов. 2) Последними соревновались лучшие .... 3) Дверь закрыта на .... 4) На картинке не просто дом, а сказочный .... 5) Для ткацкой фабрики нужен лён и ... .
6) Услышишь ошибку — сделай ....
3. Подчеркни гласные буквы в словах, которые встала).
Гласные, на которые падает ударение, называются ударными гласными. Остальные гласные — безударные. |
Упражнение 9.1. Прочитай слова. Объясни их значение. Чем похожи слова каждой группы?
Сад, сады, садик, садовник, садовод, посадил. Лес, лесок, леса, лесовик, лесник.
2. Спиши. Поставь знак ударения. Подчеркни безударные гласные.
3. Устно составь предложения с любым словом из каждого ряда.
Упражнение 10.1. Прочитай слова. Объясни их значение. Чем похожи эти слова?
Дом, дома, домик, домашний, домой.
Снег, снегурочка, снеговик, снежок, снежинка.
2. Спиши. Поставь знак ударения. Подчеркни безударныe гласные.
Упражнение 11.1. Спиши стихотворение.
Жадину я ни о чём не прошу,
в гости я жадину не приглашу,
не выйдет из жадины друга хорошего,
даже приятелем не назовёшь его.
(Я. А к и м.)
2. Отметь ударные гласные. Подчеркни безударные гласные.
3. Скажи, почему из жадного человека не выйдет хорошего друга.
Упражнение 12. 1. Спиши загадки. Отгадай их. Гладишь — ласкается, дразнишь — кусается. Кто всех пугается, под кустом спасается?
2. Поставь знак ударения. Подчеркни безударные гласные.
Упражнение 13. 1. Вставь пропущенные слова. Предложения запиши.
Роет землю старый крот, разоряет ....
Вот весёлая затея — запускать на нитке ....
2. Поставь знак ударения. Подчеркни безударные гласные.
Упражнение 14. 1. Прочитай. У меня есть брат Лёша. Ему три года. Я принёс брату книгу. Там много картинок. Лёша посмотрел картинки. Потом взял книгу и разорвал. Я склеил её. Теперь учу брата беречь книги.
2. Запиши ответы на вопросы. Назови ударные и безударные гласные в словах последнего предложения. j
Как зовут малыша? Сколько ему лет? Как Лёша смотрит картинки? Чему учит старший брат Лёшу? 3. Расскажи, как ты обращаешься с книгами.
Упражнение 15. 1.Рассмотри картинки. Оцени поступки детей.
2. Ответь, что должен сделать каждый из школьни-
ков.
3. Запиши ответы на вопросы. Поставь знак ударения.
Что должен сделать Серёжа?
Как нужно вести себя Мише?
Что должен сделать Витя?