Словообразовательный разбор слова (по составу)

1.Измените слово и выделите окончание.

2. Найдите слово, от которого образовано данное слово, и выделите морфему (или морфемы), с помощью которой (или которых) оно образовано.

3. Определите способ образования слова. Какая у него основа: производная или непроизводная?

4. Если основа производная, продолжите подбор родственных слов и выделение служебных морфем до тех пор, пока не останется лишь главная часть слова — ко­рень.

5. Есть ли слова с чередующимися гласными и соглас­ными? Если есть, подтвердите наличие чередования зву­ков.

6. Каковы особенности правописания слова? Обозначив орфограммы, определите, каким принципам русской ор­фографии они подчиняются. Если морфологическому, то какие и как необходимо применить правила?

7. Есть ли в слове морфемы, стилистически окрашен­ные (старославянского или иноязычного происхождения, характерные для народно-разговорной, народно-поэтиче­ской, просторечной, профессиональной, книжной лексики)?




3. Морфологический разборсамостоятельных частей речи

Найдите слово, относящееся к данной части речи, ука­жите в нем признаки этой части речи, назовите его на­чальную форму (если слово изменяется).

Затем укажите:

у имени существительного: собственное или нарица­тельное; одушевленное или неодушевленное; род; склоне­ние; в каком падеже употреблено, в единственном или мно­жественном числе; чем является в предложении; как обра­зовано: от какого слова и с помощью чего; особенности правописания: наличие орфограмм в слове, каким принци­пам орфографии они подчиняются, если морфологическо­му, то какие и как необходимо применить правила;

у имени прилагательного: качественное, относительное или притяжательное; степень сравнения (если есть); пол­ная или краткая форма; в каком падеже, числе, роде упот­реблено; с каким словом и как связано (вид связи); чем является в предложении; как образовано; особенности пра­вописания;

у имени числительного: разряд по значению (количе­ственное, дробное, собирательное, порядковое), по составу (простое, сложное, составное); в какой форме употреблено; синтаксическая роль; как образовано; особенности право­писания;

у местоимения: разряд по значению; в какой форме употреблено; с какой другой частью речи соотносится; чем является в предложении; какова его роль в тексте; особен­ности правописания;

у глагола: вид; переходный или непереходный; воз­вратный или невозвратный; спряжение; в какой форме употреблен (наклонение, время, число, лицо или род); чем является в предложении; как образован; особенности пра­вописания;

у причастия: действительное или страдательное; како­го вида и времени; полное или краткое; в каком падеже (если полное), числе и роде употреблено; как образовано; чем является в предложении; есть ли зависимые от него слова; особенности правописания;

у деепричастия: от какого глагола-сказуемого оно за­висит (поставьте вопрос); есть ли у него зависимые слова;


его роль в предложении; как оно образовано; особенности правописания;

у наречия: разряд по значению; имеет ли оно степень сравнения; связь с другими словами в предложении и син­таксическая роль; как образовано; особенности правописа­ния.

Завершается морфологический разбор слова анализом особенностей его употребления в данном тексте: его значе­ние, сочетаемость с другими словами, текстообразующая роль и стилистические особенности.