Тема 12. Автоматизация учета финансовых результатов

Завершение периода — это особая головная боль для бухгалтера. За относительно короткое время нужно проверить большие объемы информации, рассчитать данные по итогам месяца, ввести обязательные операции, рассчитать налоговые платежи.
Перечисленные проблемы успешно решаются в программе 1С : Бухгалтерия 8 . Автоматизированы регламентные операции, выполняемые по окончании месяца:

начисление амортизации основных средств и нематериальных активов;

погашение стоимости спецодежды и спецоснастки в эксплуатации;

переоценка валютных средств;

списание расходов будущих периодов;

списание прямых и косвенных расходов на результаты хозяйственной деятельности;

определение финансовых результатов и закрытие счетов 90 и 91;

расчеты по налогу на прибыль.

Для формирования проводок завершения месяца нужно ввести в информационную базу документ " Закрытие месяца " и указать в нем ссылку на организацию и завершаемый месяц. Сам расчет и формирование проводок выполнится автоматически.

Бухгалтеру нужно следить за тем, чтобы сведения, используемые при формировании завершающих операций месяца, своевременно вводились в информационную базу. При соблюдении этого правила непосредственное формирование операций завершения месяца будет отнимать у бухгалтера не более нескольких минут.

Ввод операций вручную

Основным способом ведения учета в конфигурации является регистрация фактов хозяйственной деятельности с помощью документов. Этот способ предоставляет следующие удобства:

автоматизированный ввод информации на основании ранее введенной;

печать документа в бумажном виде;

автоматическое формирование бухгалтерских проводок при проведении документа.

Тем не менее, иногда бухгалтеру может потребоваться непосредственно ввести бухгалтерские проводки в информационную базу. На этот случай в конфигурации предусмотрен ручной (простой) ввод проводок. Этот способ отличается большей трудоемкостью, поэтому не рекомендуется к частому применению. При частом ручном вводе повторяющихся операций имеет смысл обратиться к альтернативам — найти в конфигурации подходящий документ, изменить настройки, влияющие на формирование проводок документами, или воспользоваться типовыми операциями.

Ручной (простой) ввод проводок бухгалтерского и налогового учета — это запись в информационную базу операций, не автоматизированных

Операция представляет собой логическое объединение проводок бухгалтерского учета, которые относятся к одной организации и одновременно регистрируются в информационной базе. Помимо бухгалтерских проводок, операция может содержать записи налогового учета.

При ведении учета вручную пользователь непосредственно указывает все реквизиты проводок (в том числе до трех субконто дебета и до трех субконто кредита, данные для валютного и количественного учета).

Для группового ввода часто используемых бухгалтерских проводок целесообразно использовать механизм типовых операций.

Типовые операции

Типовые операции представляют собой один из механизмов автоматизации. Типовые операции применяются для группового ввода часто используемых проводок. Типовая операция представляет собой сценарий или шаблон для ввода данных о хозяйственной операции и формирования проводок.
Шаблоны типовых операций хранятся в специальном справочнике информационной базы.

Удобными средствами работы с данными бухгалтерского учета являются стандартные отчеты.

Конфигурация содержит следующие стандартные отчеты:

оборотно-сальдовая ведомость,

шахматная ведомость,

оборотно-сальдовая ведомость по счету,

обороты счета,

карточка счета,

анализ субконто,

обороты между субконто,

карточка субконто,

сводные проводки,

отчет по проводкам,

главная книга,

диаграмма.

В первую очередь стандартные отчеты предназначены для бухгалтеров предприятия. Отчеты представляют информацию, содержащуюся в журнале проводок, в виде, удобном для анализа и работы. При формировании отчета отбираются данные только из нужных проводок, которые представляются в сгруппированном и обобщенном виде.

Стандартный отчет формируется для определенного периода времени. Каждый отчет может быть просмотрен на экране компьютера и распечатан в бумажном виде.

Каждый отчет может быть настроен: пользователь можно указать необходимость вывода субсчетов, количества (по счетам, для которых задан признак ведения количественного учета), валютных сумм (по счетам, для которых задан признак валютного учета) или, наоборот, отключить вывод лишних подробностей. Можно указать критерии отбора информации для формирования отчета, например, указать определенные счета, по которым должен формироваться отчет или, наоборот, указать счета, исключаемые из отчета.

Оборотно-сальдовая ведомость — это отчет общего характера, который наиболее часто используется в бухгалтерской практике. Оборотно-сальдовая ведомость представляет собой таблицу, по каждой строке которого выведены данные о начальных и конечных остатках и об оборотах бухгалтерского счета за отчетный период. Счета упорядочены в порядке возрастания номеров.

Шахматная ведомость — это отчет общего характера, который содержит табличное представление оборотов между счетами за выбранный период времени. Строки таблицы соответствуют дебетуемым счетам, столбцы — кредитуемым счетам.

Размер шахматной ведомости может получиться столь большим, что она не поместится полностью на экране компьютера. При этом просматривать на экране компьютера ее придется только по отдельным фрагментам, перемещая их с помощью линеек прокрутки формы отчета.

Оборотно-сальдовая ведомость по счету и анализ счета — это частные отчеты. Эти отчеты можно считать удобной выборкой информации, касающейся одного счета, из отчетов общего характера — оборотно-сальдовой ведомости и шахматной ведомости. Оборотно-сальдовая ведомость и анализ счета отличаются друг от друга способом представления информации.

Карточка счета является стандартным отчетом с детализацией до проводок. Отчет рассчитывается для предварительно выбранного счета и представляет собой таблицу, в каждой строке которого отображена информация об одной проводке в которой задействован выбранный счет. В конце строки показан остаток, который получился на счете после регистрации проводки в информационной базе.

Анализ субконто обобщает информацию, касающуюся выбранного субконто. Отчет показывает начальное и конечное сальдо, а также обороты за период по счетам, имеющим выбранный вид субконто или выбранное значение субконто.
Отчет Обороты между субконто выводит список всех оборотов между двумя выбранными субконто с указанной детализацией.

Карточка субконто предоставляет упорядоченную по датам выборку проводок, в которых был использован выбранный вид субконто или значение субконто. В конце каждой записи отображается конечное сальдо по субконто, полученное в результате записи данной проводки.

Отчет Сводные проводки отображает список сводных проводок за выбранный период времени. Настройки отчета позволяют задать детализацию до субконто, упорядочить список по счетам дебета или счетам кредита.

Отчет по проводкам отображает сведения из проводок, отобранных по заданным критериям. Например, для отбора можно указать как счет дебета или счет кредита, так и оба счета. Данный отчет можно считать универсальным и настраиваемым средством для выборочного просмотра журнала проводок.

Главная книга показывает для каждого счета начальное и конечное сальдо, его обороты с другими счетами.

Диаграмма предназначена для отображения данных бухгалтерского учета в наглядном виде.