Язык художественной литературы
В чем, по вашему мнению, различие между понятиями «литературный язык» и «язык художественной литературы»?
Язык художественной литературыхарактеризуетсяобразностью и широким использованием изобразительно-выразительных средств.
В художественной, поэтической речи, кроме типичных для нее языковых средств, используются и средства всех стилей, и средства разговорной речи. В языке художественной литературы могут употребляться просторечия и диалектизмы; слова высокие, поэтические и жаргонные, грубые; профессионально-деловые обороты речи и лексика публицистического стиля. Однако все эти средства в языке художественной литературы подчиняются основной его функции — эстетической.
Если разговорная речь выполняет по преимуществу функцию общения, или коммуникативную, научный и официально-деловой стили — функцию сообщения, или информативную, то язык художественной литературы предназначен для создания художественных, поэтических образов, эмоционально-эстетического воздействия, и все языковые средства, включаемые в художественное произведение, меняют свою первичную функцию, подчиняясь задачам данного произведения.
В художественной литературе язык занимает особое положение, поскольку он является тем строительным материалом, той воспринимаемой на слух или зрением
материей, без которой не может быть создано произведение. Художник слова — поэт, писатель — находит, по выражению Л. Толстого, «единственно нужное размещение единственно нужных слов», чтобы правильно, точно, образно выразить мысль, передать сюжет, характер, заставить читателя сопереживать героям произведения, войти в мир, созданный автором. Все это доступно лишь языку художественной литературы, поэтому он всегда считался вершиной литературного языка.
Со многими изобразительно-выразительными средствами, использующимися в языке художественной литературы, вы хорошо знакомы. Во-первых, это тропы.
Троп(греч. tropos — поворот) — оборот речи, в котором слово или выражение употреблено в переносном значении в целях достижения большей художественной выразительности. В основе тропа лежит сопоставление двух понятий, которые представляются нашему сознанию близкими в каком-то отношении. (Словарь-справочник лингвистических терминов.)
Наиболее распространенные виды тропов:эпитет, сравнение, метафора, метонимия, олицетворение, гипербола, ирония, аллегория, перифраза, синекдоха. Например: О чем ты воешь, ветр ночной, о чем ты сетуешь безумно? (Ф. Тютчев.) — олицетворение; Все флаги в гости будут к нам (А. Пушкин.) — синекдоха; Ну, скушай же тарелочку, мой милый! (И. Крылов.) — метонимия и т. д.
Во-вторых, к выразительным средствам языка относятся стилистические фигуры,или фигуры речи:анафора, эпифора, бессоюзие, многосоюзие, параллелизм, инверсия, риторический вопрос, риторическое обращение, антитеза, градация. Пример анафоры: Кольлюбить, так без рассудку, Кольгрозить, так не на шутку, Кольругнуть, так сгоряча, Кольрубнуть, так уж сплеча!
(А. Толстой.)
Тропы и стилистические фигуры используются не только в языке художественной литературы, но и в публицистическом, научном стилях и в разговорной речи.
В-третьих, к средствам художественной выразительности относятся ритм(стиха и прозы), рифма, интонация.
254*.Вспомните или найдите в литературоведческом словаре, в словаре лингвистических терминов, в толковом словаре определения названных выше тропов и стилистических фигур. Подберите примеры к каждому выразительному средству.
255. Найдите в приведенных стихотворениях русских поэтов тропы и стилистические фигуры. Проведите наблюдение над существительными в словосочетаниях житейский вихрь, сокрушительным набегом, струны рвал, заносил холодным снегом (в первом стихотворении); над прилагательными в словосочетаниях нивы печальные, с улыбкою странной, небо широкое (во втором стихотворении). Как изменяется их обычное значение в стихотворении? Сделайте вывод о своеобразии обычных слов в поэтической речи (письменно). Подготовьте чтение, отражающее специфику каждого из этих стихотворений, передающее настроение и мысли автора, красоту стихотворной речи.
Не ветер, вея с высоты, Листов коснулся ночью лунной; Моей души коснулась ты — Она тревожна, как листы, Она, как гусли, многострунна, Житейский вихрь ее терзал И сокрушительным набегом, Свистя и воя, струны рвал И заносил холодным снегом. Твоя же речь ласкает слух, Твое легко прикосновенье, Как от цветов летящий пух, Как майской ночи дуновенье... (А Толстой.)
В ДОРОГЕ
Утро туманное, утро седое, Нивы печальные, снегом покрытые, Нехотя вспомнишь и время былое, Вспомнишь и лица, давно позабытые.
Вспомнишь обильные страстные речи, Взгляды, так жадно, так робко ловимые, Первые встречи, последние встречи, Тихого голоса звуки любимые. Вспомнишь разлуку с улыбкою странной, Многое вспомнишь родное, далекое, Слушая ропот колес непрестанный, Глядя задумчиво в небо широкое.
(И. Тургенев.)
СТАРАЯ ЯБЛОНЯ
Вся в снегу, кудрявом, благовонном, Вся-то ты гудишь блаженным звоном Пчел и ос, завистливых и злых...
Старишься, подруга дорогая? Не беда. Вот будет ли такая Молодая старость у других!
(И. Бунин.)
Поясните художественный образ, созданный в последнем стихотворении словосочетанием молодая старость. Как он связан с содержанием стихотворения в целом, с другими художественными деталями стихотворения?
ГЛАЗА
Привычные к степям — глаза, Привычные к слезам — глаза, Зеленые — соленые — Крестьянские глаза!
Была бы бабою простой — Всегда б платили за постой — Все эти же — веселые — Зеленые глаза.
Шел мимо паренек с лотком... Спят под монашеским платком Смиренные — степенные — Крестьянские глаза.
Привычные к степям — глаза, Привычные к слезам — глаза... Что видели — не выдадут Крестьянские глаза!
(М. Цветаева.)
Какие другие, кроме названных в задании, изобразительно-выразительные средства вы находите в стихотворении М. Цветаевой?
256. Раскройте (письменно) смысл слов «Обломов» и «обломовщина» как ключевых (опорных) в романе И. Гончарова.
257*. Какие языковые художественные средства использует А. Островский, затрагивая тему религии в драме «Гроза»? Предварительно сделайте выписки. Найдите в толковом словаре значение слова геенна. Подберите синонимы к этому слову.
258. Прочитайте текст выразительно, подчеркивая его ритмичность, плавность, музыкальность звуковой формы. Запишите его.
Погода была прекрасная еще прекраснее чем прежде но жара все не ун..малась. По ясному небу едва(едва) неслись высокие и редкие обл..ка (изжелт..)белые как весенний запоздалый снег плоские и продолговатые как опустившееся паруса. Их узорч..тые края пушистые и легкие как хл..пчатая бумага медленно но вид..мо изменялись с каждым мгновением они та.,ли эти облака и от них не падало тени. Мы долго бр..дили с Касьяном по ссечкам. Молодые отпрыски6 еще (не)успевшие вытянуться выш.. аршина6 окружали своими тонкими гладкими ст..бельками почерневшие низкие пни круглые гу..чатые наросты с серыми каймами те самые наросты из которых вывар..ва-ют трут лепились к этим пням земл..ника пускала по ним свои розовые усики грибы тут же тесно сидели семьями. <...>
Легкий вет..рок то просыпался то утихал подует вдруг прямо в лицо и как(будто) разыгра..тся все весело зашумит зак..вает и задвиж..тся кругом грац..озно зак..чают-ся концы пап..р..тников обраду..ш(?)ся ему... но вот уж он опять замер и все опять стихл.. . Одни кузнечики дружно трещат словно озлоблен(?)ые ут..мителен этот
непрестанный кислый и сухой звук. Он идет к (неотступному жару полудня он словно рожден им словно вызван им из раскаленной земли. (И. Тургенев.)
1. Какими изобразительно-выразительными средствами языка передает автор зрительные впечатления, раскрывает взаимосвязь картины природы с эмоциональным состоянием героев?
2. На примере первого абзаца расскажите о средствах связи между предложениями в тексте.
259*. Перечитайте главы IX—XI романа И. Тургенева «Отцы и дети». Выпишите слова и обороты, отражающие: а) аристократизм Павла Петровича; б) его отношение к Базарову.
260. Выберите из III—IV глав романа «Отцы и дети» художественные детали, характеризующие Николая Петровича как хозяина имения и его отношения с крестьянами.
261. Напишите сочинение-рассуждение о проблемах вечных человеческих ценностей в романе «Отцы и дети». С какими афоризмами Базарова можно согласиться, с какими нельзя? Почему? Обоснуйте свое мнение.
262. Выразительно прочитайте описание сельского кладбища в романе «Отцы и дети» И. Тургенева, определите позицию автора по отношению к главному герою романа. В чем она выражается? Напишите сочинение о внутренней связи этой сцены с картиной В. Перова «Старики родители на могиле сына». Подготовьтесь к письму под диктовку этого текста.
Есть небольшое сельское кладбище в одном из отдаленных уголков России. Как почти все наши кладбища, оно являет вид печальный: окружающие его канавы давно заросли; серые деревянные кресты поникли и гниют под своими когда-то крашенными5 крышами; каменные плиты все сдвинуты, словно кто их подталкивает снизу; два-три ощипанных деревца едва дают скудную тень; овцы безвозбранно бродят по могилам... Но между ними есть одна, до которой не касается человек, которую не топчет животное: одни птицы садятся на нее и поют на заре. Железная ограда ее окружает; две молодые елки посажены по обоим ее концам: Евгений Базаров похоронен в этой могиле. К ней, из недалекой деревушки, часто приходят два уже
дряхлые старичка — муж с женою. Поддерживая друг друга, идут они отяжелевшею походкой; приблизятся к ограде, припадут и станут на колени, и долго и горько плачут, и долго и внимательно смотрят на немой камень, под которым лежит их сын; поменяются коротким словом, пыль смахнут с камня да ветку елки поправят, и снова молятся, и не могут покинуть это место, откуда им как будто ближе до их сына, до воспоминаний о нем... Неужели их молитвы, их слезы бесплодны? Неужели любовь, святая, преданная любовь не всесильная? О нет! Какое бы страстное, грешное6, бунтующее сердце ни скрылось в могиле, цветы, растущие на ней, безмятежно глядят на нас своими невинными глазами: не об одном вечном спокойствии говорят нам они, о том великом спокойствии «равнодушной» природы; они говорят также о вечном примирении и о жизни бесконечной...
263. Найдите в романе «Отцы и дети» и выпишите слова, с помощью которых создается речевая характеристика Базарова (научные термины, просторечные слова, афоризмы, образные обороты речи). Какую роль в этом играют неполные и назывные предложения, часто встречающиеся в речи Базарова? Подготовьте связное устное сообщение «Речевая характеристика Базарова» с использованием плана (или тезисов) и выписок.
264*. Выпишите и сгруппируйте естественно-научную, нравственно-этическую и социально-политическую лексику из V, VI и X глав романа «Отцы и дети», найдите толкование непонятных для вас слов. Каково назначение выписанных слов в художественной ткани романа?
265. Запишите слова, группируя их по тематическому признаку: а) театральная лексика; б) общественно-политическая лексика.
Авторитет, антагонизм, аплодисменты, апофео(з, с), аристократ, ат(?)еист, бен..фис, бескомпр..мис(?)ность, г..н..рар, д..кл..рация, консерватизм, конфликт, к..н-цепц..я, к..см..п..лит, л..б..рал, м..лодрама, м..н..лог, мир..воз(?)рение, н..гилист, отщ..пен..ц, п..лемика, пр..г-рес(?), прокламация, проп..г..ндист, разн..чинцы, революционеры, р..п..ртуар, репл..ка, р..прес(?)ии, рецензия, сп..ктакль, т..р..ния, ф..нал.
1.Дайте толкование первых десяти слов.
2. Найдите слова с корнями русского происхождения, обозначьте в них части слова, раскройте их значение.
266. Прочитайте, а затем спишите текст, объясняя авторские знаки препинания, выразите свое мнение по поводу данного высказывания.
Жизнь (н..)шутка и (н..)забава, жизнь даже (н..Наслаждение, жизнь — тяж..лый труд. Отр..чение, отречение постоянное — вот ее тайный смысл, ее разгадка; (неисполнение любимых мыслей и мечтаний, как бы они возвышенны (н..)были, а исполнение долга — вот о ч..м следует заботит(?)ся человеку; (на)ложив на себя цепей железных — цепей долга, (н-.)может он дойти, (н..)падая, (до)конца своего попр..ща6; а в молодости мы думаем: чем свободнее, тем луч(?)ше, тем дальше уйдешь. Молодости позволительно так думать, но стыдно тешит(?)ся обманом, когда суровое лицо истины глянул., наконец тебе в глаза. (И. Тургенев,)
В учебнике вам встречаются задания по разбору поэтического текста. Предлагаем примерную схему такого разбора, а ниже — образец анализа стихотворения М. Лермонтова (автор разбора стихотворения — Т. А. Злобина).
1. Выразительное чтение текста (сопровождаемое анализом его подтекста, эмоционального содержания).
2. Характеристика лирического героя, его внутреннего мира: мыслей, чувств, переживаний.
3. Использование в тексте изобразительно-выразительных средств языка — лексических, грамматических, тропов и стилистических фигур. Их роль в создании образа.
4. Особенности построения (композиции) текста.
5. Ритмическая организация стихотворения, стихотворный размер, интонация. Смысловые и ритмические паузы, логические и фразовые ударения, диктуемый содержанием стихотворения и стихотворным размером темп.
6. Рифма. Звуковая инструментовка (звукопись).
7. Единство и взаимодействие всех компонентов поэтического текста.
8*. Анализ лирических отступлений (если они есть в прозаическом произведении), их роль и место в композиции произведения, в выражении идейного замысла, позиции автора.
А теперь посмотрите, как разбирается поэтическое произведение на примере стихотворения М. Лермонтова «Молитва».
В минуту жизни трудную
Теснится ль в сердце грусть:
Одну молитву чудную
Твержу я наизусть.
Есть сила благодатная В созвучье слов живых, И дышит непонятная, Святая прелесть в них.
С души как бремя скатится, Сомненье далеко — И верится, и плачется, И так легко, легко...
Перечитайте еще раз это маленькое стихотворение. Даже странно, что это — Лермонтов: ни горечи, ни иронии, ни сарказма. Мягкая лирическая интонация. И рассказ о самом сокровенном — о молитве, о той минуте, когда человек, не находя опоры в себе, в жизни, обращается к Богу. Что он хочет найти? И что находит?
Но прежде чем говорить о смысле этого стихотворения, нам нужно еще раз вспомнить, что слово не просто словарная единица, не просто обозначение какого-то понятия. В слове аккумулируется не только бытовой, но и культурный, духовный опыт народа. Ничего не зная об этом опыте, мы не сможем правильно воспринять то, о чем рассказывает поэт.
Главные слова в этом стихотворении — «молитва чудная», «сила благодатная», «святая прелесть» — связаны с верой, с христианской традицией. Кажется, вам понятно слово благодатная. Но как вы его поняли? То же ли это самое, что Земля там благодатная! Значит, благодатная — «хорошая», «несущая благо, довольство»? В словаре почти так и написано. Но для русского верующего человека
прошлого (XIX) века слово это значило неизмеримо больше. Дело в том, что благодать — очень важное в христианском вероучении понятие. Благодать — это божественная сила, с помощью которой совершается спасение человека. «Просвещающая» благодать замечательна тем, что она, как дар Бога, может излиться на каждого независимо от его заслуг и поступков. Она, как говорили, «путе-водит всех». Благодать — это обещание спасения души. Для спасения же к Божественному дару человек должен прибавить свою веру, свое покаяние. Поэтому сила благодатная — это сила, несущая человеку надежду на спасение. Слово благодатная как бы отмечает кульминацию в лирической композиции стихотворения, знаменует переход от тьмы к свету.
Начало ведь довольно мрачное: трудная минута, в сердце — грусть... Ощущение печали, смуты, тяжести подчеркнуто выразительным глаголом теснится. В такую минуту и обращаются к Богу — «одну молитву чудную твержу я наизусть». Поэт не называет, какую молитву, — он рассказывает нам много, но не все. Тайна остается. Как тайной для самого поэта остается сила воздействия слов молитвы: «Есть сила благодатная в созвучье слов живых, и дышит непонятная, святая прелесть в них». Посмотрите, как значимы и выразительны здесь все эпитеты — они несут на себе основную смысловую нагрузку.
Если первая строфа — это описание состояния души лирического героя, его обращения к молитве, а вторая — описание силы и прелести живых слов этой молитвы, то третья строфа рассказывает об ответе на молитву, о том, что приносит человеку «сила благодатная»: уходят тоска и томленье, их сменяют вера, надежда, слезы облегчения.
Все это касается смысла стихотворения, того, что мы понимаем и воспринимаем умом. Но ведь поэт обращается не только к нашему разуму, но и к нашим чувствам, он хочет, чтобы мы пережили (сопережили) с ним вместе это движение души от грусти и тоски — к надежде и вере. В его стихе все живет и меняется вместе с этим движением: окраска слов и звуков, ритм.
Вы, конечно, заметили антонимичные противопоставления в первой и третьей строфах: трудную — легко, теснится грусть — бремя скатится.
От первой к последней строфе меняется и «одежда» слов — звуки. Звуковой фон первой строфы создается повторяющимися «у» (их здесь целых 13!). Как бы вы ни воспринимали этот звук (для некоторых он — темный, ночной), существование этого звукового фона вы не можете не заметить (ведь даже во всех четырех рифмах — ударный «у»). Трехстопный ямб этого стихотворения в первой строфе тоже самый «тяжелый»: в четырех строках не пропущено ни одно из двенадцати ударений.
Но как все преображается под действием «слов живых»! В последней строфе сильнее всего звучат совсем другие гласные — открытые «а», «э»; изменился и ритм: во второй и третьей строках не по три, а по два ударения — строчки стали «легче», они как бы взлетают. Все это позволяет нам не только понять, но и пережить вместе с поэтом чувство облегчения, покоя и ощутить почти физически это расстояние — от «до» до «после» молитвы.
Даже синтаксические конструкции подчинены общему движению и передают его. Сначала это несколько личных предложений — они описывают состояние души и силу и прелесть (какое замечательное сочетание качеств!) слов, обращенных к Богу. Но глагол в форме 1-го лица всего один — я твержу. Это и есть единственное действие лирического героя: он твердит молитву, он обращается к Богу, — все остальное происходит с ним: действие живых слов, силы благодатной — вне его воли. Две последние итоговые строчки — предложения безличные: и верится (ср.: «я стал верить»), и плачется (ср.: «я плачу»), и — как дважды повторенный заключительный аккорд — так легко, легко (в научной грамматике слова типа легко так и называются — категория состояния). Чуточку внимания к синтаксису — и нам передается авторское ощущение существования двух разных сфер, двух разных полей — человеческого и высшего, Божественного.
Стихотворение Лермонтова целиком лежит в русле лирической традиции XIX века и бесчисленными нитями связано с поэзией предыдущих и последующих лет. И это тоже нужно знать и помнить, чтобы лучше понять Лермонтова. Как интересно, например, сопоставить «Мне грустно и легко» в любовной лирике Пушкина, где эти два слова слиты воедино, и лермонтовское «легко, легко», которое
приходит после молитвы и оставляет грусть где-то далеко. И как не вспомнить афористичные строки Тютчева: «Нам не дано предугадать, / Как слово наше отзовется, — /И нам сочувствие дается, / Как нам дается благодать»...
267*. Сделайте выписки из статьи Т. Злобиной (см. выше): выпишите то, что вам кажется наиболее важным при анализе данного стихотворения и при анализе других подобных по своему содержанию и своей поэтической форме стихотворений. Подготовьте сообщение, используя сделанные вами выписки.
268. Проанализируйте одно из стихотворений Н. Некрасова («В дороге», «Тройка», «Вчерашний день, часу в шестом...», «Плач детей», «Несжатая полоса», «Праздник жизни — молодости годы...», «Сон», «Русские женщины», «Сеятелям», «Молебен», «Тишина» (1-я ч.), «В столицах шум, гремят витии...», «Еду ли ночью по улице темной...»). Покажите, какие изобразительно-выразительные средства использовал поэт, какова связь поэтических образов с фольклором.
269*. I. Как, какими языковыми средствами передает Л. Толстой психологическое состояние Наташи Ростовой: а) перед первым танцем на балу; б) после объяснения с князем Андреем; в) после неудавшегося побега с Анатолем Курагиным; г) в комнате графини после известия о гибели Пети Ростова; д) у постели умирающего князя? Выполните один из вариантов с выписками языковых средств и последующим воспроизведением психологически значимой ситуации.
II. Проанализируйте композиционные и изобразительно-выразительные средства, используемые Л. Толстым при создании женских образов (в их сопоставлении и противопоставлении): а) Наташа — Соня; б) Наташа — Марья; в) Наташа — Элен.
270. Проведите наблюдение над особенностями стихотворения А. Блока «Незнакомка», придерживаясь следующего плана:
1. Выделите две части в стихотворении. Отберите языковой материал, отражающий контраст между первой и второй частями: а) в поэтическом содержании; б) в лексике; в) в синтаксисе; г) в особенностях ритма, стиховой интонации, в звуковом оформлении.
2. Прокомментируйте смысл словесных образов: берег очарованный, очарованная даль, очи синие бездонные цветут на дальнем берегу. Дайте им свое толкование.
271*. Проведите наблюдение над элементами народной речи в поэме А. Блока «Двенадцать» (в ее лексике, фразеологии, синтаксисе).
Выявите в поэме элементы публицистического стиля (общественно-политическую лексику, фразеологизмы, обороты речи, свойственные публичным выступлениям).
Как выявленные вами художественно-языковые особенности поэмы связаны с ее идейным содержанием?
272. Прочитайте выразительно и запишите текст. Раскройте художественно-стилистический смысл описания красной лужи у ног прокуратора. Какова связь этого эпизода с предшествующим и последующим содержанием романа М. Булгакова «Мастер и Маргарита»?
I. Ливень хлынул неожидан(?)о и тогда3 гроза перешла в ур..ган. В том самом месте, где около (полу)дня близ мраморн..й скамьи в саду бесед..вали прокуратор и пер-восв..щен(?)ик, с ударом похож..м на пуш..чный как трость переломило кипарис. Вместе с водяной пылью и градом на б..лкон под к..лон(?)ы несло сорван(?)ые3 розы листья магнолий маленькие сучья и песок. Ураган терзал сад.
В это время под колон(?)ами находился только один человек и этот человек был пр..куратор.
Теперь он (не)сидел в кресл.. а лежал на лож., у низкого небольшого стола уставлен(?)ого я(?)ствами и вином в кувшинах. Другое ложе пустое находилось с другой стороны стола. У ног прокуратора простиралась (не)уб-ран(?)ая красная как бы кровавая лужа и валялись осколки разбитого кувшина. Слуга перед грозою накрывавш..й для прокуратора стол почему(то) растерялся под его взглядом взволновался (от)того что чем(то) (не)угодил и прокуратор рас(?)ердившись3 на него разбил кувшин о мозаичный пол прогов..рив
Почему в лицо не смотришь, когда подаешь? Разве ты что(нибудь) украл?
П. Ч..рное лицо африканца посерело в глазах его по..вился смертельный ужас он задр..жал и едва (н..)раз-бил и второй кувшин но гнев прокуратора почему-то улетел так(же) быстро как и прилетел. Африканец кинулся было подб..рать осколки и зат..рать лужу но прокуратор махнул ему рукою и раб убежал. А лужа осталась.
Теперь африканец (во)время урагана прятался возле ниш., где помещалась статуя белой нагой женщины со скл..нен(?)ой головой боясь показаться не (во)время на глаза и в то(же) время опасаясь и пропустить м..мент когда его мож..т позвать прокуратор.
Лежащ..й на ложе в грозовом (полу)мрак.. прокуратор сам наливал себе вино в чашу пил долгими глотками (по)врем..нам притрагивался к хлебу крошил его глотал маленькими кусоч(?)ками время от времен., высас.вал устрицы ж..вал лимон и пил опять.
1. Найдите в тексте: а) синонимы и антонимы; б) слова и обороты, которые дают читателю возможность почувствовать внутреннее состояние прокуратора и ход надвигающихся грозных событий, хотя напрямую об этом ничего не говорится.
2. Подготовьтесь писать текст под диктовку.
273. Укажите художественно-языковые детали, характерные для авторского стиля М. Шолохова.
I. Утром на следующий день он подошел к Дону против хутора Татарского. Долго смотрел на родной двор бледнея от радос(?)ного волнен..я. Потом снял винтовку и подсумок достал из него шитвянку конопляные хлопья пузырек с ружейным маслом зачем-то пересчитал п..троны. Их было двена(?)цать обойм и два(?)цать шесть штук россыпью.
У крутояра лед отошел от берега. (Прозрачно)зеленая вода пл..скалась и облам..вала иглистый ледок окраинцев. Гр-.горий бросил в воду винтовку потом высыпал патроны и тщательно вытер руки о полу ш..нели.
Ниже хутора он перешел Дон по синему из(?)еденному ростепелью мартовскому льду крупно зашагал к дому. Еще (из)дали он увидел на спуск., к пристан.. Мишатку и еле удержался что(бы) н.. побежать к нему. Мишатка обламывал свисавшие с камня лед..ные с.сульки бросал их и внимательно смотрел как голубые осколки катятся (в)низ (под)гору.
Григорий подошел к спуску зад..хаясь окрикнул сына
Мишенька Сынок
Мишатка испуганно взглянул на него и опустил глаза. Он узнал в этом бородатом и страшном на вид человеке отца.
II. Все ласковые и нежные слова которые по ночам шептал Григорий вспом..ная там в дубрав., своих детей сейчас вылетели у него из пам..ти. Опустивш..сь на к..лени целуя розовые холодные руч..нки сына он сдавленным голосом твердил одно слово
Сынок сынок
Потом Григорий взял на руки сына. Сухими исступленно горящ..ми глазами жадно всматриваясь в его лицо спросил
Как же вы тут Тетка Полюшка живые(здоровые)
(По)прежн..му (не)глядя на отца, Мишатка тихо ответил
Тетка Дуня здоровая а Полюшка пом..рла осенью От глотошной. А дядя Михаил на служб.. .
Что(ж) вот и сбылось то (не)многое о чем бес(?)онными ночами мечтал Григорий. Он стоял у в..рот родного дома держал на руках сына.
Это было все что осталось у него в жизни что пока еще роднил., его с землей и со всем этим огромным с.яющим под холодным солнцем миром.
Объясните знаки препинания при прямой речи.
274*. Проанализируйте стихотворения Б. Пастернака. В чем вы видите своеобразие их художественной формы? Как лексические средства передают: а) колорит эпохи; б) основную идею автора?
Быть знаменитым некрасиво.
Не это подымает ввысь.
Не надо заводить архива,
Над рукописями трястись.
Цель творчества — самоотдача,
А не шумиха, не успех.
Позорно, ничего не знача,
Быть притчей на устах у всех.
Но надо жить без самозванства,
Так жить, чтобы в конце концов
Привлечь к себе любовь пространства, Услышать будущего зов.
И надо оставлять пробелы
В судьбе, а не среди бумаг, Места и главы жизни целой Отчеркивая на полях.
И окунаться в неизвестность,
И прятать в ней свои шаги,
Как прячется в тумане местность,
Когда в ней не видать ни зги.
Другие по живому следу
Пройдут твой путь за пядью пядь,
Но пораженья от победы
Ты сам не должен отличать.
И должен ни единой долькой
Не отступаться от лица,
Но быть живым, живым и только,
Живым и только до конца.
***
Во всем мне хочется дойти
До самой сути:
В работе, в поисках пути,
В сердечной смуте.
До сущности протекших дней,
До их причины,
До оснований, до корней,
До сердцевины.
Все время схватывая нить
Судеб, событий,
Жить, думать, чувствовать, любить,
Свершать открытья.
О, если бы я только мог
Хотя отчасти,
Я написал бы восемь строк
О свойствах страсти.
О беззаконьях, о грехах,
Бегах, погонях,
Нечаянностях впопыхах,
Локтях, ладонях.
Я вывел бы ее закон,
Ее начало,
И повторял ее имен
Инициалы.
Я б разбивал стихи, как сад,
Всей дрожью жилок,
Цвели бы липы в них подряд, Гуськом, в затылок.
В стихи б я внес дыханье роз, Дыханье мяты,
Луга, осоку, сенокос,
Грозы раскаты.
Так некогда Шопен вложил Живое чудо
Фольварков, парков, рощ, могил
В свои этюды.
Достигнутого торжества Игра и мука —
Натянутая тетива
Тугого лука.