Выписки

При работе с текстом нередко делаются выписки — дословная, документально точная запись частей текста.

Необходимость в выписках возникает в тех случаях, когда интересующему нас вопросу посвящено не все произведение, а лишь какая-то часть, отдельные фраг­менты или когда мы знакомимся с несколькими текс­тами по данному вопросу. Выписки из текстов приме­няются при работе с любой книгой, статьей для подго­товки доклада, реферата, сочинения.

Выписки необходимо делать точные, заключая в кавычки подлинные слова автора, т. е. оформляя их как цитаты и указывая (лучше в скобках) название про­изведения, главу, часть, параграф, страницу.

При чтении интересующих вас книг делайте выпис­ки, постепенно накапливая и распределяя их по темам, при необходимости используйте их.

135. О Л. Толстом и его творчестве писали многие литературо­веды, критики, писатели, общественные деятели. Сделайте вы­писки из фрагментов статьи В. Лакшина «Черты великого эпо­са («Война и мир»)». Старайтесь выписывать то, что расширяет, углубляет ваши представления о Толстом и его романе. Пол­ностью прочитать эту статью вы сможете в книге В. Лакшина «Пять великих имен».

«Без ложной скромности — это, как «Илиада», — го­ворил Толстой о «Войне и мире» Горькому.


юз



Толстой не тешит свое тщеславие, он просто определя­ет жанр. Большой эпос6, народная эпопея6 — вот что сто­ит перед его глазами образцом для сравнения.

Смелое воображение и точное знание, живое предание и интуиция художника, пережитый сердцем опыт и ог­ромное наследие культуры потребны были, чтобы возник этот литературный феномен6 — «Война и мир».

Толстой говорил, что, прежде чем начать работу, ему важно, чтобы под ногами у него выросли подмостки. Кро­ме первостепенных жизненных впечатлений, душевных поисков и дум, всегда важны подмостки литературные.

Готовясь к созданию «Войны и мира», Толстой открыл для себя Гомера. «Вот оно! чудо», — записал он в дневни­ке. Это было в конце 50-х — начале 60-х годов. Реже от­мечают, что в круге его чтения в годы, прямо предшест­вовавшие2 созданию «Войны и мира», оказались и русские былины. <...>

Толстой эпичен и оттого, что он подкупающе серьезен. Он поднимается сам и поднимает нас от быта, от мелочи и пыли дня к тому, что определяет содержание всей жиз­ни человека, составляет тайный смысл истории и мерит всякое живое существо масштабом вечности. <„.>

Огромно его недовольство собой, внутренний счет к сво­ей душе. Этой напряженной духовностью он вернее любых проповедей обращает нас, читателей, к главному — вопро­су о смысле своей жизни, не потакает6 безволию души и запрещает человеку измельчиться, пойти в обход, растра­титься на пустяки. Мерой серьезности, крупности духов­ных забот, какими он обременяет своих любимых героев, он напоминает о чем-то важнейшем и порою вызывает стыд за себя.

Пьер Безухов, князь Андрей — это правдоискатели, и только оттого они и могли стать главными героями толс­товской эпопеи. <...>

В умении проникнуть в человеческую душу, удержа­вшись от острой субъективности6, новизна и сила реализма Толстого. Он, конечно, резко пристрастен в отношении главных мыслей, идей своего творения. Но, заглянув в чу­жую душу, чувствует себя не вправе быть тенденциоз­ным6, его задача — взять характер изнутри, в его логике, в его психологии.


«Стихийность», защищаемая Толстым, как исконное доброе свойство души и чувств, сказалась и в психологи­ческом строе романа, в изображении «частных лиц». «Сти­хийное» — главная прелесть Наташи Ростовой, — ее иск­ренность, близость к природе, родной почве.

Толстой считал важнейшим психологическим «узлом» романа порыв страсти Наташи к Анатолю Курагину. И не оттого3 лишь, что героиня получает нелегкий жизненный урок. Здесь вырвалась наружу сила жизни — непредска­зуемой, незапланированной наперед.

Наташа объясняет свою антипатию к Долохову: «У не­го все назначено, а я этого не люблю». Она не терпит в людях сухого расчета, заранее навязанного взгляда, — ее чувство открыто навстречу жизни. В этом ее незащи­щенность, но и ее сила. <...>

В художественных сценах «Войны и мира» — ощущение единственного мига, совершающегося сейчас, переживаемо­го и не отгоревшего. Не воздыхание, не элегия, а страсть. Не воспоминание, а живое переживание и действие.

Героев Толстого молодое счастье жить, чувствовать за­полняет до краев, порой до слез, до судороги в горле. Толстой — это величайшие метания духа и огромное здо­ровье натуры художника. Это радость, как норма бытия.

Возрождается2 убитая, казалось, горем и стыдом Наташа Ростова, и улыбка на ее лице медленно проступает навстре­чу Пьеру, «как отворяется заржавленная дверь». Но, может быть, еще ярче другое толстовское сравнение оживающей души Наташи с молодой травой, победной силой природы. «Она не знала этого, не поверила бы, но под казавшимся ей непроницаемым слоем ила, застлавшим ее душу, уже пробивались тонкие, нежные, молодые иглы травы, кото­рые должны были укорениться и так застлать своими жиз­ненными побегами задавившее ее горе, что его скоро будет не видно и незаметно. Рана заживала изнутри».

Великий эпос — «Война и мир», напоминает человеку всегда, человеку, вдруг поникшему под ношей обстоя­тельств или безрадостных впечатлений дня, будничной ус­талости: жизнь огромна, ее проявления и дары неожидан­ны, завтра может случиться нечто хорошее, о чем и не ве­даешь сегодня. Даже в дурном3 часто есть смысл, сразу нами не разгаданный, от которого идет дорога к добру.4




И вообще — дар жизни есть радость.4 Радость любви, семьи, победы, высокой думы, природы, воздуха, неба над головой в голубой день...

С таким чувством расстаемся мы с героями Толстого в этой великой, нестареющей книге.

1. Признаки какого стиля наиболее ярко проявляются в этом тексте?

2. Найдите осложненные предложения и укажите, чем они ос­ложнены.

3. На примере одного из абзацев покажите смысловые отноше­ния между предложениями.

4. Подготовьте сообщение на основе сделанных выписок.

136.Сделайте выписки из критической статьи, посвященной творчеству... (Статья — по заданию учителя; задания — по груп­пам и индивидуальные.)