Ш.Вопросы входного контроля.

Занятие № 6

I. Тема: Основные принципы диагностики и лечения зубочелюстных аномалий. Планирование ортодонтического лечения. Этиология, классификация, клиническая картина, диагностика и лечение аномалий положения зубов. Этиология, классификация, клиника, диагностика, лечение аномалий зубных рядов.

II.Цель: Получить знания о принципах планирования лечения пациента в клинике ортодонтии, научиться планировать ортодонтическое лечение и прогнозировать его результаты. Получить знания об этиологии, классификации, клинике аномалий положения отдельных зубов. Овладеть методами диагностики и лечения аномалий отдельных зубов. Получить знания об этиологии, классификации, клинической картине, диагностике и лечении различных

аномалий зубных рядов.

 

 

При изучении данной темы студент должен:

Знать

а) основные принципы планирования ортодонтического лечения в зависимости от возраста и психоэмоционального статуса пациента;

б) выбор ортодонтических средств, в зависимости от зубочелюстных аномалий;

в) этиологию аномалий положения зубов;

г) классификацию аномалий положения зубов;

д) зубочелюстные признаки и функциональные нарушения, сопутствующие данной патологии;

е) этиологию аномалий зубных рядов;

ж) лицевые и зубочелюстные признаки, функциональные нарушения, сопутствующие различным аномалиям зубных рядов.

Уметь

а) планировать ортодонтическое лечение сагиттальных, трансверсальных, вертикальных аномалий;

б) определять вид аномалии согласно классификации МГМСУ (Л.С. Персина);

в) применять клинические методы обследования для диагностики аномалий;

г) составлять комплексный план современных методов лечения различных форм данной патологии.

д) определять аномалии формы зубных рядов;

е) определять аномалии зубного ряда в сагиттальном и трансверзальном направлениях;

ж) применять клинические методы диагностики для диагностики аномалии положения зубных рядов;

з) применять лабораторные методы диагностики (Nance, Tonn, Gerlach, Pont, Korkhaus, Schmuth);

и) составить комплексный план лечения.

Владеть:

провести осмотр: оценить осанку ребенка, симметричность, пропорциональность и профиль

лица, определить соответствие норме толщины, протяженности и места прикрепления

уздечек губ и языка выявить аномалии развития и положения зубов, описать форму

зубных дуг, определить соотношение зубных дуг согласно критериям H. Angle, L. Endrews,

применительно к ситуации провести клинические функциональные пробы;

сформулировать предварительный диагноз, согласовать с преподавателем;

сформулировать окончательный диагноз;

составить комплекс современных методов лечения для устранения зубочелюстных аномалий

 

Ш.Вопросы входного контроля.

Планирование лечения сагиттальных аномалий прикуса.

Планирование лечения вертикальных аномалий прикуса.

Планирование устранения деформации зубного ряда и прикуса в трансвер-сальной плоскости.

Планирование лечения аномалий положения зубов.

Классификация аномалий положения отдельных зубов.

Аномалии положения зубов в трансверсальном направлении.

Классификациядиастемы. Этиология, клиника, диагностика, лечение.

Аномалии положения зубов в сагиттальном направлении. Этиология, клиника

диагностика, лечение.

Аномалии положения зубов в вертикальном направлении. Этиология, клиника, диагностика, лечение.

Поворот зуба вокруг его продольной оси и транспозиция зубов.

Причины формирования аномалий формы зубных рядов.

Причины аномалий зубных рядов в трансверзальном направлении.

Причины аномалий зубных рядов в сагиттальном направлении.

Зубочелюстные признаки различных аномалий зубных дуг.

Результаты измерения диагностических моделей челюстей при аномалиях зубных рядов в трансверзальном направлении;

Результаты измерения диагностических моделей челюстей при аномалиях зубных рядов в сагиттальной плоскости.

Современные методы лечения аномалий зубных дуг в зависимости от периода формирования прикуса

 

 

IV. Содержание занятия:

Принципы планирования ортодонтического лечения.

Ранняя диагностика зубочелюстных аномалий и их своевременное лечение

предупреждают развитие стойких деформаций зубочелюстно-лицевой области, а

также функциональных и общесоматических нарушений.

Является ли данное состояние болезнью для пациента? Состояние можно

рассматривать как компенсаторно-приспособительное, если возникшие

морфологические отклонения не привели к значительным функциональным и

эстетическим нарушениям. Показания к ортодонтическому лечению здесь

относительные.

Возраст пациента является одним из решающих моментов при выборе

комплекса лечебных мероприятии. Вмешательство в периодах активного роста

челюстей позволяет по показаниям стимулировать или задерживать их рост,

управлять развитием ЗЧС. Поэтому ортодонт обязан знать физиологию детского

организма, уметь прогнозировать результаты своего вмешательства.

Ортодонтическое лечение необходимо начинать с устранения причин, вызвавших

аномалию.

Если зубочелюстно-лицевая аномалия носит наследственный характер или

возникла в результате травмы, хирургической операции, такая патология прикуса

требует длительного лечения нередко с серьезным хирургическим

вмешательством, с применением различных аппаратов, массажа, лечебной

гимнастики.

Если причиной формирования патологического прикуса явились вредная

привычка, нарушение одной из функции, наши усилия будут направлены прежде

всего на устранение вредной привычки, нормализацию функции ЗЧС с

применением лечебной гимнастики, исправление прикуса аппаратурным

лечением. По показаниям выполняются несложные вмешательства, к примеру, на

уздечке губы или языка (френулотомия, френулэктомия), либо удаляются

отдельные зубы, рекомендуется лечение у ЛОР - врача, обучение у логопеда.

При составлении плана лечения выбор комплекса лечебных воздействий

зависит от разновидности патологии, а также от степени выраженности

морфологических и функциональных нарушений ЗЧС. Несомненную роль в

планировании лечения играет психологическое состояние пациента. В процессе

общения с каждым пациентом врачу-ортодонту приходится быть отчасти и

психотерапевтом. Цель врача – установить доверительный контакт с ребенком.

Завоеванное врачом доверие маленького пациента, его активное участие в

процессе лечения, уверенность в положительном результате способствуют

повышению эффективности лечения. Для расширения показаний при применении

двучелюстных функционально-действующих аппаратов необходимо учитывать

особенности поведения ребенка в коллективе, выяснить это можно в беседе с

родителями, место проживания, социальный статус семьи, темперамент. Для

лечения зубочелюстных аномалий могут быть использованы следующие методы:

Лечебная гимнастика.

Ортодонтическое лечение (функциональные, механические и сочетанные методы).

Хирургические методы лечения (удаление отдельных зубов, обнажение коронок

ретинированных зубов, френулотомия, френулэктомия верхней губы, языка,

компактостеотомия, хирургическое устранение деформации челюстей и др.)

Протетическое лечение (съемное протезирование, несъемное протезирование,

изготовление обтураторов при врожденной расщелине неба).

Физиотерапия.

Вспомогательные методы: логопедия, помощь оториноларинголога и др.

Определяют, какой метод лечения должен быть ведущим. При этом

необходимо учитывать целесообразность преемственности методов.

Минимальным порогом эффективности лечения зубочелюстных аномалий

можно считать достижение состояния компенсации, однако, следует стремиться к

морфологическому, функциональному и эстетическому оптимуму зубочелюстной

системы. Максимальным результатом является достижение идеальной нормы.