ФОРМЫ КРЕДИТА
Форма | Субъекты кредита | Объект кредита | Целевые установки |
Коммерческий | Предприятия (фирмы) | Товарный капитал | Облегчение платежей, отсрочка платежей между предприятиями |
Банковский | Банки, специализированные кредитные учреждения, фирмы, государство, домашние хозяйства | Денежный капитал | Предоставление ссуды капитала или ссуды денег |
Потребительский | Фирмы, домашние хозяйства | Товары длительного пользования | Облегчение системы оплаты за товары путем отсрочки платежа |
Ипотечный | Фирмы банки, домашние хозяйства | Долгосрочные ссуды под залог недвижимости | Инвестиции в сельское хозяйство и жилищное строительство |
Государственный | Субъекты государственной власти, фирмы, домашние хозяйства | Кредиты на финансирование бюджетного дефицита, на жилищное строительство, развитие инфраструктуры | Использование системы внутренних займов для решения бюджетных проблем, а также для межрегионального экономического выравнивания |
Международный | Государство, ТНБ, ТНК, МВФ | Международные коммерческие и банковские кредиты | Реализация международных предпринимательских и банковских программ, международная кредитная помощь |
Отметим, что в российском законодательстве существует разделение понятий «кредит» и «заем». Отличия и особенности их состоят в том, что кредиторами выступают банки, кредитные организации и предприятия (только по коммерческому кредиту), а в качестве
заимодавцев могут выступать любые физические и юридические лица. Т&кжб следует р&з- личать товарный кредит (в натуральной форме) и коммерческий кредит (предоставляется в виде аванса, предварительной оплаты, отсрочки и рассрочки оплаты товаров, работ или услуг).
4. Банковская система
Банковская система представляет собой совокупность кредитно-денежных институтов, обеспечивающих движение стоимостных потоков на возвратной основе. Данная система сложилась на определенном историческом этапе, претерпев некую эволюцию. В настоящее время наиболее типичный ее вариант включает в себя два уровня: центральный банк и совокупность коммерческих банков. В обобщенном виде данная система, отражающая не только различные субъекты, но и характер их операций, изображена на схеме 8.
В рамках сложившейся банковской системы встречается специфика ее проявления в различных странах. Например, особенно заметны различия между системами, существующими в Западной Европе и США (схема 9).
Современная банковская система России представлена двумя уровнями. В юридическом плане она базируется на основе принятых в 1990 г. правовых актов: Закона РСФСР «О банках и банковской деятельности в РСФСР » и Закона «О Центральном банке РСФСР (Банке России)». В новой редакции Закона РФ «О банках и банковской деятельности» отмечено, что банковская система России включает в себя:
• Банк России (официальное название Центрального банка),
• кредитные организации,
• филиалы и представительства иностранных банков.
Схема 9
СПЕЦИФИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ БАНКОВСКИХ СИСТЕМ В РАЗНЫХ СТРАНАХ
Критерии различий | США | ФРГ |
Тип института, выполняющего роль ЦБ (созданного для контроля за банковской системой и регулирования денежного обращения в экономике) | Федеральная резервная система: совокупность 12 федеральных резервных банков в различных регионах страны и Совета управляющих (7 человек с 14-летним периодом полномочий) | Федеральный банк ФРГ |
Организационно-институциональный характер системы | Преобладание специализированных банков | Преобладание универсальных банков |
Численность деловых банков | Обилие небольших банков | Ограниченное число сравнительно крупных банков |
5. Монетарная (денежно-кредитная) политика как экономическое явление
Монетарная политика представляет собой совокупность мероприятий центрального банка (ЦБ) в области денежного обращения и кредита по воздействию на макроэкономический процесс. Цель данной формы регулирования - достижение равновесного и устойчивого развития экономики.
Особенностью монетарных методов является то, что с их помощью государство стремится воздействовать преимущественно на совокупное предложение. Наиболее активный элемент при этом - влияние (через кредит) на мотивы, связанные с инвестированием. Для сравнения отметим: наиболее активная сторона финансового регулирования - воздействие (через прямые и косвенные субсидии) преимущественно на совокупный спрос.
Субъектами данного механизма регулирования выступают центральный банк и деловые (коммерческие) банки
В рамках монетарной политики центральный банк выполняет две основные функции:
- обеспечение национальной экономики полноценной валютной системой, являющейся важнейшим элементом инфраструктуры рынка;
- воздействие на кредитную деятельность деловых банков (в интересах макроэкономической политики).
В России основная функция Банка России - разработка и проведение единой государственной денежно-кредитной политики, направленной на защиту и обеспечение устойчивости рубля.
Согласно принятым в странах с развитой рыночной экономикой законам, деятельность ЦБ должна быть нацелена на выполнение задач экономической политики правительства. В то же время данный кредитный центр может иметь различный статус по отношению к правительству. В ряде случаев ЦБ полностью подотчетен, иногда имеет небольшую самостоятельность, а порой занимает достаточно независимое положение.
Определенная степень самостоятельности дается центральному банку на основе принципа разделения власти. Как показывает опыт западных стран, особый статус дает центральному банку право не быть безропотным исполнителем воли государства. В условиях сложной экономической ситуации правительство не может требовать от кредитного центра решения своих финансовых проблем за счет выпуска дополнительного количества денежной массы.
Практика зарубежных стран показывает: операционная самостоятельность ЦБ обусловливает, как правило, более удачные макроэкономические результаты.
6. Инструменты монетарной политики
Оперируя в сфере денежно-кредитного обращения, ЦБ использует различные инструменты. Большинство из них имеют косвенный характер воздействия. В этом - аналогия
общим принципам действия государства в экономике. Однако некоторые операции кредитного центра могут осуществляться прямым образом (схожий пример в области финансовой политики - субсидии государства) (схема 10).
Операции на открытом рынке представляют собой наиболее рыночный вариант воздействия ЦБ на экономику. Цель, которая при этом преследуется, - регулирование количества денег, находящихся в обороте в данной стране. В ходе продажи ценных бумаг коммерческим банкам у них изымаются избыточные балансовые резервы. В итоге денежная масса в обращении сокращается. В случае покупки ценных бумаг
деловых банков ЦБ оплачивает их стоимость и тем самым вводит в народнохозяйственный оборот дополнительную массу денег.
Учетная политика. На основании закона ЦБ имеет право манипулировать ставкой процента, по которому он выдает кредиты деловым банкам. Происходит своего рода регулирование «цены кредита». Получая данные ресурсы, деловые банки предоставляют их (по более высокому проценту) другим субъектам экономики (схема 11). Мировой опыт показывает, что ставки коммерческих банков превышают ставку ЦБ, как правило, на 0,5-2%. В условиях России инфляционные явления в 1990-х гг. обусловливали формирование совершенно иных пропорций. Если предлагаемая ставка рефинансирования ЦБ могла составлять примерно 100%, то последующий уровень ставки у коммерческих банков достигал 150-180%.
Схема 11
МЕХАНИЗМ УЧЕТНОЙ ПОЛИТИКИ (политики рефинансирования) |
С помощью ставки процента ЦБ оказывает косвенное воздействие на соотношение спроса и предложения на рынке капитала. «Дорогой» кредит ограничивает спрос на заемные ресурсы со стороны предпринимательского сектора. В итоге сокращаются их инвестиции. Деловая активность в стране снижается.
В историческом плане заметна тенденция повышения учетной ставки в развитых странах в течение XX в. В первой половине столетия под влиянием рекомендаций Дж. Кейнса правительства стремились проводить политику «дешевых денег». С середины 30-х по начало 50-х гг. учетная ставка в Англии сохранялась на уровне 2%, в США - 1%. Во второй половине XX в. ставки заметно повысились. В 1990 г. они достигли наиболее высокого уровня (13,9% - в Англии и 6,5% - в США). Затем, однако, они вновь несколько снизились. В целом следует отметить, что данный вид регулирования в мировой экономике со временем стал использоваться менее активно.
Регулирование с помощью политики учетной ставки имеет определенные границы. Действенность этой операции может снижаться, если активность банков-заказчиков невелика. Это может происходить в тех случаях, когда деловые банки сами обладают солидными резервами и относительно редко обращаются за дополнительными кредитными ресурсами в ЦБ.
Отметим также интересную деталь: учетная ставка выполняет информационную роль. Меняя ставку, ЦБ дает частному сектору сигнал о желательной активизации или, наоборот, - о сдерживании деловой энергии. Если частный сектор не реагирует, в дело пускаются более жесткие рычаги (например, политика минимальных резервов).
Специфической особенностью трансформируемых экономик является тот факт, что величина учетной ставки может резко отличаться от традиционного уровня, характерного для развитых стран. Данный факт обусловлен инфляционными явлениями. В качестве примера следует указать на эволюцию учетной ставки в России[32] (табл. 2)
Таблица 2
РОССИЯ: УРОВЕНЬ И ДИНАМИКА СТАВКИ РЕФИНАНСИРОВАНИЯ (учетной ставки)
|
Источник: Банк России, www.cbr.ru. В качестве примера приведены выборочные данные по отдельным годам. |
Разыгравшаяся в начале реформы инфляция резко повысила уровень ставки рефинансирования. Ее модуляция в течение каждого года была, к тому же, весьма значительной (что отражало, отчасти, активную монетарную политику в первой половине 1990-х гг.). Однако по мере достижения более равновесного состояния экономики, величина учетной ставки стала постепенно снижаться.
Политика обязательных минимальных резервов представляет собой резервирование части активов деловых банков в ЦБ. Согласно закону, все банки обязаны держать примерно 20% своих активов в распоряжении ЦБ. Данные средства размещены в форме бессрочных вкладов. Доля, причитающаяся для хранения в ЦБ, называется «нормой резерва». В России данная операция (обязательные резервы) начала практиковаться с 1990 г. Норма резерва составляет (по разным группам активов) от 2,5 до 18%.
Данная операция ЦБ представляет собой механизм воздействия на объем денежной массы в обращении. Характеризуя этот метод, следует сказать: по сравнению с другими вариантами регулирования он считается «грубым». В нем мень-
ше выражена рыночная ориентация (например, в сравнении с операциями на открытом рынке).
Итак, наибольший эффект в процессе регулирования дает: а) использование широкого спектра методов, б) применение их в целесообразной последовательности (от более мягких - к более жестким) в зависимости от реакции деловых банков. |
В России в настоящее время используются в основном две операции:
Ø политика рефинансирования,
Ø политика обязательных минимальных резервов.
Добровольные соглашения. Центральный банк стремится порой к заключению деловых соглашений с коммерческими банками. Этот метод позволяет принимать операционные решения, действуя быстро и без особого бюрократизма.
Резюмируя обзор монетарной политики, можно сделать следующие выводы:
а) в процессе своей реализации кредитная политика имеет целый ряд эффективных сторон. В то же время имеются и очевидные сбои;
б) монетарные методы воздействия на экономику (равно как и финансовые) имеют двойственную природу. С одной стороны, они являются механизмом реализации экономической политики государства. С другой стороны, - это самостоятельное направление макроэкономического регулирования.
6. Специфика взаимодействия финансовой и монетарной политики
Проведение экономической политики с помощью финансового или кредитного механизма выдвигает перед экономистами важный вопрос: в какой ситуации является более оптимальным тот или иной вариант? Актуален и другой аспект: какое соотношение финансовых и кредитных мер разумно практиковать в экономике?
Преобладание в процессе регулирования финансовых мер принято называть кейнсианским вариантом проведения экономической политики. Больший упор на кредитно-денежный механизм получил в экономической науке название «монетаризма». Практика реализации экономической политики в западных странах показала, что наиболее рациональным является сочетание обоих направлений регулирования. Однако в его рамках всегда прослеживается попеременное колебание н сторону усиления одного или другого метода в зависимости от состояния экономической ситуации (схема 12).
Схема 12 |
Периодические колебания в методах государственного регулирования (между финансовыми и кредитно-денежными рычагами) напоминают цикличность. Однако механических повторов существовать при этом не может. Сама основа, подлежащая регулированию, - экономика - развивается и усложняется. Кейнсианство, например, успешно работало в тот период, когда степень межстрановой зависимости была слабее. Не столь ожесточенно проявлялась международная конкуренция. Страны не имели нынешней степени экономической открытости.
Итак, объективная реальность такова, что экономическая политика должна решать одновременно несколько задач, являющихся не только взаимно соответствующими, но и состоящих в противоречии друг с другом. Именно поэтому государство вынуждено использовать инструменты (финансовые,
денежно-кредитные), которые также не всегда легко сочетаемы, а порой противоречивы. В этом и проявляется закономерность усложняющегося характера государственного регулирования.
В экономической политике России отрабатывается практика использования обоих инструментов. Начало реформы неизбежно усилило роль денежно-кредитных мер, т.е. монетарной политики. Причина: без проведения такой ориентации не могла начаться сама реформа. Преобладание финансовых рычагов в регулировании в течение 1985-1992 гг. не могло дать старта коренным преобразованиям.
В то же время, повышение значимости денежно-кредит- ных мер не привело к тому, что финансовый механизм сократил масштабы своего функционирования. Отечественная экономика (особенно такие сферы, как ВПК, аграрный и социальный секторы) получает стимулы для развития в значительной мере за счет бюджетного финансирования.
Основные понятия
· Денежная система
· Денежные агрегаты
· Наличные деньги
· Безналичные деньги (квази-деньги)
· Учетная политика
· Кредитная система
· Банковская система
· Учетная ставка
· «Цена кредита»
· Операции на открытом рынке
· Политика минимальных резервов
· Монетарная (денежно-кредитная) политика
Контрольные вопросы
Ø Определите понятие «денежный рынок».
Ø Что понимается под « ценой равновесия » на денежном рынке?
Ø Как можно представить графически трансакционный спрос на деньги и факторы, влияющие на него?
Ø Как можно представить графически спекулятивный спрос на деньги и факторы, влияющие на него?
Ø Какие факторы влияют на общий спрос на деньги?
Ø Какие факторы влияют на смещение вдоль кривой спроса на деньги и на смещение самой кривой?
Ø Представьте графически отдельные случаи неравновесия на денежном рынке.
Ø Какие реальные экономические процессы отражают приведенные вами выше случаи неравновесия на денежном рынке?
Ø На какой инструментарий преимущественно ориентируется экономическая политика кейнсианского направления? На что делают особый упор неолибералы (неоконсерваторы)? Каковы ваши доводы при ответе на эти вопросы?
Ø Какие обстоятельства определяют периодическую смену моделей регулирования?
Ø В чем особенность взаимодействия финансовой и денежно-кредитной политики в России?
Ø ЦБ выполняет значительную роль в поддержании основ рыночной экономической системы. В чем конкретно это проявляется?
Ø Какие факторы предопределяют степень развития регулирующей роли ЦБ?
Ø Какие методы ЦБ являются в большей степени рыночно ориентированными, а какие - нет? Какие операции носят более жесткий характер, а какие - более мягкий?
Ø Каковы эффективные качества учетной политики, с одной стороны, и недостатки - с другой?
Ø Какие проблемные ситуации, связанные с кредитным регулированием, вы можете назвать?
Ø В чем эффективность косвенных методов регулирования? Почему они более согласованы с природой рыночной экономики?
Ø Государство оперирует совокупностью прямых и косвенных методов регулирования. Такой же подход использует и относительно самостоятельно действующий ЦБ. Попробуйте провести сравнение косвенных и прямых вариантов воздействия, предпринимаемых, с одной стороны, государством, а с другой - центральным банком.
Ø В регулировании каких задач макроэкономической политики более высокий эффект (по сравнению с финансовой политикой) проявляет монетарная политика?
Ø В связи с чем центральному банку обозначена законом определенная независимость от правительства? Прослеживается ли, по вашему мнению, закономерная связь между степенью независимости ЦБ и экономическим эффектом?
Ø Каковы методы воздействия монетарной политики на конъюнктурное развитие экономики?
Ø В чем проявляется регулирующее влияние ДКП на инфляцию и безработицу?
Ø Какие теоретические концепции положены в основу необходимости и возможности денежно-кредитного регулирования рыночной экономики?
Ø Каковы основные инструменты денежно-кредитной политики государства?
Ø Какие из названных вами инструментов денежно-кредитной политики можно определить как рыночные, а какие - как административные?
Ø Предположим, что центральный банк решает увеличить денежное предложение на 3%. Оцените вероятные способы решения этой экономической задачи и последствия реализации этой политики.
Ø Центральный банк осуществляет широкомасштабную продажу государственных ценных бумаг на открытом рынке. На что направлена эта мера, являющаяся одним из инструментов денежно- кредитной политики?
Ø Как вы оцениваете такой метод кредитно-денежного регулирования в России, как валютный коридор, использовавшийся в 90-х гг.? Каковы его плюсы и минусы?
Ø В чем проявляются сильные и слабые стороны монетарной политики?
Список рекомендуемой учебной литературы
1. Агапова ТА., Серегина С.Ф. Макроэкономика. - М.: Дело и сервис, 2002. - Гл. 7, 8.
2. Курс экономической теории /Под ред. М.Н.Чепурина, Е.А.Киселевой. - Киров: АСА, 2002. - Гл. 20.
3. Макроэкономика. Теория и российская практика /Под ред. А.Г.Гряз- новой и Н.Н.Думной. - М.: КНОРУС, 2004. - Тема 9.
4. Экономическая теория/Под ред. А.Г.Грязновой, Т. В.Чечелевой. — М.: Экзамен, 2003. - Гл. 26.
Дополнительная литература
Ø Макконелл К.Р., Брю СЛ. Экономикс /Пер. с англ. - М.: ИНФРА-М, 2001. - Гл. 13, 14, 15.
Ø Сакс ДЖуЦ., Ларрен Ф.Б. Макроэкономика. Глобальный подход / Пер. с англ. - М.: Дело, 1999. - Гл. 8, 9, 10.
Ø Экономическая теория. Политэкономия/Под ред. В.И. Видякина, Г.П. Журавлевой. - М.: ИНФРА-М, 1999. - Гл. 3.
Ø Фишер С.,Дорнбуш Р., Шмалензи Р. Экономика /Пер. с англ. - М.: Дело, 1999. - Гл. 26, 27.
Приложение
|
Окончание приложения
Монетарная политика: оценка различных школ | |||
Кейнсианскаяшкола | Монетаристская школа | ||
Рыночная система объективно нуждается в участии государства в регулировании | Рынок способен к саморегулированию | ||
Главная проблема экономического развития - безработица | Главная проблема экономического развития - инфляция | ||
Регулирование спроса (в частности, за счет повышения занятости) сопровождается, как правило, формированием бюджетного дефицита (последний - неизбежная плата за достигаемый результата) | Бюджетный дефицит представляет собою неоправданные издержки. Данное явление становится причиной уже указанной проблемы экономики - инфляции | ||
Масштабы денежной политики могут меняться. При необходимости более активные позиции может проявлять финансовая политика | Необходима стабильная денежная политика | ||
Денежная масса нейтральна по отношению к экономической активности | Модуляция денежной массы оказывает заметное влияние на цены и развитие конъюнктуры | ||
Тема 20 СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА
1. Рыночная экономика и социальная справедливость
2. Доходы в обществе и социальная обеспеченность
3. Социальная дифференциация: причины, показатели
4. Направления социальной политики в развитой рыночной экономике
5. Специфика социальной политики в России