О каком принципе русской пунктуации в этом отрывке не сказано?

365. Назовите функции калсдого из десяти знаков препинания русской пунктуации.

366. Определите эмоциональный настрой автора текста, передай­те его средствами выразительного чтения. Спишите текст. Объ­ясните пропущенные в тексте знаки препинания.

Счас(?)ливая, счас(?)ливая (не)возвр..тимая пора дет­ства! Как (не)любить (не)леле..ть воспоминаний о ней? Восп..минания эти осв..жают возвышают мою душу и слу­жат для меня источником лучших наслаждений.

Набегавшись3 (до)сыта сидишь бывало за чайным сто­лом, на своем высоком креслиц..; уже поздно давно вы­пил свою чашку молока с сахаром сон смыкает глаза но (не)трога..шься с места сидишь и слуша..шь.4 И как (не)слуш..ть? Маман говорит с кем(нибудь) и звуки голо­са ее так сладки так приветливы. Одни звуки эти так мно­го говорят моему сердцу! Отуманен(?)ыми дремотой глаза­ми я пристально смотрю на ее лицо и вдруг она сделалась вся маленькая лицо ее (н..)болыпе пуговки; но оно мне все так(же) ясно видно вижу как она взгл..нула на меня и как улыбнулась. Мне нравит(?)ся вид..ть ее такой крошечн..й. Я прищур..ваю глаза еще болып.. и она делается (н..)боль-


ше тех мальчиков которые бывают в зр..чках; но я по­шевелился и очарование разрушалось; я суж..ваю глаза пов..рач..ваюсь всячески стараюсь возобновить его но напрасн.. .

Я встаю (с)ногами забираюсь и уютно укладываюсь на кресло.

Ты опять заснешь Никол..нька говорит мне маман Ты бы лучш.. ш..л (на)верх.

Я (н..)хочу спать мамаша ответ..л ей и (не)ясные но сладкие грезы наполняют воображение здоровый детский сон смыкает веки и через минуту забудеш(?)ся и спишь до тех пор пока (н..)разбудят. Чу(?)ствуешь бывал., впро­сонках что чья(то) нежная рука трога..т тебя по одному прик..сновению узнаешь ее и еще (во)сне (н..)вольно схват…шь эту руку и крепко, крепко пр..жмешь ее к гу­бам. (Л. Толстой.)

1. Разберите словосочетания третьего предложения: укажите главное и зависимое слова; поставив вопрос, назовите способ связи между ними.

2. В первых четырех и последнем предложениях подчеркните грамматические основы. Определите типы простых предложе­ний, в том числе в составе сложных.

3. Укажите принцип постановки каждого из знаков препинания и его функцию.

Простые предложения могут быть осложнены однородными членами, обособленными оборотами, ввод­ными словами и предложениями, обращениями, междо­метиями.

Вводные слова, обращения и междометия не являют­ся членами предложения!

367. Спишите текст. Укажите слова, грамматически не связан­ные с членами предложения.

I. Однажды летом в деревн.. Грачах у (не)богатой по­мещиц.. Анны Павловны Адуевой все в дом.. подн..лись с рассветом начиная с хозяйк.. до цепной собак.. Барбоса.

Только единственный сын Анны Павловны Александр Федорыч спал как следует спать два(?)цат.. летнему юнош.. богатырским сном а в дом., все суетились и хло­потали. Люди ходили однако ж на ц..почках и говорили




ш.. потом чтоб (н..)разбудить молодого барина. Чуть кто(нибудь) стукн..т громко заговорит сейчас как раздра­женная львица являлась Анна Павловна и наказ..вала (неосторожного строг..м выговор..м обидным прозвищ..м а иногда по мере гнева и сил своих и толчком.

На кухн.. стряпали в трое рук как будто на дес.терых хотя все господское семейство только и состояло что из Анны Павловны да Александра Федорыча. В сара.. выти­рали и подмазывали повозку.

П. Все были зан..ты и работали до поту лица. Барбос только (н..)чего (н..)делал, но и тот (по)своему принимал участи., в общем движении. Когда мимо его проходил ла­кей кучер или шмыгала девка он махал хвостом и тща­тельно обнюх..вал проходящего а сам глазами кажется3 спрашивал Скажут ли мне наконец что у нас сегодня за суматоха?

А суматоха была оттого, что Анна Павловна отпускала сына в Петербург на службу или как она говорила людей поем..треть и себя показать. Убийствен(?)ый для нее день! От этого она такая грус(?)ная и рас(?)троен(?)ая. Часто в хлопотах она откроет рот чтоб приказать что(нибудь) и вдруг остановиться на (полу)слове голос ей измен..т она отвернется в сторону и оботрет если успеет слезу а не ус-пе..т, так уронит ее в чем..дан в который сама укладыва­ла Сашенькино белье. Слезы давно кипят у ней в сердце они подступили к горлу дав..т грудь и готовы брызнуть в три ручья но она (как)будто берегла их на прощанье и из­редка тратила их по капельк.. . (И. Гончаров.)