Лексико-фразеологический анализ текста

1.Дайте толкование выделенных слов.

2. Укажите многозначные слова, дайте толкование (с приведением примеров) всех значений одного-двух слов.

3. Укажите слова, употребленные в переносном значе­нии, дайте толкование прямого и переносного значений одного-двух слов.

4. Приведите синонимы и антонимы к выделенным сло­вам.

5. Найдите в тексте архаизмы, неологизмы, заимство­ванные слова, диалектизмы, профессионализмы, дайте их толкование.

6. Укажите стилистически окрашенные слова: книж­ные, высокие, официальные, разговорные, просторечные; прокомментируйте их назначение в тексте, особенности морфемного состава.

7. Выявите фразеологизмы, определите их значение и стилистическую окраску, подберите к ним синонимы и ан­тонимы.




Справочная литература

Абрамов Н. А. Словарь русских синонимов и сход­ных по смыслу выражений / Н. А. Абрамов. — М., 2006.

Баранов М. Т. Школьный словарь образования слов русского языка / М. Т. Баранов. — М., 2008.

Введенская Л. А. Учебный словарь омонимов рус­ского языка / Л. А. Введенская, Н. П. Колесников. — М., 2006.

Введенская Л. А. Учебный словарь паронимов рус­ского языка / Л. А. Введенская, Н. П. Колесников. — М., 2005.

Даль В. Толковый словарь русского языка: современ­ная версия для школьников / В. Даль. — М., 2006.

Жуков В. П. Школьный фразеологический словарь русского языка / В. П. Жуков, А. В. Жуков. — М., 2006.

Квятковский А. П. Школьный поэтический сло­варь / А. П. Квятковский. — М., 2000.

Лек ант П. А. Школьный орфоэпический словарь русского языка / П. А. Лекант, В. В. Леденева. — М., 2008.

Л е м о в А. В. Школьный лингвистический словарь: термины. Понятия. Комментарии / А. В. Лемов. — М., 2006.

Львов М. Р. Школьный словарь антонимов русского языка / М. Р. Львов. — М., 2006.

Ожегов С. И. Толковый словарь русского языка / С. И. Ожегов. — М., 2007.

Рогожникова Р. П. Школьный словарь устарев­ших слов русского языка: по произведениям русских пи­сателей XVIII — XX вв. / Р. П. Рогожникова, Т. С. Кар­ская. — М., 2006.

Розенталь Д. Э. Русский язык. Справочник-практи­кум: управление в русском языке. Практическая стилис­тика / Д. Э. Розенталь. — М., 2005.

Скворцов Л. И. Большой толковый словарь пра­вильной русской речи / Л. И. Скворцов. — М.; СПб., 2006.

Скляревская Г. Н. Словарь сокращений современ­ного русского языка / Г. Н. Скляревская. — М., 2006.


Харченко В. К. Словарь богатств русского языка / В. К. Харченко. — М., 2006.

Чернец Л. В. Школьный словарь литературоведче­ских терминов / Л. В. Чернец. — М., 2005.

Шанский Н. М. Школьный фразеологический сло­варь русского языка: значение и происхождение словосоче­таний / Н. М. Шанский, В. И. Зимин, А. В. Филиппов. — М., 2005.

Школьный словарь иностранных слов / под ред. В. В. Ива­нова. — М., 2006.

Школьный словарь: слитно-раздельно / сост. И. А. Мудро-ва. — М., 2004.

Школьный словарь трудностей русского языка / сост. И. А. Мудрова. — М., 2004.

Этимологический словарь русского языка / сост. Г. А. Кры­лов. — СПб., 2005.



Содержание

Вместо предисловия .................................................... 3

Повторение...................................................................... 6

Общие сведения о языке................................................ 10

Русский язык в Российской Федерации и в совре­
менном мире........................................................................... —

Взаимосвязь языка и культуры. Взаимообогащение

языков ................................................................................. 13

Язык и речь....................................................................... ...... 14

Русский язык как система средств разных уров­
ней
...................................................................................... ...... 23

Взаимосвязь единиц языка разных уровней.................... ...... —

Словари русского языка................................................... ...... 43

Единицы языка. Уровни языковой системы.................... ...... 45

Разделы науки о языке. Фонетика ............................... 50

Лексика и фразеология ................................................. ...... 51

Состав слова (морфемика) и словообразование ... 68

Морфология ................................................................... 74

Синтаксис.......................................................................... 84

Текст. Виды его преобразования.................................. 93

Признаки текста................................................................ —

Абзац................................................................................. ...... 96

Сокращение текста. План. Тезисы................................... ...... 98

Выписки............................................................................ .... 103

Конспект, тематический конспект............ .... 106

Реферат.................................. .... 108

Аннотация ..................................................................... 109

Оценка текста. Рецензия................................................... .... 110

Функциональные разновидности русского литера­
турного языка
....................................................................... .... 112

Формы существования русского языка........................... ...... —

Функциональные стили. Научный стиль......................... .... 117

Публицистический стиль................................................. .... 128


Особенности публичной речи................................ —

Жанры публицистики............................................. .... 142

Устное выступление............................................... .... 156

Дискуссия ............................................................ .... 167

Официально-деловой стиль ......................................... 169

Разговорная речь.............................................................. 183

Язык художественной литературы.................................. 190

Речевое общение. Культура речи.................................. 208

Речевая ситуация .......................................................... —

Три компонента культуры речи. Языковая норма 211

Повторение...................................................................... .... 221

Орфография ................................................................. ...... —

Пунктуация .................................................................... .... 251

Итоговое повторение....................................................... .... 264

Приложение .......................................................... 279

Виды разбора.................................................................... —

Справочная литература.................................................... 284

Список сокращений ..................................................... .... 285


Учебное издание

ВласенковАлександр Иванович РыбченковаЛидия Макаровна

РУССКИЙ язык

10—11 классы

Учебник для общеобразовательных учреждений