Задачи и упражнения.
1. Немецкий философ Ф.Ницше сказал: «Без логики нет ни восприятия,
ни настроения, ни представления». Как вы понимаете это высказывание и разделяете ли его?
2. О каком значении логики идет речь в следующем
рассуждении?: «Теперь все готово. Он даже не удивился своим действиям, настолько они ему казались логичными» (Буало – Нестержак).
3. Определите, какие из приведенных выражений являются
именными функциями и какие – пропозициональными:
а) Сумма чисел 15 и х; б) Разность х3 и у2; в) х – город на Днепре; г) х – брат Анатолия; д) Город х расположен между городами у и z.
4. С помощью кругов Эйлера – Венна, покажите отношения
между следующими понятиями: студент, спортсмен, музыкант.
5. Укажите, какие из нижеприведенных определений правильные
и истинные. Если нет, то укажите ошибку: а) Логика – это наука о мышлении; б) Дедукция – это выведение единичного и частного знания из общего; в) Язык есть система знаков; г) Фонтан – это водопровод в экстазе; д) Философия – царица наук.
6. Являются ли тождественными следующие суждения:
а) Студент присутствовал на лекции; б) Студент слушал лекцию; в) Студент слушал лектора.
7. Выражают ли законы логики следующие формулы?:
а) аÚā; б) аÚā; в) а®а; г) аÙā; д) а®в.
* * *
В справочной литературе по данной теме смотрите статьи:
Новаяфилософская энциклопедия. В 4-х т. - М., 2001. Ст.:
«Логика», «Логика высказываний», «Логика предикатов»; «Закон логический», «Исключенного третьего закон»; «Понятие», «Не противоречия закон»; «Тождество», «Язык».
Філософський енциклопедичний словник. - К., 2002. Ст.:
«Логіка», «Логіка висловлювань», «Логіка предикатів» «Логічні закони», «Поняття», «Мова».