Разбор сложного предложения

1.Найдите в тексте сложное предложение, определите его вид по цели высказывания, интонации, средствам свя­зи между его частями.

2. Выделите грамматические основы, определите струк­турные типы простых предложений в составе сложного (двусоставное, назывное, определенно-личное, неопреде­ленно-личное, безличное), полное или неполное каждое из них, чем они осложнены.

3. Чем соединены части сложного предложения? Како­вы смысловые отношения между его частями?

 

4. Если предложение сложноподчиненное, назовите главное и придаточное (придаточные) в нем. К чему относится придаточное предложение: к слову (словам) в главном предложении или к главному предложению в целом? Определите вид придаточного предложения.

5. Если в предложении несколько придаточных, опре­делите связь между ними (последовательное, или однород­ное, или параллельное подчинение).


6. Объясните постановку знаков препинания. Какова их функция в данном предложении?

7. Охарактеризуйте предложение как составную часть данного текста.

8. Выявите художественно-выразительные средства, стилистические фигуры (если они есть), интонационные особенности предложения.

В. Разбор предложения с прямой речью

1.Выделите из текста предложение с прямой речью, диалогом и прочитайте его с соблюдением нужной интона­ции.

2. Назовите слова автора и прямую речь.

3. Объясните постановку знаков препинания.

4. Произведите, если возможно, замену предложения с прямой речью синонимичной конструкцией — предложе­нием с косвенной речью, с дополнением, заменяющим прямую речь, с вводными словами вместо слов автора, с пропуском некоторых слов и т. д.

5. Какова текстообразующая и стилистическая роль анализируемого предложения с прямой речью, диалога?