Типы организации предприятий

В промышленном производстве стран с развитой рыночной экономикой используются многообразные формы оргаизации бизнеса. В целом можно выделить три основные организационно-правовые формы предприятий: индивиду­альное предприятие; товарищество (партнерство); акцио­нерное общество (корпорация) (схема б)1.

Схема 6

 

 

 

ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ФОРМЫ (ТИПЫ) ПРЕДПРИЯТИЙ
  1. Индивидуальное предприятие Малые и средние предприятия
2. Товарищество (партнерство) Малые и средние предприятия
3. Акционерное общество (корпорация) Крупные предприятия

На форму организации предприятия определяющее влияние оказывает его размер. Малые и средние предприя­тия работают в форме индивидуального предприятия или то­варищества. Большинство крупных фирм организовано в виде акционерных обществ (корпораций).

Исторически первой и единственной формой предприятия на протяжении долгих веков был малый бизнес, поскольку крупные предприятия появились лишь в XIX в.

В использовании терминологии, обозначающей типы предприятий, на­блюдается различие между Западной Европой и США. Термин «корпо­рация» заменил в США понятие «акционерное общество». Однако он имеет более широкое значение и обозначает крупную фирму, созданную на корпорационных, т.е. объединяющих началах. Подчеркивание юри­дической формы организации (акционерной) в данном случае не прово­дится. В российской экономической печати выбор варианта термина за­висит от предпочтений автора. Никаких пояснений авторы, к сожале­нию, не приводят. Так, в работах ГУ - Высшей школы экономики (напри-Мер, в учебнике по микроэкономике Р.М.Нуреева) используется амери­канский вариант терминологии; в большинстве других учебников - за­падноевропейский.

Напомним, что рубеж двух столетий (XIX и XX вв.) пр0. шел под знаком очень быстрой экспансии крупных компаний1 В итоге их позиции настолько окрепли, что создались условия для высокой степени монополизации и вытеснения в ряде от­раслей мелкого и среднего бизнеса. Дело стало кардинальным образом меняться после «Великой депрессии», т.е. мирового кризиса 1929-1933 гг. Правительствам (прежде всего в США) пришлось встать на защиту мелкого и среднего пред­принимательства. Были созданы специальные ведомства по поддержке мелкого бизнеса, усилены меры против монопо­лизации. Однако еще более важным, объективно действующим фактором явилось то, что развернулся процесс изменения технологии во многих отраслях производства. Результатом явилось то, что XX в. стал веком активного развития мелкого и среднего бизнеса во всех ведущих странах мира.

В качестве иллюстрации отметим: 60% ВВП экономиче­ского лидера Западной Европы - Германии - создается на ма­лых и средних предприятиях.

Параллельно этому шел (но под внимательным контролем правительств) процесс формирования крупных корпораций -преимущественно в форме ТНК и ТНБ. Разрешения на круп­номасштабную интернациональную деятельность выдава-1 лись достаточно легко в связи с резко возросшей международ­ной конкуренцией (в частности, со стороны новых индустри­альных стран и на уровне экономических отношений между тремя блоками стран в мире).

Обращаясь теперь к более конкретным аспектам деятель­ности малых предприятий, обозначим совокупность их силь­ных сторон, что, помимо государственной поддержки, стало ведущим условием их жизнеспособности (схема 7).

Распространенной формой организации малого бизнеса является индивидуальное предприятие (схема 8).

Этот факт привел к формированию у В.И.Ленина убеждения в том, что социализм в СССР следует создавать по типу «единой фабрики». Чем круп­нее предприятие, тем оно эффективнее и легче управляется! Написанная в середине 20-х гг. работа советского экономиста А.В. Чаянова (1888-1937) об оптимальном размере предприятий была в течение 50 лет под запретом, а сам автор расстрелян

Схема 7
МАЛЫЕ ПРЕДПРИЯТИЯ (как общее понятие)
  Преимущества их деятельности
  • Гибкость и динамичность • Меньший объем капиталовложений • Быстрота осуществления технического перевооружения • Инновативность • Творческая атмосфера работы
  Недостатки их деятельности
  • Высокая «смертность» на ранних этапах существования
     

 

Схема 8
ИНДИВИДУАЛЬНОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ (как организационная форма)
  Преимущества его деятельности
  • Самостоятельность в принятии решений • Хозяин - единственный получатель прибыли • Упрощенное ведение бухгалтерского учета • Простота в открытии и ликвидации предприятия
  Недостатки его деятельности
  • Неограниченная ответственность (включая личное имущество)
     

Отметим, что в российской экономике в настоящее время достаточно заметно используется данная форма предприятия (в двух ее разновидностях: ИТД и ИЧП). Однако общая масш­табность функционирования индивидуального предприятия пока еще далека от желаемого уровня. Можно отметить не­сколько причин, обусловливающих сдержанные темпы раз­вития малого бизнеса в России:

• трудность получения заемных средств,

• отсутствие должной поддержки со стороны государства,

• бюрократическое давление со стороны разных инстан­ций,

особенности менталитета значительной части населения (не склонного к предпринимательской деятельности).

Малый бизнес - часто выступает начальной формой су­ществования бизнеса. Внутренняя природа рыночного инсти­тута побуждает к экспансии. Однако дальнейший рост пред. приятия требует дополнительного привлечения капитала Необходимый капитал можно получить с помощью участия других лиц - товарищей. Формы организации товарищества и их характерные особенности можно увидеть на схеме 9.

Схема 9

 

ТОВАРИЩЕСТВО (как организационная форма и его виды)
  Полные товарищества
    • Полная солидарная ответственность участников
  Товарищества с ограниченной ответственностью
    • Ответственность, ограниченная капиталом предприятия
  Смешанные товарищества
    Полные участники: • Полная ответственность Вкладчики: • Ограничение ответствен­ности величиной вклада

Крупный бизнес организуется в форме акционерных обществ, или корпораций (схема 10).

Схема 10

 

АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО (как организационная форма)
  Преимущества его деятельности
    • Возможность привлечения крупных финансовых ресурсов • Ограниченность риска акционеров суммой вклада в АО • Использование профессионального менеджмента в управлении
  Недостатки его деятельности
    • Бюрократизация • Слабый контроль акционеров за деятельностью АО • Действие менеджеров в ущерб АО и акционерам • Двойное налогообложение прибыли АО • Высокие затраты при организации и ликвидации предприятия

 

 

Конкуренция и стремление фирм к экспансии побуждают их к созданию объединений (схема 11). Данный институт пред­ставляет собой группу фирм (внутри каждой из которых дей­ствует принцип иерархии). Взаимодействие между фирмами осуществляется через рынок (спонтанный порядок), но в пре­делах общей стратегии. Стратегия объединения способствует снижению трансакционных издержек.

Схема 11

ОБЪЕДИНЕНИЕ ПРЕДПРИЯТИЙ (как институт)
  Общая характеристика Сочетание элементов стихий­ного порядка и иерархии
  Форма организации Картели, синдикаты, концер­ны, финансово-промышлен­ные группы (ФПГ)
  Преимущества их деятельности
  Ø Возможность аккумуляции крупных финансовых ре­сурсов Ø Благоприятные условия для инвестиционной деятель­ности Ø Повышение конкурентоспособности и возможностей экспансии Ø Возможность межотраслевого перераспределения ре­сурсов Ø Поддержка НИОКР
  Недостатки их деятельности
  • Стремление к монополизации
  • Стремление и возможности получения властных функ­ций в обществе
       

 

В некоторых случаях в качестве предпринимателя может выступать государство (схема 12). На государственных пред­приятиях мотив получения прибыли не является приоритет­ным. Скорее, стремление к максимизации прибыли служит сильным дисциплинирующим фактором, а именно заставляет снижать издержки, стремиться ни в каких случаях не упускать выгодных заказов.

Резюмируя разговор о природе фирмы и о ее формах, отметим еще одно важное положение, связанное с ситуацией в России.

 

Схама 12

ГОСУДАРСТВО-ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬ
  Сферы деятельности
    • Важнейшие для экономической и военной безопасно­сти страны отрасли • Естественные монополии • Убыточные отрасли

 

Одна из крупных проблем развития экономики нашей стра­ны - отсутствие так называемого кругооборота предприятий. Точнее говоря, он существует, однако - в достаточно малых масштабах. Природа рыночной экономики предполагает по­стоянный процесс рождения новых фирм и « выбраковки» не­конкурентоспособных предприятий. В США, например, в ежегодном «кругообороте» участвуют примерно 300 тыс. фирм (количество заново создаваемых на небольшую величи­ну превышает число исчезающих предприятий).

Этот процесс естественного «движения материи» имеет огромные достоинства (которые, как правило, выше издер­жек). Рождение новых производств связано, обычно, с исполь­зованием новых технологий (в области производства, серви­са, информации). Кругооборот такого типа становится источ­ником обновления экономики. Согласно выводам американ­ских аналитиков, именно высокая скорость смены фирм в США является одним из ведущих факторов, обеспечивающих данной стране самый передовой технологический уровень в мире. Напомним, что явление новая экономика возникло во второй половине XX в. именно в США!

Процесс смены фирм в Западной Европе и Японии проис­ходит более медленно. Россия, идущая по рыночному пути всего лишь второе десятилетие, с трудом осваивает этот про­цесс. Существует несколько причин «замедленной оборачи­ваемости» предприятий в нашей стране:

Øмедленное вызревание правовых основ банкротства пред­приятий,

директорский корпус старых крупных промышленных предприятий достаточно консервативен (предпринима­тельское мышление рождается не сразу),

 

 

Øв менталитете преобладают групповые психологические ориентиры (предпринимательство же ориентировано на индивидуалистическое мышление),

Øстремление не допускать массовую безработицу приводи­ло к тому, что предприятия (даже терпящие убытки) стре­мились различными способами сохранить свои кадры и не доводить дело до юридического закрытия производства.

4* Финансовый рынок: источник инвестиций для фирмы

Любое предприятие в какой-то момент времени может столкнуться с проблемой недостаточности средств, необходи­мых для его развития. Решить финансовые проблемы воз­можно, если использовать два пути: привлекать средства из внутренних и/или из внешних источников (схема 13).

Схема 13
ИСТОЧНИКИ ИНВЕСТИЦИЙ ДЛЯ ФИРМЫ
  Внутренние • Амортизационные отчисления • Прибыль
Внешние • Финансовый рынок Ø Рынок банковских кредитов Ø Рынок ценных бумаг

 

Соотношение между собственными и внешними средства­ми может быть различным. В США, например, крупные кор­порации в значительной мере обладают собственными финан­совыми источниками(что позволило уже в начале 80-х гг. дис­кутировать вопрос о так называемом самофинансировании). В российской экономике доля собственных ресурсов также от­носительно велика. В условиях же Западной Европы ситуа­ция иная. Для экономик этих стран типично преобладание небольших фирм, для которых привлекаемые ресурсы игра­ют очень заметную роль. Так, в одной из ведущих стран За­падной Европы - Германии - доля собственных средств в об­щей сумме ресурсов фирмы - менее 20%.

Недостающий объем финансовых ресурсов предприятие может получить, используя внешние источники финансирова-

 

ния, т.е., прибегая к помощи финансового рынка. Истинное предназначение финансового рынка заключается в аккумулд. ции сбережений экономических субъектов и использовании этих средств для создания нового капитала. На практике фи. нансовый рынок представлен различными кредитно-финансо. выми учреждениями, направляющими потоки финансовых ре­сурсов от собственников денежных средств к их заемщикам а обратно. Финансовый рынок включает две составляющие; рынок банковских кредитов и рынок ценных бумаг.

Привлечение средств через рынок банковских кредитов предполагает выполнение предприятием ряда условий. Пред-приятие вынуждено предоставить в банк целый комплект до­кументов, подтверждающих его финансовую устойчивость, «кредитную историю» (картину развития кредитоспособности предприятия как заемщика), наличие залога, поручительства.

С помощью рынка ценных бумаг становится возможным организовать приток инвестиций в приоритетные сферы air направления экономики, осуществить эффективный перелив капитала между отраслями. В настоящее время рынок цен­ных бумаг завоевывает позиции одного из наиболее перспек­тивных инструментов привлечения компаниями финансовых средств для будущего развития.

Выпуская акции и облигации, компании получают воз­можность привлекать денежные средства множества инвес­торов, аккумулировать большие суммы и при этом на про­должительный срок (схема 14).

Схема 14

 

ЦЕННЫЕ БУМАГИ (акции и облигации)
  Общая характери­стика Финансовые документы, в которых зафикси­рованы имущественные права их владельцев
    Виды ценных бумаг Акции Свидетельствуют о внесении определенной суммы в капи­тал АО
        Облигации Удостоверяют отношение займа между их владельцем и предприятием-эмитентом

 

 

Рынок ценных бумаг подразделяется на первичный и вто­ричный. Первичный рынок включает операции по первично­му размещению ценных бумаг предприятием-эмитентом. Все последующие действия с ценными бумагами совершаются на вторичном рынке, ярким представителем которого является фондовая биржа.

Фондовая биржа необходима для обеспечения быстрой, надежной и эффективной перепродажи ценных бумаг. Она выступает в качестве организатора проведения сделок между поставщиками капитала и его потребителями. Осуществле­ние деятельности фондовой биржей предполагает выполне­ние основных функций (схема 15).

Схема 15
ФОНДОВАЯ БИРЖА
  Общая характери­стика Организационный рынок купли-продажи ценных бумаг
Функции 3. Аккумулирование капитала 4. Межотраслевой перелив капитала

 

Основные понятия

• Фирма

• Предприятие

• Неоклассическая теория фирмы

• Институциональная теория фирмы

• Малый бизнес

• Малое предприятие

• Индивидуальное предприятие

• Товарищество (партнерство)

• Акционерное общество (корпорация)

• Объединение предприятий

• Финансово-промышленные группы

• Фондовая биржа

 

• Ценные бумаги

• Акции

• Облигации

Контрольные вопросы

1. В чем сходство и различие понятий «предприятие» и «фирма»?

2. Как соотносятся между собой понятия «фирма» и «рынок»? Ка­
кая теоретическая школа привнесла наибольший вклад в разви­
тие теории фирмы?

3. Что такое трансакционные издержки и какова их величина?

4. Объясните, почему фирма стала господствующей формой органи­
зации производства в рыночной экономике?

5. Почему в экономике существуют разные типы фирм? Назовите ос­
новные организационно-правовые формы предприятий в россий­
ской экономике. Какие из них кажутся вам наиболее важными
для нашей страны?

6. Укажите преимущества и недостатки каждой организационно-пра­
вовой формы предприятия.

7. Почему крупный бизнес чаще всего имеет форму акционерного об­
щества? Как управляется АО?

8. Объясните, почему возникают объединения предприятий. Сложи­
лись ли такие объединения в России?

9. Чем, по вашему мнению, объясняется тот факт, что в современ­
ной мировой экономической литературе проблема финансово-про­
мышленных групп рассматривается очень мало? Почему эта про­
блема возникла в середине 1990-х гг. в переходной экономике
России?

 

10. Можно ли провести аналогию между формированием понятия «фи­
нансовый капитал» в 20-е гг. XX в. в развитых странах и создани­
ем в 90-е гг. того же столетия ФПГ в России?

11. Чем продиктована необходимость государственного предпринима­
тельства в нашей стране?

12. Что обозначает термин «унитарное предприятие » ? Используется
ли данный термин в практике других стран?

13. В каких областях происходит «специализация» государственного
предпринимательства?

14. Какие функции выполняет рынок ценных бумаг в развитых рЫ"
ночных экономиках и в России? Прокомментируйте роль бирже"
вых спекуляций в нашей стране.

 

Список рекомендуемой учебной литературы

• Курс экономической теории /Под ред. М.Н.Чепурина, Е.А.Кисе- левой. - Киров: АСА, 2002. - Гл. 9.

• Микроэкономика: практический подход (Managerial Economics)/ Учебник/Под ред. А.Г. Грязновой и А.Ю. Юданова. - М.: КНО- РУС, 2004. - Гл. 15.

• Микроэкономика. Теория и российская практика / Под ред. А.Г.Гряз­новой, А.Ю. Юданова - М.: КНОРУС, 2004. - Гл. 13.

• Нуреев Р.М. Курс микроэкономики. - М.: Норма, 2002. - Гл.6.

• Экономика /Под ред. А.С. Булатова. - М.: Юристъ, 2002. - Гл. 27.

• Экономическая теория/Под ред. А.Г. Грязновой, Т.В. Чечелевой. - М.: Экзамен, 2003. - Гл. 11.

Дополнительная литература

• Беляева И.Ю., Эскиндаров МЛ. Капитал финансово-промышлен­ных корпоративных структур: теория и практика. - М.: ИНФРА-М, 2001. - Раздел 1.

• Коуз Р. Фирма, рынок и право. - М.: ДЕЛО Лтд, Catallaxy, 1993.

• Нельсон Р.Р. Почему фирмы отличаются друг от друга и какое это имеет значение? // Уроки организации бизнеса / Сост. А.А. Де­мин, B.C. Катькало. - СПб.: Лениздат, 1994. - С. 63-89.

• Уилъямсон О.И. Фирма и рынок // Современная экономическая мысль. - М.: Прогресс, 1981. - С. 271-297.

Схема-резюме
ФИРМА КАК ПОНЯТИЕ: подходы различных школ
Позиция неоклассической школы
  Понятие Субъект экономики
Целевая задача (как цент­ральная категория) Обеспечение максимальной прибыли
Характери­стика деятельно­сти фирмы Стратегия фирмы: • Эффективное использование всех фак­торов производства (труда, капитала, земли) • Разработка стратегической линии эко­номической политики фирмы (марке­тинг, диверсификация, структурная перестройка)

Окончание схемы-резюме

    Тактика фирмы: • Оперативный менеджмент
Объедине­ния фирм как форма экономиче­ской экспан­сии Объединения без переплетения капита­
лов: Ø Картели Ø Синдикаты Объединения с помощью переплетения
капиталов: Ø Концерны Ø Тресты
Соучастие фирмы и государства Государство не должно вмешиваться в процесс принятия решений в частном секторе. Фирма - независимый субъект. Задача государства - создание экономи­ческой и социальной инфраструктуры (как благоприятного условия для инвес­тиционной деятельности частной эконо­мики)
Позиция институциональной школы
  Понятие Фирма - институт, который позволяет достигать экономии издержек в рамках иерархической организации
Целевая задача (как цент­ральная категория) Сокращение трансакционных издержек
Юридиче­ские формы организации фирмы (предприя­тия) Принятые обозначения в Западной
Европе: Ø Индивидуальное предприятие Ø Общества Ø Акционерные общества Принятые обозначения в США: Ø Индивидуальное предприятие Ø Партнерства Ø Корпорации
Соучастие фирмы и государства Государство должно достаточно активно использовать свои властные полномочия для обеспечения эффективного правово­го поля (что позволяет снижать трансак- ционные издержки)

 

Приложение

КРУПНЕЙШИЕ КОМПАНИИ РОССИИ (по состоянию в 2004 г.)
Место компании в списке 200 круп­нейших Название компании Отрасль Капитали­зация (млн. долл.)
Десятка крупнейших компаний
«Газмпром» Нефтегазовая 46 660,5
«ЛУКойл» Нефтегазовая 24 967,1
« Сургутнефтегаз » Нефтегазовая 24 815,3
«Мобильные телесистемы» Телекоммуникации и связь 13 081,6
«Сибнефть» Нефтегазовая 12 738,4
ГМК «Норильский никель» Цветная металлургия 11 962,1
РАО «ЕЭС России» Электроэнергетика 10 884,3
ЮКОС Нефтегазовая 9 114,7
Сбербанк России Банки 7 430,6
Тюменская неф­тяная компания Нефтегазовая 6 105,1
Прочие компании
Пивоваренная ком­пания «Балтика» Пищевая промышленность 1 542,6
«Ростелеком» Телекоммуникации и связь 1 469,4
«Аэрофлот - Рос­сийские авиалинии» Транспорт 1 142,2
АвтоВАЗ Машиностроение 641,9
КамАЗ Машиностроение 259,1
Жигулевская ГЭС Электроэнергетика 185,6
ГАЗ Машиностроение 129,5
ГУМ Розничная торговля 89,2
ЦУМ Розничная торговля 33,3
Использованная в основе рейтинга капитализация компаний пред­ставляет собой стоимость обыкновенных акций компаний (которая рассчитывается как произведение числа акций на их рыночную цену)

Источник: Эксперт, 2004. - № 37.- С. 176-183.