Инструменты и методы денежно-кредитной политики
Основные инструменты и методы, которыми может пользоваться Банк России, определены Законом «О Центральном банке РФ (Банке России)».
Методы контроля и регулирования денежной массы включают:
- установление процентных ставок по операциям ЦБ РФ;
- определение нормативов обязательных резервов, депонируемых коммерческими банками в ЦБ РФ (резервные требования);
- операции на открытом рынке;
- рефинансирование банков и кредиты правительству;
- валютные интервенции;
- операции с государственными ценными бумагами в рамках обслуживания государственного долга;
- установление целевых ориентиров роста денежной массы;
- количественные кредитные ограничения;
- эмиссию облигаций от своего имени (от имени Банка России).
Официальная процентная ставка предполагает регулирование рынка ссудных капиталов путем установления и пересмотра официальной (базовой) процентной ставки. В зарубежной банковской практике она существует в двух формах:
1) ставка учетного процента – условия, на которых ЦБ покупает (переучитывает) коммерческие векселя у коммерческих банков. Переучет векселей носит характер кредита для коммерческих банков, т.к. векселя покупаются до наступления срока платежа по ним. Поскольку векселя выкупаются со скидкой от вексельной суммы – эти кредиты называют дисконтными, а операцию по переучету – редисконтированием;
2) процентная ставка по ломбардным операциям – кредитам под залог ценных бумаг. Такой кредит, как правило, краткосрочный (3-6 месяцев); объект регулирования в данном случае – не только уровень процента, но и перечень ценных бумаг, которые могут стать предметом залога, а также минимальный размер покрытия предоставленного кредита (в процентах от стоимости ценных бумаг).
Значение этого инструмента состоит в следующем:
– регулируя уровень процентных ставок по своим операциям, ЦБ влияет на величину денежной массы через управление депозитной базой коммерческих банков, их спросом на кредит;
– официальная процентная ставка оказывает косвенное влияние на рыночные процентные ставки, устанавливаемые коммерческими банками самостоятельно в соответствии с рынком кредитных ресурсов. При этом официальная процентная ставка может отклоняться от рыночных в ту или иную сторону.
В отечественной практике официальная ставка ЦБ как метод денежно-кредитного регулирования начала использоваться с 1988 г. одновременно с началом децентрализации банковской системы. Но поскольку отсутствовал механизм коммерческого кредитования и, следовательно, обращение коммерческих векселей, не был развит рынок ценных бумаг, базовой стала процентная ставка по прямым кредитам коммерческим банкам.
Ставка рефинансирования – это инструмент денежно-кредитного регулирования, используемый Центральным банком РФ для установления верхней границы процентных ставок на денежном рынке. Реформирование банковской системы, развитие межбанковского кредитного рынка, самостоятельность банков в проведении кредитной политики привели к отказу от административных методов регулирования процентных ставок. Развитие рынка ценных бумаг и вексельного обращения позволили расширить понятие официальной процентной ставки в российской практике денежно-кредитного регулирования. В частности, в новом законодательстве о Банке России зафиксировано, что под рефинансированием коммерческих банков понимаются как прямые кредиты, так и учет и переучет векселей. К инструментам денежно-кредитного регулирования отнесены и процентные ставки по операциям Банка России, в том числе по краткосрочным кредитам под обеспечение ценными бумагами. Списки ценных бумаг, пригодных для обеспечения кредитов, определяются Советом директоров Банка России.
Центральным банком разработан порядок представления переучетных и ломбардных кредитов. Переучетный кредит – это предоставление Банком России кредита коммерческому банку путем покупки у него векселей предприятий-поставщиков по установленной ставке переучетного кредита. Кредит предоставляется на основании договора о вексельном кредитовании, заключенного с коммерческим банком. Требования к векселям, предъявленным к переучету, состоят в следующем:
– это должны быть простые векселя предприятий-поставщиков, составленные по единой форме;
– вексельная сумма (номинал векселя) должен быть не менее 100 млн. рублей;
– векселями должны быть платежеспособные предприятия имеющие расчетный счет в данном коммерческом банке;
– вексель должен быть выписан под реально произведенную отгрузку товаров или оказание услуг, то есть должен быть товарным. По требованию Банка России коммерческий банк должен представлять информацию о товарной основе векселя: договор поставки продукции, оказания услуг, отгрузочные документы. Цель данного условия состоит в ограничении возможности эмиссии денег под финансовые долговые обязательства, во взаимосвязи эмиссии кредитных денег и потребностей товарооборота.
Кредиты предоставляются на условиях обратного выкупа векселей. Срок, на который Банк России покупает векселя у коммерческих банков, составляет от 10 до 90 дней. Операция обратного выкупа векселей коммерческим банком проводится не позднее, чем за два рабочих дня до наступления срока платежа по векселю.
С 1996 г. Банк России предоставляет коммерческим банкам ломбардные кредиты с целью регулирования их ликвидности. Ломбардный кредит предоставляется под залог государственных ценных бумаг в двух вариантах:
– путем удовлетворения заявок банков по фиксированной ломбардной процентной ставке;
– через проведение аукциона заявок банков по сложившейся на аукционе ставке отсечения.
Кредит предоставляется банком на срок до 30 календарных дней. Банк России обеспечивает учет ценных бумаг, принимаемых в залог в качестве обеспечения ломбардного кредита в специальном депозитарии (депозитарий – это специальная организация, обеспечивающая хранение ценных бумаг и учет прав собственности на них). Ценные бумаги, передаваемые в залог, должны отвечать следующим требованиям:
– это должны быть государственные ценные бумаги, включенные в Ломбардный список Банка России;
– должны принадлежать банку, испрашивающему кредит, на праве собственности и не могут быть обременены другими обязательствами банка;
– должны иметь срок погашения не ранее, чем через 10 дней после наступления срока погашения ломбардного кредита.
Испрашиваемая банком сумма ломбардного кредита (в том числе и процента за весь срок кредитования) не должна превышать рыночную цену заложенных ценных бумаг, сложившуюся на момент предоставления кредита. При этом учитывается риск изменения рыночных цен. Для этого используется специальный поправочный коэффициент, устанавливаемый Банком России. Проверка достаточности обеспечения ломбардных кредитов проводится при рассмотрении заявления банка на получение кредита. Рыночная стоимость ценных бумаг определяется на основе биржевой информации на соответствующую дату. Если банк не исполняет обязательства по погашению кредита, то заложенные ценные бумаги реализуются по сложившимся рыночным ценам. Если выручки от реализации недостаточно, то разница взыскивается с банка-заемщика по мере поступления денежных средств на его корреспондентский счет в расчетно-кассовом центре Банка России.
Важной особенностью процесса регулирования ставок процента в экономике является использование косвенных методов воздействия. Влияние Банка России на уровень ставок процента осуществляется путем регулирования денежного предложения. Ставка рефинансирования (в любом из ее вариантов) является лишь ориентиром для определения ставок по операциям коммерческих банков.
Резервные требования. Обязательные резервы являются отчислениями кредитных организаций от объема привлеченных ресурсов в соответствии с принятыми правилами. Обязательные резервы представляют собой механизм регулирования общей ликвидности банковской системы, используемый для контроля денежных агрегатов посредством снижения денежного мультипликатора. Резервные требования устанавливаются в целях ограничения кредитных возможностей кредитных организаций и поддержание на определенном уровне денежной массы в обращении.
Исторически отчисления в централизованный фонд возникли как добровольные взносы и служили страховым резервом банковской системы. Впервые резервы, как обязательные вклады банков, были использованы в США в 1863 г. задолго до создания Федеральной резервной системы. В соответствии с банковским законодательством норма резервирования для банков Нью-Йорка равнялась 25% вкладов. Резервы депонировались на счетах самих банков. Для кредитных организаций других шестнадцати крупных го родов США действовали такие же резервные требования. Половину из них региональные банки должны были хранить на счетах в нью-йоркских банках. Для других банков норма резервирования составляла 15%. Требования резервирования были распространения на все банки США в 1913 г. с созданием Федеральной резервной системы. До первой мировой войны функции обязательных резервов состояли из обеспечения ликвидности банков и сохранности депозитов. Впоследствии определяющим стало значение обязательных резервов как инструмента денежно-кредитного регулирования.
Резервные требования выполняют несколько функций, среди которых главными являются следующие:[94]
– денежный буфер –в случае резкого дефицита ликвидности на межбанковском рынке краткосрочная процентная ставка взмывает вверх. Чтобы стабилизировать или сгладить ее колебание, центральный банк снижает резервный коэффициент и тем самым обеспечивает банкам дополнительный приток денежных средств. Кроме того, усреднение резервов позволяет банкам получать доступ к ресурсам в случае их экстренной нехватки. Манипулирование нормой резервирования позволяет обеспечить своеобразный буфер, смягчающий конъюнктуру денежного рынка. Наиболее активно буферную функцию используют в промышленно развитых странах;
– управление ликвидностью –резервные обязательства выступают одной из главных детерминант денежной позиции коммерческих банков и спроса на заемные резервы центрального банка. Изменение резервного коэффициента позволяет регулировать ликвидность банковской системы в краткосрочном периоде;
– регулирование денежного предложения –обязательные резервы играют роль ограничителя кредитной эмиссии банков. Уменьшение нормы резервирования расширяет кредитную активность банков, а сокращение резервного коэффициента, соответственно, ее снижает. Тем самым посредством резервных требований центральный банк может регулировать предложение денег в экономике. В настоящее время промышленно развитые страны не используют эту функцию резервных требований, однако ее активно продолжают эксплуатировать развивающиеся страны.
– налогообложение –резервные требования представляет собой некоторый аналог налога на банки. Принудительное привлечение центральным банком дешевых ресурсов позволяет извлекать ему доход монопольного характера. Иными словами, резервные обязательства являются источником сеньоража[95] государства;
– второстепенные регулирующие функции–в ряде случаев резервные требования выполняют функции, нехарактерные для большинства центральных банков. Например, они могут играть пруденциальную роль, использоваться как средство страхования депозитов и регулирования международного потока капитала.
В настоящее время резервные требования в промышленно развитых странах используются для краткосрочного управления ликвидностью финансового сектора. Резервные требования, определяемые на основе усреднения суммы банковских вкладов за определенный промежуток времени, могут изменить ежедневную стабильность процентных ставок. Усреднение резервов позволяет банкам получать автоматический доступ к денежным средствам на счетах в центральном банке на ежедневной основе до тех пор, пока средний уровень резервов за отчетный период равняется резервным требованиям.
Применение этого инструмента денежно-кредитного регулирования основано на нескольких правилах:
– норматив обязательных резервов находится на минимальном уровне, необходимом для эффективной реализации денежно-кредитной политики;
– резервные требования не применяются к межбанковским депозитам во избежание их двойного налогообложения и препятствия в развитии межбанковского денежного рынка;
– обязательные резервы равномерно распространяются на все виды кредитных учреждений и обязательств, чтобы исключить возможность проведения арбитражных операций;[96]
– государственные ценные бумаги не рассматриваются как часть резервов во избежание неэффективного применения операций на открытом рынке.
Центральные банки многих стран в течение 1990-х гг. снижали или полностью отказывались от резервных требований. Тем не менее, многие центральные банки сохраняют резервные требования, поскольку резервирование обеспечивает прямой и качественный контроль над предложением денег.
В России впервые резервные требования используются в качестве инструмента регулирования с появлением в кредитной системе коммерческих структур. В фонд регулирования кредитных ресурсов подлежали зачислению минимальные резервы вновь созданных акционерных (паевых, кооперативных) банков. Величина остатков средств, подлежащих резервированию, определялась в соответствии с нормативами ЦБ, устанавливаемыми в процентах к объему привлеченных банками средств.
В законе о ЦБ РФ определен верхний предел резервных требований (20%), предусмотрена возможность дифференциации резервных требований для различных кредитных организаций.
Размер обязательных резервов, а также порядок их депонирования устанавливается Советом директоров Банка России. С 1 марта 2013 г. норма обязательных резервов установлена на уровне 4,25%.
Изменение уровня обязательных резервов – наиболее действенный инструмент денежно-кредитного регулирования, поскольку непосредственно воздействуют на депозитную базу банков.
Операции на открытом рынке ценных бумаг – это метод заключается в покупке или продаже ЦБ ценных бумаг, используемый для сокращения или увеличения депозитной базы коммерческих банков, воздействия на уровень рыночных процентных ставок, регулирования курса государственных ценных бумаг. Основной объем таких операций проводится на вторичном рынке ценных бумаг. Объектом операций выступают рыночные ценные бумаги: государственные долговые обязательства, бумаги крупнейших национальных корпораций и банков. По техническим процедурам проведения может быть составлена классификация операций на открытом рынке (рис. 11.1).
В промышленно развитых стран операции на открытом рынке выступают главным инструментом денежно-кредитной политики. Если ценные бумаги продаются ЦБ по заранее обусловленному курсу, то этот курс, как правило, несколько ниже рыночного. Цель – привлечение банков как покупателей и соответствующий отток кредитных ресурсов со ссудного рынка. Разница между курсом продажи и рыночным курсом зависит от того, какую цель преследует ЦБ. ЦБ покупает ценные бумаги, если необходимо поддержать ликвидность коммерческих банков, увеличить свободные резервы для кредитования.
Рис. 11.1. Типология операций на открытом рынке ценных бумаг
Для практики проведения Банком России операций на открытом рынке важно определить список ценных бумаг, операции с которыми позволят достичь поставленных целей. Эти бумаги должны соответствовать трем основным критериям:
– низкий кредитный риск;
– высокая ликвидность;
– обращение на организованном рынке.
Банк России использует в настоящее время для операций на открытом рынке исключительно ГКО–ОФЗ, а также собственные облигации. Наибольший интерес представляет классификация операций по условиям сделок. В ихсоставе наиболее гибким инструментом считается сделка РЕПО (REPO, RP – repurchase agreement) – это соглашение о покупке ценных бумаг с последующим выкупом по обусловленной цене. Такие сделки возникли на базе рынка государственных бумаг. По этим соглашениям ЦБ занимает позицию покупателя ценных бумаг у коммерческих банков. Коммерческие банки обязуются через определенное время осуществить обратную сделку. Определяющими в сделках РЕПО являются следующие характеристики:
– цена покупки;
– цена обратной продажи;
– временной лаг (промежуток времени) между прямой и обратной сделками.
С целью сделать операцию привлекательной для коммерческих банков, ЦБ покупает ценные бумаги по более высоким ценам, чем цена обратной продажи, т.е. со скидкой. Такая скидка может быть фиксированной или плавающей. Соглашения РЕПО заключаются на краткосрочный период, сроки сделок стандартизированы (1-3 недели, 2-6 месяцев). В мировой практике сделки РЕПО являются наиболее действенным инструментом достижения оперативных целей ДКП.
Рефинансирование коммерческих банков – это кредитование Банком России кредитных организаций для пополнения их ликвидности. Как было указано выше, к таким кредитам относятся прямые кредиты, переучетный и ломбардный кредиты. Виды кредитов, используемых для рефинансирования коммерческих банков, представлены в табл. 11.1.
Система рефинансирования коммерческих банков по своим функциональным задачам выходит за пределы сугубо прагматических целей денежно-кредитной политики и выступает одним из факторов стимулирования наращивания кредитного потенциала банковской системы России. Не смотря на поступательное развитие банковского сектора, его роль в развитии реального сектора экономики остается недостаточной. Активы банковского сектора по отношению к ВВП составляют только 45%, тогда как в Великобритании, например, – около 400%, в Германии – 317%.[97]
Для стимулирования наращивания кредитного потенциала возможно увеличение предоставления ломбардных кредитов за счет расширения ломбардного списка ценных бумаг, снижения процентных ставок по таким кредитам, разработка системы долгосрочного кредитования коммерческих банков с целью расширения проектного кредитования предприятий и возрастания роли банков в модернизации экономики.
Составная часть проводимой Банком России политики регулирования ликвидности кредитных организаций – депозитные операции с кредитными организациями. Цель таких операций – изъятие излишней ликвидности банковской системы путем привлечения на депозитные счета в Банке России свободных денежных средств кредитных организаций.
Для проведения этих операций используются следующие механизмы:
– проведение депозитных аукционов;
– проведение депозитных операций по фиксированной ставке процента;
– прием на депозит средств банков, заключивших с ЦБ Генеральное соглашение о проведении депозитных операций с использованием системы «Рейтерс-дилинг» (осуществляется на стандартных условиях, предлагаемых ЦБ);
– прием на депозит средств банков на основе отдельного соглашения, определяющего условия депозита.
Таблица 11.1
Виды кредитов для рефинансирования коммерческих банков
Виды кредитов | Срок | Ставка (в % годовых) | Вид обеспечения | |
Внутридневные | — | Блокировка ценных бумаг из ломбардного списка банка России | ||
Векселя, права требования по кредитным договорам | ||||
Слитки золота, находящиеся в хранилище Банка России | ||||
Овернайт | 1 рабочий день | 8,25% | Залог ценных бумаг из ломбардного списка банка России | |
Залог векселей, прав требования по кредитным договорам | ||||
Залог слитков золота, находящихся в хранилище Банка России | ||||
Ломбардные кредиты | 1 календ. день | 6,5% | Залог ценных бумаг из ломбардного списка банка России | |
7 календ. дней | определяется на аукционе | Залог ценных бумаг из ломбардного списка банка России | ||
3 месяца | ||||
12 месяцев | ||||
Кредиты, обеспеченные нерыночными активами | до 90 календ. дней | 7% | Залог векселей и прав требования по кредитным договорам или поручительства кредитных организаций | |
от 91 до 180 календ. дней | 7,5% | |||
от 181 до 365 календ. дней | 8% | |||
Кредиты, обеспеченные залогом золота | до 90 календ. дней | 6,75% | Залог слитков золота, находящихся в хранилище Банка России |
Внутридневные кредиты – кредиты Банка России, предоставляемые кредитной организации путем осуществления платежа с ее банковского счета (основного счета) сверх остатка денежных средств на данном счете в пределах установленного лимита кредитования.
Кредиты овернайт – кредиты Банка России, предоставляемые кредитной организации в конце дня в сумме непогашенного внутридневного кредита путем зачисления суммы кредита на соответствующий основной счет – корреспондентский счет (субсчет) кредитной организации.
Ломбардные кредиты, обеспеченные залогом ценных бумаг из Ломбардного списка Банка России, предоставляемые кредитной организации на основании заявки/заявления путем зачисления денежных средств на корреспондентский счет/корреспондентский субсчет кредитной организации, открытый в Банке России.
Кредиты Банка России, обеспеченные нерыночными активами или поручительствами, предоставляемые кредитной организации на основе заявления путем зачисления денежных средств на корреспондентский счет/корреспондентский субсчет кредитной организации, открытый в Банке России.
Кредиты Банка России, обеспеченные залогом золота и предоставляемые на корреспондентские счета, открытые в уполномоченных территориальных учреждениях Банка России.
Валютные интервенции – это операции Банка России по покупке или продаже иностранной валюты на биржевом и межбанковском рынках для воздействия на курс рубля, суммарный спрос и предложение денег, снижения волатильности валютного рынка.[98]
Таргетирование в широком смысле –это применение доступного спектра экономической политики для ответственного достижения количественных ориентиров целевой переменной. Предметом таргетирования могут выступать валютные курсы, темпы инфляции, денежные агрегаты. Таргетирование денежной массы в настоящее время основано на определении целевых параметров агрегата М2. Это показатель служит монетарным индикатором, который с определенным краткосрочным временным лагом оказывает влияние на инфляцию.
Прямые количественные ограничения могут применяться ЦБ в исключительных случаях. К ним относятся такие административные методы, как:
– установление лимитов на предоставление кредитов и привлечение средств;
– определение видов обеспечения активных операций;
– введение предельных размеров ставок процента по предоставляемым банками кредитам;
– прямое ограничение кредитной маржи.
В настоящее время прямые количественные ограничения ЦБ не применяются.
Контрольные вопросы
1. Назовите объект, предмет и цели денежно-кредитной политики эмиссионного банка.
2. Охарактеризуйте типы и методы денежно-кредитного регулирования.
3. Каков порядок разработки денежно-кредитной политики Банка России?
4. Проведите анализ системы инструментов денежно-кредитной политики.
5. Как влияет на денежное предложение использования отдельных инструментов ДКП?
6. Охарактеризуйте систему рефинансирования коммерческих банков.
7. В чем состоят особенности применения резервных требований как инструмента денежно-кредитного регулирования?
8. Проанализируйте основы проведения операций на открытом рынке и их влияние на кредитный потенциал коммерческих банков.
9. Какова роль депозитных операций Банка России в регулировании ликвидности коммерческих банков?