Типы организации предприятий
В промышленном производстве стран с развитой рыночной экономикой используются многообразные формы оргаизации бизнеса. В целом можно выделить три основные организационно-правовые формы предприятий: индивидуальное предприятие; товарищество (партнерство); акционерное общество (корпорация) (схема б)1.
Схема 6
ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ФОРМЫ (ТИПЫ) ПРЕДПРИЯТИЙ | ||
1. Индивидуальное предприятие | Малые и средние предприятия | |
2. Товарищество (партнерство) | Малые и средние предприятия | |
3. Акционерное общество (корпорация) | Крупные предприятия |
На форму организации предприятия определяющее влияние оказывает его размер. Малые и средние предприятия работают в форме индивидуального предприятия или товарищества. Большинство крупных фирм организовано в виде акционерных обществ (корпораций).
Исторически первой и единственной формой предприятия на протяжении долгих веков был малый бизнес, поскольку крупные предприятия появились лишь в XIX в.
В использовании терминологии, обозначающей типы предприятий, наблюдается различие между Западной Европой и США. Термин «корпорация» заменил в США понятие «акционерное общество». Однако он имеет более широкое значение и обозначает крупную фирму, созданную на корпорационных, т.е. объединяющих началах. Подчеркивание юридической формы организации (акционерной) в данном случае не проводится. В российской экономической печати выбор варианта термина зависит от предпочтений автора. Никаких пояснений авторы, к сожалению, не приводят. Так, в работах ГУ - Высшей школы экономики (напри-Мер, в учебнике по микроэкономике Р.М.Нуреева) используется американский вариант терминологии; в большинстве других учебников - западноевропейский.
Напомним, что рубеж двух столетий (XIX и XX вв.) пр0. шел под знаком очень быстрой экспансии крупных компаний1 В итоге их позиции настолько окрепли, что создались условия для высокой степени монополизации и вытеснения в ряде отраслей мелкого и среднего бизнеса. Дело стало кардинальным образом меняться после «Великой депрессии», т.е. мирового кризиса 1929-1933 гг. Правительствам (прежде всего в США) пришлось встать на защиту мелкого и среднего предпринимательства. Были созданы специальные ведомства по поддержке мелкого бизнеса, усилены меры против монополизации. Однако еще более важным, объективно действующим фактором явилось то, что развернулся процесс изменения технологии во многих отраслях производства. Результатом явилось то, что XX в. стал веком активного развития мелкого и среднего бизнеса во всех ведущих странах мира.
В качестве иллюстрации отметим: 60% ВВП экономического лидера Западной Европы - Германии - создается на малых и средних предприятиях.
Параллельно этому шел (но под внимательным контролем правительств) процесс формирования крупных корпораций -преимущественно в форме ТНК и ТНБ. Разрешения на крупномасштабную интернациональную деятельность выдава-1 лись достаточно легко в связи с резко возросшей международной конкуренцией (в частности, со стороны новых индустриальных стран и на уровне экономических отношений между тремя блоками стран в мире).
Обращаясь теперь к более конкретным аспектам деятельности малых предприятий, обозначим совокупность их сильных сторон, что, помимо государственной поддержки, стало ведущим условием их жизнеспособности (схема 7).
Распространенной формой организации малого бизнеса является индивидуальное предприятие (схема 8).
Этот факт привел к формированию у В.И.Ленина убеждения в том, что социализм в СССР следует создавать по типу «единой фабрики». Чем крупнее предприятие, тем оно эффективнее и легче управляется! Написанная в середине 20-х гг. работа советского экономиста А.В. Чаянова (1888-1937) об оптимальном размере предприятий была в течение 50 лет под запретом, а сам автор расстрелян
Схема 7
|
Схема 8
|
Отметим, что в российской экономике в настоящее время достаточно заметно используется данная форма предприятия (в двух ее разновидностях: ИТД и ИЧП). Однако общая масштабность функционирования индивидуального предприятия пока еще далека от желаемого уровня. Можно отметить несколько причин, обусловливающих сдержанные темпы развития малого бизнеса в России:
• трудность получения заемных средств,
• отсутствие должной поддержки со стороны государства,
• бюрократическое давление со стороны разных инстанций,
особенности менталитета значительной части населения (не склонного к предпринимательской деятельности).
Малый бизнес - часто выступает начальной формой существования бизнеса. Внутренняя природа рыночного института побуждает к экспансии. Однако дальнейший рост пред. приятия требует дополнительного привлечения капитала Необходимый капитал можно получить с помощью участия других лиц - товарищей. Формы организации товарищества и их характерные особенности можно увидеть на схеме 9.
Схема 9
ТОВАРИЩЕСТВО (как организационная форма и его виды) | |||
Полные товарищества | |||
• Полная солидарная ответственность участников | |||
Товарищества с ограниченной ответственностью | |||
• Ответственность, ограниченная капиталом предприятия | |||
Смешанные товарищества | |||
Полные участники: • Полная ответственность | Вкладчики: • Ограничение ответственности величиной вклада |
Крупный бизнес организуется в форме акционерных обществ, или корпораций (схема 10).
Схема 10
АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО (как организационная форма) | ||
Преимущества его деятельности | ||
• Возможность привлечения крупных финансовых ресурсов • Ограниченность риска акционеров суммой вклада в АО • Использование профессионального менеджмента в управлении | ||
Недостатки его деятельности | ||
• Бюрократизация • Слабый контроль акционеров за деятельностью АО • Действие менеджеров в ущерб АО и акционерам • Двойное налогообложение прибыли АО • Высокие затраты при организации и ликвидации предприятия |
Конкуренция и стремление фирм к экспансии побуждают их к созданию объединений (схема 11). Данный институт представляет собой группу фирм (внутри каждой из которых действует принцип иерархии). Взаимодействие между фирмами осуществляется через рынок (спонтанный порядок), но в пределах общей стратегии. Стратегия объединения способствует снижению трансакционных издержек.
Схема 11
ОБЪЕДИНЕНИЕ ПРЕДПРИЯТИЙ (как институт) | |||
Общая характеристика | Сочетание элементов стихийного порядка и иерархии | ||
Форма организации | Картели, синдикаты, концерны, финансово-промышленные группы (ФПГ) | ||
Преимущества их деятельности | |||
Ø Возможность аккумуляции крупных финансовых ресурсов Ø Благоприятные условия для инвестиционной деятельности Ø Повышение конкурентоспособности и возможностей экспансии Ø Возможность межотраслевого перераспределения ресурсов Ø Поддержка НИОКР | |||
Недостатки их деятельности | |||
• Стремление к монополизации | |||
• Стремление и возможности получения властных функций в обществе | |||
В некоторых случаях в качестве предпринимателя может выступать государство (схема 12). На государственных предприятиях мотив получения прибыли не является приоритетным. Скорее, стремление к максимизации прибыли служит сильным дисциплинирующим фактором, а именно заставляет снижать издержки, стремиться ни в каких случаях не упускать выгодных заказов.
Резюмируя разговор о природе фирмы и о ее формах, отметим еще одно важное положение, связанное с ситуацией в России.
Схама 12
ГОСУДАРСТВО-ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬ | ||
Сферы деятельности | ||
• Важнейшие для экономической и военной безопасности страны отрасли • Естественные монополии • Убыточные отрасли |
Одна из крупных проблем развития экономики нашей страны - отсутствие так называемого кругооборота предприятий. Точнее говоря, он существует, однако - в достаточно малых масштабах. Природа рыночной экономики предполагает постоянный процесс рождения новых фирм и « выбраковки» неконкурентоспособных предприятий. В США, например, в ежегодном «кругообороте» участвуют примерно 300 тыс. фирм (количество заново создаваемых на небольшую величину превышает число исчезающих предприятий).
Этот процесс естественного «движения материи» имеет огромные достоинства (которые, как правило, выше издержек). Рождение новых производств связано, обычно, с использованием новых технологий (в области производства, сервиса, информации). Кругооборот такого типа становится источником обновления экономики. Согласно выводам американских аналитиков, именно высокая скорость смены фирм в США является одним из ведущих факторов, обеспечивающих данной стране самый передовой технологический уровень в мире. Напомним, что явление новая экономика возникло во второй половине XX в. именно в США!
Процесс смены фирм в Западной Европе и Японии происходит более медленно. Россия, идущая по рыночному пути всего лишь второе десятилетие, с трудом осваивает этот процесс. Существует несколько причин «замедленной оборачиваемости» предприятий в нашей стране:
Øмедленное вызревание правовых основ банкротства предприятий,
директорский корпус старых крупных промышленных предприятий достаточно консервативен (предпринимательское мышление рождается не сразу),
Øв менталитете преобладают групповые психологические ориентиры (предпринимательство же ориентировано на индивидуалистическое мышление),
Øстремление не допускать массовую безработицу приводило к тому, что предприятия (даже терпящие убытки) стремились различными способами сохранить свои кадры и не доводить дело до юридического закрытия производства.
4* Финансовый рынок: источник инвестиций для фирмы
Любое предприятие в какой-то момент времени может столкнуться с проблемой недостаточности средств, необходимых для его развития. Решить финансовые проблемы возможно, если использовать два пути: привлекать средства из внутренних и/или из внешних источников (схема 13).
Схема 13
|
Соотношение между собственными и внешними средствами может быть различным. В США, например, крупные корпорации в значительной мере обладают собственными финансовыми источниками(что позволило уже в начале 80-х гг. дискутировать вопрос о так называемом самофинансировании). В российской экономике доля собственных ресурсов также относительно велика. В условиях же Западной Европы ситуация иная. Для экономик этих стран типично преобладание небольших фирм, для которых привлекаемые ресурсы играют очень заметную роль. Так, в одной из ведущих стран Западной Европы - Германии - доля собственных средств в общей сумме ресурсов фирмы - менее 20%.
Недостающий объем финансовых ресурсов предприятие может получить, используя внешние источники финансирова-
ния, т.е., прибегая к помощи финансового рынка. Истинное предназначение финансового рынка заключается в аккумулд. ции сбережений экономических субъектов и использовании этих средств для создания нового капитала. На практике фи. нансовый рынок представлен различными кредитно-финансо. выми учреждениями, направляющими потоки финансовых ресурсов от собственников денежных средств к их заемщикам а обратно. Финансовый рынок включает две составляющие; рынок банковских кредитов и рынок ценных бумаг.
Привлечение средств через рынок банковских кредитов предполагает выполнение предприятием ряда условий. Пред-приятие вынуждено предоставить в банк целый комплект документов, подтверждающих его финансовую устойчивость, «кредитную историю» (картину развития кредитоспособности предприятия как заемщика), наличие залога, поручительства.
С помощью рынка ценных бумаг становится возможным организовать приток инвестиций в приоритетные сферы air направления экономики, осуществить эффективный перелив капитала между отраслями. В настоящее время рынок ценных бумаг завоевывает позиции одного из наиболее перспективных инструментов привлечения компаниями финансовых средств для будущего развития.
Выпуская акции и облигации, компании получают возможность привлекать денежные средства множества инвесторов, аккумулировать большие суммы и при этом на продолжительный срок (схема 14).
Схема 14
ЦЕННЫЕ БУМАГИ (акции и облигации) | |||
Общая характеристика | Финансовые документы, в которых зафиксированы имущественные права их владельцев | ||
Виды ценных бумаг | Акции | Свидетельствуют о внесении определенной суммы в капитал АО | |
Облигации | Удостоверяют отношение займа между их владельцем и предприятием-эмитентом |
Рынок ценных бумаг подразделяется на первичный и вторичный. Первичный рынок включает операции по первичному размещению ценных бумаг предприятием-эмитентом. Все последующие действия с ценными бумагами совершаются на вторичном рынке, ярким представителем которого является фондовая биржа.
Фондовая биржа необходима для обеспечения быстрой, надежной и эффективной перепродажи ценных бумаг. Она выступает в качестве организатора проведения сделок между поставщиками капитала и его потребителями. Осуществление деятельности фондовой биржей предполагает выполнение основных функций (схема 15).
Схема 15
|
Основные понятия
• Фирма
• Предприятие
• Неоклассическая теория фирмы
• Институциональная теория фирмы
• Малый бизнес
• Малое предприятие
• Индивидуальное предприятие
• Товарищество (партнерство)
• Акционерное общество (корпорация)
• Объединение предприятий
• Финансово-промышленные группы
• Фондовая биржа
• Ценные бумаги
• Акции
• Облигации
Контрольные вопросы
1. В чем сходство и различие понятий «предприятие» и «фирма»?
2. Как соотносятся между собой понятия «фирма» и «рынок»? Ка
кая теоретическая школа привнесла наибольший вклад в разви
тие теории фирмы?
3. Что такое трансакционные издержки и какова их величина?
4. Объясните, почему фирма стала господствующей формой органи
зации производства в рыночной экономике?
5. Почему в экономике существуют разные типы фирм? Назовите ос
новные организационно-правовые формы предприятий в россий
ской экономике. Какие из них кажутся вам наиболее важными
для нашей страны?
6. Укажите преимущества и недостатки каждой организационно-пра
вовой формы предприятия.
7. Почему крупный бизнес чаще всего имеет форму акционерного об
щества? Как управляется АО?
8. Объясните, почему возникают объединения предприятий. Сложи
лись ли такие объединения в России?
9. Чем, по вашему мнению, объясняется тот факт, что в современ
ной мировой экономической литературе проблема финансово-про
мышленных групп рассматривается очень мало? Почему эта про
блема возникла в середине 1990-х гг. в переходной экономике
России?
10. Можно ли провести аналогию между формированием понятия «фи
нансовый капитал» в 20-е гг. XX в. в развитых странах и создани
ем в 90-е гг. того же столетия ФПГ в России?
11. Чем продиктована необходимость государственного предпринима
тельства в нашей стране?
12. Что обозначает термин «унитарное предприятие » ? Используется
ли данный термин в практике других стран?
13. В каких областях происходит «специализация» государственного
предпринимательства?
14. Какие функции выполняет рынок ценных бумаг в развитых рЫ"
ночных экономиках и в России? Прокомментируйте роль бирже"
вых спекуляций в нашей стране.
Список рекомендуемой учебной литературы
• Курс экономической теории /Под ред. М.Н.Чепурина, Е.А.Кисе- левой. - Киров: АСА, 2002. - Гл. 9.
• Микроэкономика: практический подход (Managerial Economics)/ Учебник/Под ред. А.Г. Грязновой и А.Ю. Юданова. - М.: КНО- РУС, 2004. - Гл. 15.
• Микроэкономика. Теория и российская практика / Под ред. А.Г.Грязновой, А.Ю. Юданова - М.: КНОРУС, 2004. - Гл. 13.
• Нуреев Р.М. Курс микроэкономики. - М.: Норма, 2002. - Гл.6.
• Экономика /Под ред. А.С. Булатова. - М.: Юристъ, 2002. - Гл. 27.
• Экономическая теория/Под ред. А.Г. Грязновой, Т.В. Чечелевой. - М.: Экзамен, 2003. - Гл. 11.
Дополнительная литература
• Беляева И.Ю., Эскиндаров МЛ. Капитал финансово-промышленных корпоративных структур: теория и практика. - М.: ИНФРА-М, 2001. - Раздел 1.
• Коуз Р. Фирма, рынок и право. - М.: ДЕЛО Лтд, Catallaxy, 1993.
• Нельсон Р.Р. Почему фирмы отличаются друг от друга и какое это имеет значение? // Уроки организации бизнеса / Сост. А.А. Демин, B.C. Катькало. - СПб.: Лениздат, 1994. - С. 63-89.
• Уилъямсон О.И. Фирма и рынок // Современная экономическая мысль. - М.: Прогресс, 1981. - С. 271-297.
Схема-резюме
|
Окончание схемы-резюме
Тактика фирмы: • Оперативный менеджмент | ||
Объединения фирм как форма экономической экспансии | Объединения без переплетения капита | |
лов: Ø Картели Ø Синдикаты Объединения с помощью переплетения | ||
капиталов: Ø Концерны Ø Тресты | ||
Соучастие фирмы и государства | Государство не должно вмешиваться в процесс принятия решений в частном секторе. Фирма - независимый субъект. Задача государства - создание экономической и социальной инфраструктуры (как благоприятного условия для инвестиционной деятельности частной экономики) | |
Позиция институциональной школы | ||
Понятие | Фирма - институт, который позволяет достигать экономии издержек в рамках иерархической организации | |
Целевая задача (как центральная категория) | Сокращение трансакционных издержек | |
Юридические формы организации фирмы (предприятия) | Принятые обозначения в Западной | |
Европе: Ø Индивидуальное предприятие Ø Общества Ø Акционерные общества Принятые обозначения в США: Ø Индивидуальное предприятие Ø Партнерства Ø Корпорации | ||
Соучастие фирмы и государства | Государство должно достаточно активно использовать свои властные полномочия для обеспечения эффективного правового поля (что позволяет снижать трансак- ционные издержки) |
Приложение
КРУПНЕЙШИЕ КОМПАНИИ РОССИИ (по состоянию в 2004 г.) | |||
Место компании в списке 200 крупнейших | Название компании | Отрасль | Капитализация (млн. долл.) |
Десятка крупнейших компаний | |||
«Газмпром» | Нефтегазовая | 46 660,5 | |
«ЛУКойл» | Нефтегазовая | 24 967,1 | |
« Сургутнефтегаз » | Нефтегазовая | 24 815,3 | |
«Мобильные телесистемы» | Телекоммуникации и связь | 13 081,6 | |
«Сибнефть» | Нефтегазовая | 12 738,4 | |
ГМК «Норильский никель» | Цветная металлургия | 11 962,1 | |
РАО «ЕЭС России» | Электроэнергетика | 10 884,3 | |
ЮКОС | Нефтегазовая | 9 114,7 | |
Сбербанк России | Банки | 7 430,6 | |
Тюменская нефтяная компания | Нефтегазовая | 6 105,1 | |
Прочие компании | |||
Пивоваренная компания «Балтика» | Пищевая промышленность | 1 542,6 | |
«Ростелеком» | Телекоммуникации и связь | 1 469,4 | |
«Аэрофлот - Российские авиалинии» | Транспорт | 1 142,2 | |
АвтоВАЗ | Машиностроение | 641,9 | |
КамАЗ | Машиностроение | 259,1 | |
Жигулевская ГЭС | Электроэнергетика | 185,6 | |
ГАЗ | Машиностроение | 129,5 | |
ГУМ | Розничная торговля | 89,2 | |
ЦУМ | Розничная торговля | 33,3 | |
Использованная в основе рейтинга капитализация компаний представляет собой стоимость обыкновенных акций компаний (которая рассчитывается как произведение числа акций на их рыночную цену) |
Источник: Эксперт, 2004. - № 37.- С. 176-183.