Язык художественной литературы

В чем, по вашему мнению, различие между понятиями «литературный язык» и «язык художественной литера­туры»?

Язык художественной литературыхарактеризуетсяобразностью и широким использованием изобрази­тельно-выразительных средств.

В художественной, поэтической речи, кроме типич­ных для нее языковых средств, используются и сред­ства всех стилей, и средства разговорной речи. В язы­ке художественной литературы могут употребляться просторечия и диалектизмы; слова высокие, поэтиче­ские и жаргонные, грубые; профессионально-деловые обороты речи и лексика публицистического стиля. Од­нако все эти средства в языке художественной литера­туры подчиняются основной его функции — эстети­ческой.

Если разговорная речь выполняет по преимуществу функцию общения, или коммуникативную, научный и официально-деловой стили — функцию сообщения, или информативную, то язык художественной литературы предназначен для создания художественных, поэтиче­ских образов, эмоционально-эстетического воздействия, и все языковые средства, включаемые в художественное произведение, меняют свою первичную функцию, под­чиняясь задачам данного произведения.

В художественной литературе язык занимает особое положение, поскольку он является тем строительным материалом, той воспринимаемой на слух или зрением


материей, без которой не может быть создано произве­дение. Художник слова — поэт, писатель — находит, по выражению Л. Толстого, «единственно нужное раз­мещение единственно нужных слов», чтобы правильно, точно, образно выразить мысль, передать сюжет, харак­тер, заставить читателя сопереживать героям произве­дения, войти в мир, созданный автором. Все это доступ­но лишь языку художественной литературы, поэтому он всегда считался вершиной литературного языка.

Со многими изобразительно-выразительными сред­ствами, использующимися в языке художественной ли­тературы, вы хорошо знакомы. Во-первых, это тропы.

Троп(греч. tropos — поворот) — оборот речи, в ко­тором слово или выражение употреблено в переносном значении в целях достижения большей художественной выразительности. В основе тропа лежит сопоставление двух понятий, которые представляются нашему созна­нию близкими в каком-то отношении. (Словарь-справоч­ник лингвистических терминов.)

Наиболее распространенные виды тропов:эпитет, сравнение, метафора, метонимия, олицетворение, гипер­бола, ирония, аллегория, перифраза, синекдоха. Напри­мер: О чем ты воешь, ветр ночной, о чем ты сетуешь безумно? (Ф. Тютчев.) — олицетворение; Все флаги в гости будут к нам (А. Пушкин.) — синекдоха; Ну, скушай же тарелочку, мой милый! (И. Крылов.) — метонимия и т. д.

Во-вторых, к выразительным средствам языка отно­сятся стилистические фигуры,или фигуры речи:ана­фора, эпифора, бессоюзие, многосоюзие, параллелизм, инверсия, риторический вопрос, риторическое обраще­ние, антитеза, градация. Пример анафоры: Кольлюбить, так без рассудку, Кольгрозить, так не на шутку, Кольругнуть, так сгоряча, Кольрубнуть, так уж сплеча!

(А. Толстой.)

Тропы и стилистические фигуры используются не только в языке художественной литературы, но и в пуб­лицистическом, научном стилях и в разговорной речи.




В-третьих, к средствам художественной выразитель­ности относятся ритм(стиха и прозы), рифма, интона­ция.

254*.Вспомните или найдите в литературоведческом словаре, в словаре лингвистических терминов, в толковом словаре опре­деления названных выше тропов и стилистических фигур. Под­берите примеры к каждому выразительному средству.

255. Найдите в приведенных стихотворениях русских поэтов тропы и стилистические фигуры. Проведите наблюдение над су­ществительными в словосочетаниях житейский вихрь, сокруши­тельным набегом, струны рвал, заносил холодным снегом (в первом стихотворении); над прилагательными в словосочета­ниях нивы печальные, с улыбкою странной, небо широкое (во втором стихотворении). Как изменяется их обычное значение в стихотворении? Сделайте вывод о своеобразии обычных слов в поэтической речи (письменно). Подготовьте чтение, отража­ющее специфику каждого из этих стихотворений, передающее настроение и мысли автора, красоту стихотворной речи.

Не ветер, вея с высоты, Листов коснулся ночью лунной; Моей души коснулась ты — Она тревожна, как листы, Она, как гусли, многострунна, Житейский вихрь ее терзал И сокрушительным набегом, Свистя и воя, струны рвал И заносил холодным снегом. Твоя же речь ласкает слух, Твое легко прикосновенье, Как от цветов летящий пух, Как майской ночи дуновенье... (А Толстой.)

В ДОРОГЕ

Утро туманное, утро седое, Нивы печальные, снегом покрытые, Нехотя вспомнишь и время былое, Вспомнишь и лица, давно позабытые.


Вспомнишь обильные страстные речи, Взгляды, так жадно, так робко ловимые, Первые встречи, последние встречи, Тихого голоса звуки любимые. Вспомнишь разлуку с улыбкою странной, Многое вспомнишь родное, далекое, Слушая ропот колес непрестанный, Глядя задумчиво в небо широкое.

(И. Тургенев.)

СТАРАЯ ЯБЛОНЯ

Вся в снегу, кудрявом, благовонном, Вся-то ты гудишь блаженным звоном Пчел и ос, завистливых и злых...

Старишься, подруга дорогая? Не беда. Вот будет ли такая Молодая старость у других!

(И. Бунин.)

Поясните художественный образ, созданный в последнем стихотворении словосочетанием молодая старость. Как он связан с содержанием стихотворения в целом, с другими худо­жественными деталями стихотворения?

ГЛАЗА

Привычные к степям — глаза, Привычные к слезам — глаза, Зеленые — соленые — Крестьянские глаза!

Была бы бабою простой — Всегда б платили за постой — Все эти же — веселые — Зеленые глаза.

Шел мимо паренек с лотком... Спят под монашеским платком Смиренные — степенные — Крестьянские глаза.




Привычные к степям — глаза, Привычные к слезам — глаза... Что видели — не выдадут Крестьянские глаза!

(М. Цветаева.)

Какие другие, кроме названных в задании, изобразительно-выразительные средства вы находите в стихотворении М. Цветаевой?

256. Раскройте (письменно) смысл слов «Обломов» и «обломов­щина» как ключевых (опорных) в романе И. Гончарова.

257*. Какие языковые художественные средства использует А. Островский, затрагивая тему религии в драме «Гроза»? Пред­варительно сделайте выписки. Найдите в толковом словаре зна­чение слова геенна. Подберите синонимы к этому слову.

258. Прочитайте текст выразительно, подчеркивая его ритмич­ность, плавность, музыкальность звуковой формы. Запишите его.

Погода была прекрасная еще прекраснее чем прежде но жара все не ун..малась. По ясному небу едва(едва) нес­лись высокие и редкие обл..ка (изжелт..)белые как весен­ний запоздалый снег плоские и продолговатые как опус­тившееся паруса. Их узорч..тые края пушистые и легкие как хл..пчатая бумага медленно но вид..мо изменялись с каждым мгновением они та.,ли эти облака и от них не падало тени. Мы долго бр..дили с Касьяном по ссечкам. Молодые отпрыски6 еще (не)успевшие вытянуться выш.. аршина6 окружали своими тонкими гладкими ст..белька­ми почерневшие низкие пни круглые гу..чатые наросты с серыми каймами те самые наросты из которых вывар..ва-ют трут лепились к этим пням земл..ника пускала по ним свои розовые усики грибы тут же тесно сидели семь­ями. <...>

Легкий вет..рок то просыпался то утихал подует вдруг прямо в лицо и как(будто) разыгра..тся все весело зашу­мит зак..вает и задвиж..тся кругом грац..озно зак..чают-ся концы пап..р..тников обраду..ш(?)ся ему... но вот уж он опять замер и все опять стихл.. . Одни кузнечики дружно трещат словно озлоблен(?)ые ут..мителен этот


непрестанный кислый и сухой звук. Он идет к (неотступ­ному жару полудня он словно рожден им словно вызван им из раскаленной земли. (И. Тургенев.)

1. Какими изобразительно-выразительными средствами языка передает автор зрительные впечатления, раскрывает взаимосвязь картины природы с эмоциональным состоянием героев?

2. На примере первого абзаца расскажите о средствах связи меж­ду предложениями в тексте.

259*. Перечитайте главы IX—XI романа И. Тургенева «Отцы и дети». Выпишите слова и обороты, отражающие: а) аристокра­тизм Павла Петровича; б) его отношение к Базарову.

260. Выберите из III—IV глав романа «Отцы и дети» художест­венные детали, характеризующие Николая Петровича как хозя­ина имения и его отношения с крестьянами.

261. Напишите сочинение-рассуждение о проблемах вечных че­ловеческих ценностей в романе «Отцы и дети». С какими афо­ризмами Базарова можно согласиться, с какими нельзя? Поче­му? Обоснуйте свое мнение.

262. Выразительно прочитайте описание сельского кладбища в романе «Отцы и дети» И. Тургенева, определите позицию автора по отношению к главному герою романа. В чем она вы­ражается? Напишите сочинение о внутренней связи этой сцены с картиной В. Перова «Старики родители на могиле сына». Под­готовьтесь к письму под диктовку этого текста.

Есть небольшое сельское кладбище в одном из отдален­ных уголков России. Как почти все наши кладбища, оно являет вид печальный: окружающие его канавы давно за­росли; серые деревянные кресты поникли и гниют под сво­ими когда-то крашенными5 крышами; каменные плиты все сдвинуты, словно кто их подталкивает снизу; два-три ощипанных деревца едва дают скудную тень; овцы безвоз­бранно бродят по могилам... Но между ними есть одна, до которой не касается человек, которую не топчет животное: одни птицы садятся на нее и поют на заре. Железная ог­рада ее окружает; две молодые елки посажены по обоим ее концам: Евгений Базаров похоронен в этой могиле. К ней, из недалекой деревушки, часто приходят два уже




дряхлые старичка — муж с женою. Поддерживая друг друга, идут они отяжелевшею походкой; приблизятся к ог­раде, припадут и станут на колени, и долго и горько пла­чут, и долго и внимательно смотрят на немой камень, под которым лежит их сын; поменяются коротким словом, пыль смахнут с камня да ветку елки поправят, и снова молятся, и не могут покинуть это место, откуда им как будто ближе до их сына, до воспоминаний о нем... Неуже­ли их молитвы, их слезы бесплодны? Неужели любовь, святая, преданная любовь не всесильная? О нет! Какое бы страстное, грешное6, бунтующее сердце ни скрылось в мо­гиле, цветы, растущие на ней, безмятежно глядят на нас своими невинными глазами: не об одном вечном спокой­ствии говорят нам они, о том великом спокойствии «рав­нодушной» природы; они говорят также о вечном прими­рении и о жизни бесконечной...

263. Найдите в романе «Отцы и дети» и выпишите слова, с по­мощью которых создается речевая характеристика Базарова (научные термины, просторечные слова, афоризмы, образные обороты речи). Какую роль в этом играют неполные и назывные предложения, часто встречающиеся в речи Базарова? Подготовь­те связное устное сообщение «Речевая характеристика Базарова» с использованием плана (или тезисов) и выписок.

264*. Выпишите и сгруппируйте естественно-научную, нрав­ственно-этическую и социально-политическую лексику из V, VI и X глав романа «Отцы и дети», найдите толкование непонят­ных для вас слов. Каково назначение выписанных слов в худо­жественной ткани романа?

265. Запишите слова, группируя их по тематическому признаку: а) театральная лексика; б) общественно-политическая лексика.

Авторитет, антагонизм, аплодисменты, апофео(з, с), аристократ, ат(?)еист, бен..фис, бескомпр..мис(?)ность, г..н..рар, д..кл..рация, консерватизм, конфликт, к..н-цепц..я, к..см..п..лит, л..б..рал, м..лодрама, м..н..лог, мир..воз(?)рение, н..гилист, отщ..пен..ц, п..лемика, пр..г-рес(?), прокламация, проп..г..ндист, разн..чинцы, револю­ционеры, р..п..ртуар, репл..ка, р..прес(?)ии, рецензия, сп..ктакль, т..р..ния, ф..нал.


1.Дайте толкование первых десяти слов.
2. Найдите слова с корнями русского происхождения, обозначьте в них части слова, раскройте их значение.

266. Прочитайте, а затем спишите текст, объясняя авторские знаки препинания, выразите свое мнение по поводу данного вы­сказывания.

Жизнь (н..)шутка и (н..)забава, жизнь даже (н..На­слаждение, жизнь — тяж..лый труд. Отр..чение, отрече­ние постоянное — вот ее тайный смысл, ее разгадка; (неисполнение любимых мыслей и мечтаний, как бы они возвышенны (н..)были, а исполнение долга — вот о ч..м следует заботит(?)ся человеку; (на)ложив на себя цепей железных — цепей долга, (н-.)может он дойти, (н..)падая, (до)конца своего попр..ща6; а в молодости мы думаем: чем свободнее, тем луч(?)ше, тем дальше уйдешь. Молодости позволительно так думать, но стыдно тешит(?)ся обманом, когда суровое лицо истины глянул., наконец тебе в глаза. (И. Тургенев,)

В учебнике вам встречаются задания по разбору поэтического текста. Предлагаем примерную схему такого разбора, а ниже — образец анализа стихотворе­ния М. Лермонтова (автор разбора стихотворения — Т. А. Злобина).

1. Выразительное чтение текста (сопровождаемое анализом его подтекста, эмоционального содержания).

2. Характеристика лирического героя, его внутрен­него мира: мыслей, чувств, переживаний.

3. Использование в тексте изобразительно-вырази­тельных средств языка — лексических, грамматиче­ских, тропов и стилистических фигур. Их роль в созда­нии образа.

4. Особенности построения (композиции) текста.

5. Ритмическая организация стихотворения, стихотвор­ный размер, интонация. Смысловые и ритмические пау­зы, логические и фразовые ударения, диктуемый содержа­нием стихотворения и стихотворным размером темп.

6. Рифма. Звуковая инструментовка (звукопись).

7. Единство и взаимодействие всех компонентов по­этического текста.




8*. Анализ лирических отступлений (если они есть в прозаическом произведении), их роль и место в ком­позиции произведения, в выражении идейного замысла, позиции автора.

А теперь посмотрите, как разбирается поэтическое про­изведение на примере стихотворения М. Лермонтова «Мо­литва».

В минуту жизни трудную

Теснится ль в сердце грусть:

Одну молитву чудную

Твержу я наизусть.

Есть сила благодатная В созвучье слов живых, И дышит непонятная, Святая прелесть в них.

С души как бремя скатится, Сомненье далеко — И верится, и плачется, И так легко, легко...

Перечитайте еще раз это маленькое стихотворение. Да­же странно, что это — Лермонтов: ни горечи, ни иронии, ни сарказма. Мягкая лирическая интонация. И рассказ о самом сокровенном — о молитве, о той минуте, когда человек, не находя опоры в себе, в жизни, обращается к Богу. Что он хочет найти? И что находит?

Но прежде чем говорить о смысле этого стихотворения, нам нужно еще раз вспомнить, что слово не просто словар­ная единица, не просто обозначение какого-то понятия. В слове аккумулируется не только бытовой, но и культурный, духовный опыт народа. Ничего не зная об этом опыте, мы не сможем правильно воспринять то, о чем рассказывает поэт.

Главные слова в этом стихотворении — «молитва чуд­ная», «сила благодатная», «святая прелесть» — связаны с верой, с христианской традицией. Кажется, вам понятно слово благодатная. Но как вы его поняли? То же ли это са­мое, что Земля там благодатная! Значит, благодатная — «хорошая», «несущая благо, довольство»? В словаре поч­ти так и написано. Но для русского верующего человека


прошлого (XIX) века слово это значило неизмеримо боль­ше. Дело в том, что благодать — очень важное в христи­анском вероучении понятие. Благодать — это божествен­ная сила, с помощью которой совершается спасение чело­века. «Просвещающая» благодать замечательна тем, что она, как дар Бога, может излиться на каждого независи­мо от его заслуг и поступков. Она, как говорили, «путе-водит всех». Благодать — это обещание спасения души. Для спасения же к Божественному дару человек должен прибавить свою веру, свое покаяние. Поэтому сила благо­датная — это сила, несущая человеку надежду на спасе­ние. Слово благодатная как бы отмечает кульминацию в лирической композиции стихотворения, знаменует пере­ход от тьмы к свету.

Начало ведь довольно мрачное: трудная минута, в серд­це — грусть... Ощущение печали, смуты, тяжести под­черкнуто выразительным глаголом теснится. В такую минуту и обращаются к Богу — «одну молитву чудную твержу я наизусть». Поэт не называет, какую молитву, — он рассказывает нам много, но не все. Тайна остается. Как тайной для самого поэта остается сила воздействия слов молитвы: «Есть сила благодатная в созвучье слов живых, и дышит непонятная, святая прелесть в них». Посмотри­те, как значимы и выразительны здесь все эпитеты — они несут на себе основную смысловую нагрузку.

Если первая строфа — это описание состояния души лирического героя, его обращения к молитве, а вторая — описание силы и прелести живых слов этой молитвы, то третья строфа рассказывает об ответе на молитву, о том, что приносит человеку «сила благодатная»: уходят тоска и томленье, их сменяют вера, надежда, слезы облегчения.

Все это касается смысла стихотворения, того, что мы понимаем и воспринимаем умом. Но ведь поэт обращает­ся не только к нашему разуму, но и к нашим чувствам, он хочет, чтобы мы пережили (сопережили) с ним вместе это движение души от грусти и тоски — к надежде и ве­ре. В его стихе все живет и меняется вместе с этим дви­жением: окраска слов и звуков, ритм.

Вы, конечно, заметили антонимичные противопоставле­ния в первой и третьей строфах: трудную легко, тес­нится грусть бремя скатится.



От первой к последней строфе меняется и «одежда» слов — звуки. Звуковой фон первой строфы создается по­вторяющимися «у» (их здесь целых 13!). Как бы вы ни воспринимали этот звук (для некоторых он — темный, ночной), существование этого звукового фона вы не може­те не заметить (ведь даже во всех четырех рифмах — удар­ный «у»). Трехстопный ямб этого стихотворения в первой строфе тоже самый «тяжелый»: в четырех строках не про­пущено ни одно из двенадцати ударений.

Но как все преображается под действием «слов жи­вых»! В последней строфе сильнее всего звучат совсем дру­гие гласные — открытые «а», «э»; изменился и ритм: во второй и третьей строках не по три, а по два ударения — строчки стали «легче», они как бы взлетают. Все это поз­воляет нам не только понять, но и пережить вместе с по­этом чувство облегчения, покоя и ощутить почти физиче­ски это расстояние — от «до» до «после» молитвы.

Даже синтаксические конструкции подчинены общему движению и передают его. Сначала это несколько личных предложений — они описывают состояние души и силу и прелесть (какое замечательное сочетание качеств!) слов, обращенных к Богу. Но глагол в форме 1-го лица всего один — я твержу. Это и есть единственное действие ли­рического героя: он твердит молитву, он обращается к Бо­гу, — все остальное происходит с ним: действие живых слов, силы благодатной — вне его воли. Две последние итоговые строчки — предложения безличные: и верится (ср.: «я стал верить»), и плачется (ср.: «я плачу»), и — как дважды повторенный заключительный аккорд — так легко, легко (в научной грамматике слова типа легко так и называются — категория состояния). Чуточку внимания к синтаксису — и нам передается авторское ощущение су­ществования двух разных сфер, двух разных полей — че­ловеческого и высшего, Божественного.

Стихотворение Лермонтова целиком лежит в русле ли­рической традиции XIX века и бесчисленными нитями свя­зано с поэзией предыдущих и последующих лет. И это то­же нужно знать и помнить, чтобы лучше понять Лермон­това. Как интересно, например, сопоставить «Мне грустно и легко» в любовной лирике Пушкина, где эти два слова слиты воедино, и лермонтовское «легко, легко», которое


приходит после молитвы и оставляет грусть где-то далеко. И как не вспомнить афористичные строки Тютчева: «Нам не дано предугадать, / Как слово наше отзовется, — /И нам сочувствие дается, / Как нам дается благодать»...

267*. Сделайте выписки из статьи Т. Злобиной (см. выше): вы­пишите то, что вам кажется наиболее важным при анализе дан­ного стихотворения и при анализе других подобных по своему содержанию и своей поэтической форме стихотворений. Подго­товьте сообщение, используя сделанные вами выписки.

268. Проанализируйте одно из стихотворений Н. Некрасова («В дороге», «Тройка», «Вчерашний день, часу в шестом...», «Плач детей», «Несжатая полоса», «Праздник жизни — моло­дости годы...», «Сон», «Русские женщины», «Сеятелям», «Моле­бен», «Тишина» (1-я ч.), «В столицах шум, гремят витии...», «Еду ли ночью по улице темной...»). Покажите, какие изобрази­тельно-выразительные средства использовал поэт, какова связь поэтических образов с фольклором.

269*. I. Как, какими языковыми средствами передает Л. Толс­той психологическое состояние Наташи Ростовой: а) перед пер­вым танцем на балу; б) после объяснения с князем Андреем; в) после неудавшегося побега с Анатолем Курагиным; г) в ком­нате графини после известия о гибели Пети Ростова; д) у посте­ли умирающего князя? Выполните один из вариантов с выпис­ками языковых средств и последующим воспроизведением психологически значимой ситуации.

II. Проанализируйте композиционные и изобразительно-выразительные средства, используемые Л. Толстым при создании женских образов (в их сопоставлении и противопоставлении): а) Наташа — Соня; б) Наташа — Марья; в) Наташа — Элен.

270. Проведите наблюдение над особенностями стихотворения А. Блока «Незнакомка», придерживаясь следующего плана:

1. Выделите две части в стихотворении. Отберите языковой материал, отражающий контраст между первой и второй частя­ми: а) в поэтическом содержании; б) в лексике; в) в синтакси­се; г) в особенностях ритма, стиховой интонации, в звуковом оформлении.

2. Прокомментируйте смысл словесных образов: берег очаро­ванный, очарованная даль, очи синие бездонные цветут на дальнем берегу. Дайте им свое толкование.




271*. Проведите наблюдение над элементами народной речи в поэме А. Блока «Двенадцать» (в ее лексике, фразеологии, син­таксисе).

Выявите в поэме элементы публицистического стиля (обще­ственно-политическую лексику, фразеологизмы, обороты речи, свойственные публичным выступлениям).

Как выявленные вами художественно-языковые особенности поэмы связаны с ее идейным содержанием?

272. Прочитайте выразительно и запишите текст. Раскройте художественно-стилистический смысл описания красной лужи у ног прокуратора. Какова связь этого эпизода с предшеству­ющим и последующим содержанием романа М. Булгакова «Мас­тер и Маргарита»?

I. Ливень хлынул неожидан(?)о и тогда3 гроза перешла в ур..ган. В том самом месте, где около (полу)дня близ мраморн..й скамьи в саду бесед..вали прокуратор и пер-восв..щен(?)ик, с ударом похож..м на пуш..чный как трость переломило кипарис. Вместе с водяной пылью и градом на б..лкон под к..лон(?)ы несло сорван(?)ые3 розы листья магнолий маленькие сучья и песок. Ураган терзал сад.

В это время под колон(?)ами находился только один человек и этот человек был пр..куратор.

Теперь он (не)сидел в кресл.. а лежал на лож., у низ­кого небольшого стола уставлен(?)ого я(?)ствами и вином в кувшинах. Другое ложе пустое находилось с другой сто­роны стола. У ног прокуратора простиралась (не)уб-ран(?)ая красная как бы кровавая лужа и валялись оскол­ки разбитого кувшина. Слуга перед грозою накрывавш..й для прокуратора стол почему(то) растерялся под его взгля­дом взволновался (от)того что чем(то) (не)угодил и проку­ратор рас(?)ердившись3 на него разбил кувшин о мозаич­ный пол прогов..рив

Почему в лицо не смотришь, когда подаешь? Разве ты что(нибудь) украл?

П. Ч..рное лицо африканца посерело в глазах его по..вился смертельный ужас он задр..жал и едва (н..)раз-бил и второй кувшин но гнев прокуратора почему-то уле­тел так(же) быстро как и прилетел. Африканец кинулся было подб..рать осколки и зат..рать лужу но прокуратор махнул ему рукою и раб убежал. А лужа осталась.


Теперь африканец (во)время урагана прятался возле ниш., где помещалась статуя белой нагой женщины со скл..нен(?)ой головой боясь показаться не (во)время на глаза и в то(же) время опасаясь и пропустить м..мент ког­да его мож..т позвать прокуратор.

Лежащ..й на ложе в грозовом (полу)мрак.. прокуратор сам наливал себе вино в чашу пил долгими глотками (по)врем..нам притрагивался к хлебу крошил его глотал маленькими кусоч(?)ками время от времен., высас.вал устрицы ж..вал лимон и пил опять.

1. Найдите в тексте: а) синонимы и антонимы; б) слова и обороты, которые дают читателю возможность почувство­вать внутреннее состояние прокуратора и ход надвигающихся грозных событий, хотя напрямую об этом ничего не говорится.

2. Подготовьтесь писать текст под диктовку.

273. Укажите художественно-языковые детали, характерные для авторского стиля М. Шолохова.

I. Утром на следующий день он подошел к Дону про­тив хутора Татарского. Долго смотрел на родной двор бледнея от радос(?)ного волнен..я. Потом снял винтовку и подсумок достал из него шитвянку конопляные хлопья пу­зырек с ружейным маслом зачем-то пересчитал п..троны. Их было двена(?)цать обойм и два(?)цать шесть штук рос­сыпью.

У крутояра лед отошел от берега. (Прозрачно)зеленая вода пл..скалась и облам..вала иглистый ледок окраинцев. Гр-.горий бросил в воду винтовку потом высыпал патроны и тщательно вытер руки о полу ш..нели.

Ниже хутора он перешел Дон по синему из(?)еденному ростепелью мартовскому льду крупно зашагал к дому. Еще (из)дали он увидел на спуск., к пристан.. Мишатку и еле удержался что(бы) н.. побежать к нему. Мишатка об­ламывал свисавшие с камня лед..ные с.сульки бросал их и внимательно смотрел как голубые осколки катятся (в)низ (под)гору.

Григорий подошел к спуску зад..хаясь окрикнул сына

Мишенька Сынок

Мишатка испуганно взглянул на него и опустил глаза. Он узнал в этом бородатом и страшном на вид человеке отца.




II. Все ласковые и нежные слова которые по ночам шептал Григорий вспом..ная там в дубрав., своих детей сейчас вылетели у него из пам..ти. Опустивш..сь на к..ле­ни целуя розовые холодные руч..нки сына он сдав­ленным голосом твердил одно слово

Сынок сынок

Потом Григорий взял на руки сына. Сухими исступлен­но горящ..ми глазами жадно всматриваясь в его лицо спросил

Как же вы тут Тетка Полюшка живые(здоровые)

(По)прежн..му (не)глядя на отца, Мишатка тихо ответил

Тетка Дуня здоровая а Полюшка пом..рла осенью От глотошной. А дядя Михаил на служб.. .

Что(ж) вот и сбылось то (не)многое о чем бес(?)онными ночами мечтал Григорий. Он стоял у в..рот родного дома держал на руках сына.

Это было все что осталось у него в жизни что пока еще роднил., его с землей и со всем этим огромным с.яющим под холодным солнцем миром.

Объясните знаки препинания при прямой речи.

274*. Проанализируйте стихотворения Б. Пастернака. В чем вы видите своеобразие их художественной формы? Как лексические средства передают: а) колорит эпохи; б) основную идею автора?

 

Быть знаменитым некрасиво.

Не это подымает ввысь.

Не надо заводить архива,

Над рукописями трястись.

Цель творчества — самоотдача,

А не шумиха, не успех.

Позорно, ничего не знача,

Быть притчей на устах у всех.

Но надо жить без самозванства,

Так жить, чтобы в конце концов

Привлечь к себе любовь пространства, Услышать будущего зов.


И надо оставлять пробелы

В судьбе, а не среди бумаг, Места и главы жизни целой Отчеркивая на полях.

И окунаться в неизвестность,

И прятать в ней свои шаги,

Как прячется в тумане местность,

Когда в ней не видать ни зги.

Другие по живому следу

Пройдут твой путь за пядью пядь,

Но пораженья от победы

Ты сам не должен отличать.

И должен ни единой долькой

Не отступаться от лица,

Но быть живым, живым и только,

Живым и только до конца.

 

***

 

Во всем мне хочется дойти

До самой сути:

В работе, в поисках пути,

В сердечной смуте.

До сущности протекших дней,

До их причины,

До оснований, до корней,

До сердцевины.

Все время схватывая нить

Судеб, событий,

Жить, думать, чувствовать, любить,

Свершать открытья.

О, если бы я только мог

Хотя отчасти,

Я написал бы восемь строк

О свойствах страсти.



О беззаконьях, о грехах,

Бегах, погонях,

Нечаянностях впопыхах,

Локтях, ладонях.

Я вывел бы ее закон,

Ее начало,

И повторял ее имен

Инициалы.

Я б разбивал стихи, как сад,

Всей дрожью жилок,

Цвели бы липы в них подряд, Гуськом, в затылок.

В стихи б я внес дыханье роз, Дыханье мяты,

Луга, осоку, сенокос,

Грозы раскаты.

Так некогда Шопен вложил Живое чудо

Фольварков, парков, рощ, могил

В свои этюды.

Достигнутого торжества Игра и мука —

Натянутая тетива

Тугого лука.