Подготовьте описание картины, которая произвела на вас особо сильное впечатление.
296*. Составьте два сложных предложения: а) с союзом так как; б) с союзом как и указательным словом так в главном предложении.
297. Прочитайте диалог Маленького принца с деловым человеком четвертой планеты из сказки А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц» (в переводе Н. Галь), переложите его в косвенную речь, стараясь сохранить суть разговора и размышления Маленького принца.
Деловой человек поднял голову.
— Мне разгул..вать некогда. Я человек серьезный. Третий раз... вот он! Итак, стало быть, пятьсот мил(?)ионов...
— Миллионов чего?
Деловой человек понял, что надо ответить, а то не буд..т ему покоя.
— Пятьсот миллионов этих маленьких штуч..к, которые иногда видны в воздухе.
— Это что же, мухи?
— Да нет же, такие маленькие, блестящие.
— Пчелы?
— Да нет же. Такие маленькие, золотые, всякий лентяй как посмотрит на них, так и размечтается. А я человек серьезный. Мне мечтать некогда.
— А звезды?
— Вот-вот. Звезды.
— Пятьсот один миллион шестьсот двадцать две тысячи семьсот тридцать одна. Я человек серьезный, я люблю точность.
— Так что же ты делаешь со всеми этими звездами?
— Что делаю?
— Да.
— Ничего не делаю. Я ими владею.
— Владеешь звездами?
— Да.
— Но я уже видел короля, который...
— Короли ничем не владеют. Они только царствуют. Это совсем не одно и то(же).
— А для чего тебе владеть звездами?
— Чтоб быть богатым.
— А для чего быть богатым?
— Чтобы покупать еще новые звезды, если их кто-нибудь откроет.
«Он рассуждает, почти как тот пьяница», — подумал Маленький принц.
Выскажите свое мнение о жизненной позиции Маленького принца и делового человека (письменно).
298*. Как вы построите речь, чтобы доказать свою правоту очень упрямому собеседнику? Ответьте на этот вопрос в виде связного текста-рассуждения, используя вводные слова.
299*. Раскройте двоякий смысл приведенных предложений. Перестройте их таким образом, чтобы был однозначным сначала один смысл, потом другой (в каждом из предложений).
1. У нас с братом беда. 2. Велели ему помочь. 3. Кабинет истории Московского университета.
300. Прочитайте пословицы, следите за правильностью интонации. Спишите их, обозначая логическое ударение, повышение, понижение голоса, паузы. Назовите тему, объединяющую пословицы.
1. Чему (с)молоду не научился того и (под)старость не буд..шь знать. 2. Ложка нужна чтоб суп хлебать а грамота чтоб знания черпать. 3. Не учась и лаптя не сплетешь. 4. Кто грамот., горазд тому не пропасть.
Повторение