Используя свои знания о слове, проведите полный лексический анализ этих текстов.

322*. Прочитайте фразеологические обороты. Как они могли воз­никнуть? Запишите фразеологизмы по группам в зависимости от происхождения (те, об истории которых вы что-то знаете или до­гадываетесь).

П..пал как кур во щи; бе., году н..деля; о..чинка выд..лки (не)стоит; зубы заговаривать; играть первую скри..ку; в здрав..м уме и тверд..й пам..ти; а ларч..к прост., открывался; и..чадие ада; что д..зволен(?)о Юпи-т..ру, то (не)д..зволено быку; быть или (не)быть; ищ..те и обрящ..те; попасть (в)просак; по обр..зу и п..добию; (еле)еле душа в тел..; бл..жен, кто (с)мол..ду был мол..д; т..жела ты, ша..ка М..н..маха; хоть кол на г..л..ве теши; три(?)цать сребр..ников; в..вилонское ст..лп..творение; а Васька слуша..т да ест; мавр (с, з)делал свое дело, мавр мож..т уд..лит(?)ся; альфа и ..мега; С..дом и Г..морра; ахил(?)есова п..та; (во)время оно; лет до ста р..сти нам бе.. старости; сама себя выс.кла; без руля и без в..трил.

Среди фразеологических оборотов найдите книжные. Если сможете, вспомните автора и название произведения. При затруднениях обращайтесь к фразеологическим и толковым сло­варям.

323. Обозначьте корень, графически объясните написание чере­дующейся гласной в корне.


Прилагательное, приложение, предпол..жение, выр..с, выр..сти, взр..щенный, з..ревать, пор..ель, р..сток, к..с-нуться, к..саться, м..кать, разгораться, излагать, про-р..стать, з..рница, прикосновение, сл..жение, загар, ка­сательная, обм..кнуть, заг..реть, неприкосновенный, прил..гаю, выр..щен, отр..сти, ел..гать, отр..сль, пром..кать.

324. От существительных образуйте уменьшительно-ласкатель­
ные формы с суффиксами -ек, -ик. Рядом запишите форму ро­
дительного падежа единственного числа. Выделите суффиксы,
объясните особенность их написания.

Конверт, крест, хвост, пряник, калач, горох, лист, орех, ящик, внук, кулек, рожок, подарок, кристалл, зво­нок, шалаш, дружок, цвет, мост, рот, платок.

После шипящих под ударением в корне слова пишется:

ё— если можно подобрать проверочное слово (жёл­тый желтеть);

о— если нельзя подобрать проверочное слово (кры­жовник, обжора).

В заимствованных словах всегда пишется о(шорты, капюшон, шоколад).

В суффиксах и окончаниях существительных и при­лагательных пишется:

о — под ударением (пятачок, свечой, ежовый, боль­шого);

е — без ударения (овражек, тучей, грушевый, хоро­шего).

325. Запишите следующие слова, выбрав нужную орфограмму;
образуйте, если возможно, однокоренные слова.

Пч..лка, ж..рдочка, ш..птать, ж..лтеть, ч..рнеть, рас-ч..ска, тяж..лый, ШоЛковистый, ж..лудей, деш..вый, ч..рствый, ч..рта, крыжовник, ш..в, капюш..н, ш..фер, ш..ссе, ш..колад, ж..нглер, ч..порный, ш..винизм, ш..рты, ш..кировать, ш..рох, ш..роховатый, ш..мпол, Ш..тландия.




В древнерусском языке согласный [ц] был мягким. Как и шипящие [ж], [ш], звук [ц] со временем стал твердым.

Буква и после ц не обозначает мягкости звука.

После ц пишется:

ы1)в окончаниях и суффиксах (огурцы, куцый, птицын);

2) в словах цыган, цыпленок, цыц, цыкнуть, на цы­почках;

и— в остальных случаях (цифра и др.).

326. Запишите слова во множественном числе.

Скв..рец, молодец, отец, круглолиц..й, спица, дем..н-страц..я, колод..ц, ц..пленок, ц..ркуль, пл..вец, ц..ганка, цифровой, репетиция, национальность, лес(?)ница, цис­терна.

327. Проверьте, где возможно, написание гласной. Объясните
«спрятавшиеся» орфограммы.

(Не)выносимая ж..рища, сш..ли из ш..лка, ч..совой на границ.., прош..гать через ч..щу на лыж..х, расч..щ..ть до-ро..ки, вкусные пирс.ки, кошка на ж..лезной крыш.., по-доп1..л к наш..й дач.., прип1..л веч..ром, грет(?)ся на со(?)нц.., гостить в столиц.., приц..пить брош(?), новые кольц.., молодые удальц.., ближняя станц..я, налоговая по­лиция, Древняя Грец..я, бледнолиц..й юноша, узорч..тая реш..тка, непроходимая ч..щ..ба, ж..вительная влага, у бледнолиц..й девушки, у бледнолиц..го юноши, новая электростанция, по старинной традиции, государство Турц..я, у ж..лтого ц..пленка, на передовой позиц..и, по крутой лестниц.., золотые спиц.., с веселыми лиц..ми, у мо­лодой синиц.., кормушка для птиц.., на крылышке синиц.. .

В окончаниях и суффиксах существительных и прилагательных после шипящих и ц пишется:

под ударением о, без ударения е: лицо, но полотенце; образцовый, но ситцевый; межой, но крышей; жучок, но камушек.


328.Обозначьте основу и окончание в данных словах. Объясни­
те орфограммы.

Луч..м, шалаш..м, меж..й, лапш..й, туч..й, рощ..й, луж..й, плащ..м, НОШ..Й, овц..й, птиц..й, деревц..м, птенц..м, спец..вка, рыж..ватый, грош..вый, еж..вый, груш..вый, свинц..вый, печ..ное (яблоко), суш..ный, со-жж..шь, испеч..шь, раст..лч..м (в ступе), руч..нка, душ..нка, возвращ..нный, туш..нка, туш..ный.

329. Образуйте слова с приставками с- и раз- (рас). Приставки
обозначьте.

Дуть, вить, лить, жать, нести, просить, резать, сыпать, трясти, формировать, цеплять, чистить, шить, мешать, пилить.

330. Запишите слова, обозначьте приставки, объясните их напи­
сание.

I. Бе..головый, бе..людный, бе..крылый, беспомощ­ность, бе..хвостый, бе..дорожье, бе..честье, безоблачный, бе..вкусный, бе..вкусица, бесперебойно, бе..семейный, безграничный.

И. Ра..удалый, ра..пылить, ро..пись, ра..писной, ра..уверить, ра..учиться, распрекрасный, ни..вергать, ни..падать, раскулачить, ра..пустить, ра..сказать, разбе­жаться, ра..стелить, в..карабкаться, в..брыкнуть, в..ашей, в.. тревожиться.

Вы, наверное, помните, чтобы не ошибиться в написании приставок пре- и при-, необходимо опреде­лять их значение.

Приставка при- обозначает:

1)приближение, присоединение, прибавление: при­
ехать, пришить, приписать;

2) расположение вблизи чего-нибудь: пригород,
пришкольный;

3) неполноту действия: прикрыть, приотворить.
Приставка пре- имеет два основных значения:

1) близкое к значению слова очень: предобрый, пре­мудрый;




2) близкое к значению приставки пере-: прервать, преградить.

Различайте слова, которые произносятся одинаково, но имеют совершенно разные значения: пребывать (в неведении) — прибывать (на вокзал).

331. Запишите слова, выделите приставки, определите значение
приставок. Если в слове приставка уже не выделяется, объясни­
те почему.

Пр..стегнуть (ремни), пр..мудрость, пр..школьный (участок), пр..горок, пр..сечь (беззаконие), претворить (дверь), преградить (путь), прекрасный, пр..сесть, пр..ос­тановиться, пр..крыть, пр..мириться, призадуматься, пр..бывание (где-то), опр..делить, пр..зрение, пр..подавать, непр..годный, преследовать, пр..баутка, пр..вращать, пр..-бой, преимущество, пр..видение, пр..исподняя, пр..бор, пр..варок, пр..вередливый, пр..готовление, пр„гл..шение, пр..вычка, пр..зывник, пр..ж..валка, пр..ключение, пр..-зрение (сирот).

После приставок на согласную перед буквами е, ё,i ю, я пишется твердый разделительный знак, а в других частях слова — мягкий знак.

332. Запишите слова, вставляя, где следует, ъ или ь.

Сем(?)я, с(?)ехать, с(?)экономить, л(?)ю, об(?)ятия, с(?)ежиться, сол(?)ю воду в стакан, под(?)езжает, под(?)ем, в(?)юга, лист(?)я, солов(?)и, от(?)утюжить, пред(?)юбилей-ный, лис(?)и следы, волч(?)и, обез(?)яний, вороб(?)иный, запяст(?)е.

Если первая часть сложного слова имеет суффикс, то оно пишется через дефис: плодово-ягодный. Ес­ли в первой части сложного слова нет суффикса, пишем слитно: плодоовощной.

333. Подберите пять-шесть сложных слов, пишущихся слитно, и
столько же пишущихся через дефис.


334. Как вы понимаете данные сложные слова? Запишите их, обо­
значьте корни, где они есть. Дайте толкование слов (письменно).

ВАЗ, УАЗ, новостройка, шифр-замок, домофон, купля-продажа, скорочтение, суперпамять, интерколледж, маши­нопись, радиоэлектроника, телеаппаратура.

fУчитесь различать окончания -в, -и у существительных разных склонений. Окончание пишется:

1) в род. п.: около фабрики, из пустыни;

2) в сущ. 3-го скл.: на лошади, к мебели;

3) если перед окончанием — и (кроме им. и вин. п.): к станции, на соревновании;

4) в сущ. на -мя: об имени (имя), на знамени (зна­мя).

В остальных случаях — -е.

335. Спишите, объясните правописание падежных окончаний
-е, -и.

На песчаной отмел..; от березовой рощ..; в моей тет­рад..; название интересной книг..; в большом здани.. кон-серватори..; назовите по имен..; был в библиотек..; слу­жил в арми..; ходил в шинел..; рас(?)каз..вал о ра..ведк..; новое здани..; подошел к главной площ..д..; на обложк.. тетрад..; на первой страниц., книг..; на нижн..й ветк.. зе­леной ел..; на нижней палуб..; упала с ветк..; участвовал в соревн..вани.., в чемпионат.. .

fПроверять написание окончаний существительных можно словами того же склонения, с ударением на окончании: к вишн.. вишня земля к земле —> к вишне; в тетрад.. тетрадь степь в сте­пи в тетради.

Существительные мужского и среднего рода имеют од­ни и те же падежные окончания: в платы. платье окно в окне —> в платье; в океан.. океан сон (или окно) во сне (в окне) в океане.

Перед -и, а также в существительных на -мя во всех падежах, кроме именительного и винительного, пишет­ся окончание -и.




336. Запишите, проверяя окончания существительных аналоги­
ей — подстановкой существительного того же склонения с удар­
ным окончанием.

Был в школ.., в театр.., на улиц..; гулял на вол.., в го­род..; был в планетари..; летал в неб..; плавал в мор..; нуждался в хлеб.., в сол.., в кушань.., в питани..; забыл о груст.., о неприязн.., о грустном извести..; от недел.. к недел..; сила в об(?)единени..; весь в поз..лот..; на род­ной сторонк..; находился на дерев..; стоял у знамен..; поведал о капитан.., о своей гореч..; лежал на палуб..; ри­совал с картинк..; вне себя от рад ост..; был в Румыни..; любовь к Родин.. .

337. Проверьте написание окончаний существительных двумя
способами (см. выше).

1. Слово ист..кающ..е от сер(?)ца прон..кает в сер(?)ц.. . 2. В умной б..сед., ума набрат(?)ся в глуп..й свой раст..рять. 3. Доброе молчанье лучше худого ворчань..3. 4. На словах хоть высп..сь а на дел., и головы не пр..-клон..шь. 5. Где много сорных трав там мало хлеба где много слов там мало мудрост..3. 6. Брань не смола а саж.. (с)родни: не льнет так м..рает. 7. Рана от сабл.. заж..вает а рана от языка кров..точит.

Перед суффиксом -к- после согласного (кроме шипящего) появляется беглый гласный о {низ­кий низок), в остальных случаях — е {ясный ясен). Прилагательные остёр, хитёр, силён, умён надо запомнить, как и прилагательные без беглых гласных: храбр, добр, бодр, щедр, мудр, быстр, смугл и др.

Форму на -енен образуют прилагательные с ударным суффиксом — ённ{ый): современный современен. Следует, однако, запомнить: своевременный своевре­менен и, наоборот, блаженный блажен.

338. Образуйте от указанных прилагательных их краткую фор­
му. Сгруппируйте прилагательные по способу образования крат­
кой формы. Сделайте вывод: все ли прилагательные могут быть
краткими?

Хороший, светлый, горячий, умный, дружный, ясный, мудрый, рыжий, летучий, хитрый, звонкий, тр..скучий,


злой, интересный, дружественный, острый, могучий, крепкий, бл..женный, красный, нарядный, маленький, обыкновенный, робкий, лиловый, таинственный, величе­ственный, буланый, вор..ной, мгновенный, бодрый, мяг­кий, полезный, неизменный, старинный, родной.

Написание окончаний прилагательных проверяется с помощью вопроса: надо найти существительное, от которого оно зависит, и от этого существительного задать вопрос к прилагательному. Окончание вопроса подскажет окончание у прилагательного:

к а к и м? — -ым (-им)

(в, о) каком? — -ом (-ем)

какого? — -ого (-его)

У прилагательных в мужском роде в именительном и винительном падежах в безударном окончании пишет­ся -ый (-ИЙ).

339. Проверьте вопросами окончания полных прилагательных и причастий; если вопрос какой? — определяйте род. Причастия подчеркните как члены предложения.

Не тщедушн..й сверч..к за печкой, Не пичу..ка в промокш..й мгле — Я хотел бы прозрачней речкой Пробежать по родной земле. Буд..т утро зв..неть осокой. Распр..мится земная стать. Я хотел бы горой высок..й В пограничном районе встать. Окруженн..й цветным раздольем, Бл..годарн..й любви людской, Я хотел бы пшеничн..м полем К гор..зонту пр..пасть щекой...

(С. Островой.)

Нн пишется у прилагательных:

1) образованных от существительных с помощью суффиксов -енн-, -они-: клюквенный, искусственный, пенсионный;

2) образованных от прилагательных с помощью суф­фикса -енн-: высоченный, здоровенный;




 

3) образованных от существительных с основой нан + + суффикс -н-: длина + н длинный, истина + н истинный;

4) образованных от существительных на -мя: время временной, пламя пламенный (от пламен-й);

5) образованных от приставочных глаголов: поно­
шенное пальто, ускоренный темп.

Н пишетсяу прилагательных:

1)образованных от существительных с помощью суффиксов -ин-, -ан-, -ян-: воробьиный, кожаный, неф­тяной;

2) не имеющих суффикса: юный, румяный.

Прилагательные с суффиксом -ск-, образованные от названий месяцев, пишутся с мягким знаком перед суффиксом (кроме слова январский).

У прилагательных, образованных от других сущест­вительных, мягкий знак перед суффиксом -ск- пишется только после буквы л: посол посольский.

340. Образуйте прилагательные, обозначьте в них суффиксы; объясните написание. Составьте с выделенными словами слово­сочетания; произведите морфологический разбор прилагатель­ных.

Октябрь, ноябрь, д..кабрь, январь, Сибирь, Тверь, царь, июнь, июль, Казань,Барнаул, ф..враль, с.нтябрь, Псков, Смоленск,Тула, апрель, чуваш, казах, шеф, лаб..рант, монастырь,татарин, фельд(?)егерь, зверь,дикарь, Пермь, латыш,Суздаль, Урал, посол, матрос,брат, Волга.

Отрицательные местоимения с приставками не- ини- пишутся слитно.

Не-пишется под ударением, ни-— без ударения: некого никого.

Если между не- (ни) и местоимением стоит предлог, то они пишутся в три слова: не укого, ни укого.

Безударные личные окончания глагола проверяйте неопределенной формой: у глаголов на -итъ и гла­голов-исключений пишите в окончаниях и, а(я); у ос­тальных глаголов — е, у(ю).


Запомните четверостишие с глаголами-исключениями: Слышать, видеть, ненавидеть, И зависеть, и обидеть, Гнать, держать, терпеть, вертеть, А еще дышать, смотреть.

341. I. Поставьте глаголы во множественном числе (не меняя лицо).

Вым..ю, выр..ю, развею, утешу, меняю; завал..шь, ми­ну..шь, наряд..шься, увенча..шь, утеш..шь; (он) пита..т, совеща..тся, утеша..т, слуша..т, слыш.л, посматривает, осмотр..т, гон..т, гоня..т.

II. Запишите глаголы в неопределенной форме и в единствен­ном числе (не меняя лицо).

Уме..те, кин..те, робе..те, засе..те, сяд..те, шага..те, на­деетесь, гон..тесь, чу..те, бор..тесь, стро..те, вымо..те, вы­росте, (они) ненавид..т, завис..т, обид..т, гон..т, гоня..те, держ..т, терп..т, верт..т, повертывает, слуша..те, дыш..т, смотр..т, кле..т, суме..т, слыш..те, оглядываетесь, вид..те, зна..те, кол..т, стукн..те, пол..те, ро..те.

1. Написание -тся, -ться в глаголах проверяйтевопросом. Если вопрос что (с) д е л а т ь? — пишем -ться; если вопрос что (с) д е л а е т? — -тся.

2. В глаголе, который зависит от другого глагола или от таких слов, как можно, надо, нельзя, должен, пора, начал и некоторых других, всегда пишется -ться.

342. Запишите следующие словосочетания, используя один из
названных приемов проверки написания.

Дом строит(?)ся, начал строит(?)ся, должен строит(?)ся, скоро смирит(?)ся, удивляют(?)ся, готов удивит(?)ся, тес-нят(?)ся, он теснит(?)ся, не надо теснит(?)ся, перело­маться, переломает(?)ся, признат(?)ся, признает(?)ся, ро-ет(?)ся, рыт(?)ся, пора мыт(?)ся, моет(?)ся, он засту-пит(?)ся, заступит(?)ся за кого-нибудь, хочу прокатит(?)ся, он прокатит(?)ся, надо учит(?)ся, он учит(?)ся хорошо.

343. Запишите пословицы и поговорки, сгруппировав их по те­
мам; темы озаглавьте. Подчеркните главные члены предложе­
ния, укажите, чем они выражены. Расскажите об особенностях




построения предложений в пословицах. Определите спряжение глаголов.

1. Правда прямо идет с нею не разминеш(?)ся. 2. Язык царствами вороча..т. 3. Правда в огне (не)горит и в воде (не)тон..т. 4. Без зап..валы и песня (н..)поет(?)ся. 5. Язык стяг, дружину вод..т. 6. Всяк про правду трубит да (н..)всяк правду любит. 7. Выстрелив пулю (н..)схват..шь а слово ск..зав (н..)пойма..шь. 8. Говорит бело а делает ч..рно. 9. За твоим языком (н..)поспе..шь босиком. 10. Кто гнев свой од..лева..т крепок бывает. 11. Кто много гов..рит тот мало дела..т. 12. Кто языком штурму..т (н..)много на­вою..т. 13. (Н..)уб..ешь словом да опозор..шь. 14. (Н.^ко­му не вер..т а сам мел..т. 15. От мал..й искры (сыр)бор заг..рает(?)ся. 16. Правда суда не боит(?)ся. 17. Правды (н..)переспор..шь. 18. Что зна..т все скаж..т и чего (н..)зна..т и то скаж..т.

344. Образуйте от указанных глаголов формы прошедшего вре­мени. Укажите спряжение глаголов.

Зябнуть, меркнуть, исчезнуть, остыть, заворожить, за­вораживать, увести, кивнуть, прыгнуть, сохнуть, заки­пать, закипеть.

Внимательно изучите таблицу образования причастий. Сформулируйте правило и постарайтесь его запомнить.