Выбор прототипов конструкций двигателей внутреннего сгорания при курсовом проектировании

 

Заданием на курсовой проект определяется назначение двигателя (автомобильный, в отдельных случаях: тракторный, транспортный, мотоциклетный, судовой, стационарный и т.д.), тактность (четырехтактный, двухтактный), мощность, число и расположение цилиндров, частота вращения, базовая модель двигателя.

Получив задание, студент, пользуясь рекомендациями данных указаний, выбирает литературу, в том числе по базовой модели двигателя. Из литературы выбираются сведения для проведения теплового расчета. Часть данных по базовым моделям приведена в таблицах.

В таблицах 1, 2 указаны основные параметры базовых двигателей отечественного производства разных лет выпуска, что позволяет студенту сделать сравнительную оценку совершенствования параметров ДВС, их развитие.

В таблице 1 приведены данные автомобильных 4 – тактных карбюраторных двигателей с жидкостным охлаждением, отечественного производства. Следует обратить внимание на то, что ряд двигателей имеет модификации, поэтому при отсутствии технического описания + параметров этих двигателей в литературе, можно использовать данные базовых моделей. Например, пользуясь чертежами двигателя ВАЗ – 2103, можно выполнять проекты по двигателям ВАЗ – 2101, ВАЗ – 2106, ВАЗ – 21011, внося изменения в конструкции согласно техническим описаниям.

Дизели автомобильные 4-тактные с жидкостным охлаждением ЯМЗ и КамАЗ, данные которых приведены в таблице 2 тоже представляют собой семейство, в которое входят множество модификаций, отличающихся назначением, частотой вращения, наличием газотурбинного надува и других специальных навесных агрегатов. Поэтому при выполнении проектов по любой из модификаций студент может использовать чертежи базовых моделей.

Предложенный ассортимент технических характеристик в учебном пособии А.Е.Свистулы, Ю.В.Андреева [1] «Быстроходные дизели отечественного производства» рекомендуется использовать в качестве базовой модели. В пособии подробно рассмотрены технические характеристики и особенности конструкции быстроходных дизелей, выпускаемых на следующих российских предприятиях: ОАО ПО «Алтайский моторный завод», ОАО «Волгоградский моторный завод», ОАО «Владимирский тракторный завод», ОАО ХК «Барнаултрансмаш», ОАО «Рыбинские моторы», ОАО «Камский автозавод», ОАО «Автодизель» (ЯМЗ), ОАО «Челябинский тракторный завод», ОАО «Заволжский моторный завод».

Возможен вариант использования в качестве задания на курсовое проектирование базовых данных карбюраторных двигателей с жидкостным охлаждением зарубежного производства. Технические показатели быстроходных дизелей производства зарубежных стран: США, Германии, Англии, Франции, Италии, Швеции, Японии, Испании, Кореи, Словакии и Польши представлены в источнике [2].

Технические характеристики по базовым двигателям, которые приведены в Таблице 1,2 изложены далее в разделе «Литература».

Дополнительные источники информации имеются в библиотеках университета, краевой и городских, а также на кафедре ДВС.

 

Таблица 1 – Автомобильные двигатели 4 – тактные