Русский язык в Российской Федерации и в современном мире

7. Составьте развернутый план фрагмента из каждой статьи.

I. В соответствии с Конституцией РФ (1993 г.) русский язык является государственным языком РФ на всей ее территории. Одновременно русский язык яв­ляется государственным или официальным6 языком ря­да республик, входящих в РФ, наряду с языком корен­ного населения этих республик.

Как государственный язык РФ русский язык актив­но функционирует6 во всех сферах общественной жизни, имеющих всероссийскую значимость. На русском язы­ке работают центральные учреждения РФ, осуществля­ется официальное общение между субъектами6 Федера­ции, а также в армии, издаются центральные россий­ские газеты и журналы.

Русский язык преподается во всех школах и высших учебных заведениях России (в республиках, входящих в ее состав, — наряду с родным языком), а также во многих учебных заведениях государств СНГ и других стран. <...> (Б. В. Лопатин, И, С. Улуханов.)

П. В любом многонациональном государстве сущест­вует объективная необходимость выбора одного из наи­более развитых и распространенных языков для преодо­ления языкового барьера между гражданами, для под­держания нормального функционирования государства и всех его институтов6, для создания благоприятных условий совместной деятельности представителей всех наций и народностей, для развития экономики, культу­ры, науки и искусства. Общий для всех язык межна­ционального общения обеспечивает каждому граждани­ну страны, независимо от национальности, возможность постоянного и многообразного контактирования с пред­ставителями других этнических6 групп.

Среди социальных факторов заметное место занима­ет роль в истории человечества того народа, язык кото­рого выдвигается в качестве средства межнационально-


го общения. Лучшие представители русского народа обогатили мировую науку и культуру выдающимися открытиями в различных областях науки и техники, незаурядными литературными, музыкальными и живо­писными произведениями, внесли огромный вклад в просвещение своего и других народов.

Выдвижение, становление и функционирование рус­ского языка как средства межнационального общения проходили в разных исторических условиях и на раз­личных этапах развития общества. Употребление русско­го языка как неродного для преодоления языкового барьера между представителями разных этносов насчи­тывает не одно столетие, поэтому в истории русского языка как средства межнационального общения условно можно выделить три периода, каждый из которых ха­рактеризуется своими специфическими особенностями: первый период — до начала XX в. в России и Россий­ской империи; второй период — до конца 80-х гг. в СССР; третий период — с начала 90-х гг. в РФ и стра­нах ближнего зарубежья. (Б. Н. Белоусов)

Руководствуясь составленными планами, подготовьте сообщение на тему «Русский язык в межнациональном обще­нии» (в письменной форме), затем изложите его.

8. Сформулируйте и запишите тему данного текста. Составьте его план.

Русский язык — один из наиболее распространенных и богатых языков мира, на которых говорят за пре­делами основной территории их распространения предста­вители5 разных народов, общаясь не только с исконными5 носителями этих языков, но и между собой. <...>

Английский, русский и некоторые другие, так назы­ваемые мировые, языки характеризуются не только спе­цификой общественных функций... но и сознательным выбором этих языков для изучения и использования (признание «иностранным языком», то есть предметом преподавания в школах и вузах большинства стран; юридическое признание «рабочим языком» в междуна­родных организациях, прежде всего в ООН, на между­народных конгрессах и т. д.).




Русский язык по абсолютному числу владеющих5 им занимает пятое место в мире (после китайского, хинди и урду вместе, английского и испанского языков), од­нако этот признак не является главным при определе­нии «мирового языка». Для «мирового языка» сущест­венно не само число владеющих им, особенно родным, но глобальность расселения носителей языка, охват им разных, максимальных по числу стран, а также наибо­лее влиятельных социальных слоев населения в разных странах (например, научно-технической и творческой интеллигенции, административного аппарата). Большое значение имеет общечеловеческая значимость художест­венной литературы, всей культуры, созданной на дан­ном языке. <...>

Как и другие языки широкого международного изучения и употребления, русский язык вошел в «клуб мировых языков» в силу действия социальных и лингвис­тических факторов. Социальные факторы связываются со значением народа — носителя данного языка в исто­рии человечества и его ролью, авторитетом в современ­ном мире. <...>

Русский язык и другие «мировые языки» отличают­ся высокой информативностью, то есть способностью хранить в своей системе максимальный опыт общения и словесного творчества, опробованных средств и воз­можностей выражения и передачи мысли. Информаци­онная ценность есть качество самих элементов языка, но, естественно, она находится в тесной зависимости от количества и качества информации, изложенной на дан­ном языке в оригинальных и переводных публикаци­ях. <...> (В. Г. Костомаров.)

Руководствуясь составленным вами планом, подготовьте устное сообщение на тему «Русский язык в современном мире».


Взаимосвязь языка и культуры. Взаимообогащение языков

9. Спишите текст, применяя правила правописания.

Каждое общество обслуживаемое данным языком имеет и национально-своеобразную культуру. Эта культура получает отражение в языке. Поэтому овладе­ние языком означает с одной стороны овладение теми культурными ценностями которые накопило данное об­щество а с другой стороны освоение этих ценностей (не)возможно без знания языка язык хранитель культу­ры с его помощью культура наследуется новыми поколениями людей дан(?)ого общества.

Сам термин культура должен пониматься здесь до­статочно широко. Это не только богатства литературы и искус(?)тва накоплен(?)ые3 (в)течени.. многих веков раз­вития данного общества но и традиции человеческого общежития обряды обычаи общепринятые формы по­вседневной деятельности.4 Все эти проявления культу­ры бывают в значительной степени национально(своеобразными).

Носители того или иного языка (с)детства овладевая словарем грам(?)атикой системой произносительных норм данного языка постепенно (и чаще всего незамет­но для самих себя) впитывают и национальные формы материальной и духовной культуры6. (Л. П. Крысий.)

1. Выразите коротко основное содержание текста.

2. Объясните постановку двоеточия и тире в третьем пред­ложении. 3. Найдите два вводных оборота.

10. Спишите текст, объясните пропущенные орфограммы и зна­
ки препинания. Составьте простой план текста. По плану вос­произведите содержание текста.

Каждый народ живет среди других народов. Обычно он поддерживает с ними многообразные связи торговые (промышленно)экономические культурные. Следств…е этих связей влияние народов друг на друга. Чем устойчивее3 и длительнее связи тем глубже вли­яние.



Языки контактирующих народов так(же) испытыва­ют взаимное влияние ведь они главное средство обще­ния средство с помощью которого осуществляются (межнациональные связи. Основная форма языково­го влияния одного народа на другой заимствование ин..язычных слов. Заимствование обог..щает язык дела­ет его более гибким и обычно не ущ..мляет его само­бытности6 так(как) при этом сохраняется основной сло­варь языка присущий данному языку грам(?)атический строй (не)нарушаются внутрен(?)ие законы языкового равит..я.

Рус(?)кий язык в процес(?)е своей истории имел раз­нообразные связи с народами всего мира. Результатом этого явились многочисленные ин..язычные слова заимствованные русским языком из других языков. (Л. П. Крысий.)

1. Укажите предложения:

а) с двоеточием перед однородными членами и между частями бессоюзного сложного пред­ложения;

б) с тире между подлежащим и сказуемым.

Какова их функция?

2. Передайте коротко содержание каждого абзаца (устно).