Подготовьте описание картины, которая произвела на вас особо сильное впечатление.

296*. Составьте два сложных предложения: а) с союзом так как; б) с союзом как и указательным словом так в главном предложении.

297. Прочитайте диалог Маленького принца с деловым челове­ком четвертой планеты из сказки А. де Сент-Экзюпери «Малень­кий принц» (в переводе Н. Галь), переложите его в косвенную речь, стараясь сохранить суть разговора и размышления Малень­кого принца.

Деловой человек поднял голову.

— Мне разгул..вать некогда. Я человек серьезный. Тре­тий раз... вот он! Итак, стало быть, пятьсот мил(?)ионов...

— Миллионов чего?

Деловой человек понял, что надо ответить, а то не буд..т ему покоя.

— Пятьсот миллионов этих маленьких штуч..к, кото­рые иногда видны в воздухе.

— Это что же, мухи?

— Да нет же, такие маленькие, блестящие.

— Пчелы?

— Да нет же. Такие маленькие, золотые, всякий лен­тяй как посмотрит на них, так и размечтается. А я чело­век серьезный. Мне мечтать некогда.

— А звезды?

— Вот-вот. Звезды.

— Пятьсот один миллион шестьсот двадцать две тыся­чи семьсот тридцать одна. Я человек серьезный, я люблю точность.




 

— Так что же ты делаешь со всеми этими звездами?

— Что делаю?

— Да.

— Ничего не делаю. Я ими владею.

— Владеешь звездами?

— Да.

— Но я уже видел короля, который...

— Короли ничем не владеют. Они только царствуют. Это совсем не одно и то(же).

— А для чего тебе владеть звездами?

— Чтоб быть богатым.

— А для чего быть богатым?

— Чтобы покупать еще новые звезды, если их кто-нибудь откроет.

«Он рассуждает, почти как тот пьяница», — подумал Маленький принц.

Выскажите свое мнение о жизненной позиции Маленького принца и делового человека (письменно).

298*. Как вы построите речь, чтобы доказать свою правоту очень упрямому собеседнику? Ответьте на этот вопрос в виде связного текста-рассуждения, используя вводные слова.

299*. Раскройте двоякий смысл приведенных предложений. Перестройте их таким образом, чтобы был однозначным снача­ла один смысл, потом другой (в каждом из предложений).

1. У нас с братом беда. 2. Велели ему помочь. 3. Каби­нет истории Московского университета.

300. Прочитайте пословицы, следите за правильностью интона­ции. Спишите их, обозначая логическое ударение, повышение, понижение голоса, паузы. Назовите тему, объединяющую посло­вицы.

1. Чему (с)молоду не научился того и (под)старость не буд..шь знать. 2. Ложка нужна чтоб суп хлебать а гра­мота чтоб знания черпать. 3. Не учась и лаптя не спле­тешь. 4. Кто грамот., горазд тому не пропасть.


Повторение