МЕХАНИЗМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ

  Финансовая (фискаль­ная) политика Монетарная (денежно- кредитная) политика
Тип воздей­ствия на эко­номические процессы Метод преимущественно прямого воздействия на экономику Метод преимущественно косвенного воздействия на экономику
Объект воздействия В первую очередь - сово­купный спрос(кейнсиан- ский вариант регулирова­ния) В первую очередь - сово­купное предложение (нео­классический, неолибе­ральный вариант регули­рования)
Сильные стороны данного инструмента Высокая степень получа­емого эффекта Адаптационность по отношению к рыночным условиям
Слабые стороны данного инструмента Ø Достаточно высокая сте­пень «помех» рыночным процессам. Ø Бюрократизм процесса «запуска» данных мето­дов (парламентские слу­шания, лоббизм) Относительная замед­ленность в достижении результата (наличие лага времени из-за многосту­пенчатости процесса)

В историческом развитии рыночного общества прослежи­вается эволюция постепенного перемещения эпицентра регу­лирования с прямых методов - на косвенные. Финансово-бюд- жетные процессы (т.е. преимущественно прямые методы) ак­тивно нарастали уже с середины XIX в., достигнув пика свое­го развития к 60-м гг. XX в. Отметим, что финансовая поли­тика стояла в эпицентре кейнсианской системы регулирова­ния. Роль же денежно-кредитных мер стала заметно увели­чиваться лишь с первой трети XX в. Установка, которой при­держиваются сегодня правительства разных стран, - наибо

 

лее активно использовать тот инструментарий, который боль­ше соответствует природе рыночного механизма (т.е. моне­тарную политику).

2. Финансы и финансовая система государства

Эффективность экономической политики во многом зави­сит от состояния финансово-бюджетного сектора государства. В связи с тем, что термин «финансы» получил в современной экономической теории и практике разноплановое использо­вание, необходимо обратиться к данной категории (а точнее - к совокупности категорий) более подробно.

Рассмотрим в этой связи несколько понятий: «финансы», «финансовая система», «финансовое хозяйство», «бюд­жет».

Финансы - одна из комплексных, многозначных катего­рий экономической науки. В современной мировой теории и практике используют как широкое, так и узкое понимание данного термина. В широком смысле финансы - это сово­купность стоимостных потоков, связанных с распределени­ем и использованием денежных ресурсов в хозяйственном про­цессе. При этом не имеет значения тот факт, на возвратной или безвозвратной основе осуществляется движение ресурсов. То есть в рамках этой трактовки финансы включают движе­ние как бюджетных, так и кредитных ресурсов. Наиболее рас­пространен такой подход в американской экономической ли­тературе.

Более узкая трактовка понятия «финансы» предполагает учет лишь движения стоимостных величин на безвозмездной (т.е. бюджетной) основе. В европейской (а также российской) науке и практике используются оба варианта термина «фи­нансы ».

Финансовая система государства представляет собой со­вокупность экономических и организационных элементов, со­здающих возможность кругооборота стоимостных потоков в экономике (схема 2).

 

 

Схема 2
ФИНАНСОВАЯ СИСТЕМА ГОСУДАРСТВА
Элементы системы 1. Совокупность бюджетов и фондов Ø Бюджеты Ø Внебюджетные фонды Ø Валютные резервы государства Ø Финансовые фонды предприятий и организаций
2. Совокупность регулирующих органов Ø Министерство финансов Ø Прочие финансовые инстанции
3. Совокупность нормативных положений Ø Конституция страны Ø Законы и нормативные акты по вопросам о финансах

 

Смысл понятия «финансовая система» можно передать и несколько иначе: система взаимодействия финансовых ресур­сов трех субъектов экономики - домашних хозяйств (т.е. на­селения), фирм и государства.

Термин «финансовое хозяйство» охватывает стоимост­ные потоки так называемых общественно-правовых корпо­раций, к которым относят административно-территориаль­ные единицы: федерацию, земли, общины, кантоны и т.д. Синонимом данного понятия можно назвать государствен­ные, или публичные финансы.

Финансовое хозяйство выполняют несколько функций. Общепринятой считается классификация, предложенная американским экономистом Р. Масгрейвом (схема 3).

Сердцевиной, главным звеном финансовой системы яв­ляется государственный бюджет. По сути, он представля­ет собой финансовый план государства, в котором указаны величины ожидаемых доходов и предполагаемых расходов в течение года. По своему материальному содержанию бюд­жет - централизованный фонд денежных средств.

В условиях федерального устройства государства бюджет выступает как иерархическая совокупность нескольких фи­нансовых фондов. Например, в условиях федеративного уст­ройства России понятие «консолидированный бюджет» от­

 

 


 

• В рамках институциональной школы целевые задачи (т.е. функции) госу­дарственных финансов представлены иначе. Данный вариант изложен в разделе «функции бюджета».

• В большинстве отечественных публикаций приводятся две указанные в схеме функции. Однако некоторые авторы называют еще две функции: воспроизводственную и регулирующую.

 

В теоретическом плане интерес представляет та пропор­ция, которая складывается между величиной государствен­ного бюджета и ВВП страны. Данное соотношение принято называть государственной квотой, которая исчисляется отношением суммы расходов или доходов к ВВП. Этот по­казатель дает представление не только об одной из важных макроэкономических пропорций в стране. На его основе мож­но делать достаточно обоснованный вывод о реальной роли государства в экономике. В настоящее время данный показа­тель считается более презентабельным по сравнению с пока­зателем доли производства (или численности занятых) на го­сударственных предприятиях.

На протяжении длительного периода времени удельный вес государственных расходов в ВВП заметно увеличился в большинстве развитых стран мира. Однако в целом наблюда­ется различие в степени активности государства в странах континентальной Европы, США и Японии (табл. 1).

Таблица 1 ДИНАМИКА ГОСУДАРСТВЕННОЙ КВОТЫ (совокупная сумма бюджетных расходов в % к ВВП)
Страны
Швеция 67,6 56,7
Франция 55,1 54,5
Германия 49,4 46,1
Англия 44,6 45,6
Япония 35,8 36,7
США 36,5 36,6

Источник: Standort Deutschland. Ein internationaler Vergleich. 2007. Koeln: DIV, 2007; OECD.

Соотношение величины бюджетных средств и ВВП пока­зывает степень активности государства в экономике. Однако прямого соотношения между государственными расходами (доходами) и степенью эффективности экономики не обнару­живается. Для сравнения можно указать и другую аналогию: четкой закономерности не прослеживается и в пропорции между 335

денежной массой и объемом производимого в стране ВВП (показатель «монетизации экономики»)1.

Составным элементом финансовой системы является го­сударственный бюджет. Его функционирование тоже свя­зано с реализацией ряда целевых функций (схема 4).

Функционирование государственных финансов в после­дние десятилетия тесным образом связано с такими явления­ми, как дефицит государственного бюджета и внешняя задолженность.

Схема 4

ЦЕЛЕВЫЕ ЗАДАЧИ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА
  Функции (задачи) бюджета Основные направления использования финансовых средств / Характеристика
  Традиционный экономический анализ
  Ø Перераспределение наци­онального дохода Ø Регулирование и стиму­лирование экономики Ø Стимулирование НТП Ø Финансирование соци­альной политики Ø Контрольная функция Ø Расходы на социальные цели Ø Расходы на регулирование экономики Ø Оборонные расходы Ø Расходы на государствен­ное управление
  Институциональный анализ2
  1. Создание общественных благ Система внешней и внут­ренней безопасности, обще­ственный транспортный сектор, коммуникации, со­циальная система
  2. Устранение негативных внешних эффектов (воз­никающих при потребле­нии частных благ) Внешний эффект представ­ляет собой то воздействие, которое оказывает потреб­ление блага одним лицом на другие лица (оно может иметь позитивный или не­гативный характер)
       
    Более подробно этот вопрос будет рассмотрен в теме 19. Школа институционализма данные функции относит не только к бюджетно­му звену, но и ко всей системе государственных финансов.

 

Дефицит государственного бюджета представляет со­бой нарушение равновесия в рамках основного финансового плана государства. Расходы в этом случае превышают сумму собираемых правительством доходов. Следует отметить, что достижение равновесного состояния бюджета на протяжении длительного времени считалось одной из главных экономи­ческих задач государства. Как показывает история, наруше­ние бюджетного равновесия становится реальностью преиму­щественно в периоды ведения войн и в годы тяжелых кризис­ных явлений.

Формирование с конца 30-х гг. XX в. кейнсианской кон­цепции регулирования изменило подход правительства к про­блеме дефицита бюджета. Кейнсианская теория сделала став­ку на использование в процессе регулирования, в первую оче­редь, системы государственных финансов (а не денежно-кре­дитной политики). Основной инструмент воздействия на эко­номические параметры, при этом, - государственные расхо­ды (осуществляемые в форме социальной поддержки заня­тых - с целью обеспечения более высокого совокупного спро­са). Данная установка обусловила то положение, что дефицит госбюджета стал рассматриваться как вполне допустимое эко­номическое явление. В этом проявились издержки социаль­ного выравнивания.

На протяжении ряда десятилетий (примерно до середины 1970-х гг.) бюджетный дефицит стал традиционным явлени­ем во многих развитых странах. Постепенно сложилось пред­ставление о нормативном уровне данного показателя: в пре­делах до 3% от ВВП.

В рамках регулирования бюджетного дефицита принято использовать следующие меры:

• государственные займы (внутренние и внешние);

• эмиссию денежной массы.

Использование государственных займов, помогает реше­нию дефицитности бюджета. Но в то же время оно создает другую проблему - формирует государственный долг (табл. 2).

 

Таблица 2

ДЕФИЦИТ БЮДЖЕТА И ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДОЛГ (в % к ВВП)

Страна Сальдо бюджета Государственный долг
Япония -0,8 -5,2 63,5 175,2
Франция 4,2 -2,9 44,7 75,9
Германия 2,6 -зд 41,8 71,3
США 5,9 -3,6 74,1 64,1
Англия 6,4 -3,4 49,2 50,3
Норвегия 1,7 18,5 32,4 53,5

Источник: Standort Deutschland. Ein internationaler Vergleich. 2007. Koeln: DIV, 2007.; OECD.

Для сравнения: дефицит российского бюджета (в % к ВВП) составлял, например, 10,5% в 1994 г., а в 2004 г. де­фицит сменился на профицит (в размере 4,8%). Внешний долг России (в % к ВВП) достигал 80% в 1999 г. и снизился к 2004 г. до 26,8%х. На первом отрезке реформ (1992-1998 г.) для по­крытия дефицита использовались преимущественно внутрен­ние займы, в последующий же период - сначала внешние зай­мы, затем - доходы от экспорта нефти.

3. Финансовая (фискальная) политика: экономическое содержание

Использование финансовых инструментов для реализа­ции определенных макроэкономических целей обусловило формирование такого явления, как финансовая (фискаль­ная) политика. В мировой экономической литературе оба данных термина используются нередко как синонимы. Од­нако в смысловом наполнении двух указанных терминов следует видеть различие. Термин «фискальная политика»

1 Данные рассчитаны авторами на основе официальной статистики; за 2004 г. они приведены по состоянию на 1 октября.

 

имеет более узкое значение. Он подчеркивает, в первую оче­редь, значимость аккумуляции ресурсов в государственном бюджете и использование этого процесса в целях регулиро­вания конъюнктуры.

Понятие «финансовая политика» отражает более широ­кое содержание. Смысловая нацеленность данного термина больше ориентируется не только на сбор ресурсов, но и на их использование. При этом подчеркивается целый ряд направ­лений финансирования, которые превратились, по сути, в са­мостоятельные области экономической политики государ­ства.

Соотношения между компонентами финансовых мер госу­дарства показаны в схеме 5.

Схема 5

СТРУКТУРНЫЕ КОМПОНЕНТЫ понятия «ФИНАНСОВАЯ ПОЛИТИКА»

ФИНАНСОВАЯ ПОЛИТИКА1
  Фискальная политика Направ­ления: Ø Стимулирование конъюнктуры Ø Сдерживание конъюнктуры
  Налоговая политика (политика доходов, преимуществен­но регулирующий аспект)
  Политика расходов (преимущественно регулирующий аспект)
  Финансирование социальных мер
  Финансирование структурных мер
  Финансирование региональных мер
  Финансирование экологических мер
  Политика оказания помощи развивающимся странам
  Бюджетная политика Направ­ления: Ø Поддержание бюджетного равновесия Ø Перераспределение средств между бюджетами
  Политика среднесрочного финансового планирования
         
1 Термин «финансовая политика» в данном контексте затрагивает лишь об­ласть публичных, т.е. государственных финансов и не отражает принятое в микроэкономике аналогичное понятие на уровне фирмы.

 

Резюмируя, отметим: многосторонность понятия «фи­нансовая политика» ориентирует на восприятие данного экономического явления в двух аспектах: Ø как механизм, или инструмент (с помощью которого до­стигается выполнение многих макроэкономических це­лей), Ø как самостоятельное направление экономической поли­тики

 

 

4. Налоговая политика и ее макроэкономические задачи

Процесс финансового регулирования основан на исполь­зовании системы аккумуляции средств и их расходования. В каждом случае - своя специфика. Сильная сторона политики изъятия средств - эффективность воздействия на конъюнк­турные колебания. Политика же финансовых затрат позво­ляет поддерживать общее развитие страны.

Основу финансовых доходов составляют налоги. По эко­номическому содержанию налоги - обязательные платежи физических и юридических лиц, осуществляемые без полу­чения встречной услуги.

В ходе исторического развития в мировой хозяйственной практике сформировалось множество видов налогов. В совре­менных развитых странах их численность составляет около 50. Для сравнения отметим, что в конце 1990-х гг. количе­ство видов налогов в России превысило 80.

С целью получения систематизированного представления обо всех налогах сложились различные их классификации. Например, различают основные и дополнительные налоги. Критерий данного подхода - степень важности доходов для бюджета. Принято выделять также прямые и косвенные на­логи (основа классификации в данном случае - характер изъя­тия средств). В зависимости от субъекта обложения налоги можно подразделить на две группы: связанные с доходами и с использованием этих доходов.

 

 

Структурная схема получаемых государством финансо­вых доходов изображена ниже (схема 6).

Схема 6

ДОХОДЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА: СТРУКТУРНЫЙ АНАЛИЗ

 

Налоговая система является мощнейшим средством пере­распределения финансовых ресурсов. Степень использования данного метода имеет отличия в разных странах. Например, в США и Японии через налоговую систему мобилизуется 27- 29% ВНП, в Швеции - 50-54%.

 

В целом налоговая система представляет собой проти­воречивое явление. С одной стороны, ее задача состоит в обес­печении изъятия у субъектов экономики достаточно солид­ных финансовых ресурсов, с другой - не допустить снижения деловой активности этих субъектов. Решение данного пара­докса осуществляется за счет разумных компромиссов. Их действие основано на использовании налоговой системой ряда принципов[26].

 

• Налогообложение следует построить так, чтобы зат­раты государства на его реализацию были настолько низ­ки, насколько это возможно (ориентация на так называе­мый принцип дешевизны обложения). • Взимание налогов должно осуществляться так, чтобы затраты налогоплательщика, связанные с процедурой вы­платы, были максимально низки (принцип дешевизны уп­латы налогов). • Уплата налогов должна быть как можно менее ощути­мым бременем для налогоплательщика, с тем чтобы не ущемлять его экономическую активность (принцип огра­ничения бремени налогов).

 

 

В качестве самостоятельного принципа можно назвать и положение о необходимости нахождения оптимальных ста­вок налогообложения. Данное правило, ориентированное на стимулирование деловой активности предпринимателей, было выдвинуто американским экономистом А.Лаффером. Реализуя это правило в условиях России, уместно сослаться на мнение российского экономиста Е.Г.Ясина. По его словам, оптимальная для условий России налоговая нагрузка не дол­жна превышать 30-32%.

В графическом виде изложенные принципы представле­ны в схеме 7.

Завершая разговор о принципах, опора на которые спо­собствует регулирующему потенциалу налоговой системы, следует упомянуть еще одну важную характеристику.

 

 

Практика развитой рыночной экономики показывает: по­литика доходов имеет более сильный воздействующий эф­фект по сравнению с политикой расходов. Объяснение в не­малой степени имеет социально-психологический характер. Человек эмоциональнее воспринимает факт изъятия, чем слу­чай недополучения. Кнут весомее пряника!

Схема 7


 

Обращаясь к конкретным методам налогового регулиро­вания, следует обозначить два аспекта.

Во-первых, речь идет о системе нормативного изменения ставок налогообложения. Данный метод весьма действенен, хотя используется не очень часто.

Во-вторых, заметную роль играет использование системы прогрессивных ставок. Именно этот аспект создает условия автоматического регулирующего воздействия налоговой си­стемы. Благодаря прогрессии, а также умело разработанной системе соотношения облагаемых сумм и используемых ста­вок, налоговая система приобретает свойство эластичности. Это означает, что налогообложение приобретает адаптацион­ные (по отношению к колебаниям конъюнктуры) свойства.

 

Используемый в финансовой теории и практике показа­тель эластичности налоговых поступлений рассчитывает ся как отношение:

 

где Ет - показатель эластичности налоговых поступлений, Т - объем налоговых поступлений, N1 - национальный доход.

В развитой рыночной экономике степень налоговой адапта- ционности составляет нередко 1,5. Это означает, что повыше­ние или понижение национального дохода на 1% обеспечивает рост или сокращение суммы поступлений от налогов на 1,5%.

5. Политика государственных расходов, ее регулирующая роль

В экономической теории под государственными расходами понимают затраты государства на приобретение материаль­ных благ и услуг, связанных с удовлетворением общественных потребностей.

Английский экономист А.Пигу предложил следующую классификацию форм реализации государственных расходов: трансформационные (государственным субсидиям противо­стоит услуга) и трансфертные (без встречной услуги).

Экономическая теория дифференцированно рассматривает аспекты целевых задач государственных расходов (схема 8).

Кейнсианская школа, например, основное внимание сосре­доточивает на роли государственных расходов в стимулиро­вании совокупного спроса (в первую очередь, через оказание помощи в области занятости). В рамках же школы неоклас­сики и ордолиберализма государственные расходы рассмат­риваются как метод стимулирования общеэкономического потенциала страны (развитие инфраструктуры). Новую клас­сификацию целевых задач выдвинула школа институциона- лизма: создание общественных благ и устранение негативных

 

внешних эффектов. Именно этот подход является в настоя­щее время наиболее популярным в экономической теории.

Схема 8

ЦЕЛИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ РАСХОДОВ: позиции экономических школ
Научные школы Трактовка целевых задач бюджетных расходов
Кейнсианство Стимулирование совокупного спроса: • борьба с безработицей (выплата пособий), • прочие социальные расходы
Ордолиберализм Финансирование: • социальной политики • структурной политики • региональной политики
Неоклассика Развитие: • экономической инфраструктуры • социальной инфраструктуры
Институцио- нализм • Создание общественных благ • Устранение негативных внешних эффектов

 

Общественные блага представляют собой совокупность социальных условий, необходимых для существования че­ловеческого общества (образование, социальное обеспечение, частично - здравоохранение и инфраструктура).

Внешний эффект представляет собой то воздействие, кото­рое оказывает потребление блага одним лицом на другие лица.

Принято различать положительный и отрицательный ва­рианты внешнего влияния. В первом случае потребление бла­га одним человеком связано с созданием положительного воз­действия на окружающих лиц. Во втором случае - процесс не­гативный. Например, возникновение шума и загрязнения при использовании автомобиля вредит не только самому потреби­телю, но и окружающим. Нейтрализацию отрицательных вне­шних эффектов берет на себя государство, поскольку частный сектор не заинтересован выделять на это ресурсы.

Принятая в теории институционализма градация расходов государства на два вида (финансирование создания обществен­ных благ и устранение негативных внешних эффектов) отража­ет ту практику экономической политики, которая сложилась в

 

 

США. В странах Западной Европы (прежде всего, в ФРГ, Фран­ции), где степень разнообразия государственной активности за­метно шире, экономисты обычно отмечают большее разнообра- лие направлений инвестиционной деятельности правительства[27].

В чем же состоит регулирующий эффект государствен­ных расходов? И чем он отличается от возможностей налого­вой политики?

Государственные расходы оказывают на экономику двоя­кое воздействие:

1.Частично они оказывают влияние на конъюнктуру. При этом в действие вступают автоматические, или встроенные, стабилизаторы. Данную роль выполняют выплачиваемые правительством пособия по безработице. В условиях ухудше­ния конъюнктуры и, соответственно, снижения степени заня­тости автоматически возрастают масштабы выплат по безра­ботице. При улучшении же экономического положения общий размер этих пособий неизбежно сокращается. Данный вари­ант встроенного стабилизатора проявляется так же, как и в случае действия прогрессивной шкалы при взимании налогов.

2.По мимо автоматического стабилизирующего воздей­ствия на конъюнктуру роль государственных расходов проявля­ется в их влиянии на общее социально-экономическое развитие страны. Речь идет о финансировании (в полном объеме или в фор­ме соучастия) системы образования, науки и здравоохранения, т.е. о создании благоприятных рамочных условий в стране.

Говоря же о различиях во влияющем эффекте правитель­ственных расходов, с одной стороны, и налогов - с другой, отметим следующее:

• с помощью налогов можно более активно воздейство­вать на поведение субъектов экономики (налоги оказы­вают достаточно сильное стимулирующее влияние);

• с помощью расходов удается формировать определенные благоприятные условия развития страны.

Наличие данной специфики позволяет выявить определен­ную «специализацию» в регулирующих аспектах двух систем - государственных доходов и расходов.

 

 


 

Системой налоговых изъятий достаточно эффективно регулируются конъюнктурные колебания (в краткосроч­ном периоде), системой же расходов - общее социально-эко­номическое развитие страны (в долговременном периоде)

 

Определив сходство, а также различие в механизме регули­рующего воздействия финансовых элементов, обозначим еще одну обобщающую характеристику. В работах американс­ких экономистов при анализе финансовой политики было вве­дено разграничение ее на два понятия: «дискреционная поли­тика» и «недискреционная политика». В первом случае при­нято понимать те варианты финансовой политики, которые предпринимаются правительственными институтами созна­тельно, целеустремленно. Во втором случае речь идет об авто­матическом механизме, т.е. о механизме встроенных стабили­заторов. В целом система вариаций нацеленной на регулирова­ние финансовой политики представлена в схеме 9.

Схема 9

ВИДЫ ФИНАНСОВОЙ ПОЛИТИКИ
Классификация типов финансовой политики Характеристика
1. Дискреционная политика Осознанное, целенаправленное манипулиро­вание системой налогов и расходов с целью воздействия на уровень экономической актив­ности. Реализуется через совокупность зако­нодательных и исполнительных актов
2. Недискреционная политика Процесс автоматического воздействия фи­нансовой политики на уровень экономиче­ской активности. Действие встроенных ста­билизаторов
1. Стимулирующая политика Вариант политики, проводимой правитель­ством в ходе конъюнктурного спада. Цель - стимулирование (с помощью финансов) конъюнктурного роста, сокращение безра­ботицы
2. Сдерживающая политика Вариант политики, проводимой правитель­ством в ходе конъюнктурного подъема. Цель - «охлаждение» темпов роста ради снижения инфляции

 

 

Термины и понятия

Прямые методы регулирования

ØКосвенные методы регулирования

Ø Финансы

ØФинансовое хозяйство

ØФинансовая система

Ø Финансовая политика

Ø Фискальная политика

Ø Налоговая политика

Ø Эластичность налоговых поступлений

Ø Прямые и косвенные налоги

Ø Основные и дополнительные налоги

Ø Налоги на доходы, налоги на имущество, налоги на обра­щение и потребление товаров

Ø Природная рента

Ø Общественные блага

Ø Внешние эффекты (экстерналии)

Ø «Государственная квота»

Ø Встроенные (автоматические) стабилизаторы

ØДискреционная политика

Ø Недискреционная политика

Ø Стимулирующая политика

Ø Сдерживающая политика

Вопросы для самопроверки

1. Задача государства - создание условий для более успешного раз­вития национальной экономики. Не противоречит ли сдерживаю­щая фискальная политика данной общей цели?

2. Зависят ли варианты фискальной политики от состояния конъ­юнктуры? Какие инструменты финансовых (бюджетных) мер пред­принимает государство в зависимости от стадии развития конъ­юнктуры?

 

3.В каких случаях фискальная политика имеет относительные пре­имущества по сравнению с монетарной, и когда она их теряет?

4.Вы приобрели новую красивую одежду (или даже новый автомо­биль). Опишите случаи, когда данное потребление блага может со­здавать положительный (или, наоборот, отрицательный) внешний эффект.

5.Почему сбор налоговых поступлений обладает более сильным ре­гулирующим воздействием по сравнению с системой государствен­ного финансирования?

6.Являются ли синонимами понятия «финансовая политика» и «фискальная политика»?

7.Какие параметры экономического развития эффективнее регули­ровать системой государственных расходов, а какие - системой государственных доходов (т.е. налоговой политикой)?

8.В чем вы видите противоречия финансовой (фискальной) полити­ки?

9.В чем заключается эластичность налоговых доходов и эластич­ность государственных расходов?

10.Почему система субсидий (субвенций) противоречит рыночному механизму?

11.Какой компонент государственных финансов (расходы или дохо­ды) имеет более сильный регулирующий эффект? Как вы можете это объяснить?

12.Перечислите принципы рациональной налоговой системы.

13.Какие виды классификаций налогов вы знаете?

14Должен ли подоходный налог иметь прогрессивную или регрес­сивную шкалу? Какой шкалой обладает в настоящее время подо­ходный налог в России?15.С весны 2003 г. в средствах массовой информации России стал обсуждаться вопрос о целесообразности использования в россий­ской налоговой практике ренты на природные ресурсы. На бо­лее раннем этапе данная проблема настойчиво выдвигалась лишь в научных докладах академика Д.С.Львова (другие эко­номисты полностью обходили ее стороной). Россия - страна, значительную часть национального богатства которой составля­ют природные ископаемые. Почему, по вашему мнению, пробле­ма об изменении налогообложения корпораций, занимающихся добычей ресурсов (ценность которых - достояние общества, а не частных фирм), стала предметом общественного обсуждения лишь через 10 лет после начала экономической реформы? Почему смог­ла сложиться ситуация, когда одна из важнейших практических проблем страны осталась в стороне от отечественных исследова­телей?

 

 

Список рекомендуемой учебной литературы

1.Агапова ТА., Серегина С.Ф. Макроэкономика. - М.: Дело и сервис, 2002. - Гл. 6.

2.Курс экономической теории / Под ред. М.Н.Чепурина, Е.А.Кисе­левой. - Киров: АСА, 2002. - Гл. 22.

3.Макроэкономика. Теория и российская практика /Под ред. А.Г.Гряз- новой и Н.Н.Думной. - М.: КНОРУС, 2004. - Тема 8.

4.Экономика /Под ред. А.С. Булатова. — М.: Юристъ, 1999. - Гл. 22.

5.Экономическая теория/Под ред. А.Г.Грязновой, Т.В.Чечелевой. - М.: Экзамен, 2003. - Гл. 26.

Дополнительная литература

1.Макконелл К.Р., Брю СЛ. Экономикс /Пер. с англ. - М.: ИНФРА-М, 2001. - Гл. 12.

2.Сакс ДжД., Ларрен Ф.Б. Макроэкономика. Глобальный подход / Пер. с англ. - М.: Дело, 1999. - Гл. 7.

3.Фишер С.Дорнбуш Р., Шмалензи Р. Экономика /Пер. с англ. - М.: Дело, 1999. - Гл. 28.

 

 


 

 

Тема 19

ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНАЯ СИСТЕМА И МОНЕТАРНАЯ ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА

1. Деньги и денежная система: экономическое содержа­ние и структурные компоненты 2. Денежный рынок 3. Кредит: экономическое содержание и формы проявления 4. Банковская система 5. Монетарная (денежно-кредитная) политика как эко­номическое явление 6. Инструменты монетарной политики 7. Специфика взаимодействия финансовой и монетарной политики

Деньги не накормят вас, не оденут, не дадут приюта и не развлекут до тех пор, пока вы не истратите или не инвестируете их. Люди по­чти все сделают для денег, а деньги почти все сделают для людей. Деньги - это пленитель­ная, повторяющаяся, меняющая маски загадка. Federal Reserve Bank of Philadelphia. Creeping Inflation // Business Review. August 1957. P. 3

1. Деньги и денежная система: экономическое содержание и структурные компоненты

Деньги

Одним из центральных инструментов рыночной экономи­ки являются деньги. В течение последних 200 лет экономисты различных школ посвятили изучению данного явления огром­ное количество работ. Вместе с тем эта категория оказалась настолько многоаспектной, что единого, всеми одинаково при­знаваемого определения так и не появилось.

В качестве примера назовем определение, предлагаемое в последнем издании работы «Экономикс» К.Р.Макконелла и

 

экономического словаря: «Деньги - ак­тив, который повсеместно принимается как средство обмена»[28].

Интересно отметить, что данный функциональный метод трактовки экономического содержания денег еще в 1909 г. выра­зил известный российский экономист М.И.Туган-Барановский (1865-1919): «Исполнение предметом функций денег (и, прежде всего, основных их функций) и делает предмет деньгами»[29].

В течение многих десятилетий (пока существовал СССР) в русле марксистской политической экономии главенствовало следующее определение: деньги - особый товар, играющий роль всеобщего эквивалента. Четкость понятия в данном случае - очевидна. Однако школа неоклассики, произведшая в России в последнее десятилетие замену марксистской полит­экономии (пришедшей к нам из Германии) на «мейнстрим» (родина которого - англо-американское экономическое про­странство), марксистское определение денег не воспринима­ет (не приводя при этом и никакой толковой критики).

Поскольку отечественная экономическая теория, потеряв в научном обороте одно четкое понятие и не получив другого (столь же четкого), невольно стремится найти новые вариан­ты дефиниции, вполне разумно, как нам представляется, сле­дующее определение.

Деньги представляют собой специальные знаки стоимо­сти (бумажные денежные знаки, металлические монеты, записи на счетах), используемые в экономике для выполне­ния определенных функций

Традиционно к числу функций денег относят возможности измерения стоимости благ, обслуживания их обращения, осуществления платежей по обязательствам, реализации накоп­ления богатства. Определение функций денег - не есть раз и на­всегда решенная проблема. Например, российский экономист В.Я.Железнов (1845-1922) определял в своих работах такие функции денег, как средство перемещения богатства и средство использования богатства с целью получения дохода.

 

 

Менялось и представление о количестве выполняемых деньгами функций. Маркс, например, ориентировался на ха­рактеристику пяти функций, современная же теория выде­ляет лишь три (схема 1).

Схема 1

ФУНКЦИИ ДЕНЕГ
  Сред­ство обраще­ния Неудобства прямого обмена товарами привели к практи­ке обмена производимых в хозяйстве предметов на та­кие, которые пользуются всеобщим спросом. Их облада­ния позволяло приобретать товары, необходимые хозяй­ству. В роли таких предметов деньги исполняют функ­цию средства обращения. Предмет, исполняющий эту функцию, не обязательно должен быть предметом произ­водственного или личного потребления. Важна уверен­ность лица, принимающего его в обмен на свои товары, в том, что другие лица также примут этот предмет в обмен на товары, которые необходимы ему, т.е. важен обычай употребления предмета в качестве денег. При­своение предмету статуса законного платежного сред­ства, т.е. предмета, обязательного к приему во всех пла­тежах по закону, не является обязательным условием его функционирования в качестве средства обращения
Мера стоимо­сти Если предмет в силу обычая или закона становится средством обращения, он неизбежно становится еди­ным измерителем всех благ, т.е. исполняет функ­цию меры стоимости. Поскольку единица измерения денежного товара используется в экономических рас­четах, к ней предъявляется требование стабильности, т.е. постоянства стоимости
Средство накопле­ния У любого хозяйства существует потребность откла­дывать про запас предметы личного и производствен­ного потребления. Так как не все предметы обладают свойством сохранности, возникла практика делать запасы в виде предметов, обладающих таким свой­ством, а затем выменивать их на товары, нужные хозяйству. Понятно, что такие предметы должны ис­полнять функцию средства обращения
  12 Экономическая теория

 

В рамках марксистской школы из функции средства обра­щения выделялась - как самостоятельное свойство - функ­ция средства платежа. В качестве пятой функции была обо­значена также категория «мировые деньги».

Характеризуя деньги, следует отметить обстоятельство, которое объясняет, почему роль денег смогли выполнять лишь определенные предметы.

На роль современных денег постепенно выдвинулись предметы, в наибольшей степени отвечающие следующим требованиям: · Делимость. Стоимость денег не должна уменьшаться при разделении их на части. Идеальной делимостью обла­дают остатки на счетах до востребования, так как со счета может быть перечислена любая сумма. Не все историче­ски возникавшие варианты денег обладали такой способ­ностью (например, скот не обладал свойствами делимос­ти; бриллианты также теряли стоимость при их разделе­нии на части). · Портативность предполагает высокую стоимость при малом весе и объеме денежного товара. Это снижает расходы на хранение денег и их транспортировку. Бумажные и безна­личные деньги идеально соответствуют данному требованию. · Стабильность (вещества денег). Свойство стабильнос­ти состоит в неизменяемости вещества денег. Деньги в виде зо­лотых и серебряных монет обладают идеальной стабильно­стью, так как металл, из которого они изготовлены, устойчив к окислению. Продукты растительного и животного происхож­дения подвержены порче, железо подвержено окислению. · Износостойкость. Материал денег должен быть ус­тойчивым к стиранию. Золото и серебро как чистые метал­лы являются мягкими, в связи с чем при изготовлении мо­нет они используются в смеси с медью. · Однородность. Денежный товар не должен разде­ляться по сортам. Скот даже в пределах одного вида неод­нороден (животные различаются по весу, возрасту, полу и др.). Зерно также может иметь различное качество. Свойством однородности в полной мере обладают бумажные деньги и металлические монеты, выпускаемые по едино­му образцу.  

 

 

· Узнаваемость и трудность подделки. Этим свой­ством идеально обладают золотые, серебряные и другие мо­неты. Они легко распознать зрительно, на слух путем ося­зания по цвету, весу и звуку. · Низкая себестоимость изготовления. Экономия на производстве орудий обращения позволяет сберечь сред­ства для личного и производственного потребления. · Возможность быть выпущенными в количествах, не­обходимых для обращения. · Стоимость денежного товара должна отличаться · стабильностью.

 

Изучение экономистами процесса функционирования денег обусловило появление множества теорий, объяснявших как причины возникновения данного экономического явления, так и стоимостную природу денег (схемы 2, 3).

Схема 2

ТЕОРИИ ПРОИСХОЖДЕНИЯ ДЕНЕГ
  Теория изобретения Деньги появились в результате творческого за­мысла древних законодателей (немецкий архео­лог Август Бек, 1838 г.)
  Теория соглашения Деньги появились в результате молчаливого соглашения между людьми относительно вы­полнения некоторыми предметами функций денег (английский философ и экономист Джон Локк, 1690-1691 гг.)
  Эволюцион­ная теория Деньги представляют собой продукт естествен- ноисторической и культурной эволюции (не­мецкий экономист К.Маркс, 1867 г., «Капи­тал»). Это господствующий взгляд в совре­менной науке
  Хартальная теория Деньги являются созданием правового строя (немецкий экономист Г.Кнапп, 1905 г.). Имен­но объявление денег законным платежным сред­ством порождает спрос на них как на орудие обращения и делает их мерилом стоимости

 

 

Схема 3
ТЕОРИИ СТОИМОСТИ ДЕНЕГ
  Количественная теория
  Стоимость денег определяется их количеством, т.е. пред­ложением (французский ученый Ж.Бодэн, XVI в.). С помощью этой теории объяснялся рост товарных цен в За­падной Европе в период притока серебра и золота из аме­риканских рудников в XVI в. Ее сторонниками были в разное время Ш.Л.Монтескье, Д.Юм, Дж.Милль, Д.Ри- кардо, И.Фишер, А.Маршалл
  Трудовая теория
  Стоимость денег определяется затратами общественно необходимого труда на их производство, т.е. фактиче­ски издержками производства (немецкий экономист К.Маркс, 1867 г.)
  Товарная теория
  Стоимость денег определяется взаимодействием спроса и предложения денег (английский экономист Дж.Стюарт , XVIII в.). Эта теория занимала господствующее положение в начале XX в. Российский экономист В.Я.Железнов в рам­ках данной теории впервые (в 1912 г.) высказал мнение, согласно которому стоимость товарных денег тяготеет к издержкам их производства, в формировании стоимости ме­таллических денег преобладающее значение имеет спрос, а стоимость бумажных денег (как исключительно моно­польного блага) всецело определяется их редкостью
  Номиналистическая теория
  Стоимость денег определяется государством (английский ученый Дж. Беркли, XVII в.). Данная теория возникла в период «порчи монет». Сторонниками этой теории в XX в. были Г.Кнапп, Дж.М.Кейнс, П.Самуэльсон
     

Денежная система

Денежная система представляет собой составную часть более широкого понятия - «денежно-кредитная система» (ДКС). Вполне логично начинать анализ именно с денежного компонента, поскольку исторически он возник раньше поня­тия «кредит».

Денежная система (ДС) - форма организации денежного оборота в стране.

 

Как любая система, ДС содержит ряд входящих элементов:

Ø денежную массу,

Ø систему выпуска платежных средств в обращение (а так­же изъятия их из обращения),

Ø совокупность государственных (общественно-государ­ственных) учреждений, организаций, осуществляющих выпуск и контроль за движением денежных масс.

Одним из аспектов контрольной функции за движением денег является целевая установка на достижение оптималь­ного баланса между объемами товарной и денежной масс.

Задача нахождения равновесного соотношения между двумя компонентами предполагает четкую трактовку состава денеж­ной массы. Следует отметить, что в отношении структурных эле­ментов денежной массы принято использовать рекомендации МВФ (которые формируют своего рода международные стандар­ты). Реальная практика многих стран достаточно строго ориен­тируется на эти рекомендации. В соответствии с ними принято выделять денежные агрегаты, отличающиеся друг от друга по степени ликвидности1 (схема 4).

Схема

1 Ликвидность представляет собой возможность того или иного актива легко превращаться в средство обмена и сохранять свою стоимость неизменной.  

 


Наиболее ликвидными денежными агрегатами являются М0 и Мг В финансовой практике их нередко называют «день­гами в узком смысле слова», или «настоящими деньгами». Менее ликвидны - агрегаты М2 и М,(, в состав которых вклю­чен значительный объем «квази-денег»[30]. В отношении их уместно использовать выражение «деньги в широком смысле слова».

Интерес также представляет вопрос о специфике склады­вающихся пропорций между денежными агрегатами в раз­ных странах. В развитой рыночной экономике доля налич­ных денег М0 в общей денежной массе составляет от 5 до 10%. В России же значимость наличной массы существенно выше - от 30 до 40%. Причины столь высокого уровня наличного оборота в нашей стране таковы:

Ø отсутствует широко распространенная сеть дорогостоя­щего оборудования для работы с карточками;

Øнаселение стремится хранить значительную долю своих сбе­режений в наличной форме, не прибегая активно к услугам банков (отголосок финансового кризиса 1998 г.);

Øналичный оборот позволяет предпринимателям легче уклоняться от налогов, проводить незаконные расчетные операции «черным налом».

Проводимые российским правительством макроэкономи­ческие расчеты денежной массы осуществляются на основе использования ежемесячного сводного бухгалтерского балан­са кредитных организаций. В расчет берутся обязательства кредитных организаций перед хозяйствующими субъектами (в форме остатков по пассивным статьям баланса)[31].

Рассмотрев понятие денежной массы и ее структурные компоненты, обратимся к вопросу об оптимальном соотно­шении между товарной и денежной массами. В рамках дан­ной пропорции принято использовать денежный агрегат М2.

 

 

 

 


Анализ международной статистики показывает: в индуст­риально развитых странах данный показатель не является однозначно определенным. В большинстве случаев он колеб­лется в диапазоне от 50 до 100%. В странах с трансформи руемой экономикой данный показатель, как правило, намно го ниже. Правда, постепенно заметна тенденция к его росту. В России в последние годы также отмечена его динамика (табл. 1).

Таблица 1 УРОВЕНЬ МОНЕТИЗАЦИИ ЭКОНОМИКИ РОССИИ
13,6 12,0 14,2 15,8 18,8 22,0

Источник: Министерство финансов России, www.minfin.ru

 

Невысокий уровень монетизации экономики свидетель­ствует, в частности, о том, что деньги еще не стали играть должной реальной роли в экономике страны. Низкий уровень свидетельствует также о наличии инфляции (в этом случае правительство стремится, как правило, сдерживать эмиссию денег, что и становится причиной понижения показателя мо­нетизации экономики).

2. Денежный рынок

Процесс функционирования денег создал специфический вид рынка - денежный. Его появление обусловлено тем, что потребности людей очень часто превышают их платежеспособ-

ный спрос в определенный момент времени. В заемных сред­ствах возникает потребность и в предпринимательском секто­ре. Постоянно существующий спрос на заемные средства и со­здал систему предоставления финансовых ресурсов в кредит. В обществе сформировался институт денежного рынка.

Возникновение рынка денег обусловлено теми же причи­нами, которые привели к появлению денег. Наличие кредита в денежной форме позволяет получать на основе ссуды те бла­га, которые необходимы для производственного и личного по­требления. Благодаря существованию рынка денег отпадает необходимость отыскивать лиц, которые в течение определен­ного срока не испытывают потребности в некоторых благах и могут отдать их в ссуду. Эту услугу оказывают специально создаваемые институты рынка денег.

Денежный рынок (финансовый рынок) охватывает сфе­ру свободных денежных средств, передаваемых в кредит через систему институтов, обеспечивающих взаимодей­ствие предложения и спроса на деньги.

Понятие «денежный рынок» следует использовать с неко­торой осторожностью, поскольку деньги не «продаются» и не «покупаются» (в том смысле, который мы вкладываем в по­нятие «продажа» и «покупка» товаров и услуг). Если процесс купли-продажи товаров и услуг происходит по ценам, выра­женным в денежных единицах, то при сделках на финансо­вом рынке деньги обмениваются на другие ликвидные акти­вы по альтернативной стоимости, выраженной нормой процента. Ценой ссужаемых денег, таким образом, выступа­ет процент - плата за время пользования деньгами.

Продавцами на рынке денег выступают владельцы вре­менно свободных денежных средств. У разных субъектов эко­номики свободные денежные средства образуются по различ­ным причинам (схема 5).

Покупателями на рынке денег выступают лица, не име­ющие достаточных собственных средств, необходимых для покупки предметов потребления (домохозяйства), расшире­ния своих деловых операций (частные фирмы), выполнения своих функций (государство).

361

Схема 5

ПРИЧИНЫ ФОРМИРОВАНИЯ ВРЕМЕННО СВОБОДНЫХ ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ
  Домашние хозяйства
  • депонирование денег на старость, на экстренный случай • накопление денег для дорогостоящих покупок • ожидание падения цен на товары • поиск нужных товаров
  Фирмы
  Ø накопление сумм для периодических выплат (зар­платы, дивидендов, процентов, налогов и т.д.) Ø накопление сумм для значительных платежей (заме­на оборудования, формирование фонда для погаше­ния кредитов и т.д.) Ø высвобождение средств в связи с сезонным характе­ром производства
  Государство (центральный банк)
  • наличие полномочия эмитировать денежную массу
     

 

Поскольку основная масса сбережений совершается домохо- зяйствами, а инвестиции осуществляются фирмами, возникает необходимость в неком механизме, позволяющем перемещать потоки денежных фондов от домашних хозяйств к фирмам. В качестве продавцов и покупателей на рынке денег фигурируют также различные посредники: банки и небанковские финансо­вые институты. Существование на данном рынке не только про­давцов (и покупателей), но и посредников, приводит к формиро­ванию разных каналов финансовых трансакций (схема 6).

Каналы прямого финансирования - каналы, по которым средства перемещаются непосредственно от собственников сбережений к заемщикам.

Форма капитального финансирования представляет со­бой соглашение, по которому фирма получает у заемщика де­нежные средства для осуществления инвестиций в обмен на предоставление ему права участия в производстве (или в доле­вой собственности на свои активы). Возврат средств осуществ-

 

ляется путем продажи акций. Пример: продажа корпорация­ми обыкновенных акций (которые являются сертификатом долевого участия в собственности корпораций) дает право его владельцу на долю прибыли, получаемой этой корпорацией.

Схема 6
КАНАЛЫ ФИНАНСОВЫХ ТРАНСАКЦИЙ
  Каналы прямого финансирования
  Ø Капитальное финансирование Ø Финансирование путем получения займов
  Каналы косвенного финансирования
  • Финансирование через посредников (через банки, страховые компании, взаимные фонды)
     

 

Финансирование путем получения займов осуществля­ется в виде соглашения, по которому фирма получает денеж­ные средства в обмен на обязательство вернуть их в будущем с оговоренным процентом. Кредитор при этом не получает прав на долю прибыли корпорации. Пример: продажа обли­гаций, представляющих собой обязательства выплатить долг в течение определенного количества лет с процентом по зара­нее оговоренному графику.

Каналы косвенного финансирования - каналы, по кото­рым средства перемещаются от собственников сбережений к заемщикам через особые институты, называемые финансо­выми посредниками, к числу которых относятся, например, банки, взаимные фонды, а также страховые компании.

Ссуды друг другу дают и сами посредники на рынке денег, а также центральный банк - коммерческим банкам.

В связи с существованием различных способов передачи и возврата свободных денежных средств и наличием разных участников, рынок денег делится на ряд рынков:

Ø рынок ценных бумаг,

Ø рынок банковских кредитов,

Ø рынок межбанковских кредитов,

Ø рынок кредита, предоставляемого центральным банком коммерческим банкам,

Ø рынок частных займов.

 

Все эти рынки характеризуются различным уровнем орга­низации и концентрации операций. Однако в связи с тем, что различные каналы передачи денежных средств являются для заемщиков альтернативными, норма процента на всех рын­ках.

На спрос и предложение денег оказывает влияние и величи­на процента. Рост процентов по ссудам усиливает предложение денег. Фирмы отказываются от сравнимых по эффективности, но недостаточно надежных проектов, которые могли бы реали­зовать сами, и отдают деньги в ссуду. Домохозяйства могут отло­жить дорогостоящие покупки или пренебречь риском возврата средств, заинтересовавшись доходами от сдачи денег в ссуду.

Спрос на деньги в целом зависит от величины номиналь­ного национального дохода (прямая зависимость), скорости оборота денег (обратная зависимость).

Спрос на деньги (MD) - в части, которая обслуживает рас­четы, - может быть вьтажен сЬоомулой:


 

где Р - уровень цен,

Y - реальный национальный доход,

V - количество оборотов, которое в среднем совершает каждая единица денежной массы в течение года.

Предложение денег (Ms) зависит от величины банковских резервов и нормы резервирования и может быть выражено формулой:


 

где R - банковские резервы,

г - уровень обязательных резервов.

В графической (кейнсианской) модели рынка денег рас­смотрим движение спроса и предложения денег (рис. 1, 2). Кривая спроса на деньги (MD) имеет отрицательный наклон. При росте национального дохода и при уменьшении скорости оборота денег кривая спроса сдвигается вправо вверх и при­водит к росту нормы процента (см. рис. 1

 

Количество денег в обращении (QM) Рис. 2. Изменения спроса на деньги

Количество денег в обращении (QM)

Рис. 2. Изменение предложения денег

Кривая предложения денег (M

s) представлена вертикаль­ной линией, что отражает политику центрального банка по поддержанию на определенном уровне величины денежной массы (см. рис. 2). Модель показывает, что рост предложе­ния денежной массы, отражающийся в виде правосторонне­го сдвига кривой предложения денег приводит к понижению нормы процента, и наоборот.

Например, операции ЦБ по покупке ценных бумаг приво­дят к возникновению у коммерческих банков избыточных ре­зервов, которые они будут стремиться сдать в ссуду. В итоге проценты по кредитам начнут снижаться, альтернативная сто­имость хранения денег понизится. Это, в свою очередь, побуж­дает население держать сбережения в форме наличных денег.

3. Кредит: экономическое содержание и формы проявления

Кредит - форма предоставления финансовых средств (ка­питала) одним субъектом экономики другому на основе сроч­ности, возвратности и платности.

В условиях рыночной экономики временно свободные де­нежные средства не могут лежать неподвижно. Факт частной собственности на данные ресурсы побуждает к поиску выгод­ного их применения.

 

 

Практика использования кредитных ресурсов привела со иременем к возникновению разнообразных форм кредита (схе­ма 7).