ПРЕДЛОЖЕНИЕ

Упражнение 1.1. Рассмотри картинку на странице 3. Составь предложения о школе, об учителе, об учениках.

2. Спиши предложения.

Прошло весёлое лето. Настало первое сентября. Школьники сели за парты. Начался новый учебный год.

3. Скажи, сколько предложений в этом рассказе. С какой буквы начинается каждое предложение? Какой знак стоит в конце?

Упражнение2. 1.Прочитай и придумай заголовок.

Мальчики были в лесу. Они увидели дупло. Там были орехи. Это запасы белки.

2. Скажи, с какой буквы начинается каждое предложение. Какой знак ставится в конце?

3. Напиши заглавие и спиши рассказ.

Упражнение 3.1. Прочитай стихотворение.

Умолк звонок весёлый. Настал урока час. И вот притихла школа. Вошёл учитель в класс. (Е. Тараховска я.)

2. Сосчитай, сколько здесь предложений. С какой буквы
начинается предложение? Какой знак ставится в конце?

3. Спиши стихотворение.

 

В начале предложения пишется большая буква. В конце предложения ставится точка.

Упражнение 4. 1. Прочитай рассказ.

ЛИСТОПАД.

Заяц скакал от берёзки к берёзке. Он часто садился и слушал. Кругом падали листья. От них был шорох и шум. Шум и шорох пугали зайца. Он думал, что по лесу шла лиса. Но это был ветер. Он срывал листья с деревьев и бросал их на землю. Начинался листопад.

2. Найди и запиши предложения о зайце.

3. Скажи, можно ли твой рассказ озаглавить так, как в
учебнике. Почему?

Упражнение 5. 1. Прочитай рассказ. ЛЕСНЫЕ МАЛЫШИ.

Летом у зверей подрастают детёныши. Старше всех лесных малышей медвежата. Они родились ещё зимой, в берлоге. Лисята играют у норы. Бельчонок совершает свой первый прыжок. Вечером выходят на охоту ежата.

Если ты встретишь лесных малышей, не обижай их. Пусть знает лес, что к нему приходил друг.

2. Найди и запиши предложения о бельчонке, о лисятах, о ежатах.

3. Объясни значение последнего предложения.

Упражнение 6. 1.Прочитай предложения.

Все места были заняты. Коля сидел в автобусе. Мальчик уступил место. В автобус вошла старушка.

2. Составь рассказ из данных предложений.

3. Озаглавь рассказ и запиши его.

4. Что ты можешь сказать о Коле?

Упражнение 7.1. Составь рассказ из данных предложений.

Девочка прочитала ей газету. Дома была бабушка. Нина пришла из школы. Бабушка похвалила внучку.

2. Придумай заголовок и запиши рассказ.

3. Что можно сказать о Нине? Какая она?

Упражнение 8. 1.Составь предложения из данных слов.

Перестал, дождь. Утихла, гроза, совсем. На, большие, улице, лужи. Дети, по, бегают, лужам. Вышли, крестьяне, работу, на.

2. Озаглавь рассказ и запиши его.

Упражнение 9. 1. Составь предложения из данных слов.

Вася, из, привёз, лагеря, рисунки. Вырастил, колючие, Шурик, кактусы. Альбом, о, Владик, оформил, Москве. Решили, сделать, ребята, выставку, подарков. Подумай, как начать рассказ.

2. Подумай, как начать рассказ

3. Озаглавь его и запиши.

Упражнение 10. 1. Прочитай предложения, используя картинки.

 

Столяру нужны и гвозди

Садовнику нужны грабли и

Лесорубу нужны пила и

Ученику нужны линейка и

Упражнение 11.

1. Составь предложения, используя картинки.

 


дал

 
 

убежал от


 

 

собирали в лесу

 

— зимующие птицы.

2. Запиши предложения.

3. Скажи, с какой буквы начинается каждое предложение. Какой знак ставится в конце?

Упражнение 12. 1.Вставь нужные по смыслу слова.

... сторожит дом

... грызёт шишку.

...долбит кору.

... пасутся на лугу.

2. Скажи, с какой буквы надо писать предложения.

3. Запиши их.

Упражнение 13.1. Закончи предложения.

Дует холодный .... Моросит мелкий .... Мальчик идёт в ... .За ним бежит ... . Её зовут Альма.

2. Озаглавь рассказ и запиши его.

огород

Упражнение 14.1.Прочитай слово в рамке. Произнеси его по слогам. Назови гласные и согласные буквы. Составь с этим словом предложения по схемам.I


 

 

______ __ ________

_____ _______ _____ и ______

 

2. Спиши загадку. Отгадай её.

В огороде вырастаю. А когда я созреваю, варят из меня томат, в щи кладут и так едят. (Р. Б а т о в.)

Упражнение 15. 1- Ксловам из первого ряда подбери слова из второго ряда. Составь предложения.

1) солнце, листья, травка, птицы

2) прячется, опали, увяла, улетают

 

2. Сосчитай, сколько предложений получилось.

3. Придумай заглавие и запиши рассказ. Устно дополни
предложения другими словами.

Упражнение 16. 1.К словам из первого ряда подбери слова из второго ряда. Запиши предложения.

1) звонок, учитель, ученики, урок

2) встали, зазвенел, вошёл, начался

2. Посчитай, сколько предложений получилось. Устно распространи их.

Упражнение 17. 1.Прочитай.

ШКОЛЬНЫЙСАД.

Школьники работали в саду старшие срезали сухие ветки девочки окапывали деревья малыши сгребали в кучи листья.

2. Скажи, сколько предложений в этом рассказе.

3. Спиши. После каждого предложения ставь точку.

Упражнение18. 1. Прочитай и скажи, сколько здесь предложений.

Осень — пора отлёта птиц уже улетели ласточки в шумные стайки собираются скворцы скоро отправятся в путь дикие гуси.

2. Выбери заглавие: «Осень», «Отлёт», «Отлёт птиц», «Птицы».

3. Запиши заглавие и рассказ. Соблюдай правила записи предложений.

ОВОЩИ

Упражнение 19.1. Прочитай слово в рамке. Произнеси его по слогам. Назови гласные и согласные буквы. Составь предложения с этим словом по схемам.


 

Из овощей _____ _____ и _____.

Овощи _____ в (на) _____.

2.Прочитай стихотворение. Вставь пропущенные буквы.

Ов...щи спор завели на столе —

кто лучше, вкусней и нужней на земле:

картошка, к...пуста, м...рковка, г...рох,

петрушка иль свёкла?

Ох! (Ю. Т у в и м.)

3. Запиши названия овощей. Скажи, кто прав в этом
споре.

Упражнение 20.

1. Ответь на вопросы.

КАК СОБИРАЮТ ОВОЩИ?

Какие овощи выдёргивают из земли? Что срезают? Что нужно выкапывать из земли? Какие овощи удобно срывать?

2. Запиши ответы, используя слова для справок.

Слова для справок: помидоры, картофель, морковь, капуста.

Упражнение 21. 1. Ответь на вопросы, используя слова для справок.

Кто водит поезда? Кто учит детей? Кто работает на заводе? Кто готовит пищу? Кто лечит людей?

2. Ответы запиши.

Слова для справок: учитель, врач, токарь, машинист, повар.

Упражнение 22. 1. Прочитай предложения. Вместо слова стояла вставь близкие по значению слова из правого столбика.


Сосна стояла на крутом берегу. была

Избушка стояла у дороги. росла

Стояла тёплая погода. поднималась

Стеной стояла спелая рожь. находилась

2. Запиши три любых предложения.

Упражнение 23. 1. Прочитай предложения. Вместо слова бегут вставь близкие по значению слова из правого столбика.

По дороге бегут машины. текут

Быстро бегут часы летней ночи. едут

По канавкам бегут ручейки. проходят

2. Предложения запиши.

Упражнение 24. Вспомни правила дорожного движения. Напиши, что обозначает свет светофора.

Красный свет —

Жёлтый свет —

Зелёный свет —

Упражнение 25. 1. Рассмотри картинки и скажи, как животные готовятся к зиме.

 

 

2. Составь предложения к каждой картинке. Предложения запиши.

 

Белка
гуси

12

Синичка
Ежик

Упражнение 26. 1. Прочитай слова. Из какой они сказки? Дед, баба, курочка-ряба, яичко, мышка.

2. Составь предложения с этими словами. Запиши их.

3. Вспомни сказку о колобке. Устно составь предложения о зайце и колобке. Сколько предложений надо составить, чтобы описать эту встречу?

Упражнение 27. ■ 1. Рассмотри картинки. Скажи, к каким они сказкам.


 

2. Составь предложения к каждой картинке и запиши их.

3. Назови другие сказки, которые ты знаешь.

Упражнение28. 1. Рассмотри картинки и подбери к ним предложения.






 


КРОЛИК.

Кролик спрятался под стол. Катя дала кролику капусту и морковь. Кролик стал есть. Папа принёс кролика.

2. Запиши заглавие и рассказ. Слово кролик замени, где нужно, словами трусишка, он.

Упражнение 29.1. Рассмотри цветную картинку в начале книги. Расскажи, что на ней изображено. 2. Запиши ответы. Используй слова в скобках.

Какое время года наступило? (осень) Какая стоит погода днём? (тёплая) Какие листья на деревьях? (жёлтые) Как одеты дети? (платье, куртка)


Упражнение 30. 1. Рассмотри картинки. Составь рассказ по этим картинкам.




 


 




 


2. Прочитай предложения. Запиши их в порядке картинок. Рассказ озаглавь.

Дали Мишке миску мёда. Прилетели пчёлы. Унесли весь мёд. Попросил лисёнок немножко. И ему не дал. Попросил зайчик немножко. Не дал Мишка.

3. Скажи, за что наказан медвежонок.

Упражнение 31. 1. Прочитай предложения.

Прошло лето. Наступила осень. Летние ночи были тёплые. Ночи стали холодные. Темнело поздно. Звёзды были большие. Они тоже казались тёплыми. Ранотемнеет. Ночное небо мрачное. Звёзд не видно.

2. Составь из этих предложений два рассказа: «Летние
ночи» и «Осенние ночи».

3. Один рассказ запиши. Сосчитай, сколько в нём пред
ложений.