ГЛАСНЫЕ И СОГЛАСНЫЕ ЗВУКИ И БУКВЫ

Упражнение 1.1. Произнеси звуки.

а, о, у, э, ы, и;

м, в, т, л, ш, н.

2. Какие звуки произносятся свободно, воздух не встречает преграды? Произнеси их.

3. При произнесении каких звуков воздух встречает преграду? Чем образуется она? Произнеси их.

Упражнение 2. 1. Прочитай слова, произнеси отчётливо каждый звук в слове.

Кран, мост, лук, дым, Эдик.

2. Выдели в словах все гласные звуки. Скажи, как проходит воздух при произнесении этих звуков.

3. Спиши слова. Подчеркни гласные буквы красным карандашом.

 

Гласных букв десять: а, о, у, э, ы, я, ё, ю, е, и.

4. Подбери слова, где есть эти гласные буквы.

Упражнение3. 1. Спиши. Подчеркни гласные буквы.

Листья клёнов пожелтели. Огороды опустели.

(Г. Л а д о н щ и к о в.)

2. Подчеркни в словах гласные буквы.

Упражнение4. Заменяй в словах гласные буквы и пиши слова парами по образцу.

Дом дым. Сон — ....

Сыр — .... Кит — ....

Сок — .... Бок — ....

Упражнение5. 1. Вставь по две буквы в каждое слово, чтобыполучились имена детей.

…а…а …е…я …и…а

…а…а …е…я …и…а

…а…а …е…я …и…а

 

2. Скажи, какие буквы надо было вставить, гласные илисогласные. Чем отличаются гласные звуки от согласных?

3. Запиши имена детей. Подчеркни согласные буквы синимкарандашом.

Согласных букв двадцать одна: б, в, г, д, ж, з, и, к, л, ле, н, п, р, с, т, ф, х, ц, ч, ш, щ.

Упражнение6. 1. Заменяй в словах согласные буквы пообразцу.

Ком кот. Мак рак.

Сок — ... . Сом — ....

Сын — .... Пар — ....

2. Запиши слова парами. Подчеркни согласные буквы.

Упражнение 7.1. Открой учебник на странице 21.

2. Прочитай буквы алфавита. Называй их коротко, как
звуки.

3. Укажи, какие это буквы, гласные или согласные. Учти, что буквы ь и ъ звуков не обозначают, поэтому их разбирать не надо.

Упражнение 8.1. Прочитай правила.

Учисьговорить спокойно.

Умей слушать собеседника.

Не доводи спордо ссоры.

2. Спиши. Подчеркни гласные и согласные буквы в выделенных словах. Какую букву не будешь подчёркивать? Почему?

Упражнение9. 1. Спиши.

Федя полез за конфетой в буфет.

Факт, что в буфете не будет конфет!

(В. Лунин.)

2. Скажи, какая согласная чаще всего повторяется в стихотворении. Подчеркни согласные буквы.

3. Почему в буфете не станет конфет?

Упражнение 10.Выпиши из словарика в конце книги пять слов с первой согласной буквой и пять слов с первой гласной буквой.

Упражнение 11.1. Прочитай и отгадай загадки.

На грядке зелёный, в кадке жёлтый и солёный.

Дом зелёный тесноват, узкий, длинный, гладкий.

В доме рядышком сидят круглые ребятки.

Сидит баба на грядке, вся в заплатках.

Не говорит, не поёт, а кто к хозяину идёт, она знать даёт.

Маленький, беленький, по лесочку прыг-прыг, ао снежочку тык-тык.

Отгадки: с...бака, за...ц, ...гурец, г...рох, к...-туста.

2. Запиши отгадки по порядку загадок, вставь пропущенные буквы.

Упражнение 12. 1. Прочитай слово в рамке, произнеси егопо слогам. Назови гласные и согласные буквы. Составь предложение с этим словом.

неделя

2. Запиши ответы на вопросы.

Сколько дней в неделе?

Сколько дней в неделю ты ходишь в школу?

3. Подчеркни согласные и гласные буквы карандаша-
разного цвета.


Упражнение 13. 1. Рассмотри картинки и составь рассказ.


2. Расположи предложения по порядку картинок.
Подбежал пёс к Тане. Дал ей лапу.
Выучил Серёжа Ласта подавать лапу.
Рассердился Серёжа. Прошёл мимо.

3. Рассказ запиши. Подчеркни гласные буквы.

4. Скажи, чему нужно учиться самому Серёже.

Упражнение 14. 1. Прочитай.

Шли ребята из школы. На скамейке сидел дедушка. Он устал на ферме. А в доме было много работы. В бочке не было воды. На грядке выросли сорняки. На крыльце грязь.

2. Рассмотри картинку. Как школьники взялись за дело?


 

\


3. Составь и запиши рассказ из четырёх предложений 1 о делах школьников. В последнем предложении подчеркни гласные буквы.

 

 

СЛОГ КАК ЧАСТЬ СЛОВА

Упражнение 1. 1. Рассмотри картинку

и прочитай подпись.

2. Раздели слово на слоги.

Запиши его, отделяя слоги чёрточками: Ко-тя-та.

3. Напиши ещё четыре слова с таким
количеством слогов.

Котята

Упражнение 2. 1. Прочитай. Составь другие слова, заменяя первый слог.


 

Го-pa, но-ра, ко-ра. Ма-ша, …, … .

Пи-ла, ..., ... . Ра-ма, …, … .

Ко-за, ........

2. Запиши.

Упражнение 3.1. Запиши названия птиц. Дели слова за слоги.

Грач, чайка, журавль, воробей, ворона. 2. Сосчитай, сколько слогов в каждом слове.

Слова могут состоять из одного слога: дом из двух слогов: пар-та; из трёх слогов: за-да-ча; из четырёх слогов: фа-ми-ли-я.

Упражнение 4. 1. Выпиши сначала слова, которые состоят из одного слога, потом — из двух, затем — из трёх. Дели их на слоги.

Собака, стакан, топор, пенал, лопата, машина, волк, мост, молоток, лист.

2. Подчеркни гласные буквы в этих словах.

3. Скажи, сколько гласных букв в каждом слоге. Есть
ли слоги без гласных букв

Упражнение5. 1.Подбери и запиши слова, которые состоят из одного, двух и трёх слогов.

2. Подчеркни гласные буквы в слогах.

3. Обрати внимание, сколько слогов и сколько гласных
букв в каждом слове.

В слове столько слогов, сколько гласных букв.

Упражнение 6. 1.Прочитай слова. Мороз, корзина, дом, ворона, Полина, город, соль, погода.

2. Нарисуй схемы слов и запиши слова по образцу.

О  
  О И А  
  О О А
                 
О О

 

Дом. Mo-роз. Кор-зи-на. Во-ро-на.

3. Сосчитай, сколько гласных букв в слове и сколько слогов.

Упражнение 7. 1. Отгадай, какие это слова.

 

  О   О   О

    А А

 

А А     А

 

2. Подбери и запиши по два слова к каждой схеме.
Раздели слова на слоги.

3. Сосчитай, сколько в словах гласных букв и сколько
слогов.

Упражнение8. 1. Прочитай рассказ, заменив картинки словами. Раздели названия овощей на слоги.

Наступила осень. Поспели на грядках овощи.
Пришёл в огород Витя. Выдернул и ушел

Пришла Лена. Собрала

Прибежал Петя. Сорвал (картинка огурцов) и убежал

Пришли другие ребята, а в огороде пусто.

2. Запиши ответы на вопросы.

Какое наступило время года? Что поспело на огороде? Что надёргал Витя? Что собрала Лена? Что сорвал Петя? Каким стал огород?

Упражнение 9. 1.Прочитай слова по слогам.

 

2. Скажи, сколько букв в словах каждой пары. А сколь
ко
в них слогов?

Ум. Шум Сон. Прут. Корм. Страх
Ау. Ухо. Усы. Рано. Утро. Лапка

 

3. Почему в словах разное количество слогов?

Упражнение 10.1. Прочитай слово в рамке. Раздели его на слоги. Назови гласные и согласные буквы. Составь с этим словом предложение.

месяц

2. Запиши предложения. Вставь пропущенные буквы.

В году двенадцать мес.цев. Мы учимся девять мес.цев. Три летних мес.ца мы отдыхаем.

3. Укажи в каждом слове число слогов. Подчеркни гласные буквы. ■

2 3 3

Образец. В году_ двенадцать месяцев.


Упражнение 11. 1.Рассмотри картинки. Расскажи, что на них нарисовано.


2. Запиши ответы на вопросы.

Кудашёл Миша? Кого он увидел у двери? Чтоу неё было в руках? Чтосделал Миша?

3. Как поступил Миша?

Упражнение 12. 1. Отгадай загадки.

Двенадцать братьев друг за другом ходят, друг ipyra не находят.

Естьсемь братьев: годами равные, именами разные.

2. Запиши отгадки. Дели слова на слоги.

Упражнение 13. 1. Спиши стихотворение. Выделенные сзвова раздели на слоги.

Слава

миру на земле!

Слава

хлебу на столе!

Слава тем,

кто хлеб растил,

не жалел

трудов и сил!..

(С. Погорелов с к и й.)

2. Выучи стихотворение наизусть. Приготовься писать ■ классе первые две строчки по памяти.

Упражнение 14. 1.Рассмотри картинки и составь рассказ.


 



 


2.Расположи предложения по порядку картинок.

Прибежал Миша и выгнал петуха. У Миши была кошка с котятами. Однажды петух влетел в окно. Котята запищали. Кошка зашипела. Он набросился на котят.

3.Рассказ запиши. В последнем предложении слова раздели на слоги.

ГЛАСНЫЕ БУКВЫ И, Е, Ё, Ю, Я, Э

Упражнение 1.1. Спиши. Вставь пропущенные слова из правого столбика.

... — это домашняя птица. игра

Прятки — интересная .... иголка

Моё ... — Валя. имя

... — это инструмент. индюк

2. Подчеркни гласные буквы в словах из правого столбика. Скажи, сколько слогов в этих словах.

Упражнение2. 1. Прочитай. Объясни значение слов.

Ива, инженер, икра, интернат, июль, июнь.

2. Запиши слова. Раздели их на слоги.

3. Назови слова со слогом из одной буквы.

Упражнение 3.1. Прочитай.

У Иры есть друг. Это медвежонок Илка. Медвежонка привёз отец Иры. Девочка кормила Илку жз соски. Теперь медвежонок вырос. Он ест из миски.Ира иИлка очень любят конфеты.

2. Запиши ответы на вопросы.

Как зовут друга Иры?

Как кормила девочка медвежонка?

Как ест Илка теперь?

Что любят Ира и Илка?

3. Скажи, все ли слова целиком уместились у тебя на
строчке.Как нужно перенести их на другую?

Переносить слова с одной строки на другую можно только по слогам: мед-ве-жо-нок.

Упражнение 4. 1.Учись делить слова для переноса.

Делю слова на слоги.

И-ри-на, и-мя, ге-ро-и, му-зе-и.

Делю слова на слоги для переноса.

Ири-на, имя, ге-рои, му-зеи.

2. Спиши слова, разделив их на слоги для переноса.

 

При переносе слов нельзя оставлять на строке одну букву: И-рина. Нужно: Ири-на. Нельзя переносить на строку одну букву: геро-и. Нужно: ге-рои.

Упражнение5. 1. Прочитай слова. Дели их на слоги для переноса.

Еда, единица, ежи, ельник, ехать, ел, поел, приехал, ещё.

2. Вставь эти слова в предложения.

У нас под крыльцом поселились два ....

В ... мы нашли много грибов.

К нам в клуб ... известный шахматист.

Я повторю это стихотворение ... раз.

3. Спиши. Вставь пропущенные слова.
Упражнение 6.1. Прочитай предложения.

1) Елка сверкает огнями. 2) Саша поёт новую песню. 3) В колючий клубок свернулся ёжик. 4) Ерш — маленькая и колючая рыбка. 5) Мы даём слово хорошо учиться.

2. Выпиши слова с буквой ё. Раздели их на слоги для переноса.

Упражнение 7.1. Спиши слова. Раздели их на слоги для переноса. Какие слова перенести нельзя?

Юбка, юг, юла, Юля, моюсь, стою, несу, рою.

2. Составь изапиши два предложения с любыми из слОВ.

яблоко

 

Упражнение 8.1. Прочитай слово в рамке. Раздели его шм. слоги. Скажи, как можно это слово перенести на другую строчку.Составь предложения по схемам.

Спелое _____ _____ __ _____ .

Оно _____ И _____ .

2.Прочитай отрывок. Из какой он сказки?

Поросята быстро промчались мимо ябл...ни. А волк не успел свернуть. Он налетел на дерево. Оно осыпало волка ябл...ками. Одно твёрдое ябл...ко ударило его по голове.

3. Спиши, вставляя в слова пропущенные буквы. Эти слова дели на слоги для переноса.

Упражнение 9. 1.Прочитай слова. Объясни значение каждогослова.

Яблоко, ягнёнок, ягода, язык, яйцо, яма, ясли, ящик,линия, змея, армия, заяц.

2. Запиши слова по алфавиту. Дели их на слоги для носа.

Упражнение10. 1. Отгадай загадки. Найди слова-отгадкив упражнении 9.

Круглое, румяное на тарелку положу,

с дерева достану я, «Кушай, мамочка»,— скажу.

(А. Рождественская.)

Может и разбиться,

может и свариться,

если хочешь, в птицу

может превратиться. (А. Рождественская.)

Была зелёной, маленькой,

потом я стала аленькой.

На солнце почернела я,

и вот теперь я спелая. (С. Марша к.)

Угадайте, что за шапка, Шапка бегает в бору,
меха целая охапка. у стволов грызёт кору.

(А. Рождественская.)

2. Запиши отгадки. Подчеркни гласные буквы.

3. Скажи, сколько гласных букв и сколько слогов в каждом слове. Как надо переносить эти слова?

Упражнение 11. 1.Прочитай по ролям.