Состав слова (морфемика) и словообразование

1. Что вы знаете о морфемике?

2. Перечислите морфемы. Что они обозначают?

3. Могут ли быть синонимичными и антонимичными приставки, корни, суффиксы, окончания? А омонимичными? Докажите.

4. С какими разделами грамматики связано словообразование?

5. Какие способы словообразования вы знаете?

6. Расскажите о морфологическом способе словообразования.

7. Назовите существующие чередования гласных и согласных в корне. Расскажите о них. Какие орфографические правила с ними связаны?


Словообразование — один из важнейших путей пополнения словарного состава языка новыми слова­ми. Это сближает его с лексикой. Но процессы словооб­разования имеют отношение и к морфологии, так как образование слов той или иной части речи, в особенно­сти самостоятельных (знаменательных, полнозначных) слов, происходит посредством морфем, характерных для данной части речи.

Словообразованием называется и раздел науки о языке, изучающий процессы появления новых слов, их родственные связи, способы их образования.

Известно, что новые слова образуются с помощью приставок (рисовать подрисовать), суффиксов (лес лесок, лесной, лесничий), приставок и суффик­сов одновременно (перелесок, подводный и т. д.).

по следующим схемам:

73. Образуйте слова




 


Для современного русского языка характерно также образование слов способом сложения:

1) целых слов (диван-кровать, ракета-носитель);

2) основ с помощью соединительных гласных о и е (водопровод, пешеход);

3) основ + суффиксация (землепашеи. орденонос­ный);

4) начальной части слова с целым словом (пол-арбу­за, автовокзал);

5) начальных букв слов или их начальных звуков (МГУ, вуз — сложносокращенные слова);

6) образование слова из сочетания слов: древнерус­ский (от Древняя Русь), научно-технический (от науч­ный и технический) и т. д.

74. I*. Подберите примеры на все случаи образования слов пу­тем сложения.

II. Составьте как можно больше однокоренных сложных слов с использованием корней следующих слов: человек, сердце, ду-



ша, благо; выделите корни. Составьте с некоторыми из этих слов словосочетания.

75. Расшифруйте сложносокращенные слова, запишите полные на­
именования, соответствующие сокращенным. При затруднениях
обращайтесь к словарям сокращений, толковому, энциклопедическому (сложносокращенные слова даются в нем в скобках после полного наименования соответствующего предмета, понятия).

АО, ВВС, ВВЦ, ВМС, ЗИЛ, КамАЗ, КБ, МГУ, ЛЭП, МИД, МХАТ, НИИ, НЛО, ООН, ПВО, РАН, РАО, США, ТВ, ТЭЦ, ТЮЗ, ЦСКА, ЧП, ЭВМ.

76. Найдите однокоренные слова в приведенных текстах. Выпишите их, обозначьте корень, подчеркните чередующиеся соглас­ные в корне.

I. Наступала2 ночь... нет, какая ночь! разве летом в Пе­тербурге бывают ночи? это не ночь, а... тут надо бы выду­мать другое название — так, полусвет... Все тихо кругом. Нева точно спала; изредка, будто впросонках, она плеснет легонько волной в берег и замолчит. А там откуда ни возь­мется поздний ветерок, пронесется над сонными водами, но не сможет разбудить их, а только зарябит поверхность и понесет прохладой на Наденьку и Александра или при­несет им звук дальней песни — и снова все смолкнет, и опять Нева недвижна, как спящий человек, который при легком шуме откроет на минуту глаза и тотчас снова за­кроет: и сон сомкнет его отяжелевшие веки. Потом со сто­роны моста послышится как будто отдаленный гром, а вслед за тем лай сторожевой собаки с ближайшей тони, и опять все тихо. Деревья образовали темный свод и чуть-чуть, без шума, качали ветвями. На дачах по берегам мелькали огоньки. (И. Гончаров.)

П. Умей чувствовать рядом с собой человека, умей по­нимать его душу, видеть в его глазах сложный духовный мир — радость, горе, беду, несчастье. (В. Сухомлинский.)

Составьте схему последнего предложения.

77. К данным ниже словам подберите такие однокоренные слова, чтобы обнаружилось чередование согласного в корне. Корень
обозначьте, чередующиеся согласные подчеркните. При затруд


нениях обращайтесь к словообразовательному или морфемному словарю.

Дорога, берег, снег, мороз, скука, глотать, сапоги, брыз­гать, терпеть, возобновить, рассмешите, хохочет, перепи­шите, искать, люблю, постановить, утвердить, обогатить.

78*. К данным словам подберите такие однокоренные слова, что­бы в них чередовались не два звука, а три (например, ск/щ/ст или т/ч/щ и т. д.).

Блеск, свет, лицо, поникнуть, напряжение, водить, су­дить, будить, вырос, друг, блестеть.

79. Спишите, выделите основы и окончания. Определите, где ос­
новы разные, а где одинаковые. Обозначьте корень.

Счастливый, счастливые; радость, радостный; весен­ний, весна; большой, больше; круговой, круглый; довери­тельный, доверч..вый; грамотность, грамотей; человек, че­ловеком; дыхание, дышать; гореть, горели; желтеть, ж..лтый; шелковистый, шелковистее; водный, водить.

80. В приведенных словах имеются омонимические корни. Запи­
шите слова, группируя их по значению корня.

I. Горький, гористый, горчить, горе, горчица, горемы­ка, пригоршня, горбиться, городской, пригорок, горевать, загорать, пригорюниться, гордый.

П. Вода, водить, водитель, подводник, изводить, прово­да, половодье, поводок, подвода, перевод, вожатый, обез­воженный, завод, заводь, водворить, водолаз, заводной, проводник, паводок.

81. Спишите отрывок из романа Л. Толстого «Война и мир».
Объясните пропущенные орфограммы.

Кн..жна Элен улыбалась2; она поднялась с той(же) (н..изменяющеюся улыбкой вполне красивой женщ..ны с которою она вошла в гостиную. Слегка шумя своею белою бальною робой6, убран(?)ою плющ..м и мохом, и блестя бе­лизной плеч(?) глянц.-м волос и брил(?)иантов она про­шла между рас(?)тупившимися2 мужчинами и прямо не глядя ни на кого но всем улыбаясь и как(бы) любезно предоставляя каждому право любоват(?)ся красотою свое-




го стана, полных плеч(?) очень открытой, по тогдашней моде, груди и спины, и как(будто) внося с собою блеск ба­ла подошла2 к Анне Павловне. Элен была так хороша что не только не было в ней заметно и тени к..кетства но (на)против ей как(будто) совес(?)но5 было за свою (н..Пом­ненную2 и слишком сильно и победительно действующую красоту. Она как(будто) ж-.лала и (не)могла умалить действие своей красоты.

1*. Найдите омонимичные окончания у знаменательных частей речи и определите их грамматические значения. 2. Найдите слова с чередующимися согласными в корне.

82. Объясните графически написание пропущенных орфограмм.
Обозначьте корень и суффикс.

Раст..реть, ск..кать, раст..рать, залегать, зап..рать, проск..чить, отп..реть, зам..реть, вым..рший, выб..решь, оттиравший, выт..ртый, раст..рание, ск..чок.

83. Спишите, обозначьте корень, к каждому слову подберите и
запишите однокоренное слово с чередованием гласных или со­
гласных в корне, графически объясните написание.

Загар, к..саясь, выросший, отрасль, соб..рать, зами­рать (от страха), пож..мать, начинать, разгорелось, г..рение, тр..щать, отр..сти, ор..шение, ур..жай, укр..пить, возвращаться, гл..шатай, воплощение, ополчение, при­глашение, награждение, приложение, согл..п1ательство, др..жать, наклониться, прикосновение.

84. Запишите данные ниже слова, в выделенных словах укажи­
те морфемы.

Пр..г..товление, пр..дост..влять, примиренчество,пр..в..катор, пр..способление, пр..с..гать,пр.,способление, пр..н...цальный, пр..м..тивный,пр..в..легия, пр..в..дение (призрак), пр..в..редливый, (камень) пр..ткн..вения, пр.,-т..ндовать, пр..сл..вутый, пр..р..кание,пр..п..рательство, пр..к..словить, представитель, пр..дс..датель, пр..дпр..н..матель, предисловие,пр..вратный, пр..вратник.

85.Обозначьте в словах морфемы, определите способ образования слов.


Весенний, надомница,подберезовик, сослуживец, дру­жески, заснеженность, пододеяльник, богатырский, пере­ночевать, вездесущий, заискивающе, чистилище,ми­лейший, наводнение, профессиональный, корабельщик, одежонка, наблюдательный, соплеменник,грамотей, бес­перебойно,бездорожье, оконфузиться.

 

К выделенным словам подберите однокоренные слова, в томчисле сложные.

86. Определите способ образования сложных слов.

Букв..ед, волн..рез, (чугуно)литейный, лет..писец, ли­тературоведческий, искусств..вед, законодательство, за­кон.. послушный, (пресс)секретарь, (премьер)министр, дро­восек, (зав)маг, (евра)зийский, (северо)восточный, (посудо)хозяйственный, (стар)пом, (ден)знаки, красноречие, (черно)белый, (звуко)буквенный, (старо)московский, (черно)бурая, (мясо)молочный, (пол)страны, КамАЗ, АО, ООН, МХАТ, ТЮЗ.

Что означают сложносокращенные слова?

87. Спишите текст из «Кладовой солнца» М. Пришвина. Как об­разовались выделенные слова?

Кто (н..)когда (н..)видал как растет клюква, тот может3 очень долго идти по болоту и (н..)зам..чать что он по клюкв., идет.4 Вот взять ягоду ч..рнику,— та р..стет и ее ст..б..леч..к тоненький тянется (в)верх, по ст..б..льку, как крыл..шки в разные стороны зеленые ма­ленькие листики и у листиков сидят мелким горошком2 чернички ч..рные ягодки с синим пушком. Так же брус­ника (кровяно)красная5 ягодка листики (темно)зеленые, плотные (н..)ж..лтеют далее под снегом и так много быва­ет ягоды что место, кажется кровью полито. Еще растет в болоте г..лубикакустиком, ягода голубая более крупная, не пройдешь2 (не)заметив. В глухих местах где живет ог­ромная птица глухарь, встречается2 костяника6, (красно)рубиновая5 ягода кисточкой, и каждый рубинчик в зе­леной оправ…. Только у нас одна-единственная ягода клюква, особен(?)о ран(?)ей весной, пряч..тся в болотной кочк.. и почти (не)видима (с)верху.