Глава 4. Денежный оборот: структура и основы организации

4.1. Платежный и денежный оборот: понятие, структура и принципы организации

Платежный оборот – это процесс непрерывного движения всех платежных средств, обслуживающих хозяйственный оборот. Платежными средствами выступают деньги в наличной и безналичной форме, векселя, чеки, депозитные сертификаты с правом переуступки и другие ценные бумаги, выполняющие платежные функции.

Платежный оборот объединяет платежи, совершаемые различным способом. Способ платежа – это специфическая форма движения, присущая каждому источнику платежа в платежном обороте.[41] Структурными элементами, определяющими сущность способа платежа, являются источник платежа, присущая ему форма движения и субъекты платежа (рис. 4.1).

Рис. 5.1. Система способа платежа

 

Платеж деньгами (денежный оборот) первичен в историческом процессе развития способов платежа, доля платежей, совершаемых с использованием денег, составляет в общем платежном обороте более 55%.

Все способы платежа основываются на источниках платежа. Качество и количество источников платежа определяют эффективность платежного оборота и его воздействие на экономику.

Платежный оборот в экономике организован в рамках платежной системы. Платежная система – это совокупность специализированных кредитных институтов и механизмов взаимодействия между ними в процессе непрерывного движения всех платежных средств, обслуживающих хозяйственный оборот.

В настоящее время существует несколько подходов к определению сущности и структуры платежной системы. В глоссарии Банка международных расчетов платежная система (payment system) представляет собой набор инструментов, банковский процессов и межбанковских систем платежей, которые обеспечивают денежное обращение.[42]

В иерархии платежных систем выделяются макро- и микроэкономический уровни. На каждом уровне формируется специфический набор институциональных и инфраструктурных элементов платежной системы. На макроэкономическом уровне функционирует национальная платежная система – форма организации взаимосвязей платежных потоков денег и кредита, составляющих платежный оборот.[43] На микроэкономическом уровне выделяют отдельные специализированные платежные системы, масштаб которых колеблется от системно значимых до небольших, локальных платежных систем, а отдельные из таких систем могут выходить за рамки национальные рамки (например, платежные операции между центральными банками отдельных групп стран, осуществляемые на основе межправительственных договоренностей).

Национальная платежная система является элементом инфраструктуры рыночной экономики и выполняет ряд важных функций:

– своевременное урегулирование платежных обязательств между участниками рыночной экономики в контексте обеспечения воспроизводственного процесса;

– обеспечение бесперебойности платежей и непрерывности денежного оборота государства;

– управление и поддержание ликвидности участников платежной системы, реализуемое на основе внутридневных кредитов центрального банка (деньги овернайт).

Национальная платежная система включает такие элементы, как:

– специализированные платежные системы, функционирующие в стране;

– платежные инструменты, применяемые для инициирования и перевода денежных средств между плательщиком и получателем;

– процедуры по обработке и клирингу платежных инструментов, а также переводу денежных средств между кредитными организациями плательщика и получателя;

– финансовые учреждения (участники платежной системы), предоставляющие расчетные и текущие счета, инструменты и услуги частным клиентам и организациям;

– организации, осуществляющие в интересах финансовых учреждений управление платежными операциями, клирингом и расчетными сетями;

– рыночные институты – правила, нормы, а также контрактные договоренности по созданию, тарификации, официальной передаче и приобретению различных платежных инструментов и услуг;

– законодательство, стандарты, правила и процедуры, определяющие механизмы проведения платежных операций, связанных с переводом денежных средств, а также правила поведения на рынках платежных услуг.

За период с 2008 по 2013 г. обще число учреждений банковской системы, обслуживающих платежный оборот возросло до 46451 (темп прироста – 13%), а количество учреждений банков в расчете на 1 млн жителей составило 325 против 289 в 2008 г. (табл. 4.1)

Таблица 4.1

Институциональная обеспеченность населения платежными услугами[44]

  Учреждения Банка России Кредитные организации (КО) Филиалы КО Дополнительные офисы КО (филиалов) Кредитно-кассовые и операционные офисы КО (филиалов)
01.01.2008 1 136 3 455 18 979 16 729
01.01.2013 2 349 23 347 19 294

 

Общее количество счетов, открытых в кредитных учреждениях, составило 670975,9 тыс. ед. (темп прироста за рассматриваемый период – 59%). В их составе неуклонно увеличивается число счетов с дистанционным доступом – 99885,5 тыс. ед. или 14,8% (в 2008 г. – 27722,6 тыс. ед. и 6,6% соответственно). Результатом такого институционального развития стало расширение масштабов электронного оборота, доля которого по итогам IV квартала 2012 г. составила более 80%.

Носителем информации о платеже выступает платежное сообщение, которое определяет порядок перечисления денежных средств. Платежное сообщение (payment message) – распоряжение или сообщение о переводе денежных средств (в форме денежного требования к какой-либо стороне) по распоряжению бенефициара. Распоряжение может относиться либо к кредитовому переводу, либо к дебетовому переводу.

Кредитовый перевод (credit transfer) – платежное поручение или, возможно, последовательный ряд платежных поручений, переданных с целью предоставить денежные средства в распоряжение бенефициара. Как платежные инструкции, так и указанные в них денежные средства перемещаются из банка плательщика/инициатора в банк бенефициара, возможно, через ряд других банков9посредников и/или более чем одну систему кредитового перевода.

Дебетовый перевод (debit transfer) – система перевода денежных средств, в которой дебетовые инкассовые поручения, переданные получателем либо на основании его полномочия, направляются от (банка) получателя (банку) плательщику (а) и в результате списываются (дебетуются) со счета плательщика; например, системы с использованием чеков являются типичным примером систем дебетового перевода. Также называется дебетовой системой на основе инкассо.

Участниками национальной платежной системы России являются: [45]

– учреждения Банка России;

– кредитные организации, в том числе расчетные небанковские кредитные организации;

– филиалы кредитных организаций;

– дополнительные офисы кредитных организаций;

– ФГУП «Почта России»;

– некоторые коммерческие организации, индивидуальные предприниматели.

С целью реализации данных принципов и адаптации правовых основ платежной системы к современным реалиям ее функционирования принят Федеральный закон от 27 июня 2011 года № 161-ФЗ «О национальной платежной системе», сформировавший правовую базу, адекватную современному уровню развития платежных услуг и систем. Банку России, наряду с имевшимися функциями по регулированию расчетов, дополнительно были предоставлены полномочия по осуществлению надзора и наблюдения в национальной платежной системе, а также по ее развитию. Тем самым в законодательство введен ряд основополагающих норм, регулирующих порядок перевода денежных средств, включая электронные денежные средства, использования электронных средств платежа, организации и функционирования платежных систем.

В рамках данного закона национальная платежная система определена как совокупность операторов по переводу денежных средств (включая операторов электронных денежных средств), банковских платежных агентов (субагентов), платежных агентов, организаций федеральной почтовой связи при оказании ими платежных услуг в соответствии с законодательством Российской Федерации, операторов платежных систем, операторов услуг платежной инфраструктуры (субъекты национальной платежной системы) [статья 3 закона № 161-ФЗ]. В качестве операторов по переводу денежных средств определены: Банк России; кредитные организации, имеющие право на осуществление перевода денежных средств; государственная корпорация «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)» [статья 11 закона № 161-ФЗ].

Участниками платежной системы могут стать следующие организации [статья 21, п. 1 закона № 161-ФЗ]: (1) операторы по переводу денежных средств (включая операторов электронных денежных средств); (2) профессиональные участники рынка ценных бумаг, а также юридические лица, являющиеся участниками организованных торгов и (или) участниками клиринга; (3) страховые организации, осуществляющие обязательное страхование гражданской ответственности в соответствии с законодательством РФ; (4) органы Федерального казначейства; (5) организации федеральной почтовой связи.

В законодательстве сформулированы такие основополагающие понятия современного платежного оборота, как «электронные денежные средства», «электронное средство платежа», «платежная услуга», «платежная система».

В частности под платежной системой, функционирующей в рамках национальной платежной системы, понимается совокупность организаций, взаимодействующих по правилам платежной системы в целях осуществления перевода денежных средств, включающая оператора платежной системы, операторов услуг платежной инфраструктуры и участников платежной системы, из которых как минимум три организации являются операторами по переводу денежных средств [статья 3 закона № 161-ФЗ].

Существенным представляется законодательное описание стандартных критериев определения платежной системы как системно значимой и социально значимой [статья 22 закона № 161-ФЗ]. Банком России установлены требования к таким системам (табл. 4.2).

Таблица 4.2

Требования к значимым платежным системам

К системно значимой платежной системе К социально значимой платежной системе
1) осуществление оператором платежной системы, и (или) платежным клиринговым центром, и (или) расчетным центром мониторинга и анализа рисков в режиме реального времени; 2) осуществление расчета в платежной системе в режиме реального времени или в течение одного дня; 3) осуществление расчета через расчетный центр, соответствующий требованиям финансовой устойчивости и управления рисками, установленным Банком России; 4) обеспечение гарантированного уровня бесперебойности оказания операционных услуг; 5) соответствие системы управления рисками значимой платежной системы требованиям, установленным законом 1) осуществление оператором платежной системы, и (или) платежным клиринговым центром, и (или) расчетным центром мониторинга и анализа рисков на постоянной основе; 2) осуществление расчета через расчетный центр, являющийся банком – участником системы обязательного страхования вкладов физических лиц в банках РФ, соответствующий требованиям управления рисками, установленным Банком России, или через небанковскую кредитную организацию, осуществляющую расчет по счетам других кредитных организаций не менее трех лет; 3) соответствие другим требованиям, предусмотренных законодательством

 

Очевидно, что общим для значимых систем является наличие системы управления платежными рисками. Наиболее существенными мероприятиями в сфере управления рисками выступают следующие:

– определение организационной структуры управления рисками, обеспечивающей контроль за выполнением участниками платежной системы требований к управлению рисками, установленных правилами платежной системы;

– определение показателей бесперебойности функционирования платежной системы;

– определение порядка обеспечения бесперебойности функционирования платежной системы;

– определение методик анализа рисков в платежной системе, включая профили рисков, в соответствии с требованиями нормативных актов Банка России.

В настоящее время системно значимой выступает платежная система Банка России, в которой функционируют системы расчетов, различающиеся по территориальному охвату, объему проводимых платежей, правилам и регламенту функционирования, составу участников и платежным инструментам, скорости проведения платежей и используемой технологии, включающие в себя: внутрирегиональные электронные переводы, межрегиональные электронные переводы, банковские электронные срочные платежи, систему расчетов с применением авизо (является резервной технологией).

Платежная система Банка России является валовой системой, т.е. расчеты по всем платежам проводятся по счетам участников на индивидуальной основе. Территориальные учреждения Банка России расположены в регионах РФ, которые, в основном, совпадают по территории с субъектами РФ, а в некоторых случаях и в регионах, объединяющих территории нескольких субъектов РФ. В каждом (из 78) территориальном учреждении Банка России функционируют региональные компоненты платежной системы.

Кроме обслуживания кредитных организаций, Банк России осуществляет расчетное обслуживание около 70 тысяч клиентов:

– органов федерального казначейства Министерства финансов РФ;

–органов государственной власти и местного самоуправления, их организаций;

– государственных внебюджетных фондов;

– воинских частей;

– других клиентов, не являющихся кредитными организациями, в регионах, где они отсутствуют, а также иных лиц в случаях, предусмотренных федеральными законами.

Наряду с платежной системой Банка России все большую значимость приобретает система постторгового обслуживания, клиринга и расчета по ценным бумагам Московской биржи (создана на основе объединения торговых систем ММВБ и РТС), которая выступает является центральным контрагентом по сделках, заключенных на рынках, входящих в структуру биржи. Сделки с центральным контрагентом осуществляются на основе принципа open offer (открытое предложение). Система управления рисками включает: требования по внесению маржи, гарантийные фонды, требования к участию в торгах.

Услуги расчета по ценным бумагам предоставляют Национальный расчетный депозитарий и Депозитарно-Клиринговая Компания. Управление рисками в данном сегменте расчетов включает в себя комплекс взаимосвязанных действий и мероприятий:

– поставку против платежа, которая снижает риск потери основной суммы;

– проверка на соответствие внутренним нормам и процедурам, а также обеспечение контроля санкционированного доступа к конфиденциальной информации;

– разработка плана восстановления, который постоянно поддерживается в актуальном состоянии;

– наличие резервного вычислительного центра.

Правлением ЗАО ММВБ, входящей в настоящее время в группу Московской биржи, в 2010 г. утвержден Регламент информирования участников торгов (участников клиринга) в нештатных ситуациях. Вместе с тем, идентификация данной системы как значимой, а это неизбежно ввиду расширения масштабов сделок с ценными бумагами, в том числе в рамках создания в России международного финансового центра, обусловливает рост требований к системе управления рисками.

Денежный оборот как часть платежного оборота – движение денег при выполнении ими своих функций. Денежный оборот может быть налично-денежным и безналичным. Денежный оборот как процесс непрерывного движения кредитных денег в наличной и безналичной форме имеет сложную внутреннюю структуру. Выделяют несколько признаков классификации элементов, составляющих эту структуру (табл. 4.3).

Таблица 4.3

Структура денежного оборота

Признак структурирования Структура денежного оборота
1. Форма функциони­рования денег – Наличный денежный оборот; – безналичный денежный оборот
2. Субъекты экономической деятельности – Оборот между хозяйствующими субъектами; – оборот между хозяйствующими субъектами и населением; – оборот между хозяйствующими субъектами, населением и учреждениями кредитно-финансовой системы; – оборот между хозяйствующими субъектами, населением и финансовыми органами
3. Субъекты финансово-кредитной системы – Оборот между коммерческими банками (межбанковский оборот); – оборот между ЦБ и коммерческими банками; – оборот между коммерческими банками и их клиентами (банковский оборот)

Налично-денежное обращение отражает движение наличных денег (банкнот, монет, казначейских билетов) в качестве средства обращения и средства платежа.

Наличные деньги используют в следующих сферах:

ü в кругообороте товаров и услуг;

ü в оплате труда и выплате предприятиями других денежных доходов физическим лицам;

ü в выплате пенсий, пособий, страховых возмещений по договорам страхования;

ü в оплате ценных бумаг и выплате доходов по ним;

ü в налоговых платежах населения;

ü в внесении физическими лицами денег на банковские депозиты и получение доходов, изъятие вкладов и др.

В сфере денежного обращения постоянно находится определенный остаток наличных денег:

ü у физических лиц;

ü в кассах предприятий и организаций;

ü в оборотных кассах банков.

Регулирование наличного денежного оборота осуществляет Центральный банк РФ. Правовая основа регулирования – Положение № 373-П «О порядке ведения кассовых операций с банкнотами и монетой Банка России на территории Российской Федерации».

Основные элементы регулирования наличного денежного оборота:

- Центральный банк РФ организует изготовление банкнот и монет;

- обеспечивается создание резервного фонда банкнот и монет;

- устанавливаются признаки и порядок определения платежеспособности денежных знаков, порядок замены поврежденных банкнот и монет и их уничтожения;

- наличные денежные средства, поступающие в кассы предприятий, должны сдаваться в банк для последующего зачисления на их счета. Установлены сроки сдачи наличности (от ежедневной до одного раза в несколько дней);

- установлены правила перевода и инкассирования наличных денег;

- наличные деньги в кассах предприятий хранятся в пределах лимитов, установленных обслуживающими их банками с учетом особенностей режима деятельности предприятия;

- определяется порядок выдачи наличных денег для выплаты заработной платы, социальных выплат, стипендий (в соответствии с календарем выдач);

- выдача наличных денег предприятиям и организациям производится за счет текущих поступлений денежной наличности в кассы кредитных организаций;

- для каждой кредитной организации установлен минимально допустимый остаток денег в оборотной кассе. При недостаточности текущих поступлений оборотные кассы банков пополняются через систему территориальных учреждений и расчетно-кассовых центров Центрального банка РФ.

Схема движения наличных денег между субъектами экономики представлена на рис. 4.1[46].

Безналичный денежный оборот – это совокупность платежей, совершаемых без использования наличных денег путем совершения бухгалтерских операций в учреждениях банков: перечисление денежных средств по счетам, зачет взаимных требований.

В зависимости от экономического содержания различают две группы безналичных платежей: платежи по товарным операциям, платежи по финансовым обязательствам (платежи по нетоварным операциям).

 

 

Рис. 4.1. Схема движения наличных денег между субъектами экономики[47]

Система безналичных расчетов состоит из трех основных элементов:

- совокупности принципов безналичных расчетов, обязательных для соблюдения всеми субъектами хозяйственных отношений;

- системы счетов, позволяющих осуществлять платежи и расчеты в безналичной форме;

- системы форм платежей, расчетно-платежных документов и правил документооборота.

Правовой базой регулирования расчетных отношений в сфере безналичного денежного оборота выступают: Гражданский кодекс РФ, Федеральный закон «О банках и банковской деятельности в РФ», Федеральный закон «О Центральном банке РФ (Банке России)». Положение ЦБ РФ от 19 июня 2012 г. № 383-П. «О правилах осуществления перевода денежных средств».

Базовые принципы осуществления безналичного денежного оборота:

– платеж по обязательствам плательщиков (обязательства составляют преобладающую часть платежных отношений в экономике);

– обеспечение оптимальной скорости совершения расчетных операций. Под скоростью платежа понимается период времени движения средств по банковским каналам, начиная со счета плательщика и кончая зачислением средств на счет получателя[48];

– требование платежа должно выставляться перед отгрузкой товаров или после нее для обеспечения бесперебойности расчетно-платежного оборота;

– принцип акцепта платежа плательщиком: платежи со счетов клиентов производятся только с их согласия (за исключением отдельных случаев, предусмотренных законодательством);

– недопустимость ограничения прав владельца счета на распоряжение находящимися на нем денежными средствами. При недостаточности денежных средств на счете для удовлетворения всех предъявленных к нему требований списание средств осуществляется по мере их поступления в очередности, установленной законодательством;

– принцип периодической очередности платежей. В основе этого принципа лежит периодичность кредиторской задолженности;

– принцип свободы выбора формы расчетов: организации по своему усмотрению или на основании договора между поставщиком и покупателем могут выбирать формы расчетов и виды платежа;

– принцип эффективности затрат на ведение безналичных расчетов.

С целью организации безналичного оборота предприятия, организации и физические лица открывают счета (расчетные, текущие) в учреждениях банков. Отношения между Банком России и его клиентами, а также кредитными организациями и их клиентами регулируют договора корреспондентского счета (субсчета) или банковского счета. Указанные документы служат правовой основой для функционирования и дальнейшего развития платежной системы России. Клиенты банков вправе открывать необходимое им количество счетов в любой валюте.

Виды счетов, которые банк открывает своим клиентам, определяются правовым статусом и характером деятельности. К ним относятся расчетные, текущие, ссудные, депозитные и другие счета. Непосредственно для осуществления безналичных расчетов используются расчетные и текущие счета.

Расчетный счет – это счет, открываемый в банке коммерческому предприятию, имеющему статус юридического лица, или индивидуальному предпринимателю. Владелец расчетного счета имеет право распоряжаться своими средствами без ограничений, осуществляя любые не запрещенные законом операции. Расчетный счет необходим для осуществления безналичных расчетов при проведении коммерческих операций и финансовых.

Текущие счета открывают физические лица и предприятия, которые могут иметь расчетный счет. По текущим счетам предприятий производятся операции, связанные с оплатой труда и оплатой административно-хозяйственных расходов. Такого рода счета, как правило, открывают филиалам и представительствам. По текущим счетам физических лиц производят операции, связанные с зачислением и выплатой заработной платы, пенсий и других денежных доходов, оплата коммунальных услуг, услуг связи и другие платежи.

Для открытия расчетного счета организация представляет в банк следующие документы:

– заявление об открытии расчетного счета;

– заверенное свидетельство о государственной регистрации;

– копии учредительных документов предприятия: учредительного договора, устава, заверенные нотариально;

– документ, который подтверждает полномочия директора (протокол собрания учредителей либо подписанный директором контракт);

– документ, подтверждающий полномочия главного бухгалтера;

– карточки с образцами подписей руководства предприятия, а также оттиском печати;

– справка о постановке предприятия на налоговый учет;

– справка о постановке на учет в пенсионном фонде;

– справка о постановке на учет во внебюджетном фонде;

– регистрационная карточка органов статистики;

– лицензии, дающие право на осуществление указанной деятельности, которая подлежит обязательному лицензированию согласно законодательству РФ.

Безналичный оборот осуществляется с использованием различных форм расчетных документов. Расчетный документ оформляется на бумажном носителе или в виде электронного платежного документа:

– распоряжение плательщика о списании денежных средств со своего счета и их перечислении на счет получателя средств;

– распоряжение получателя средств (взыскателя) на списание денежных средств со счета плательщика и перечисление их на счет, указанный получателем средств.

Расчетными документами являются платежные поручения, аккредитивы, чеки, инкассовые поручения, векселя, пластиковые карточки и другие формы электронных документов.

Для проведения расчетов между банками используют корреспондентские счета. Корреспондентский счет – это счет, который один банк (банк-респондент) открывает в другом банке (банке-корреспонденте) для совершения по этому счету операций, предусмотренных договорами между ними. Счет, который ведет банк-корреспондент, называется ЛОРО, на балансе банка-респондента – НОСТРО. Расчетные операции по указанным счетам осуществляются при условии обеспечения ежедневного равенства их остатков.

Корреспондентские счета в обязательно открывают коммерческие банки в Центральном банке РФ. Каждый банк имеет один корреспондентский счет в расчетно-кассовом центре. Расчеты между банками могут проходить как через расчетную сеть Центрального банка РФ, так и на основе двух- или многосторонних корреспондентских отношений между коммерческими банками.

4.2. Налично-денежный оборот и денежное обращение

Налично-денежный оборот – это часть совокупного денежного оборота, когда наличные деньги используют как средство обращения и платежа. Система организации налично-денежного обращения включает его прогнозирование, выпуск наличных денег в обращение, регулирование кассовых операций предприятий и организаций, организацию кассовых операций в кредитных учреждениях.

Выпуск наличных денег в обращение организует и осуществляет Центральный банк РФ. Он состоит из нескольких этапов:

- составление прогноза потребности в наличной денежной массе для бесперебойного осуществления расчетов;

- изготовление денежных знаков и их защита от фальсифицирования;

- организация резервных фондов денежной наличности;

- транспортирование денежной наличности в регионы РФ;

- собственно выпуск денег в обращение.

Эмиссия наличных денег производится в централизованном порядке по указанию Центрального банка РФ на основе прогноза кассовых оборотов и с учетом данных баланса денежных доходов и расходов населения.

Прогнозы кассовых оборотов составляют для определения потребности в наличных деньгах в целом по РФ, регионам и банкам. В них отражаются объем и источники поступления наличных денег в банки; размеры и целевые направления выдачи наличных денег предприятиям, организациям и отдельным лицам; эмиссионный результат – сумма изъятия и или выпуска денег в обращение.

Основная задача при составлении прогноза кассовых оборотов – определение изменения наличной денежной массы и разработка мероприятий по увеличению поступлений наличной денежной выручки. Прогнозы кассовых оборотов составляют коммерческие банки, территориальные РКЦ и ГРКЦ ЦБ РФ. Периодичность составления – поквартально и на год.

Прогноз баланса денежных доходов и расходов населения и его фактическое исполнение способствуют точному учету спроса населения, прогнозированию объемов сбережений населения, структуры покупательского спроса и покупательного фонда населения. Превышение доходов над расходами населения в балансе означает увеличение остатка денег на руках у населения, а обратный процесс – его сокращение. Соответственно, в первом случае требуется эмиссия наличных денег для кассового обслуживания клиентов банками, а во втором – их изъятие из обращения. Территориальные учреждения Банка России ежеквартально анализируют состояние наличного денежного оборота в регионах. Объектом анализа являются:

- складывающиеся тенденции в наличном денежном обороте и его структуре;

- источники поступлений наличных денег в кассы учреждений банков и направления их выдач из касс учреждений банков;

- скорость возврата наличных денег в кассы учреждений банков;

- происходящие изменения и тенденции в экономике;

- изменение индекса потребительских цен;

- состояние и развитие безналичных расчетов между юридическими и физическими лицами;

- уровень инкассации наличной денежной выручки, образующейся в сфере потребительского рынка;

- территориальное размещение выпуска денег в обращение и изъятия денег из обращения, причины роста эмиссии (сокращение изъятия) наличных денег;

- неиспользованные возможности мобилизации учреждениями банков внутренних кассовых ресурсов для удовлетворения потребностей предприятий в наличных деньгах;

- результаты банковского контроля за соблюдением предприятиями порядка ведения кассовых операций и работы с денежной наличностью;

- происходящие изменения в направлениях использования денежных доходов населения и источниках их формирования;

- состояние расходования юридическими лицами средств на заработную плату и выплаты социального характера;

- причины образования просроченной задолженности по выдаче средств на заработную плату и пенсии.

Результаты анализа состояния наличного денежного оборота используют территориальные учреждения Банка России при составлении прогнозов кассовых оборотов, а также для разработки и осуществления совместно с учреждениями банков практических мер по улучшению организации оборота наличных денег, сокращению эмиссии в городах и районах. При необходимости соответствующие предложения по этим вопросам выносят на рассмотрение представительных и исполнительных органов власти субъектов РФ.

Механизм эмиссионно-кассового регулирования денежной массы состоит из порядка выпуска и изъятия денег из обращения, а также их перераспределения между территориями и регионами страны в зависимости от экономических потребностей. Функцию эмиссионно-кассового регулирования денежной массы в регионах выполняют Расчетно-кассовые центры (РКЦ) при головных территориальных управлениях Банка России. В них, по разрешению ЦБ РФ, создаются резервные фонды денежных знаков и монет и оборотные кассы.

Резервные фонды денежных знаков и монет предназначены для обеспечения эмиссии денег, регулирования покупюрной структуры денежной массы, замены поврежденных и изношенных банкнот и монет на новые, а также для экономии расходов на перевозку ценностей и хранение денежных знаков.

Оборотная касса в РКЦ предназначена для кассового обслуживания в течение операционного дня. Существуют лимиты остатка наличных денег в оборотной кассе РКЦ на конец операционного дня, при его превышении излишки денег передают в резервные фонды.

В целях мониторинга роли наличных денег в системе расчетов Банк России в 2011 г. провел социологическое исследование, согласно результатам которого подавляющее большинство респондентов (92%) оплачивали товары и услуги исключительно наличными деньгами; около 50% респондентов не имеют банковских карт, двумя и более картами владеют около 10%; сумма разовой покупки в среднем составляла 398 руб.[49] Востребованность наличных денег со стороны экономических субъектов обусловлена в настоящее время рядом факторов[50]:

– ментальностью населения в отношении использования наличных денег – далеко не факт, что уровень экономического развития страны определяет долю наличного денежного оборота. Например, максимальное количество наличных денег в обороте присутствует в экономике Японии;

– наличие законодательно установленных ограничений на совершение сделок наличными деньгами свыше определенной суммы;

– спрос на национальную валюту за пределами страны-эмитента как для текущих целей, так и в качестве резервного актива;

– развитость банковской инфраструктуры, в том числе в торговых и других организациях, обслуживающих население.

При всей привлекательности для национальной платежной системы расширения безналичного денежного оборота, признанным фактом является увеличение количества наличных денег в обращении. В этой связи возрастают требования к качеству организации наличного денежного оборота. В контексте этого современными тенденциями в развитии наличного денежного оборота, большая часть которых связана с деятельностью Банка России, стали следующие:

– совершенствование методологической базы развития наличного денежного обращения;

– централизация обработки денежной наличности, обусловлена задачами сокращении издержек операционных расходов;

– оптимизация сети кредитных учреждений, осуществляющих кассовое обслуживание;

– развитие механизмов аутсорсинга в обработке наличности;

– развитие технологий защиты банкнот от подделок;

– управление структурой купюрного и монетного ряда наличных денежных знаков.

В настоящее время разработаны нормативные акты Банка России, предусматривающие единые принципы работы с наличными деньгами для всех субъектов наличного денежного оборота. Принято Положение № 373-П «О порядке ведения кассовых операций с банкнотами и монетой Банка России на территории Российской Федерации», изменившее порядок определения суммы лимита кассы для юридических лиц и индивидуальны предпринимателей, уточнен порядок совершения отдельных разновидностей кассовых операций в организациях. Хозяйствующий субъект самостоятельно, без согласования с учреждением банка, определяет лимит остатка хранения наличных денег. Ведется работа по совершенствованию методологического обеспечения кредитных организаций в части ведения кассовых операций, правил хранения, перевозки и инкассации наличных денег.

Меры по централизации обработки денежной наличности, прежде всего, связаны с необходимостью автоматизации процесса пересчета денег, проверки их подлинности, сокращения доли ручного труда, создания крупных кассовых центров, повышение производственных мощностей отдельных учреждений Банка России по приему, обработке и выдаче банкнот и монеты. Осуществляется активный переход к автоматизированной обработке и хранению денежной наличности, внедрение так называемых «безлюдных технологий»[51].

Развитие сети структурных подразделений, осуществляющих расчетно-кассовое облуживание кредитных организаций, предусматривает закрытие неперспективных расчетно-кассовых центров и создание принципиально новых структур, выполняющих функции и расчетно-кассового центра и межрегионального резервного фонда (хранилища) наличных денежных знаков, что создаст предпосылки роста централизации операций с денежной наличностью. За период с 2004 по 2012 г. количество РКЦ сократилось более чем в два раза. Данное направление развития наличного денежного оборота обусловлено спецификой территориальной организации РФ, наличием регионов с низкой плотностью населения и недостаточным уровнем обеспеченности банковскими услугами.

Развитие механизмов аутсорсинга в обработке наличности является определенной альтернативой расширению сети расчетно-кассовых подразделений Банка России. Это означает делегирование текущих функций по организации налично-денежного оборота коммерческим банкам, крупным инкассаторским компаниям. Данный подход используется в ряде развитых стран и означает, что за эмиссионным центром – центральным банком – закрепляются преимущественно функций прогнозирования и регулирования наличного оборота, организации производства денежных знаков. В частности, в настоящее время кредитные организации уже наделены правом осуществлять кассовое обслуживание других кредитных организаций, а Российскому объединению инкассации предоставлено право обработки проинкассированных наличных денег с их последующей сдачей в учреждения Банка России.

Существенной для России остается проблема оборота поддельных денежных знаков. Например, только за четвертый квартал 2012 г. было выявлено 23858 штук поддельных денежных знаков, из них 97,6% составляют банкноты достоинством 5000 и 1000 руб.[52]. Среди поддельных банкнот номиналом 1000 руб. 96,5% составляют подделки так называемой высокой степени опасности – с четырьмя и более имитированными признаками подлинности. Такие поддельные банкноты (а это в основной массе – модифицированные банкноты Банка России выпуска 2004 г. номиналом 1000 руб.) не всегда выявляются даже кредитными организациями, а иногда попадают в банкоматную сеть.

Прямым средством снижения риска подделок является развитие технологий защиты банкнот от подделок. В настоящее время ФГУП «Гознак» и Банк России сосредоточены на таких вопросах, как: улучшение потребительских свойств; совершенствование и разработка новых «публичных» (для населения) признаков банкнот; снижение стоимости изготовления монет; разработка новых защитных признаков монет путем совершенствования способов их чеканки.

В 2011 г. разработаны и введены в платежный оборот банкноты номиналом 5000 руб. и номиналом 500 руб. модификации 2010 г. с усиленным комплексом защитных признаков и небольшими изменениями дизайна. Ввиду того, что участились случаи целенаправленного подделывания защитных признаков, которые проверяются датчиками платежных терминалов (для сбыта фальшивых банкнот через эту сеть), Банк России в 2011 г. провел тестирование используемого кредитными организациями оборудования для обработки банкнот, предназначенных для выдачи клиентам, в целях определения качества проверки машиночитаемых признаков. Используя свой официальный сайт, Банк России продолжает информировать население о существующих признаках подлинности денежных знаков.

Регулирование кассовых операций на предприятиях и в организациях

Предприятия, учреждения, организации независимо от организационно-правовых форм и сферы деятельности обязаны хранить свободные денежные средства в учреждениях банков, а расчеты по своим обязательствам они производят, как правило, в безналичном порядке тоже через банки.

В настоящее время кассовые операции предприятий регулируются Положением № 373-П «О порядке ведения кассовых операций с банкнотами и монетой Банка России на территории Российской Федерации».

Согласно действующему законодательству предприятия вправе иметь в своих кассах наличные деньги в пределах установленных лимитов. Для ведения кассовых операций юридическое лицо, индивидуальный предприниматель устанавливают максимально допустимую сумму наличных денег, которая может храниться в месте для проведения кассовых операций, определенном руководителем юридического лица, индивидуальным предпринимателем.

Накопление юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем наличных денег в кассе сверх установленного лимита остатка наличных денег допускается в дни выплат заработной платы, стипендий, выплат социального характера. В других случаях накопление в кассе наличных денег сверх установленного лимита остатка наличных денег юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем не допускается.

 

Лимит определяется по одной из двух формул:

– если организация получает наличную выручку, то лимит равен выручке за определенный период времени (не более 92 дней), разделенной на количество рабочих дней в этом периоде и умноженной на период времени между сдачей в банк наличных денег;

– если у организации нет наличной выручки, то лимит рассчитывается исходя из объема выданных денег (за исключением зарплаты, стипендий и прочих выплат персоналу) за определенный период времени (не более 92 дней). Это показатель нужно разделить на количество рабочих дней в этом периоде и умножить на количество дней между получением денег в банке.

Для ведения кассовых операций в штате предприятия может быть предусмотрена должность кассира, который несет материальную ответственность за сохранность всех принимаемых им ценностей. Кассовые операции может выполнять главный бухгалтер организации.

Оприходование наличных денежных средств в кассу предприятия осуществляется по приходному кассовому ордеру в следующих случаях:

- при снятии денежных средств с расчетного, текущего и других видов счетов в банке;

- от платных потребителей, покупателей, заказчиков за оказанные работы, услуги и реализованные товары;

- от подотчетных лиц в погашение остатка наличных денег, полученных под отчет; от работников предприятия в погашение причиненного материального ущерба, погашение выданных займов и ссуд, за реализованные товары и услуги.

О приеме денег лицу, внесшему деньги, выдают квитанцию к приходному кассовому ордеру за подписями главного бухгалтера или лица, на это уполномоченного, и кассира, заверенную печатью (штампом) кассира или оттиском кассового аппарата.

Получение денежных средств со счетов, открытых предприятиям в учреждениях банков, производится по денежным чекам. Чековые книжки выдает предприятию учреждение банка по заявлению установленной формы. Наличные деньги, полученные в учреждениях банка, расходуют на цели, указанные в чеке.

Выдача наличных денежных средств из кассы предприятия производится на следующие цели:

- выплату заработной платы, пособий по социальному страхованию, других видов пособий, стипендий, вознаграждений физическим лицам;

- под отчет на хозяйственные, операционные и командировочные расходы;

- в возмещение расходов, понесенных работником предприятия, на выплату ссуд, займов и другие подобные цели (по решению руководителя предприятия).

Выдача наличных денег из касс предприятий производится по расходным кассовым ордерам или надлежаще оформленным другим документам (платежным ведомостям, заявлениям на выдачу денег, счетам и др.) с наложением на этих документах штампа с реквизитами расходного кассового ордера.

Для осуществления расчетов наличными деньгами каждое предприятие должно иметь специально оборудованное помещение – кассу и вести кассовую книгу по установленной форме. Каждое предприятие ведет только одну кассовую книгу, которая должна быть пронумерована, прошнурована и опечатана сургучной или мастичной печатью. Количество листов в кассовой книге заверяется подписями руководителя и главного бухгалтера данного предприятия.

Соблюдение установленных предельных сумм расчетов наличными между юридическими лицами. В соответствии с Указанием Центрального Банка РФ от 14 ноября 2001 г. № 1050-У «Об установлении предельного размера расчетов наличными деньгами в РФ между юридическими лицами по одной сделке» предельная сумма расчетов по одной сделке не может превышать 60 тыс. руб. В июле 2007 г. норматив был повышен до 100 тыс. руб. Это означает, что в договоре, по которому предусмотрен платеж наличными денежными средствами, должна быть указана сумма, не превышающая 100 тыс. руб. На каждую сделку оформляется один договор.

Контроль ведения кассовых операций. При проверке ведения кассовых операций на предприятии рассматривают:

– ведение кассовой книги, ежедневные отчеты кассира по произведенным кассовым операциям в соответствии с приходно-расходными документами, платежными ведомостями, оформление этих документов;

– полноту оприходования денежной наличности, полученной в банке;

– целевое использование наличных денег, полученных в банке (в соответствии с целями, указанными в денежном чеке);

– расходование наличных денег из выручки на основании письменных заявлений клиентов с учетом требований порядка ведения кассовых операций;

– соблюдение на каждый день проверяемого периода (обычно квартал) установленного банком лимита остатка кассы, сроков и порядка сдачи денежной выручки, своевременность возврата в банк невыплаченных в срок средств на оплату труда и социально-трудовых льгот;

– осуществление расчетов наличными деньгами между юридическими лицами.

4.3. Организация безналичного денежного оборота. Формы безналичных расчетов

Безналичные расчеты осуществляются через кредитные организации их филиалы или Банк России по счетам, открытым на основании договора банковского счета или договора корреспондентского счета.

Безналичные расчеты в Российской Федерации осуществляются через платежную систему Банка России и частные платежные системы, которые представлены следующими разновидностями:

– внутрибанковскими платежными системами для расчетов между подразделениями одной кредитной организации;

– платежными системами кредитных организаций для расчетов по корреспондентским счетам, открытым в других кредитных организациях;

– платежными системами расчетных небанковских кредитных организаций;

– системами расчетов между клиентами одного подразделения кредитной организации (филиала).

Расчетные операции по перечислению денежных средств через кредитные организации и их филиалы могут осуществляться с использованием:

1) корреспондентских счетов (субсчетов), открытых в Банке России;

2) корреспондентских счетов, открытых в других кредитных организациях;

3) счетов участников расчетов, открытых в небанковских кредитных организациях, осуществляющих расчетные операции;

4) счетов межфилиальных расчетов, открытых внутри одной кредитной организации.

В соответствии с Законом РФ «О банках и банковской деятельности» клиенты вправе открывать необходимое им количество расчетных, текущих, депозитных и иных счетов в любой валюте в банках с их согласия.

Безналичный денежный оборот регулирует Положением ЦБ РФ от 19 июня 2012 г. № 383-П. «О правилах осуществления перевода денежных средств», в соответствии с которым предусмотрены следующие формы безналичных расчетов:

а) расчеты платежными поручениями;

б) расчеты по аккредитиву;

в) расчеты чеками;

г) расчеты по инкассо.

Формы безналичных расчетов клиенты банков избирают самостоятельно и предусматривают в договорах, заключаемых контрагентами.

Банки осуществляют операции по счетам на основании расчетных документов. Расчетный документ – это оформленное в виде документа на бумажном носителе или, в установленных случаях, электронного платежного документа:

- распоряжение плательщика о списании денежных средств со своего счета и их перечислении на счет получателя средств;

- распоряжение получателя средств (взыскателя) на списание денежных средств со счета плательщика и перечисление на счет, указанный получателем средств (взыскателем).

При осуществлении безналичных расчетов используют следующие расчетные документы: платежные поручения, аккредитивы, чеки, платежные требования, инкассовые поручения. Расчетные документы должны содержать следующие реквизиты (с учетом особенностей форм и порядка осуществления безналичных расчетов):

- наименование расчетного документа и код формы по ОКУД;

- номер расчетного документа, число, месяц и год его выписки;

- вид платежа;

- наименование плательщика, номер его счета, идентификационный номер налогоплательщика (ИНН);

- наименование и местонахождение банка плательщика, его банковский идентификационный код (БИК), номер корреспондентского счета или субсчета;

- наименование получателя средств, номер его счета, идентификационный номер налогоплательщика (ИНН);

- наименование и местонахождение банка получателя, его банковский идентификационный код (БИК), номер корреспондентского счета или субсчета;

- назначение платежа. Налог, подлежащий уплате, выделяется в расчетном документе отдельной строкой (в противном случае должно быть указание на то, что налог не уплачивается);

- сумму платежа, обозначенную прописью и цифрами;

- очередность платежа;

- вид операции в соответствии с правилами ведения бухгалтерского учета в Банке России и кредитных организациях, расположенных на территории РФ;

- подписи уполномоченных лиц и оттиск печати.

В российской практике наиболее распространенной формой расчетов являются кредитовые переводы, включающие платежи, для проведения которых использованы платежные поручения, аккредитивы, а также переводы денежных средств по поручениям физических лиц без открытия банковского счета, включающие платежи, осуществляемые по системам денежных переводов, платежи за коммунальные услуги, налоговые платежи и т.п. В 2007 г. на долю кредитовых переводов приходилось 95,4% от всего суммарного объема и 80,0% от общего количества платежных распоряжений, поступивших в кредитные организации.

Прямые дебеты, которым относятся платежные требования и инкассовые поручения, нашли менее широкое применение в платежной системе России. В 2007 году в кредитных организациях в форме прямых дебетов было осуществлено 81,5 млн. платежей в рублях и иностранной валюте на общую сумму 30,5 трлн. руб., что составило 3,7% от общего количества и 4,5% от общего объема поступивших в кредитные организации платежных распоряжений.

Расчеты платежными поручениями. Платежное поручение – это распоряжение владельца счета (плательщика) обслуживающему его банку, оформленное расчетным документом, перевести определенную денежную сумму на счет получателя средств, открытый в этом или другом банке.

Платежные поручения банк принимает независимо от наличия денежных средств на счете плательщика. При отсутствии или недостаточности денежных средств на счете плательщика, а также если договором банковского счета не определены условия оплаты расчетных документов сверх имеющихся на счете денежных средств, платежные поручения помещают в картотеку по внебалансовому счету «Расчетные документы, не оплаченные в срок». Оплата платежных поручений производится по мере поступления средств в очередности, установлен­ной законодательством. Допускается частичная оплата платежных поручений из картотеки. Банк обязан информировать плательщика по его требованию об исполнении платежного поручения.

Преимуществами этой формы расчетов следующие:

– относительно простая схема организации документооборота;

– наличие у плательщика возможности предварительного контроля качества оплачиваемых товаров и услуг;

– возможность использовать эту форму расчетов при нетоварных операциях.

Схема организации документооборота при расчетах платежными поручениями представлена на рис. 4.2.

Рис. 4.2. Схема документооборота при расчетах с использованием платежных поручений

Расчеты по аккредитивам. Аккредитив – расчетный или денежный документ, представляющий поручение одного кредитного учреждения другому произвести за счет специально забронированных средств (или под гарантию) оплату товарно-транспортных документов за отгруженный товар или выплатить предъявителю аккредитива определенную сумму денег.

Документарный аккредитив используется в расчетах между поставщиком и покупателем товаров во внутренней или международной торговле.

При расчетах по аккредитиву банк, действующий по поручению плательщика об открытии аккредитива (банк-эмитент), обязуется произвести платежи в пользу получателя средств при представлении документов, соответствующих всем условиям аккредитива, либо предоставить полномочие другому банку (исполняющий банк) произвести такие платежи. В качестве исполняющего банка может выступать банк-эмитент, банк получателя средств или иной банк. Аккредитив обособлен и независим от основного договора.

Банками могут открываться следующие виды аккредитивов:

1) покрытые (депонированные) и непокрытые (гарантированные);

2) отзывные и безотзывные (могут быть подтвержденными).

При открытии покрытого (депонированного) аккредитива банк-эмитент перечисляет за счет средств плательщика или предоставленного ему кредита сумму аккредитива (покрытие) в распоряжение исполняющего банка на весь срок действия аккредитива.

При открытии непокрытого (гарантированного) аккредитива банк-эмитент предоставляет исполняющему банку право списывать средства с ведущегося у него корреспондентского счета банка-эмитента в пределах суммы аккредитива либо указывает в аккредитиве иной способ возмещения исполняющему банку сумм, выплаченных по аккредитиву в соответствии с его условиями. Порядок списания денежных средств с корреспондентского счета банка-эмитента по непокрытому (гарантированному) аккредитиву, а также порядок возмещения денежных средств по непокрытому (гарантированному) аккредитиву банком-эмитентом исполняющему банку определяется соглашением между банками. Порядок возмещения денежных средств по непокрытому (гарантированному) аккредитиву плательщиком банку-эмитенту определяется в договоре между плательщиком и банком-эмитентом.

В случае изменения условий или отмены отзывного аккредитива банк-эмитент обязан направить соответствующее уведомление получателю средств не позже рабочего дня, следующего за днем изменения условий или отмены аккредитива.

Условия безотзывного аккредитива считаются измененными или безотзывный аккредитив считается отмененным с момента получе­ния исполняющим банком согласия получателя средств. Частичное принятие изменений условий безотзывного аккредитива получателем средств не допускается.

На основании заявления на открытие аккредитива банк-эмитент составляет аккредитив на бланке специальной формы. Для осуществления расчетов по покрытому (депонированному) аккредитиву в аккредитиве указывается номер счета, открытого исполняющим банком для осуществления расчетов по аккредитиву. Указанный счет открывается по запросу банка-эмитента.

Исполняющий банк незамедлительно сообщает о поступлении аккредитива получателю средств согласованным с ним способом с последующим письменным подтверждением. Для получения денежных средств по аккредитиву получатель средств представляет в исполняющий банк четыре экземпляра реестра счетов и документы, предусмотренные условиями аккредитива.

При установлении соответствия указанных документов условиям аккредитива и правильности оформления реестра счетов исполняющим банком производится платеж по аккредитиву. При платеже по аккредитиву сумма, указанная в реестре счетов, зачисляется (перечисляется) на счет получателя средств платежным поручением исполняющего банка. Первый экземпляр платежного поручения вместе с первым экземпляром реестра счетов помещают в документы текущего дня банка в качестве основания списания денежных средств со счета, предназначенного для учета сумм по покрытому (депонированному) аккредитиву, или основания списания денежных средств с корреспондентского счета банка-эмитента, открытого в исполняющем банке, по непокрытому (гарантированному) аккредитиву.

Исполняющий банк направляет банку-эмитенту второй экземпляр реестра счетов с приложением требуемых условиями аккредитива документов, а также третий экземпляр реестра счетов для использования в банке-эмитенте и для вручения плательщику. Если условиями аккредитива предусмотрен акцепт уполномоченного плательщиком лица, последнее обязано представить исполняющему банку либо доверенность, выданную плательщиком (если уполномоченным является физическое лицо), либо копию договора (если уполномоченным лицом является организация).

Схема документооборота при расчетах с использованием аккредитива представлена на рис. 4.3.

Рис. 4.3. Схема документооборота при расчетах с использованием аккредитива

 

Расчеты чеками. Чек – это ценная бумага, содержащая ничем не обусловленное распоряжение чекодателя банку произвести платеж указанной в нем суммы чекодержателю. Чекодатель – юридическое лицо, имеющее денежные средства в банке, которыми он вправе распоряжаться путем выставления чеков, чекодержатель – юридическое лицо, в пользу которого выдан чек, плательщик – банк, в котором находятся денежные средства чекодателя.

Чек оплачивает плательщик за счет денежных средств чекодателя. Для осуществления безналичных расчетов могут применяться чеки, выпускаемые по единому образцу на предприятиях Гознака. Бланки чеков являются бланками строгой отчетности. Чек как форма депозитных кредитных денег должен быть обеспечен соответствующим покрытием, в качестве которого выступают:

– средства, депонированные чекодателем на отдельном счете;

– средства на расчетном счете чекодателя, но не свыше суммы, гарантированной банком по согласованию с чекодателем при выдаче чека (если чек выдан под гарантию банка).

В системе безналичных расчетов могут использоваться и чеки, выпущенные кредитными организациями. Такие чеки могут использовать клиенты кредитной организации, выпускающей их, а также в межбанковских расчетах при наличии межбанковского соглашения. В расчетах через подразделения расчетной сети Банка России такие чеки не применяют.

Для получения чеков клиент представляет в банк заявление и платежное поручение для депонирования необходимой суммы на отдельном счете чекодателя. Банк выдает клиенту чековую книжку и идентификационную карточку (чековую карточку).

Чек может быть выписан на сумму не более той, которая указана на его оборотной стороне и в чековой карточке. Чек должен быть предъявлен к оплате в учреждение банка в течение 10 дней, не считая дня его выдачи плательщиком. Коммерческие банки, получившие чеки от предприятий, представляют их в РКЦ для осуществления платежа. Схема расчетов с использованием расчетных чеков Банка России отражена на рис. 4.4.

Рис. 4.4. Схема документооборота при чековой форме расчетов

В системе безналичных расчетов могут применяться чеки, выпускаемые кредитными организациями. При этом заключается договор между кредитной организацией и ее клиентом об использовании чековой формы расчетов.

Расчеты по инкассо представляют собой банковскую операцию, посредством которой банк (банк-эмитент) по поручению и за счет клиента на основании расчетных документов осуществляет действия по получе­нию от плательщика платежа. Для осуществления расчетов по инкассо банк-эмитент вправе привлекать другой банк (исполняющий банк).

Расчеты по инкассо осуществляют на основании:

- платежных требований, оплата которых может производиться по распоряжению плательщика (с акцептом) или без его распоряжения (в безакцептном порядке);

- инкассовых поручений, оплата которых производится без распоряжения плательщика (в бесспорном порядке).

Платежные требования и инкассовые поручения предъявляет получатель средств (взыскателем) к счету плательщика через банк, обслуживающий получателя средств (взыскателя).

Платежное требование – расчетный документ, содержащий требование кредитора (получателя средств) по основному договору к должнику (плательщику) об уплате определенной денежной суммы через банк. Платежные требования применяют при расчетах за поставленные товары, выполненные работы, оказанные услуги, а также в иных случаях, предусмотренных основным договором. Расчеты посредством платежных требований могут осуществляться с предварительным акцептом и без акцепта плательщика. Акцепт – это письменное согласие плательщика на осуществление платежа с его расчетного или текущего счета. Значение акцепта состоит в том, что он дает возможность плательщику проверить соблюдение поставщиком условий договора. По выставленным платежным требованиям акцепт должен составлять не менее пяти дней. Схема расчетов с использованием акцептованного платежного требования представлена на рис. 4.5.

Рис. 4.5. Схема документооборота при расчетах акцептованными платежными требованиями

Инкассовое поручение – расчетный документ, на основании которого производится списание денежных средств со счетов плательщиков в бесспорном порядке. Инкассовые поручения применяются в следующих случаях:

- когда бесспорный порядок взыскания денежных средств установлен законодательством, в том числе для взыскания денежных средств органами, выполняющими контрольные функции;

- для взыскания по исполнительным документам;

- в случаях, предусмотренных сторонами по основному договору, при условии предоставления банку, обслуживающему плательщика, права на списание денежных средств со счета плательщика без его распоряжения.

Расчеты с использованием банковских карточек. Банковская пластиковая карта – это именной денежный документ, удостоверяю­щий наличие в организации-эмитенте счета держателя пластиковой карточки и дающий право на приобретение товаров и услуг по безналичному расчету. Такие расчеты регулирует положение ЦБ РФ № 23-П «О порядке эмиссии кредитными организациями банковских карт и осуществления расчетов по операциям, совершаемым с их использованием».

В России сложилось разделение на карты корпоративные и личные.
Иногда еще выделяют «зарплатные» карточки: эмитент заключает договор с организацией, а держателями карточек являются ее сотрудники в качестве частных лиц. Внешне эта классификация напоминает принятую в международных системах, но в действительности в ее основе положен юридический статус клиента, с которым эмитент заключает договор о выпуске и обслуживании карты.

Для кредитной организации деятельность, связанная с обращением карточек, состоит из эмиссионной деятельности и эквайринга. Эмиссионная деятельность – выпуск по поручению клиентов пластиковых карточек и ведение базы данных по их эмиссии. Для выпуска карточек международных или национальных платежных систем банку необходимо стать членом данных платежных систем и сертифицировать эмиссионный центр. Эквайринг – это деятельность, включающая осуществление расчетов с предприятиями торговли (услуг) по операциям, совершаемым с использованием банковской карточки, и проведение операций по выдаче наличных денежных средств держателям банковских карточек, не являющихся клиентами данных кредитных организаций.

Расчеты, проводимые с использованием банковских карт, эмитируемых кредитными организациями России охарактеризованы в табл. 4.4.

Таблица 4.4

Расчеты с использованием банковских карт

Для физических лиц Для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей
Получение наличных денежных средств в валюте РФ или иностранной валюте на территории РФ; получение наличных денежных средств в иностранной валюте за пределами РФ; оплата товаров (работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности) в валюте РФ и на территории РФ, а также в иностранной валюте – за пределами территории РФ; иные операции Получение наличных денежных средств в валюте РФ для осуществления расчетов, связанных с хозяйственной деятельностью, в том числе – с оплатой командировочных и представительских расходов; оплата расходов в валюте РФ, связанных с хозяйственной деятельностью, в том числе – с оплатой командировочных и представительских расходов, на территории РФ; получение наличных денежных средств в иностранной валюте за пределами территории РФ оплаты командировочных и представительских расходов; оплата командировочных и представительских расходов в иностранной валюте за пределами территории РФ; иные операции в иностранной валюте с соблюдением требований валютного законодательства РФ