МЕХАНИЗМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ
Финансовая (фискальная) политика | Монетарная (денежно- кредитная) политика | |
Тип воздействия на экономические процессы | Метод преимущественно прямого воздействия на экономику | Метод преимущественно косвенного воздействия на экономику |
Объект воздействия | В первую очередь - совокупный спрос(кейнсиан- ский вариант регулирования) | В первую очередь - совокупное предложение (неоклассический, неолиберальный вариант регулирования) |
Сильные стороны данного инструмента | Высокая степень получаемого эффекта | Адаптационность по отношению к рыночным условиям |
Слабые стороны данного инструмента | Ø Достаточно высокая степень «помех» рыночным процессам. Ø Бюрократизм процесса «запуска» данных методов (парламентские слушания, лоббизм) | Относительная замедленность в достижении результата (наличие лага времени из-за многоступенчатости процесса) |
В историческом развитии рыночного общества прослеживается эволюция постепенного перемещения эпицентра регулирования с прямых методов - на косвенные. Финансово-бюд- жетные процессы (т.е. преимущественно прямые методы) активно нарастали уже с середины XIX в., достигнув пика своего развития к 60-м гг. XX в. Отметим, что финансовая политика стояла в эпицентре кейнсианской системы регулирования. Роль же денежно-кредитных мер стала заметно увеличиваться лишь с первой трети XX в. Установка, которой придерживаются сегодня правительства разных стран, - наибо
лее активно использовать тот инструментарий, который больше соответствует природе рыночного механизма (т.е. монетарную политику).
2. Финансы и финансовая система государства
Эффективность экономической политики во многом зависит от состояния финансово-бюджетного сектора государства. В связи с тем, что термин «финансы» получил в современной экономической теории и практике разноплановое использование, необходимо обратиться к данной категории (а точнее - к совокупности категорий) более подробно.
Рассмотрим в этой связи несколько понятий: «финансы», «финансовая система», «финансовое хозяйство», «бюджет».
Финансы - одна из комплексных, многозначных категорий экономической науки. В современной мировой теории и практике используют как широкое, так и узкое понимание данного термина. В широком смысле финансы - это совокупность стоимостных потоков, связанных с распределением и использованием денежных ресурсов в хозяйственном процессе. При этом не имеет значения тот факт, на возвратной или безвозвратной основе осуществляется движение ресурсов. То есть в рамках этой трактовки финансы включают движение как бюджетных, так и кредитных ресурсов. Наиболее распространен такой подход в американской экономической литературе.
Более узкая трактовка понятия «финансы» предполагает учет лишь движения стоимостных величин на безвозмездной (т.е. бюджетной) основе. В европейской (а также российской) науке и практике используются оба варианта термина «финансы ».
Финансовая система государства представляет собой совокупность экономических и организационных элементов, создающих возможность кругооборота стоимостных потоков в экономике (схема 2).
Схема 2
|
Смысл понятия «финансовая система» можно передать и несколько иначе: система взаимодействия финансовых ресурсов трех субъектов экономики - домашних хозяйств (т.е. населения), фирм и государства.
Термин «финансовое хозяйство» охватывает стоимостные потоки так называемых общественно-правовых корпораций, к которым относят административно-территориальные единицы: федерацию, земли, общины, кантоны и т.д. Синонимом данного понятия можно назвать государственные, или публичные финансы.
Финансовое хозяйство выполняют несколько функций. Общепринятой считается классификация, предложенная американским экономистом Р. Масгрейвом (схема 3).
Сердцевиной, главным звеном финансовой системы является государственный бюджет. По сути, он представляет собой финансовый план государства, в котором указаны величины ожидаемых доходов и предполагаемых расходов в течение года. По своему материальному содержанию бюджет - централизованный фонд денежных средств.
В условиях федерального устройства государства бюджет выступает как иерархическая совокупность нескольких финансовых фондов. Например, в условиях федеративного устройства России понятие «консолидированный бюджет» от
• В рамках институциональной школы целевые задачи (т.е. функции) государственных финансов представлены иначе. Данный вариант изложен в разделе «функции бюджета».
• В большинстве отечественных публикаций приводятся две указанные в схеме функции. Однако некоторые авторы называют еще две функции: воспроизводственную и регулирующую.
В теоретическом плане интерес представляет та пропорция, которая складывается между величиной государственного бюджета и ВВП страны. Данное соотношение принято называть государственной квотой, которая исчисляется отношением суммы расходов или доходов к ВВП. Этот показатель дает представление не только об одной из важных макроэкономических пропорций в стране. На его основе можно делать достаточно обоснованный вывод о реальной роли государства в экономике. В настоящее время данный показатель считается более презентабельным по сравнению с показателем доли производства (или численности занятых) на государственных предприятиях.
На протяжении длительного периода времени удельный вес государственных расходов в ВВП заметно увеличился в большинстве развитых стран мира. Однако в целом наблюдается различие в степени активности государства в странах континентальной Европы, США и Японии (табл. 1).
Таблица 1
ДИНАМИКА ГОСУДАРСТВЕННОЙ КВОТЫ (совокупная сумма бюджетных расходов в % к ВВП)
|
Источник: Standort Deutschland. Ein internationaler Vergleich. 2007. Koeln: DIV, 2007; OECD. |
Соотношение величины бюджетных средств и ВВП показывает степень активности государства в экономике. Однако прямого соотношения между государственными расходами (доходами) и степенью эффективности экономики не обнаруживается. Для сравнения можно указать и другую аналогию: четкой закономерности не прослеживается и в пропорции между 335
денежной массой и объемом производимого в стране ВВП (показатель «монетизации экономики»)1.
Составным элементом финансовой системы является государственный бюджет. Его функционирование тоже связано с реализацией ряда целевых функций (схема 4).
Функционирование государственных финансов в последние десятилетия тесным образом связано с такими явлениями, как дефицит государственного бюджета и внешняя задолженность.
Схема 4
ЦЕЛЕВЫЕ ЗАДАЧИ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА | |||
Функции (задачи) бюджета | Основные направления использования финансовых средств / Характеристика | ||
Традиционный экономический анализ | |||
Ø Перераспределение национального дохода Ø Регулирование и стимулирование экономики Ø Стимулирование НТП Ø Финансирование социальной политики Ø Контрольная функция | Ø Расходы на социальные цели Ø Расходы на регулирование экономики Ø Оборонные расходы Ø Расходы на государственное управление | ||
Институциональный анализ2 | |||
1. Создание общественных благ | Система внешней и внутренней безопасности, общественный транспортный сектор, коммуникации, социальная система | ||
2. Устранение негативных внешних эффектов (возникающих при потреблении частных благ) | Внешний эффект представляет собой то воздействие, которое оказывает потребление блага одним лицом на другие лица (оно может иметь позитивный или негативный характер) | ||
Более подробно этот вопрос будет рассмотрен в теме 19. Школа институционализма данные функции относит не только к бюджетному звену, но и ко всей системе государственных финансов. |
Дефицит государственного бюджета представляет собой нарушение равновесия в рамках основного финансового плана государства. Расходы в этом случае превышают сумму собираемых правительством доходов. Следует отметить, что достижение равновесного состояния бюджета на протяжении длительного времени считалось одной из главных экономических задач государства. Как показывает история, нарушение бюджетного равновесия становится реальностью преимущественно в периоды ведения войн и в годы тяжелых кризисных явлений.
Формирование с конца 30-х гг. XX в. кейнсианской концепции регулирования изменило подход правительства к проблеме дефицита бюджета. Кейнсианская теория сделала ставку на использование в процессе регулирования, в первую очередь, системы государственных финансов (а не денежно-кредитной политики). Основной инструмент воздействия на экономические параметры, при этом, - государственные расходы (осуществляемые в форме социальной поддержки занятых - с целью обеспечения более высокого совокупного спроса). Данная установка обусловила то положение, что дефицит госбюджета стал рассматриваться как вполне допустимое экономическое явление. В этом проявились издержки социального выравнивания.
На протяжении ряда десятилетий (примерно до середины 1970-х гг.) бюджетный дефицит стал традиционным явлением во многих развитых странах. Постепенно сложилось представление о нормативном уровне данного показателя: в пределах до 3% от ВВП.
В рамках регулирования бюджетного дефицита принято использовать следующие меры:
• государственные займы (внутренние и внешние);
• эмиссию денежной массы.
Использование государственных займов, помогает решению дефицитности бюджета. Но в то же время оно создает другую проблему - формирует государственный долг (табл. 2).
Таблица 2 ДЕФИЦИТ БЮДЖЕТА И ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДОЛГ (в % к ВВП)
|
Источник: Standort Deutschland. Ein internationaler Vergleich. 2007. Koeln: DIV, 2007.; OECD. |
Для сравнения: дефицит российского бюджета (в % к ВВП) составлял, например, 10,5% в 1994 г., а в 2004 г. дефицит сменился на профицит (в размере 4,8%). Внешний долг России (в % к ВВП) достигал 80% в 1999 г. и снизился к 2004 г. до 26,8%х. На первом отрезке реформ (1992-1998 г.) для покрытия дефицита использовались преимущественно внутренние займы, в последующий же период - сначала внешние займы, затем - доходы от экспорта нефти.
3. Финансовая (фискальная) политика: экономическое содержание
Использование финансовых инструментов для реализации определенных макроэкономических целей обусловило формирование такого явления, как финансовая (фискальная) политика. В мировой экономической литературе оба данных термина используются нередко как синонимы. Однако в смысловом наполнении двух указанных терминов следует видеть различие. Термин «фискальная политика»
1 Данные рассчитаны авторами на основе официальной статистики; за 2004 г. они приведены по состоянию на 1 октября.
имеет более узкое значение. Он подчеркивает, в первую очередь, значимость аккумуляции ресурсов в государственном бюджете и использование этого процесса в целях регулирования конъюнктуры.
Понятие «финансовая политика» отражает более широкое содержание. Смысловая нацеленность данного термина больше ориентируется не только на сбор ресурсов, но и на их использование. При этом подчеркивается целый ряд направлений финансирования, которые превратились, по сути, в самостоятельные области экономической политики государства.
Соотношения между компонентами финансовых мер государства показаны в схеме 5.
Схема 5
СТРУКТУРНЫЕ КОМПОНЕНТЫ понятия «ФИНАНСОВАЯ ПОЛИТИКА»
ФИНАНСОВАЯ ПОЛИТИКА1 | ||||
Фискальная политика | Направления: | Ø Стимулирование конъюнктуры Ø Сдерживание конъюнктуры | ||
Налоговая политика (политика доходов, преимущественно регулирующий аспект) | ||||
Политика расходов (преимущественно регулирующий аспект) | ||||
Финансирование социальных мер | ||||
Финансирование структурных мер | ||||
Финансирование региональных мер | ||||
Финансирование экологических мер | ||||
Политика оказания помощи развивающимся странам | ||||
Бюджетная политика | Направления: | Ø Поддержание бюджетного равновесия Ø Перераспределение средств между бюджетами | ||
Политика среднесрочного финансового планирования | ||||
1 Термин «финансовая политика» в данном контексте затрагивает лишь область публичных, т.е. государственных финансов и не отражает принятое в микроэкономике аналогичное понятие на уровне фирмы. |
Резюмируя, отметим: многосторонность понятия «финансовая политика» ориентирует на восприятие данного экономического явления в двух аспектах: Ø как механизм, или инструмент (с помощью которого достигается выполнение многих макроэкономических целей), Ø как самостоятельное направление экономической политики |
4. Налоговая политика и ее макроэкономические задачи
Процесс финансового регулирования основан на использовании системы аккумуляции средств и их расходования. В каждом случае - своя специфика. Сильная сторона политики изъятия средств - эффективность воздействия на конъюнктурные колебания. Политика же финансовых затрат позволяет поддерживать общее развитие страны.
Основу финансовых доходов составляют налоги. По экономическому содержанию налоги - обязательные платежи физических и юридических лиц, осуществляемые без получения встречной услуги.
В ходе исторического развития в мировой хозяйственной практике сформировалось множество видов налогов. В современных развитых странах их численность составляет около 50. Для сравнения отметим, что в конце 1990-х гг. количество видов налогов в России превысило 80.
С целью получения систематизированного представления обо всех налогах сложились различные их классификации. Например, различают основные и дополнительные налоги. Критерий данного подхода - степень важности доходов для бюджета. Принято выделять также прямые и косвенные налоги (основа классификации в данном случае - характер изъятия средств). В зависимости от субъекта обложения налоги можно подразделить на две группы: связанные с доходами и с использованием этих доходов.
Структурная схема получаемых государством финансовых доходов изображена ниже (схема 6).
Схема 6
ДОХОДЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА: СТРУКТУРНЫЙ АНАЛИЗ |
Налоговая система является мощнейшим средством перераспределения финансовых ресурсов. Степень использования данного метода имеет отличия в разных странах. Например, в США и Японии через налоговую систему мобилизуется 27- 29% ВНП, в Швеции - 50-54%.
В целом налоговая система представляет собой противоречивое явление. С одной стороны, ее задача состоит в обеспечении изъятия у субъектов экономики достаточно солидных финансовых ресурсов, с другой - не допустить снижения деловой активности этих субъектов. Решение данного парадокса осуществляется за счет разумных компромиссов. Их действие основано на использовании налоговой системой ряда принципов[26].
• Налогообложение следует построить так, чтобы затраты государства на его реализацию были настолько низки, насколько это возможно (ориентация на так называемый принцип дешевизны обложения). • Взимание налогов должно осуществляться так, чтобы затраты налогоплательщика, связанные с процедурой выплаты, были максимально низки (принцип дешевизны уплаты налогов). • Уплата налогов должна быть как можно менее ощутимым бременем для налогоплательщика, с тем чтобы не ущемлять его экономическую активность (принцип ограничения бремени налогов). |
В качестве самостоятельного принципа можно назвать и положение о необходимости нахождения оптимальных ставок налогообложения. Данное правило, ориентированное на стимулирование деловой активности предпринимателей, было выдвинуто американским экономистом А.Лаффером. Реализуя это правило в условиях России, уместно сослаться на мнение российского экономиста Е.Г.Ясина. По его словам, оптимальная для условий России налоговая нагрузка не должна превышать 30-32%.
В графическом виде изложенные принципы представлены в схеме 7.
Завершая разговор о принципах, опора на которые способствует регулирующему потенциалу налоговой системы, следует упомянуть еще одну важную характеристику.
Практика развитой рыночной экономики показывает: политика доходов имеет более сильный воздействующий эффект по сравнению с политикой расходов. Объяснение в немалой степени имеет социально-психологический характер. Человек эмоциональнее воспринимает факт изъятия, чем случай недополучения. Кнут весомее пряника!
Схема 7
Обращаясь к конкретным методам налогового регулирования, следует обозначить два аспекта.
Во-первых, речь идет о системе нормативного изменения ставок налогообложения. Данный метод весьма действенен, хотя используется не очень часто.
Во-вторых, заметную роль играет использование системы прогрессивных ставок. Именно этот аспект создает условия автоматического регулирующего воздействия налоговой системы. Благодаря прогрессии, а также умело разработанной системе соотношения облагаемых сумм и используемых ставок, налоговая система приобретает свойство эластичности. Это означает, что налогообложение приобретает адаптационные (по отношению к колебаниям конъюнктуры) свойства.
Используемый в финансовой теории и практике показатель эластичности налоговых поступлений рассчитывает ся как отношение: |
где Ет - показатель эластичности налоговых поступлений, Т - объем налоговых поступлений, N1 - национальный доход.
В развитой рыночной экономике степень налоговой адапта- ционности составляет нередко 1,5. Это означает, что повышение или понижение национального дохода на 1% обеспечивает рост или сокращение суммы поступлений от налогов на 1,5%.
5. Политика государственных расходов, ее регулирующая роль
В экономической теории под государственными расходами понимают затраты государства на приобретение материальных благ и услуг, связанных с удовлетворением общественных потребностей.
Английский экономист А.Пигу предложил следующую классификацию форм реализации государственных расходов: трансформационные (государственным субсидиям противостоит услуга) и трансфертные (без встречной услуги).
Экономическая теория дифференцированно рассматривает аспекты целевых задач государственных расходов (схема 8).
Кейнсианская школа, например, основное внимание сосредоточивает на роли государственных расходов в стимулировании совокупного спроса (в первую очередь, через оказание помощи в области занятости). В рамках же школы неоклассики и ордолиберализма государственные расходы рассматриваются как метод стимулирования общеэкономического потенциала страны (развитие инфраструктуры). Новую классификацию целевых задач выдвинула школа институциона- лизма: создание общественных благ и устранение негативных
внешних эффектов. Именно этот подход является в настоящее время наиболее популярным в экономической теории.
Схема 8
ЦЕЛИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ РАСХОДОВ: позиции экономических школ
|
Общественные блага представляют собой совокупность социальных условий, необходимых для существования человеческого общества (образование, социальное обеспечение, частично - здравоохранение и инфраструктура).
Внешний эффект представляет собой то воздействие, которое оказывает потребление блага одним лицом на другие лица.
Принято различать положительный и отрицательный варианты внешнего влияния. В первом случае потребление блага одним человеком связано с созданием положительного воздействия на окружающих лиц. Во втором случае - процесс негативный. Например, возникновение шума и загрязнения при использовании автомобиля вредит не только самому потребителю, но и окружающим. Нейтрализацию отрицательных внешних эффектов берет на себя государство, поскольку частный сектор не заинтересован выделять на это ресурсы.
Принятая в теории институционализма градация расходов государства на два вида (финансирование создания общественных благ и устранение негативных внешних эффектов) отражает ту практику экономической политики, которая сложилась в
США. В странах Западной Европы (прежде всего, в ФРГ, Франции), где степень разнообразия государственной активности заметно шире, экономисты обычно отмечают большее разнообра- лие направлений инвестиционной деятельности правительства[27].
В чем же состоит регулирующий эффект государственных расходов? И чем он отличается от возможностей налоговой политики?
Государственные расходы оказывают на экономику двоякое воздействие:
1.Частично они оказывают влияние на конъюнктуру. При этом в действие вступают автоматические, или встроенные, стабилизаторы. Данную роль выполняют выплачиваемые правительством пособия по безработице. В условиях ухудшения конъюнктуры и, соответственно, снижения степени занятости автоматически возрастают масштабы выплат по безработице. При улучшении же экономического положения общий размер этих пособий неизбежно сокращается. Данный вариант встроенного стабилизатора проявляется так же, как и в случае действия прогрессивной шкалы при взимании налогов.
2.По мимо автоматического стабилизирующего воздействия на конъюнктуру роль государственных расходов проявляется в их влиянии на общее социально-экономическое развитие страны. Речь идет о финансировании (в полном объеме или в форме соучастия) системы образования, науки и здравоохранения, т.е. о создании благоприятных рамочных условий в стране.
Говоря же о различиях во влияющем эффекте правительственных расходов, с одной стороны, и налогов - с другой, отметим следующее:
• с помощью налогов можно более активно воздействовать на поведение субъектов экономики (налоги оказывают достаточно сильное стимулирующее влияние);
• с помощью расходов удается формировать определенные благоприятные условия развития страны.
Наличие данной специфики позволяет выявить определенную «специализацию» в регулирующих аспектах двух систем - государственных доходов и расходов.
Системой налоговых изъятий достаточно эффективно регулируются конъюнктурные колебания (в краткосрочном периоде), системой же расходов - общее социально-экономическое развитие страны (в долговременном периоде) |
Определив сходство, а также различие в механизме регулирующего воздействия финансовых элементов, обозначим еще одну обобщающую характеристику. В работах американских экономистов при анализе финансовой политики было введено разграничение ее на два понятия: «дискреционная политика» и «недискреционная политика». В первом случае принято понимать те варианты финансовой политики, которые предпринимаются правительственными институтами сознательно, целеустремленно. Во втором случае речь идет об автоматическом механизме, т.е. о механизме встроенных стабилизаторов. В целом система вариаций нацеленной на регулирование финансовой политики представлена в схеме 9.
Схема 9
ВИДЫ ФИНАНСОВОЙ ПОЛИТИКИ
|
Термины и понятия
Прямые методы регулирования
ØКосвенные методы регулирования
Ø Финансы
ØФинансовое хозяйство
ØФинансовая система
Ø Финансовая политика
Ø Фискальная политика
Ø Налоговая политика
Ø Эластичность налоговых поступлений
Ø Прямые и косвенные налоги
Ø Основные и дополнительные налоги
Ø Налоги на доходы, налоги на имущество, налоги на обращение и потребление товаров
Ø Природная рента
Ø Общественные блага
Ø Внешние эффекты (экстерналии)
Ø «Государственная квота»
Ø Встроенные (автоматические) стабилизаторы
ØДискреционная политика
Ø Недискреционная политика
Ø Стимулирующая политика
Ø Сдерживающая политика
Вопросы для самопроверки
1. Задача государства - создание условий для более успешного развития национальной экономики. Не противоречит ли сдерживающая фискальная политика данной общей цели?
2. Зависят ли варианты фискальной политики от состояния конъюнктуры? Какие инструменты финансовых (бюджетных) мер предпринимает государство в зависимости от стадии развития конъюнктуры?
3.В каких случаях фискальная политика имеет относительные преимущества по сравнению с монетарной, и когда она их теряет?
4.Вы приобрели новую красивую одежду (или даже новый автомобиль). Опишите случаи, когда данное потребление блага может создавать положительный (или, наоборот, отрицательный) внешний эффект.
5.Почему сбор налоговых поступлений обладает более сильным регулирующим воздействием по сравнению с системой государственного финансирования?
6.Являются ли синонимами понятия «финансовая политика» и «фискальная политика»?
7.Какие параметры экономического развития эффективнее регулировать системой государственных расходов, а какие - системой государственных доходов (т.е. налоговой политикой)?
8.В чем вы видите противоречия финансовой (фискальной) политики?
9.В чем заключается эластичность налоговых доходов и эластичность государственных расходов?
10.Почему система субсидий (субвенций) противоречит рыночному механизму?
11.Какой компонент государственных финансов (расходы или доходы) имеет более сильный регулирующий эффект? Как вы можете это объяснить?
12.Перечислите принципы рациональной налоговой системы.
13.Какие виды классификаций налогов вы знаете?
14Должен ли подоходный налог иметь прогрессивную или регрессивную шкалу? Какой шкалой обладает в настоящее время подоходный налог в России?15.С весны 2003 г. в средствах массовой информации России стал обсуждаться вопрос о целесообразности использования в российской налоговой практике ренты на природные ресурсы. На более раннем этапе данная проблема настойчиво выдвигалась лишь в научных докладах академика Д.С.Львова (другие экономисты полностью обходили ее стороной). Россия - страна, значительную часть национального богатства которой составляют природные ископаемые. Почему, по вашему мнению, проблема об изменении налогообложения корпораций, занимающихся добычей ресурсов (ценность которых - достояние общества, а не частных фирм), стала предметом общественного обсуждения лишь через 10 лет после начала экономической реформы? Почему смогла сложиться ситуация, когда одна из важнейших практических проблем страны осталась в стороне от отечественных исследователей?
Список рекомендуемой учебной литературы
1.Агапова ТА., Серегина С.Ф. Макроэкономика. - М.: Дело и сервис, 2002. - Гл. 6.
2.Курс экономической теории / Под ред. М.Н.Чепурина, Е.А.Киселевой. - Киров: АСА, 2002. - Гл. 22.
3.Макроэкономика. Теория и российская практика /Под ред. А.Г.Гряз- новой и Н.Н.Думной. - М.: КНОРУС, 2004. - Тема 8.
4.Экономика /Под ред. А.С. Булатова. — М.: Юристъ, 1999. - Гл. 22.
5.Экономическая теория/Под ред. А.Г.Грязновой, Т.В.Чечелевой. - М.: Экзамен, 2003. - Гл. 26.
Дополнительная литература
1.Макконелл К.Р., Брю СЛ. Экономикс /Пер. с англ. - М.: ИНФРА-М, 2001. - Гл. 12.
2.Сакс ДжД., Ларрен Ф.Б. Макроэкономика. Глобальный подход / Пер. с англ. - М.: Дело, 1999. - Гл. 7.
3.Фишер С.Дорнбуш Р., Шмалензи Р. Экономика /Пер. с англ. - М.: Дело, 1999. - Гл. 28.
Тема 19
ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНАЯ СИСТЕМА И МОНЕТАРНАЯ ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА
1. Деньги и денежная система: экономическое содержание и структурные компоненты 2. Денежный рынок 3. Кредит: экономическое содержание и формы проявления 4. Банковская система 5. Монетарная (денежно-кредитная) политика как экономическое явление 6. Инструменты монетарной политики 7. Специфика взаимодействия финансовой и монетарной политики |
Деньги не накормят вас, не оденут, не дадут приюта и не развлекут до тех пор, пока вы не истратите или не инвестируете их. Люди почти все сделают для денег, а деньги почти все сделают для людей. Деньги - это пленительная, повторяющаяся, меняющая маски загадка. Federal Reserve Bank of Philadelphia. Creeping Inflation // Business Review. August 1957. P. 3
1. Деньги и денежная система: экономическое содержание и структурные компоненты
Деньги
Одним из центральных инструментов рыночной экономики являются деньги. В течение последних 200 лет экономисты различных школ посвятили изучению данного явления огромное количество работ. Вместе с тем эта категория оказалась настолько многоаспектной, что единого, всеми одинаково признаваемого определения так и не появилось.
В качестве примера назовем определение, предлагаемое в последнем издании работы «Экономикс» К.Р.Макконелла и
экономического словаря: «Деньги - актив, который повсеместно принимается как средство обмена»[28].
Интересно отметить, что данный функциональный метод трактовки экономического содержания денег еще в 1909 г. выразил известный российский экономист М.И.Туган-Барановский (1865-1919): «Исполнение предметом функций денег (и, прежде всего, основных их функций) и делает предмет деньгами»[29].
В течение многих десятилетий (пока существовал СССР) в русле марксистской политической экономии главенствовало следующее определение: деньги - особый товар, играющий роль всеобщего эквивалента. Четкость понятия в данном случае - очевидна. Однако школа неоклассики, произведшая в России в последнее десятилетие замену марксистской политэкономии (пришедшей к нам из Германии) на «мейнстрим» (родина которого - англо-американское экономическое пространство), марксистское определение денег не воспринимает (не приводя при этом и никакой толковой критики).
Поскольку отечественная экономическая теория, потеряв в научном обороте одно четкое понятие и не получив другого (столь же четкого), невольно стремится найти новые варианты дефиниции, вполне разумно, как нам представляется, следующее определение.
Деньги представляют собой специальные знаки стоимости (бумажные денежные знаки, металлические монеты, записи на счетах), используемые в экономике для выполнения определенных функций
Традиционно к числу функций денег относят возможности измерения стоимости благ, обслуживания их обращения, осуществления платежей по обязательствам, реализации накопления богатства. Определение функций денег - не есть раз и навсегда решенная проблема. Например, российский экономист В.Я.Железнов (1845-1922) определял в своих работах такие функции денег, как средство перемещения богатства и средство использования богатства с целью получения дохода.
Менялось и представление о количестве выполняемых деньгами функций. Маркс, например, ориентировался на характеристику пяти функций, современная же теория выделяет лишь три (схема 1).
Схема 1
ФУНКЦИИ ДЕНЕГ | ||
Средство обращения | Неудобства прямого обмена товарами привели к практике обмена производимых в хозяйстве предметов на такие, которые пользуются всеобщим спросом. Их обладания позволяло приобретать товары, необходимые хозяйству. В роли таких предметов деньги исполняют функцию средства обращения. Предмет, исполняющий эту функцию, не обязательно должен быть предметом производственного или личного потребления. Важна уверенность лица, принимающего его в обмен на свои товары, в том, что другие лица также примут этот предмет в обмен на товары, которые необходимы ему, т.е. важен обычай употребления предмета в качестве денег. Присвоение предмету статуса законного платежного средства, т.е. предмета, обязательного к приему во всех платежах по закону, не является обязательным условием его функционирования в качестве средства обращения | |
Мера стоимости | Если предмет в силу обычая или закона становится средством обращения, он неизбежно становится единым измерителем всех благ, т.е. исполняет функцию меры стоимости. Поскольку единица измерения денежного товара используется в экономических расчетах, к ней предъявляется требование стабильности, т.е. постоянства стоимости | |
Средство накопления | У любого хозяйства существует потребность откладывать про запас предметы личного и производственного потребления. Так как не все предметы обладают свойством сохранности, возникла практика делать запасы в виде предметов, обладающих таким свойством, а затем выменивать их на товары, нужные хозяйству. Понятно, что такие предметы должны исполнять функцию средства обращения |
12 Экономическая теория |
В рамках марксистской школы из функции средства обращения выделялась - как самостоятельное свойство - функция средства платежа. В качестве пятой функции была обозначена также категория «мировые деньги».
Характеризуя деньги, следует отметить обстоятельство, которое объясняет, почему роль денег смогли выполнять лишь определенные предметы.
На роль современных денег постепенно выдвинулись предметы, в наибольшей степени отвечающие следующим требованиям: · Делимость. Стоимость денег не должна уменьшаться при разделении их на части. Идеальной делимостью обладают остатки на счетах до востребования, так как со счета может быть перечислена любая сумма. Не все исторически возникавшие варианты денег обладали такой способностью (например, скот не обладал свойствами делимости; бриллианты также теряли стоимость при их разделении на части). · Портативность предполагает высокую стоимость при малом весе и объеме денежного товара. Это снижает расходы на хранение денег и их транспортировку. Бумажные и безналичные деньги идеально соответствуют данному требованию. · Стабильность (вещества денег). Свойство стабильности состоит в неизменяемости вещества денег. Деньги в виде золотых и серебряных монет обладают идеальной стабильностью, так как металл, из которого они изготовлены, устойчив к окислению. Продукты растительного и животного происхождения подвержены порче, железо подвержено окислению. · Износостойкость. Материал денег должен быть устойчивым к стиранию. Золото и серебро как чистые металлы являются мягкими, в связи с чем при изготовлении монет они используются в смеси с медью. · Однородность. Денежный товар не должен разделяться по сортам. Скот даже в пределах одного вида неоднороден (животные различаются по весу, возрасту, полу и др.). Зерно также может иметь различное качество. Свойством однородности в полной мере обладают бумажные деньги и металлические монеты, выпускаемые по единому образцу. |
· Узнаваемость и трудность подделки. Этим свойством идеально обладают золотые, серебряные и другие монеты. Они легко распознать зрительно, на слух путем осязания по цвету, весу и звуку. · Низкая себестоимость изготовления. Экономия на производстве орудий обращения позволяет сберечь средства для личного и производственного потребления. · Возможность быть выпущенными в количествах, необходимых для обращения. · Стоимость денежного товара должна отличаться · стабильностью. |
Изучение экономистами процесса функционирования денег обусловило появление множества теорий, объяснявших как причины возникновения данного экономического явления, так и стоимостную природу денег (схемы 2, 3).
Схема 2
ТЕОРИИ ПРОИСХОЖДЕНИЯ ДЕНЕГ | ||
Теория изобретения | Деньги появились в результате творческого замысла древних законодателей (немецкий археолог Август Бек, 1838 г.) | |
Теория соглашения | Деньги появились в результате молчаливого соглашения между людьми относительно выполнения некоторыми предметами функций денег (английский философ и экономист Джон Локк, 1690-1691 гг.) | |
Эволюционная теория | Деньги представляют собой продукт естествен- ноисторической и культурной эволюции (немецкий экономист К.Маркс, 1867 г., «Капитал»). Это господствующий взгляд в современной науке | |
Хартальная теория | Деньги являются созданием правового строя (немецкий экономист Г.Кнапп, 1905 г.). Именно объявление денег законным платежным средством порождает спрос на них как на орудие обращения и делает их мерилом стоимости |
Схема 3
|
Денежная система
Денежная система представляет собой составную часть более широкого понятия - «денежно-кредитная система» (ДКС). Вполне логично начинать анализ именно с денежного компонента, поскольку исторически он возник раньше понятия «кредит».
Денежная система (ДС) - форма организации денежного оборота в стране. |
Как любая система, ДС содержит ряд входящих элементов:
Ø денежную массу,
Ø систему выпуска платежных средств в обращение (а также изъятия их из обращения),
Ø совокупность государственных (общественно-государственных) учреждений, организаций, осуществляющих выпуск и контроль за движением денежных масс.
Одним из аспектов контрольной функции за движением денег является целевая установка на достижение оптимального баланса между объемами товарной и денежной масс.
Задача нахождения равновесного соотношения между двумя компонентами предполагает четкую трактовку состава денежной массы. Следует отметить, что в отношении структурных элементов денежной массы принято использовать рекомендации МВФ (которые формируют своего рода международные стандарты). Реальная практика многих стран достаточно строго ориентируется на эти рекомендации. В соответствии с ними принято выделять денежные агрегаты, отличающиеся друг от друга по степени ликвидности1 (схема 4).
Схема
1 Ликвидность представляет собой возможность того или иного актива легко превращаться в средство обмена и сохранять свою стоимость неизменной. |
Наиболее ликвидными денежными агрегатами являются М0 и Мг В финансовой практике их нередко называют «деньгами в узком смысле слова», или «настоящими деньгами». Менее ликвидны - агрегаты М2 и М,(, в состав которых включен значительный объем «квази-денег»[30]. В отношении их уместно использовать выражение «деньги в широком смысле слова».
Интерес также представляет вопрос о специфике складывающихся пропорций между денежными агрегатами в разных странах. В развитой рыночной экономике доля наличных денег М0 в общей денежной массе составляет от 5 до 10%. В России же значимость наличной массы существенно выше - от 30 до 40%. Причины столь высокого уровня наличного оборота в нашей стране таковы:
Ø отсутствует широко распространенная сеть дорогостоящего оборудования для работы с карточками;
Øнаселение стремится хранить значительную долю своих сбережений в наличной форме, не прибегая активно к услугам банков (отголосок финансового кризиса 1998 г.);
Øналичный оборот позволяет предпринимателям легче уклоняться от налогов, проводить незаконные расчетные операции «черным налом».
Проводимые российским правительством макроэкономические расчеты денежной массы осуществляются на основе использования ежемесячного сводного бухгалтерского баланса кредитных организаций. В расчет берутся обязательства кредитных организаций перед хозяйствующими субъектами (в форме остатков по пассивным статьям баланса)[31].
Рассмотрев понятие денежной массы и ее структурные компоненты, обратимся к вопросу об оптимальном соотношении между товарной и денежной массами. В рамках данной пропорции принято использовать денежный агрегат М2.
Анализ международной статистики показывает: в индустриально развитых странах данный показатель не является однозначно определенным. В большинстве случаев он колеблется в диапазоне от 50 до 100%. В странах с трансформи руемой экономикой данный показатель, как правило, намно го ниже. Правда, постепенно заметна тенденция к его росту. В России в последние годы также отмечена его динамика (табл. 1).
Таблица 1
УРОВЕНЬ МОНЕТИЗАЦИИ ЭКОНОМИКИ РОССИИ
|
Источник: Министерство финансов России, www.minfin.ru |
Невысокий уровень монетизации экономики свидетельствует, в частности, о том, что деньги еще не стали играть должной реальной роли в экономике страны. Низкий уровень свидетельствует также о наличии инфляции (в этом случае правительство стремится, как правило, сдерживать эмиссию денег, что и становится причиной понижения показателя монетизации экономики).
2. Денежный рынок
Процесс функционирования денег создал специфический вид рынка - денежный. Его появление обусловлено тем, что потребности людей очень часто превышают их платежеспособ-
ный спрос в определенный момент времени. В заемных средствах возникает потребность и в предпринимательском секторе. Постоянно существующий спрос на заемные средства и создал систему предоставления финансовых ресурсов в кредит. В обществе сформировался институт денежного рынка.
Возникновение рынка денег обусловлено теми же причинами, которые привели к появлению денег. Наличие кредита в денежной форме позволяет получать на основе ссуды те блага, которые необходимы для производственного и личного потребления. Благодаря существованию рынка денег отпадает необходимость отыскивать лиц, которые в течение определенного срока не испытывают потребности в некоторых благах и могут отдать их в ссуду. Эту услугу оказывают специально создаваемые институты рынка денег.
Денежный рынок (финансовый рынок) охватывает сферу свободных денежных средств, передаваемых в кредит через систему институтов, обеспечивающих взаимодействие предложения и спроса на деньги.
Понятие «денежный рынок» следует использовать с некоторой осторожностью, поскольку деньги не «продаются» и не «покупаются» (в том смысле, который мы вкладываем в понятие «продажа» и «покупка» товаров и услуг). Если процесс купли-продажи товаров и услуг происходит по ценам, выраженным в денежных единицах, то при сделках на финансовом рынке деньги обмениваются на другие ликвидные активы по альтернативной стоимости, выраженной нормой процента. Ценой ссужаемых денег, таким образом, выступает процент - плата за время пользования деньгами.
Продавцами на рынке денег выступают владельцы временно свободных денежных средств. У разных субъектов экономики свободные денежные средства образуются по различным причинам (схема 5).
Покупателями на рынке денег выступают лица, не имеющие достаточных собственных средств, необходимых для покупки предметов потребления (домохозяйства), расширения своих деловых операций (частные фирмы), выполнения своих функций (государство).
361
Схема 5
ПРИЧИНЫ ФОРМИРОВАНИЯ ВРЕМЕННО СВОБОДНЫХ ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ | ||
Домашние хозяйства | ||
• депонирование денег на старость, на экстренный случай • накопление денег для дорогостоящих покупок • ожидание падения цен на товары • поиск нужных товаров | ||
Фирмы | ||
Ø накопление сумм для периодических выплат (зарплаты, дивидендов, процентов, налогов и т.д.) Ø накопление сумм для значительных платежей (замена оборудования, формирование фонда для погашения кредитов и т.д.) Ø высвобождение средств в связи с сезонным характером производства | ||
Государство (центральный банк) | ||
• наличие полномочия эмитировать денежную массу | ||
Поскольку основная масса сбережений совершается домохо- зяйствами, а инвестиции осуществляются фирмами, возникает необходимость в неком механизме, позволяющем перемещать потоки денежных фондов от домашних хозяйств к фирмам. В качестве продавцов и покупателей на рынке денег фигурируют также различные посредники: банки и небанковские финансовые институты. Существование на данном рынке не только продавцов (и покупателей), но и посредников, приводит к формированию разных каналов финансовых трансакций (схема 6).
Каналы прямого финансирования - каналы, по которым средства перемещаются непосредственно от собственников сбережений к заемщикам.
Форма капитального финансирования представляет собой соглашение, по которому фирма получает у заемщика денежные средства для осуществления инвестиций в обмен на предоставление ему права участия в производстве (или в долевой собственности на свои активы). Возврат средств осуществ-
ляется путем продажи акций. Пример: продажа корпорациями обыкновенных акций (которые являются сертификатом долевого участия в собственности корпораций) дает право его владельцу на долю прибыли, получаемой этой корпорацией.
Схема 6
|
Финансирование путем получения займов осуществляется в виде соглашения, по которому фирма получает денежные средства в обмен на обязательство вернуть их в будущем с оговоренным процентом. Кредитор при этом не получает прав на долю прибыли корпорации. Пример: продажа облигаций, представляющих собой обязательства выплатить долг в течение определенного количества лет с процентом по заранее оговоренному графику.
Каналы косвенного финансирования - каналы, по которым средства перемещаются от собственников сбережений к заемщикам через особые институты, называемые финансовыми посредниками, к числу которых относятся, например, банки, взаимные фонды, а также страховые компании.
Ссуды друг другу дают и сами посредники на рынке денег, а также центральный банк - коммерческим банкам.
В связи с существованием различных способов передачи и возврата свободных денежных средств и наличием разных участников, рынок денег делится на ряд рынков:
Ø рынок ценных бумаг,
Ø рынок банковских кредитов,
Ø рынок межбанковских кредитов,
Ø рынок кредита, предоставляемого центральным банком коммерческим банкам,
Ø рынок частных займов.
Все эти рынки характеризуются различным уровнем организации и концентрации операций. Однако в связи с тем, что различные каналы передачи денежных средств являются для заемщиков альтернативными, норма процента на всех рынках.
На спрос и предложение денег оказывает влияние и величина процента. Рост процентов по ссудам усиливает предложение денег. Фирмы отказываются от сравнимых по эффективности, но недостаточно надежных проектов, которые могли бы реализовать сами, и отдают деньги в ссуду. Домохозяйства могут отложить дорогостоящие покупки или пренебречь риском возврата средств, заинтересовавшись доходами от сдачи денег в ссуду.
Спрос на деньги в целом зависит от величины номинального национального дохода (прямая зависимость), скорости оборота денег (обратная зависимость).
Спрос на деньги (MD) - в части, которая обслуживает расчеты, - может быть вьтажен сЬоомулой:
где Р - уровень цен,
Y - реальный национальный доход,
V - количество оборотов, которое в среднем совершает каждая единица денежной массы в течение года.
Предложение денег (Ms) зависит от величины банковских резервов и нормы резервирования и может быть выражено формулой:
где R - банковские резервы,
г - уровень обязательных резервов.
В графической (кейнсианской) модели рынка денег рассмотрим движение спроса и предложения денег (рис. 1, 2). Кривая спроса на деньги (MD) имеет отрицательный наклон. При росте национального дохода и при уменьшении скорости оборота денег кривая спроса сдвигается вправо вверх и приводит к росту нормы процента (см. рис. 1
Количество денег в обращении (QM) Рис. 2. Изменения спроса на деньги
Количество денег в обращении (QM)
Рис. 2. Изменение предложения денег
Кривая предложения денег (M
s) представлена вертикальной линией, что отражает политику центрального банка по поддержанию на определенном уровне величины денежной массы (см. рис. 2). Модель показывает, что рост предложения денежной массы, отражающийся в виде правостороннего сдвига кривой предложения денег приводит к понижению нормы процента, и наоборот.
Например, операции ЦБ по покупке ценных бумаг приводят к возникновению у коммерческих банков избыточных резервов, которые они будут стремиться сдать в ссуду. В итоге проценты по кредитам начнут снижаться, альтернативная стоимость хранения денег понизится. Это, в свою очередь, побуждает население держать сбережения в форме наличных денег.
3. Кредит: экономическое содержание и формы проявления
Кредит - форма предоставления финансовых средств (капитала) одним субъектом экономики другому на основе срочности, возвратности и платности.
В условиях рыночной экономики временно свободные денежные средства не могут лежать неподвижно. Факт частной собственности на данные ресурсы побуждает к поиску выгодного их применения.
Практика использования кредитных ресурсов привела со иременем к возникновению разнообразных форм кредита (схема 7).